Глава 7
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
Эффективная система обеспечения национальных интересов в экономике -вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Обеспечение национальных интересов в области экономики связано с решением стратегической проблемы - самоопределением экономики страны в глобализирующемся мире. Учитывая сложность глобализационных процессов, сочетание в них как объективных тенденций (новые технологии, компьютеризация), так и субъективных решений и действий участников процесса (ТНК, международных экономических и финансовых организаций), вырабатывающих общие для всех правила поведения, необходима выработка стратегии России по глобализации, и прежде всего в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике. Все это требует стратегии экономической безопасности, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз национальным интересам России в сфере экономики. Безусловно, эта стратегия в конечном счете должна воплотиться в определенный государственный документ, формирующий систему официальных взглядов на национальные интересы страны в сфере экономики, факторы, им угрожающие, а также механизмы обеспечения экономической безопасности. Одобренная 29 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации № 608 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) имела немалое позитивное значение (см. гл. 2). Следование ее принципиальным положениям в ряде случаев позволяло федеральным органам исполнительной власти принимать правильные решения в сфере экономики. В Стратегии был определен и срок ее действия - 5 лет, который истек в 2001 г. Вместе с тем необходимость разработки и принятия новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации определяется не столько формальным истечением этого срока, сколько рядом принципиально новых моментов. За время, истекшее после 1996 г., в экономике России произошли существенные изменения. Социально-экономическое развитие вышло из стадии спада и перешло в стадию роста. Существенно повысились требования к национальным интересам России в области экономики. Изменился и характер угроз этим интересам. Наиболее принципиальные требования к социально-экономическому развитию России на современном этапе нашли выражение в задаче, поставленной в Послании Президента России Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. - удвоить ВВП и преодолеть бедность к 2010 г. Данная задача практически отражает основные требования к обеспечению на современном этапе экономической безопасности страны. Эти требования должны найти выражение в новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г.:
а) в качестве важнейших национальных интересов России в области экономики необходимо признать использование таких производственных факторов, которые в наибольшей мере способствуют экономическому росту;
б) при рассмотрении проблем экономической безопасности России в социальной сфере важнейшим национальным интересом, обеспечивающим не только повышение уровня жизни населения, но и стабильный экономический рост, следует указать формирование социального слоя, способного создавать устойчивый платежеспособный спрос на внутреннем рынке (средний класс);
в) финансовая безопасность должна быть представлена прежде всего как обеспечение экономического роста, а не как самодовлеющая задача;
г) с учетом процессов глобализации должны быть значительно усилены и расширены положения о национальных интересах страны и об угрозах, о защите от неоправданно сильной зависимости российской экономики от внешних факторов;
д) новая Стратегия должна отличаться от прежней большей конкретностью и определенностью положений, что сделает этот документ более действенным. Для этого Стратегия должна включать количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России, определяющие границу между опасной и безопасной зонами в области экономики.
В Стратегии прежде всего должны содержаться наиболее принципиальные положения, касающиеся проблем экономической безопасности, объективной необходимости системных и скоординированных действий государства, бизнеса и общества по ее обеспечению. В качестве главных причин этого выступают ускорение процессов глобализации мирохозяйственных связей и усиление конкуренции на мировых рынках. Вместе с тем необходимость целенаправленной деятельности по защите национальных интересов России в области экономики вызывается не только внешними, но и внутренними факторами.
Важно определение роли и места проблем экономической безопасности в системе национальной безопасности страны в целом и в ее социально-экономическом развитии, постановка принципиальных целей и задач для защиты национальных интересов страны в области экономики. В Стратегии должны быть сформулированы четыре принципиальные цели в обеспечении экономической безопасности России, причем три из них касаются в основном взаимоотношений России с внешним миром:
самостоятельно и эффективно решать внутренние политические, экономические задачи исходя из собственных национальных интересов при максимальной неуязвимости перед лицом внешнего негативного воздействия;
своевременно адаптироваться к динамичным изменениям, происходящим в мировом хозяйстве, нарастающим ресурсным ограничениям и условиям глобальной конкуренции, внутренним и внешним вызовам;
активно влиять на экономические, политические и военные процессы в мире, отстаивая интересы России путем эффективной и равноправной интеграции в мирохозяйственные связи;
обеспечить уровень и качество жизни населения, гарантирующие социальный мир и стабильность в обществе и необходимые для всестороннего развития личности.
