11.2. Пределы открытости экономики
И в радикальном либерализме, и в неолиберализме с позиции геостратегии есть один сложный вопрос о формах и пределах вхождения в мировую экономику или, точнее, о пределах открытости и закрытости своей экономики. Ответ на него лежит в сфере защиты национальных интересов в условиях развитого взаимодействия, торговли, вхождения страны в международные экономические, финансовые и банковские структуры.
Тотальная, законодательно не отрегулированная открытость экономики, незащищенность границ России с новыми государствами, вышедшими из состава СССР, привели, особенно в 1992-1996 гг., к невиданному раннее оттоку из России материальных ресурсов, человеческого и финансового капитала, что резко снизило инвестиционный потенциал России, способствовало обогащению небольшой группы олигархов и резкому понижению жизненного уровня большей части населения (в масштабах России это 50 млн человек, а в масштабах бывшего СССР - более 100 млн). А.П. Паршин, учитывая печальный опыт открытости нашей экономики, предлагает для физического спасения срочно выйти из мирового рынка, восстановить экономическую границу, почти ничего не покупать, кроме необходимого, чего у нас нет, почти ничего не продавать, а только платить долги. Пресекать контрабанду. Призывы к конвертируемости валюты рассматривать как государственное преступление.
Эта позиция от отчаяния, автор сам понимает, что полной изоляции от мирового хозяйства не может быть, надо что-то продавать и что-то покупать. Вопрос о сочетании открытости и закрытости, или защищенности, экономики может быть правильно решен на базе определения роли внутреннего и внешнего рынков, оценки их приоритетности для страны. Далее необходима концепция вхождения России в мировой рынок, что требует оценки конкурентоспособности по сегментам товарного и фондового рынков. И наконец, нужна концепция эффективной таможенной политики, которая решала бы главную задачу - оптимизировать соотношение экспорта и импорта, с одной стороны, не допуская чрезмерного экспорта сырьевых товаров, угрожающего функционированию внутреннего рынка, с другой - ограничивая в определенных пределах импорт, поскольку форсированная закупка импортных товаров развращает наших менеджеров, так как всегда легче купить, чем сделать самим, тем более что, как правило, валюта поступает не от продажи своего товара или своих ноу-хау, а покупается на бирже.
К сожалению, в России нарушено единство внутреннего и внешнего рынков важнейших секторов экономики. Одни ориентированы почти полностью на внутренний рынок, а другие - на внешний. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) развивается в рамках чисто экспортной нефтедолларовой модели («сырьевого придатка»). Схема функционирования модели максимально проста - вывоз сырья, его продажа, валютные поступления. В настоящее время за счет продажи минерально-сырьевой продукции Россия получает 70% всех валютных поступлений. Экспортная часть в балансе основных видов сырья очень велика и составляет по нефти - 41-45%, по нефтепродуктам -30-34, по газу - 30-33, по меди - 85-90, по никелю - 97, по алюминию - 99% (объема производства).
Преимущественная ориентация ТЭКа на спрос внешнего рынка сложилась в период спада производства, когда внутренний спрос снижался. За период 1992-1999 гг. при спаде ВВП в 1,6 раза производство электроэнергии снизилось всего на 20%, объем добычи нефти - на 34, газа - на 8, угля - на 30%. Поскольку производство топлива и электроэнергии снижалось медленнее, чем общий спад производства, то сырьевых ресурсов было достаточно как для внутреннего, так и для внешнего рынка. В 2000 г. ситуация изменилась: ВВП вырос на 8,3%, производство электроэнергии - на 3,5, добыча нефти - на 5,9, угля - на 3,4%, а добыча газа снизилась на 1,5%. В результате страна сразу почувствовала дефицит топливно-энергетических ресурсов, прежде всего в районах с традиционно напряженным топливно-энергетическим балансом (например, в Приморье). В 2004-2006 гг. недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего рынка будет усиливаться, и вряд ли можно надеяться на его восполнимость путем усиления режима экономии.
Соотношение между динамикой ВВП и добычей топливных ресурсов в 2001-2006 гг. характеризуется следующими данными (в % к предыдущему году).
| 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. оценка | 2004 г. прогноз | 2005 г. прогноз | 2006 г. прогноз |
ВВП | 105 | 105 | 107 | 105 | 106 | 106 |
Добыча топлива |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
нефти | 102 | 101 | 111 | 104 | 103 | 102 |
газа | 102 | 102 | 104 | 100 | 100 | 100 |
угля | 102 | 99 | 107 | 102 | 102 | 103 |
Существенная причина ограничения добычи топливных ресурсов - резкое замедление роста геологоразведочных работ и отставание прироста их запасов от объема добычи.
