logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

14.2. Минерально-сырьевая безопасность

Минерально-сырьевая база - важнейший стратегический элемент нацио­нальной безопасности страны. К числу стратегически важного минерального сырья (СВМС), по мнению бывшего министра геологии СССР М.И. Козлов­ского, могут быть отнесены топливно-энергетические ресурсы, руды цветных и редких металлов и неметаллов, используемые при производстве специаль­ных сплавов, в высокой технике и новейших технологических процессах. Наиболее важные сырьевые стратегические материалы для России, как для и большинства высокоразвитых стран мира, - минерально-сырьевые энергоно­сители (нефть, газ, уголь, уран). Среди цветных и редкоземельных элементов выделяются такие стратегически важные, как алюминий, медь, цинк, никель, олово, вольфрам, молибден, ртуть, титан, тантал, ниобий, иттрий, лантано­иды и др., а также благородные металлы (золото, платина, серебро) и алма­зы. Среди неметаллических полезных ископаемых наиболее важное значение в обеспечении жизнедеятельности человека играет сырье для производства минеральных удобрений (фосфатные руды и калийные соли), пьезооптичес-кое сырье, кварц для плавки, плавиковый шпат, барит, слюда, асбест, бенто­нит, каолин и др.

Производственная безопасность России не может быть обеспечена при на­рушении сырьевой безопасности, включающей вопросы состояния и разви­тия национальной минерально-сырьевой базы. Особо важное значение эти вопросы приобретают в условиях:

Действительно, ведь оптимальная величина валютных поступлений, обла­дающих высокой (абсолютной) ликвидностью, должна соответствовать тем объемам, которые обеспечивают возможность приобретения за рубежом про­дукции и услуг, необходимых экономике страны и населению, но которые не производятся и не оказываются в стране, а также погашения как основного внешнего долга, так и процентов по нему. В противном случае при избытке иностранной валюты (например, долларов) внутри страны происходит ее обесценение, что ухудшает экономическое положение экспортеров сырьевых ресурсов и вызывает дальнейшее увеличение их объемов, снижая при этом уровень мировых цен на это сырье, попадая тем самым в специфическую экс­портную «ловушку». Российские компании - экспортеры сырьевых ресурсов (нефти, газа, леса и др.) с низкой долей добавленной стоимости должны от­давать себе отчет в том, что экспортная модель минерально-сырьевой полити­ки имеет ограниченный жизненный срок из-за исчерпаемости экономически ликвидных минерально-сырьевых ресурсов.

По оценке ВИЭМСа, валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов (категорий А + В + CI + С2) составляет около 28,5 трлн долл., а прогнозные ресурсы оцениваются в 140 трлн долл.1 При занимаемой территории (10% мировой) в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% газа, 12% угля. В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы ТЭКа (нефть, газ, уголь)2. По запасам ряда полезных ископаемых Россия занимает доминирующее по­ложение в мире, однако доля экономически доступных запасов этих полез­ных ископаемых в реальности ниже тех объемов, которые обнародуются в за­ведомо популистских целях. Действительно, Россия в настоящее время не имеет достаточного количества экономически окупаемых для промышлен­ной разработки запасов таких необходимых отечественной экономике ресур­сов, как марганцевые и хромовые руды, титан, без применения которых не могут успешно развиваться предприятия оборонно-промышленного ком­плекса, обладающие технологиями двойного назначения и выпускающие значительные объемы товаров длительного пользования для населения с до­статочно высокими потребительскими свойствами, но существенно дешевле зарубежных аналогов.

Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья в России может оказать влияние на экономическую безопасность в двух аспектах: во-первых, на сырьевую безопасность при глубокой переработке нефти и газа в соответствующие виды продукции в ущерб внутренним потребителям этих видов топливно-энергетических ресурсов и, во-вторых, на сокращение объе­мов экспорта этих ресурсов, а следовательно, и сокращение притока в Рос­сию валюты, необходимой для приобретения не производимых в стране жиз­ненно необходимых товаров и выплаты внешнего долга кредиторам.

1 Козловский Е.А., Щадов М.И. Минерально-сырьевые проблемы национальной безопасности России. М.: Московский государственный горный университет, 1997. С. 43.

2 Алекперов В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России. М.: Красный про­летарий, 1996. С. 11, 93.

