Глава 42
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевая характеристика современного этапа цивилизационного развития - резкое возрастание роли человека в системе факторов производства, что диктует необходимость глубокой социальной переориентации экономических приоритетов. Человек ставится в центр социально-экономической системы, возможно более полное удовлетворение всего спектра его потребностей, включая потребность в самореализации, становится одновременно конечной целью производства и условием его устойчивого развития. На первый план выдвигается обеспечение возможно более полного развития и реализации человеческого потенциала.
До недавнего времени при анализе воспроизводственной роли человека в экономическом процессе акцент делался на трудовом потенциале, т.е. совокупности тех свойств, способностей, знаний и навыков людей, которые они применяют или могут применять в общественном производстве на данном этапе его развития. Человеческий потенциал характеризует население во всем богатстве его способностей, знаний, навыков и личностных характеристик.
Рассматриваемый по отношению к отдельному человеку, трудовой потенциал соответствует его рабочей силе, человеческий потенциал - личности. В условиях возрастания роли творческого труда и увеличения доли творческих и личностных элементов в трудовых процессах круг способностей, знаний и навыков, которые работник задействует в процессе труда, постоянно расширяется. Многие современные рабочие места в разных областях деятельности предъявляют требования не только к профессиональным навыкам, но и к личностным характеристикам работника. В результате грань между трудовым и человеческим потенциалом постепенно утрачивает былое значение, становится более подвижной и размытой1.
1 «В развитых странах уже давно осуществляется оценка развития не трудовых, а человеческих ресурсов, и создание условий для такого развития - одна из актуальнейших научных и практических государственных проблем». (Занятость нас ления в кризисном обществе: социологические и психологические проблемы. Материалы к парл чентским слушаниям на тему «Концепция развития и совершенствования законодательства о занятости населения в РФ». Новосибирск: ЦСА, 1998. С. 54.) В Канаде министерство, в ведении которого находятся вопросы труда и занятости, называется Департаментом человеческих ресурсов.
Человеческий потенциал реализуется в разнообразных сферах, ведущими из которых помимо производства являются потребление и досуг. В этой связи речь идет не только о платежеспособном спросе как о стимуле производства, но и об усложнении потребления1, формировании структуры потребностей. Важнейшая функция человеческого потенциала - инициирование перспективных потребностей, задающих стимулы и направленность экономического развития. Сферы реализации человеческого потенциала выступают одновременно сферами производства трудового потенциала.
Качество человеческого потенциала необходимо оценивать на основе как индивидуальных (средних) критериев, так и его характеристик как целого, включающих структурный аспект и аспект качества взаимодействия.
Рассматриваемый с точки зрения его экономической отдачи (действительной или потенциально возможной, прогнозируемой), человеческий потенциал приобретает форму человеческого капитала. Накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания и навыки, способности, которыми он обладает от природы и которые сумел в себе развить, т.е. его индивидуальный потенциал, способны приносить отдачу в трудовом процессе, реализуясь в более высокой результативности труда и в более высоких заработках. Впервые подход с позиций концепции человеческого капитала был предложен в 1950-1960-х гг. и быстро вошел в основной методологический арсенал как теоретических исследований, так и прикладных разработок.
В российской экономической литературе человеческий капитал иногда характеризуется как внеэкономическая составляющая общественного богатства2. Такая трактовка неточна, так как уже сам факт капитализации трудового потенциала говорит о его равноправной включенности в единую систему экономических, более того, рыночных (стоимостных) отношений. В данном случае правильнее говорить о нематериальном компоненте общественного богатства, включающем наряду с человеческим капиталом (образование, здоровье, трудовые навыки населения) накопленные научные знания и социальный капитал.
Иной подход к оценке уровня развития человеческого потенциала предложен в рамках ООН. Была разработана методология подсчета международно сопоставимого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) на основе показателей средней продолжительности жизни, охвата населения образованием и ВВП на душу населения. При всем несовершенстве этого индекса его безусловное преимущество - стремление комплексно отразить человеческое развитие, отказ от подхода к человеку исключительно как к экономическому ресурсу, фактору производства3.
