13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
С учетом вышесказанного необходимо выделение транспортной составляющей и ее важнейшего элемента - железнодорожного транспорта в качестве самостоятельного блока в общей системе национальной безопасности в сфере экономики. Позитивные сдвиги в экономике страны требуют адекватного развития транспортной системы, что в аспекте железнодорожной отрасли предполагает налаженную работу железных дорог, доступность и высокое качество предоставляемых услуг, снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки пассажиров и грузов, удовлетворение растущего платежеспособного спроса. Решение этих задач в конечном счете и обеспечивает транспортную составляющую национальной экономической безопасности. Внутриотраслевые ограничения, снижающие эффективность функционирования железнодорожного транспорта в этих условиях, выступают в качестве отраслевых угроз экономической безопасности. Для сохранения общей идеологии и структурного единства проблемы логично рассмотреть отраслевые угрозы в аспекте известной классификации макроэкономических угроз экономической безопасности.
Угрозы в сфере перевозочной деятельности. Способность решения функциональной задачи - обеспечение требуемого объема перевозок - важнейший критерий оценки работы железнодорожного транспорта. На ее успешное решение оказывает влияние ряд факторов, и прежде всего наличие необходимых перевозочных мощностей, которые определяются резервами провозных и пропускных способностей, а также техническим уровнем подвижного состава. В неразрывной связи с техническим оснащением выступает и кадровый потенциал как важнейший фактор любой производственной деятельности.
К началу 1990-х гг. ресурсы по пропускной и провозной способности железнодорожного транспорта в значительной степени были исчерпаны. Однако снижение объема перевозок последнего десятилетия (в 2001 г. приведенная продукция составила около 60% относительно 1991 г.) обусловило резерв мощностей для обеспечения текущего объема перевозок, что подтверждается достаточно стабильной работой железнодорожного транспорта в последние годы. Вместе с тем грузонапряженность на участках и направлениях неравномерна, и это не позволяет однозначно говорить об абсолютном отсутствии «узких мест» на всей сети железных дорог.
В настоящее время в отрасли выделены основные грузовые и пассажирские направления, по которым ведется активная работа по приведению их инфраструктуры в соответствие с современными требованиями. Концентрация грузопотоков предусмотрена на основных специализированных грузовых направлениях протяженностью около 24,5 тыс. км (28% общей длины сети), где выполняется более 70% общего грузооборота. Именно на этих направлениях ожидается наибольшая отдача от использования финансовых ресурсов при решении первостепенных задач по обновлению основных фондов и повышению надежности и эффективности работы железных дорог. Принимая во внимание прогнозное увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок к 2010 г. в 1,5 раза, что примерно соответствует уровню 1990 г., и с учетом проводимой в отрасли политики опережающего развития новых мощностей на существующих линиях правомочен вывод о том, что на железнодорожном транспорте будут созданы условия для обеспечения выполнения требуемого объема перевозок.
Вместе с тем наличие мощностей материально-технической базы говорит лишь о количественной способности обеспечения перевозок. В то же время эффективность работы отрасли во многом зависит от качественного состояния основных производственных фондов. Этот аспект находит отражение в безопасной, безаварийной работе железнодорожного транспорта, в способности оказывать качественные услуги по перевозкам (бесперебойность работы, сохранность грузов, своевременность доставки и т.д.). В связи с этим на первый план выдвигается проблема безопасности перевозок.
