23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
Регрессивные изменения денежно-кредитной политики в 1990-е гг. нашли отражение в дезинтеграционных процессах платежно-расчетной сферы - разрушении целостности платежного оборота и применении псевдоденежных инструментов расчетов. Направленность реформационных акций на ускоренную либерализацию экономической деятельности, по существу же, создание условий ускоренной приватизации под знаком избавления от неконкурентоспособных производств внесло элементы хаоса в расчетные отношения и породило феномен долговой экономики, издержки которой труднопреодолимы в среднесрочной перспективе. В этом процессе можно выделить две группы факторов.
Деструктивна относительно состояния платежных отношений группа факторов, связанная с дестабилизирующим влиянием бюджетно-налоговой политики, ее направленностью на сжатие расходов федерального бюджета и поддержку реального сектора и соответственно сужение каналов поступления средств через перераспределительную систему. Кроме того, систематическое нарушение государством долговых обязательств в части исполнения бюджетного финансирования в установленных объемах и в установленные сроки определило цепную реакцию взаимных неплатежей и рост числа потенциальных и реальных предприятий-банкротов. Накопление негативных элементов в развитии платежно-расчетных отношений оказало решающее влияние на дефолт государственных обязательств августа 1998 г. По экспертным оценкам, невыполнение бюджетного финансирования в 1998 г. на 30-40% по различным позициям привело к всплеску неплатежей в бюджет до 50%.
Другая группа факторов связана с деструктивным влиянием денежно-кредитной политики:
фактическим декредитованием реального сектора в сочетании с шоковым обесценением оборотных средств производственной сферы, повлекшим за собой резкое снижение ликвидности структур реального сектора;
острой недостаточностью реальной денежной массы в обращении, что привело к частичному (а в некоторых случаях и полному) замещению функций российской валюты долговыми обязательствами различных финансовых структур.Высокий уровень долларизации основных финансовых и денежных ресурсов национальной экономики (до 1/4 и более банковских активов, до 3/4 государственного долга, до 80% сбережений граждан) в сочетании с сужением потенциала внутренних инвестиций и банковского кредитования инициирует высокую степень зависимости экономики от внешнего воздействия и внешних инвестиций (реализацию политики укрепления курса доллара). Достижение кредитования производственного сектора банками в 2002 г. уровня докризисного периода нельзя оценивать как позитивную тенденцию из-за крайне низкого уровня и, главное, временного характера этой тенденции, а также неспособности к обеспечению структурной сбалансированности экономического роста на перспективу.
Псевдомонетаристская политика искусственного ограничения роста денежной массы и создания дефицита платежных средств в реальном секторе в сочетании с подавлением кредитной функции банковской системы нарушила межхозяйственные расчетные отношения и практически разрушила их основную часть - платежные отношения. Адаптация экономических субъектов к этой политике привела к деформированию структуры расчетного инструментария и созданию уникальной системы неденежных расчетов. Ее обороты сравнимы, а нередко и превышают обороты платежной системы. За годы реформ система неденежных расчетов приобрела черты самостоятельного сектора экономики с оформившейся организационно-функциональной структурой и системой неформальных институциональных отношений, соответствующих действующим законодательным нормам по форме, но кардинально отличных от них по содержанию. Соответственно вся система межхозяйственных расчетов приобрела в основном завершенный характер и в настоящее время обладает высокой инерционностью.
Была разрушена одна из основных позиций финансовой деятельности предприятия, которая представляет собой сумму выручки от реализованной продукции на счете предприятия в банке согласно его договорным отношениям с покупателем. Нарастающий временной разрыв между реализацией (отгрузкой) и поступлением денежной выручки на счет и соответственно затратами (включая затраты труда) и их возмещением стал одной из наиболее существенных причин глубокого платежного кризиса, перешедшего в 1998 г. в системный кризис всей финансово-кредитной системы. Кроме того, нарастающее сокращение поступлений от реализации продукции и услуг происходило по всем финансово-денежным инструментам и ведущим отраслям экономики.
