Глава 4
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Национальная сила и безопасность государства, ее составные компоненты
В конце XX в. среди общесистемных понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением развития человечества, увеличением числа предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение компьютеров, высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов перелива капитала. Эти процессы, способствуя экономическому росту, в то же время повышают значимость фактора риска и расширяют зону опасности не только в бизнесе, но и в функционировании государства. В случае кризиса в одном регионе планеты он быстро перемещается в другие, как это было, например, в конце 1997 г., когда финансовый кризис в Юго-Восточной Азии привел к кризису в России, а затем затронул и экономику развитых стран.
Поэтому не случайно многие страны разрабатывают стратегии национальной безопасности. Например, в США главной задачей и конституционной обязанностью президента ставится обеспечение национальной безопасности. При этом среди основных объектов защиты названы территория и образ жизни, а в качестве высшей ценности, требующей защиты, - американский народ.
Эти объекты национальной безопасности не имеют чисто экономического характера, не закреплены в нормах права и, скорее всего, относятся к сфере государствоведения или политологии. Но среди главных целей национальной безопасности экономика занимает ключевое место. В стратегии национальной безопасности США прямо сказано, что для поддержания высокого уровня боеготовности вооруженных сил необходимо оживлять экономику, повышать ее конкурентоспособность, открывать новые иностранные рынки и создавать новые рабочие места для американцев. Администрация США впервые в начале 1990-х гг. разработала экспортную стратегию, включающую 65 конкретных рекомендаций содействия частному сектору в расширении экспорта американских товаров.
1 Независимая газета. 1999. № 2 (36). Февр.
В концепции национальной безопасности России ее национальная безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.). Как и в США, ключевая роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике.
Безопасность одного какого-либо государства, даже таких больших, как США, Китай, Россия, не может анализироваться вне связи с безопасностью других государств. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни государства щедро наделены природными богатствами, другие в большей мере располагают инновационными технологиями. С одной стороны, национальная безопасность каждого государства опирается на имеющийся потенциал, специфику и сильные компоненты этого потенциала, с другой - она не может быть реализована без международного взаимодействия и торговли. Политическая, экономическая и военная сила и самодостаточность государств взвешиваются на весах международного влияния и имеют определенные количественные измерители и индикаторы.
Японскими учеными еще в 1980-х гг. предложен аналитический метод оценки «национальной силы» государства и проведен сравнительный анализ разработанного ими индекса по ряду развитых стран. «Национальная сила» государства определяется, во-первых, способностью вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферы деятельности, во-вторых, способностью к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях. Для оценки выживаемости используются индикаторы, характеризующие географическое положение страны, численность населения, природные условия, экономический, оборонный потенциалы, национальную мораль, дипломатическую активность и результативность. В-третьих, способностью продвигать и отстаивать свои национальные интересы, опираясь на все компоненты «комплексной национальной силы», в том числе с помощью силового давления. Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а три основных индекса агрегируются в общий индекс «комплексной национальной силы» государства.
Сравнительный анализ проводился за 1985-1986 гг. по Японии, США, Великобритании, ФРГ, Франции и СССР, при этом наиболее высокие показатели одной из стран принимались за 100 (табл. 4.1). Учитывая, что со времени исследований прошло 16 лет, интересно сопоставить оценку 1985-1986 гг. с современными реалиями.
Индекс способности к выживанию СССР в кризисных ситуациях оценивался выше всех других стран, включай США, и составил 119%; такая его величина достигалась за счет благоприятного географического положения (206%), численности населения (117%), природных ресурсов (103%), оборонительной силы (100%, т.е. паритет с США. - B.C.) и дипломатического фактора - 178%. Экономическая мощь в этом индексе оценивалась в 36% индекса США (100%).
Индекс «комплексной национальной силы» СССР оценивался также достаточно высоко - 77% американского, что обусловлено меньшей способностью по сравнению с США вносить вклад в международное сообщество из-за более низкой экономической силы (30%) и, что особенно важно подчеркнуть, по оценке экспертов, нулевой финансовой мощи. Даже 2-е место среди стран по вкладу в развитие науки и технологий (79% американского уровня) не восполнило слабости экономики и финансов СССР.
