Глава 25
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ
О подходах к рассмотрению проблемы. Проблема конвертируемости уже примерно 10 лет не обсуждается так остро, как это было перед началом либеральных преобразований в конце 1980-х гг. прошлого столетия, когда горячо дискутировался вопрос, может ли быть конвертируемым советский рубль. Вразумительный ответ на него так и не был получен, зато в явочном порядке была введена ограниченная внутренняя конвертируемость российского рубля, которая положила начало фактической долларизации российской экономики, что привело к гигантскому оттоку за рубеж национального богатства страны, оцениваемого сотнями миллиардов долларов. Сегодня после некоторой паузы эта проблема вновь становится предметом дискуссии в связи с поисками путей повышения национальной безопасности и конкурентоспособности российской экономики.
Чтобы разобраться в этой проблеме фундаментально, требуется вернуться к ее истокам. Среди наиболее важных вопросов, на которые необходимо получить ответы, следующие:
Что такое конвертируемость и для чего она нужна?
Какие виды конвертируемости валют существуют?
При каких условиях свободная конвертируемость национальной валюты способствует развитию национальной экономики?
Существуют ли сегодня объективные условия для полной конвертируемости российского рубля?
Как следует решать проблему конвертируемости рубля с позиций национальных интересов России и обеспечения ее национальной безопасности?
При этом важно выбрать правильный ракурс рассмотрения проблемы конвертируемости. Она часто рассматривается умозрительно, исходя из представления о том, что наиболее развитые страны обладают свободно конвертируемыми валютами, следовательно, России необходимо стремиться к полной конвертируемости рубля. На самом деле не конвертируемость повышает уровень развитости страны, конкурентоспособность ее экономики, а развитие экономики, повышение ее эффективности служит основанием (и притом далеко не во всех случаях) для введения полной конвертируемости ее валюты.
Учитывая тот факт, что современная мировая экономика диктует условия жесткой конкуренции, усложняющейся глобализацией, конвертируемость должна рассматриваться с позиций повышения конкурентоспособности российской экономики. Более того, правильное управление конвертируемостью национальной валюты - часть комплекса инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики и безопасности страны.
Что такое конвертируемость и для чего она нужна? Конвертируемость (обратимость) валюты - это ее способность обмениваться на другие валюты. При поверхностном рассмотрении конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании,покупке и продаже собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или хозяйствующих субъектов стран, и пр.). Конвертируемость также:
обеспечивает свободный перевод одной валюты в другую в режиме реального времени;
служит инструментом ориентирования в огромных потоках международной и национальной ценовой информации, выраженной в разных валютах;
позволяет оценивать эффективность международных сделок, формировать программы международного экономического сотрудничества, повышать эффективность международного разделения труда.
Однако при более детальном рассмотрении в условиях развитых международных экономических отношений и интернационализации хозяйственной жизни конвертируемость приобретает особую роль, поскольку необходимость обмена валют и их соизмерения выходит за рамки внешнеэкономического сектора стран и становится непосредственной интегральной частью внутринационального развития.
Еще более важной и острой эта проблема становится в условиях глобализации, в частности финансовой глобализации, вектор которой направлен в сторону уменьшения влияния, значения и в конечном итоге устранения национальных валют в пользу интегрированных валютных единиц (типа евро) или национальных валют, принимающих на себя функции мировых денег (типа доллара).
Конвертируемость, покупательная способность валюты, паритет покупательной силы (ППС) и валютный курс (ВК). Конвертируемость выражается через использование ВК. В свою очередь, он является:
• инструментом практического обмена одной валюты на другую;
инструментом сравнительного анализа через соизмерения валют различных стран и через это соизмерение - всего, что выражается в национальной валюте (издержки и цены, складывающиеся в различных странах, экономические агрегатные показатели, рассчитываемые на основе цен, и пр.), экономической мощи сравниваемых стран и соответственно их сравнительных потенциальных возможностей, международных рейтингов той или иной страны по различным характеристикам;
инструментом в конкурентной борьбе на мировых товарных и фондовых рынках.
Другими словами, важность этой экономической категории крайне велика. Кроме того, ВК в условиях интенсификации международных экономических связей становится одним из инструментов конкурентной борьбы как на внутреннем рынке, так и за пределами национальных границ того или иного государства.