Это соотношение имеет ключевое значение в прогнозировании развития ТЭКа. Технической нормой отношения запаса полезных ископаемых к добыче топливных ресурсов специалисты считают 1,8-2,0. Из этой нормы всегда исходили при прогнозировании и планировании объемов добычи основных видов топливно-энергетических ресурсов. Она обеспечивала нарастание добычи топливных ресурсов в перспективе. В качестве порогового значения экономической безопасности (в числе 19 индикаторов) было по предложению Минэнерго в 2002 г. одобрено значение 1,25 как минимально допустимое.
Известно, что в 1993-1998 гг. это значение было существенно ниже 1,0 (статистическая информация до 1999 г. отсутствует).
За период 1999-2003 гг. фактическое и за 2004-2006 гг. прогнозное значения соотношения следующие:
Год | Нефть | Газ | Уголь |
1999 | 0,65 | 0,36 | 0,98 |
2000 | 0,93 | 0,79 | 1,01 |
2001 | 0,72 | 0,52 | 1,09 |
2002 | 0,84 | 1,61 | 0,40 |
2003 | 0,83 | 1,15 | 0,44 |
Итого фактически |
|
|
|
за 1999-2003 гг. | 0,80 | 0,89 | 0,78 |
2004 | 0,88 | 1,41 | 0,62 |
2005 | 0,85 | 1,40 | 0,68 |
2006 | 0,85 | 1,47 | 0,73 |
Итого по прогнозу |
|
|
|
на 2004-2006 гг. | 0,86 | 1,43 | 0,68 |
Всего за 1999-2006 гг. |
|
|
|
с учетом прогноза | 0,83 | 1,10 | 0,74 |
Обращает на себя внимание тот факт, что ускорение прироста ВВП в 2003 г. на 3 процентных пункта по сравнению с 2002 г. потребовало еще большего ускорения прироста добычи нефти (на 8 процентных пунктов). В 2004-2006 гг. прогнозируется более чем в 2 раза меньший прирост добычи нефти и хотя небольшое, но все же замедление роста ВВП (с 7 до 5-6%).
Намного сложнее ситуация с добычей газа. В 2005-2006 гг. ее прирост не прогнозируется, хотя на мировом рынке пока складывается благоприятная ценовая конъюнктура. Большие доходы от экспорта газа не могут компенсировать потери компаний от более низких внутренних цен, что снижает инвестиционный потенциал «Газпрома». Постепенно в газовой отрасли формируются факторы ценового шока, т.е. резкого подъема тарифов, что неминуемо отразится на росте потребительских цен. К этому подталкивает неконструктивная позиция ЕС, который выдвинул России «газовый ультиматум», обусловив присоединение России к ВТО резким повышением внутренних цен на газ.
В этих условиях экономический рост темпами, значительно (на 4-5 процентных пунктов) превышающими темпы роста добычи топлива, может быть только вследствие:
существенного уменьшения объемов экспорта нефти и газа и перехода на их внутреннее потребление. Это трудный путь. Во-первых, государство сейчас не держит в полной мере монополию на внешнюю торговлю. Конечно, возможно административное уменьшение квот, допуска к трубе и т.д. Но это явное нарушение рыночных условий. Во-вторых, и это главное, проблема погашения внешнего долга будет крайне острой и уменьшить экспорт можно только при достаточном объеме валютных ресурсов;
существенного снижения топливоемкости ВВП. Это возможный путь, но он требует существенной модернизации, а подчас и замены топливопотреб-ляющих агрегатов, а значит, и инвестиций.
Ведущие специалисты по минерально-сырьевой базе обоснованно предлагают в качестве стратегических ориентиров определить экономически целесообразный уровень добычи конкретного полезного ископаемого; установить, какой минимальный уровень является критическим для страны, для внутреннего потребления и для экспорта, какая часть добываемого сырья должна идти на экспорт и какая должна оставаться для внутреннего потребления.
