1.3. Безопасность социальных организаций
Логический результат первых социальных взаимодействий - объединение людей в социальные общности. В основе любой из них, как правило, лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Социальная общность, начиная с ее первичной формы - социальной группы, характеризуемая прежде всего кооперацией труда, повышает эффективность индивидуальных действий членов общности, лучше обеспечивает защиту интересов каждого, т.е. путем преодоления угроз, опасностей создает условия выживания индивида (чаще речь идет о социальном выживании, т.е. сохранении и поддержании его социального статуса, а в экстремальных ситуациях и физиологического), что определяет сущность безопасности группы и личности.
Исторически первой формой социальной группы и кооперации труда явился род в первобытном обществе. В нем потребность в безопасности стала социальной и приобрела абсолютный, все подчиняющий задаче ее осуществления характер. Первобытные ожидания людей связаны с надеждами на защиту, устранение угроз (насилие со стороны иноплеменников, болезнь, голод и пр.). В первобытном роду, а затем и в патриархальной семье зародились свойства, характерные для любой социальной общности: это регулирование взаимодействия, включая формирование специфических ценностей, норм, принципов поведения, наличие управляющего центра, определенных форм контроля, системы оценки эффективности этих взаимодействий. Социальная общность стала организованной, что обеспечивало как ее устойчивость, так и мобильность, а также способность эффективно и надежно решать задачи, объединяющие индивидов в эту группу.
Возникновение каждой новой общности людей - это ответная реакция на появление конкретной социальной потребности в новом виде деятельности, новом аспекте освоения культурного наследия, необходимости передачи опыта в какой-то из сфер и пр.
Важнейшее качество деятельности любой социальной организации - ее социальная направленность (включая трудовую, производственную, товарную, рыночную кооперации) - зависит не только от целей (для чего делает), но в значительной мере и от средств достижения этих целей (как делает). Поэтому любая ассоциация объединяет тех, для кого способы совместных действий столь же приоритетны в мотивации их участия в совместном труде, как и сформулированные и принятые цели объединяющей их социальной организации (в том числе наемный труд в любой сфере общественно полезной деятельности), поскольку отвечают внутренним побуждениям, накопленному социальному опыту и личностным оценкам каждого члена этой ассоциации. В каждом из элементов этих оценок присутствует аспект осознания безопасности - личной и совместной.
В настоящее время происходит нарастание изменения характера и содержания хозяйственной жизни общества - рыночные отношения становятся все более определяющими, расширяется сфера охвата ими явлений жизни общества, социальных структур и отдельных людей. Безопасность также становится товаром, и спрос на нее растет. Многое, обостряющее этот спрос, со временем уйдет (прежде всего факты, противоречащие нормам развития цивилизованных обществ, - рэкет, мошенничество, недобросовестная конкуренция, теневая экономика, криминальный бизнес). В настоящее время в связи с отмеченными обстоятельствами наибольшим спросом на рынке безопасности пользуются услуги по обеспечению физической и технической защиты. Однако по мере становления товарного рынка будет снижаться спрос на эти два вида безопасности и будет расти спрос на общую экономическую безопасность, защиту от риска в сугубо коммерческой (предпринимательской) деятельности, на технологии и методики защиты коммерческой тайны, услуги информационной безопасности. Будут также меняться носители функции обеспечения безопасности. Если сейчас, в связи со спецификой спроса, эту функцию в основном осуществляют специальные, внешние по отношению к объекту защиты организации, то в перспективе эта тенденция изменится. Очевидно, что число чисто охранных предприятий и самостоятельных служб безопасности, занятых экономической безопасностью, будет уменьшаться вследствие создания соответствующих структурных подразделений внутри предприятий и организаций.
Отношения безопасности в системе рыночных отношений также подвержены существенным структурным изменениям. Создание внутреннего рынка в России и на территории стран ближнего зарубежья, появление негосударственных хозяйствующих субъектов и установление между ними отношений конкуренции объективно выделяют из отношений общей экономической безопасности проблему экономической безопасности предпринимательской деятельности как важнейшего условия ее эффективного осуществления.