После 1970-х гг. в России практически не было открыто ни одного круп­ного высокопродуктивного месторождения. Действительно, в 1994-1998 гг. было открыто 184 новых месторождения, разведанные запасы которых соста­вили 92 млн т, т.е. всего 0,5 млн т на одно месторождение. Всего же по Рос­сии из всех новых месторождений (до 5 лет эксплуатации) за 1998 г. было до­быто всего 17 млн т, что составляет лишь 5% от уровня годовой добычи и оказывает негативное влияние на доходность нефтяных компаний1. Таким образом, кондиции приращиваемых запасов резко ухудшаются. Ухудшаются они и по технико-экономическим показателям, в том числе и из-за труд­нодоступности месторождений. Это обусловлено тем, что в условиях перехо­да к рыночной экономике государство снизило уровень государственного уп­равления в этой сфере. Между тем мировой опыт организации и управления предприятиями и отраслями ТЭК свидетельствует о необходимости доста­точно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства, ибо они относятся к стратегическим отраслям экономики и в значительной сте­пени определяют промышленный и военный потенциал страны, а также со­стояние ее экологии. Для энергоотраслей характерны высокая инерцион­ность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении националь­ных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории2.

Для недопущения или ослабления воздействия серьезных угроз сырьевой безопасности российской экономики необходима выработка государственной политики развития минерально-сырьевой базы, скоординированной с глоба­лизацией минерально-сырьевых баз ведущих стран - поставщиков минераль­ного сырья (по типу ОПЕК в нефтяной сфере) и согласованной со странами, вступившими в постиндустриальную стадию.

Эта политика должна предусматривать:

• четкое разграничение прав недропользования между федеральными и ре­гиональными органами государственной власти;

• усиление роли лицензионной системы и квотирования недропользования;

Реализация такой политики не терпит отлагательства, так как из-за низ­кого уровня применяемых технологий при извлечении полезных ископаемых из добытых руд в России может существенно ухудшиться обеспеченность ми­неральными ресурсами, что не может не отразиться на снижении ее эконо­мической и оборонной безопасности, тем более что это усугубляется выво­зом огромного количества важного сырья, запасы которого не восстанав­ливаются.

1 Запивалов Н.П. Нефтегазовый комплекс России: состояние и перспективы на XXI век. 10 лет РАЕН: Научные доклады. М., 2002. С. 95.

2 Алекперов В.Ю. Указ. соч. С. 11, 93.

Развитию минерально-сырьевой базы в экономически развитых странах с рыночной экономикой уделяется серьезное внимание, о чем свидетельствуют следующие данные. Так, в горно-геологическом производстве США занято около 5 млн чел., 500 тыс. инженеров трудятся на фирмах горнотехнического оборудования, сотни тысяч геологов обслуживают 14 тыс. (!) нефтяных ком­паний США, 3 тыс. угледобывающих компаний, 5 тыс. газодобывающих ком­паний, 7 тыс. компаний по добыче рудного сырья! США вышли на первое ме­сто в мире по добыче минерального сырья - они добывают его на 220 млрд долл. Кстати, и студентов-геологов в США обучают в 31 университете и тех­нологическом институте - вдвое больше, чем когда-то в СССР1!

Стабильное обеспечение экономики России минеральными ресурсами с учетом возрастающей потребности в них и высокой инерционности мине­рально-сырьевого комплекса требует заблаговременного восполнения и рас­ширения геолого-разведочных и добывающих мощностей, наращивания мас­штабов воспроизводства минерально-сырьевой базы и подготовки квалифи­цированных кадров и ученых, необходимых в минерально-сырьевом комплексе. Для функционирования системы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны должно быть обеспечено количественное опережение прироста запасов над их погашением (добычей).

Вместе с тем несоблюдение этого важнейшего требования чревато разру­шительными последствиями для всей экономики, что придает решению про­блем минерально-сырьевого комплекса государственное значение. Нельзя от­рицать того, что горнорудная промышленность России - важнейшая базовая отрасль промышленности, основа экономической независимости и безопас­ности страны. В ней разрабатывается около 200 месторождений черных и цветных металлов и десятки месторождений нерудного металлического сырья, и от того, как эти месторождения осваиваются и кто распоряжается природ­ными ресурсами, зависит благосостояние жителей страны. Между тем если проблему эффективного использования природных ресурсов России рассмат­ривать шире, чем использование только минерально-сырьевых ресурсов, то потребуется активизация работ по созданию региональных и федерального кадастра и сведение воедино в рамках одного атласа картографических мате­риалов по самым разнообразным ресурсам России, включающего более 120 карт по минеральным, земельным, водным, биологическим, лесным, клима­тическим ресурсам и условиям природопользования в России.

