logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики

Проблема разработки концептуальных основ системы безопасности реаль­ного сектора как элемента социально-экономического переориентирования (целеориентирования) важнейших макроэкономических и финансовых про­цессов представляется достаточно сложной и многогранной, так как процесс проходит, во-первых, в условиях значительной неопределенности и, во-вто­рых, является методологически и программно слабообеспеченным.

Целевая функция обеспечения экономической безопасности реального сектора иерархична и имеет следующие уровни:

Механизм эффективной реализации концепций безопасного и устойчивого развития предусматривает некоторые общие для всех сфер реального сектора составляющие: систему государственной поддержки стратегически ориенти­рованных отраслей; разнообразные формы и источники непрямого стимули­рования; максимальное стимулирование инновационно-инвестиционного потенциала.

Применяемая политика при всем многообразии должна быть органичной составной частью государственной стратегии, а эффект успешной реализации любой программы и стратегии состоит в выполнении формальных правил оперирования экономическими индексами и нормативами - граничными зна­чениями экономического развития и роста с учетом обеспечения устойчивос­ти и безопасности.

Обеспечение национальной безопасности в сфере экономики представляет собой сложный в композиционном плане процесс, реализация которого свя­зана с необходимостью использования различных механизмов и инструмен­тов контроля и регулирования в зависимости от целей, достигаемых в каждом конкретном случае. Использование этих механизмов ориентировано на реше­ние таких задач, как:

аналитическая ретрооценка сложившейся ситуации, которая может быть отнесена к угрожающей безопасности страны в сфере экономики;

оперативное выявление текущих негативных процессов;

Практика показывает, что преобладают два первых подхода к решению проблем обеспечения экономической безопасности, а что касается двух по­следних, то они находятся на начальных стадиях разработки научно-методи­ческого и аналитического обеспечения.

Реформируемая экономика страны продолжает развиваться, переходя из одной стадии в другую. Естественно, каждому этапу развития присущи спе­цифические особенности возникающих угроз этому процессу, которые долж­ны отслеживаться и нейтрализоваться. На первых этапах решения проблем обеспечения экономической безопасности угрозы выявлялись на основе офи­циальных статистических данных и эмпирических экспертных оценок. В на­стоящих условиях этого уже недостаточно в связи с усложнением выявления и предупреждения угроз безопасности, учитывая их многофакторность и вза­имообусловленность. Возникла необходимость создания эффективных средств инструментального анализа критических финансово-экономических ситуаций, обеспечивающих предсказуемость возможных ущербов. В частнос­ти, появилась проблема научного предвидения возможных угроз безопаснос­ти как социального моделирования по принципу «что, если».

Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической безопасности производства должно бази­роваться на следующих принципах:

Угроза вообще, а не только экономическая называется так потому, что она либо разрушает объект, либо наносит ему более или менее значительный ущерб. Сложности возникают, когда делается попытка определить уровень ущерба, позволяющий говорить об угрозе экономической безопасности. В норме экономические угрозы - обратная сторона экономического выигрыша и обычное условие деятельности в рыночной конкурентной среде.

Угрозы экономическому развитию порождаются неравновесным (неус­тойчивым) состоянием рынка и являются результатом критически деформи­рующих отклонений в развитии отдельных сегментов экономики и институтов рынка. Их влияние на потенциал и обострение угроз различно, что принци­пиально важно.

Рынку объективно присуще состояние неустойчивости, неравновесности в связи с тем, что суть рыночных отношений связана с колебательно-резонанс­ными взаимодействиями его фундаментальных элементов - цен, спроса и предложения. Рынок практически постоянно находится в неустойчивом со­стоянии, однако эту неустойчивость нельзя трактовать как отрицание понятия устойчивости.

Под устойчивостью рынка понимается его способность приходить более или менее быстро в состояние равновесия после его нарушения под влиянием внешних или внутренних причин, воздействующих на развитие экономики. В странах с развитой рыночной экономикой и тем более в странах с экономи­кой переходного типа постоянно наблюдаются ситуации, когда конъюнктура на каком-либо секторе рынка резко и непредвиденно изменяется. Эти изме­нения не всегда достигают катастрофических масштабов, но в то же время ча­сто появляются сообщения о панике, об обвалах на какой-либо из мировых бирж, сегментах рынка, что свидетельствует о периодах глобальной кризис­ной неустойчивости рынка и появлении опасностей.

Понятие «опасность» в современной экономике приобретает новые черты, и поэтому насущное требование сложившейся не только в России, но и в ми­ре ситуации - использование новых технологий выявления и предотвращения опасностей, трансформирующихся в угрозы, а также факторов, влияющих на экономическую безопасность и обеспечение устойчивости. Очевидно, что ус­транение и нейтрализация опасностей различного типа для национальных ин­тересов посредством создания условий реализации динамичного производст­венного процесса служат определяющим фактором обеспечения целостности и развития реального сектора экономики как сложной воспроизводственной системы (рис. 8.2).

Учитывая специфические особенности проявления и симптомы кризисных ситуаций, можно реализовать концептуальную схему анализа кризисного цик­ла, в рамках которого возможно возникновение угроз безопасности (разной степени остроты) развитию производства. Данная схема может включать ряд этапов анализа развития ситуации, а также набор экспертных точек зрения на оценку прогнозируемых и реальных процессов. Ниже предлагается общая схе­ма анализа кризисного цикла в отраслях реального сектора (рис. 8.3).

Отраслевые аспекты обеспечения государственных интересов в рамках предотвращения угроз развитию экономики при реализации структурной политики связаны, во-первых, с уровнем конкурентоспособности отдельных отраслей и востребованностью их продукции на рынке, во-вторых, с технико-технологическим уровнем состояния отрасли, в-третьих, с наличием потен­циала развития (уровнем ресурсного обеспечения, инвестиционной привле­кательностью отрасли).

Потребность в постановке проблемы экономической безопасности опреде­ляется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструк­тивных факторов (угроз) по отношению к реальному сектору и как следствие -

Рис. 8.3. Анализ кризисного цикла

ко всей экономике (рис. 8.4). К внешним деструктивным факторам можно от­нести, например, экономическую и политическую нестабильность, несовер­шенство законодательства, диверсионную деятельность непорядочных фирм, динамическую подвижность рынка ценных бумаг, отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др. К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления «сбойных ситуаций», можно отнести ограниченные возможности по страхованию рисков, отсутствие четких технологий взаимодействия про­фессиональных участников рынка, пока имеющую место институциональную незавершенность рыночной экономики, сложную систему взаимосвязей в ре­альном и финансовом секторах, каждый из которых может стать очагом кри­зисных ситуаций, и т.п.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди ос­новных причин их возникновения, по нашему мнению, следует выделить:

Концептуальное разделение угроз экономической безопасности на внут­ренние и внешние обосновывается (используется) в большинстве исследова­ний и публикаций по проблемам экономической безопасности. Однако, учи­тывая сложность проявления и форм воздействия различных угроз на реаль­ный сектор экономики, считаем необходимым детализировать классификацию угроз безопасности, разделив угрозы (на аналитическом уровне) на прямые и опосредованные (табл. 8.2). Необходимость такого подхода к анализу угроз

Таблица 8.2