Таблица 4.1
Компоненты индекса «комплексной национальной силы» государства, %
Компоненты индекса |
япония | США | Великобритания | ФРГ | Франция | СССР |
I. Способность вносить вклад в международное сообщество | ||||||
1. Базовый потенциал | 51 | 100 | 14 | 31 | 14 | 35 |
2. Экономическая мощь | 50 | 100 | 17 | 34 | 17 | 30 |
3. Финансовая мощь | 57 | 100 | 11 | 37 | 11 | 0 |
4. Наука и технология | 47 | 100 | 13 | 21 | 13 | 79 |
5. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе | 77 | 98 | 95 | 94 | 100 | 77 |
6. Валютно-финансовые ресурсы | 72 | 81 | 100 | 79 | 89 | 93 |
7. Консенсус в иностранной политике | 54 | 52 | 66 | 96 | 100 | 24 |
8. Дееспособность на международной арене | 63 | 100 | 67 | 67 | 67 | 62 |
Итоговая оценка: | 61 | 100 | 43 | 54 | 45 | 50 |
И. Способность к выживанию | ||||||
1. Географические условия | 24 | 100 | 23 | 7 | 16 | 206 |
2. Численность населения | 51 | 100 | 23 | 26 | 23 | 117 |
3. Природные ресурсы | 8 | 100 | 64 | 34 | 36 | 103 |
4. Экономическая мощь | 62 | 100 | 32 | 58 | 29 | 36 |
5. Оборонительные силы | 7 | 100 | 10 | 10 | 11 | 100 |
6. Национальная мораль | 100 | 98 | 88 | 89 | 83 | 96 |
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны | 100 | 88 | 95 | 85 | 95 | 178 |
Итоговая оценка: | 56 | 100 | 52 | 49 | 47 | 119 |
III. Возможность силового давления | ||||||
1. Военная сила | 0 | 100 | 33 | 10 | 57 | 56 |
2. Стратегические материалы и технология | 50 | 100 | 11 | 17 | 16 | 59 |
3. Экономическая мощь | 43 | 100 | 39 | 36 | 32 | 23 |
4. Дипломатические возможности | 23 | 100 | 58 | 50 | 51 | 97 |
Итоговая оценка: | 24 | 100 | 35 | 24 | 42 | 70 |
Индекс «комплексной национальной силы» |
|
|
|
|
|
|
(средняя взвешенная I-III, итоговая оценка) | 47 | 100 | 43 | 42 | 45 | 77 |
Источники. Японская экономика в преддверии XXI в. М.: Наука, 1991. С. 114-115; Экономическая безопасность: теория и практика. М.: Классик плюс, 1999. С. 19.
Паритет между США и СССР по оборонной силе при недостаточности экономической и финансовой мощи не смог уберечь СССР от саморазрушения. Анализируя данные табл. 4.1, можно сделать вывод, что, несмотря на комплексность оценок японских ученых, широкий учет разнообразных факторов, заглянуть в будущее и определить ход событий не удалось. Сделанные в конце 1980-х гг. японскими специалистами прогнозные оценки индексов «вклада в международное сообщество» для 2000 г. показали вклад СССР около 50% американского уровня, но было невозможно предвидеть распад СССР. На наш взгляд, в упомянутой методике было недооценено влияние факторов политической стабильности и способности государства к саморазвитию.
Фактор политической стабильности не был включен в систему оценки как вклада в международное сообщество, так и способности к выживанию. Между тем опросы специалистов и ранжирование факторов «национальной силы» государства, проводившиеся более 10 лет назад, показывали, что политическая стабильность являлась третьим после факторов экономической мощи и развитости науки и техники приоритетом в системе оценки «национальной силы» государства. События 1991 г. в СССР и 1992-1999 гг. в России показали, что политическая стабильность имеет решающее значение для национальной безопасности страны и ее геополитического положения. Обобщая опыт последнего десятилетия XX столетия, необходимо структурировать фактор политической стабильности. На наш взгляд, он включает эффективность политической системы и способность руководства страны, институтов политической власти принимать решения, учитывающие национальные интересы страны. Говоря современным языком, необходимо учитывать совокупность внутренних и внешних угроз, их взаимозависимость. Внешние угрозы традиционно сводились к оценке возможности противостоять военной угрозе. Один из недостатков методологии анализа в непонимании характера взаимодействия между различными по своей природе факторами, и поэтому неправильно определены значимость, удельный вес каждого из них в системе. Оказалось, что слабость экономики и особенно финансов преуменьшена, а значимость природно-ресурсного и оборонного факторов преувеличена.
