logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финан­сово-банковских организаций.

Ситуация в различных регионах может быть настолько специфична, что в ряде случаев более важными оказываются другие критерии. Вышеприведен­ные наиболее общие критерии применимы для всех регионов.

Объединение регионов приводит к системному радикальному изменению фи­нансовых потоков, в первую очередь по линии взаимосвязей с федеральным бю­джетом, а также к необходимости реконструкции финансовых и бюджетно-налоговых отношений между до сих пор самостоятельными субъектами РФ. При этом надо учитывать, что в настоящее время эти финансовые взаимоот­ношения многообразны и существуют не между субъектами РФ - кандидата­ми на объединение, а только по линии связи с федеральным бюджетом каж­дого отдельного субъекта РФ, не менее чем по 12 каналам и соответствующим им бюджетным потокам:

• 5 фондов финансовой помощи;

Объединяемые регионы, как правило, существенно различаются. Бюджет­ная обеспеченность одного жителя Коми-Пермяцкого автономного округа на 2,5 тыс. руб. выше, чем в соседней Пермской области. В округе нет задержек с выплатой заработной платы, все деньги из федерального центра вкладыва­ются в собственную инфраструктуру: так, бюджет развития округа, где про­живает 147 тыс. чел., в 2002 г. достиг 155 млн руб. В Прикамье же на 2,9 млн жителей выделено всего лишь 377 млн руб., которые направлены на строи­тельство объектов социальной инфраструктуры.

Объединение бюджетно-налоговых систем «региона-донора» и «региона-реципиента» с незначительным бюджетным потенциалом позволяет решать важные социально-экономические проблемы как в ближайшей, так и в дол­госрочной перспективе. В частности, это поможет резко повысить бюджетную обеспеченность населения региона с низким уровнем развития (Коми-Пер­мяцкого автономного округа) не за счет факторов социального иждивенчест­ва и благотворительности со стороны федерального центра (как это происхо­дит в настоящее время, что в итоге сводит на нет социально-политическую и соответственно политическую самостоятельность этого субъекта РФ), а за счет собственных ресурсов объединенного региона. На этой основе повыша­ется экономический авторитет данной территории, укрепляется база нацио­нального и нравственного самосознания населения.

Так, при объединении Пермская область, с одной стороны, снимает ны­нешнее дотационное бремя с федерального бюджета, с другой стороны, берет на себя в кратко- и долгосрочной перспективе обязательства, используя фак­торы интеграции, увеличения финансового и бюджетно-налогового потенци­алов объединенного региона. В результате выигрывают как федеральный центр, так и два нынешних субъекта РФ, объединяемые в единую бюджетно-налоговую систему. Однако возможны серьезные негативные последствия объединения в части потенциального выравнивания доходов населения путем их перераспределения в пользу финансово менее самостоятельных регионов.

При региональной интеграции необходимо повышение эффективности уп­равления региональными финансово-товарными потоками. Решение этой за­дачи позволяет, во-первых, обеспечить целенаправленную поддержку центром жизнеобеспечения регионов и реализации ими политики экономического подъема, во-вторых, эффективнее использовать ресурсы и специфические ре­гиональные активы.

Эффективность управления финансово-товарными потоками должна оце­ниваться по критериям распределения ресурсов между субъектами РФ в соот­ветствии со следующими приоритетами направления использования ресурсов: национальный интерес, рентабельность, социальный эффект, бюджетная эф­фективность для субъекта РФ, повышение региональной конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Бюджетно-налоговое реформирование, связанное с объединением бюд­жетно-налоговых систем двух субъектов РФ, должно носить системно-про­граммируемый характер:

а) и на федеральном, и на региональном уровнях должна быть разработана программа финансово-бюджетного объединения двух субъектов РФ, включа­ющая алгоритм слияния этих двух систем (цели, конкретные задачи, финан­совые потоки, федерально-региональное участие и другие аспекты);

б) процесс объединения должен быть разделен на несколько этапов:

• этап эффективного бюджетно-налогового финансового развития, т.е. проявления стратегических целей и преимуществ объединения;

в) следует иметь в виду и предусмотреть необходимые меры по ограниче- нию таких возможных (и, скорее всего, неизбежных) факторов, как бюджет- ное иждивенчество со стороны населения обоих объединяемых субъектов РФ: например, у жителей Пермской области - отторжения, неприятия нового населения как «иждивенцев», а у жителей Коми-Пермяцкого автономного округа - подозрительности в отношении Пермского центра в недостаточности учета их интересов.