Сравнительный анализ статистических данных по различным видам транспорта свидетельствует о том, что по абсолютному числу чрезвычайных происшествий железнодорожная отрасль является одним из наиболее безопасных видов российского транспорта. Если в автомобильной отрасли число погибших пассажиров и членов экипажа на 1 млрд пасс.-км в 2001 г. составило 30 чел., а на воздушном транспорте - 3,63 чел., то на железных дорогах этот показатель оказался практически равен нулю. Однако данные за последние несколько лет говорят о том, что угроза нарушения безопасности движения поездов существует. Если до 2001 г. число случаев брака, крушений и аварий имело устойчивую тенденцию к снижению, то за 2001-2002 гг. ситуация осложнилась. Очевидно, что данный аспект снижает эффективность работы отрасли, ставит под угрозу престиж и конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
Экономическую оценку этих негативных тенденций можно характеризовать изменением уровня рентабельности работы отрасли в зависимости от состояния безопасности движения поездов. По ориентировочным расчетам, учет внетранспортных потерь от нарушения безопасности движения поездов в последние годы требует корректировки уровня рентабельности отрасли примерно на 0,5-1,0% в сторону снижения. Если принять во внимание еще и потери дорог по их устранению, то снижение составит 1,5-2%, или более 5-6 млрд руб. По существу эти потери можно считать возможным эффектом
(неполученной прибылью), который мог быть реализован железнодорожным транспортом при безаварийной работе. Следовательно, выделение средств на повышение безопасности движения поездов - это вклад в достижение устойчивости и повышение эффективности работы железнодорожного транспорта. Результаты такого расчета дают оценку влияния уровня безопасности движения на экономическое положение отрасли.
Как уже отмечалось, эффективность эксплуатационной работы железных дорог России в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы отрасли. В 2002 г. в отраслевом Центре кадровых и социальных технологий Российской академии путей сообщения был проведен социологический опрос на тему «Безопасность на железнодорожном транспорте». По результатам этого опроса 54% опрошенных оценили общую ситуацию с обеспечением безопасности движения как тревожную и 9,4% - как угрожающую. Одним из факторов, являющихся помехой в обеспечении безопасности в отрасли, 23% назвали износ техники, устаревшее оборудование. Низким уровень надежности эксплуатируемой техники признали 48,4%. Средний уровень износа основных производственных фондов увеличился с 33,6% (1993 г.) до 57,4% (2002 г.). Особо критична ситуация с износом активной части основных фондов железнодорожного транспорта: по электровозам он составил 72%, по тепловозам - 81,5%; износ грузовых вагонов возрос почти в 2 раза (с 32% в 1993 г. до 71,5% в 2002 г.), а пассажирских - более чем в три раза (с 18,1% в 1993 г. до 70% в 2002 г.). При этом значительная часть используемого оборудования не отвечает современным требованиям функционирования транспорта в условиях конкуренции.
Наряду с проблемой старения основных фондов острой проблемой является их низкий технический уровень, оцениваемый моральным износом. По нашему мнению, моральный износ можно определить как неспособность техники (технологического контура) обеспечивать соответствие численности персонала и производительности труда нормам доминирующего технологического уклада без ущерба для качества продукции и безопасности движения. Ключевой фактор доминирующего сегодня в развитом мире уклада - микроэлектронные компоненты, а в качестве ядра технологического уклада выделяются вычислительная, оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги. В связи с этим недоиспользование преимуществ и компонентов данного уклада может привести к отставанию технологии транспортного производства от базовых отраслей промышленности в части производительности труда, а значит, к неэффективности производства. Доведение же производительности труда до соответствующих норм путем сокращения численности без изменения технологического контура чревато нарушением безопасности движения поездов, а также организации и управления перевозочным процессом.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, в числе угроз экономической безопасности в сфере перевозочной деятельности железнодорожной отрасли можно выделить:
снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное низкой надежностью эксплуатируемой техники;
высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие снижения темпов обновления и инвестиционной активности;
снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного внедрения элементов доминирующего технологического уклада, прежде всего современных информационных технологий.
Угрозы в социальной сфере. Один из обязательных аспектов устойчивой работы такого сложного технологического комплекса, как железнодорожный транспорт, - кадровый потенциал отрасли. Проблема обеспечения железнодорожного транспорта высококвалифицированными специалистами, безусловно, связана непосредственно с их подготовкой: выделением средств на образование, стимулированием и повышением качества образования, приведением материально-технической базы образовательного процесса в соответствие с современными требованиями. Однако есть и другая проблема, которая заключается в создании таких социально-экономических условий в отрасли, при которых кадры имели бы стимулы для эффективной работы.