Термины «национальная сила» и «национальная безопасность» государства, представляя собой субъективную аналитическую комплексную оценку его состояния, не являются синонимами. Первый термин дает оценку государства в системе международных отношений в сопоставлении страны, ее мощи с другими странами и представляет собой как бы взгляд извне, второй - это взгляд изнутри, самооценка внутренних и внешних угроз, направленная на преодоление опасностей в ходе развития страны. Чем более совершенна самооценка страны, ее противоречий и дисбалансов, тем больше появляется возможностей выработки верных стратегических путей ее развития и соответственно возрастают способности страны к международной торговле и сотрудничеству, выживанию в кризисных международных ситуациях.
В системе безопасности СССР безопасность государства занимала центральное место. Считалось, что она гарантия безопасности граждан, основу которой составляли:
Единый народнохозяйственный комплекс с общественной собственностью, позволявший, как считалось, в чрезвычайных ситуациях концентрировать ресурсы на преодолении последствий кризисов.
Армия и оборонная промышленность, способные противостоять военной угрозе.
Силовая организация, способная обеспечить в глобальном масштабе безопасность государства.
Единая национальная политика, экономическое выравнивание и помощь отстающим.
Все указанные составляющие элементы глобальной безопасности СССР оказались неспособными обеспечить сохранение и развитие СССР. Этот факт требует глубокого анализа. Поскольку СССР по масштабам, уникальности многонационального государства являлся суперсистемой, то его саморазрушение и распад оказали сильное влияние на международную безопасность. Поэтому важно оценить причины и факторы распада больших социально-экономических систем.
Анализ причин и факторов распада СССР с позиции теории и практики национальной безопасности требует открытости информации и специальных исследований. Это предмет отдельной работы, которую следовало бы провести. Наиболее вероятные причины распада: политическое руководство страны недооценивало-рдзличия интересов отдельных социальных групп населения и силу влияния оппозиции, ее ориентацию не на модернизацию и обновление системы, а на ее ликвидацию; недооценивалось сильное влияние внешних факторов и враждебных системе сил - открытая борьба за уничтожение СССР в годы Второй мировой войны перешла в более изощренные формы «холодной войны», но цели ослабления и разрушения страны оставались как приоритет внешней политики США и других стран; несогласованность экономических и политических реформ. В ходе эволюции экономическая система СССР медленно усваивала мировой опыт управления, особенно в сфере инноваций, товарно-денежного хозяйства и финансов, и не способна была адаптироваться к новым условиям мирового развития. При радикализации экономических реформ на принципах рыночного хозяйства она не выдержала форсированного развития демократии. Например, в 1988 г. общественный продукт вырос на 5,5%, а в 1989 г., году демократических выборов в Верховный Совет СССР, его темпы роста снизились до 3,0%, и в 1990 г. впервые за многие годы произошло сокращение общественного продукта на 2,3%: система обеспечения национальной безопасности оказалась неэффективной. В ней неправильно были расставлены приоритеты и допущены ошибки в оценке значимости отдельных компонентов.
Некоторые исследователи обоснованно считают одной из причин разрушения СССР геополитическую пассивность и стратегическую уязвимость на западных и восточных рубежах1. Намного раньше, еще в XIX в., эту же, по существу, мысль высказывал В.О. Ключевский: «Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности»2. Стремясь оценить прошлое и будущее России, он пишет следующее: «Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшись на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову»3.
1 Дугин А. Основы геополитики, геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. С. 171. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М.: Мысль, 1990. С. 363. Там же. С. 364.
После разрушения СССР перед новой Россией встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов. Нам кажется, что с учетом современного понимания внутренних и внешних угроз термин «разрушение» более точен, чем саморазрушение, которое вряд ли бы состоялось без внешнего воздействия, поскольку экономические и политические взгляды видных деятелей оппозиции находились под сильным внешним влиянием. Проблема безопасности России выходит на первый план. В 1992 г. был принят закон РФ «О безопасности», в 1996 г. указом Президента утверждена Государственная стратегия экономической безопасности, в 1997 г. Президент утвердил Концепцию национальной безопасности, в январе 2000 г. новый Президент России В.В. Путин утвердил скорректированную Концепцию национальной безопасности.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.