1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
При существующем законодательстве, не имеющем четких критериев правовой защиты национальных интересов, часто бывает трудно квалифицировать нарушение безопасности государства (особенно это касается экономической сферы) как факт или последствие конкретных преступных деяний. Поэтому в управлении народным хозяйством совершались и совершаются такого рода действия, которые имеют куда более значимые негативные последствия для экономики, ее безопасности, а также для дальнейшего углубления ее криминогенное™, чем тривиальные экономические преступления.
Именно эти действия явились хорошо подготовленной почвой для расцвета самых острых проявлений существующих нарушений экономических интересов российской государственности. Была задумана и десятилетней «активной борьбой за стабилизацию финансовой системы» реализована задача введения экономики России в перманентно стагнирующее состояние, в принципе исключающее возможность какого-либо длительного и существенного экономического подъема1.
1 Этот вывод тщательно и в достаточной мере научно обоснован в монографии «Экономическая безопасность России». Кн. 3. М., 2000. С. 50-68.
анализировать угрозы и предвидеть следствия новых вызовов, т.е. факторы опасности по всем составляющим внутренней и внешней политики;
разрабатывать направления обеспечения безопасности, т.е. критерий безопасности должен стать основным при разработке стратегии развития государства и при формировании внутренней и внешней политики;
создавать механизмы предотвращения или амортизации возможной опасности, а в случае факта или неизбежности нанесения вреда - применять меры, компенсирующие ущерб путем прежде всего восстановления и усиления прямого или косвенного государственного управления безопасностью на этом направлении.
Однако, даже если будет дана ясная картина прошлых и возможных в будущем источников формирования точек социально-экономического и политического напряжения, без существенной перестройки системы управления осуществить прорыв в организации безопасности государства невозможно. При этом необходимо кардинально изменить сущность механизма управления системой безопасности общества: перейти при его разработке от национальной безопасности, основанной сугубо на противодействии системе существующих угроз (т.е. фактически рассчитанной на меры реанимационного характера), к созданию системы абсолютной национальной безопасности, основанной на разработке мер, активно воздействующих на комплекс стратегических вызовов и предотвращающих их перерастание в систему неконтролируемых угроз. Создать такую систему защищенности общества можно, исходя из понимания безопасности как исторически определенной системы сбалансированных отношений, складывающихся между людьми в рамках данного социума, по поводу их жизнестойкости (ресурсной возможности выживать и адекватно отвечать на комплекс угроз и перспективных вызовов). Однако механизм безопасности общества не ограничивается характеристикой взаимосвязи (единства) и взаимоотрицания (борьбы) сторон жизнестойкости (жизнеобеспеченности и жизнедеятельности). Это потенциал безопасности.
Механизм включает также два условия: социально-политическую консолидацию общества и эффективность государственного управления. Только процесс рационального взаимодействия этих аспектов1, т.е. их синтез, формирует уровень безопасности нового качества, что в итоге обеспечивает общий ци-вилизационный прирост.
Текущую управленческую работу по обеспечению безопасности государства, как представляется, можно вести по четырем взаимосвязанным направлениям.
Первое - полная экспертиза всех законов, нормативных актов, постановлений, управленческих решений в их взаимосвязи для выяснения их взаимосоответствия и направленности на укрепление безопасности общества.
Второе - организация борьбы с существующими видами угроз безопасности, которую нельзя сводить только к реальным нарушениям существующего законодательства, норм, правил, пороговых значений показателей, характеризующих опасность. Это направление обязательно должно включать работу по устранению условий и обстоятельств, стимулирующих дальнейшее развитие этих опасностей, созданных, как правило, прежними ошибками политического и хозяйственного управления.
Третье - организация работы всех структур управления по укреплению экономического потенциала, т.е наращивание жизнеобеспечения. В это направление входит также работа по отслеживанию положительных тенденций в обеспечении безопасности общества, выявлению источников, факторов развития этих тенденций, условий их проявления, возможностей распространения.
Четвертое - обеспечение жизнедеятельности страны в целом, т.е. создание возможности будущего развития народнохозяйственного комплекса. Это исходная безопасность перспективного развития, включающая прежде всего безопасность осуществления проектов, что предполагает достоверную оценку эффективности, определение реальных возможностей концентрации сил и резервов на осуществлении каждого проекта, всесторонний ситуационный анализ проблем, связанный с ним прогноз изменений в положении страны, изменения уровня ее безопасности в связи с реализацией проекта, разработку рациональной схемы управления каждым проектом.