Структурные деформации бюджетно-налоговой и банковской систем, финансового рынка и реального сектора экономики послужили катализатором разрушения единой платежно-расчетной системы страны. Массовое введение в оборот различных платежных инструментов, замещение безналичных денежных расчетов в межхозяйственной среде инициировали расчеты наличностью, оборот векселей, бартерные расчеты и многие другие.
Резкое увеличение кредиторской задолженности в структуре источников оборотных средств в ущерб привлечению заемных средств и собственным ресурсам стало естественной реакцией предприятий реального сектора на рест-рикционную направленность денежно-кредитной политики и повышенный налоговый пресс на деятельность предприятий (табл. 23.3).
Период обострения платежного кризиса (1995-1998 гг.), когда просроченная задолженность в федеральный бюджет была велика, характерен тем, что в числе самых крупных неплательщиков в бюджет оказались предприятия топливно-энергетических отраслей (практически непреодолимой зависимостью формирования доходов бюджета за счет отраслей ТЭК). Тенденции посткризисного периода не вносят существенных изменений в стабилизацию и повышение
продуктивности платежно-расчетных отношений в связи с тем, что снижение просроченных долгов связано в значительной степени с влиянием конъюнктурных (временных) факторов: а) повышенной выручкой предприятий топ-ливно-сырьевого сектора в связи с ростом мировых цен на нефть, б) репрессивной политикой РАО «ЕЭС» относительно неплательщиков за электроэнергию, в) снижением числа предприятий-неплательщиков из-за масштабного банкротства предприятий (включая потенциально конкурентоспособные предприятия) и других факторов, действие которых не носит стратегического характера в обеспечении стабильности платежных отношений.
Структурные деформации финансового хозяйства предприятий оказали существенное влияние не только на нарушение межхозяйственных отношений и отношений с бюджетами всех уровней, но и на стратегическую перспективу их развития, снижение, предсказуемость и стабильность воспроизводственной деятельности и привлечение инвестиций. Производственный спад и сужение внутреннего рынка продукции национальной промышленности вызвали, во-первых, повышенные риски кредитных вложений в реальный сектор и отток банковского капитала в сферы менее рисковых вложений; во-вторых, нарастающую дезорганизацию межхозяйственных платежно-расчетных отношений, а также отношений реального сектора с бюджетной сферой, беспрецедентные нарушения государством финансовых обязательств перед социальной сферой и другими сферами бюджетного финансирования.
1 Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 2003.
В оценке угроз трансформации платежно-расчетных отношений особое место занимает ситуация финансового кризиса августа 1998 г., которая отразила кумулятивный эффект нарастания разбалансированности основных макропоказателей за предыдущие годы и диспропорций финансово-платежной системы.
Подавление высоких темпов инфляции (рост потребительских цен замедлился с 7,2% в месяц в 1995 г. до 1,2% за первое полугодие 1998 г.) скрывало глубокие деформации системы денежного обращения. Происшедшая за период реформ трансформация экономики - переход от дефицита товаров к дефициту денег - привела к расстройству функций национальной валюты и вызвала дезинтеграционные тенденции между различными секторами экономики. В едином пространстве обращения национальной валюты появились очаги нестабильности, нарушающие его структурную однородность. При дефиците денег и неуправляемости сферы финансовых отношений постоянно преувеличивается ценность денег, что приводит к повышенной привлекательности краткосрочных спекулятивных операций.