В оценке эффективности вхождения России в мировую экономику нельзя обольщаться показателем активного сальдо торгового баланса. Дело в том, что нужно учитывать структуру экспорта, а она у нас носит сырьевой характер; вывоз продукции с добавленной стоимостью незначителен. Благоприятные условия конъюнктуры могут подталкивать ко все большему вывозу природного сырья для оптимизации баланса, выплаты внешних долгов и т.д. Однако это будет происходить в ущерб стратегическим целям развития экономики и создавать диспропорции на внутреннем рынке. Нужно также учитывать цену фактора времени. Цены на невоспроизводимые ресурсы в долговременном плане растут, поэтому сегодняшний выигрыш для современных поколений ляжет тяжелым грузом на последующие поколения. Вот почему для экономической безопасности страны необходимо разработать допустимые пределы экспорта и импорта. В отношении импорта нет каких-либо возражений, поскольку ясно, что чрезмерная импортная зависимость означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями. В мировой экономике, например, в Японии этот индикатор используется. Считается, что предлагаемые пределы экспорта ограничивают свободу предпринимательства. Между тем с позиции макроэкономики, где экспорт и импорт представлены в целом, очень важно оптимизировать соотношение между ними. Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) должен составлять 2-3% ВВП, а не 10%, как это наблюдалось в России в 1999 г.
В структуре использованного ВВП в 1997-2002 гг. увеличилась доля чистого экспорта с 2,2% в 1997 г. до 20,1% в 2000 г. и 10,8% в 2002 г. и сократилась доля конечного потребления и накопления. По мнению В.Е. Маневича, это означает сужение внутренних источников экономического роста и емкости внутреннего рынка, превышение вывоза капитала над его ввозом. Большие размеры чистого экспорта свидетельствуют не о хорошем здоровье экономики, а, напротив, о сужении внутреннего рынка. «Чистый экспорт - трансферт внутренней экономики в пользу внешней, а чистый импорт представляет собой трансферт внешнего мира в пользу внутренней экономики». Он предлагает «без малейшего вреда (и с огромной пользой) для экономики вдвое сократить экспорт энергоресурсов»1.
Одним из аргументов в пользу такого подхода служит то, что при ограничении доли экспорта ценнейших видов минерального сырья и других богатств природы соответственно сокращается отток капитала. При беспредельном экспорте сырья решить проблему бегства капитала практически невозможно.
Регулирование экспорта сырья позволяет также снизить давление валютного рынка на курс рубля. Сегодня ряд экономистов, опасаясь всплеска инфляции и резкого падения курса рубля, предлагают отказаться полностью или частично от продажи валюты на валютной бирже. Цель этой операции - сократить предложение валюты, стабилизировать золотовалютные резервы как базовую основу для относительного сужения денежной массы и тем самым предотвращения роста цен и инфляции.
1 Маневич В.Е., Козлова Е.Л. Еще раз о макроэкономической и денежно-кредитной политике // Бизнес и банки. 2004. Апр. № 16. С. 3.
Введение ограничений на экспорт ценного сырья (второй вариант разрешения противоречия) может также привести к дисбалансу спроса на валюту и ее предложения. Чтобы этого не произошло, необходим существенный подъем переработки первичных ресурсов, которая обеспечивает рост добавленной стоимости в 2-10 раз. Стратегия частичной переориентации ТЭКа на внутренний спрос требует времени и больших инвестиций. К тому же значительно более низкий уровень внутренних оптовых цен по сравнению с мировыми ценами на основные сырьевые товары будет сдерживать возможности реализации наукоемкой стратегии развития. Выход из этого противоречия некоторые экономисты видят в многократном увеличении внутренних оптовых цен на первичные ресурсы и энергоносители. Нового единовременного подъема цен российская экономика и ее отдельные субъекты: корпорации, мелкий бизнес и население - не выдержат, что приведет к массовому кризису платежеспособности. Рост указанных оптовых цен в течение 15-20 лет потребует особых управленческих навыков и сопряженных действий в денежно-кредитной и инвестиционной политике. Контуры такой политики пока неясны.