Таким образом, все четыре направления обеспечения безопасности государства обязательно предполагают анализ условий и обстоятельств возникновения и фактов проявления новых угроз и нарушения национальных интересов в различных сферах жизнедеятельности общества, разработку прогноза негативных для безопасности последствий социально-экономического трансформирования общества.
1 Для понимания этого положения можно привести следующую аналогию. Каждый автомобиль обладает определенным набором конструктивных характеристик, которые свидетельствуют о его классе (о его возможностях, т.е. потенциале). Степень реализации этого потенциала зависит от двух условий: мастерства водителя и качества дороги, которые могут либо способствовать полной реализации потенциала автомобиля, либо препятствовать ей. 2 Здесь имеются в виду необходимость изменения цели преобразования, иное видение модели организации будущего устройства общества, новые методы решения поставленных задач.
Далее, необходимо иметь научное обоснование различий в методах, способах, приемах управления, учитывающее иерархию целей, специфику функций и особенности содержания государственных политик по обеспечению текущей безопасности и решению стратегических задач защиты национальных интересов.
Создание системы управления социумом любого уровня предполагает первоочередную необходимость изучения интересов объекта управления, определение их специфики, возможности их трансформации в новое качество. При создании системы управления безопасностью это правило должно быть основным, поскольку безопасность и представляет собой состояние сбалансированности интересов социума.
Именно поэтому самая общая цель социально-экономической структуры любого уровня - защита и реализация собственных интересов в формировании жизнестойкости. В связи с этим основной общественной целью предстоящих изменений в России, создающей предпосылки решения всех остальных задач строительства системы безопасности общества, должно прежде всего стать достижение стабильного, устойчивого экономического положения, обеспечивающего неуклонное возрастание экономического потенциала страны, включая перманентное технико-организационное обновление производства, что позволит повысить возможность расширения сферы реализации ее национальных интересов (также и в социально-трудовой сфере) путем эффективного (с точки зрения обеспечения безопасности общества) размещения и использования освоенных народнохозяйственных ресурсов для предотвращения угроз, решения актуальных вопросов и накопления стратегического потенциала на случай обострения проблемы безопасности общества.
Повышение действенности общих социально-экономических преобразований, реалистичности и актуальности управленческих решений, ответственности государственных органов и их руководителей за их действия или бездействие в осуществлении необходимых мероприятий требует исследования методов и разработки механизма оценки эффективности деятельности государственных органов, а также выработки соответствующих форм законодательного, общественного и ведомственного контроля и мер персональной ответственности за исполнение принятых решений. Это предполагает выбор критерия, который должен соответствовать цели, что позволит отбирать из многообразия возможных вариантов управленческих действий адекватные решения, совокупность которых формирует внутреннюю и внешнюю политику страны на перспективу.
В качестве общего критерия эффективности управления выступает обеспечение безопасности в самом широком смысле этого понятия, т.е. способность руководства своей управленческой деятельностью предотвращать вред или ущерб текущим интересам и интересам будущего развития управляемого объекта.
1 Абалкин Л. И. Вызовы нового века. М., 2001. С. 171.
Для того чтобы создать высокоорганизованную систему управления, прежде всего необходимо определить, что же нужно защищать, какие национальные интересы, какую систему ценностей. Далее следует понять, куда же должна идти страна (т.е. выработать перспективную модель существования российского общества, жизнедеятельность которого осуществляется в режиме всесторонней защищенности национальных интересов). Затем определить основные направления перехода из существующего состояния к прогнозному (т.е. сформулировать содержание государственной внутренней и внешней политики по формированию эффективной системы обеспечения безопасности общества). И наконец, выработать организационную форму управления социально-экономическим развитием страны, адекватно отвечающую поставленным задачам (обеспечения безопасности общества). «Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных сферах экономики: в отраслях материального производства; в научно-технической, социальной и внешнеэкономической сферах; в регионах»2.
Результатом выявления приоритетов развития и создания программ их реализации должны стать разработанные на их основе научно обоснованные ориентиры текущего и перспективного развития основных сфер бытия общества исходя из целевой функции государственного управления - наращивания жизнестойкости страны, обеспечивающей ее полную и всестороннюю безопасность.
1 Сеннагов В.К. Сущность экономической безопасности и ее стратегическое обеспечение. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Фин-статинформ, 1998. С. 15. 2 Там же. С. 21.
Важнейшие интересы общества связаны как с проблемой нормализации условий его существования, так и с необходимостью в перспективе укрепления геополитического и геоэкономического положения страны, всех аспектов государственности, достижения социальной гармонии. Для выявления достаточного состава и содержания интересов общества и выбора общественно целесообразного направления их комплексной реализации необходимо выработать прогнозную модель существования общества, в качестве которой можно предложить следующее описание перспективного состояния российского общества и российской государственности.
