Глава 3
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
Обеспечение национальной безопасности в сфере экономики - не абстрактно-теоретическое понятие. Оно подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения российского общества. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры России и фундаментальные интересы населения страны.
Эффективная система обеспечения национальных интересов в экономике -вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Очевидно, что экономическая безопасность страны зависит от избранного политического и экономического курса.
В настоящих условиях необходимо повысить надежность системы национальной безопасности в экономике путем включения в нее элементов, способных своевременно активно воздействовать на стратегические негативные вызовы и предотвращать их перерастание в реальные угрозы развитию экономики и общества.
Угрозы национальным интересам страны в экономике порождаются во многом разбалансировкой всех основных сегментов воспроизводства, процессов, отраслей, производств. Отсутствие системного подхода, реальной промышленной политики с четко выраженными стратегическими приоритетами, сбалансированности всех элементов производственно-распределительного процесса привело к дисбалансу социально-экономических процессов развития экономики и общества.
Дисбалансы и диспаритеты стали обычным явлением, борьба с ними ведется на локальном уровне, причем это устранение может зачастую привести к возникновению новых дисбалансов в смежных сферах. Например, в инвестиционном секторе инвестиции в традиционные технологии становятся все более неопределенными с точки зрения достижения результата, а возможностей для использования новых технологий нет. Следствие этого - нарушение целостного воспроизводственного контура, регулирование которого возможно (с минимальными потерями) только при активизации целенаправленной промышленной политики со стороны государства.
Системный анализ проблемы обеспечения национальных интересов в экономике страны требует определенной дезинтеграции в решении реальных проблем национальной безопасности. Учитывая сложно организованное федеративное экономико-государственное пространство страны, решение этих проблем должно быть акцентировано как на общих национальных интересах в экономике в рамках страны, так и на учете субнациональных интересов отдельных регионов в области экономического развития, что недостаточно учитывается в практической деятельности.
Дальнейшие реформационные преобразования без адаптированного государственного воздействия на развитие регионов разного типа, без учета субнациональных интересов страны в каждом регионе приведут к усилению дезинтеграционных тенденций, нанесут ущерб национальной экономической безопасности страны.
Обеспечение национальных интересов связано с решением стратегической проблемы самоопределения экономики страны в глобализирующемся мировом экономическом пространстве. Причем эта проблема имеет следующие основные аспекты: структурно-технологические, институциональные, национально-геоэкономические, субнациональные, социально-экономические.
Структурно-технологические аспекты обеспечения национальных интересов связаны с созданием нового технологического базиса на основе высоких технологий, информационно-компьютерных систем, новых источников энергии, глубокой переработки исходных природных ресурсов, с использованием новых видов материалов. Особенно важен переход к высоким ресурсосберегающим технологиям, где отставание России от тренда развитых стран продолжает сохраняться. Ключевой интерес России - активизация определенного спектра прорывных технологий в сферах, где Россия имеет заделы, ресурсы, профессиональный потенциал (космология, атомная промышленность, оборонные технологии, нефтехимия и др.).
Институциональные аспекты национальных интересов в области экономики связаны с формированием цивилизованных экономических отношений, отвечающих лучшим примерам мировой практики в области отношений собственности, государственного регулирования, в финансово-кредитной области.
Национально-геоэкономические аспекты связаны с обеспечением достойного места экономики России в мировых экономических отношениях.
Субнациональные социально-экономические аспекты интересов ориентированы на решение внутрироссийских проблем развития страны, цивилизованного федерализма и пр.
Система обеспечения национальной безопасности страны в области экономики находится в стадии трансформации в соответствии с динамикой процессов, происходящих в национальной экономике, с учетом того, что очаги угроз безопасности национальным интересам могут возникать в различных сферах экономики.
1 Oyken V. Die Grundlagen der Nationalekonomic. Berlin: Springier, 1965.
Необходимость активизации реально-практической работы по обеспечению экономической безопасности. В настоящее время и практика, и научные исследования, и методическое обеспечение работ в области экономической безопасности страны ориентированы (с определенным превалированием) на прогнозно-стратегические решения и мероприятия. Имеется в виду отражение и обоснование возможных угроз и кризисных ситуаций в разрабатываемых прогнозах (долго- и среднесрочных), стратегических программах правительства, бюджетных проектах. Одновременно ведется работа по подготовке ряда материалов перспективного характера в области учета национальных интересов и обеспечения безопасности в сфере экономики (имеется в виду попытка разработки нового проекта «Стратегии экономической безопасности» на ближайший десятилетний период, которая была предпринята Совбезом РФ совместно с рядом научно-исследовательских организаций и ведомств в 2002 г.). К этому следует добавить решение некоторых научно-методических и практических проблем при разработке пороговых значений (индикаторов) экономической безопасности в важнейших сферах экономического развития страны.