ВК, будучи рыночной категорией, т.е. являясь результатом игры рыночных сил, берет свое начало внутри национальной экономики и в основе должен отражать сравнительную покупательную силу (или ее паритет) валюты данной страны по отношению к другим валютам, а следовательно, непосредственно связан с уровнем и динамикой национальных цен, а через них - с уровнем и динамикой производительности труда и эффективности национальной экономики.
Таким образом, ВК, с одной стороны, - своего рода зеркало эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, а с другой стороны, при грамотном управлении (или регулировании его динамики) - инструмент повышения национальной конкурентоспособности.
Конвертируемость не может быть нейтральной по отношению к интересам национальной экономики как целому, поскольку ВК, отклоняясь от ППС, может либо содействовать ее развитию, либо, наоборот, его тормозить.
Рыночный характер В К порождает проблему оценки его возможной динамики. Заинтересованность в стабильности ВК любой страны (понижение его ведет к обесценению национальных активов, а его повышение - к падению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках) вызывает интерес к различным формам косвенного управления движением ВК.
Собственно говоря, именно в динамике отклонений ВК от ППС, а также в том, насколько она соответствует интересам повышения национальной конкурентоспособности, и заключается реальная проблема конвертируемости.
История развития конвертируемости национальных валют. Конвертируемость последовательно претерпела три основные формы, в которых выразилась суть таких процессов, как:
• усложнение мирохозяйственных связей;
усиление интернационализации производства и повышение на этой основе интегрированности национальных хозяйственных систем в мировую экономику;
усиление роли международных финансовых институтов - инструментов управления развитием международной финансовой сферы.
Рассмотрим эти три последовательные формы.
При золотом стандарте конвертируемость (обмен) опосредуется золотом, т.е. конвертируемость означает различные формы обмена банковских билетов на золото. Здесь у различных валют есть более или менее жесткий соизмери-тель. Этот соизмеритель как бы держит каркас валютной системы и служит ограничением для произвола валютных спекулянтов. Соизмеритель, являясь товаром и будучи подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, может колебать всю систему, но эти колебания по одному параметру (цене золота) более или менее предсказуемы (прогнозируемы), хозяйствующие субъекты могут подготовиться к возможным изменениям, спекулятивные аппетиты ограничены ценой золота и объемами его предложения на рынке.
При фиксированных ВК конвертируемость- это обмен валюты по взаимной договоренности стран по заранее определенным коэффициентам (фиксированные ВК и есть такие коэффициенты), и рынок в этих операциях обмена участвует опосредованно, через правила о валютном обмене и регулировании, где оговариваются условия применения ВК. Здесь влияние рынка возрастает, но пока еще не сказывается на краткосрочных операциях, горизонт принятия решений достаточно широк, чтобы успеть подготовиться к возможным изменениям. Принятие решения о ревальвации или девальвации национальной валюты заранее обсуждается в печати, размеры девальвации не столь масштабны, как при плавающих ВК. Соизмеритель валют сохраняет свою жесткость, но уже теряет непосредственную связь с главным носителем функции мировых денег - золотом. Число параметров, от которых зависит динамика ВК, возрастает.
При плавающих ВК основой для обмена валют практически становятся экономические расчеты, базирующиеся на макроэкономических показателях (прежде всего показателях инфляции, экономического роста, сальдо торгового и платежного балансов и т.п.). Золото из валютной системы как соизмеритель валют исключается. Основой для краткосрочной динамики ВК становится соотношение между предложением данной валюты на рынке и спросом на нее.
С одной стороны, такая система отражает высокую степень настройки мировой экономики и финансовых взаимосвязей стран - основных участников международного обмена. С другой стороны, огромное число параметров, определяющих движение ВК, недостаточно надежны (мы знаем, какие сложности, например, существуют при оценке реальных темпов инфляции или экономического роста, как они спустя годы пересматриваются в ту или другую сторону). Но главное - такая расчетная база превращается в мощнейшее орудие конкурентной борьбы на макроуровне.