Логика взаимодействия категорий «безопасность» и «эффективность» проста. Известно, что экономическое благополучие и могущество любого предприятия зиждутся на двух опорах: стабильности и перспективе. Прибыль выступает основным условием текущего и перспективного функционирования предприятия, а безопасность - исходным условием, определяющим эффективность этого функционирования. При этом следует понимать, что безопасность предприятия - это сбалансированное состояние его правовых, экономических и производственных отношений, а также материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, которое выражает способность предприятия к текущему стабильному функционированию и перспективному развитию, чем создаются предпосылки дальнейшего повышения эффективности и роста прибыльности, что вызывает необходимость создания системы безопасности более высокого уровня.
Актуальность этого вопроса имеет два аспекта: качественный и количественный. Качественный аспект этой проблемы состоит в том, что она принципиально нова в экономической жизни российского общества. Дело в том, что необходимость экономической защищенности объективно возникает только при трех взаимосвязанных условиях:
всеобщая конкуренция;
неопределенность внешних условий хозяйствования;
• хозяйственный риск (т.е. ситуация, когда получение результата не прогнозная, а вероятностная категория).
При социалистической, т.е. централизованной, планомерно организуемой, системе задача экономической защищенности не ставилась. Тогда предприятие не могло разориться, даже существовала категория планово-убыточных предприятий. А вот в целом для советской экономики, которая являлась элементом мировой экономической системы, проблема экономической безопасности государства существовала, поскольку на том уровне и в той системе экономических отношений названные условия присутствовали. Экономическая защищенность страны отставала от требований времени, поэтому в результате соревнования двух систем получился результат, который мы имеем.
В экономической научной и методической литературе для отдельных фирм и предприятий (впрочем, как и для народного хозяйства и его сегментов) не разработан вопрос индивидуальной оценки степени развитости системы рыночных отношений, т.е. невозможно определить уровень «рыночности» механизма управления и меру соответствия рассматриваемой структуры и ее элементов требованиям рынка. Также не ясна степень безопасности предприятий и фирм, т.е. какой уровень и характер защищенности требуется, какой механизм и какие структуры могут их обеспечить. А эти вопросы тесно связаны между собой.
Представляется, что необходимость формирования механизма экономической защищенности какой-либо структуры - критерий ее вхождения в систему развитых рыночных отношений. Если это верно, то верно и то, что включенность хозяйствующего субъекта в развитую систему рыночных отношений требует адекватной системы экономической защищенности, а также то, что определенный уровень рыночности хозяйствования структуры требует соответствующего уровеня развитости механизма безопасности. Таким образом, ясен общий вывод: рыночная экономика должна иметь соответствующую защиту на всех уровнях хозяйствования.
Количественный аспект проблемы заключается в том, что резко усложнилась вся система предпринимательских отношений. Число хозяйствующих субъектов увеличилось с 45 тыс. до примерно 2,5 млн. Это означает, что при спаде производства в 2 раза число товарных сделок в общем-то резко возросло, увеличилась степень неопределенности хозяйственной жизни. Задача, поставленная Президентом, - увеличение за десять лет объема производства в два раза, а также неуклонное углубление и расширение рыночных отношений и постоянно растущий объем международной торговли, - будет требовать соответствующего роста усилий по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности. Эта потребность с неизбежностью будет увеличиваться.
Можно предположить, что актуальность проблемы обеспечения безопасности хозяйственной деятельности, и прежде всего коммерческой деятельности, в перспективе будет возрастать. Создание и внедрение высокоэффективных систем безопасности станут для экономических объектов объективной потребностью. В современных условиях сохранение предприятия становится для его владельцев и коллективов первоочередной задачей1. Решить ее возможно, только сформировав собственную эффективную систему безопасности. Однако в комплексе эту задачу в настоящее время решают не многие предприятия, в том числе из-за отсутствия научных знаний и соответствующих методических материалов.