1 «Взаимоотношения между людьми уже не могут быть сведены к проблеме производства и потребления благ; продукты творческой деятельности становятся неотделимыми от самого субъекта, а их воспроизводство и распространение требуют фактически не исследовавшихся в рамках традиционной экономической теории межличностных контактов и интерперсонального взаимодействия. Развитие неэкономического сектора основывается на распространении новой мотивацион-ной системы, однако проявляется прежде всего в росте количества благ, не актуализируемых вне человеческой личности» (Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) •// Российский экономический журнал. 1997. № 11. С. 65). 2 Например, С.Д. Валентей и Л.И. Нестеров отмечают «качественное изменение структуры общественного богатства, проявляющееся в беспрецедентном увеличении доли его внеэкономической составляющей, в том числе человеческого капитала» (Валентей С.Д., Нестеров Л. И. Накопление общественного богатства: Россия на фоне общемировых тенденций. М.: ИЭ РАН, 1999. С. 4). 3 Гуманистические ориентиры России. М.: ИЭРАН, 2002. С. 15-17.
Важнейший аспект человеческого потенциала, выходящий за рамки непосредственно производства и охватывающий все сферы жизнедеятельности людей, - качество взаимодействия, взаимоотношений людей в обществе. Многочисленные исследования показывают, что качество взаимоотношений - важнейший фактор развития, позволяющий некоторым странам использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы значительно эффективнее других. В последнее время этот аспект, описываемый понятием «социальный капитал», привлекает повышенное внимание исследователей1.
Изобилие социального капитала значительно снижает издержки бизнеса и посредством укрепления доверия, координации и кооперации на всех уровнях ведет к росту производительности труда. Следствие недостатка социального капитала - нарастание конфликтов и снижение эффективности. Переход к производству индивидуализированной и наукоемкой продукции принципиально изменяет содержание конкуренции по сравнению с ситуацией преимущественно массового производства и задает экономические императивы социализации бизнеса. При всей важности образования и квалификации отдельных работников ключевое значение приобретает формирование эффективных социальных отношений, развивающих способность к взаимообучению, работе в команде, облегчающих передачу информации в масштабах экономики и тем самым увеличивающих объем человеческого капитала и способствующих его более эффективной реализации. Таким образом, формирование внутри- и межфирменного социального капитала становится более мощным фактором инновационного процесса, чем рыночная конкуренция2.
1 См., например, Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology // Annual Review of Sociology. 1998. № 24; Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and Reconstitution of Social Order. N.Y.: Free Press, 1999; Social Capital. Critical Perspectives / Eds. S. Baron, J. Field, T. Schuller. Oxford: Oxford University Press, 2000; Social Capital: a Multifaceted Perspective / Eds. P. Dusgupta, I. Serageldin. Wash. DC: World Bank, 2000. Мировой банк запустил обширную исследовательскую программу по изучению и популяризации концепции социального капитала под руководством Джозефа Стиглица (Beyond Economic Growth. Meeting the Challenges of Global Development, http://www.worldbank.org.ru/wbimo/dep/global/chapterl7.html). 2 Brown Ph., Lauder H. Human Capital, Social Capital and Collective Intelligence // Social Capital. Critical Perspectives. P. 226-242.
Сегодня в развитых экономиках страховые и бюджетно-налоговые механизмы социальной защиты охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую социально-экономическую безопасность. Через государственный бюджет в большинстве развитых стран перераспределяется от Уз (США, Япония) до 1/2 (Франция, Италия) ВВП. На долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, а в европейских странах -не менее 30%.
