logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность

Один из основных вопросов, определяющих экономическую безопас­ность, - это оценка России как государства, ее геополитического положения и национальных интересов. Этот вопрос так до конца и не решен.

Без определения геополитического положения России невозможно опре­делить национальные интересы страны, ее внешнюю политику, иметь четкую структуру внешних рынков, систему продвижения экспортных товаров на эти рынки и в целом нельзя создать эффективную рыночную экономику и обеспе­чить ее безопасное развитие. Учитывая, что геополитическое положение стра­ны, формируясь в ходе культурно-исторического развития, определяется фундаментальными факторами существования этноса, географией его рассе­ления, можно считать, что геополитическая стратегия является определяю­щей в системе «геополитика - национальные интересы - экономическая безо­пасность». Опыт разрушения СССР показал, что сформировавшийся геопо­литический статус не может быть незыблемым, он не поддерживается автоматически системой национальных интересов. Более того, он может быть разрушен, если неэффективны экономический и правовой механизмы защи­ты национальных интересов или если эти интересы ложны и неправильно сформулированы.

В настоящее время сформировались, по крайней мере, две геополитиче­ские стратегии. Одна - это представление России как европейской страны, тип и структура экономики, а также социальное поведение людей которой со­ответствуют современным стандартам. Например, правые либералы в про­граммных заявлениях СПС ставят задачу взять курс, по которому идет западная цивилизация, а в качестве глобальной миссии России провозглашается заверше­ние формирования «северного кольца» (Европа - Россия - Япония - Северная Америка).

Представленная позиция в значительной мере соответствует геополитиче­ской стратегии 3. Бжезинского, который считает, что наилучший выбор для России - это усиление связей с Европой и с США. «Для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но, как и прежде, слишком силь­на, чтобы просто быть ее пациентом»1. По существу, данная позиция означа­ет призыв замкнуть ослабленную Россию в Европе, оторвав от нее как можно дальше Украину, интегрировав ее в НАТО и Европейский Союз. Главное - не дать России утвердиться как евразийской державе, освободив это политиче­ское и экономическое пространство для лидирующего положения США.

Другая геополитическая стратегия для России предлагается сторонниками евразийства. Согласно их взглядам, Россия - евразийская страна, «Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные моде­ли, у них разные системы ценностей»2.

1 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 143.

2 Дугин А. Евразийство: от философии к политике // Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 8.

3 Независимая газета. 2001. 29 мая.

Этим двум геополитическим стратегиям соответствуют разные модели раз­вития экономики. Правый либерализм на первый план выдвигает задачу «за­щиты завоеваний молодого российского капитализма», интеграцию в миро­вую экономику «через создание транснационального экономического укла­да»3. Неоевразийцы в лице А. Дугина придерживаются «гетерортодоксальной экономической традиции» - третьего пути между классическим либерализмом и марксизмом, который они называют неортодоксальным либерализмом или неортодоксальным социализмом1. Спор между сторонниками тех или иных моделей построения экономики может быть бесконечным, но если критерием истины остается практика, то на основе результатов именно практического опыта нужно оценивать эффективность этих моделей.

Можно согласиться с оценкой 3. Бжезинского, что «демократически наст­роенные "прозападники" просто хотели очень много, но сделать могли очень мало»2. На наш взгляд, они не учитывают особенности России, менталитет народа, видят в государстве только зло и коррупцию, явно преуменьшая его способности содействовать модернизации экономики и процветанию нации. По мнению идеологов правого движения, носителями национальных интере­сов не могут быть ни государственные учреждения, ни корпорации, ими мо­жет быть только «класс активных, самостоятельных людей, приверженных демократическим ценностям и включенных в свободную рыночную экономи­ку»3. Если степень активности и самостоятельности будет определяться толь­ко по благосостоянию 10% богатых граждан, то подавляющее большинство населения выпадает из рыночной экономики, эти люди не являются носите­лями национальных интересов.

Носителем национальных интересов может быть только народ, повышение благосостояния - одна из главных задач стратегии национальной безопаснос­ти. Этот тезис должен быть закреплен в Концепции национальной безопасно­сти России и в Законе о безопасности.

В геостратегическом подходе евразийства наряду с правильными положе­ниями об особенностях России как государства много неясностей, амбиций, мало прагматичного подхода, хотя, например, А. Дугин считает, что евразий­ская геополитика, ее мировоззрение «не только философская идея, это еще и инструмент стратегического планирования», но у сторонников такого подхода нет ответа на простые вопросы, которые задают не только их оппоненты-либе­ралы, но и те, кто в той или иной мере разделяет их идеи. Главный вопрос: в чем конкретно состоит особый путь России с ее неортодоксальным либера­лизмом в экономике и чем он отличается от сложившихся моделей современ­ного рыночного хозяйства? Ставят ли они задачу построения современной ры­ночной экономики и что считать ее прообразом, хотя бы в самом общем виде? Кроме того, нужно учесть, что формирование и поддержание статуса России как евразийской державы является очень финансовоемким, т.е. Россия долж­на располагать такой финансово-банковской системой, которая могла бы конкурировать по технологиям и инструментам денежно-кредитной политики со странами с развитой рыночной экономикой. Сегодня такой сценарий в из­вестной мере реализуется в Китае, где наряду со стратегическим планирова­нием широко и активно используются инструменты рыночной экономики. Китай, сохраняя философско-культурную самобытность, вовсе не отрицает европейских ценностей рыночных отношений, он их использует, но в адап­тированном варианте, с учетом специфики страны.

1 Независимая газета. 2001. 30 мая.

2 Бжезинский 3. Указ. соч. С. 128.

3 Независимая газета. 2001. 29 мая. С. 8.