Глава 43.
БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Состояние рынка труда как одного из основных показателей эффективности функционирования человеческой составляющей экономического потенциала общества имеет существенное значение при рассмотрении проблем экономической безопасности страны. Один из ключевых индикаторов рынка труда - безработица. В зависимости от ее уровня, структуры и динамики можно судить не только об экономической ситуации в стране и о состоянии социального здоровья того или иного общества, но и о стабильности национальной экономики в мировом пространстве. Неудивительно поэтому, что такие характеристики безработицы, как ее уровень и структура, рассматриваются в качестве социальных индикаторов измерения экономической безопасности государства. Так, при оценке экономической безопасности России методом наблюдения за основными макроэкономическими показателями и сравнения их с пороговыми значениями, в качестве которых принимаются значения не ниже среднемировых, было выявлено, что при пороговом значении безработицы в 10% по состоянию на 1996 г. реальный ее уровень составлял 13% (с учетом скрытой безработицы)1. В соответствии с общепринятой методикой количественной оценки факторов странового риска, разработанной российской фирмой «Юниверс», расчеты по 1998 г. также показали, что по показателю безработицы, равно как и по показателю дифференциации доходов в обществе и уровню коррумпированности, Россия относится к странам с повышенным уровнем экономической небезопасности (7 баллов по 10-балльной шкале).
В результате рыночных преобразований феномен безработицы стал неотъемлемым атрибутом российской экономики. Несмотря на низкие темпы реструктуризации занятости, по масштабам и уровню открытой безработицы Россия довольно быстро догнала ведущие европейские страны и в настоящее время относится международным сообществом к группе стран с высокой безработицей. Отсутствие целостной государственной политики занятости, ее отрыв от качественных изменений в характере социально-трудовых отношений не только обусловили высокие социальные издержки трансформационных процессов, но и отразились на глубине, направленности и темпах экономических реформ.
1 Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 121.
Политика защиты от безработицы - неотъемлемый элемент государственной политики в рыночной экономике, она направлена на решение важных социально-экономических задач. С одной стороны, это сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, с другой -снижение социальной напряженности, обусловленной наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т.е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.
Различные составляющие безработицы обусловлены разными причинами и имеют неодинаковые последствия1. Наименее болезненна как с индивидуальной, так и с общественной точки зрения фрикционная безработица, возникающая при поиске оптимального рабочего места. Именно к этой разновидности безработицы, как правило, апеллируют при обосновании ее позитивной роли в рационализации структуры рабочей силы, достижении наиболее полного соответствия потребностей основных агентов рынка труда - работодателей и работников2. Сокращение фрикционной безработицы может быть достигнуто в результате улучшения системы информации о рынке труда и обучения безработных эффективным методам поиска работы.
Общая причина структурной безработицы - расхождение структур спроса на труд и его предложения. В результате работодатели испытывают трудности при заполнении вакантных рабочих мест, так как безработные либо не обладают необходимым набором качественных характеристик, либо сконцентрированы на территориях, удаленных от очагов спроса. Структурная безработица, как правило, длительная и может приобретать застойную форму. Снижению структурной безработицы способствуют проведение грамотной промышленной политики, а также принятие специальных мер по переподготовке безработных и стимулированию миграции.
Роль «барометра» состояния экономики выполняет преимущественно циклическая безработица, растущая во время экономического спада в связи с сокращением совокупного спроса на труд и уменьшающаяся в период экономического роста. На эту часть безработицы можно воздействовать в рамках макроэкономического регулирования, в том числе через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику3.
1 Макконнелл Л.Р., Брю СЛ. Экономикс. Т. 1. М.: Республика, 1992. С. 157-159; Sapsford D., Tza-natosZ. The Economics of the Labour Market. L.: The Macmillan Press Ltd, 1993. P. 386-387. 2 Бланшар О., Коммандер С, Коричелли Ф. Безработица и структурная перестройка в Восточной Европе и в России. В кн.: Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли. М.: ИНФРА-М, 1995. С. 359; Обзор занятости в России: Вып. 1 (1991-2000 гг.). М.: ТЭИС, 2002. С. 85; Малева Т. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования // Politekonom. 2000. № 21 (13). С. 23; Mortensen D.T. Job Search and Labour Market Analysis. In: Handbook of Labour Economics. Vol. 2 / Eds. O.S. Ashenfelter, R. Layard. Amsterdam: North Holland, 1986; Shapiro C, StiglitzJ.E. Equilibrium Unemployment as a Worker Discipline Device //American Economic Review. 1984. Vol. 74. № 3. P. 433-444. 3 Кашепов А. Экономика и занятость. M.: ИМЭИ, 1999. С. 76-83; Прокопов Ф., Малева Т. Политика противодействия безработице / Бюро экономического анализа. М.: РОССПЭН, 1999. С. 17.
