Глава 38
МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
38.1. Систематизация пороговых уровней дифференциации регионов
В 1990-е гг. кризисные деструктивные процессы затронули все сферы жизнедеятельности людей практически во всех регионах страны. Произошел больший или меньший спад экономики регионов, обострилась социальная напряженность, существенно повысилась степень криминализации общества, снизился уровень стратегической конкурентоспособности отечественной экономики. Кризисные процессы имеют определенные пределы (пороговые характеристики), превышение которых влечет за собой возникновение реальных угроз экономической безопасности отдельных регионов и России в целом.
Воздействие на экономическую безопасность страны оказывают такие процессы, как разрушение производственного потенциала, обусловленное глубоким и устойчивым спадом промышленного производства, рост безработицы экономически активного населения, снижение уровня жизни населения и усиление его имущественной дифференциации, усиление бюджетно-финансовой неустойчивости экономики регионов и России в целом.
Важнейшая особенность региональных угроз экономической безопасности -территориальная дифференциация их пороговых состояний. При этом дифференциация пороговых характеристик по субъектам Федерации определяется набором ряда факторов, воздействие которых различается по территории страны.
В числе важнейших факторов, обусловливающих территориальную дифференциацию пороговых характеристик отдельных кризисных процессов, выделяются следующие:
1. Дифференциация субъектов Федерации по общему уровню их экономического развития. Данный фактор является базовым при оценке развития кризисных процессов в различных областях экономики и социальной сферы по регионам России. В то же время огромное самостоятельное значение в сфере обеспечения экономической безопасности России имеет недопущение чрезмерного разрыва в уровнях экономического развития субъектов Федерации.Чем выше сравнительный уровень экономического развития того или иного региона, тем при прочих равных условиях больше возможностей преодолеть возникшую кризисную ситуацию на данной территории за счет имеющихся внутренних резервов и источников.
В долгосрочном аспекте более высокий уровень развития конкретного региона позволяет наиболее системно и комплексно использовать благоприятные факторы регионального развития для преодоления кризиса и обеспечения устойчивости экономического роста без увеличения дотационности территориального бюджета и федеральной финансовой помощи в целом.
2. Различия в динамике изменения интенсивности деструктивных социальноэкономических процессов по регионам России. Этот фактор отражает сравни- тельную скорость нарастания негативных тенденций в экономике и социальной сфере субъектов Федерации, и таким образом его действие характеризует степень дестабилизации социально-экономического положения конкретной территории. Практика показывает, что именно неблагоприятная динамика отдельных кризисных процессов (например, резкое снижение реальных доходов населения или остановка ряда профильных крупных предприятий в регионе, обусловливающая значительный рост безработицы) может резко обострить ситуацию в данном регионе, усилить угрозы экономической безопасности страны.
Более высокая скорость кризисных процессов в том или ином регионе создает дополнительный эффект их деструктивного влияния на региональную экономику. Неизбежно расширяется диапазон возможностей неблагоприятного развития социально-экономической ситуации в регионе. А это влечет за собой необходимость оперативного вмешательства федерального центра для стабилизации положения в регионе и предотвращения роста угроз экономической безопасности. Возможности же эффективного антикризисного регулирования социально-экономических процессов ограничены размерами финансовых ресурсов федерального центра и регионов, а также неурегулированностью системы взаимоотношений федеральных и региональных органов власти.
Характер сочетания в том или ином регионе различных кризисных процессов в экономике и социальной сфере с учетом эффекта мультипликатора. Сочетание воздействия на социально-экономическое положение региона различных деструктивных факторов и возникающий при этом мультипликативный эффект стимулируют нарастание угроз экономической безопасности данного региона и страны в целом даже при относительно низкой интенсивности воздействия каждого отдельного фактора. Чем больше деструктивных процессов развивается на территории региона и чем выше интенсивность воздействия каждого из них, тем выше при прочих равных условиях степень угрозы экономической безопасности России и ее регионов.
Территориальная дифференциация возможностей диверсификации хозяйственной деятельности. Возможности диверсификации хозяйственной деятельности в регионах России в существенной мере определяются достигнутым в предшествующий период уровнем комплексности их отраслевой структуры, а также наличием благоприятных предпосылок и условий структурной перестройки экономики в соответствии с рыночными принципами хозяйствования. Более высокая степень диверсификации хозяйственной деятельности в регионе, являясь важной предпосылкой дальнейшего повышения уровня комплексности хозяйства, ограничивает развитие отдельных деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что в целом снижает уровень угроз экономической безопасности.
Сложившаяся система экономических взаимоотношений (в том числе бюджетно-финансовых) между федеральным центром и субъектами Федерации, характер распределения прав и ответственности между ними по регулированию социально-экономических процессов на территории. В данном случае следует исходить из того, что чем в большей мере механизмы принятия на местах решений по нормализации социально-экономической ситуации в конкретных регионах подкреплены адекватным уровнем прав и полномочий органов власти субъектов Федерации и соответствующим объемом финансовых ресурсов, тем больше возможностей своевременного предотвращения развития дестабилизирующих процессов и, следовательно, при прочих равных условиях ниже степень угроз экономической безопасности.
