28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
Провозглашение политического объединения бывших советских республик в форме Содружества Независимых Государств (СНГ) взамен СССР как общего государства создавало впечатление, будто все остается прежним, меняется только форма, хотя на самом деле все принципиально изменялось, поскольку единая государственность упразднялась, а вместе с ней, как показала практика 1990-х гг., ликвидировалось единое экономическое пространство. Сам факт ликвидации единой государственности и ее замена конгломератом самостоятельных, но слабых осколков некогда могучего, объединявшего всех государства не оставлял сомнений для специалистов-аналитиков о серьезном подрыве не только экономической, но и всей системы национальной безопасности как России, так и бывших соседей по СССР.
Крушение СССР и развал единого экономического пространства определили главную характерную черту геоэкономической и геополитической ситуации на территории бывшего единого государства - размежевание образовавшихся новых суверенных стран и усиление дезинтеграционных тенденций в их взаимоотношениях.
Актуальность восстановления нарушенных между ними хозяйственных связей на новой рыночной основе диктуется рядом обстоятельств.
Во-первых, народы бывшей державы переживают сложный период становления своих государств, перехода от плановой к рыночной экономике. Разрушение союзного разделения труда в постсоветском пространстве вслед за провозглашением национального суверенитета стало серьезным тормозом на этом пути. Развал единой государственности и дистанцирование друг от друга бывших советских республик создали ряд опасностей, о которых предупреждали экономисты и аналитики. К сожалению, сбылись их прогнозы о падении производства на 30-50% во всех без исключения новообразовавшихся государствах. Каждое из них, по имеющимся оценкам, потеряло по причине прекращения интеграционных связей 35-40% своего ВВП1. Это не может не обеспокоить национальные правящие элиты, поскольку самой актуальной проблемой стала выживаемость новых стран.
Во-вторых, важнейшая характеристика состояния бывших советских республик в новых условиях - затянувшееся пребывание в нестабильной ситуации и потеря абсолютным большинством населения социальной защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
За пределами России осталось 25 млн граждан - наших соотечественников2. Обеспечение их безопасности и благополучия представляется одним из важнейших национальных интересов России. Ведь русские стали первыми жертвами вооруженных конфликтов и объектом дискриминации со стороны официальных властей новых стран. От пробуждения национального самосознания в Таджикистане, например, на рубеже 1990-х гг. пострадало в основном русское население. Грабежи, избиения и убийства привели тогда к массовому исходу русской диаспоры. По разным причинам исход русского населения и из других республик наблюдается до сих пор. Исключение составляет только Белоруссия, в которой нет дискриминации национальных меньшинств ни по языковому, ни по религиозному признакам. Представляя в основном наиболее грамотную и квалифицированную часть населения, мигранты, спасаясь в России, оказались на положении изгоев. Все это стало угрожать России гуманитарной катастрофой. Тем не менее российское государство вправе и обязано защищать своих граждан.
В-третьих, Россия и другие страны СНГ испытывают разрушительное воздействие мирового рынка как результата целенаправленной политики стран «семерки» и ТНК, которые стремятся, с одной стороны, устранить политических и экономических конкурентов, а с другой - создать наиболее благоприятные условия как для выкачивания из них ресурсов, так и для сбыта своей продукции.
В-четвертых, интеграционная политика, проводимая государствами - участниками СНГ и его межгосударственными органами, крайне неэффективна и ведет к аморфности этой интеграционной группировки.
Хотя Россия официально объявила в качестве приоритета государственной политики развитие торгово-экономических отношений в постсоветском пространстве, она не смогла предотвратить разрушение производственно-технологических, экономических и финансовых связей своих предприятий с предприятиями-партнерами новых государств. В результате объем торговли России со странами Содружества снизился со 138,1 млрд долл. в 1991 г. до 25,8 млрд долл. в 2002 г. Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России за этот период упала с 54,6 до 20,4%3.
1 Строев Е. Хватит плакать о нищете // Век. 2000. 9-15 июня. 2 По данным Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. 3 Содружество Независимых Государств 1991-2000: Стат. ежегодник. М., 2001; Вестник Содружества. 2003. № 3. Март. С. 4; Статистический бюллетень. 2003. № 4. С. 77.
В-шестых, после развала единого экономического пространства рухнула, по существу, система обеспечения военной безопасности каждого из образовавшихся государств.
Перечисленные явления и обстоятельства, характеризующие дезинтеграцию постсоветского пространства, определяют как цену происходящих перемен, так и сроки выхода из кризиса, оздоровления экономик и дальнейшего развития каждой из провозгласивших свою независимость стран. Мировая практика свидетельствует, что выход из такого критического состояния был бы существенно облегчен на пути преодоления экономической разобщенности и развития всесторонней интеграции.