Многомерность издержек безработицы связана с тем, что это явление затрагивает экономически активное население. Отсюда проистекают экономические издержки, равные величине ВВП, недополученного в результате недоиспользования трудового потенциала экономически активного населения1. По нашим оценкам, в условиях России экономические издержки безработицы составляют 15-20% ввт.
Финансовые издержки безработицы включают, во-первых, расходы на программы помощи безработным (предоставление пособий и других видов материальной помощи, реализация активных программ содействия занятости, содержание инфраструктуры), во-вторых, вмененные издержки, величина которых измеряется суммой недополученных налогов. Работодатели также несут финансовые издержки, равные величине выплачиваемого ими выходного пособия. Расчеты, проведенные Министерством финансов Великобритании в 1981 г., показали, что в среднем один безработный обходился казне в 3,4 тыс. фунтов, а совокупные финансовые издержки государства составили 9,8 млрд фунтов. Эта оценка включает государственные расходы, сопряженные с безработицей, и недополученные прямые налоги, однако не учитывает потери косвенных налогов и затрат работодателей на выплату выходного пособия3. Расчет, основанный на обследовании расходов семей, данные которого позволяют оценить также недополученные в связи с безработицей косвенные налоги, дает более высокую цифру финансовых издержек за тот же год - 12,9 млрд фунтов4.
1 Альтернативная процедура оценки экономических издержек безработицы основана на допущении равенства недополученного продукта и суммы доходов, потерянных в результате безработицы, скорректированной на величину субъективной ценности дополнительного свободного времени (Knight KG. Unemployment: an Economic Analysis. L., 1987. P. 20-21). 2 Данная оценка исходит из того, что, с одной стороны, естественная норма безработицы для России составляет не менее 5% (примерно половину реальной открытой безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ), с другой - не менее 10-15% формально занятых охвачены различными формами скрытой безработицы. (Соболева И. О недоиспользовании трудового потенциала общества в период перехода к рыночной экономике // Общество и экономика. 2001. № 1). 3 Economic Progress Report. L., 1981. 4 Knight KG. Unemployment: an Economic Analysis. L., 1987. P. 22. В течение следующего десятилетия удельные финансовые издержки безработицы выросли более чем вдвое (Kitson М., Michie J., Sutherland Н. A Price Well Worth Paying? The Benefits of a Full-Employment Strategy. In: Employment and Economic Performance, Jobs, Inflation and Growth. Oxford: Oxford University Press, 1997. P. 234). 5 Оценка произведена из расчета средней заработной платы, не включает прочих потерянных налоговых поступлений с предприятий и недополученных косвенных налогов, составляющих в современной России около 2/з вс^х налоговых поступлений. Рассчитано по: Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России, 2001. С. 22, 23, 108, 157.
Безработные - единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы. Индивидуальные экономические издержки безработицы, связанные с потерей дохода от занятости и ухудшением материального положения не только самих безработных, но и членов их семей, трансформируются на уровне общества в социальные издержки. Это также ведет к фактическому перераспределению дополнительной иждивенческой нагрузки на занятое население, что особенно актуально для России, пережившей затяжной экономический спад на фоне негативных социально-демографических тенденций.
Безработные - уязвимая категория населения не только по причине отсутствия постоянной работы, но и по характеристикам благосостояния. По данным независимых обследований, уровень бедности среди семей безработных значительно превосходит средний показатель бедности. В малых городах доля бедных семей среди семей безработных достигает 77%, а в отдельных регионах приближается к 100%.
В случае длительной безработицы палитра сопряженных с ней индивидуальных и общественных издержек существенно расширяется. Прежде всего появляются дополнительные экономические издержки, связанные с утратой квалификационного потенциала и навыков регулярной трудовой деятельности, а следовательно, обесценением рабочей силы, как индивидуальной, так и совокупной. В подавляющем большинстве случаев длительная безработица сопряжена также с серьезными психологическими издержками, которые обычно не возникают, если период безработицы невелик. О серьезном ухудшении психологического состояния длительно безработных свидетельствуют и данные статистики, фиксирующие рост заболеваемости среди безработных, высокую долю самоубийств, рост числа преступлений, совершаемых безработными гражданами.
