24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
В процессе рыночной трансформации российской экономики налоговая система прошла небольшой, но важный путь становления и развития. В ее функционировании в 1992-2004 гг. можно условно выделить два периода:
становления (1992-1998 гг.) и адаптации налогоплательщиков к налоговой системе;
совершенствования и упорядочения в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 г.
При рассмотрении основных процессов в налоговой сфере необходимо различать объективную сторону тенденций налоговой политики, реальные налоговые отношения и реальные количественные показатели налоговой системы и субъективную их сторону, выражающую усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных ветвей, органов, уровней государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, и в объективных процессах, и в политике следует различать внутренние и внешние факторы и интересы, угрожающие экономической безопасности государства со стороны налоговой системы и налоговой политики.
Объективные тенденции налоговой политики могут быть более благоприятными, а субъективные - менее оптимальными и эффективными для экономической безопасности. И наоборот, субъективные усилия государства в области налоговой политики, правильные и обоснованные, могут не сопровождаться позитивными тенденциями в реальной сфере налоговых отношений, ростом собираемости налогов и развитием экономики. Проблема усложняется взаимозависимостью объективных процессов и субъективных факторов, неоднозначностью тенденций российской налоговой политики, большим числом факторов, от которых она зависит.
Объективными тенденциями налоговой политики, проявившимися на этапе становления налоговой системы и имевшими значение для обеспечения экономической безопасности, были:
1.Сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства и сокращение способности налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов, прежде всего из-за резкого (одномоментного) перехода предприятий реального сектора на принципиально новую (налоговую) форму их финансовых отношений с государством и связанной с таким переходом неурегулированностью налоговой системы. Данный фактор особенно отчетливо проявился в 1992 г. В дальнейшем же снижающаяся доля налогов в ВВП стала следствием ошибок финансовой политики. Доходы консолидированного бюджета России, составлявшие в 1992 г. 28% ВВП и 29% в 1993 г., с 1994 г. характеризовались неустойчивостью, но в целом имели понижательную тенденцию: 28,2% в 1994 г., 28,4% в 1995 г., 26,0% в 1996 г., 28,7% в 1997 г., 25,1% в 1998 г.1 (табл. 24.1). При этом подавляющая доля доходов российской бюджетной системы обеспечивалась за счет налогов, уплачиваемых юридическими лицами, что отрицательно отражалось и отражается до сих пор на формировании финансовых источников реального сектора. За счет налога на доходы физических лиц (основного налога, уплачиваемого населением) в 1992-2002 гг. обеспечивалось немногим более 10% доходов консолидированного бюджета.
Таблица 24.1
Динамика доходов консолидированного бюджета в 1996-2003 гг.
(в млрд руб, до 1998 г. - трлн руб.)
Показатель | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
ВВП | 2 145,7 | 2 478,6 | 2 741,0 | 4 766,8 | 7 302,2 | 9 040,8 | 10 683,4 | 13 325 |
Доходы - всего | 558,5 | 711,6 | 686,8 | 1213,6 | 2 097,7 | 2 683,7 | 3 515,6 | 4 135,6 |
%ВВП | 26,0 | 28,7 | 25,1 | 25,4 | 28,7 | 29,7 | 32,4 | 31,1 |
В том числе налоговые доходы | 473,0 | 594,1 | 564,6 | 1 007,5 | 1 707,6 | 2 683,7 | 2 796,3 | 3 722,3 |
% суммы доходов | 84,7 | 83,5 | 82,2 | 83,0 | 81,4 | 87,4 | 79,5 | 90,0 |
Из них: - налог на прибыль | 96,7 | 104,9 | 99,3 | 221,0 | 398,8 | 513,8 | 463,4 | 526,5 |
% суммы доходов | 17,3 | 14,7 | 14,5 | 18,2 | 19,0 | 19,1 | 13,2 | 12,7 |
-НДС | 143,9 | 182,8 | 170,3 | 288,2 | 457,3 | 639,0 | 752,9 | 882,1 |
% суммы доходов | 25,8 | 25,7 | 24,8 | 23,7 | 21,8 | 23,8 | 21,4 | 21,3 |
- акцизы | 53,4 | 68,1 | 72,2 | 109,1 | 166,4 | 243,3 | 264,1 | 342,4 |
% суммы доходов | 9,6 | 9,6 | 10,6 | 9,0 | 7,9 | 9,1 | 7,5 | 8,3 |
- налог на доходы физических лиц | 56,6 | 75,2 | 71,5 | 117,3 | 174,8 | 255,8 | 358,1 | 455,6 |
% суммы доходов | 10,1 | 10,6 | 10,4 | 9,7 | 8,3 | 9,5 | 10,2 | 11,0 |
Расчеты по: Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. M.: Госкомстат России, 2002. С. 37, 279; Социально-экономическое положение России. 2003. Январь. M.: Госкомстат России, 2003. С. 9, 169.
