Глава 18
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ ПРИ УСКОРЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ
18.1. Основные звенья повышения эффективности финансовой сферы
Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможности финансовой сферы России содействовать этому, а также противодействовать различного рода негативным внешним воздействиям (шокам). В качестве основных угроз поступательному развитию российской экономики в кратко- и среднесрочной перспективе выступают именно внешние условия, а также слабость национальной финансовой сферы. И если российское правительство не в состоянии воздействовать на внешние условия, то отсрочка реформы финансовой сферы выступит в качестве ключевой проблемы экономической политики в ближайшее время.
В основе поступательного развития российской экономики должен лежать рост капитальных инвестиций. Согласно оценкам Минэкономразвития России, рост капитальных инвестиций на 1% обеспечивает в настоящий момент увеличение производимого ВВП на 0,3-0,4%. В то же время рост капитальных инвестиций в посткризисный период был достаточно неравномерным: от 11,9% в 2000 г. до 3,7% в 2002 г. Однако перечисленные колебания темпов роста капитальных инвестиций были связаны с внешней конъюнктурой и, следовательно, с финансовым состоянием предприятий экспортных отраслей. По-прежнему около 70% капитальных инвестиций осуществляется за счет собственных средств предприятий. Прочие источники инвестиций (банковские кредиты, эмиссия акций, привлечение внешних кредитов и др.) составляют крайне незначительную часть общих инвестиций и не являются определяющими в общем инвестиционном процессе.
Отдельная проблема - развитие финансового сектора как самостоятельного экономического агента. Формально результат его деятельности (т.е. доля созданной добавленной стоимости в ВВП) может рассматриваться в качестве критерия результативности. Однако данный критерий может быть адекватным лишь при определенных допущениях. Очевидно, что непосредственное увеличение произведенной добавленной стоимости финансовым сектором зависит от ряда факторов (в том числе и от действующих процентных ставок в экономике, имеющейся рыночной инфраструктуры и прочих) и может быть не всегда эффективным с точки зрения общего развития экономики. Развитие финансового рынка также должно определяться и регулирующими действиями монетарных властей, направленными на достижение максимальных темпов экономического роста (например, с точки зрения соблюдения баланса между темпами инфляции, депозитными ставками по банковским вкладам физических и юридических лиц), развитием банковской системы и кредитами реальному сектору либо федеральному правительству.
В рамках четко очерченной государственной финансовой политики, в том числе и в отношении финансовых рынков, такой показатель, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, может выступать в качестве одного из основных критериев развития национальной финансовой системы и эффективности ее функционирования. Действительно, оборот на национальных финансовых рынках - формальный критерий эффективности в контексте привлечения сбережений на финансовый рынок и их перераспределения/трансформации в инвестиции. В этой связи доход финансового сектора (в том числе и выраженный в процентах ВВП) также выступает в качестве формального индикатора либерализации экономики и ее движения в сторону развития рыночной структуры. К тому же финансовый сектор - самостоятельный сектор национальной экономики. Однако вклад финансового сектора в объем произведенного ВВП незначителен - 0,5-1,5% ВВП. Основные направления увеличения данного показателя очевидны - расширение банковского кредитования реального сектора, а также активизация посреднической деятельности банков в подготовке инвестиционных проектов и привлечении внешних и внутренних инвесторов. В настоящее время подобная деятельность развита незначительно, что приводит к снижению (недополучению) дохода национальной финансовой сферы и ограничению инвестиционной активности.
Подобное положение связано как с низкой эффективностью финансовой сферы, так и с сохранением «экспортной» модели развития национальной экономики, суть которой состоит в определяющем развитии секторов (и отдельных предприятий), ориентированных на экспорт сырьевых товаров. В результате основной объем капитальных инвестиций оказывается сконцентрированным в экспортных отраслях и направлен на их поддержку, а не прочих секторов промышленности (прежде всего обрабатывающих, ориентированных на внутренний спрос и способных поддержать экономический рост независимо от складывающейся внешней конъюнктуры).