Не менее важное направление политики государства связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ, создаваемых в отраслях нематериального производства, прежде всего в образовании, здравоохранении, культуре. Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но также дает социальный выигрыш для общества в целом и представляет собой инвестиции в человека, отдача от которых подчас превышает отдачу от инвестиций в материальную базу. Важность социального капитала для обеспечения конкурентоспособности - стимул для вступления акционеров и менеджеров корпораций в диалог с государством о способах избежания непродуктивного равновесия, базирующегося на малоквалифицированном труде, при котором низкое качество обучения и подготовки и соответственно непригодность для профессиональной деятельности в экономике полученных знаний обрекают население на прозябание1. Наблюдаются возрастание роли государства как стратега, определяющего основные приоритеты и направления развития, становление и развитие наряду с рыночным обширного некоммерческого сектора и социализация бизнеса, принимающего на себя значительную часть функций, связанных с развитием работников.
Наличие существенного позитивного внешнего эффекта и длительный период окупаемости значительной части инвестиций в образование и здравоохранение обусловливают необходимость корректирующего вмешательства государства в действие рыночных механизмов. Будучи отданы на откуп рынку, объем и структура этих сфер существенно отстали бы от реальных объективных потребностей экономики и общества. Это обстоятельство во многом объясняет приоритетность соответствующих расходов в бюджетной политике развитых стран, включая те из них, которые традиционно относят к странам с преимущественно либеральной моделью социальной политики. В США инвестиции в развитие человеческих ресурсов составляют более 60% расходов федерального бюджета и почти вчетверо превышают расходы на оборону2.
Инвестиционная роль основных социальных отраслей различна. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение носят инфраструктурный характер, т.е. создают условия для нормального участия работников в производственном процессе (физически здоровые люди реже берут больничный, могут работать с полной отдачей, не только дольше живут, но и дольше не выходят из состава рабочей силы). Инвестиции в образование, формируя рабочую силу более высокого качества, дают прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда.
1 Maskell P. Social Capital, Innovation and Competetiveness // Social Capital. Critical Perspectives. P. 121. 2 Statistical Abstract of the US. 2001. P. 303.
В России одна из ведущих, если не основная причина, инициировавшая реформы, состояла в невозможности обеспечить в рамках советской системы эффективную реализацию человеческого потенциала населения и возможности его устойчивого сбалансированного развития. Это не означает, что на протяжении советского периода человеческий потенциал не был востребован и его развитию не уделялось должного внимания.
Достижения модели советского типа в области развития человеческого потенциала были обусловлены прежде всего тем, что повышение уровня общего и специального образования населения было на всех этапах развития страны (начиная с решения триединой задачи индустриализации, коллективизации и культурной революции) включено в систему стратегических приоритетов. В результате в сравнительно короткие сроки удалось добиться относительно высоких по международным стандартам значений базовых показателей развития человеческого потенциала. За двадцать довоенных лет было обучено примерно 60 млн неграмотных. Перепись 1959 г. показала, что неграмотность в стране практически полностью ликвидирована1. По данным микропереписи 1994 г., доля лиц, имеющих высшее (полное и неполное) образование, во взрослом населении составляла около 15%, в то время как доля лиц с недостаточным образованием (не более 8 лет) - 34,5%. Для сравнения: на старте реформ соответствующие показатели составляли в Польше - 5,3% (54,6), в Венгрии - 5,8% (66,9), в Болгарии - 5,7% (75,7), в Чехословакии - 3,5% (57,3)2. Высокий уровень образования населения - это огромное потенциальное преимущество России в международной конкуренции, на сохранение и реализацию которого стоит потратить некоторые усилия, пока оно не полностью утрачено.
Определенную позитивную роль в развитии человеческого потенциала играл и социальный контракт. Во-первых, стабильность системы базовых гарантий обеспечивала пусть минимально приемлемый, зато устойчиво растущий уровень потребления работников и членов их семей, а также создавала уверенность в будущем. Во-вторых, та же система выступала предпосылкой диверсификации мотивационных механизмов в сфере труда (на современном этапе «все задавила» зарплата).
1 Народное образование, наука и культура в СССР. М.: Статистика, 1971. С. 4. 2 Дегтярь Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика. М.: Наука, 1984. С. 15-16.