1 В соответствии с неоклассической теорией в начальный период безработицы (в случае краткосрочной безработицы) сопряженные с ней индивидуальные издержки могут иметь отрицательную величину, так как субъективная ценность дополнительного свободного времени превышает потерянный доход (Knight KG. Unemployment: an Economic Analysis. L., 1987. P. 20). 2 Лргайл M. Психология счастья. M., 1990. С. 96; Knight K.G. Unemployment: an Economic Analysis. P. 21. 3 Панельное обследование 87 американских семей, возглавляемых безработными, выявило резкий рост напряженности внутрисемейных отношений и конфликтов с момента, когда период безработицы превышает 6 мес, второй скачок напряженности наблюдается после 12 мес. безработицы (Lenkerd В. Psychological Consequences of Unemployment. A Background Study. Halmstad, 1995. P. 39-43).
Осознание полного спектра сопряженных с безработицей издержек неизбежно подводит к выводу о том, что грамотно построенная система социально-экономической защиты от безработицы, направленная на сохранение и развитие трудового потенциала и содействие занятости безработных, способна принести не только сугубо социальный, но и прямой экономический эффект. Создание системы, опирающейся на рациональную экономическую политику, направленную на повышение эффективной занятости населения, способно значительно сократить издержки безработицы, повысить уровень использования трудового потенциала не только безработных и занятых, но и части экономически неактивного населения и тем самым расширить социальную базу экономического роста. Без развития и поддержания на достойном уровне человеческих ресурсов невозможно обеспечивать дальнейший экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики. При таком подходе вложения в политику защиты от безработицы рассматриваются как инвестиции, способные приносить экономическую отдачу.
В современной России безработица воспринимается как неизбежное зло, а не как результат неэффективного функционирования экономики, что во многом напоминает подход развитых стран на этапе зарождения системы поддержки безработных в начале XX в.1 Безработные в соответствии с таким подходом выступают таким же объектом социальной защиты государства, как и другие социально уязвимые категории населения (пенсионеры, инвалиды и др.), а расходы по их содержанию и трудоустройству воспринимаются исключительно как вычет из совокупного дохода общества2.
Ограниченность такого подхода связана с тем, что он неизбежно отводит на второй план экономические издержки безработицы, потери, которые несет общество в целом. В результате обедняется цель политики занятости. Последняя сводится лишь к помощи конкретным людям (защите безработных), снятию социальной напряженности в обществе и игнорирует важнейший аспект рационализации занятости и более эффективного использования трудовых ресурсов. Поскольку в условиях острого дефицита ресурсов социальная помощь может быть оказана лишь ограниченному кругу наименее защищенных граждан, не способных решить свои проблемы самостоятельно, государственная политика содействия занятости концентрировалась на регистрируемых безработных, доля которых составляла менее 1/4 всех безработных на протяжении всех лет рыночных преобразований (табл. 43.1).
В отличие от развитых стран и стран Центральной и Восточной Европы столь существенное расхождение показателей регистрируемой и общей безработицы остается «уникальностью» России: если в первых странах расхождение этих показателей не столь значительно, а в таких странах, как Венгрия, Хорватия, Словакия и Словения, регистрируемая безработица превышает открытую безработицу (табл. 43.2), то в России уровень общей безработицы на протяжении всего периода рыночных реформ в 5 раз и более превышал уровень регистрируемой безработицы, выявляемый административной статистикой Государственной службы занятости (ГСЗ) (рис. 43.1).
На протяжении 1990-х гг. безработица неуклонно возрастала, а с 2000 г. -стала снижаться (табл. 43.1 и рис. 43.1). Одновременно происходило постепенное изменение природы безработицы: если изначально главным фактором
Таблица 43.1
С Динамика показетелей общей и регистрируемой безработицы в некоторых странах Восточной Европы и Росси 1994-1999гг..,% | Уровень безработицы, рассчитанный по данным | |||||||
статистики ГСЗ | общенациональных обследований рабочей силы | |||||||
1994 | 1996 | 1998 | 1999 | 1994 | 1996 | 1998 | 1999 | |
Хорватия | 17,3 | 15,9 | 18,6 | 20,8 | - | 10,0 | 11,4 | 13,6 |
Венгрия | 10,9 | 10,5 | 9,1 | 9,6 | 10,7 | 9,8 | 7,8 | 7,0 |
Польша | 16,0 | 13,2 | 10,4 | 13,0 | 13,9 | 11,5 | 10,6 | 15,3 |
Словакия | 14,8 | 12,8 | 15,6 | 19,2 | 13,7 | 11,1 | 11,9 | 17,1 |
Словения | 14,2 | 14,4 | 14,6 | 13,0 | 9,0 | 7,3 | 7,7 | 7,4 |
Россия | 1,6 | 2,6 | 1,9 | 2,2 | 7,4 | 9,7 | 13,2 | 12,6 |
Составлено по: O'Leary Ch., Nesporova A., Samorodov A. Manual on Evaluation of Labour Market Policies in Transition Economies. Geneva.: ILO, 2001. P. 18; Данные обследования рабочей силы Госкомстата России за соответствующие годы; Данные статистики ГСЗ за соответствующие годы.