Экономика, основу которой составляет сырьевой экспорт, в рамках благоприятного для нее ценового тренда получает значительную экспортную выручку в виде иностранной валюты (в ряде случаях квалифицируемой как «голландская болезнь»), что обусловливает непропорциональный рост внутреннего спроса, ускорение инфляции и укрепление курса национальной валюты. По сути, данный случай (либо «болезнь») может быть нивелирован путем аккумулирования избыточных поступлений в виде национальных сбережений, как правило, контролируемых государством. Важно, что данные накопления осуществляются без особого ущерба для состояния национальных финансов. Реализация указанных мероприятий возможна лишь при существовании эффективной банковской системы, финансовых рынков и наличии инструментов эффективного регулирования состояния национальных финансов денежными властями (прежде всего эффективными процентными ставками). В данном случае «болезнь» проходит быстро и легко, а ее последствием становится накопление значительного финансового потенциала денежными властями, распоряжение которым является предметом общественной дискуссии. Так, накопленный финансовый резерв (в виде Стабилизационного фонда Министерства финансов либо накоплений прочих государственных ведомств) может быть размещен за рубежом либо направлен (возможно, частично) на нужды национальной экономики.
Совсем другая ситуация складывается для стран, располагающих значительными природными ресурсами, но обладающих слабой финансовой системой. В этом случае денежные власти и финансовая система оказываются не способными аккумулировать избыточные финансовые поступления от возросшего экспорта. Прямые последствия данной ситуации - рост реального курса национальной валюты, ухудшение торгового баланса, необоснованный рост денежного предложения и ускорение инфляции. Более того, данные экономики попадают в высокую зависимость от внешней конъюнктуры, внутренней инфляции и ревальвации и, следовательно, пребывают в состоянии перманентного кризиса: сначала кризис связан с избыточным предложением иностранной валюты, невозможностью аккумулирования экспортных средств в виде сбережений и их трансформации в инвестиции. В случае падения цен на сырьевые товары данные экономики сталкиваются с проблемой ухудшения платежного баланса, государственных финансов, вновь с проблемой инфляции и уже с девальвацией курса национальной валюты. Существование «экспортной» модели развития экономики наряду со слабой финансовой системой делает реальный сектор уязвимым к внешним шокам и не позволяет достичь устойчивого роста.
Проблема увеличения эффективности финансовой сферы в рамках поддержки инвестиционной активности для ускорения экономического роста распадается на, по меньшей мере, три составляющих - проведение эффективной денежной политики, восстановление и реформирование банковской системы и финансовых рынков.
Эффективность денежной политики. Она определяется возможностью достижения поставленных Правительством РФ целей (в первую очередь - ускорения темпов роста производства и реальных доходов населения), ориентированных на максимально возможное развитие национальной экономики одновременно с минимальными финансовыми потерями для экономических агентов (возникающими от инфляции, колебаний обменного курса рубля, процентных ставок и прочих факторов). Общие задачи денежной политики, реализуемые ЦБ РФ, формально ограничены сохранением стабильности курса рубля и инфляции. Перечисленные цели выступают в качестве прямых и конечных ориентиров денежной политики. Однако опыт последнего десятилетия указывает на невозможность решения перечисленных задач в отрыве от прочих составляющих денежной политики - состояния федерального бюджета, банковской системы и финансовых рынков и регулирования процентных ставок.
Ключевой составляющей денежной политики выступает именно регулирование процентных ставок в виде как стабилизационных мероприятий (направленных на контроль за темпами инфляции и девальвации), так и стимулирования роста национальной экономики (посредством политики «дешевых денег», снижения процентных ставок по банковским кредитам предприятиям одновременно с увеличением объема кредитования).