Лидеры 12 постсоветских стран продекларировали модель интеграционного процесса в рамках межгосударственной структуры - СНГ, которое было создано на добровольной основе в декабре 1991 г. Специфика его формирования и функционирования определила те основные причины, вследствие которых эта структура до сих пор не оправдала возлагавшихся на нее надежд.
Если, например, формирование ЕС шло под воздействием набирающих силу закономерных объединительных тенденций и потребовало длительного периода, то оформление СНГ - следствие стихийного развала сверхдержавы, произошедшее в сжатые сроки, чуть ли не одномоментно, без теоретической проработки новой политической и экономической реальности и при отсутствии действенной концепции межгосударственной интеграции. Кроме того, если объединительные тенденции в ЕС логически привели к введению общей валютной единицы - евро, то в СНГ, напротив, нарастание дезинтеграцион-ных тенденций вызвало с конца 1993 г. развал единой рублевой зоны и запуск в обращение национальных валют государств - участников Содружества, что окончательно дезинтегрировало их хозяйственные взаимоотношения и взаиморасчеты в торгово-экономической сфере.
История существования СНГ продемонстрировала иллюзорность надежд 12 постсоветских стран на сохранение единого экономического пространства. Вопреки провозглашенному при создании Содружества намерению всемерно развивать и укреплять интеграционное взаимодействие между его участниками на новой основе в реальности началось прямо противоположное движение - за прошедший период СНГ фактически решало задачи дальнейшего размежевания постсоветского пространства.
Основным итогом деятельности этой организации можно считать разрушение прежней политической и социально-экономической системы и трансформацию бывших советских республик в национальные государства.
Без всякого сомнения, огромную и исключительно важную роль в цивилизованном, т.е. мирном разводе бывших республик СССР сыграли те плодотворные решения Совета глав СНГ, которые были направлены на предотвращение крупномасштабных вооруженных конфликтов, подобных таким, какие случились, например, на территории бывшей Союзной Республики Югославия.
1 Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. С. 239.
Интеграция - это процесс, предполагающий результатом достижение целостности, включающий такие составляющие, которые сами по себе несамодостаточны и функционируют лишь как элементы или подсистемы единой системы. Каждая из объединяющихся частей в рамках новой целостности получает возможность восполнить путем оптимального разделения труда недостаток необходимых товаров, услуг, ресурсов, компенсируя их своим потенциалом в других областях. Следовательно, экономическая интеграция - это процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств, который происходит между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями, чтобы обеспечить совместное решение экономических задач и добиться более высокого экономического эффекта. При интеграции возникает так называемый синергетический эффект, когда общая сумма величин оказывается большей, чем сумма национальных величин, т.е. 1 + 1 > 2.
С особой интенсивностью процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве стали проявляться во второй половине XX в. Это было объективно обусловлено углублением международного разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением открытости национальных экономик. Активизация интеграционных процессов в различных регионах мира превратила межгосударственное хозяйственное взаимодействие в один из главных двигателей экономического прогресса. Развиваясь как на двусторонней, так и на региональной или глобальной основе, экономическая интеграция способствовала либерализации межгосударственных экономических отношений.
Известный специалист по проблемам экономической интеграции М.М. Максимова расценивает ее как сравнительно высокую степень осуществимости интернационализации хозяйственной жизни, когда достигнута определенная степень зрелости этого процесса1. По ее мнению, «на известном этапе развития производительных сил и концентрации производства происходят определенные сдвиги в экономических связях между капиталистическими странами, ведущие к их интеграции»2. Такие сдвиги свидетельствуют о невозможности капиталистического хозяйства развиваться в узких рамках национальной экономики, и это вызывает объективную потребность в регулировании усложняющихся международных экономических связей и отношений3. На практике это регулирование начинает принимать характер все более тесной координации национальной хозяйственной политики между заинтересованными странами. Как отмечает другой специалист Ю.В. Шишков, «происходит интеграция той части политико-правовой и институциональной надстройки соответствующих стран, которая непосредственно связана с государственным регулированием внутри- и внешнеэкономических процессов»4.
1 Максимова М.М. Основные проблемы империалистической интеграции. Экономический аспект. М: Мысль, 1971. С. 138. 2 Там же. С. 133. 3 Там же. С. 138. 4 Шишков Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия. М.: Наука, 1979. С. 23.