роста безработицы было падение спроса на труд в условиях абсолютного сокращения производства, то в дальнейшем возрастало значение структурных факторов, диспропорций спроса на труд и предложения труда в территориальном, профессионально-квалификационном и демографическом разрезах. Это нашло отражение в:
• росте длительности безработицы. По официальным данным Госкомстата России, среднее время поиска работы (незавершенной безработицы) увеличилось с 4,4 мес. в 1992 г. до 8,2 мес. в 2001 г. Некоторое снижение абсолютной численности безработных и уровня безработицы в 2000-х гг. лишь незначительно повлияло на ее среднюю продолжительность. Группа безработных, ищущих работу более полугода, стала преобладающей, охватив в 2001 г. более 55% всех безработных по сравнению с 34,4% в 1993 г. Доля ищущих работу более года возрастала еще более стремительно - от 18,2% в 1993 г. до 46,9% в 2001 г.;
усилении территориальной дифференциации безработицы. На начало 2002 г. уровень безработицы варьировал от 1,9% в Москве до 30% в Республике Дагестан, 39,2% в Республике Ингушетия и 29% в Агинском Бурятском автономном округе2. При этом на протяжении 1990-х гг. отчетливо прослеживалась тенденция к усилению регионального разрыва в уровне безработицы. Если в 1992 г. уровень безработицы 71 региона не превышал 7%, то к 1995 г. уже 68 регионов преодолели этот барьер. К началу 1999 г. в 54 регионах уровень безработицы превысил 13%, в 34- 15%, а в 3 регионах - 30%. В 2000-2001 гг. показатели безработицы несколько улучшились, однако по-прежнему в значительной части регионов уровень безработицы превышает 15%;
углублении проблемы очаговой безработицы. Практически в каждом российском регионе, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, есть районы, где уровень безработицы (и даже регистрируемой) приближается к 50%;
увеличении возрастных разрывов в уровне и продолжительности безработицы. Так, для молодежи в возрасте от 16 до 20 лет уровень безработицы составляет 33,6% и сильно варьирует по регионам (в 1998 г. в 42 регионах он превышал среднероссийский уровень, а в 8 регионах был выше 70%). Уровень безработицы для молодежи в возрасте 20-24 лет несколько ниже (менее 30%), однако их абсолютная численность увеличилась за 1992-2000 гг. более чем в 2 раза. Это выше, чем в крайних возрастных группах.
1 Труд и занятость в России: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001. С. 162; Статистические бюллетени Минтруда России за 1992-2000 гг. «Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения за январь-декабрь». 2 По данным обследования рабочей силы Госкомстата в феврале 2002 г.
Несмотря на формальное признание в России многообразных форм безработицы, ориентиром при оценке состояния рынка труда и выработке политики занятости служит уровень регистрируемой, или, как еще принято его называть, официальной, безработицы. Эта попавшая в поле зрения государственных органов часть рынка, по сути, произвольно вырывается из общего контекста социально-экономических отношений, что принципиально недопустимо. Для того чтобы оценить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке труда в России, следует проанализировать, насколько адекватно полученные различными путями данные о безработице отражают масштабы, структурные характеристики и тенденции развития этого феномена, как они соотносятся между собой, а также определить оптимальную сферу применения различных методов измерения безработицы.
В настоящее время в мировой практике применяются 2 основных метода измерения безработицы, в основе которых лежат различные, независимые друг от друга источники информации - административная статистика ГСЗ о зарегистрированных безработных и общенациональные выборочные обследования домохозяйств, которые проводят национальные комитеты по статистике.
Предпочтение обычно отдается одному из них. В США, Канаде, Японии, Австралии и большинстве Скандинавских стран - выборочным обследованиям, которые проводятся ежемесячно и служат основным источником информации об уровне, динамике, структуре, длительности и других параметрах безработицы, в большинстве европейских стран - данным соответствующих служб о регистрируемых безработных. Каждый из методов имеет достоинства и недостатки.
Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения государственных органов занятости. Кроме того, данные обследований хорошо приспособлены для межстрановых сопоставлений. В то же время для применения этого метода есть ограничения.
Во-первых, обеспечение регулярных и качественных опросов на основе репрезентативной, в том числе по регионам, выборки и оперативной обработки результатов требует соответствующего технологического обеспечения, квалифицированных кадров и значительных финансовых затрат. Во многих развивающихся странах это обстоятельство стало серьезной преградой для широкого распространения данного метода. Значительные финансовые и технологические трудности при организации и проведении общенационального обследования рабочей силы (далее - ОРС) испытала и Россия.