В связи с этим в социальной сфере можно выделить ряд угроз экономической безопасности, связанных прежде всего с уровнем оплаты труда. В 2001 г. этот показатель был выше, чем в целом по промышленности, на 9% и в целом по экономике на 38%. Однако, принимая во внимание особые условия труда и квалификацию специалистов, необходимо отметить ряд негативных тенденций в этой области. Прежде всего большой разрыв в оплате труда между железнодорожным транспортом и такими отраслями, как газовая (в 3,6 раза), нефтедобывающая (в 3,1 раза), финансово-кредитная сфера (в 2 раза), цветная металлургия и нефтеперерабатывающая отрасль (почти в 1,8 раза) (табл. 13.4). При этом принципиально важно увеличение этого разрыва, что; является основным фактором высокой текучести кадров, особенно ведущих профессий.
В аспекте мотивации повышения эффективности труда важно соотношение между заработной платой и производительностью труда. Во-первых, должно быть обеспечено соответствие роста заработной платы росту производительности труда, которое последнее десятилетие в отрасли не выдерживалось, что и послужило фактором снижения заинтересованности в результатах работы и основной причиной оттока квалифицированных кадров. Во-вторых, должно соблюдаться соотношение производительности труда на различных видах транспорта со средним уровнем заработной платы, разумеется, с учетом специфики производства и условий труда. Выполненные расчеты показали, что в 2001 г. железнодорожный транспорт уступал по производительности труда только трубопроводному транспорту, а по оплате труда среди других видов транспорта он занимал только пятое место. В связи с этим явно требуется пересмотр минимального уровня оплаты труда работников первого разряда, который согласно отраслевой тарифной сетке равен 1024 руб., что составляет около 60% установленного прожиточного минимума.
В социальной сфере есть неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий работников, безработица, недостаточное пенсионное обеспечение и др. Именно поэтому в отрасли разработан ряд мер, в частности отраслевое тарифное соглашение, программа социальной защиты работников железнодорожного транспорта, программа по охране труда и др., реализация которых позволит в значительной степени нейтрализовать эти угрозы.
Угрозы в финансовой сфере. Ключевой фактор, влияющий на финансовое положение отрасли, - убыточность пассажирских перевозок. В 2002 г. она возросла до 55 млрд руб., в том числе 22 млрд руб. - от пригородных перевозок, 33 млрд руб. - от дальних перевозок. Между тем в сфере пассажирских перевозок железнодорожный транспорт не только удовлетворяет потребности населения в перевозках, но и выполняет функцию его социальной защиты, поддерживая тарифы на уровне, доступном для всех слоев населения.
В пригородном сообщении пассажиры оплачивают до 20% стоимости проезда, 7-10% покрываются региональными бюджетами, остальная же часть эксплуатационных расходов - за счет доходов от грузовых перевозок. Действующая нормативно-правовая база, предусматривающая компенсацию этих потерь бюджетными средствами, не решает проблему убыточности пригородных перевозок, так как все правовые документы носят рекомендательный, а не директивный характер. Поэтому даже заключаемые с большими трудностями контракты с регионами исполняются не в полном объеме.
Фактор убыточности пассажирских перевозок ухудшает финансовое положение железнодорожного транспорта. На протяжении ряда последних лет отрасль-хронический должник, так как его кредиторская задолженность постоянно превышала дебиторскую. Причина этой тупиковой ситуации - убытки пассажирского комплекса, поскольку сокращение объемов грузовых перевозок и размера доходов от них уже не позволяли возместить убытки пассажирского хозяйства, а отказ от авансового формирования доходов по проданным билетам обусловил рост кредиторской задолженности. Железные дороги несут также значительные потери, связанные с функционированием 132 малодеятельных линий, осуществляющих перевозку пассажиров в районах, где железные дороги - единственный вид транспорта. Ежегодные убытки по ним определяются в 1,5 млрд руб., или 1,7% общих расходов по перевозкам.
Для коренного изменения финансового положения предприятий железнодорожного транспорта необходимы выделение пассажирского комплекса на самостоятельный баланс и отказ от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых с переходом к их дотированию из федерального и региональных бюджетов, а также определение стандартов качества перевозок, системы льгот и индексирование пассажирских тарифов с учетом возможностей оплаты билетов различными категориями населения.