Категория «национальная безопасность в сфере экономики» в плане обеспечения соответствующих национальных интересов в настоящих условиях в большей мере актуальна применительно к текущей и среднесрочной ситуациям. Однако в связи со слабой реакцией правительственных органов на сигналы, вызванные обострением угроз экономической безопасности в разных сферах экономики страны, акцент в аналитико-практических разработках в этой области сместился на уровень стратегических и прогнозных разработок. И хотя в целом такого рода изменения заслуживают положительной реакции, тем не менее чрезмерное внимание к будущим угрозам оказало негативное влияние на эффективность реальной борьбы с текущими угрозами экономической безопасности страны.
К сожалению, исполнительные органы власти при анализе и принятии решений в сфере обеспечения экономической безопасности пытаются ограничиться лишь констатацией диспаритетов развития экономики (не занимаясь всерьез углубленным изучением генезиса их образования, без чего невозможна выработка эффективных мер по их преодолению) и различного рода финансовых диспропорций. Зачастую тенденции, несущие серьезные угрозы национальной безопасности, подаются как всего лишь незначительные отклонения (диспропорции), сущность которых сводится к неравномерности структурно-производственных трансформационных процессов и недостаточной мобильности ресурсов, обеспечивающих производство, распределение и перераспределение добавленной стоимости. По существу, речь идет о некоторых недостатках и слабой мобильности движения ресурсов, а не о существенных тенденциях, несущих серьезные угрозы развитию национальной экономики.
Предпринимаемые попытки подачи системных финансовых диспропорций в плане возможного возникновения угроз национальным интересам на период до 2010 г. не имеют долгосрочного характера, а относятся к оценке текущей финансовой ситуации в стране, что уже требует не разработки долгосрочных программ по их нейтрализации, а принятия реальных мер на данном этапе развития. В частности, это касается таких системных диспропорций, как:
усиление противоречия между динамикой реального обменного курса рубля и конкурентоспособностью экономики;
значительные масштабы теневой экономики, снижающие объем поступлений доходов в бюджетную сферу, деформирующие структуру налоговой нагрузки на субъекты экономики;
несоответствие между реальными ресурсами бюджетной системы и имеющимися обязательствами государства;
• неэффективность государственного регулирования и др.
Декларативность данных системных диспропорций не позволяет рассматривать их как реальные угрозы национальным интересам, что и делает невозможной выработку реальных механизмов нейтрализации этих угроз, причем уже сейчас, а не в отдаленном будущем (до 2010 г.).
Однако даже констатация этих диспропорций ставит под сомнение многие стратегические проекты активизации подъема экономики, при наличии которых практически нельзя говорить о возможном 7-8%-ном росте ВВП при обоснованных 3-4%, которые и являются параметром-ограничителем при наличии вышеперечисленных системных финансовых диспропорций (а это не единственные диспропорции, так как к ним следует добавить социальные, технологические, инвестиционные и другие системные диспропорции и диспаритеты).
Схема выявления угроз национальной безопасности в сфере экономики и выработки мер по их нейтрализации. Анализ показывает, что недостаточная эффективность настоящей схемы обеспечения национальных интересов в сфере экономики связана с отсутствием в ней ряда конструктивных элементов и обеспечивающих механизмов, что обусловливает слабое реальное воздействие мер по обеспечению безопасности на развитие отечественной экономики.
