logo
Макроэкономика Грязновой

Государство и рынок

Должно ли государство осуществлять вмешательство в экономику? Каковы его границы? А может ли оно в лице правительства вообще что-то улучшить в экономической ситуации, скорректировав ход экономических процессов? Вот далеко не полный перечень возникших по этому поводу сомнений.

Экономическая роль государства в национальной экономике, направления и мощность его вмешательства в рыночную систему – вопрос дискуссионный. Существует широкий спектр мнений на этот счет.

На одном полюсе находятся сторонники либерализма, выступающие за минимальное участие государства в экономике. Классик либерализма Людвиг фон Мизес считает, что государство должно защищать частную собственность и обеспечивать общие условия ее функционирования «чтобы ровный и мирный ход развития общества никогда не прерывался гражданскими войнами, революциями и восстаниями»6.

На другом полюсе – Дж. М. Кейнс и неокейнсианцы, выступающие за всеобъемлющее государственное регулирование и значительную государственную собственность.

Между этими крайними позициями существует еще много оттенков.

То есть, и по вопросу государственного вмешательства в рыночную экономику у макроэкономической теории однозначного ответа нет.

На практике в большинстве рыночных экономик роль государства довольно значительна. Поэтому в макроэкономической теории существенное место уделяется вопросам выработки целей, задач, инструментов и направлений государственного регулирования. И границы его в общем виде могут быть определены от противного: вмешательство допустимо до тех пределов, пока не подрываются рыночные механизмы.

Ответ на поставленный вопрос, разумеется, не столь однозначен. Мы вернемся к нему в соответствующей теме.

Основные направления макроэкономического анализа обобщены в схеме 1. (Вставка схема 1).