С учетом того что просроченная задолженность, во-первых, является дестабилизирующим фактором, во-вторых, усиливает до критических пределов напряженность по всем межхозяйственным связям, в-третьих, снижает финансовую устойчивость экономических субъектов, ее динамика в последние годы может рассматриваться как основная угроза целостности экономической системы. Ежеквартально 4-4,5% произведенного ВВП трансформировалось в форму накопленного долга. В развитой экономической системе минимальные издержки присущи денежным формам расчетов. Сложившаяся в 1990-х гг. ситуация, когда чем ниже была доля денежных расчетов в общей их структуре, тем выше независимость экономических агентов от государственного регулирования, выше относительные трансакционные издержки сложного обмена, определила неустойчивое функционирование всей экономической системы. Практически расчеты для совершения расходов, обязательная форма по которым - денежная, включая расчеты с бюджетом, платежи во внебюджетные фонды, выплату заработной платы, расчеты по финансовым обязательствам, могут служить пределом, ниже которого наступает полное разрушение платежной системы. Очевидно, что также необходима была оплата остальных расходов в денежной форме. Логика взаимоотношений между контрагентами -каждому последующему в технологической цепочке субъекту необходима такая же доля денежных расчетов, как и предыдущему. Сужение расчетов деньгами по всем структурным их элементам, включая заработную плату и расчеты с бюджетом, по существу, означает выход экономики на уровень дестабилизации воспроизводственных связей и высокой степени зависимости от внешних воздействий. В среднем в 1990-е гг. можно выделить периоды: один -до августа 1998 г., когда доля денежных расчетов в общей структуре расчетов реального сектора находилась на уровне 35%; другой - 1999-2000 гг., когда значение этого индикатора постепенно увеличивалось, достигнув в среднем за год 50%; третий - 2001-2003 гг. - соответственно - 70%.
Относительное увеличение темпов роста денежной массы после августа 1998 г., связанное с конъюнктурным улучшением финансовых показателей экс-портоориентированных отраслей из-за резкого падения валютного курса рубля, тем не менее не отразилось существенно на основных макропоказателях. Угрозу представляет разнонаправленность тенденций: рост денежной массы существенно превышает увеличение кредитных вложений в реальный сектор при сохранении тенденции роста просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.
Направленность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и всего инструментария регулирования на финансовую стабилизацию для поддержания нормативного уровня бюджетного дефицита, валютного курса рубля и денежной массы также инициирует разрушение целостности денежной системы и механизма регулирования платежно-расчетных отношений. Действительно, при том что не менее 60% всего платежно-расчетного оборота выведено за пределы организованного, институционированного оборота и регулирования (обслуживается заменителями денег или принимает форму взаимных неплатежей - просроченной взаимной задолженности), политика макрофинансовой стабилизации не имеет реальных условий для реализации. Резко возрастает потребность регионов и крупных компаний - финансовых и нефинансовых - в создании собственных инструментов платежно-расчетных отношений, порождая явно регрессивные формы взаимных расчетов и на этом фоне тенденции дезинтеграции и неуклонной деградации. Тиражирование центров эмиссии разного рода платежно-расчетных средств - векселей коммерческими банками, зачетных инструментов отдельными посредническими компаниями и т.д., бартерных схем - представляет высокую степень угрозы целостности денежной системы, потери способности государства в лице ЦБ РФ обеспечивать устойчивость функционирования денежной системы и экономики в целом. Нельзя соглашаться на введение временных инструментов взамен национальной валюты (до периода стабилизации), поскольку потеря регулирования государством платежных отношений и соответствующий этому процесс нарастающей дезинтеграции всего экономического оборота по секторам и сегментам платежно-расчетной системы носит необратимый характер разрушения экономики.
Цель преобразования платежно-расчетной системы - создание механизма, обеспечивающего непрерывность товарных и финансово-денежных потоков, потоков доходов и расходов, сбережений и инвестиций. Исходными положениями при выборе стратегии, обеспечивающей достижение указанной цели, являются: 1) многосторонность платежно-расчетной системы, ее системно-образующий характер; 2) тесная зависимость платежно-расчетной системы от внешних факторов, макропропорций денежного, в том числе платежного, оборота, определяемых денежно-кредитной политикой; 3) своевременность платежей; 4) регулирование размера денежной массы в обращении и уровня совокупного платежного спроса; 5) современные инструментарий, механизмы и технологии расчетов.
Стратегия послекризисного восстановления платежно-расчетной системы и ее дальнейшего развития предполагает преодоление сложившихся деформаций в денежно-кредитной политике, в использовании ее инструментария и создание адекватной потребностям эффективного рыночного хозяйства институциональной базы платежно-расчетной системы.