В связи с вышесказанным уместна оценка тарифной политики на железнодорожные перевозки в период реформирования. Начиная с 1992 г. в отрасли проводится активная работа по реорганизации системы финансовых взаимоотношений, и в первую очередь - с клиентурой, пассажирами, государством: были выработаны новые принципы формирования тарифной политики в грузовых и пассажирских перевозках, обеспечивающие рентабельное функционирование железнодорожного транспорта; переход от практики единовременных пересмотров тарифов к системе их регулярной индексации по мере роста цен в промышленности; введена дифференциация грузовых тарифов на категории в зависимости от стоимости груза, размеров единовременной отправки, доли транспортной составляющей в конечной цене продукции и других факторов.
Для поддержки отечественных товаропроизводителей, поставляющих продукцию на внутренний рынок, в 1997-2000 гг. в условиях значительного роста оптовых цен производителей промышленной продукции на железнодорожном транспорте путем жесткой экономии внутриотраслевых издержек были реализованы меры по ограничению уровня тарифов на перевозки. Только за 9 мес. 2000 г. при росте оптовых цен производителей промышленной продукции на 25,4% цены на потребляемую железнодорожным транспортом продукцию выросли на 34,5%, в то же время тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении увеличились всего на 17%. Принятые в отрасли меры позволили обеспечить поддержку отечественных товаропроизводителей, способствовали стабилизации условий хозяйственной деятельности промышленных предприятий и оживлению промышленного производства. Размер дотаций, предоставленных железнодорожным транспортом отечественным товаропроизводителям за 1997-2000 гг., оценивается в 151,1 млрд руб., что можно рассматривать как вклад железнодорожного транспорта в оживление промышленного производства и укрепление экономической безопасности страны.
Однако относительно низкий уровень тарифов железнодорожного транспорта приводит к ухудшению его финансового положения и ограничивает возможности для инвестиций. Неустойчивый характер инвестиционной активности иллюстрирует тенденция удельных капиталовложений, представленных на графике (рис. 13.1).
При этом отрасли приходится концентрировать усилия предприятий на реализации ряда проектов, имеющих общегосударственное значение или позволяющих получить эффект в смежных отраслях промышленности.
По нашему мнению, реализация проектов, имеющих и макроэкономическое значение, должна быть обеспечена с привлечением средств заинтересованных субъектов хозяйствования или государственных инвестиций. Особенно это актуально в связи с тем, что железнодорожный транспорт выполняет роль макроэкономического регулятора, несет бремя обеспечения социальной стабильности общества и в связи с этим испытывает дефицит собственных средств для устойчивого развития. Если в 1993 г. доля участия государства в инвестициях железнодорожного транспорта составляла 26,8%, то в 2001 г. она снизилась до 0,1%. Угроза финансовой безопасности заключается в том, что эти условия приводят к сокращению экономического потенциала отрасли из-за жесткого ограничения роста тарифов и отсутствия достаточной государственной поддержки.
В связи с этим обоснованным выглядит предложение о разделении проектов отраслевой инвестиционной программы в зависимости от генерируемых эффектов на:
экономически привлекательные для отрасли;
экономически не привлекательные для отрасли, но имеющие общегосударственное значение;
социальные.
В соответствии с данной классификацией возможны несколько вариантов государственной поддержки.
Для первой группы проектов, эффект от реализации которых с учетом факторов риска превышает стоимость используемого капитала, возможно финансирование за счет средств предприятий железнодорожного транспорта и привлечения инвестиций из внешних источников. При этом важную роль в увеличении инвестиционного потенциала могли бы сыграть разработка и утверждение программы государственной поддержки железнодорожного транспорта, включающей:
предоставление государственных гарантий;
разработку государственных нормативных документов по средне- и долгосрочному тарифному регулированию, включая индексацию тарифов на перевозки при изменении макроэкономических показателей;
государственную поддержку финансирования приобретения новых активов, в том числе с применением лизинговых схем;
формирование государственной политики развития предприятий - поставщиков продукции для нужд отрасли.
Эффекты от реализации проектов второй группы можно разделить на эффекты, получаемые хозяйствующими субъектами экономики, и общегосударственные.