1. В данном контексте роль процентных ставок в экономике сводится к следующим функциям:
они должны отражать реальную стоимость свободных финансовых средств в экономике, содействуя тем самым перераспределению средств между секторами экономики;
их уровень должен оказывать стимулирующее воздействие на инвестиционную активность;
они одновременно с динамикой обменного курса рубля (и уровнем различного рода рисков) должны определять стоимость внешних кредитов и/или стоимость и объем внешних инвестиций;
они должны выступать в качестве инструмента денежного регулирования.
Процентные ставки, регулируемые денежными властями, призваны выполнять широкий спектр функций - от стабилизирующих и регулирующих до стимулирующих. В предкризисный период минимальный уровень стоимости свободных денежных ресурсов определялся рынком федеральных облигаций.
Начиная с 1992 г. ЦБ РФ выступал в роли нетто-заемщика. Это означает, что объем привлекаемых финансовых средств на счета ЦБ РФ превышал объем кредитов, предоставляемых денежными властями (например, для рефинансирования коммерческих банков).
Подобное положение означает пассивность денежной политики, направленной на нейтрализацию избыточной ликвидности в финансовой системе, но никак не на расширение банковского кредитования, т.е. регулирование темпов инфляции и девальвации путем стерилизации денежного предложения. Сохраняющаяся позиция ЦБ РФ в качестве нетто-заемщика предполагает выполнение им «защитных» функций от инфляции и ревальвации при значительном предложении иностранной валюты и низкой кредитной активности коммерческих банков. В подобной ситуации ставка рефинансирования ЦБ РФ будет определять верхнюю границу стоимости денежных ресурсов (помимо учетной функции), но не сможет быть инструментом денежного регулирования (особенно в кризисные периоды).
Уровень процентных ставок в российской экономике существенно различается в зависимости от вида финансовых инструментов. Наиболее ликвидные и наименее рискованные инструменты (банковские депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, федеральные облигации) в России в 2003 г., например, характеризовались даже отрицательной реальной доходностью. Однако процентные ставки по банковским кредитам предприятиям реального сектора по-прежнему превышают среднюю рентабельность отраслей, ориентированных на внутренний спрос, рентабельность которых составляет 6-8%, тогда как стоимость банковских кредитов варьирует от 14-15% (по данным ЦБ РФ) до 18-20% годовых в российских рублях (по данным опросов, проводимых экспертами Российского экономического барометра).
Следующим важным моментом, определяющим денежную политику, является объем свободных средств в экономике. В российской экономике в посткризисный период складывается парадоксальная ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, низким уровнем банковского кредитования предприятий реального сектора, с другой стороны, избытком свободных средств в финансовой сфере (по состоянию на 01.01.2004 г. остатки средств коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ РФ составляли 460 млрд руб., или около 15 млрд долл.). Более того, свободные средства банковской системы направляются на рынок федеральных облигаций (реальная доходность которых также резко отрицательная, но выше депозитных ставок ЦБ РФ). Подобная ситуация достаточно конфликтна, поскольку дефицит инвестиций не восполняется банковскими кредитами, а свободные средства коммерческих банков направляются в имеющиеся финансовые инструменты денежных властей.
Ряд российских предприятий (главным образом, крупнейших) в качестве привлекаемых средств используют внешние кредиты (простые, синдицированные, выпуск еврооблигаций и прочие формы). Объем и стоимость подобных займов определяются состоянием российской экономики, политическими рисками, кредитной историей отдельного предприятия и его финансовым положением и др. Тем не менее даже в случае успешной коммерческой деятельности отдельное предприятие оказывается в зависимости от состояния российской экономики и ее финансовой сферы.
Эффективность национальной банковской системы. Национальная банковская система занимает центральное место в экономической системе, обеспечивая текущие трансакции между основными экономическими агентами, аккумулирование сбережений основных экономических агентов и содействуя инвестиционной активности. Основные функции банковской системы могут быть сведены к следующим:
предоставление экономике банковских услуг (в соответствующем спросу объеме и с адекватным качеством);
аккумулирование сбережений и предоставление кредитов физическим и юридическим лицам (с учетом существующих рисков и действующих процентных ставок);
осуществление посреднической инвестиционной деятельности (связанной с эмиссией акций, облигаций, прочих долговых инструментов, а также со слиянием/поглощением отдельных предприятий).