Во-вторых, структура человеческого потенциала, с которой Россия вступила в процесс реформ, формировалась в соответствии с задачами и потребностями милитаризованной центрально-управляемой экономики, ориентированной на ускоренное индустриальное развитие, наращивание средств производства, укрепление обороноспособности в ущерб развитию и диверсификации текущего и перспективного потребления. Отсюда неизбежный «технократический» перекос: избыток научно-технических кадров при недопроизводстве специалистов гуманитарного, экономического, управленческого профиля. В послевоенный период инженеры стабильно составляли более Уз специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве. На начало 1970-х гг. в СССР обучающиеся по инженерным специальностям составляли почти половину всех студентов вузов, в то время как в США - лишь 7%1.
Негативные явления постепенно накапливались и в сфере реализации человеческого потенциала. Из них наименее болезненным для системы было чрезмерное экстенсивное расширение занятости в общественном производстве. Однако его оборотной стороной стала невозможность с определенного момента решать проблему нехватки трудовых ресурсов на конкретных производствах путем привлечения дополнительных ресурсов из семейного сектора и личного подсобного хозяйства. С 1970-х гг. существенно обострились проблемы накопления скрытой безработицы внутри предприятий, снижения мотивации работников, низкой отдачи от труда. Возрастал разрыв в уровне производительности труда между СССР и развитыми странами Запада. Все это послужило аргументом в пользу необходимости радикального реформирования экономики.
По-видимому, одной из причин обострения перечисленных проблем стала неадекватность сложившегося типа занятости, в основных чертах соответствующего потребностям индустриального общества, императивам дальнейшего экономического развития. К этому времени в наиболее развитых странах мира произошел переход к новому типу занятости, предполагающему иное распределение ролей факторов производства и иные формы организации трудовых отношений. В России нарастание негативных тенденций в сфере труда также задавало экономические императивы перехода к новой модели занятости, характеризующейся повышением роли творческого труда, ростом гибкости трудовых отношений, увеличением доли занятых в отраслях нематериального производства и услугах.
Если прежний тип занятости, характерный для массового производства, где труд был подчинен материально-технологическому фактору, очень хорошо, можно сказать, органично сочетался с центрально-управляемой экономикой, то новый тип занятости совершенно в нее не вписывался. Именно в этом причина отставания в соревновании двух систем, кризиса внутрипроизводственных отношений, а значит, неизбежности краха тоталитарной системы и кардинальных преобразований.
1 Народное образование, наука и культура в СССР. М.: Статистика, 1971. С. 214.
На всем протяжении реформ сужались возможности продуктивной занятости. При поверхностном взгляде на динамику структурных изменений занятости можно уловить, казалось бы, прогрессивные изменения, связанные с возрастанием доли сектора услуг, что приближает соотношение занятости в крупных секторах в России к соответствующему соотношению в наиболее развитых странах. Однако изменение соотношения занятости в крупных секторах - формальный, малоинформативный критерий (табл. 42.1). Для содержательной оценки тенденций развития структуры занятости существенное значение имеют два взаимосвязанных обстоятельства: причины, повлекшие за собой те или иные изменения, и конкретное наполнение крупных секторов.
Таблица 42.1
Распределение занятых по крупным секторам (1990-2001 гг.), %
Сектор | 1990 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2001 | 2002 |
Сельское хозяйство | 13,2 | 15,1 | 13,7 | 14,0 | 13,6 | 13,4 | 12,7 |
Промышленность | 42,3 | 35,2 | 31,8 | 30,2 | 30,3 | 30,4 | 30,5 |
Услуги | 45,5 | 49,7 | 55,5 | 55,8 | 56,1 | 56,2 | 56,8 |
Рассчитано по: Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России. 2002. С. 74; Социальное положение и уровень жизни населения России. M.: Госкомстат России. 2000. С. 69.