1 Козловский Е.А., Щадов М.И. Указ. соч. С. 155.

2 Финансовый контроль. 2002. № 10. С. 10.

Из исследований, проведенных Институтом фундаментальных проблем биологии РАН, следует, что значительный перерыв в ведении и разработке кадастров природных ресурсов отчасти объясняется тем, что Россия, богатая природными ресурсами, формирует только 3% дохода бюджета из платежей за изъятие ресурсов из окружающей среды. По мнению академика РАН Д.С. Львова, рентный поток, на долю которого приходится 75% общего при­роста совокупного дохода России, в подавляющей части не попадает в госу­дарственную казну, а вдет в карманы тех, кто оказался во властных и около­властных структурах, и если перекрыть этот теневой поток доходов, то страна могла бы дополнительно получать для бюджета, по самым скромным подсче­там, 60-80 млрд долл.2. Решение проблемы рентных платежей за использова­ние природных ресурсов, принадлежащих обществу, и усиление роли госу­дарственного регулирования в природопользовании повысит уровень мине­рально-сырьевой безопасности России.

ВЫВОДЫ

  1. Важная составная часть экономической безопасности России - энерге­тическая и минерально-сырьевая безопасность, так как энергетика обеспе­чивает повышение производительности труда и комфортность жизни насе­ления страны, а минерально-сырьевые ресурсы составляют материальную основу хозяйственной деятельности реального сектора экономики (промыш­ленности, сельского хозяйства, строительства), производящего товары (ра­боту и услуги).

  2. Учитывая конечность минерально-сырьевых ресурсов и высокую капита­лоемкость объектов энергетики, государство должно осуществлять целенаправ­ленную политику ресурсосбережения, которая широко используется в индус­триально развитых странах.

  3. Для более эффективного и справедливого использования природных ре­сурсов следует руководствоваться выводом, сделанным экономистами-клас­сиками, о том, что раз рента создается «трудом» природы, то она по справед­ливости должна принадлежать обществу, а не владельцам земли и недр, изы­маться в доход государства и расходоваться на общественные нужды. При этом государство имеет право облагать стихийный рост ренты налогами по са­мой высокой ставке, диктуемой финансовыми потребностями.

  4. Действующий в России Налоговый кодекс, во многом копирующий аме­риканскую налоговую систему, «гарантирует» существенный недобор бюдже­том денежных средств, так как даже в США в сфере природопользования не попадают под налогообложение суммы, составляющие более трети нацио­нального дохода.

  5. Необходимо не только изучать, но и использовать положительный опыт индустриально развитых стран в обеспечении национальных интересов в об­ласти энергетической и минерально-сырьевой безопасности.

  6. При решении проблем энергетической и минерально-сырьевой безо­пасности ученые-экономисты, законодательные и исполнительные органы власти всех уровней управления не имеют права совершать ошибки, так как они чреваты тяжкими последствиями, поскольку затрагивают интересы все­го общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему электроэнергия - важнейший ресурс экономической безопасно­сти?

  2. На решение каких основных задач должна быть ориентирована долго­срочная политика энергетической безопасности России?

  3. Какие механизмы энергосбережения используются в индустриальном развитии страны?

  4. Почему сырьевая безопасность - важнейший фактор экономического роста России?

  5. Какие основные меры должны предусматриваться государственной по­литикой развития минерально-сырьевой базы России?

  6. Какова роль природной ренты в формировании доходов государства?

Рекомендуемая литература

1. Алекперов В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России. М.: Красный пролетарий, 1996.

  1. Гэффы М., Титова Т., Харрисон Ф. За кулисами становления экономических тео­рий: От теории к коррупции. СПб.: Б&К., 2000.

  2. Козловский Е.А., Щадов М.И. Минерально-сырьевые проблемы национальной бе­зопасности России. М.: Московский государственный горный университет, 1997.

  3. Оценки природной ренты и ее роль в экономике России. М.: Институт экономи­ческих стратегий, 2003.

  4. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9Д, Форум. 2000.

  5. Робертсон Дж. На пути экономических преобразований. Задачи нового тысяче­летия / Пер. с англ. СПб.: Б&К., 1999.

  6. Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999.

  7. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.