Эти проекты должны финансироваться главным образом за счет средств субъектов, а также бюджета. Участие железнодорожного транспорта должно выражаться в форме финансовых вложений с возвратом капитала и получением доли прибыли, пропорциональной объему вложенных средств. Для реализации проектов общегосударственного значения необходимы:
формирование нормативно-правовой базы для использования на железнодорожном транспорте различных форм государственно-частных партнерств и концессий (аренда, совместные предприятия, консорциумы и др.);
компенсация части кредитной ставки;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов по долгосрочным проектам;
бюджетное финансирование проектов, эффект от реализации которых для отрасли ниже совокупных затрат.
Проекты третьей группы, имеющие социальный эффект, не позволяют железнодорожному транспорту вернуть вложенные средства и поэтому в обычных условиях не представляют интереса для инвесторов. Их реализация должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или с использованием механизмов государственной поддержки. Это в первую очередь увеличение дотаций из федерального бюджета на покрытие убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании, компенсация убытков от перевозок пассажиров в пригородном следовании за счет региональных бюджетов, ликвидация убыточности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий.
Таким образом, в отрасли существуют угрозы экономической безопасности в каждой из рассмотренных сфер. Несмотря на активную политику руководства отрасли и принятие ряда эффективных мер по устранению негативных тенденций, принесших положительный результат, ситуацию с обеспечением устойчивой работы железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе нельзя признать удовлетворительной. В связи с этим становится очевидной необходимость эффективного механизма обеспечения экономической безопасности отрасли, включая разработку пороговых значений индикаторов, организацию постоянного мониторинга экономической ситуации и принятие управляющих воздействий, нейтрализующих выявленные угрозы экономической безопасности.
ВЫВОДЫ
Позитивные сдвиги в экономике страны обусловливают необходимость адекватного развития транспортной системы, что предполагает ее устойчивую работу, удовлетворение растущего платежеспособного спроса, доступность и высокое качество предоставляемых услуг, снижение хозяйственных затрат на перевозки пассажиров и грузов. Решение этих задач в конечном счете и обеспечивает транспортную составляющую национальной экономической безопасности.
Основные угрозы экономической безопасности на транспорте:
а) в сфере перевозочной деятельности:
снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное низким уровнем надежности эксплуатируемой техники;
высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие низких темпов ее обновления и снижения инвестиционной активности;
снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного применения элементов нового технологического уклада, и прежде всего современных информационных технологий;
б) в социальной сфере:
увеличивающийся разрыв в оплате труда на транспорте и в базовых отраслях, что является фактором высокой текучести кадров, особенно ведущих профессий;
недостаточное стимулирование повышения эффективности работы, в частности соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы;
неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий работников;
в) в финансовой сфере:
убыточность пассажирских перевозок;
неадекватное росту инфляции ограничение уровня тарифов на перевозку грузов и пассажиров;
снижение государственной поддержки инвестиционных программ развития транспорта, имеющих общенациональное значение.
3. Механизм управления экономической безопасностью на транспорте должен быть согласован с общими принципами государственного регулирования защиты национальных интересов в сфере экономики и предусматривать общую оценку экономической ситуации, определение угроз и основных индикаторов их количественной оценки, разработку пороговых значений основных индикаторов, постоянный мониторинг состояния экономической безопасности и выработку мер по нейтрализации угроз.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Охарактеризуйте структуру транспортного комплекса и его роль в обеспечении экономической безопасности страны.
Покажите необходимость снижения транспортоемкости продукции для повышения экономической безопасности.
Охарактеризуйте основные угрозы в перевозочной деятельности и в социальной сфере транспорта.
Дайте характеристику состояния материально-технической базы транспорта в аспекте обеспечения экономической безопасности.
Охарактеризуйте убыточность пассажирских перевозок как угрозу финансовой стабильности транспортного комплекса.
Назовите приоритетные направления инвестиционной политики на транспорте с учетом требований экономической безопасности.
Рекомендуемая литература
Кожевников Р.А. и др. Экономическая безопасность. М: МИИТ, 2001.
Кожевников Р.А., Коннева Л.Ф., Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2003. № 8.
Лапидус Б.М., Терешина И.П., Кожевников Р.А. Оценка влияния железнодорожного транспорта на обеспечение экономической безопасности России // Железнодорожный транспорт. 2001. № 1.
Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Т.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 1999. № 3.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
Экономическая безопасность хозяйственных систем/Под ред. А.В. Колосова. М.: РАГС, 2001.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.