При нормальном поступательном развитии экономики изменение структуры занятости происходит в результате роста производительности и насыщения потребностей определенного уровня. Это позволяет высвободить часть работников для удовлетворения более высоких потребностей и обусловливает изменения отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы как в экономике в целом, так и внутри крупных секторов. В частности, в отраслевой структуре промышленности получают развитие наукоемкие подотрасли машиностроения, в профессионально-квалификационной - категории, стоящие за пределами производственного процесса и занятые содержательным творческим трудом по его обслуживанию (специалисты, управленцы). В третичном секторе1 ведущая роль переходит к отраслям, образующим лежащий в основе современной экономики нематериальный инвестиционный комплекс, - науке, образованию, информационным технологиям, а также к здравоохранению.
1 Третичный сектор - нематериальное производство и услуги.
1998 г. и 23,0% в 2001 г.) сокращалась доля отрасли, где в первую очередь материализуется НТП, - машиностроения (с 38,2% в 1990 г. до 30,1% в 1998 г. и 27,2% в 2001 г.) и отрасли, направленной непосредственно на удовлетворение конечных потребностей, - легкой промышленности (с 10,9% в 1990 г. до 6,7% в 1998 г. и 6,1% в 2002 г.)1.
Изменения занятости в целом отражали изменение структуры производства. Внутреннее производство основных продуктов питания и товаров массового спроса на душу населения существенно сократилось. Не было никакого насыщения базовых потребностей. Работники вынужденно покидали промышленность в поисках заработка. В целом секторная структура занятости изменялась в направлении сокращения доли обрабатывающей промышленности за счет роста долей добывающих отраслей, примитивного сельского хозяйства и примитивных услуг. Рост занятости в третичном секторе происходил прежде всего с ростом числа занятых в торговле и государственном управлении, доля которых увеличилась более чем в 1,5 раза.
Доля отраслей нематериального производства, обеспечивающих качество экономического роста - генерирование новых знаний и распространение информации, развитие человеческого потенциала и предъявляющих спрос на наиболее квалифицированный творческий труд, устойчиво сокращалась с постепенным уменьшением их и без того незначительного финансирования. Ежегодные совокупные государственные вложения в социальную сферу в течение последнего десятилетия не превышали 20% ВВП, а в 2001 г. их доля сократилась до 15,6%. При этом вложения в образование и здравоохранение сократились к 2001 г. до 3,1 и 3,0% соответственно2. Для сравнения: в США прямые государственные вложения в здравоохранение (без учета инвестиций в научные исследования и строительство медицинских объектов) в 1999 г. составляли 6% ВВП, а с учетом расходов страховых фондов эта доля превышает 10%. Государственные инвестиции в образование в 1998 г. составили 5,6% ВВП, а совокупные вложения в эту сферу также приближались к 10%.
За годы реформ снизилась занятость в сферах образования и культуры, резко упала доля науки, стабильность доли занятых в здравоохранении, социальном обеспечении и спорте связана с ростом административного аппарата социального обеспечения в условиях усложнившихся процедур предоставления социальных трансфертов (табл. 42.2). Таким образом, за некоторым внешне
Таблица 42.2
Доля занятых в отдельных отраслях нематериального производства и услуг (1990-2001 гг.), %
Отрасль | 1990 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Торговля и общепит | 17,5 | 20,2 | 24,7 | 26,1 | 26,0 | 26,0 | 27,2 |
Финансы | 1,2 | 2,5 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
Управление | 4,8 | 5,7 | 7,3 | 7,8 | 8,0 | 8,1 | 7,8 |
Здравоохранение, спорт, соцобеспечение | 12,6 | 13,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,4 | 12,3 |
Образование | 18,1 | 18,7 | 17,1 | 17,0 | 16,6 | 16,2 | 15,9 |
Культура | 3,5 | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,1 | 3,2 | 3,2 |
Наука | 8,4 | 5,1 | 4,1 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | 3,2 |
1 Рассчитано по: Промышленность России. М., 2002. С. 28-30. 2 Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2002. С. 27, 161.
