15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
Развитие международного разделения труда предполагает и активное участие России в экспортно-импортных операциях, создает конкуренцию на внутреннем рынке, препятствует формированию монополий, способствует удержанию цен на потребительские товары от резкого роста. Однако уровень предельной насыщенности импортом по каждому виду продукции должен ограничиваться уровнем продовольственной безопасности, преодоление которого может привести к развалу отечественного производства из-за ценового демпинга, потере внутреннего рынка и в дальнейшем к монопольному росту цен. Вот почему рост импортной зависимости по основным видам продовольствия создает угрозу продовольственной безопасности.
1 Известия. 2002. 19 окт. 2 Если импорт предполагает ввоз в страну иностранных товаров (в различных формах), то импор-тозамещение предполагает прекращение ввоза в страну данного товара в связи с развитием отечественного производства.
Это ускорило (наряду с другими факторами) резкое снижение объемов производства во многих отраслях, включая сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, и привело к увеличению удельного веса импортного продовольствия.
Согласно пороговым значениям экономических показателей безопасности страны, доля продовольственных ресурсов, поступивших по импорту, в их общем объеме не должна превышать 25%. Уже после дефолта, в 1999 г., этот показатель составил 30%1.
Развитие экспортно-импортных отношений в сфере сельскохозяйственной продукции в последние годы характеризуется опережающими темпами импорта по сравнению с экспортом. Если в 2000 г. на 1 долл. экспортной сельскохозяйственной продукции приходилось 5,3 долл. импортной, то в 2001 г. это соотношение составило 1:5,8. Наиболее существенный экспорт сельскохозяйственной продукции наблюдается по зерновым и продуктам их переработки, рыбе, водке (табл. 15.6).
Таблица 15.6
Экспорт сельскохозяйственной продукции из России, по данным таможенной статистики, тыс. т
Продукция | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2001 г. к 1998 г., % |
Зерновые культуры | 1 890 | 801 | 934 | 3 170 | 167,7 |
Мука и крупы | ПО | 146 | 184 | 189 | 171,8 |
Подсолнечное масло | 34,5 | 30,8 | 194 | 114 | 330,4 |
Масличные культуры | 1 241 | 365 | 1 216 | 305 | 24,6 |
Свежая и мороженая рыба | 326 | 249 | 310 | 355 | 108,9 |
Мясо всех видов | 8,6 | 1,4 | 2,7 | 2,3 | 26,7 |
Молоко | 31 | 18 | 81 | 49 | 158 |
Сахар | 44 | 135 | 155 | 136 | 309 |
Стоимость всего экспорта, млн долл. | 1 187 | 762 | 1 299 | 1 456 | 122,6 |
Как видно из данных этой таблицы, рост экспорта связан в значительной мере с ростом производства зерна и зернопродуктов в России, наращиванием объемов вывоза рыбы, а кроме того, водки, пушно-мехового сырья и шкур животных. Что касается вывоза масличных культур и подсолнечного масла, то следует отметить, что из всех мировых экспортеров маслосемян только наша страна закупает для потребления готовую продукцию, оставаясь и крупнейшим импортером как масла, так и семян подсолнечника.
Как уже отмечалось, за годы реформирования производство сельскохозяйственной продукции в России резко сократилось. За последнее десятилетие производство мяса в убойном весе снизилось в 2,3 раза, молока - в 1,7, яиц -в 1,4 раза. Одновременно сократилось потребление основных продуктов питания на душу населения и увеличился удельный вес импортного продовольствия (табл. 15.7).
За 1990-2000 гг. потребление мяса на душу населения уменьшилось в 1,6 раза, а удельный вес импорта в потреблении мяса и мясопродуктов, включая птицу, вырос с 11,3 до 20,5% (табл. 15.8). Так, при общем объеме производства мяса птицы в 2000 г. 0,77 млн т объем импорта составил 0,69 млн т, или 89,6%.
Таблица 15.8
Структура, объемы и цены импортного мяса за 1995-2001 гг.
Продукт | 1995 г. | 1997 г. | 1999 г. | 2001 г. | Доля в импорте в 2001 г., % | 2001 г. к 1995 г., % |
Мясо птицы, тыс. т | 983 | 1 372 | 1 008 | 1 309 | 62,2 | 133,2 |
Цена I кг, долл. | 0,84 | 0,71 | 0,64 | 0,54 | - | 64,3 |
Говядина, тыс. т | 463 | 618 | 523 | 443 | 21,0 | 95,6 |
Цена I кг, долл. | 1,34 | 1,38 | 1,05 | 1,12 | - | 83,6 |
Свинина, тыс. т | 458 | 309 | 423 | 354 | 16,8 | 77,3 |
Цена 1 кг, долл. | 1,44 | 1,73 | 0,94 | 0,86 | - | 59,7 |
Общий объем импорта, тыс. т | 1 904 | 2 299 | 1 954 | 2 106 | 100 | 110,6 |
В 2001 г. произведено 0,88 млн т, импортировано 1,31 млн т, т.е. на 48,8% больше (табл. 15.8). Импорт сливочного масла превышает 60%, сыров - 30%. Устойчиво держится импортозависимость по растительному маслу и сахару. Более стабильное положение с такими продуктами питания, как яйцо, картофель и овощи.