2. Снижение объемов налоговых поступлений в бюджетную систему привело к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением общей безопасности государства (табл. 24.2). В частности, расходы на национальную оборону, составлявшие в 1992 г. 15% расходов консолидированного бюджета, в 1996 г. составили только 9,8%, в 1997 г. -9,7%. Критически низкий уровень расходов на национальную оборону сложился в 1998 г. - 7,7%, особенно если учесть, что в абсолютном и относительном выражении сократились общие расходы государства.
Аналогичные тенденции проявились и по расходам государства на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, расходам на поддержку реального сектора экономики, науку и социальные расходы. В результате хронического невыполнения бюджетных назначений по доходам проводилось секвестирование государственных расходов, и сложившаяся их структура не была способна обеспечить ни реальную финансово-экономическую стабилизацию, не говоря уже о возобновлении экономического роста, ни достижение необходимого уровня социально-политической стабильности.
Неравномерное распределение налогового бремени: его перекладывание на все более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего для них создавалось чрезмерное налоговое давление и в обществе возникли и укоренились представления о чрезмерности общего уровня налогообложения доходов.
Проявление роли налоговой системы как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост, инвестиционную активность, провоцирующего укрывательство от налогов и бегство капиталов за границу и в офшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства.
Резкое сужение сферы доходного потенциала федерального бюджета вследствие усиления требований и посягательств на доходы федерального бюджета со стороны субъектов Федерации из-за отсутствия достаточно защищенного в правовом отношении деления базы налогов на федеральную, региональную и местную, что приводило к стихийному и конфликтному переделу налоговой базы в пользу тех или иных субъектов Федерации.
Подрыв объективных возможностей реального сектора как основного совокупного налогоплательщика в результате убыточности и общего нарушения денежных и финансовых кругооборотов предприятий, падения в них доли «живых» денег.
Расширение зоны теневой и криминальной экономики, включая в значительной степени сектор коммерческих банков, освобождающей себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий».
Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отношении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж.
Общая объективная тенденция функционирования налогового механизма и налоговой политики имела, таким образом, сугубо негативный характер, и налоговая система в рассматриваемый период подвергалась справедливой критике.
Обращаясь к субъективной стороне деятельности государства в 1992-1998 гг. в налоговой сфере, необходимо указать на следующие негативные и опасные тенденции в ней:
глубокая противоречивость системы мер и действий государства в выработке и проведении налоговой политики и реформировании налоговой системы: субъективное стремление увеличить собираемость налогов наталкивалось на подорванную налоговую базу суженного воспроизводства;
несоответствие друг другу и несогласованность различных направлений финансово-экономической политики, когда, например, жесткие меры по ограничению денежной массы и кредитования экономики привели к кризису платежей, общему сужению денежного оборота и сокращению финансовых оборотов и налоговых потоков;
отсутствие экспертизы и оценки законодательства с точки зрения критериев экономической и финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики;
слабая предсказуемость налоговой политики и предпринимаемых со стороны Правительства и Президента РФ мер по изменению налоговой системы, порядка и механизма налогообложения;
наличие усиливающейся зависимости налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК;
отсутствие механизмов защиты налоговой политики и реформирования налоговой системы от агрессивного давления различных лоббистских групп, заинтересованных общественных объединений и организаций;
финансовая и правовая незащищенность федеральных органов и сотрудников налоговой службы, налоговой полиции, отсутствие эффективно действующей системы налогового администрирования;
неразработанность научных основ налогового права, правового функционирования налоговой системы, противоречивость юридической нормативно-законодательной базы;
низкая эффективность системы налогового администрирования и низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц финансовых и кредитных организаций за неисполнение инструктивных требований по начислению, взиманию и своевременному перечислению в бюджетную систему налоговых и других обязательных платежей, за сокрытие доходов и неуплату налогов.