Безопасность характеризует системы различного уровня и функционального назначения. Это может быть государство, завод, больница, фермерское хозяйство, дивизия, школа, корабль и т.д. Их различает наличие систем ре-сурсонакопления и ресурсопотребления, а также возможность и особенность собственного целеполагания и управления.
Основное свойство, определяющее безопасность системы, - сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития. Как отмечалось, большинство ученых видит в этом сущность безопасности. Любое взаимодействие (а их множество) нарушает равновесие системы. Когда невозможно восстановить ее сбалансированность в режиме авторегуляции, т.е. если, например, сила ранее действовавшей негативной активности возросла или появилась новая (для которой система еще не выработала противодействия), тогда необходимо управление безопасностью. Наличие среди внешних условий экономической конкуренции, рыночной неопределенности и коммерческого риска, как мы уже говорили, свидетельствует о необходимости создания системы экономической защищенности.
Часто в литературе путают теорию риска с теорией безопасности2. Это происходит из-за отождествления понятий «риск» и «опасность». А это не просто различные понятия - они противоположны: опасность создают внешние условия, которые для хозяйствующего субъекта неизбежны, т.е. они для него носят объективный характер, а риск создается собственными действиями, желаниями, т.е. он субъективен.
Однако в действительности в теориях безопасности и риска нет никакого реального противопоставления. Дело в том, что аспект обеспечения безопасности структур любого уровня и характера деятельности, в том числе и экономической, имеет две содержательные стороны3.
1 Традиционный взгляд на «прибыль» как на основную и всеобщую цель функционирования капиталистической экономики, который и в теории, и в практической деятельности все еще находит приверженцев, на Западе давно ушел в прошлое. Дефолт 1998 г. окончательно показал ошибочность ориентации современных хозяйственных структур на прибыль как критерий эффективности (что выливается в биржевую игру, строительство «финансовых пирамид»). Этот критерий в современных условиях уступает место критерию безопасности капитала, т.е. ограничению необоснованного риска. 2 Как правило, в зарубежной литературе традиционно вопросы экономической безопасности рассматриваются в контексте теории хозяйственного риска (который сводится к коммерческому риску). В отечественной литературе в связи с приоритетностью задачи общего выживания хозяйствующих звеньев (а не только при осуществлении предпринимательской деятельности, всегда связанной с неопределенностью и риском) теория риска изучается самостоятельно в курсе «Безопасность». Возникающие при этом несоответствия методологического и теоретического характера не рассматриваются, что, конечно, не решает проблему. 3 Этот вопрос в общем виде изложен в п. 1.2 этой главы, где даны общие понятия теории безопасности социальных объектов. Поскольку безопасность всеобщна (охватывает все формы существования социальных объектов) и исторична (все формы находятся в развитии), постольку она в основе имеет диалектическое противоречие, разрешение которого в конечном счете является источником прогресса как для каждого объекта ее обеспечения, так и для всего цивилизационного процесса.
Вторая сторона (интенсивная) характеризует дееспособность - поиск новых, более эффективных путей решения традиционных задач, создания новых товаров и технологий, обслуживания новых взаимодействий и новых коммерческих отношений. Эта сторона безопасности - революционная - связана с расходованием ресурсов на поиск новых методов защиты и прироста потенциала безопасности, т.е. с обслуживанием зоны отношений экономического риска.
Для предприятий, занятых сугубо (или предпочтительно) коммерческой деятельностью, приоритетная сторона безопасности - жизнедеятельность, т.е. активизация ресурсов для рискованных операций с надеждой на получение в будущем дополнительного эффекта. Однако эта сторона жестко ограничена другой -жизнеобеспеченностью, возможностью выделить ресурсы не в ущерб общей экономической безопасности. В свою очередь не может быть абсолютизировано накопление ресурсов в неизменных обстоятельствах, т.е. жизнеобеспеченность, которая ограничена необходимостью постоянной организации производства, труда, сбыта, а также развития и углубления всевозможных социально-экономических отношений, сопровождающихся только рисковым потреблением ресурсов в процессе жизнедеятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, жизнеобеспеченность формирует как бы проектный аспект безопасности, связанный с полнотой и реальностью выявленных угроз и складывающихся обстоятельств; жизнедеятельность в свою очередь создает вероятностный образ безопасности, усиливающий или ослабляющий общую жизнеспособность, т.е. общую безопасность хозяйствующих структур. Следовательно, риск, как и обычная деятельность, характеризуется диалектикой безопасности. Поэтому теория хозяйственного риска - составная часть теории безопасности хозяйственной деятельности.