Следовательно, региональная экономическая интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран, предполагающий оптимизацию условий их взаимодействия и механизма экономического развития на основе более эффективного использования разделения труда между национальными хозяйствами, взаимоотношений их воспроизводственных структур в различных формах и на различных уровнях. Как показывает мировая практика, на первых этапах этот процесс идет через налаживание сотрудничества отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) участвующих стран путем создания системы экономических соглашений между ними, образования филиалов за границей, формирования ТНК. Диверсификация межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, которое постепенно приобретает надгосударственный уровень. Благодаря регулированию в объединяющихся странах данного региона обеспечиваются условия для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На последующих этапах интегрирующиеся страны приступают к согласованию и проведению совместной экономической, финансовой, валютной, научно-технической, социальной, а также внешней и оборонной политики. Таким образом, происходит поэтапное формирование регионального хозяйственного комплекса с общей инфраструктурой, введением единой валюты, проведением общей экономической политики, образованием межгосударственных (наднациональных) органов управления.
Именно по такому пути пошли страны, сформировавшие ЕС, который по праву считается лидером региональной интеграции в мире. С самого начала в рамках этой интеграционной группировки главный упор был направлен на всемерное развитие внутреннего товарооборота как ключевого фактора экономического роста. Итогом такой политики стало увеличение в общем объеме ВВП ЕС доли внутрирегионального экспорта с 5,4% в 1958 г. до 13,5% в 1993 г. Удельный вес внутрирегионального импорта в общем объеме импорта стран ЕС за период с 1958 по 1991 г. возрос с 33,1 до 58,1%, по экспорту этот показатель составил соответственно 34,3 и 61,6%1. Следовательно, внутрирегиональная торговля стран ЕС за отмеченный период выросла почти вдвое.
1 Валовая Т.Д. Проблемы формирования экономического и валютного союза. М.: Златоцвет, 1994. С. 9. 2 Кириченко В. Состояние и проблемы экономических отношений в СНГ // Вопросы экономики. 1995. № 10. С. 70-78.
Опыт ЕС показывает, что интеграция бывает успешной только тогда, когда участвующим в ней странам удается синхронизировать экономические реформы, создать эффективные хозяйственные механизмы, сформировать унифицированную нормативную правовую базу и систему расчетов, что способствует наращиванию взаимного товарооборота.
Анализ деятельности СНГ со всей очевидностью свидетельствует, что региональная экономическая интеграция в постсоветском пространстве пока не отвечает канонам общемировой практики и далека от теории экономической регионализации.
За время существования Содружества главы государств и правительств подписали более 1300 документов, касающихся различных областей сотрудничества. Абсолютное большинство из них так и осталось на бумаге. Это убедительно доказывает, что для реализации соглашений интеграционного характера в СНГ пока нет необходимых условий, в том числе отсутствует реальная координация внешнеэкономической, денежно-кредитной, налоговой политики, не создана система ответственности за выполнение принятых обязательств. Следовательно, СНГ нельзя рассматривать как единую систему и тем более характеризовать как интеграционную организацию по форме и содержанию.
О какой интеграции может идти речь, если с момента возникновения СНГ мы ежегодно наблюдаем падение товарооборота во взаимной торговле входящих в него стран (на 15-20% по сравнению с каждым предыдущим годом)! За 1992-2002 гг. он сократился более чем в 3 раза. А ведь увеличение товарооборота - основной принятый в мировой практике показатель эффективности интеграционных процессов (табл. 28.1).
Удельный вес торговли стран Содружества между собой на протяжении последних лет составлял только около трети общего объема внешней торговли СНГ, тогда как в 1991 г. этот показатель равнялся 60%. Свертывание взаимных торговых связей происходит в условиях глубокого экономического спада практически во всех странах Содружества. В среднем по странам СНГ за десятилетие самостоятельного существования ВВП снизился на 44%, продукция промышленности - на 40, продукция сельского хозяйства - на 28, инвестиции в основной капитал - на 67%. Если накануне развала СССР (1988-1990 гг.) в межреспубликанский товарооборот было вовлечено около 25% ВВП, то сейчас - менее 10%1.
Сокращение взаимной торговли в рамках Содружества происходит с одновременной переориентацией внешнеэкономических связей большинства входящих в него стран на дальнее зарубежье. Если в начале 1990-х гг. на долю третьих стран приходилось около 30% внешнеторгового оборота государств Содружества, то теперь - более 70% (в 2002 г. - 74%)2.