Результирующим эффектом указанных тенденций стал подрыв доходной базы как федерального, так и консолидированного бюджета и резкое ослабление его способности к финансовому обеспечению функций государства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в экономику как о важнейшем факторе возобновления экономического роста.
Принятие ключевых глав Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок взимания налогов, формирующих основное налоговое бремя предприятий реального сектора: налога на прибыль, НДС, акцизов, единого социального налога, знаменовало собой, по существу, начало нового этапа развития российской налоговой системы. С 2000 г. ситуация в налоговой сфере характеризовалась развитием положительных тенденций, хотя деформации, проявившиеся на этапе становления налоговой системы, полностью преодолеть пока не удалось: в той или иной мере сохраняются все ранее отмеченные негативные тенденции и вытекающие отсюда угрозы финансово-экономической безопасности. Некоторые тенденции, хотя и приняли противоположный характер, смягчают одни, но создают новые угрозы безопасности. Речь идет, в частности, о проявившейся тенденции концентрации средств на федеральном уровне в ущерб финансовым интересам регионов. Продолжение этой тенденции создает почву для конфликтных ситуаций в отношениях между федеральными и региональными органами государственной власти. При этом увеличение доходов федерального бюджета происходит не для финансового выравнивания российских территорий или увеличения расходов на поддержку стратегических отраслей экономики, а прежде всего с целью обслуживания государственного долга.
Реальная угроза экономической безопасности государства - недостаточный уровень (объем) планирования и выполнения доходной части государственного бюджета страны. Реальность данной угрозы подтверждает тот факт, что первым в списке основных проблем бюджетной сферы, перечисленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 г.», назван «сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов».
Предусматриваемое в госбюджете финансирование только на 40-50% обеспечивает реальные социальные, оборонные, правоохранительные, научно-технические, производственные, экологические и иные потребности, ведет к формированию в данных сферах кризисных ситуаций и носит в связи со значительным недофинансированием характер угрозы экономической безопасности государства. Причина такого состояния дел наряду с недостаточными темпами роста ВВП - низкий уровень налогового администрирования и наличие в экономике широкомасштабных криминальных и криминогенных процессов.
Крайне неблагоприятной остается ситуация в социальной сфере: налоговый механизм в процессе рыночной трансформации не удалось превратить в активный инструмент выравнивания доходов различных социальных групп, как это осуществляется в мировой практике. По данным Госкомстата России, в 2001 г. разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных социальных групп составил 13,8 раза, что несет в себе реальные угрозы социальной стабильности в обществе, особенно если учесть, что почти треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, среднедушевые денежные доходы населения в 2001 г. были всего в 1,9 раза выше этого минимума (уровня биологического выживания); средний размер пенсий -на 10% ниже прожиточного минимума пенсионеров.
Крайне негативное влияние налоговой системы проявляется в сохранении высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики. В условиях физического старения основных фондов жизнеобеспечивающих отраслей экономики и при возрастании рисков техногенных катастроф такая бюджетно-налоговая политика не способствует развитию производственного потенциала на качественно новой технической основе. Соответственно усиливаются угрозы экономической безопасности России. Положение усугубляется пассивной, а точнее говоря, иждивенческой политикой бюджетной системы по отношению к реальному сектору, устойчивое развитие которого и является главным фактором обеспечения общей и экономической безопасности государства. Политика бюджетных и налоговых приоритетов отрывает бюджетную систему от источников ее воспроизводства и направлена в реальности на сужение финансового потенциала страны (в последние годы российская экономика функционирует в режиме «самофинансирования» и содержания при этом бюджетной системы и внебюджетных фондов). Обеспечивая формирование 85-90% бюджетных доходов за счет поступлений от предприятий реального сектора, обратные потоки (бюджетное финансирование основных отраслей экономики) составляют немногим более 10%. Пополнение финансовой базы реального сектора в течение истекшего десятилетия осуществляется по остаточному принципу. При этом достаточно отчетливо проявляются признаки сокращения финансового потенциала российской экономики: удельный вес убыточных предприятий в течение всего периода рыночных реформ практически не опускался ниже 40%.