Корпоративный сектор экономики, как и государство, также не подготовлен к новой стратегии развития, в основе которой должны лежать внутренний спрос, постепенная переориентация экспорта с продажи ценного сырья на приобретение готовой продукции, наукоемких технологий, а импорта -с покупки продовольствия и ширпотреба на приобретение технологий и оборудования нового поколения. Выход из этого положения в дальнейшей кор-поративизации экономики, в объединении усилий добывающих сырье и тех, кто его перерабатывает, в диверсификации производства и целенаправленном использовании финансовых резервов государства, что позволит использовать эффект более низких внутренних цен для переработки сырья и получения добавленной стоимости, достаточной для инвестиций в расширение как добычи сырья, так и его переработки.
Нам представляется, что несколько российских корпораций по ресурсному и инновационному потенциалу могли бы поставить перед собой цель - достижение мирового уровня в сфере стратегического менеджмента и финансово-инвестиционного проектирования и завоевание позиций транснациональных компаний. Проблема превращения открытости экономики из фактора оттока всех видов капитала в фактор дополнительного экономического роста требует политической, идеологической и научной реабилитации стратегического и текущего планирования.
Важное поле соединения российской экономики с мировой - фондовый рынок. Здесь ключевое значение имеет предел доступа на этот рынок нерезидентов. Финансовый кризис 1998 г. показал, что нельзя считать, что чем больше нерезидентов работает на рынке, тем выше емкость рынка и его устойчивость, а значит, и больше условий для стабильности валюты. Оказалось, что капитал нерезидентов очень чутко реагирует на факторы политической нестабильности, ожидания всплеска инфляции и возможность резкого изменения курса рубля. Поэтому должны быть предложены экономически обоснованный предел доступа нерезидентов на фондовый рынок и другие возможные правила их поведения в экстремальных ситуациях.
Сегодня даже такие крупные корпорации, как «Газпром», проявляют осторожность в либерализации европейского газового рынка. Они справедливо опасаются, что этот процесс может разрушить систему долгосрочных контрактов, поскольку в основе либерализации газового рынка лежат краткосрочные и спотовые сделки на фондовом рынке. По мнению специалистов, «открытие газопроводов для иностранных компаний не приведет к повышению инвестиционного рейтинга российских компаний и не откроет им доступа к международным финансовым ресурсам. Напротив, переход к обеспечению прямых инвестиций по долгосрочным контрактам, к портфельному инвестированию через фондовый рынок усилит риски невозврата кредитов. Либерализация доступа иностранных компаний к газотранспортным мощностям направлена на получение ценового выигрыша за счет более низких (в 4-5 раз ниже, чем в Европе) национальных российских транспортных тарифов».
Российские компании подвергаются жесткой дискриминации на европейских финансовых рынках независимо от их деловой репутации. «Газпром» -наглядный тому пример. Компания имеет 30-летнюю историю поставщика газа в Европу и многолетнюю - заемщика. Тем не менее доступ к западным кредитам ограничен даже по проектам, в которых заинтересован Запад. А если и удается решить вопрос финансирования, то стоимость кредитов для нас будет вдвое-втрое выше, чем для наших конкурентов». В условиях резкого снижения авторитета России в мире у иностранцев выработалась модель поведения сильного иностранного партнера по отношению к слабому и незащищенному партнеру. Опыт того же «Газпрома» показывает, что «все западные компании готовы инвестировать в добычу, но в основном на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), и эти условия должны быть лучше, чем для российских национальных компаний. Второе обязательное требование к газотранспортным мощностям - низкие национальные тарифы. Третье обязательное условие - право поставки на экспорт всей произведенной продукции. По отдельным проектам могут быть определенные различия, но суть одна: условия для иностранных инвесторов должны быть лучше, чем для национальных российских компаний»1.
Итак, для регулирования открытости рынка можно использовать ряд взаимосвязанных индикаторов: это предельные доли экспорта в объеме реализованной продукции, предельные доли импорта в товарообороте продовольственных и промышленных товаров; пределы чистого экспорта (% к ВВП); предел нормально лицензируемого вывоза капитала, предельные доли капитала нерезидентов на фондовом рынке; предельные доли нерезидентов в акционерном капитале отечественных компаний и корпораций. Специального анализа и мониторинга требует процесс бегства капитала, который свидетельствует о неэффективности правового регулирования движения капитала2.
1 Комаров Ю. Система долгосрочных контрактов разрушается // Коммерсантъ. 2001. 10 июля. С. 6. 2 См.: Новые тенденции «бегства капитала» // Экономическая безопасность России: тенденции, методология, организация. Кн. 3. М.: Институт экономики РАН, 2000. С. 177.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.