Общественно-политическое устройство страны основывается на принципах федерализма, обеспечивает эффективное централизованное управление, политическую стабильность общества и целостность государства, укрепление форм народовластия, самоорганизацию и самоуправление регионов и территорий, политические права, экономическую свободу личности, возможности ее развития. Сформирована государственная система защиты национально-государственных интересов России, включая обеспечение государственной, общественной и личной безопасности. Экономический потенциал государства позволяет обеспечить необходимый уровень благосостояния, здоровья населения, характерный для развитых стран, защиты окружающей среды. Оборонный комплекс располагает необходимым (для адекватных соответствующим обстоятельствам ответных действий) военно-техническим потенциалом, достаточной численностью профессионально подготовленных кадров, возможностью постоянного совершенствования технико-организационного и профессионального уровня армии, вспомогательных частей и запасного контингента, высокой степенью сопряженности и согласования действий с армиями союзников. Уровни культуры, образования и профессионализма населения - одни из самых высоких в мире и достаточны для формирования социального потенциала будущего, обеспечивающего устойчивое, динамичное, самобытное социально-экономическое развитие общества. В сфере труда сформирована система оптимистичных отношений, опирающихся, во-первых, на традиционные национальные трудовые ценности, во-вторых, на развитую систему малого предпринимательства, поощрение творческой и экономической активности населения, в-третьих, на реализацию прав и взаимную ответственность собственников (включая государство) и наемных работников; развиваются формы участия трудящихся в управлении производством. Осуществляется государственный контроль за социальными последствиями внедрения достижений НТР, поощряется инвестиционная деятельность, направленная на внедрение социально приемлемых достижений науки и техники, на создание рабочих мест в высокотехнологичных отраслях и на предприятиях, что даст возможность повысить эффективность труда, обогатить его содержание, улучшить условия.
Видение перспективы позволяет приступить к отбору и формулировке интересов общества, реализация которых способствует развитию страны в социально привлекательном и экономически эффективном направлении. Интересы общества можно разделить на идентификационные (целезадающие) и обеспечивающие.
Как итог исторического развития совокупности различных национальных общностей в рамках географически определенной территории сформировался ряд ценностей, которые позволяют идентифицировать сложившееся государственное образование как Россию, народ, ее населяющий, как граждан России, любую социальную общность рассматривать как составную часть российского общества. Прогрессивное развитие этих характеристик определяет главное направление реализации основных национальных интересов России.
В этом ряду прежде всего следует рассмотреть категорию «нация» (как объект демографии). Основная цель развития общества в рассматриваемом аспекте формирует общественный интерес1, заключающийся в объективной необходимости выживания и развития каждого народа.
Для создания возможности государственного управления этими процессами разрабатываются нормативные пороги характеристик (как требования), определяющие улучшение жизни каждого народа и повышение его воспроизводственного и созидательного потенциала. Из них выбираются ключевые, предопределяющие развитие других характеристик, а следовательно, и всего комплекса. Эти характеристики можно рассматривать как систему требований, которые предъявляются к развитию здравоохранения, образования, культуры, к профессионализму, окружающей среде, потреблению, доступу к правдивой информации, а также к другим сферам бытия общества (поскольку все они имеют непосредственное отношение к задаче развития нации). По каждой проблеме разрабатывается программа, содержащая мероприятия органов управления по ее решению.
Важнейший показатель развития страны - человек (как самоцель исторического процесса). Сейчас не только каждый русский не может обойтись без России, но и Россия ждет помощи от каждого из нас. Хотя признание необходимости активной позитивной деятельности всего населения в политической и социально-экономической трансформации общества является общим местом в декларациях всех политических сил современного российского общества, в реальности, однако, этот процесс в вялотекущей форме протекает вне осознанного интереса и практического участия народа.
Объективный общественный интерес к этой проблеме состоит в том, чтобы развитие личности обеспечило проявление созидательной индивидуальности и работоспособности, было достаточным для полного и качественного выполнения родительских и других семейных функций, обязательств перед Родиной, способствовало социальной, национальной, политической терпимости, гражданской честности, развитию мужества, создавало должную социальную мобильность и производственную конкурентоспособность (т.е. адаптированный к современным условиям традиционный образ лучшего представителя российского общества: работник - творец, родитель - воспитатель, гражданин - патриот).
Далее предстоит включение данного общественного интереса в систему управления безопасностью общества по схеме: разработка характеристик - выявление ключевых из них на основе их предельных значений, разработка системы требований - формирование системы мероприятий по их выполнению, распределение ведомств и организаций для их реализации.