Во-вторых, любое, даже наилучшим образом организованное выборочное обследование, в отличие от сплошного наблюдения, объективно предполагает статистическую ошибку. В процессе дробления выборки, например при региональном анализе, или дезагрегирования показателей ошибка выборки становится все более значимой. На определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.
В-третьих, время от времени пересматриваются те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты, что приводит к потере сопоставимости данных за различные периоды времени. Так, в США примерно раз в 10 лет на основе переписи населения происходит существенная корректировка структуры выборки. В последний раз (в 1994 г.) она сопровождалась реструктуризацией опросных листов и внесением изменений в методологию сбора данных. В результате возникла необходимость пересчета значительного числа показателей. Тем не менее некоторые данные так и остались несопоставимыми.
Преимущества учета безработицы на основе данных административной статистики состоят в следующем:
• этот метод не требует значительных финансовых затрат;
отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, а потому позволяет достаточно легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения;
сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в данном случае дезагрегирование не снижает достоверности.
Вместе с тем в странах, опирающихся на регистрационный (административный) метод, растет понимание того, что собираемая информация неизбежно неполна, так как представляет собой лишь побочный продукт органа социальной защиты (служб занятости), ориентированного на помощь определенному контингенту населения (безработным, обратившимся в службу занятости). Информация о числе зарегистрированных безработных, имеющих право на пособие, неизбежно отсечет тех лиц, не имеющих работы, которые, например, предпочитают искать работу самостоятельно, либо не удовлетворяют критериям регистрации в службе занятости, либо нарушили правила пребывания в качестве зарегистрированных безработных и были лишены этого статуса. Кроме того, несопоставимость показателей регистрируемой безработицы по странам обусловлена различиями в критериях предоставления пособий по безработице в разных странах, при установлении которых существенную роль играют политические соображения. Изменение расстановки политических сил, смена приоритетов в социальной сфере могут привести к ужесточению или, наоборот, к смягчению условий предоставления пособий по безработице. В Великобритании, например, это происходит всякий раз, когда консервативное правительство сменяется лейбористским, и наоборот. В результате число регистрируемых безработных меняется просто потому, что те или иные категории населения теряют (либо приобретают) право на пособие.
Все перечисленные обстоятельства побуждают европейские страны, опирающиеся на данные административной статистики служб занятости, регулярно (как правило, 1-2 раза в год) проводить также выборочные обследования в соответствии с методологией МОТ. Таким образом, на протяжении уже почти пяти последних десятилетий во многих странах собираются данные об уровне безработицы из двух независимых друг от друга источников.
Большинство восточноевропейских стран с начала 1990-х гг. перешли на двойную систему измерения безработицы (за исключением Албании), а из числа стран бывшего СССР двойная система используется только в прибалтийских странах, Армении и Грузии (с 1998 г.), на Украине (с 1996 г.) ив России (с 1992 г.). Остальные страны измеряют безработицу на основе данных, собираемых через ГСЗ.
В России заложены основы комплексной системы учета безработных, принятой в международном сообществе. Однако элементы этой системы развиты неравномерно. Единственным аккуратно собираемым и регулярно доступным источником информации до недавнего времени были данные административной отчетности служб занятости о зарегистрированных незанятых и безработных. При этом основной источник информации о параметрах и тенденциях развития безработицы в России - общенациональное обследование населения по проблемам занятости Госкомстатом России.
В отличие от обстоятельных и подробных данных административной статистики, предоставляющих широкие возможности для детального анализа потоков регистрируемых безработных, обследования Госкомстата России вызывают ряд серьезных нареканий. К ним относятся: нерегулярность проведения обследований до 1999 г.; запоздалые сроки публикации результатов; снижение числа обследуемых домохозяйств (до 1996 г. в обследование включалось 450 тыс. домохозяйств по всей России, затем их число плавно сокращалось и к 2000 г. уменьшилось более чем в 3 раза по сравнению с первой половиной 1990-х гг.); неудовлетворительное качество выборки. До перехода на поквартальные обследования в 1999 г. периодичность ОРС не позволяла отделить долговременные тенденции от нормальных сезонных колебаний. Изменение периодичности обследования с 1999 г. и сокращение числа обследуемых домохозяйств потребовали пересчета ряда показателей за предшествующие годы и до сих пор вызывают определенные трудности при сопоставлении отдельных показателей по годам.
Перечисленные обстоятельства делают комплексный анализ ситуации на российском рынке труда на основе ОРС весьма затруднительным, и складывается впечатление, что наиболее полна и объективна информация о регистрируемой безработице, основанная на сплошной отчетности. Поэтому представители официальных структур, журналисты и многие исследователи оперируют преимущественно показателем регистрируемой безработицы.