Продвижение на российский рынок импортного мяса птицы приобрело устойчиво лоббируемый характер. Попытка хоть как-то ограничить импорт американской птицы путем введения более жесткого ветеринарного сертификата не оказала существенного влияния на объем импорта. Более того, на российский рынок успешно продвигается мясная продукция из Франции, Германии, Бразилии.
Поток импортной продукции сложно остановить из-за того, что она поставляется по демпинговым ценам. Причем ценовая политика импортеров пользуется бюджетной поддержкой стран-импортеров и фондов ЕС. В табл. 15.8 хорошо прослеживается динамика изменения импортных цен.
Так, за период с 1995 по 2001 г. цена 1 кг мяса птицы устойчиво снижалась, за сравниваемый период - на 36%. В 2001 г. импортная цена 1 кг мяса птицы составила 0,54 долл. В конце декабря 2001 г. 1 долл. стоил 30,14 руб., это означает, что 1 кг импортного мяса обходился в 16,27 руб. Себестоимость 1 кг мяса птицы в России в 2001 г. достигла 27,1 руб.1 При таком соотношении импортных и внутренних цен на мясо в России отечественное животноводство оказывается в сложном положении, уступая свой рынок дотируемому импорту.
Во всех развитых странах принято защищать своих товаропроизводителей от демпингового импорта. Так, по принятому в Японии Основному закону о продовольствии правительство может вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции.
В России только в конце января 2003 г. Правительство РФ подписало постановление о введении квот на мясо с апреля 2003 г. Импортные квоты, ограничивающие объем ввоза, вводятся на мясо птицы (на оставшиеся 9 мес. 2003 г. - на 704 тыс. т, в 2004-2005 гг. - по 1,05 млн т, а в 2006 г. - 306 тыс. т). Импортные квоты, включающие количественное ограничение, вводятся также на говядину и свинину. Кроме того, для ввоза мяса в Россию необходимо получить лицензию и индивидуальную квоту. Если импортную квоту правительство может вводить самостоятельно, то тарифная квота устанавливается путем изменения Таможенного кодекса с участием Госдумы.
Согласно принятому Правительством РФ постановлению в 2003 г. в Россию можно было ввезти 337,5 тыс. т свинины при ставке таможенного тарифа 15%, но не ниже 0,25 евро за 1 кг. Выше квоты тарифная ставка поднимается до 80%, но не ниже 1,06 евро. Квота по говядине составляет 315 тыс. т, при этом ставка тарифа - 15%, но не ниже 0,14 евро. Ввоз выше квоты проходит по тарифу 60%, но не ниже 0,6 евро за 1 кг.
Рационализация импорта продовольствия и повышение на этой базе эффективности АПК - в значительной мере общероссийские проблемы. И от того, в какой степени государство будет регулировать этот процесс, создавать условия для привлечения инвестиций в развитие аграрной сферы, зависит конечный результат. Бесспорно одно - Россия владеет ресурсным потенциалом (человеческий капитал, природные ресурсы, относительно сносная экология), эффективное использование которого предоставляет реальную возможность не только для решения проблемы продовольственной безопасности, но и для создания экспортного потенциала экологически чистой продукции.
Рассмотрим направление импортозамещения на примере производства мяса птицы, импорт которого составляет большую часть импорта мяса России. Как известно, птицеводство - отрасль с ускоренным циклом воспроизводства. При соответствующем кормлении для получения бройлера весом 1,3-1,4 кг необходимо 50-60 дней. При соответствующих инвестициях это может позволить увеличить производство мяса птицы на 1,0-1,5 млн т за 3-4 года. При этом для восстановления объемов производства мяса говядины до уровня 1990 г. (с учетом биологического цикла воспроизводства крупного рогатого скота) России потребуется примерно 15-20 лет, а на увеличение производства свинины - до 10 лет. Так что возрождение птицеводства при всех вариантах наиболее привлекательно.
1 Фактическая цена реализации 1 кг мяса птицы в 2001 г. была 26,9 руб., т.е. производство мяса птицы в 2001 г. было убыточным.
Государство формирует специализированный фонд за счет целевых (защищенных) статей бюджета, отчислений от таможенных платежей, организует выпуск специальных облигаций для привлечения средств организаций и граждан. Одновременно вводятся госзаказ на продукцию птицеводства, система квот и протекционистские меры по стимулированию экспорта.