П Таблица 28.1
Учитывая экономическую, а точнее, технологическую отсталость всего постсоветского пространства, страны СНГ просто обречены жить и функционировать в нем довольно продолжительное время - до тех пор, пока их экономика не вырастет до общеевропейского уровня. Продукция, произведенная при существующем уровне технологии и предназначенная для внешнего обмена, может находить основной спрос только в постсоветских странах. Хотя некоторые государства Содружества (Россия, Белоруссия, Украина) и занимают на отдельных направлениях научно-технического прогресса неплохие позиции, в целом именно отставание в современных технологиях вынуждает бывшие советские республики сохранять на протяжении ближайших десятилетий отдельный рынок. Западные страны вряд ли откроют им свои рынки. К примеру, Греция и Турция ждали этого момента 30 лет, но им навязали большой набор дискриминационных условий и ограничений по товарному ассортименту.
В сложившейся ситуации возникает логичный вопрос: что необходимо предпринять, чтобы выжить бывшим советским республикам? Следует прежде всего учиться на опыте известных субрегиональных объединений, таких как АСЕАН в Юго-Восточной Азии, МЕРКОСУР в Южной Америке, которые хотя бы приблизительно можно сравнивать с СНГ, не говоря уже о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), а тем более о ЕС или Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе (АТЭС).
Интеграционное строительство в АСЕАН и МЕРКОСУР начиналось с межгосударственных и внутристрановых рыночных механизмов. Кроме того, участники этих интеграционных образований поступились во имя улучшения жизни своих народов (это конечная цель любой экономической интеграции) частью своего экономического суверенитета.
Сравнительный анализ СНГ с лидирующими в мире интеграционными группировками говорит о зачаточном состоянии интеграционного процесса в постсоветском пространстве (табл. 28.2).
Таблица 28.2
Удельный вес СНГ и ведущих региональных интеграционных группировок в мировых экономических показателях, %
Показатель | НАФТА | ЕС | АТЭС* | СНГ |
Население | 5 | 7 | 34 | 5 |
ВВП (по паритету покупательной способности) | 26 | 24 | 29 | 3 |
Государственные расходы** | 21 | 40 | 21 | 1,5 |
Экспорт | 17 | 43 | 25 | 2 |
Потребление энергии | 30 | 18 | 17 | 12 |
Инвестиции | 19 | 19 | 36 | 3 |
* Без членов НАФТА.
** Расходы центральных правительств без учета расходов региональных и местных органов власти.
Источник. «Круглый стол» Совета Федерации. Вып. 9. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество, 16 июня 1999 г. M, 1999. С. 19.
Экономические показатели Содружества серьезно отстают от таковых в других мировых регионах. Если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли стран-партнеров составляет около 30%, то в НАФТА-почти 50, в ЕС - более 60%.
В нынешнем виде квазиинтеграционный характер СНГ проявляется в первую очередь в слабости его институциональной и правовой структуры. Так, Экономический союз СНГ, решение о создании которого было принято 24 сентября 1993 г., так и не обрел реальных очертаний.
15 апреля 1994 г. страны Содружества подписали Соглашение о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ). В мировой практике ЗСТ представляет собой первый шаг в экономической интеграции. С 1 января 2000 г. предполагалось запустить механизм ЗСТ СНГ, однако ее постигла та же участь, что и большинство других интеграционных начинаний в рамках Содружества.
Несмотря на неудачи в воссоздании единого экономического пространства на новой институциональной и правовой основе, следует констатировать, что между странами Содружества по-прежнему сохраняется достаточно глубокая экономическая взаимозависимость, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Постсоветские государства нуждаются не только в энергоресурсах из России (особенно Украина, Белоруссия, Молдавия), но и в российском емком рынке для своих товаров, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков в дальнее зарубежье. Во многом и Россия заинтересована сохранять торгово-экономические связи со своими ближними и традиционными партнерами. По имеющимся оценкам, 102 отрасли экономики России напрямую зависят от кооперационных связей в странах Содружества (в том числе в военно-промышленном комплексе, машиностроении, легкой и химической промышленности и др.).
Кроме России, другие государства - участники СНГ также сохраняют между собой сравнительно высокую степень экономической взаимозависимости. К примеру, Украина и Грузия удовлетворяют значительную часть потребностей в природном газе благодаря поставкам из Туркменистана. В Центральной Азии экономические отношения Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана тесно увязаны взаимными товаропотоками. Молдавия считает развитие хозяйственных связей с Украиной жизненно важным для национальной экономики.
Говоря о Содружестве в целом, приходится констатировать, что оно пока не стало ни экономически, ни политически тем механизмом, который надежно обеспечивал бы условия для взаимного многостороннего сотрудничества. Торгово-экономические связи в рамках СНГ по-прежнему осуществляются исключительно на двусторонней основе, причем условия сотрудничества в каждой паре стран существенно разнятся.