На первый взгляд может показаться, что данные административной статистики в России должны отражать реальную безработицу значительно более точно, чем данные по основным европейским странам, поскольку в соответствии с Законом о занятости в РФ все обратившиеся в службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие ее (кроме пенсионеров и учащихся дневных отделений), обладают правом получения статуса безработного. В большинстве же стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определенного уровня, а в ряде стран - добровольно уволившиеся с предыдущего места работы.
На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться в ней можно лишь на основе анализа факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России. На показатель регистрируемой безработицы влияют по меньшей мере следующие факторы: 1) общая экономическая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства; 2) государственная политика в отношении безработных (законодательно определенный порядок регистрации и условия предоставления пособий); 3) эффективность и стиль работы территориальных органов занятости; 4) особенности трудового, в том числе пенсионного, законодательства; 5) законодательные инициативы местных и региональных властей.
Перечисленные факторы способны существенно влиять как на стимулы безработных к регистрации, так и на объективные возможности получения статуса безработного, а значит, способствовать увеличению или сокращению доли безработных, получающих официальный статус. Так, открытие отделений служб занятости в «спальных» районах Москвы в середине 1990-х гг., «приблизившее» службу к населению, сразу же привело к росту числа обращений и соответственно масштабов и уровня регистрируемой безработицы. «Регулирование» численности безработных в Москве после кризиса 1998 г. путем ограничения приема службами занятости до 10 заявлений в день, напротив, способствовало снижению численности получивших статус безработного.
Отчетливая тенденция рынка труда России во второй половине 1990-х гг. -неуклонное снижение регистрируемой безработицы: к 1999 г. разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы достиг семикратной величины.
Сокращение государственного финансирования политики содействия занятости и вытекающие отсюда снижение размера пособий по безработице и сокращение программ активной помощи привели, с одной стороны, к снижению у безработных стимулов к регистрации, с другой - к ужесточению правил регистрации безработных в органах ГСЗ. В результате статус безработного стали присваивать реже. Если в 1995 г. 82,9% обратившихся незанятых, ищущих работу, становились обладателями статуса безработного, то в 1997 г. - 73,6%, в 1998 г. - 69,9, в 1999 г. - 64,1, а в 2000 г. - только 60,2% (табл. 43.3).
Таблица 43.3
Структура обратившихся в поисках работы в органы Государственной службы занятости в 1993-2000 гг.
Показатель | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Всего обратилось в поиске работы, тыс. человек | 2 283 | 3 709 | 5 122 | 5 280 | 4 599 | 4 739 | 4 300 | 4 746 |
Из них безработные, % | 72,1 | 86,1 | 76,9 | 83,6 | 82,7 | 80,9 | 76,1 | 69,2 |
Из числа безработных получили статус безработного в органах ГСЗ, % | 68,0 | 78,4 | 82,9 | 78,9 | 73,6 | 69,9 | 64,1 | 60,2 |
Данные показывают устойчивое снижение численности незанятого населения среди всех обратившихся в службы занятости. В 2000 г. доля незанятого населения среди всех клиентов службы составила 69,2% - минимальную величину за 1993-2000 гг. Это означает, что «популярность» государственной службы упала среди безработных (не имеющих работы и ищущих работу активно, что подтверждает факт обращения в службу занятости) и выросла среди занятого населения. Это свидетельствует об изменении ориентиров в работе самой ГСЗ в пользу «непрофильного» для данного государственного органа контингента -занятых, учащихся и т.п.
С учетом всех перечисленных обстоятельств можно заключить, что данные о регистрируемой безработице в России не могут служить индикатором ни истинных масштабов безработицы в России, ни даже тенденций ее развития.
Параметры безработицы, улавливаемые ОРС, также существенно искажают реальную ситуацию.
Во-первых, в соответствии с рекомендациями МОТ в отношении критериев безработицы, принятыми Госкомстатом России, к безработным не относят: а) лиц, находящихся в бессрочных, неоплачиваемых отпусках по инициативе администрации; б) работающих, но не получающих заработную плату. Классификация этой категории лиц не могла быть предусмотрена МОТ ввиду их отсутствия в тех странах, на основе практики которых разрабатывались рекомендации. Однако обе перечисленные категории лиц, по существу, безработные и поддаются учету (в отличие, например, от разочарованных безработных или избыточных работников, получающих заработную плату).