Первостепенное значение имеет формулирование в Стратегии национальных интересов Российской Федерации в сфере экономики и факторов, им угрожающих.
В качестве важнейшей задачи социально-экономического развития России на перспективу ставится сейчас достижение экономического роста, причем достаточно высокими темпами. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране с позиции экономической безопасности России показал, что достижение ее экономической неуязвимости от внешних негативных воздействий, внутренней общественно-политической стабильности, должной обороноспособности возможно только при условии обеспечения достаточно высоких темпов экономического роста.
За период 1992-1998 гг. масштабы российской экономики, выраженные в объеме ВВП, уменьшились почти на 40%, что определило значительное усиление отставания российской экономики от развитых индустриальных стран. За период 1999-2000 гг. объем ВВП вырос на 17%, а в 2001-2003 гг. - на 18%, или 5,7% в среднем за год, в 2004 г. - на 6,9% (оценка). На 2005-2007 гг. Минэкономразвития России прогнозируется прирост ВВП немногим более 6% в год или примерно на 19% за 3 года. Таким образом, за период 2001-2007 гг. объем ВВП (с учетом факта за 2001-2003 гг.) вырастет, по оценке Минэкономразвития России, в 1,5 раза, а на период 2003-2010 гг. для удвоения ВВП к 2010 г. необходим темп прироста в размере 33,3%, или 10% в среднем за год. Недостижение такого экономического роста после 2007 г. заключает в себе угрозу национальному интересу России в удвоении ВВП к 2010 г. В Стратегии в качестве приоритетных национальных интересов России должны быть сформулированы мероприятия в области производства, инвестиционной деятельности и науки, обеспечивающие достаточно высокий, устойчивый и долговременный экономический рост.
Обеспечение технических, организационных и экономических условий функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства с учетом внешнеэкономического сотрудничества, но при максимальной независимости от внешних условий.
Формирование структуры производства, гармонично сочетающей поддержание, развитие и воспроизводство потенциала материально-сырьевой базы, определяющей устойчивое развитие экономики, производство продукции с высокой степенью обработки, обеспечивающих эффективность отраслей, имеющих важное значение для функционирования государства и жизнедеятельности населения.
Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции, особенно с высокой степенью обработки.
Усиление инвестиционной и инновационной активности и на этой основе поддержание основных производственных фондов, производственного потенциала и технологий в состоянии, обеспечивающем высокий технический уровень производства.
В Стратегии на первое место должна быть поставлена угроза деформации структуры российской экономики, выражающаяся в сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной и инновационной активности в хозяйстве страны в целом. Снижение конкурентоспособности экономики России вызывает необходимость включения его в состав Стратегии в качестве важнейшей угрозы экономической безопасности. Острая угроза экономической безопасности также низкая инновационная активность, техническое и технологическое отставание российской экономики, свертывание прикладных научных исследований и разработок, недостаточное число и качество новых и усовершенствованных продуктов, технологий. Особое значение в Стратегии должно быть придано национальным интересам России в социальной сфере. Отличительный новый момент в формулировании этих интересов - они должны рассматриваться не только как проблемы повышения уровня жизни населения, но и как непременное условие экономического роста, социального мира и общественного согласия. Необходимо до минимума сократить дифференциацию населения по уровню доходов и безработицу. Особо следует подчеркнуть необходимость формирования эффективной государственной социальной помощи малоимущему населению, обеспечивающей всем достойный уровень жизни и равные социальные возможности. Общепризнано и подтверждено всем мировым опытом, что неуклонное увеличение внутреннего платежеспособного спроса и долгосрочных сбережений, трансформируемых в инвестиции, обеспечивается в определяющей мере социальным слоем, получившим название «средний класс», - гарантом экономического роста, социального мира и общественного согласия. Средний класс имеет доходы, позволяющие не просто выживать, но и достаточно комфортно жить. Показатель недостаточности доходов населения - отношение между денежными доходами и величиной прожиточного минимума. В 2003 г. в России прожиточный минимум составил 2112 руб. Он представляет собой весьма скудную величину, рассчитанную на выживание, а не на достойную жизнь. Среднедушевые денежные доходы населения в 2003 г. превышали этот прожиточный минимум в целом по всему населению только в 2,4 раза, а средний размер пенсий был равен немногим более 100% прожиточного минимума пенсионера. Такое отношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума будет постоянно сдерживать платежеспособный спрос. Особое опасение вызывает это соотношение по пенсионерам, доля которых во всем населении составляет более 25%. Сейчас эта четверть населения практически выключена из числа активных покупателей, что является существенным ограничителем повышения платежеспособного спроса, а значит, и экономического роста.