В 2001-2002 гг. был принят ряд существенных изменений налогового законодательства. В целом с позиции критериев экономической безопасности можно положительно оценить ликвидацию «оборотных налогов»:
отмену налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств;
снижение налогового бремени на субъекты малого предпринимательства, упрощение процедуры налогообложения и представления отчетности (введение с 1 января 2003 г. двух новых глав части второй Налогового кодекса);
отмену налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, что связано с низкой эффективностью этого налога из-за высоких затрат по его администрированию;
введение более оперативной технологии индексации ставок акцизов, выраженных в абсолютных суммах, позволяющей учитывать инфляцию.
Впервые в законодательном порядке устанавливается достаточно эффективная связь между налогами на прибыль, на имущество и оценкой основных фондов, произведенной налогоплательщиками по состоянию на 1 января 2002 г. в размере, не превышающем 30% восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств.
Основная цель налоговой реформы, как указано в среднесрочной Программе Правительства РФ на 2002-2004 гг., - достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Бюджетная политика в части изменений налогового законодательства и налоговой политики реализует эту программную цель, в которую заложены противоречивые установки: реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной функции - высокой наполняемости доходов бюджетной системы.
Серьезные угрозы безопасности государства в налоговой сфере, сохраняющиеся в настоящее время, создают:
• уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Наибольшая опасность обеспечению посредством налоговой системы финансовых потребностей государства заключается в сохранении широкой практики сокрытия доходов от налогообложения. Несмотря на внешне благополучную ситуацию исполнения бюджетных показателей по налогам и некоторое повышение удельного веса налоговых поступлений в ВВП в последние годы, оснований для вывода о том, что масштабы сокрытия доходов сокращаются, нет. Налоговые преступления, представляющие, по сути, специфическую форму казнокрадства, выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических проблем;
сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики (включая в значительной степени коммерческие банки), «освобождающей» себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий»;
широкие масштабы укрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов не только от налоговых органов, но прежде всего от трудовых коллективов, являющихся одними из собственников средств производства, трудом которых создаются доходы, а также широкой массы акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц. Умышленное сокрытие действительных объемов прибыли, совершаемое на конкретном предприятии небольшим числом должностных лиц, позволяет последним держать на крайне низком уровне оплату труда подавляющей массы как формальных собственников, так и наемных рабочих, не имеющих реальной возможности контролировать действия соответствующих лиц.
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовым характером и высокой степенью ла-тентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства.
При этом продолжающаяся криминализация хозяйственной деятельности и налоговой сферы носит устойчивый характер и может характеризоваться как саморазвивающийся социальный процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только с 1997 по 2002 г. общее число выявленных преступлений данной категории возросло почти в 2 раза. Кардинальное решение этой проблемы возможно только при улучшении системы налогового администрирования, устранении пробелов в налоговом законодательстве, создающих возможности его неоднозначного толкования.
ВЫВОДЫ
Налоговая система играет огромную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Посредством нее реализуются основные направления и приоритетные цели экономической политики. Функциональная роль налогов заключается прежде всего в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства для выполнения возложенных на него функций, в числе которых - обеспечение экономической безопасности.
В современных условиях роль налогов особенно возрастает: по существу, они являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств, необходимых для обеспечения общей национальной и экономической безопасности. Кроме того, налоговая система обладает широкими потенциальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социально-экономического развития страны и преодоления (предотвращения) угроз экономической безопасности государства.
Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности: ее механизм должен способствовать динамичному развитию экономики, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам страны и ее отдельным территориям.
Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каким образом проявляется роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства?
Какие основные инструменты содержит российская налоговая система и как они связаны с системой экономической безопасности?
Какие косвенные налоговые инструменты могут препятствовать возникновению (способствовать преодолению) угроз экономической безопасности? Приведите конкретные примеры.
Какие основные тенденции (положительные и отрицательные) проявились в развитии российской налоговой системы в их взаимосвязи с проблемой финансово-экономической безопасности? Поясните на примере конкретных ситуаций.
Какие основные задачи стоят перед современной российской налоговой системой с учетом возникновения новых угроз экономической безопасности?
Рекомендуемая литература
Курс экономической теории: Учеб. МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. А.В. Си-доровича. Изд. 2-е, перераб. М.: ДИС, 2001. Гл. 51.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 2001.
Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004. Гл. 12-14.
Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ИЭРАН, 2000. Гл. 6, 15, 25.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.