Во-вторых, в соответствии с рекомендациями МОТ проработавших в течение контрольной недели хотя бы 1 ч относят к числу занятых. В условиях России последнее обстоятельство может приводить к существенному занижению реальной безработицы. В отличие от развитых стран российские безработные не станут пренебрегать случайными заработками просто потому, что не могут себе этого позволить (минимальное пособие, которое получает больше половины российских безработных, даже с учетом доплат на иждивенцев, существенно ниже прожиточного минимума). Однако это отнюдь не снимает проблему поиска ими подходящей работы с нормальным вознаграждением.
В-третьих, в каждом следующем раунде обследования происходит некоторое искажение выборки, в том числе связанное с отказом респондентов отвечать на поставленные вопросы. Разумно предположить, что среди неблагополучных респондентов, к которым в первую очередь относятся не имеющие работы, уровень отказов выше.
Тем не менее специфика искажений, присущих показателю общей безработицы, такова, что они сравнительно стабильны и в малой степени подвержены колебаниям под воздействием конъюнктурных факторов. Иными словами, показателем общей безработицы, получаемым на основе обследований, манипулировать значительно сложнее. Поэтому в качестве индикатора масштабов и особенно тенденций развития безработицы в России следует использовать показатель общей безработицы.
Показатели регистрируемой и общей безработицы позволяют улавливать разные аспекты этого явления. На основе выборочных обследований можно получить достаточно адекватное представление об истинных масштабах и уровне безработицы. В то же время обследования, даже при условии их ежеквартального проведения, которое планируется Госкомстатом России с 1999 г., не в состоянии обеспечить данные, необходимые для анализа потоков рынка труда. Информация о сменяемости состава безработных, темпов их притока и оттока по различным категориям рабочей силы, в том числе о доле возвращающихся в сферу занятости и пополняющих ряды экономически неактивного населения, есть в сплошной отчетности, предоставляемой ГСЗ.
Данные, собираемые в ходе мониторинга регистрируемой безработицы, позволяют вести полный учет всех обратившихся в поисках работы и заявивших, что работы не имеют. Хотя такой учет существует, однако показатель общей безработицы рассчитывают по другому, произвольно заниженному показателю.
Сопоставление масштабов и структур общей и регистрируемой безработицы позволяет отследить: а) какая часть безработных региона проходит через органы ГСЗ; б) какие услуги и в каком объеме оказывает ГСЗ; в) какова результативность ее работы; г) какие категории безработных чаще всего прибегают к услугам ГСЗ.
Занижение показателей регистрируемой безработицы не препятствовало бы анализу потоков рынка труда на основе данных государственной отчетности в случае, если бы регистрируемая безработица составляла стабильную или по крайней мере предсказуемую часть общей1. Однако, как видно из табл. 43.1, тенденции развития общей и регистрируемой безработицы расходятся: если общая безработица демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению, то доля регистрируемой безработицы в общей за 1992-1996 гг. выросла более чем в 2 раза, а затем резко сократилась. Расхождение между числом зарегистрированных безработных и числом граждан, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ, достигло к началу 2000 г. более 5 раз. Таким образом, данное отношение отнюдь не стабильно. Более того, общая и регистрируемая безработицы изменяются в значительной мере независимо друг от друга.
1 Гипотеза о стабильности доли регистрируемой безработицы в общей принимается в качестве одной из отправных точек анализа безработицы, выполненного С. Коммандером, Р. Емцовым в работе «Безработица в России: масштабы, характеристики и региональные параметры», опубликованной в кн.: Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. Вашингтон: Всемирный банк, 1998. С. 161, 188.
ВЫВОДЫ
1. Цели политики занятости достаточно полно отражены в соответствующей резолюции МОТ: «Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:
имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
такая работа была как можно более продуктивной; с) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения»1. Наряду с законодательным обеспечением основных гарантий работающему населению посредством установления стандартов минимальной заработной платы, условий труда, порядка найма и увольнения работников политика занятости предполагает воздействие как на факторы, характеризующие спрос на труд, так и на факторы, отражающие предложение труда.
2. Выделяются два основных направления политики занятости. Первое из них связано с формированием спроса на труд в рамках общеэкономической политики. Принимая решения о формировании общеэкономических пропорций в области промышленной политики, развития тех или иных отраслей и регионов, необходимо учитывать фактор занятости: численность и структуру наличной рабочей силы, уровень образования, профессионально-квалифика- ционный состав, демографические тенденции. Расширение занятости (создание дополнительных рабочих мест) не может (или может лишь в ограничен- ных пределах) быть единственной целью инвестирования. Искусственное поддержание и стимулирование занятости консервирует часто устаревшую структуру рабочих мест и, следовательно, выступает фактором снижения экономической эффективности. В то же время при определении приоритетов промышленной политики как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо исходить из взаимоувязанных целей в области реструктуризации производства и развития занятости.