По существу, сегодня в виде системы плавающих ВК мы имеем сложный комплекс инструментов конкурентной борьбы, настроенный на интересы стран - держателей ведущих валют мира, обладающих не только подавляющей экономической мощью, но и всем набором информационных и финансовых средств для управления международной валютной системой. Поэтому предложение о полной конвертируемости рубля, по существу, является предложением о встраивании его в эту управляемую (не нами) систему, т.е. предложением о полном подчинении экономики страны такому внешнему валютному управлению.
Виды конвертируемости. Имеются различные виды конвертируемости национальных валют, которые связаны с условиями, выработанными международными валютными организациями для валют отдельных стран: свободная, или полная, и ограниченная, которая делится на внутреннюю и внешнюю.
Свободная, или полная, конвертируемость национальной валюты предполагает возможность использования данной валюты для проведения текущих операций в стране и за границей любыми ее держателями путем беспрепятственного ее обмена (купли-продажи) на любые другие национальные денежные единицы.
Согласно ст. XXX Статей соглашения МВФ такая полностью конвертируемая валюта должна:
1) действительно широко использоваться для платежей по международным операциям;
2) являться предметом активной торговли на основных валютных рынках1.
Данным определением МВФ зафиксировал важное отличие между формальной свободной конвертируемостью, обусловленной формальным снятием каких-либо ограничений на совершение обменных операций с данной валютой, и реальной конвертируемостью, связанной с возможностью реально купить или продать данную валюту без существенных дополнительных издержек. Другими словами, МВФ выделяет в качестве одного из главных условий свободной (полной) конвертируемости валюты наличие развитого международного рынка данной валюты.
Предпосылки введения реальной полной конвертируемости валюты - создание благоприятных общеэкономических условий функционирования национальной экономики и ее широкое вовлечение в систему международного разделения труда.
К ним относятся:
общая стабильность темпов развития экономики;
нормализация социально-политической обстановки;
уменьшение дефицита по счетам текущих операций;
урегулирование внешней задолженности страны;
накопление официальных золотовалютных резервов;
• высокая степень доверия к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом;
• высокая степень интегрированности страны в мировую экономику.
1 Articles of Agreement of the International Monetary Fund. Article XXX.
Здесь, правда, важно понять, что валюта с подобными свойствами доступна только для ограниченного числа стран, способных создать именно такие условия в острой конкурентной борьбе, и происходит этот захват международного валютного поля за счет других стран-конкурентов. Остальные страны, не способные создать такие предпосылки, вынуждены ограничивать возможности обмена своих валют, вводя частичную их конвертируемость.
Обычно ограниченная конвертируемость связана с потребностью защиты национальных экономик отдельных стран от внешней экспансии других, более сильных и развитых стран.
Частично конвертируемые валюты - это валюты, для которых установлены определенные ограничения по валютным операциям с конкретными странами, их объединениями или целыми регионами. На такие валюты не распространяется режим конвертируемости на некоторые субъекты экономической деятельности.
Различают внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют. При внутренней конвертируемости только резиденты данной страны имеют право осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений. В одном из докладов МВФ сказано: «Если нет ограничений на возможность резидентов страны использовать свои накопления местной валюты для приобретения какой-либо иностранной валюты, ее хранения или перевода какому угодно нерезиденту для какой угодно цели, о такой валюте можно сказать, что она внутренне обратима»1.
При внешней конвертируемости осуществлять свободный обмен денег данной страны на другие валюты для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами имеют право только нерезиденты, а резиденты, наоборот, таким правом не обладают2.
По определению МВФ валюта считается внешнеконвертируемой, если она обладает двумя свойствами:
средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту;
все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеконвертируемой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынках.
1 Twenty years of international cooperation. The International Monetary Fund, 1945-1965. Vol. II. Wash.: 1969. P. 226-227. 2 Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М., 1999. С. 58.
Конвертируемость и защита национальной экономики. Теперь рассмотрим вопрос об особенностях применения различных форм ограничения конвертируемости национальной валюты. После Второй мировой войны западноевропейские страны, восстанавливая хозяйства, постепенно возвращались к конвертируемости своих валют. Во-первых, они приступили к решению этой проблемы лишь спустя примерно 13 лет после окончания войны - в 1958 г. И, во-вторых, они решали ее именно через внешнее ограничение конвертируемости, т.е. предоставляли право свободного валютного обмена по текущим операциям только иностранным гражданам или иностранным фирмам (нерезидентам) - держателям местных валют, одновременно отказывая в этом своим гражданам. И только через два года после интенсивного подготовительного процесса - с 1960 г. этот режим был распространен на национальных держателей валюты.