позитивным сдвигом секторной структуры экономики не стоят качественные преобразования. Напротив, происходит примитивизация занятости.
Крайняя форма проявления примитивизации занятости - рост доли труда, затрачиваемого в подсобном сельском хозяйстве. Важнейшим источником жизненных средств для населения страны становится работа на приусадебных и дачных участках, на которую приходится значительная часть совокупного фонда рабочего времени. По данным обследования рабочей силы Госкомстата России, в весенне-летний период занятость в подсобном сельском хозяйстве достигает более 40 млн чел., из которых 17-18 млн заняты только этим. В пересчете на полностью занятых условных работников в сезон (май-август) - это 16-17млн чел., т.е. примерно 1/4 совокупной официальной занятости^.
Одной из ключевых причин недоиспользования и постепенной деградации человеческого потенциала выступает низкая цена труда в сочетании с искаженной дифференциацией оплаты, не соответствующей реальным различиям в уровне квалификации. В России низкая цена труда сложилась исторически в результате поздней отмены крепостного права, многочисленных войн, революций, стихийных бедствий, на протяжении длительного отрезка времени сформировавших заниженные притязания наемных работников. Однако в условиях свободы действия рыночных рычагов низкая цена труда приводит к последствиям, обратным тем, на которые рассчитывали. Угрозу для формирования и развития человеческого потенциала страны представляют по меньшей мере три обстоятельства, отличающих современную ситуацию от дореформенной.
Во-первых, в советский период существенная часть затрат на рабочую силу возмещалась централизованно. Предприятиям труд обходился дешево, но государство обеспечивало бесплатное образование и здравоохранение, дешевое жилье, бытовое обслуживание, транспорт, а также доступ к культурным ценностям - музеям, театрам, кино, книгам. Существенно дешевле обходились рождение и воспитание детей, а принцип равенства стартовых возможностей осуществлялся значительно более последовательно, чем сегодня. Резкое уменьшение бесплатной и дотируемой составляющих затрат на рабочую силу в процессе реформ создало угрозу нормальным условиям воспроизводства рабочей силы, причем сильнее всего это затронуло ее наиболее квалифицированные категории.
Во-вторых, экономика стала открытой. Наиболее квалифицированные, отвечающие требованиям современного производства работники выходят на мировой рынок, где цены на рабочую силу несопоставимо выше, чем в России. Сохранение элиты человеческого потенциала возможно лишь при существенном росте финансирования, позволяющем обеспечить оплату и условия труда, сопоставимые с общественно нормальными (можно несколько ниже -за вычетом компенсации издержек миграции).
1 Обследование населения по проблемам занятости. Август 2002 г. М.: Госкомстат России. С. 152.
По данным опроса работодателей в рамках обследования по проблемам трудовых отношений, проведенного Центром исследований рынка труда (ЦИРТ) ИЭ РАН в 1999 г., заработная плата работников соответствовала трудовому вкладу на 35,7% государственных предприятий, на 46,9% приватизированных и на 61,1% частных1. Нивелируется шкала заработной платы. По данным обследования гибкости рынка труда (ОГРТ), на протяжении 1994-2000 гг. существовала устойчивая тенденция сближения заработков квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Заработная плата специалистов ненамного превосходит заработную плату квалифицированных рабочих и значительно отстает от заработной платы руководителей даже среднего звена. Напрашивается вывод, что в российской промышленности образовался избыток специалистов, связанный с упрощением производства.
