20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
Развитие рынка муниципальных облигаций было обусловлено стремлением местных администраций России привлечь на финансовом рынке заемные средства для финансирования дефицита территориальных бюджетов, а также средства для осуществления различных инвестиционных программ. Администрации субъектов России начали активно проводить эмиссию собственных облигаций, ряду регионов международными рейтинговыми агентствами были присвоены кредитные рейтинги, аналогичные уровню России. Была создана вполне удовлетворительная рыночная инфраструктура - прежде всего на Санкт-Петербургской валютной бирже, а также на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
Доходность муниципальных облигаций превышала доходность соответствующих им по срокам обращения федеральных облигаций. Процентные ставки различных муниципальных бумаг зависели от фундаментальных экономических показателей региона-эмитента, развития инфраструктуры рынка, на котором обращались облигации (электронная либо бумажная форма, уровень ликвидности, торговая площадка, доля иностранных инвестиций и пр.), а доходность различных муниципальных облигаций определенным образом коррелировала с уровнем риска инвестиций.
Ресурсная база для рынка муниципальных облигаций была практически аналогична базе федеральных облигаций и определялась составом участников рынка. Отличие в составе участников на данном сегменте финансового рынка от состава участников рынка ГКО/ОФЗ состояло в отсутствии ЦБ РФ и незначительных вложениях Сбербанка РФ. С данной точки зрения рынок муниципальных облигаций был в достаточной степени «рыночным» - эмитент не мог покупать собственные облигации за счет денежной эмиссии (как в случае с федеральными облигациями). Это означало, что регионы-эмитенты как при первичном размещении муниципальных облигаций, так и при регулировании вторичного рынка должны были следовать за конъюнктурой рынка федеральных облигаций: выполнять требования удовлетворительной ликвидности и доходности с определенной премией (размер которой определялся набором факторов, в частности финансовой ситуацией в стране, фундаментальными показателями региона-эмитента и др.).
Наивысшего уровня развития рынок муниципальных облигаций достиг в 1997 г. Прежде всего на фоне «эйфории» развития облигационного рынка в России, значительного расширения рынка ГКО/ОФЗ и массированного притока внешних портфельных инвестиций, снижения доходности федеральных облигаций до 17-19% годовых объем зарегистрированных в Минфине России проспектов эмиссий субфедеральных займов достиг 25 млрд руб. (4,5 млрд долл.). Объем муниципальных облигаций в обращении оценивался в тот период на уровне 1,5 млрд долл. Расширению данного рынка способствовало решение Минфина России о переоформлении в ценные бумаги задолженности субъектов России по товарным кредитам 1995-1997 гг. - так называемых «сельских» облигаций (или «агробондов»). Общая сумма данной задолженности составляла около 13 млрд руб., в 1997 г. удалось разместить соответствующие ценные бумаги на сумму 4 млрд руб. (около 650 млн долл.). Однако уже осенью 1997 г. рынок «сельских» облигаций как ликвидный рынок перестал существовать, а в самом начале лета 1998 г. по данным бумагам был объявлен дефолт задолго до 17 августа 1998 г.
Главной особенностью рынка муниципальных облигаций было то, что он являлся конкурирующим по отношению к рынку федеральных облигаций. Рынок муниципальных облигаций характеризовался вполне удовлетворительной ликвидностью, развитой рыночной инфраструктурой, рисками, сопоставимыми с аналогичными индикаторами по федеральным облигациям. Однако доходность по данному виду инструментов была выше, нежели по федеральным ценным бумагам. Внешние инвесторы, правда с некоторыми ограничениями, могли также покупать муниципальные облигации. Российские же коммерческие банки, имея достаточно дорогие привлеченные средства, изменяли структуру собственных портфелей в пользу более доходных муниципальных облигаций, одновременно сокращая портфель федеральных облигаций.
Динамика доходности муниципальных облигаций практически полностью определялась доходностью федеральных облигаций. Обратного влияния, учитывая обороты сравниваемых рынков, естественно, не могло быть (рис. 20.14).
Доходность муниципальных облигаций, учитывая отсутствие на данном сегменте финансового рынка государственных финансовых институтов, испытывала значительные колебания, но в целом следовала за динамикой доходности федеральных облигаций. Спрэды в доходности между различными видами региональных бумаг и ГКО/ОФЗ определялись рыночными характеристиками муниципальных облигаций, состоянием бюджетов территорий и, как следствие, составом участников рынка. В целом спрэды возрастали в периоды нестабильности на рынке федеральных облигаций (при падении цен на ГКО/ОФЗ цены на муниципальные облигации падали еще больше) и сокращались в стабильные периоды (рис. 20.15, 20.16).