Низкие доходы населения определяют и совершенно недостаточный уровень жизни людей, скудный и несбалансированный рацион питания, некомфортный образ жизни. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в 2003 г. во всем населении 20%, а коэффициент фондов (отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных граждан) был равен 14. Это крайне высокая имущественная дифференциация населения. Общество не может нормально функционировать, если более пятой части его населения не может обеспечить себя даже прожиточным минимумом. Высокий уровень бедности постоянно угрожает нарушением социального мира, создает устойчивый протестный слой населения, порождает криминальные проявления, наркоманию, проституцию, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность детей и т.д.
Особое значение имеет формулирование в Стратегии положения об обеспечении доступности для всех слоев населения социально приемлемого комплекса услуг образования, культуры, здравоохранения, ЖКХ и других отраслей жизнеобеспечения, а также об обязательной увязке этапов проведения реформы в отраслях социальной сферы с мерами по повышению доходов населения. Эти блага приобретают сейчас все большее значение для населения, и их доступность - важнейший национальный интерес страны в области экономики.
В Стратегии должен быть сформулирован и национальный интерес России в области демографии. Включение этой проблемы в блок социальных проблем исходит из того, что главное условие выправления сложившейся демографической ситуации - повышение уровня жизни населения.
Крайне острая угроза на современном этапе - сокращение численности населения, влекущее снижение трудового потенциала страны, чрезмерное возрастание экономической нагрузки на трудоспособное население. Естественная убыль населения составляет в последние годы 700-900 тыс. человек в год. Примерно так же идет и уменьшение численности населения, занятого в экономике.
Весьма актуальными продолжают быть национальные интересы России в сфере финансов и денежного обращения. В Стратегии эти интересы обозначены как обеспечение достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством функций, наращивание бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов.
Несмотря на позитивные тенденции в денежно-финансовой сфере, здесь также не преодолены некоторые угрозы экономической безопасности России, что вызывает необходимость отражения этих угроз в Стратегии. В ней следует отметить, что сохраняется неустойчивое состояние денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, обусловленное высоким уровнем долларизации российской экономики, а значит, и сохраняющейся вероятностью колебаний на валютном рынке, продолжающимся бегством капитала, низким уровнем развития банковской системы и механизмов кредитования реального сектора экономики, наращиванием кредиторской и дебиторской задолженности.
В Стратегии надо отметить также, что сохраняется реальная угроза того, что финансовая система будет ограничивать экономический ростФ результате недостаточного потенциала бюджета, ослабления финансового и валютного контроля, утери государством контроля за получением природной ренты, сужения функций и сферы обращения национальной валюты с распространением разного рода псевдоденег.
Реализация национальных интересов России в денежно-финансовой сфере возможна при устойчивости денежного обращения. В Стратегии следует отразить перевод банковской системы на уровень мировых стандартов, бесперебойность денежного обращения, создание и сохранение необходимых золотовалютных резервов, эффективность валютного контроля, ограждение российских финансового и фондового рынков от возможного негативного воздействия мировых финансовых рынков.
В непосредственной связи с национальными интересами России в сфере производства, инвестиций, науки и инноваций находятся ее интересы в сфере внешнеэкономической деятельности. Здесь основной акцент должен делаться на защиту отечественной экономики от внешнего негативного влияния в условиях мировой глобализации.
В качестве одной из наиболее острых угроз экономической безопасности России в Стратегии должна быть выделена высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих ее интересы в области экономики.