Ухудшение условий занятости сопровождалось трехкратным сокращением средней реальной заработной платы при ее перераспределении в пользу аккумулирующих ренту экспортно-ориентированных добывающих отраслей и финансово-кредитной сферы2. В результате падение заработной платы в финансируемых преимущественно из бюджета отраслях, ответственных за воспроизводство человеческого потенциала и инновационное развитие, было значительно глубже, чем по экономике в целом. В отдельные периоды вся тарифная сетка бюджетников опускалась ниже прожиточного минимума. В 2000 г. работники таких важных специальностей, как врачи, фельдшеры, преподаватели, учителя, воспитатели, зарабатывали практически на уровне прожиточного минимума}. По данным обследования социальной защищенности населения (PSS-2002), проведенного ЦИРТ ИЭ РАН в 2002 г., среди работников с заработной платой ниже прожиточного минимума 28,8% имели высшее, а 43,3% среднее специальное образование. Таким образом, прослеживается отчетливая тенденция обесценения человеческого потенциала, прежде всего у наиболее квалифицированной части работников.
1 Оценивать эти данные следует с учетом того, что субъективный интерес работодателей в том, чтобы преуменьшить масштабы проблемы. 2 В 2001 г. заработная плата в нефтедобывающей промышленности превышала среднюю по России в 4,4 раза, а в газовой - в 4,9 раза. В то же время в машиностроении заработная плата составляла 97% средней, в легкой промышленности - 54%, а в основных социальных отраслях -56-62%. См.: Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2002. С. 109. 3 Согласно данным Госкомстата России, заработки зубных врачей, фельдшеров, среднего медперсонала, воспитателей дошкольных учреждений были за чертой бедности, а у представителей других указанных специальностей превышали прожиточный минимум менее чем в 1,1-1,4 раза. Рассчитано по: Труд и занятость в России. М., 2001. С. 382-386; Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2001. С. 140.
Существует точка зрения, объясняющая нарастание негативных явлений в социально-трудовой сфере занятости медленными темпами рыночных преобразований и классифицирующая их как «проявление нерыночных элементов развития»1. На наш взгляд, дело не в недостаточности или непоследовательности преобразований, а в том, что освобождение рынка само по себе недостаточно для прорыва в новую экономику. Для решения этой задачи необходимы целенаправленная государственная политика реформирования ключевых секторов экономики, формирующих систему воспроизводства человеческого потенциала, а также последовательная политика занятости.
В кризисной российской ситуации рыночные рычаги в сочетании со слабостью государства неизбежно должны были стимулировать нежелательные процессы. Освобождение рынка в условиях серьезных структурных диспропорций, монополизации экономики, незрелости гражданского общества, отсутствия у работников навыков отстаивания своих интересов при заниженном уровне заработной платы уже на старте реформ привело к кризису, разрушению человеческого и социального капитала, восполнение которого все более проблематично.
Выправление диспропорций предполагает разработку системы мер по предотвращению деградации накопленных знаний и навыков и адаптации рабочей силы к меняющимся потребностям экономики и общества, целенаправленное воздействие на структуру как спроса, так и предложения труда, условия занятости различных категорий работников. При этом политика занятости и развития человеческого потенциала естественно «встраивается» в промышленную политику и стратегию развития инфраструктурных отраслей. Последние в значительной мере функционируют в рамках общественного и некоммерческого секторов, а потому направления и темпы развития каждой из них в значительной мере зависят от политического выбора. Отдавая коррекцию структурных диспропорций на откуп рынку, мы, во-первых, закрываем дорогу к учету перспективных потребностей (рынок не заглядывает вперед), во-вторых, обрекаем значительную часть накопленного в населении человеческого капитала на деградацию и обесценение, добровольно отказавшись от модернизации, вполне реальной при выборе альтернативной стратегии, в-третьих, теряем «сливки» человеческого капитала в результате утечки умов, неизбежной в открытой экономике.
В сложившейся критической ситуации основные усилия государства должны быть направлены на сохранение и восстановление человеческого и социального капитала. Не решив эту задачу, невозможно предотвратить отток из страны ни финансового капитала, ни элитных человеческих ресурсов. Решение этих задач требует пересмотра как места социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее общей концепции, а следовательно, предлагаемых форм и методов реализации.
1 Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Под ред. Л.С. Чижовой. М.: Наука, 1998. С. 15.