Если исходить из действительных фактов и учесть необходимость примата экономики над политикой, то создание СНГ в значительной степени оказалось историческим шагом назад. Фундамент существования Содружества составляют, как оказалось в реальности, интересы и весьма неустойчивые настроения национальных политических элит и даже их незначительных частей, оказавшихся на вершине власти, а также политические игры и амбиции лидеров, жаждущих международного самоутверждения, невзирая на беды своих народов. Неучет коренных интересов народов государств, входящих в Содружество, заставляет сомневаться в перспективности этой, как уже отмечалось, квазиинтеграционной структуры в ее нынешнем виде.
Фактически то, на чем было непосредственно «замешено» создание СНГ, не прочно, а то, что могло быть прочным (коренные интересы народов, их хозяйственная кооперация и ее плюсы), так до сих пор и не нашло отражения ни в теории (в документах), ни на практике (в межгосударственных отношениях) внутри Содружества. Поэтому СНГ стоит перед большими внутренними испытаниями и угрозами геополитического и геоэкономического характера. В первую очередь это затрагивает Россию и ее ближайших союзников в трех ключевых регионах, в которых отчетливо проявляется противостояние интересов: в Европе (Россия, Белоруссия - Североатлантический альянс и ЕС), в Азии (Россия, страны Центральной Азии - исламский фундаментализм и поток наркотиков из Афганистана) и на Кавказе (Россия, Армения - геостратегические устремления США, Турции и Западной Европы).
Нельзя сбрасывать со счетов и такой мощный фактор, препятствующий развитию интеграционных связей бывших советских республик, как двойственное влияние Запада. С одной стороны, западные страны показывают всему мировому сообществу, что в интеграции, межгосударственном соединении жить лучше, чем без нее. Но, с другой - именно Запад оказывает сильное дезинтеграционное воздействие, которое связано прежде всего с политикой определенных правительств и промышленно-финансовых кругов. Такая политика проводится в русле геоэкономической и геополитической стратегии западных стран по дальнейшей дезинтеграции постсоветского пространства. Главным идеологом здесь выступает один из самых известных американских экспертов «по козням Москвы» еще в эпоху «холодной войны», а теперь по постсоветским делам Збигнев Бжезинский. С его точки зрения, «полагать возможным воссоздание союза с Центром в Москве - это просто химера». Поддержанная политологом теория однополярного мира окончательно лишает Россию статуса державы и ее потенциальных возможностей участвовать в интеграционных процессах в постсоветском пространстве1.
На практике влияние Запада проявляется особенно контрастно в экономической сфере. Под нажимом международных экономических и финансовых организаций страны СНГ вынуждены проводить в жестких формах внутреннюю финансовую и денежно-кредитную политику, которая ставит в тяжелое положение их предприятия. Тем самым блокируются взаимопоставки и нарушаются оставшиеся хозяйственные связи между платежеспособными предприятиями постсоветских стран в рамках Содружества.
Экономическая неэффективность и институциональная аморфность СНГ стали основной причиной образования с середины 1990-х гг. различных субрегиональных объединений. Это Евразийское экономическое сообщество -бывший до октября 2000 г. Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Союз Беларуси и России, который с 8 декабря 1999 г. превратился в интеграционный проект двух стран по созданию Союзного государства. 19 сентября 2003 г. президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП).
Субрегиональные объединения пытаются наладить интеграцию «по интересам» и формируются как «клубы по интересам». Подбор стран и уровень их хозяйственного взаимодействия характеризуются рядом обстоятельств, в том числе заметными отличиями в уровнях экономического развития и структурах национальных экономик, разными подходами к осуществлению рыночных реформ, резким изменением характера и направлений межреспубликанского разделения труда после развала единого экономического пространства. Социально-экономическое положение, геополитическая ориентация, национальная самобытность, религиозная направленность (определяющая процессы отталкивания от православного пространства России) - все это находит прямое отражение в дроблении и дальнейшей дезинтеграции постсоветского пространства.
1 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999.; Он же. Я не считаю, что нынешняя Россия развалится на несколько отдельных государств. Интервью // Независимая газета. 1998. 31 дек.; Он же. Российским руководителям пора бы протрезветь: Интервью // Время МН. 1999. 1 нояб.
Как бы ни сложилась дальнейшая судьба СНГ, следует учитывать наметившуюся тенденцию доминирования в постсоветском пространстве экономических взаимоотношений на двусторонней основе. В сложившихся обстоятельствах Россия выстраивает такие взаимоотношения в ближнем зарубежье в рамках стратегического партнерства.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.