Таким образом, значительное влияние рынка ГКО/ОФЗ на котировки муниципальных облигаций имело двоякий эффект. С одной стороны, снижение
доходности по федеральным облигациям в 1997 г. способствовало интенсивному притоку инвестиций на рынок муниципальных облигаций. Территориальные администрации получили возможность эмитировать значительный объем долговых обязательств со сравнительно низкой доходностью (правда, с незначительной «премией») относительно рынка федеральных облигаций. С другой стороны, нестабильность на рынке ГКО/ОФЗ, проявлявшаяся в падении цен на облигации, вызывала еще большую нестабильность на рынке муниципальных облигаций. В данной ситуации администрации территорий никак не могли воздействовать на конъюнктуру вторичного рынка облигаций. В периоды нестабильности эмитенты должны были либо откладывать первичные аукционы и погашать выпущенные ранее облигации из средств местных бюджетов, либо проводить первичное размещение новых выпусков облигаций на крайне невыгодных для себя условиях. В целом же региональные эмитенты не могли сопротивляться увеличению темпов инфляции и девальвации, а лишь пытались приспособиться к имеющимся условиям и выбрать удачный момент для размещения своих долговых бумаг.
Основные риски, с которыми сталкиваются инвесторы на рынке муниципальных облигаций, связаны с ликвидностью и вероятностью дефолта. При определенном развитии рыночной инфраструктуры риски, связанные с уровнем ликвидности, существенно снижаются. Особое значение имеет размер портфеля облигаций определенного региона, которым располагает тот или иной конкретный инвестор. Так, ряд крупных российских коммерческих банков реализовывали стратегию покупки подавляющей доли муниципальных облигаций одного региона (более 50 или даже 75% всех облигаций). Подобная стратегия предоставляла определенные преимущества. Во-первых, данный банк мог воздействовать на территориальную администрацию для получения премии при первичном размещении облигаций. Во-вторых, обладая решающей долей муниципальных облигаций региона, крупный коммерческий банк получал возможность реализовывать свои экономические интересы (преимущественное участие в региональных приватизационных программах, акционировании и контроле за региональными предприятиями при полной поддержке местных властей, использование средств местных бюджетов, создание местных филиалов и приоритетный выход на региональный рынок банковских услуг и пр.). Однако в качестве расплаты возникал риск, связанный с ликвидностью данных бумаг. Так, по ряду муниципальных облигаций вторичные торги происходили на крайне малых объемах, а к середине 1998 г. и вовсе выставлялись лишь индикативные котировки.
Риск дефолта по муниципальным облигациям сопоставим со страновым риском России, возможно, даже несколько ниже. Дело в том, что при объявлении дефолта по определенному виду муниципальных облигаций ожидания девальвации курса национальной валюты, ускорения инфляции, изменения условий для репатриации прибыли внешними инвесторами остаются неизменными. Более того, как показала практика российского финансового кризиса 1998-1999 гг., территориальные администрации при объявлении дефолта предлагают инвесторам различные варианты решения данной проблемы - например, использование взаимных зачетов на основе товарных схем, переоформление бумаг, передача муниципальной собственности вместо погашения облигаций. В случае же если в определенном банке имеются менеджеры, способные реализовывать подобные предложения, решение проблемы дефолта может быть более прибыльным, чем при простом погашении облигаций. Напротив, при суверенном дефолте инвесторы испытывают комплексное проявление финансового кризиса. Поэтому, учитывая обязательную «премию» по облигациям субъектов России, по сравнению с федеральными облигациями инвестиции в муниципальные бумаги более привлекательны.
Нестабильность на рынке федеральных облигаций - одна из причин дефолта по «сельским» облигациям, поскольку региональные администрации могли погасить данные облигации либо за счет выпуска новых муниципальных облигаций, либо за счет перечисления соответствующих средств из федерального бюджета (табл. 20.3). Учитывая достаточно высокую доходность федеральных облигаций, региональные власти могли выпустить новые облигации лишь под крайне высокую доходность. Кроме того, региональные бюджеты испытывали в тот период значительные трудности, и средства, перечисляемые из федерального в территориальные бюджеты для погашения «сельских» облигаций, регионы направляли на другие цели, в том числе и на социальные расходы.
Таблица 20.3
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.