Необходимы последовательное укрепление социальной составляющей экономической политики и восстановление на этой основе доверия к государству1. Ключевые компоненты такой политики - ориентация на обеспечение продуктивной занятости, защиты слабых партнеров в социально-трудовой сфере, регулирования общих основ оплаты труда, реализация принципа равенства стартовых возможностей через облегчение доступа к качественному бесплатному образованию на всех уровнях. Первым шагом в направлении формирования активной социальной политики должен стать кардинальный пересмотр бюджетных приоритетов в направлении увеличения социальных инвестиций и улучшения общих условий занятости населения.
Приоритеты в распределении бюджетных денег - важнейший индикатор социальной направленности политики государства. На протяжении последних лет в России на первом месте стоит финансирование таких направлений, как государственное управление всех уровней, оборона, обслуживание внешнего долга. Что касается социальной сферы, то она рассматривается, скорее, как некий резерв экономии бюджетных средств, которые могут быть перераспределены на другие, более важные нужды государства.
1 «Опыт многих стран показывает, что то или иное направление государственной политики реформ может быть устойчивым и последовательным лишь в том случае, если его поддерживает большинство населения. Только если перемены, сопровождающие эту политику, не противоречат ценностным установкам и чувству справедливости основной массы граждан, данный процесс можно характеризовать как развитие» (Beyond Economic Growth. Meeting the Challenges of Global Development. Chapter XVII. http://www.worldbank.org.ru/wbimo/dep/global/chapterl7.html). 2 Фактические государственные вложения в образование и здравоохранение меньше нормативных в 3-5 раз.
ВЫВОДЫ
Современный этап общественного развития характеризуется качественным изменением роли человека в воспроизводственном процессе. Сегодня конкурентоспособность национальных экономик все в большей мере определяется такими факторами, как способность к инновациям и восприятию новейших технологических достижений. В основе этой способности - качество рабочей силы и мотивированность работников, т.е. состояние человеческого потенциала страны. В этих условиях приоритетное развитие социальных отраслей становится экономическим императивом, без которого стабильное развитие невозможно и который предоставляет преимущества в международной конкуренции.
По качеству человеческого потенциала и уровню индустриальной культуры наша страна сопоставима скорее с развитыми, чем с развивающимися, странами; в последних до 60% занятых сосредоточено в неформальном и традиционном секторах экономики. Существенное потенциальное преимущество России - относительно высокий уровень образования населения. В то же время резкое снижение социальной защищенности населения, ухудшение качества занятости и сложившаяся система финансирования социальных отраслей оказывают разрушительное влияние на человеческий потенциал и представляют собой угрозу национальной безопасности. Наиболее тревожные тенденции в этой связи - деградация накопленного на протяжении советского периода индустриального и научного потенциала, отток квалифицированных кадров из национальных анклавов высоких технологий (за рубеж и в секторы, обеспечивающие возможность выживания внутри России), обострение проблем бедности, социальной изоляции и деградации территорий.
В российских условиях массированные вложения в отрасли, обеспечивающие сбалансированное воспроизводство человеческого потенциала и развитие социального капитала, - ключевой фактор создания благоприятного инвестиционного климата. Только так можно стимулировать приток в страну финансовых и интеллектуальных ресурсов, необходимых для модернизации материального производства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
На основе каких критериев можно оценить человеческий потенциал страны?
Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны человеческого потенциала России?
Какие факторы оказывают в современной России разрушающее влияние на человеческий потенциал?
Что представляет собой нематериальный инвестиционный комплекс и какова его роль на современном этапе экономического развития?
Рекомендуемая литература
Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: Наука, 2003.
Гуманистические ориентиры России. М.: ИЭ РАН, 2002.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2002/2003. М: Весь мир, 2003.
Марцынкевын В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М.: Аспект Пресс, 1995.
Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. № 9.
Human Development Report 2003. Millennium Development Goals: A compact among nations to end human poverty. UNDP. Oxford University press, 2003.
Social capital. Critical Perspectives / Eds. S. Baron, J. Field, T. Schuller. Oxford: Oxford University press, 2000.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.