1 Конечно, государственное управление не всегда опирается на объективные цели развития каждого конкретного общества. Все страны знали моменты, когда эрзац-цели подменяли объективно существующие, общество меняло направление и динамику своего развития, формировалась новая система интересов. Оценить общецивилизационную прогрессивность новой траектории трансформации общества возможно только по результатам реализации генеральных, общенациональных интересов: или прогресс, процветание, сопровождаемые углублением, расширением положительных свойств оцениваемых явлений, или регресс, деградация, означающие потерю лучших свойств явления. «Именно по умению правильно осознать и четко выразить общие национальные интересы государственная мудрость отличима от политического авантюризма» (см.: Кривохижа В.И. Россия в новом мире: время решений. С. 129).
(земля как объект деятельности), приросте земель как природоохранных объектов (земля как объект природы). Требования к окружающей среде - прежде всего требования к социуму, обитающему в ней. Необходимо любить, ценить землю, уметь на ней жить, возделывать ее и пользоваться ею. Нужно знать, сколько людей на ней будет жить, трудиться, сколько и каких продуктов с нее надо получить, как ее удобрять, защищать (вспомним послевоенные планы защиты природы) и др.
Рассматриваются и другие основные сферы и объекты жизни общества: леса, водный и воздушный бассейны, недра. В числе основных сфер жизни общества, характеризующих прогрессивность развития России, - поселения людей (мегаполисы, города, крупные поселки, деревни, хутора), а также культура, менталитет народа, физическая, нравственная, интеллектуальная подготовка.
В настоящее время Россия испытывает исторически важный перелом развития, характеризуемый сменой лидера в системе движущих интересов общества. Реализация этих интересов на протяжении всей истории страны обеспечивала самодостаточность ее развития и самобытность в формировании характера и содержания остальных сфер жизни общества.
Сейчас движущие интересы практически исчерпали собственный воспроизводственный потенциал, и во все большей мере их реализация зависит от правильного понимания и успешной реализации частных интересов развития таких сфер, как наука, научно-технический прогресс, образование, здравоохранение, социальная инфраструктура, трудовой и производственный потенциалы, технологии, производственная и транспортная инфраструктуры, энергетический, строительный и агропромышленный комплексы, оборона и оборонный комплекс, правоохранительный комплекс, государственная безопасность, связь, торговля, ресурсы, финансы, управление.
Приведенный перечень основных сфер, формирующих потенциал безопасности общества, показывает не только всеобщую взаимосвязь, но, главное, то, что каждая без исключения составляющая этой схемы одновременно воздействует на состояние безопасности общества и является объектом его непосредственной защиты1.
Однако возникает вопрос: сохраняется ли в современных условиях приоритетность интересов, необходимость их наиболее полного и первоочередного учета, их общий задающий характер для всей системы интересов, если коренным образом меняются лидеры в системе интересов, обеспечивающих перспективное развитие общества?
1 Даже такой «низменный предмет изучения», как канализация, не только является значимым фактором обеспечения безопасности (непосредственно влияет на безопасность коммунального хозяйства, здравоохранения, охрану природы, оборонный комплекс, пищевую промышленность и др.), но и формирует специфический национальный интерес, выступает во всем мире объектом повышенного внимания и заботы органов управления.
Вместе с тем движущие интересы не утрачивают практического, активного воздействия на жизнь страны. Это происходит благодаря тому, что они в результате рассмотренных модификаций во многом меняют характер, т.е. общественную форму реализации, приобретают мотивационную возможность для прямого, непосредственного воздействия на многие стороны жизни отдельных людей, социальных организаций и всего народа.
Это подтверждает и опыт наиболее развитых стран. Даже США с их недолгой и относительно небогатой историей опираются на собственные ценности и национальные интересы и этим успешно консолидируют общество. В современном мире здоровый консерватизм, национальные традиции и менталь-ность приобретают непосредственную экономическую сущность и самостоятельность. И глобализм - это не политика всеобщей ликвидации национальных качеств и особенностей (как это часто пытаются внушить), а, напротив, попытка одних стран укрепить свои движущие национальные интересы за счет умаления и ликвидации национальных интересов других, более слабых стран, что предполагает в первую очередь недоучет, извращение или полное забвение этими нациями своих определяющих интересов.
На основе перечня приоритетов и программ обеспечения их достижения можно разработать документ «Безопасность России», который будет содержать, с одной стороны, мероприятия текущего характера, с другой - мероприятия, рассчитанные на перспективу, последовательное выполнение которых прямым следствием будет иметь неуклонное наращивание жизнестойкости общества. Мероприятия, признанные государственными как в первой, так и во второй группе, финансируются государством.