Политическая ориентация и отношение к проводимым реформам органов власти субъектов Федерации и большей части населения регионов. Возможны два варианта воздействия указанного фактора на социально-экономическую ситуацию в регионе.
Первый вариант предполагает ориентацию региональных властей и большинства местного населения при решении внутренних социально-экономических проблем на выбивание у федерального центра экономических льгот или прямой финансовой поддержки низкорентабельных секторов экономики, что порождает закрепление иждивенческих настроений в регионе и неспособность самостоятельного проведения экономических преобразований.
Второй вариант, противоположный первому, связан с ориентацией местных властей и активной части населения на решении неотложных региональных проблем преимущественно путем мобилизации внутренних, в том числе институциональных, факторов стабилизации социально-экономического положения путем использования новых, рыночных механизмов активизации хозяйственной деятельности в регионе.
Реализация данного варианта позволяет значительно расширить возможности нейтрализации деструктивных последствий кризисных процессов в экономике и социальной сфере региона, тем самым повысить пороговые характеристики данных процессов и ослабить возникающие угрозы экономической безопасности.
Наряду с вышеуказанными основными факторами территориальной дифференциации пороговых уровней интенсивности воздействия различных кризисных процессов на социально-экономическое положение субъектов Федерации влияют и другие факторы. В их числе, например, транспортно-географическое положение того или иного региона, его природно-климатические условия, особенности демографической ситуации, национальная специфика жизнедеятельности местного населения, текущая экологическая обстановка и т.д. Учитывая глубокие различия регионов России по уровню их экономического и социального развития, структуре их экономики, текущему экономическому, а также финансовому положению, социально-демографической и экологической ситуации, характеру их взаимоотношений с федеральным центром, можно сделать вывод, что пороговые характеристики основных кризисных процессов в регионах носят в значительной мере индивидуализированный характер.
В формировании методов и механизма нейтрализации угроз экономической безопасности необходимо широко использовать зарубежный опыт. Нейтрализация кризисных ситуаций за рубежом, как правило, происходит за счет централизованной помощи так называемым кризисным районам, оказываемой по специально применяемым критериям и индикаторам. Отбор наиболее нуждающихся регионов осуществляется на базе четырех групп индикаторов.
I группа характеризует уровень жизни населения.
II группа определяет уровень занятости и безработицы. В качестве дополнительных характеристик при выборе методов государственного вмешательства используют показатели миграции и плотности населения в кризисныхрегионах.
группа отражает привлекательность регионов для предпринимательства, при этом обращается внимание на такие экономические методы и рычаги воздействия на ситуацию в регионах, как стоимость кредита, уровень развития транспортной системы, наличие объектов финансовой и информационной инфраструктуры, размер дефицита высококвалифицированных специалистов, доступ к основным рынкам сбыта.
группа характеризует состояние окружающей среды. В зависимости от вида экономического кризиса, чрезмерных нагрузок на природную среду выбирается прямой или косвенный метод государственного воздействия на ситуацию в регионе (централизованные инвестиции, финансирование объектов, дотации, налоговые льготы и т.п.).
Упор в основном делается на помощь кризисным районам. При этом масштабы и методы государственного воздействия на уровень их развития зависят от строгофиксированных критериев и индикаторов, пороговое значение которых указывает на необходимость оперативного вмешательства государства. Инициативу о признании района кризисным, как правило, проявляют местные органы и население.
Опыт зарубежных стран показывает, что территории, на которые распространяются методы государственного регулирования, составляют примерно 10-20% общей территории государств, а численность проживающего там населения колеблется от 10 до 25%. В последние десятилетия в ряде государств выделяют также микрорайоны для повышения эффективности и уточнения адресности оказываемой помощи. Как правило, объектами воздействия активной государственной региональной политики являются: регионы национальных и межэтнических конфликтов (включая религиозные); слаборазвитые районы; районы с чрезмерной концентрацией производства и населения; регионы с экстремальными природными условиями, а также депрессивные районы.
В ряде благополучных стран на развитие регионов с национальными и межэтническими конфликтами направляют до половины всех финансовых средств, используемых для нейтрализации кризисных ситуаций в различных точках (например, в Великобритании).
В слаборазвитых районах, преимущественно аграрных, всячески содействуют диверсификации производства с целью повышения уровня занятости населения и прекращения активной миграции в другие районы страны.
Основные экономические рычаги нейтрализации конфликтных ситуаций в регионах - бюджеты всех уровней и налоги, за счет которых осуществляется поддержка развития, например транспортной и бытовой инфраструктуры. Используется механизм дотаций для покрытия дефицита местных бюджетов (Франция, Великобритания) или субвенций (США, Италия, Германия, Япония, Швейцария) для финансирования программ или проектов, осуществляемых по инициативе регионов с одобрения центрального правительства.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.