Прежде всего, это касается четкого определения базовых конструкций системы обеспечения экономической безопасности, к которым относятся:
во-первых, выделение тенденций негативного характера, несущих угрозы национальной безопасности инерционного происхождения, являющихся результатом долговременных разрывов, дисбалансов, диспаритетов, нарушений воспроизводственных пропорций, накопленных за длительный ретроспективный период развития российской экономики (начиная от советского периода и кончая первыми этапами радикального реформирования);
во-вторых, выявление и недопущение (по возможности) новых диспаритетов и дисбалансов при принятии законодательными органами национально ориентированных законопроектов, во многих из которых априори заложены потенциальные угрозы национальным интересам страны в области экономики и в социальной сфере (законодательства о земле, преобразовании ЖКХ, модернизации армии, регулировании отношений собственности). Необходимо учитывать, что многие из угроз, заложенных в современных законодательных актах, имеют латентный долговременный характер, что делает их трудноопределяемыми, а в конечном счете необоснованно признаваемыми несущественными;
в-третьих, тщательная экспертиза нормативно-правового законотворчества исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне для предотвращения принятия решений, коррупционно пролоббированных группами лиц, не имеющих никакого отношения к обеспечению национальных интересов (например, регулирование отношений в рыбной промышленности, контроль за активизацией процесса ложных банкротств, распродажа госсобственности, продолжающееся активное бегство капитала, антинационально ориентированное распределение рентных доходов и др.).
Практически в синтезированном виде анализ этих угроз выполняется только на стадии разработки ежегодного федерального бюджета и прогноза развития страны (что само по себе следует расценивать уже в качестве серьезного шага в сфере активного обеспечения национальных интересов в экономике).
К сожалению, наша реальная экономическая практика дает мало примеров устранения ряда ранее возникших и сохраняющихся угроз экономической безопасности страны, все более расширяется спектр потенциально возможных более серьезных угроз. Это и обусловливает необходимость выработки мер по снижению уровня (объема, числа) вновь возникающих проблем, хотя очевидно, что в динамично развивающейся, адекватно реагирующей на внешние и внутренние вызовы экономике неизбежно возникновение новых негативов, диспаритетов, угроз.
Задача состоит, во-первых, в четком их определении (они не должны быть неожиданными), во-вторых, в выработке компенсирующих механизмов, снижающих до возможного минимума их негативное воздействие на экономику страны. В качестве одной из ключевых мер в этой области предлагается определить порядок и выработать методические подходы к экспертизе, во-первых, крупных национально ориентированных проектов; во-вторых, важнейших решений правительства с позиций обеспечения национальных интересов в сфере экономики, причем с выявлением как явных диспаритетов и угроз, так и долговременно-латентных. Результаты этой экспертизы следует максимально учитывать, принимая важнейшие решения.
Необходим и перспективен аудит безопасности (обеспечения национальных интересов в сфере экономики). Выявление, экспертиза, выработка мер по нейтрализации угроз национальным интересам должны получить определенное организационно-структурное, научно-методическое и нормативное обеспечение. Возможное решение этой проблемы заключается в использовании аудита безопасности, нацеленного на экспертизу крупных национально ориентированных решений в области экономики с позиций обеспечения ее безопасности. Выбор решения проблем обеспечения национальных интересов в области экономики в виде аудита безопасности целесообразен с точки зрения возможности введения в жесткозамкнутую систему государственного регулирования и принятия решений в этой области инструмента, способного обеспечить относительно независимую оценку принимаемых важнейших решений с позиций обеспечения национальной безопасности.
В данном случае оценки различных решений с точки зрения экономичности, результативности, эффективности будут дополняться оценкой достижения (обеспечения) национальных интересов в социально-экономической сфере страны.
К основным объектам аудита безопасности относятся:
Крупные законодательные национально ориентированные решения и проекты представительных органов власти.
Программы и проекты исполнительной власти, связанные с главными тенденциями развития экономики.
Отдельные регионы страны, где складывается кризисная ситуация в сфере социально-экономического развития.
Важнейшие международные соглашения (типа соглашения о вступлении России в ВТО).
Крупнейшие российские корпоративные образования, определяющие тенденции развития экономики России.
Программы, цели, задачи, организация аудита должны адаптироваться к каждому конкретному случаю в зависимости от специфики объекта аудита. Целевая ориентация аудита безопасности включает:
• выявление потенциальных сфер, в которых возможно ущемление национальных интересов страны в экономике и появление угроз ее экономической безопасности;
создание барьера на пути коррупционно-лоббистских решений, не отвечающих стратегическим задачам развития России;
превращение контроля безопасности из набора случайных, перманентно разобщенных оценок разового, конъюнктурного характера в постоянно действующую систему слежения за процессом соблюдения национальных интересов при принятии важнейших решений в области развития экономики страны;
создание эффективного научно-методического обеспечения аудита безопасности, способного выявлять различного рода кратко- и долгосрочные угрозы безопасности экономики, скрытые диспаритеты и вторичные негативные эффекты принимаемых решений;
формирование организационно-структурной схемы проведения аудита безопасности на базе действующих научно-исследовательских и консалтинговых организаций страны.