Учитывая быструю оборачиваемость средств, вложенных в птицеводство, эффективным при модернизации устаревшего технологического оборудования может оказаться лизинг. Речь идет о приобретении клеточного оборудования, инкубаторов, линий по переработке мяса птицы, высокопродуктивных зарубежных кроссов птицы и др.
Следовало бы полностью отменить таможенные пошлины на технологическое оборудование для птицеводства, на комбикорма и различные добавки к ним, на племенную и другую продукцию. Необходимо также ввести вывозные пошлины не только на сою, но и на кукурузу, шрот, все те премиксы, которые используются для приготовления кормов для птицы. Это также позволит снизить внутренние цены на эту продукцию.
Целесообразно как минимум на пять лет освободить птицефабрики всех направлений от платы за электроэнергию, газ и тепло, создав тем самым условия для снижения себестоимости продукции и доступности ее основной массе малоимущего населения, а также для повышения конкурентоспособности.
Следует пересмотреть обоснованность приватизации предприятий комбикормовой промышленности, обеспечив сельских товаропроизводителей акциями перерабатывающих предприятий, и усилить интеграцию и кооперацию. В птицеводстве необходимы объединения холдингового типа, включающие птицефабрики, предприятия, выращивающие фуражное зерно, комбикормовые заводы, предприятия, перерабатывающие мясо птицы и яйца, сеть магазинов и предприятий общественного питания.
В системе обеспечения продовольственной безопасности страны велика роль сахара, удовлетворяющего в основном потребности населения в углеводах. В этом сегменте продовольственной безопасности достаточно сложное положение. На первый взгляд проблемы с обеспечением сахаром населения страны нет, а при более глубоком рассмотрении оказывается, что население потребляет в основном импортный сахар.
В рамках СССР за счет Украины и России население Союза было обеспечено сахаром собственного производства из сахарной свеклы (8,9 млн т в 1965 г. -по 47 кг на душу населения при нормативе 40). Еще в 1990 г., до распада СССР, из сахарной свеклы было получено 8,7 млн т сахара. С распадом Союза свеклосахарному производству был нанесен существенный урон вследствие ценового диспаритета, потери сельхозтоваропроизводителями оборотных средств и снижения спроса на конечную продукцию.
Разрыв интеграционных связей привел на Украине к снижению посевных площадей на 40%. В сочетании с уменьшением урожайности это привело там к падению объемов производства сахара с 6,7 млн т (1990 г.) до 1,8 млн т в 2000 г. В России снижение производства за соответствующий период составило 1 млн т (с 2,6 до 1,6 млн т). При общем потреблении сахара Россией и Украиной в размере до 7 млн т в год этот рынок прочно занимают сахарные трейдеры, поставляющие сахар-сырец из южных стран.
За 1998-2002 гг. доля импорта сахара в структуре его потребления в России достигла 70%. Это означает практически отсутствие стабильной базы для собственного производства сахара из сахарной свеклы. По сути, это полная зависимость рынка сахара России от импорта сахара-сырца, т.е. работает толлинговая система, когда импортеры поставляют на сахароперерабатывающие заводы на давальческих началах сахар-сырец и забирают готовую продукцию в виде белого сахара. Такая схема приносит значительную рентабельность поставщикам сахара-сырца, себестоимость которого значительно ниже по сравнению с себестоимостью сахара, полученного из сахарной свеклы.
Решение проблемы повышения обеспеченности России сахаром возможно путем углубления интеграции с Украиной, производившей до 1990 г. две трети потребляемого сахара в России. Речь идет о формировании межгосударственного вертикально-интегрированного холдинга1, занимающегося производством, переработкой и реализацией свекловичного сахара.
Формирование межгосударственного вертикально-интегрированного продовольственного холдинга направлено на:
обеспечение продовольственной безопасности стран-интеграторов путем создания общего интегрированного экономического пространства со скоординированной производственной инфраструктурой;
формирование согласованной политики в области производства и реализации конечной продукции, разработку и внедрение новейших научных достижений в производство;
приоритетность межгосударственной торговли продукцией стран СНГ;
таможенную защиту, квотирование импорта и поддержку экспорта, оказывающих влияние на объемы отечественного производства.
Использование преимуществ экономической интеграции особенно актуально для стран СНГ в настоящее время, поскольку это позволяет более успешно преодолеть последствия переживаемого экономического кризиса и обеспечить переход к экономическому росту. О необходимости активного использования данного резерва свидетельствует и ущерб, причиненный экономике распадом СССР. Между тем экономическое интеграционное сотрудничество стран СНГ во многих сферах, включая продовольственную, до сих пор остается крупным, но малоосвоенным резервом их экономического роста.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.