Первая группа мероприятий формирует ресурсные возможности, с одной стороны, для защиты от традиционных угроз, а с другой - для поиска необходимых будущих ответов системе перспективных глобальных вызовов. Ранее мы ее определили как жизнестойкость системы безопасности. Выполняются данные мероприятия на основе существующего технико-организационного базиса и обслуживаются в основном развитием системы институциональных отношений.
Вторая группа обеспечивает новое качество защиты от традиционных угроз, а также разрабатывает и внедряет меры, способные в перспективе адекватно и вовремя ответить на комплекс глобальных вызовов и вновь возникших угроз. Эта сторона отвечает сущности понятия «жизнедеятельность». Ее реализация обеспечивается развитием системы производительных сил общества и сопровождается совершенствованием системы производственных отношений.
Таким образом, правильный выбор приоритетов управленческого воздействия по национальной безопасности (мероприятия текущего характера) и безопасности общества, означающих достижение стратегических ориентиров преобразования производительных сил и общественных отношений, обеспечивает постоянную, качественную и непрерывную защищенность национальных интересов России путем создания возможности выживать и адекватно отвечать на комплекс угроз и потенциальных вызовов.
ВЫВОДЫ
Безопасность как отношение между социумом любого уровня и окружающей средой и исторически, и логически первична при формировании конкретной системы социальных и экономических отношений. Важнейший приоритет развития каждого общества - формирование такой государственной организации, которая наиболее полно и всесторонне защищает страну, существующий общественный строй и систему сложившихся общественных отношений, обеспечивает полноту реализации национальных интересов.
Безопасность становится товаром, и спрос на нее растет. Необходимость формирования механизма экономической защищенности какой-либо социально-экономической структуры - критерий ее высокой рыночной развитости.
Понятия «риск» и «опасность» противоположны: опасность создают внешние условия, которые для хозяйствующего субъекта неизбежны, поскольку носят объективный характер, а риск создается нашими действиями, желаниями, т.е. он субъективен.
Безопасность объекта - это защищенность его жизненно важных и законных интересов от внешних и внутренних негативных активностей, обеспечивающая нормальные условия его функционирования и возможность его стабильного развития в будущем.
Безопасность общества не может ограничиваться только потенциалом безопасности, который обеспечивает своевременность, полноту и качество защищенности объекта, а должна включать также два условия: социально-политическую консолидацию общества и эффективное государственное управление.
Безопасность социума - исторически определенная система сбалансированных отношений, складывающихся в его рамках между людьми по поводу их жизнеспособности (ресурсная возможность выживать и адекватно отвечать на комплекс угроз и потенциальных вызовов), т.е. его полная защищенность от любых внешних и внутренних угроз.
Именно диалектика совершенствования отношений безопасности - их бесконечность и непрерывность - постоянно воспроизводит безопасность нового, более высокого уровня, что в конечном счете обеспечивает общий прогресс.
В качестве общего критерия эффективности управления должна выступать оценка результата обеспечения безопасности деятельности управляемого объекта, что в самом широком смысле этого понятия означает способность руководства своей управленческой деятельностью предотвращать вред или ущерб текущим интересам и интересам будущего развития управляемого объекта.
Приоритеты - это безусловные интересы России и ценности национального менталитета, требующие сохранения, воссоздания и формирования во всех сферах жизни общества. Важнейшие интересы общества связаны как с нормализацией условий его текущего существования, так и с необходимостью в перспективе неуклонного укрепления геополитического и геоэкономического положения страны, всех аспектов государственности, достижения социальной гармонии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каким образом безопасность выступает источником развития общества?
В чем заключается диалектика отдельных сторон жизнестойкости общества (социально-трудовая сфера, оборона, экология, информация и т.д.)?
Почему нормальное функционирование рынка (всех его сегментов) -важнейшее условие безопасности хозяйственной деятельности?
В чем заключается логика взаимодействия категорий «эффективность» и «безопасность»?
Что означает переход в управлении безопасностью общества от противодействия системе существующих угроз к мерам, активно воздействующим на комплекс стратегических вызовов?
Рекомендуемая литература
Богданов АЛ. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989.
Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совбезе РФ, 1994.
Кривохижа В.И. Россия в новом мире: время решений. М.: РИСИ, 1997.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие/Институт экономики РАН. М.: Финстатинформ, 2002.
Страхов Л.И. Безопасность общества - социально-трудовой аспект. М.: Институт экономики РАН, 2001.
Экономическая безопасность: Энциклопедия. М.: Издательский дом «Правовое просвещение», 2001.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.