Объем и качество перечисленных функций существенно влияют на состояние экономики в целом и ее финансовой системы в частности. Однако именно слабость банковской системы выступает в качестве фактора, ограничивающего потенциал дальнейшего экономического роста, прежде всего из-за ограничения инвестиционной активности внутренних и внешних инвесторов.
Предложение банковских услуг национальной экономике в целом соответствует уровню развития последней. В настоящее время банковская система обеспечивает трансакции в полном объеме (т.е. в необходимые сроки и с минимальными рисками), прочие же услуги (банковские депозиты для юридических и физических лиц, предложение депозитных и кредитных карт и другие) в целом соответствуют текущему развитию национальной экономики и адекватны внутреннему спросу на подобные банковские продукты. С точки зрения предложения банковских продуктов национальная банковская система достаточно оперативно реагирует на изменение спроса на внутреннем рынке. Доходы банковской системы от реализации банковских услуг невелики и могут быть достаточными (с точки зрения их эффективности и прибыльности) лишь вследствие их масштабности, что обусловливает необходимость укрупнения банков.
Уровень посреднической инвестиционной банковской деятельности в 2000-2001 гг. может быть оценен как низкий. Отдельные сделки, связанные как с поглощением одних национальных компаний другими, так и с привлечением внешних инвесторов, проводились в рамках отдельных финансово-промышленных групп (т.е. банки-посредники были непосредственными участниками этих групп и поэтому их посредническая деятельность носила, скорее аффилированный характер). Объем же чисто рыночных сделок, связанных со слиянием/поглощением отдельных компаний, выпуском внутренних и внешних займов, был незначителен (уровень подобной активности существенно возрос в 2002-2003 гг., и есть все основания ожидать продолжения данного процесса).
Посредническая инвестиционная деятельность коммерческих банков ограничена следующими факторами:
• сохраняющимися высокими финансовыми рисками в реальном секторе, связанными с неустойчивостью финансовых потоков, проблемами с отношениями собственности и управлением предприятиями;
• уровнем политических рисков;
• финансовой политикой, неустойчивость которой определяется низким уровнем развития банковской системы и финансовых рынков, а также высокой зависимостью от внешней конъюнктуры;
• низким уровнем квалификации банковского персонала.
В силу перечисленных факторов деятельность национальных коммерческих банков в качестве посредников (и консультантов) различных инвестиционных проектов малоэффективна. Есть все основания ожидать сохранения данной ситуации в ближайшие годы.
Непосредственно инвестиционная активность национальной банковской системы крайне низка. В рамках данной деятельности активность ее должна быть направлена, с одной стороны, на увеличение сбережений физических и юридических лиц в форме банковских депозитов, с другой стороны, на расширение кредитования реального сектора. Несмотря на увеличение объема банковского кредитования реального сектора, данный показатель остается на низком уровне.
Рис. 18.1. Доля банковских кредитов частному сектору по состоянию на начало 2002 г., % ВВП
Источник. IFS (International Financial Statistics) - статистические материалы, подготавливаемые МФФ.
Как видно из представленного выше графика (рис. 18.1), уровень банковского кредитования российского реального сектора достаточно низок даже по сравнению с этим показателем у других развивающихся экономик. В последние годы наблюдается расширение банковского кредитования реального сектора. В основе данной тенденции лежат следующие факторы:
поступательное развитие российской экономики, содержание которого составляет устойчивый рост основных макроэкономических показателей (произведенного ВВП, промышленной продукции, капитальных инвестиций и пр.);
дефицит обращающихся финансовых инструментов, в результате чего процентные ставки по наименее рискованным и наиболее ликвидным инструментам находятся в отрицательной реальной области. Коммерческие банки вынуждены расширять кредитование реального сектора для обеспечения текущей прибыли (несмотря на существующие риски).
