logo
Макроэкономика Грязновой

Трудности учета нерыночной продукции

ольшой вклад не поступающих на рынок благ в создание национального продукта сочетается со столь же большими трудностями в их учете.

Самой очевидной проблемой является отсутствие данных о невыходящих на рынок продуктах. Если фирма еще как-то сообщает о размерах своего незавершенного производства, то добиться от каждого владельца приусадебного хозяйства информации о том, сколько мешков картошки он накопал в этом году, невозможно. И уж совсем смешно ждать от домашней хозяйки статистики поджаренных за год омлетов или метража подметенных полов.

Однако дело не только в трудностях сбора информации. Вне рыночных условий еще труднее идентифицировать товары и услуги, поскольку не ясно, где начинается их производство, а где идет “просто жизнь” (Почесал себе нос - это услуга? Навоз от коровы - это производство удобрений?).

Наконец, сложна и количественная оценка не поступившей на рынок продукции. Какова рыночная цена оснастки конвейера для производства “ГАЗелей”, созданной, как известно, практически полностью собственными силами завода? Если не проводить специального аукциона (а ГАЗ, его проводить, конечно, не станет) ответ на этот вопрос может быть весьма приблизительным.