Основные проблемы безопасности отечественного бизнеса заключаются в следующем. Во-первых, рыночная экономика, построенная на конкуренции, -очень динамичная система, а следовательно, и очень рискованная. Во-вторых, российский рынок находится в стадии становления, и поэтому многие механизмы еще просто не отработаны. В-третьих, у нас пока отсутствуют устойчивые нормы права на защиту интересов предпринимателей. В-четвертых, чрезвычайно узка сфера возможного и реального распространения систем безопасности хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям нормально развитых рыночных отношений, действие которых подчинено характеру и содержанию объективных экономических законов1. Речь идет о криминалитете, который не только уводит предприятия из сферы нормального, легального бизнеса, но для большинства нормальных предприятий является мощным фактором, снижающим уровень их безопасности и экономики страны в целом.
1 Дело в том, что, по оценкам, более 40% ВВП обеспечивается деятельностью субъектов хозяйствования, входящих в сферу криминальной экономики, которая функционирует в системе не нормальных экономических отношений, а криминальных законов, определяющих специфику управления и особенности распределения продукции и дохода. Криминалитет формирует собственную, весьма специфичную систему безопасности, как общую, так и для отдельных структурных элементов.
Защищенность охватывает все отношения субъекта хозяйствования в существующих экономических, правовых, социально-трудовых, организационных и экологических условиях по поводу трудовой, производственной, научно-технической и рыночной кооперации, а также распределения и потребления финансовых, материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов для жизнеобеспечения и жизнедеятельности с целью повышения жизнестойкости объекта. Безопасность объективна. Если социальная структура функционирует, значит, в ней осознано обеспечение безопасности.
В условиях рыночных отношений обеспечение экономической безопасности негосударственного предприятия - это своевременное выявление и нейтрализация угроз его экономическому благополучию. Безопасность предприятия зависит от разных обстоятельств. В частности, ущерб интересам предпринимателя может быть нанесен в результате недобросовестных действий конкурентов, невыполнения партнерами, заказчиками, поставщиками, клиентами обязательств по оплате контрактов, поставке товаров и т. п., а также кризисных явлений в экономике, непредсказуемых изменений конъюнктуры рынка, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий, управленческой некомпетентности, социальной напряженности и, наконец, неблагоприятной экономической политики государства.
Таким образом, факторы, влияющие на уровень безопасности предприятия, могут быть внутренними и внешними, экономическими и внеэкономическими, объективными и субъективными. Если исходить из того, что главный принцип рыночной экономики - это взаимодействие хозяйствующего объекта и рынка, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и вместе с тем самостоятельное целое (не сводимое к сумме составляющих ее частей), то хозяйствующий субъект может существовать только при условии непосредственного, беспрерывного взаимодействия с рыночной средой. Для этого необходимо нормальное функционирование как предприятия, так и рынка в целом.