Однако введение свободной обратимости валют в странах Западной Европы вовсе не означало для них полной отмены всех валютных ограничений, на чем, между прочим, настаивали США. И только в начале 1990-х гг. в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) о либерализации услуг в банковской, страховой и фондовой сферах страны ЕС взяли на себя обязательства об отмене валютных ограничений, но и при этом они продолжают защищать свой финансовый рынок.
По-иному решали проблему конвертируемости своих валют страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Россия и страны СНГ. Они фактически пошли по пути введения их внутренней конвертируемости. При этом ряд стран (Болгария, Польша, Россия и Чехия) осуществили «шоковый» переход к внутренней конвертируемости одновременно с «шоковой» либерализацией цен, что можно считать своего рода «двойным шоком». Другие страны (Венгрия и Румыния) подготовили отмену валютных ограничений предварительным накоплением официальных валютных резервов. Однако все же большинство стран ЦВЕ, страны Балтии, Армения, Грузия, Киргизия, Молдова и Россия, подписав в середине 1990-х гг. ст. VIII Статей соглашения МВФ, предусматривающую положение, при котором «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам»1, формально ввели внутреннюю конвертируемость своих валют по текущим операциям платежного баланса.
Именно эта мера привела к тяжелым для этих стран последствиям:
резко затруднила контроль за экспортно-импортными операциями;
обострила проблему инфляции;
вызвала долларизацию экономики;
породила бегство капиталов за рубеж, обескровливающее национальную экономику;
привела к снижению национальной конкурентоспособности, обострив угрозу экономической безопасности этих стран.
1 Articles of Agreement of the International Monetary Fund. Article VIII. Section 2.
К этим соображениям можно добавить также то, что при внешней конвертируемости не возникает проблемы замещения национальной валюты иностранными денежными единицами или параллельного их использования во внутреннем платежном обороте, которая, как правило, неизбежна при введении внутренней конвертируемости. Другими словами, при внешней конвертируемости не возникает проблемы долларизации национальной экономики, с которой столкнулись страны, последовавшие по этому весьма странному и нелогичному пути.
Наконец, крайне негативное следствие введения внутренней обратимости национальной валюты - создание благоприятных условий для активного бегства из страны национальных капиталов (накоплений населения и предприятий за границу), подстегиваемое усилившимся ростом инфляции, неустойчивостью внутренней ситуации и неблагоприятным инвестиционным климатом. Особенно масштабным это бегство было из России - несколько сотен миллиардов долларов за период либералистских преобразований.
Пытаясь ответить на поставленный вопрос о странном выборе странами пути смягчения валютных ограничений, можно высказать, пожалуй, единственное логичное объяснение: такой выбор был фактической платой, своего рода скрытой контрибуцией стран советского блока в результате окончания «холодной войны». В 1990-е гг. силы были слишком неравны. Если после Второй мировой войны США противостояла уже начавшая свое объединение Западная Европа, то бывшим социалистическим странам противостояли не только США, но и группа промышленно развитых стран. Таким образом, можно предположить, что безответственный выбор валютной политики был сделан под давлением конкурентов-победителей, а странам был нанесен огромный ущерб, оценить который еще предстоит будущим экономистам-историкам.
О характере и масштабах такого ущерба косвенно можно судить по тому, что происходило с российским рублем.
Конвертируемость и недооценка российского рубля. Хотя никто пока специально не сформулировал реальный статус конвертируемости российского рубля, можно попытаться дать ему определение, не претендующее на полную исчерпываемость.
1 Борисов СМ. Рубль золотой, червонный, советский, российский. М., 1997.