В сложившихся условиях к первоочередным мерам, обеспечивающим надежное функционирование платежно-расчетной системы, следует отнести повышение кредитоспособности предприятий, улучшение структуры их баланса. Это позволит постепенно преодолеть сложившуюся практику нарушения хозяйствующими субъектами своих денежных обязательств, остановить нарастание, а затем и сократить объем просроченной задолженности, перейти к безусловному выполнению обязательств под государственным и банковским контролем при использовании правовых средств восстановления нарушенных прав кредитора. Повышению кредитоспособности предприятий способствует:
• восстановление структуры активов предприятий реального сектора, обеспечивающей полноту и своевременность расчетов, - увеличение в них доли оборотных средств и улучшение структуры последних (уменьшение доли оборотных средств, отвлеченных в расчеты, снижение сроков отвлечения);
формирование пассивов за счет банковских и корпоративных займов при ликвидации практики искусственного кредитования собственными оборотными средствами и капитальными вложениями за счет неисполнения или несвоевременного исполнения денежных обязательств;
обеспечение прозрачности расчетных операций, для чего расчетные отношения должны быть переведены преимущественно в сферу безналичного банковского оборота, а предъявление к оплате расчетных инструментов осуществляется посредством банковского инкассо.
В этом направлении целесообразны: а) централизованные операции по взаимозачету долгов хозяйствующих субъектов между собой и с бюджетами всех уровней; б) четкое разграничение при этом централизованной системы учета и погашения просроченной задолженности и коммерческих операций финансовых посредников. Проведение этих операций структурами Федерального казначейства и ЦБ РФ (без привлечения финансовых посредников) при таком разделении их основных функций, что персонифицированные счета задолженности и изменение их состояния ведут учреждения Федерального казначейства, а зачетные операции по этим счетам с использованием ограниченной эмиссии безналичных денежных средств и клиринга проводятся учреждениями ЦБ РФ, не устраняет исходных причин платежной нестабильности. Более того, возникают условия для повторных операций в этом направлении и нарастания взаимных долгов.
Комплекс институциональных преобразований платежно-расчетной системы включает законодательное определение пределов деятельности субъектов расчетов, включая операторов (банковскую систему и небанковские финансовые организации), пределов использования расчетного инструментария и критериев нарушений и применения санкций, что будет способствовать формированию обычаев делового оборота в расчетных отношениях, отвечающих потребностям развития экономики.
В области договорных обязательств необходимо установить режим жесткой правовой ответственности за их нарушение, в том числе персональную ответственность как руководителей негосударственных предприятий, так и должностных лиц государственного аппарата. Уровень ответственности органов государственной власти должен быть повышенным, во-первых, в связи с более тяжелыми последствиями (по экспертным оценкам, отказ от своевременной оплаты бюджетных расходов порождает в экономике просроченную задолженность в соотношении 1:4-1:6); во-вторых, в связи с тем, что нарушения государством исполнения собственных обязательств приводят к полной непредсказуемости (неопределенности) результатов любой хозяйственной деятельности и тем самым исключают сколько-нибудь эффективное функционирование экономической системы в целом.
В области совершенствования банковского законодательства необходимо в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установить ответственность за последствия его деятельности в качестве органа государственного регулирования денежно-кредитной системы, надзора за деятельностью российских банков и обеспечения бесперебойности расчетов и платежей.
В законе «О банках и банковской деятельности» следует четко определить основные (выполнение которых обязательно в любых условиях, а невыполнение приводит к потере статуса) и производные (выполнение которых зависит от внешних факторов) функции коммерческих банков и соответственно их основные и производные обязанности. В качестве основных функций выделяют: обеспечение безналичного платежного оборота (безусловное совершение платежей за счет и по поручению клиентов) и сохранности вкладов (безусловный возврат основной их суммы и накопленных процентов в предусмотренные договором сроки). Выполнение этих функций порождает основную обязанность банков: поддержание структуры активов, соответствующей по сумме, надежности, ликвидности и доходности структуре пассивов.
Преодоление негативных последствий действующего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части ограничения удовлетворения требований кредиторов обеспечением интересов конкурсных управляющих и узкой группы кредиторов требует заменить действующий институт частного конкурсного управляющего государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Имеется в виду, что «частный бизнес в 2001-2003 гг. сумел взыскать в конкурсную массу банков 7% активов. Эта цифра говорит о том, что привлечение частного бизнеса к банкротству банков уже сейчас ведет к тому, что основная часть активов реализуется, минуя конкурсную массу, в интересах конкурсных управляющих и узких групп кредиторов»1.