1 Конвенции и рекомендации МОТ, 1919-1966. Женева: Международное бюро труда, 1983. С. 1429.
1 Holthem G, Mayhew K. Tackling Long-Term Unemployment. L.: IPPR, 1996.
2 Chris de Neubourg. Unemployment and Labour Market Flexibility: the Netherlands. Geneva: ILO, 1990. P. 51-53.
Экономический рост, сопровождающийся созданием новых рабочих мест, - необходимая предпосылка обеспечения продуктивной занятости и снижения безработицы. Без этих условий любая политика, направленная на сокращение безработицы и увеличение занятости, будет неизбежно обречена на провал, а конкретные меры в области социальной поддержки безработных будут малоэффективными и могут носить только паллиативный характер. В России изолированность социальной политики от экономической политики в целом, отсутствие действенной промышленной политики, предусматривающей развитие системы рабочих мест, до сих пор делали объективно невозможным продвижение в направлении рациональной продуктивной занятости.Теоретический анализ и имеющиеся эмпирические данные показывают, что экономический рост далеко не всегда сопровождается сокращением безработицы. Более того, в России на первых этапах этого процесса возможен дальнейший ее рост, что связано по крайней мере со следующими причинами. Во-первых, с активизацией процессов высвобождения в связи с ростом производительности труда и стремлением к освобождению от избыточной занятости, охватывающей, по нашим данным, до 35% занятых в промышленности. Во-вторых, со структурным несоответствием между вновь создаваемыми рабочими местами и квалификационными и демографическими характеристиками безработных. В-третьих, с несовпадением регионов (районов), генерирующих спрос на труд, и регионов, где сосредоточена незанятая рабочая сила. В-четвертых, с ограниченностью возможностей адаптации к рынку труда длительно безработных, в значительной мере утративших трудовые навыки, привычку к регулярному труду и поэтому конкурентоспособность.
Проблема уменьшения безработицы не может быть решена исключительно мерами макроэкономического воздействия. Далеко не все категории безработных автоматически «всасываются» дополнительным спросом. Расширение занятости нетождественно сокращению безработицы. Наиболее трудно поддается сокращению длительная безработица, значительная часть которой в отсутствие специальных программ способна стать постоянным балластом для системы социального обеспечения1. В стратегическом плане проблема состоит в том, что в период «выздоровления» экономики, когда появляются новые рабочие места и расширяется занятость, этот процесс в минимальной степени затрагивает безработных с большим стажем. Новые рабочие места заполняются наиболее конкурентоспособными претендентами, пребывавшими в рядах безработных сравнительно короткое время. На это есть две основные причины. С одной стороны, по мере увеличения срока безработицы снижается интенсивность поиска подходящего рабочего места, разрушаются социальные связи, с помощью которых можно получить информацию об открывшихся рабочих местах. С другой стороны, работодатели избегают нанимать долго не работающих лиц, поскольку сам факт продолжительной безработицы является в их глазах отрицательной характеристикой, индикатором наличия у претендента на рабочее место скрытых нежелательных характеристик2. В основе статистической дискриминации долго не работающих лиц лежит объективное обесценение их квалификации, деградация накопленного человеческого капитала, усвоение «культуры» безработицы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие существуют формы безработицы, условия их возникновения и социально-экономические последствия?
Каковы экономические, финансовые и социальные издержки безработицы?
Каковы структура безработицы в России и ее особенности?
Опишите методы измерения безработицы и их использование при оценке состояния рынка труда. Назовите причины несовпадения показателей безработицы, выявляемой административной статистикой, и показателей, полученных на основе данных национальных обследований рабочей силы.
Каково влияние различных показателей безработицы на выработку политики занятости в России?
Рекомендуемая литература
Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли. М.: ИНФРА-М, 1995.
Занятость и политика на рынке труда в некоторых странах с переходной экономикой: Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии: Вып. 5. М.: Издание бюро МОТ в Москве, 2000.
Капелюшников Р. Российский рынок труда. Адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
Малева Т.М., Прокопов Ф.Т. Политика противодействия безработице / Бюро экономического анализа. М.: РОССПЭН, 1999.
Прокопов Ф. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. МГУ им. М.В. Ломоносова. М: ТЕИС, 1999.
Рикка С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование / Пер. с фр. И.А. Дунаевой. М., 1993.
Четвернина Т. Кризис Фонда занятости и механизмы его преодоления // Вопросы экономики. 1999. № 11.
Четвернина Т. Российская система социальной защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. 2002. № 11.
O'Leary Ch., Nesporova A., Samorodov A. Manual on Evaluation of Labour Market Policies in Transition Economics. ILO. Geneva, 2001.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.