В российской экономике действительно сложилось совершенно ненормальное положение, когда характер социально-экономического развития страны ставится в зависимость от внешних факторов: мировых цен на энергоносители, выплат по внешнему долгу, так называемых антидемпинговых мер зарубежных стран по отношению к российскому экспорту, условий и последствий вступления России в ВТО, импортной экспансии и т.д.
В Стратегии следует указать и на необходимость разумных протекционистских мер защиты отечественных товаропроизводителей от импортной экспансии и возможного негативного воздействия мировых финансовых колебаний. При этом, безусловно, имеются в виду такие протекционистские меры, которые не устраняли бы полностью конкурентную среду на внутреннем рынке, стимулирующую совершенствование производства.
Особое место в Стратегии должно занимать формулирование национальных интересов России в региональной экономике. Конечно, проблемы экономической безопасности отдельных регионов могут иметь особенности, вытекающие из специфики их экономик.
Общероссийский национальный интерес в этой сфере - реализация национального единства, блокирование сепаратистских тенденций на местах развитием интеграционных процессов внутри страны, поэтапное формирование общероссийского рынка товаров и услуг. В Стратегии следует подчеркнуть, что социально-экономическая политика государства должна быть направлена на недопущение и сглаживание резких территориальных диспропорций, особо кризисных социально-экономических ситуаций в отдельных регионах, учитывать, что неравномерное вступление регионов в полосу стабилизации и подъема производства может стать одним из рычагов усиления факторов межрегиональной социально-экономической дифференциации и усиления центробежных тенденций в России.
Принципиальное значение имеют положения Стратегии, посвященные системе и механизму обеспечения экономической безопасности России. Этот раздел определяет круг направлений государственной экономической деятельности по защите национальных интересов России в области экономики.
Прежде всего следует указать, что систему обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Тем самым для защиты национальных интересов страны в сфере экономики задействован весь арсенал властных и общественных структур. Должен быть дан и перечень тех видов государственной экономической деятельности, в рамках которых осуществляются процедуры и меры по выявлению, локализации и предотвращению угроз национальным интересам страны в области экономики. Это прежде всего разработка таких общегосударственных документов, как стратегии и основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочный период, кратко- и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития России и проекты государственного бюджета.
Следующий вид экономической деятельности государства, в рамках которого проект Стратегии определяет необходимость учета проблем экономической безопасности, - подготовка законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам. И наконец, проблемы экономической безопасности должны учитываться при разработке федеральных и региональных целевых программ. Последние начинают занимать все большее место в решении наиболее важных социально-экономических и научно-технических проблем. Необходимость учета при разработке этих программ проблем экономической безопасности также должна быть указана в Стратегии.
В качестве обязательного элемента механизма защиты национальных интересов страны в области экономики в Стратегии должны быть названы мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Закономерные элементы механизма защиты национальных интересов страны в области экономики - разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению угроз экономической безопасности России.
Таким образом, Стратегией будет предусмотрена четкая и всеобъемлющая организационная система, обеспечивающая постоянное эффективное функционирование механизма защиты экономической безопасности России.
В последующих главах учебника эти национальные интересы России и факторы, им угрожающие, будут детально рассмотрены с привлечением статистического материала.
ВЫВОДЫ
Эффективная система обеспечения национальных интересов страны в сфере экономики требует Стратегии экономической безопасности, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз этим интересам.
Важнейшим положением Стратегии экономической безопасности России на период до 2010 г. должно быть ускорение темпов экономического роста, преодоление высокого уровня бедности, обеспечение единства страны.
Обеспечение национальных интересов России в сфере экономики требует создания системы экономической безопасности страны.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие изменения произошли в социально-экономическом развитии России после 1996 г., требующие долгосрочной стратегии экономической безопасности страны?
Каковы должны быть содержание и структура долгосрочной стратегии экономической безопасности России?
Какова роль в обеспечении экономической безопасности страны ускорения экономического роста и преодоления бедности?
Каковы основные направления обеспечения экономической безопасности России?
Рекомендуемая литература
Безопасность России. М., 1998.
Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
Стратегический ответ России на вызовы нового века / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М.: Экзамен, 2004.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.