В области регулятивного воздействия денежно-кредитной политики на обеспечение стабильности платежно-расчетных отношений к основным направлениям следует отнести регулирование: а) денежной массы в обращении с ориентацией на поддержание ликвидности предприятий реального сектора посредством установления процентной ставки, соответствующей реальному спросу предприятий на заемные ресурсы и формированию необходимого уровня оборотных активов; б) совокупного платежеспособного спроса, определяющего уровень текущих расходов на конечное потребление посредством потребительского и ипотечного кредитования; темпов экономического роста и обеспечения экономических интересов в росте конкурентоспособного промышленного производства посредством финансирования инвестиционных проектов и долгосрочного кредитования капитальных затрат на модернизацию и переоснащение предприятий.
В области упорядочения обращения расчетных документов в части обеспечения их прозрачности и оплаты важно: а) определение статуса банковской системы как единой системы предъявления расчетных документов к оплате с использованием механизма банковского инкассо; б) предъявление расчетных документов к оплате с использованием межбанковских систем коммуникаций; в) иметь в виду, что свидетельство банка об отказе в оплате достаточно для протеста кредитора и начала судебного разбирательства.
В области расчетов с использованием неденежных инструментов - векселей, чеков, варрантов и других подобных, в том числе на электронной основе, принцип надежности функционирования платежно-расчетной системы требует соблюдения определенных норм и правил, к которым следует отнести:
использование всего набора расчетных инструментов для эффективного регулирования денежных потоков и уровня дебиторской и кредиторской задолженности, не допуская формирования просроченной задолженности (например, использование чеков и векселей более чем в одном акте расчетов способствует снижению необходимого уровня денежной массы в обращении для совершения платежей);
завершение цикла обращения расчетного инструмента денежным платежом;
1 Выступление первого заместителя председателя Банка России А. Козлова // Ведомости: приложение «Форум», 2003. Июль.
применение для защиты нарушенных прав кредитора всех законных мер воздействия на должника - от возмещения причиненного ущерба в добровольном или судебном порядке до банкротства.
ВЫВОДЫ
1. Основные угрозы трансформации платежно-расчетных отношений при реформации финансово-денежной политики 1990-х гг. связаны с отсутствием стратегии и политики становления платежной и расчетной систем и в целом управления денежным оборотом страны и состоят:
в выведении платежно-денежного оборота из сферы государственного регулирования, надзора и контроля;
высоком в отличие от западных стран уровне наличного оборота (в пределах 35-40% в 1990-е гг. и начале нового десятилетия), что резко снижает способность управления и выводит существенную часть из сферы организованного денежного оборота;
искажении информации в сфере платежно-расчетных отношений, нередко связанной с использованием макроэкономических показателей для оценки ситуации на микроэкономическом уровне.
2. Обеспечение институциональных основ управления платежной системой России как целостной структурой воспроизводственного механизма российской экономики путем сочетания платежной системы ЦБ РФ (системно значимой в безналичной сфере), частных систем, системы оборота наличных денег и платежной системы реального сектора - основа стабильности и предотвращения угроз национальной безопасности в сфере платежно-расчетных отношений российской экономики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Объясните противоречия в формировании платежной системы России как целостной структуры воспроизводственного механизма по основным ее составляющим, их влияние на торможение экономического роста и экономическую безопасность.
Каковы условия, факторы и тенденции нарастания угроз экономической безопасности в сфере платежно-расчетных отношений российской экономики в 1990-х гг.?
Каковы перспективы преодоления деформации и угроз экономической безопасности в платежно-расчетной сфере со стороны финансовой и денежно-кредитной политики, стабилизации финансового состояния реального сектора экономики и повышения уровня жизни российских граждан?
Рекомендуемая литература
Березина МЛ. Безналичные расчеты в экономике России. М.: Консалтбанкир, 1997.
Давыдов В.В. Целостность платежной системы - фактор экономического роста // Бизнес и банки. 2004. № 16.
Делягин М.Г. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. М.: Оригинал, 1997.
Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004. Гл. 6.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. акад. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. Гл. 18.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.