Сегодня эффективная безопасность обеспечивается соответствующими ресурсами для защиты от:
нарушений нормального хода собственно воспризводственного процесса;
преступного мира;
нарушений закона, с тем чтобы самим не попасть под санкции;
недобросовестной конкуренции;
• некомпетентных и противоправных действий собственных сотрудников. Эти направления деятельности реализуются на следующих функциональных участках:
• производственном (сохранность материальных ценностей, контроль за технологией, обновление производства, поиск и использование резервов повышения эффективности);
кадрового обеспечения (подбор и расстановка кадров, повышение профессионализма, продвижение кадров, контроль за лояльностью и преданностью фирме, системы поощрения, ответственности и мотивации труда);
коммерческом (анализ рынка, продвижение продукции, прогноз и программа коммерческой деятельности, оценка партнеров по рыночной кооперации и другие положения маркетинга);
финансово-экономическом (анализ деятельности, выработка целей, разработка прогноза и текущих планов, оценка финансового положения, кредитная и инвестиционная политика, создание резервов, оценка рисков);
юридическом (оценка нормативно-правовой базы, подготовка договоров и контроль за их исполнением, юридическое сопровождение документов, юридическая защита интересов);
информационном (определение значимости информации, порядка поступления, пользования или ее передачи, защита от хищения и проникновения в сети);
собственной безопасности (концепция безопасности и разработка системы комплексной безопасности, разведка-контрразведка, охрана, защита, контроль за деятельностью всех направлений).
Основная внутренняя угроза безопасной деятельности предприятия - некомпетентность сотрудников (их преднамеренно враждебные действия свидетельствуют о приоритете каких-то иных ценностей, лежащих вне интересов хозяйственной структуры, в которой занят этот работник). Существует три внешних источника угрозы функционированию любой социальной структуры.
Первый источник - экономическая политика государства, в ряде случаев противоречащая производственной, коммерческой и финансовой политике предприятия. Реальную опасность для предприятия представляют попытки администрирования на местах, необоснованное вмешательство в производственную, финансовую и коммерческую деятельность хозяйствующих звеньев, различные формы посягательства на собственность предприятия и т. п.
Второй источник внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия - действия иных хозяйствующих субъектов. Прежде всего речь идет о недобросовестной конкуренции, к которой относятся:
нарушения прав конкурентов на промышленную собственность (систематическое скрытое использование наименований конкурента, несанкционированное воспроизводство продукции конкурента, раскрытие секретов торговли и производства конкурента, промышленный шпионаж);
подрыв репутации конкурента (распространение ложных сведений, дискредитирующих предприятие, продукцию, торговую деятельность конкурента; сравнительная, мошенническая и обманная реклама);
дезорганизация производства конкурентов путем сманивания и подкупа их рабочих и служащих для завладения секретами торговли и производства;
прочие недобросовестные действия (дискриминация конкурентов, бойкот, демпинг).
Третий источник внешней угрозы объединяет криминальные способы воздействия на поведение хозяйствующего субъекта. Их используют как представители криминала, так и недобросовестные конкуренты.
В настоящее время в нашей экономике применяются самые дикие и варварские методы силового воздействия на предпринимателей. Основные методы физического подавления самостоятельной хозяйствующей структуры и морального террора руководителей и коллективов в целом включают:
• организацию ограблений, разбойных нападений, поджогов, взрывов, аварий в офисах, производственных, складских помещениях, порчу оборудования, транспортных средств и т.п.;
незаконный (однако юридически оформленный) захват собственности, материальных ценностей и недвижимости конкурентов;
физическое устранение руководителей, захват заложников, всевозможные формы морального давления;
вербовку сотрудников, работников правоохранительных и других административных органов, членов семей руководства, иногда самих руководителей для совершения ими противоправных действий, снижающих уровень конкурентоспособности объекта агрессии.
Экономическая безопасность предприятия, его независимость и недопущение попадания в зону критического риска могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, построена четкая логическая схема своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий хозяйственного риска.
Как при анализе общей социально-экономической ситуации, так и при осуществлении хозяйственных проектов необходимо помнить, что настоящее время можно охарактеризовать как весьма специфический этап в развитии хозяйственной организации страны, когда формируются отношения безопасности рыночного хозяйствования. Их специфичность определяется двумя обстоятельствами: первое - они являются важнейшим условием (как мы видели, исходным условием) успешного функционирования, соответствующего общественно необходимому стандарту эффективности предприятия; второе - степень их развития характеризует уровень (качественный и количественный) системы рыночных отношений и рыночного хозяйствования в целом.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.