logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития

Обеспечение субнациональных интересов страны связано прежде всего с возможностями государства адекватно реагировать на процессы регионально­го развития в условиях дестабилизирующего воздействия негативных соци­ально-экономических, техногенных, информационных, политических и дру­гих факторов при целенаправленном реагировании на ликвидацию угроз и опасностей национальным интересам страны в регионах.

Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматри­вать в плане реализации целей и задач государственной региональной полити­ки, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически речь идет о реализа­ции субнациональных интересов страны в отдельных субъектах Федерации, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного реги­она, так и страны в целом.

Практически эффективная государственная региональная политика в со­временных условиях - основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.

В условиях усиливающейся глобализации в экономических отношениях взаи­мопроникновение форм и условий существования людей в разных регионах отражается в стремлении социально-экономической системы придать своей среде и ее отдельным составляющим (в данном случае - регионам) характер со­циально-технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобес­печения, устойчивости и безопасности. В определенной мере действие энтро­пийных флуктаций ведет к объективному стремлению относительно изолиро­ванных региональных систем к равновесному состоянию, что отвечает нацио­нальным интересам страны в области экономического развития ее регионов.

Критерий уравновешенности - уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения национальных интересов страны и обусловливают возможность обострения уг­роз безопасности развития общества и экономики. Стабильность и устойчи­вость региональных экономических систем обеспечивается при обязательном сокращении государственного воздействия из центра и развитии способности экономики регионов к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.

Анализируя субнациональные аспекты обеспечения безопасности в облас­ти экономики, необходимо обратиться к категории «надежность» в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике регионов страны. Только при системном соответствии всех (или большинства) регионов страны крите­риям цивилизованного экономического развития можно будет говорить о на­дежности обеспечения национальной безопасности в сфере экономики.

Общеизвестно, что рынок приводит к асимптоматическому равновесию в течение более или менее длительного времени, причем общее равновесное состояние экономической динамики обеспечивается только с поддержкой си­стемы государственного регулирования в общенациональных интересах. В ре­гиональном сегменте экономики страны достижение равновесия с использо­ванием преимущественно рыночных механизмов, очевидно, - длительно ре­шаемая и сложная проблема, не говоря уже о таких аспектах развития, как обеспечение экономической безопасности регионов, особенно депрессивных, задержка с ассимиляцией которых в цивилизованное рыночное пространство страны таит в себе угрозу нарушения нормальной жизнедеятельности России при сохранении диспаритетов в развитии отдельных регионов.

Процесс реформирования страны продолжается, и один из ключевых мо­ментов его - поиск новых форм взаимодействия в схеме «центр - регионы», определение тенденций и перспектив регионализации, особенно в экономи­ческой сфере. Проблема регионализации, по большому счету, - это обеспече­ние целостности экономического пространства России. Основные причины не­эффективности реформ, как правило, фокусируются на региональном уров­не, и поэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений. Все возни­кающие в ходе экономической реформы проблемы требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве взаимосвязанных, формирующих новую систему.

Одна из основных причин неудовлетворительных темпов и результатов ре­формы - недоучет роли субъектов Федерации и становления рыночной эконо­мики. В настоящее время у регионов нет достаточных прав и возможностей для активного участия в проводимых реформах для развития рыночной ин­фраструктуры. В результате их роль при переходе к рынку иногда пассивна, а в ряде случаев и негативна. Такое положение обусловлено рядом причин, сре­ди которых можно выделить такие наиболее важные:

• отсутствие стратегической концепции реформ в региональном сегменте экономики;

Негативные тенденции в развитии экономики страны, связанные как с на­следством, доставшимся от административно-командной системы, так и со сложностями реформационного процесса экономики, привели к возникнове­нию ряда общих и институциональных деформаций в развитии экономики, проявившихся в различного рода диспропорциях, ограничениях развития, дезинтеграционных процессах, критическое обострение которых трансфор­мировалось в угрозы национальным интересам страны в области экономики.