Нельзя сказать, что проблема аудита безопасности в том или ином виде не решается в практике государственного регулирования, однако эти решения, как правило, носят случайный характер и растворяются в ряде оценок эффективности и результативности тех или иных решений законодательной власти и правительства. За акцентом на финансовых проблемах и частично на других (социальных, технологических) обеспечение национальных интересов, особенно в стратегическом плане, отодвигается на задний план.
Не претендуя на полноту и окончательность перечня проблем, нуждающихся в аудите безопасности, уже сейчас можно выделить основные области его использования:
а) сфера отношений собственности, приватизации и национализации соб- ственности;
б) комплекс решений по материально-техническому обеспечению оборо- носпособности страны;
в) сфера отношений в области продажи сельскохозяйственных земель;
г) реформа ЖКХ;
д) преобразование электроэнергетического комплекса страны;
е) правовое обеспечение проектов СРП;
ж) реформирование налоговой системы;
з) регулирование оттока капиталов за рубеж;
и) реформирование банковской системы;
к) регулирование отношений в рыбопромышленном комплексе и др.
Очевидно, необходимо ранжирование проблем, нуждающихся в аудите безопасности, с учетом их важности и материально-технических, финансовых возможностей проведения аудита безопасности.
Однако в первую очередь, как нам представляется, должен быть проведен аудит безопасности стратегических программ правительства (в частности, Стратегии до 2010 г.). Это связано с тем, что планы правительства на уровне 3-4%-го роста ВВП совершенно не отвечают национальным интересам.
Сохранение нынешнего уровня производства и незначительной экономической активности означает невозможность обеспечения даже минимальных требований экономической безопасности страны. Без перехода к активному экономическому росту невозможно ни поддержание приемлемого уровня обороноспособности, ни обеспечение безопасности транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, ни сохранение научного и интеллектуального потенциала, достаточного для самостоятельного развития страны.
выводы
1. Повышение надежности системы национальной безопасности в экономике должно осуществляться путем включения в нее элементов, способных своевременно отслеживать стратегические негативные вызовы, воздействовать на них и предотвращать их перерастание в реальные угрозы экономике и обществу. При этом беспечение национальных интересов в глобализуемом мировом экономическом пространстве имеет следующие основные аспекты: структурно-технологический, институциональный, геоэкономический, суб-национальный. Необходимо активизировать практическую работу по обеспечению экономической безопасности, имея в виду отражение озможных угроз в разрабатываемых прогнозах, стратегических программах, бюджетных планах. Разрабатывается новый проект «Стратегии экономической безопасности РФ».
2. Необходима разработка современной схемы (механизмов) выявления и выработки мер по нейтрализации угроз национальной безопасности в сфере экономики, учитывая, что в настоящих условиях отсутствует ряд конструктивных инструментов и механизмов в этой сфере. Целесообразно определить порядок и выработать методические подходы к экспертизе, во-первых, крупных национально ориентированных проектов; во-вторых, важнейших решений правительства с позиций обеспечения национальных интересов в сфер экономики. К этому можно добавить разработку методологии аудита безопасности, который может использоваться в таких областях, как отношения собственности, реформа ЖКХ, правовое обеспечение в СРП, регулирование оттока капитала за рубеж и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В чем выражается системный подход в надежном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации?
Каковы содержание и структура важнейших аспектов обеспечения национальных интересов страны в сфере экономики?
Какие меры должны осуществляться в ходе практической работы по обеспечению экономической безопасности страны?
Какое место в защите национальных интересов страны в сфере экономики занимает аудит экономической безопасности и каковы основные способы его осуществления?
Рекомендуемая литература
Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М., 2001.
О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Институт экономики РАН. М.: Финстатинформ, 2002.
Экономическая безопасность: производство-финансы-банки / Под ред. В.К. Сен-чагова. М.: Финстатинформ, 1998.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.