Необходимо на основе и федеральной, и экспериментальной нормативной базы разработать модель межбюджетных отношений внутри нового субъекта РФ, в котором должно быть четко определено положение новой «провинции» (например, Коми-Пермяцкого АО по отношению к Пермской области).

Объединению должен предшествовать комплекс предварительных совмест­ных действий субъектов РФ, который, в частности, должен включать:

• консультации с Президентом и Правительством РФ;

• оценку положения нового субъекта РФ в межбюджетном пространстве страны;

• общественное обсуждение данной проблемы.

После проведения этих предварительных мероприятий должна быть разрабо­тана «Комплексная программа дальнейшей интеграции» (этапы, мероприятия, сроки, оценка эффективности), а также проведена независимая экспертиза данного процесса. Только после проведения этого можно приступать к основ­ной фазе интеграционного процесса - созданию и реализации интеграционных механизмов и инструментов.

Главная задача - подготовить взвешенные всесторонне обоснованные ре­шения. Не должно быть сделано ни одного шага, направленного на ускорение объединения, пока не будет обеспечена уверенность в том, что это объедине­ние носит созидательный характер как для экономики объединяемых регио­нов, так и для всех людей, проживающих в них, и ориентировано на обеспе­чение национальных интересов России в глобализируемом мировом эконо­мическом пространстве.

ВЫВОДЫ

Одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед Россией, -трансфор­мация федерализма, в частности структурирование будущего государственно-экономического пространства в России. Данный процесс ориентирован на реализацию обозначившихся в сфере государственного строительства интег­рационно-объединительных тенденций и потенциальных возможностей ис­пользования ресурса объединения ряда регионов России для активного эко­номического подъема страны и ее регионов.

Решение данных проблем должно осуществляться путем обеспечения на­циональных интересов государства, повышения устойчивости и безопасности региональных сегментов России.

Укрупнение, слияние регионов должно рассматриваться как органический элемент реформы административно-территориального устройства России, поскольку курс на укрупнение регионов провозглашен на государственном уровне и на уровне многих субъектов РФ. Особенно важно то, что ожидается положительный эффект от объединения регионов, но возможны и негатив­ные последствия. При этом в качестве критериев целесообразности объедине­ния используются: приоритетность национальных интересов России в эконо­мическом пространстве страны, а также по отношению к интересам отдель­ных регионов; соблюдение национальных интересов коренного населения и малых народов данного региона; учет производственной специализации объе­диняемых регионов; оптимизация кооперационных связей. Особое внимание должно уделяться повышению региональной конкурентоспособности на вну­треннем региональном, общероссийском, а также внешнем рынках.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Чем обусловлена необходимость интеграции отдельных регионов России?

  1. Каковы позитивные и негативные результаты интеграционного процесса для субъектов РФ?

  1. Каковы критерии и параметры, которые могут быть использованы при решении вопроса об интеграции регионов?

Рекомендуемая литература

  1. Аренц А.И. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское об­щество. М.: Северо-Принт, 2000.

  2. Валентей С.Д. Экономические проблемы становления российского федерализма. М.: Наука, 1999.

  3. Государственно-территориальное устройство России / Под. ред. А.Г. Гранберга и В.В. Кистанова. М.: ДеКА, 2003.

  4. Лагутенко Б.А. Россия нуждается в административно-территориальной реформе // Федерализм. 2001. № 1.

  5. Общая теория государства и права. Академический курс: Учеб. / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М.: Зерцало, 1998.