logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Глава 58

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СТРАНЫ

Важная организационная задача - определение четких функций федераль­ных и региональных органов исполнительной власти и их взаимодействия при выработке и реализации мер по защите экономической безопасности России. Без этого нельзя обеспечить действенной защиты национальных интересов России в области экономики, предотвращения и парирования угроз эконо­мической безопасности.

В России имеются все организационные предпосылки для четкого взаимо­действия федеральных и региональных органов исполнительной власти при выработке мер по обеспечению экономической безопасности страны. Главная такая предпосылка - наличие в России всех органов, призванных заниматься этой работой. Это следующие органы.

1. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлением экономической и социальной безопасности, Межведомственной комиссией (МВК) и секцией научного совета. Аппарат Совета Безопасности не является управляющим органом. В его задачи входит:

2. Минэкономразвития России. Это министерство должно быть признано головным, координирующим по вопросам экономической безопасности ра- боту всех других федеральных и региональных органов исполнительной влас- ти. Главные задачи этого министерства:

Одним словом, задача Минэкономразвития России в этой области - орга­ничное включение проблем экономической безопасности в процедуры соци­ально-экономического прогнозирования на всех уровнях управления. Мин­экономразвития России должно отвечать за все организационное и методиче­ское обеспечение учета проблем экономической безопасности в прогнозах социально-экономического развития страны.

3. Федеральные органы исполнительной власти должны под методическим руководством Минэкономразвития России осуществлять по соответствующим сферам и отраслям оценку угроз экономической безопасности и защиту национальных интересов страны в области экономики. Прежде всего нужно определить для каждого федерального органа исполнительной власти его функции в обеспечении экономической безопасности России. Для этого необходимо, чтобы состав, структура, перечни проблем этих стратегических направлений и индикаторы экономической безопасности были закреплены за соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в обеспече­нии экономической безопасности России должно осуществляться при разра­ботке долгосрочной государственной социально-экономической политики, в предпрогнозной стадии, при подготовке кратко- и среднесрочных прогнозов и государственного бюджета. Это означает, что действие федеральных орга­нов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности Рос­сии должно происходить параллельно с разработкой этих документов.

  1. Аппараты семи округов. Эти аппараты не должны быть специально загру­жены организационной и методической работой по проблемам экономичес­кой безопасности. Вместе с тем и полностью обходить их в этом вопросе не­целесообразно. Выход может быть в том, чтобы материалы типа концепции и стратегии экономической безопасности округа и входящих в него субъектов Федерации разрабатывались по заказу аппарата округа научными учреждени­ями. В аппаратах округов необходимо также рассмотрение и обобщение раз­рабатываемых субъектами Федерации региональных программ экономичес­кой безопасности.

  2. Аппараты исполнительных органов власти субъектов Федерации. В ряде субъектов Федерации существуют свои советы безопасности, которые отслежи­вают проблемы экономической безопасности. Однако исполнительные органы власти субъектов Федерации независимо от наличия своих советов безопаснос­ти проявляют большой интерес к проблемам экономической безопасности. При этом подходы к этим вопросам на уровне регионов методически и содер­жательно существенно отличаются от подходов в целом по стране. Минэконом­развития России должно взять на себя методическое руководство регионами по этим вопросам. Важной работой аппаратов исполнительных органов влас­ти субъектов Федерации должна стать разработка региональных программ экономической безопасности.

6. Экономическая наука. Ее роль в работе по проблемам экономической бе­зопасности особенно велика. Дело в том, что для руководства страны, в том числе для аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, недостаточно иметь один источник информации по оценке угроз экономической безопасно­сти, исходящей из федеральных органов исполнительной власти и подготов­ленной под руководством Минэкономразвития России. Этот источник ин­формации всегда, и это неизбежно, будет нести отпечаток ведомственных ин­тересов (например, убеждение в оптимальности прогнозных проектировок). Поэтому необходим альтернативный источник информации об оценке угроз экономической безопасности, которым должна быть экономическая наука.

Наиболее общая схема взаимодействия федеральных органов исполнитель­ной власти при учете проблем экономической безопасности в прогнозе соци­ально-экономического развития страны и в экономической политике на пер­спективу представлена на рис. 58.1.

По поводу данной схемы следует сделать следующие пояснения.

Рис. 58.1. Схема взаимодействия федеральных органов при учете проблем экономической безопасности в прогнозе

В схеме для ее упрощения все федеральные органы исполнительной влас­ти по сферам и отраслям экономики объединены в один блок. Между тем функции этих органов разные. Поэтому и материалы, которые Минэконом­развития России сообщает им, так же как и материалы, ими разрабатывае­мые, должны иметь разное содержание для каждого органа. Кроме того, в ряде случаев необходим обмен материалами между этими органами. Напри­мер, по проблемам занятости необходимо непосредственное взаимодействие ведомства, занимающегося социальными проблемами, и ведомства промыш­ленности, а также других органов, определяющих наличие рабочих мест в со­ответствующих сферах и отраслях экономики.

В данной схеме не указаны региональные органы исполнительной власти. Их взаимодействие в процессе прогнозирования социально-экономического развития страны с Минэкономразвития России строится по такой же схеме, как и федеральных органов исполнительной власти.

ВЫВОДЫ

  1. В России создана широкая система государственных органов управле­ния, ответственных за обеспечение экономической безопасности страны: Со­вет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

  2. Первостепенная роль в обеспечении экономической безопасности стра­ны принадлежит Минэкономразвития России.

  3. Важная роль в обеспечении экономической безопасности отводится эко­номической науке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспе­чении экономической безопасности страны?

  2. Каковы функции различных федеральных органов исполнительной вла­сти в обеспечении экономической безопасности страны?

  3. Какова роль региональных органов исполнительной власти в обеспече­нии экономической безопасности страны?

  4. Какова схема взаимодействия различных органов исполнительной влас­ти в обеспечении экономической безопасности страны?

Рекомендуемая литература

  1. Безопасность России: Материалы Всероссийской научно-практической конфе­ренции «Экономическая безопасность: Вопросы реализации государственной страте­гии». М.: МГФ «Знание», 1998.

  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президен­та Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

  3. «О безопасности»: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

  4. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федера­ции (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

  5. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сен­чагова. М.: Финстатинформ, 1998.

  6. Экономическая безопасность России: Вып. 1 / Материалы Межведомственной ко­миссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности (январь 1994 г. - дек. 1995 г.). М.: Юридическая литература, 1996.