Ниже в табл. 18.1, 18.2 представлены основные индикаторы развития банковской системы России (в относительных показателях, т.е. в % ВВП и в пересчете на доллары по действующему рыночному курсу).
Представленные в них данные свидетельствуют о поступательном развитии российской банковской системы в посткризисный период. Очевидна недостаточность темпов роста банковской системы относительно потребностей реального сектора с учетом того, что по ряду показателей коммерческие банки не достигли даже предкризисного уровня.Другая проблема увеличения объема банковского кредитования - низкий уровень активов/пассивов банковской системы, снижающий возможности ее участия в инвестиционном процессе. Естественной реакцией коммерческих
Таблица 18.2
Ключевые индикаторы российской банковской системы
(по состоянию на начало года, в долларовом эквиваленте, исходя из рыночного курса)
Год | Активы | Уставный капитал | Собственные средства | Ссудная задолженность | Курс ЦБ РФ, руб./долл. |
1998* | 112,2 | 7,7 | 20,4 | 34,0 | 6,1 |
1999 | 45,9 | 3,0 | 5,2 | 14,5 | 20,7 |
2000 | 53,7 | 5,3 | 7,1 | 16,8 | 27,0 |
2001 | 76,7 | 7,5 | 10,4 | 27,5 | 28,2 |
2002 | 95,7 | 9,0 | 15,0 | 39,8 | 30,1 |
2003 | 120,2 | 10,0 | 18,3 | 50,8 | 31,8 |
* Данные по финансовым показателям банковской системы на 01.04.1998 г. Источник. ЦБ РФ, Госкомстат России, расчеты АЛ «Веди».
банков на ухудшение их финансового состояния стала некоторая активизация слияний и объединений после кризиса для увеличения активов. В результате средняя величина активов, приходящаяся на 1 банк, повысилась за 2000-2002 г. с 1,1 до 2,9 млрд руб. (на 167%), средний размер уставного капитала - со 106 до 240 млн руб. (на 126%), объем собственных средств - со 142 до 438 млн руб. (на 208%), средний объем ссудной задолженности - с 0,3 до 1,2 млрд руб. (на 262%). Между тем средний размер российских банков по-прежнему очень мал по сравнению с другими банками мира. Как видно из табл. 18.3, средний коммерческий банк не в состоянии участвовать в инвестиционном проекте, требующем значительных вложений как по объему, так и по срокам размещения кредитов.
Расширение банковского кредитования реального сектора могло бы быть более существенным, однако даже достигнутые скромные результаты способны при определенных условиях вызвать банковский кризис. Как уже указывалось выше, расширение кредитования предприятий произошло частично вследствие оживления производственной деятельности и роста спроса на кредиты, частично вследствие дефицита обращающихся финансовых инструментов. Наиболее надежными заемщиками выступают предприятия экспортного сектора, но их финансовые потоки зависят от внешних условий, которые могут измениться в худшую сторону. В этом смысле «успешность» деятельности банковского сектора в области предоставления кредитов реальному сектору представляется лишь в качестве «бумажной» прибыли (т.е. фиксируемой в банковских балансах, но реально не полученной).
Перспективы увеличения эффективности банковской системы для содействия инвестиционной активности и поступательному развитию национальной экономики будут определяться возможными сценариями реформирования данного сектора. Непосредственно после системного финансового кризиса в августе 1998 г. российская банковская система могла развиваться согласно трем базовым сценариям (либо их комбинации) - государственная поддержка банковской реформы (политическая, законодательная и финансовая), привлечение иностранных банков на внутренний рынок либо самостоятельное восстановление банковской системы (в рамках существовавших условий и за счет располагаемых средств). В результате развитие национальной банковской системы в посткризисный период происходило по последнему сценарию, в результате чего лишь в середине 2002 г. появились формальные признаки ее восстановления по сравнению с началом 1998 г.