Несмотря на то что поворотным моментом к конвертируемости рубля было вступление России в МВФ в 1992 г. и присоединение к ст. XIV Статей соглашения Фонда, предусматривающей устранение множественности обменных курсов национальной валюты, благоприятная среда для долларизации экономики была создана в России еще до начала проведения либеральных реформ. Еще на валютных аукционах 1980-х гг. - одной из форм введения частичной внутренней конвертируемости - формирование обменного курса основывалось на ценовых соотношениях очень узкой и, мягко говоря, специфической «корзины» потребительского импорта. Как тогда говорили, использовался «компьютерный курс» - соотношение цен по компьютерам в СССР и США было особенно благоприятно для доллара и неблагоприятно для тогда еще советского рубля. При этом недооценка рубля составляла десятки раз (табл. 25.1)!
Таблица 25.1
Уровень недооценки рубля к доллару США в 1990-2002 гг.1, (в разах )*
Год | 1990 | 1991 | 1992 | 2000 | 2001 | 2002 |
Отношение валютный курс / ППС | 38,2 | 50,5 | 13,8 | 4,2 | 3,9 | 3,5 |
*С учетом «корзины» ВВП (по показателям внутреннего использования).
Достаточно подробное описание этого процесса приводится в работе известного российского экономиста М.В. Ершова2.
Затем этот курс неожиданно и неправомерно стал использоваться не только для внешнеторговых, но для капитальных операций, прежде всего по продаже промышленных активов. Это при том, что недооценки рубля к доллару по таким активам составляли во много раз большие величины, чем даже те, что приведены в табл. 25.1 (по показателям внутреннего использования ВВП)!
1 Ершов М.В. Актуальные направления экономической политики // Вопросы экономики. 2003. № 12. С. 31-33. 2 Там же. С. 32. 3 Там же.
В обычных условиях страны, специально занижающие свой валютный курс (как, например, в настоящее время США, взявшие курс на поддержание пониженного курса доллара к евро), таким образом повышают конкурентоспособность своих экспортных товаров и тем самым расширяют масштабы экспорта, что, в свою очередь, позволяет направлять дополнительные денежные средства на модернизацию производственного аппарата, развитие технологии и экономики в целом.
В российских же условиях этому препятствуют два основных обстоятельства. Первое - сырьевая, точнее нефтяная ориентация экспорта, ограниченная мощностями существующих трубопроводов (кстати, может быть, и к лучшему, иначе масштабы выкачивания нефти были бы куда более внушительными). И второе - политика правительства, продолжающего держать экономику страны на голодном денежном пайке под предлогом борьбы с инфляцией, несмотря на то что существует достаточно способов канализировать вливания дополнительных денежных средств в экономику без риска роста инфляции, но способных активизировать экономический рост. Таким образом, сегодня валютная политика Правительства РФ, поддерживающая заниженный курс национальной валюты, имеет исключительно негативные итоги.
В этой проблеме есть еще один важный аспект - геоэкономический. Как это ни странно, но экономистам приходится озвучивать достаточно известные и простые истины. Например, что рублевое пространство формируется и управляется национальными денежными властями и национальными экономическими субъектами, что от стабильности и веса рублевого пространства в международной финансовой системе зависит роль и место страны (а стало быть, ее компаний и банков) в мире и, наконец, как замечает М.В. Ершов, что «мы формируем рублевую, а не долларовую экономику, и чем дороже будут рублевые активы населения и бизнеса, тем богаче они будут». Озвучивание этих истин направлено в адрес тех, кто сегодня формирует и практически реализует экономическую политику страны. Но звуки эти, кажется, остаются неуслышанными. И это - главная проблема современной российской экономики, поскольку, если нет главного - желания и воли, то никакие убеждения ученых не в состоянии изменить выбранный курс.
Очевидно, что главное направление развития в области валютной политики - достижение финансовой независимости. Это связано с тем, что в современных условиях финансовая система как в национальной, так и в мировой экономике приобрела совершенно определенный стратегический характер. От того, какое решение примут финансовые власти относительно финансирования тех или иных проектов, в конечном итоге будет зависеть развитие страны, в том числе и военное, и политическое. Например, в странах Восточной Европы сегодня уже 80-90% банковского капитала принадлежит иностранным участникам. И это не может не сказываться на выборе приоритетов при принятии экономических и политических решений.