Сценарий, предполагающий самостоятельное восстановление национальной банковской системы, был достаточно комфортным для российских денежных властей, однако перспективы его дальнейшей реализации ограничены. Можно утверждать, что потенциал реализации данного сценария исчерпан - совокупные банковские активы превысили предкризисный уровень лишь к началу 2003 г. (112,2 млрд долл. на 01.04.1998 г., 95,7 млрд долл. на 01.01.2002 г. и 120,2 млрд долл. на 01.01.2003 г.), а собственный капитал банковской системы составил лишь 18,3 млрд долл. (20,4 млрд долл. на 01.04.1998 г.).
В настоящее время перспективен сценарий, предусматривающий привлечение иностранного капитала в банковскую систему. Помимо притока капитала данный сценарий предполагает внедрение наиболее прогрессивных зарубежных банковских технологий на внутреннем рынке. Приход зарубежных финансовых институтов в виде филиалов крупнейших банков одновременно с внедрением мировых управленческих стандартов для среднего и высшего звена мог бы принципиально изменить как финансовый потенциал, так и управленческие основы российской банковской системы. Более того, согласно неофициальным данным (в том числе данным АЛ «Веди»), ряд крупных российских коммерческих банков потенциально готовы к продаже своего бизнеса (посредством продажи части акций/уставного капитала) иностранным финансовым организациям. Однако нынешнее состояние финансовой сферы России, в том числе и банковской, - основное препятствие для вхождения крупнейших зарубежных финансовых институтов на внутренний российский рынок. Привлекательность сырьевых (в частности, экспортно-ориентированных) компаний
для иностранных инвестиций существенно выше, нежели банковского бизнеса. Фактически налицо ситуация, когда российские банки готовы продать свой банковский бизнес иностранным инвесторам, однако последние не заинтересованы в его покупке в текущих условиях (и по предлагаемой цене). Внешние инвесторы (равно как и население России) понесли наибольшие финансовые потери в результате финансового кризиса в августе 1998 г., что является дополнительной причиной недоверия к денежным властям России и завышенных оценок рисков вхождения на российский банковский рынок.
Денежные власти России формально устранились от проблем восстановления национальной банковской системы. Тем не менее именно Правительство РФ (совместно с ЦБ РФ) фактически полностью контролирует ключевые финансовые потоки в банковской системе. Прежде всего крупнейшим коммерческим банком является Сбербанк РФ, который аккумулирует 73% депозитов населения (большую часть которых составляют пенсионные вклады - на практике дешевые и фактически бессрочные вклады).
Далее, важнейшим моментом как для российской экономики, так и для финансовой сферы является контроль за финансовыми потоками от экспортной выручки. Кроме того, существенная часть финансовых поступлений в государственный бюджет направляется на обслуживание внешнего долга России. В этой части значительная часть финансовых потоков контролируется Внешэкономбанком и Внешторгбанком РФ, которые являются государственными финансовыми институтами. Объединение их - достаточно прагматичный шаг со стороны Правительства РФ: почти не затрачивая средств на банковскую реформу, российские денежные власти получают контроль над двумя ключевыми направлениями финансовых потоков - сбережениями населения и экспортными поступлениями. Это означает частичную реализацию сценария государственного реформирования национальной банковской системы, но посредством установления контроля над ключевыми финансовыми потоками, а не через реализацию масштабной банковской реформы, требующей бюджетных затрат и контроля за отдельными банковскими институтами.
Таким образом, в области банковской реформы складывается противоречивая ситуация, характеризующаяся неспособностью российской банковской системы самостоятельно восстановиться после финансового кризиса, отсутствием средств у российских денежных властей на ее реформу, но наличием интереса в ее контроле, а также низкой заинтересованностью внешних инвесторов в данном секторе российской экономики. Национальная банковская система лишь частично восстановилась после финансового кризиса, однако реальный сектор экономики предъявляет более высокие требования. В этом смысле национальная банковская система неэффективна в содействии поступательному развитию реального сектора, противодействии внешним шокам, а также в обеспечении адекватными инвестиционными услугами российской экономики.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.