ВЫВОДЫ
1. Для того чтобы ответить на вопрос о целесообразности введения полной конвертируемости рубля, следует дать ответ на другой вопрос: насколько сегодняшняя ситуация с ограниченной внутренней конвертируемостью отвечает интересам страны, содействует повышению ее конкурентоспособности? Или по-другому: какой ущерб наносится российской экономике от существующей формы конвертируемости? Какие угрозы национальной безопасности несет в себе полная отмена валютных ограничений?
Здесь в отличие от ряда других постсоциалистических стран в России имеются дополнительные угрозы ее экономической безопасности, обусловленные следующими основными особенностями экономики страны.
Во-первых, это структурные диспропорции в экономике России, значительный ее перекос в сторону экспортно-сырьевой ориентации. Он влечет за собой потенциальную нестабильность счета текущих операций платежного баланса страны и связанную с ним высокую зависимость от конъюнктуры рынков углеводородного сырья. Значительная зависимость государственного бюджета страны, ее инвестиционной и социальной сферы от финансового состояния экспортного сектора создает постоянную угрозу риска ухудшения состояния национальной финансовой системы.
Во-вторых, для экономики России характерны недостаточно высокий авторитет денежных властей (в значительной мере обусловленный, кстати, все той же политикой, ориентированной на обесценение рубля), ориентация практически на одну американскую валюту, что привело к высокой степени долларизации национальной экономики. Вместе эти условия создают высокие риски массового оттока капитала в случае резкого ухудшения экономической и социально-политической ситуации в стране.
В-третьих, специфические условия для притока в страну в основном краткосрочных капиталов, имеющих повышенную мобильность и создающих или усугубляющих общий фон нестабильности всей финансово-экономической системы, что связано со сравнительно невысокой рентабельностью обрабатывающей промышленности, изношенностью оборудования, нечеткостью законов и постоянными изменениями в законодательной сфере, с одной стороны, и тенденцией к сокращению доли участия государства в инвестиционно привлекательных проектах и возможные перспективы развития таких проектов, особенно в экспортоориентированном секторе, с другой стороны.
В-четвертых, неразвитость отечественного финансового рынка, его сравнительно небольшие объемы и невысокая эффективность инструментов денежно-кредитного регулирования, а также крайне низкий уровень монетизации российской экономики не позволяют создать со стороны национальной финансовой системы адекватный противовес масштабным притокам иностранного капитала, который может вызвать различного рода нарушения в и без того неустойчивой среде и обострение инфляционных процессов, еще более исказить воспроизводственную структуру экономики страны.
Все перечисленные особенности российской экономики дают основание для проявления высшей степени осторожности в подходе к решению проблемы конвертируемости российского рубля.
2. Введение полной конвертируемости должно быть основано не только на детальном анализе уже сложившейся ситуации, но и на оценке ресурсов России относительно общего ее встраивания в действующую валютную систему таким образом, чтобы оно содействовало повышению конкурентоспособности национальной экономики. Для этого необходимо:
оценить реальное положение страны с позиций обеспечения субъектнос-ти России в мировой экономике в целом и в валютной сфере в частности;
оценить свои реальные ресурсы для обеспечения такой субъектности;
определить и выработать эффективный инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся условиях в мировой экономике и международных экономических отношениях.
3. Внутри валютной системы имеются противоречия между главными игроками, которые можно и нужно использовать, чтобы не позволить постоянно себя обыгрывать и использовать как объект международных экономических отношений. Словом, постараться превратиться в реальный, а не номинальный субъект этих отношений, а затем овладеть главным конкурентным преимуществом - стратегическим, т.е. выработать и стремиться реализовать собственную стратегию конкурентного развития, принудить конкурентов играть по своим правилам, как это делают сегодня США. Только в рамках такой масштабной и амбициозной постановки задачи можно добиться успеха в современных жестких конкурентных условиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что такое конвертируемость национальной валюты и для чего она нужна?
Какие виды конвертируемости валют существуют и как они связаны с проблемой защиты экономической безопасности национальной экономики?
При каких условиях свободная конвертируемость национальной валюты способствует развитию национальной экономики?
Существуют ли сегодня объективные условия для полной конвертируемости российского рубля?
Как следует решать проблему конвертируемости рубля с позиций национальных интересов России и обеспечения ее национальной безопасности?
Рекомендуемая литература
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.