Глава 31
РОССИЯ В ОФШОРНОМ БИЗНЕСЕ
Россия, взяв курс на рыночные реформы и рациональную интеграцию в мировое хозяйство, широко открыла свою экономику для взаимодействия с международным капиталом. Одним из следствий этого стало вовлечение России в мировой офшорный бизнес в качестве его пассивного объекта и активного субъекта.
Офшорным бизнесом считается любая разрешенная законом зарубежная коммерческая деятельность иностранных резидентов в иностранных валютах с территории стран регистрации офшорных компаний с юридическими и физическими лицами - резидентами зарубежных стран в льготном регистрационному валютном, налоговом и административном режимах. Офшорными считаются и зарубежные операции, совершаемые офшорными компаниями, зарегистрированными в одной и той же стране.
Государства и зависимые территории, где законодательно разрешены офшорный бизнес, регистрация и деятельность офшорных компаний, а нерезидентам предоставлены многочисленные льготы по сравнению с резидентами, называются офшорными юрисдикциями. Антиподом офшорных юрисдикции считаются оншорные юрисдикции, запрещающие офшорный бизнес на своей территории, что, однако, не избавляет их от бегства капитала, уклонения их резидентов от уплаты местных налогов да и от спекулятивных операций космополитического капитала на их национальных рынках. Сегодня практически все государства и зависимые территории - оншорные юрисдикции.
Впрочем, это деление на офшорные и оншорные юрисдикции весьма относительно, поскольку многие оншорные юрисдикции одновременно являются и офшорными юрисдикциями. По состоянию на середину 2003 г. в мире насчитывается 89 офшорных юрисдикции, на территории которых дислоцировано 100 офшорных центров. Их сеть распределена по континентам довольно неравномерно: 7 офшорных центров находятся в Северной Америке, 25 - в Южной Америке, 28 - в Европе, 19 - в Азии, 7 - в Африке и 14 - в Океании. На территории 21 развитой страны размещено 33 офшорных центра и еще 22 офшорных центра находятся в 22 зависимых владениях 6 развитых стран. 4 офшорных центра находятся в 4 странах с переходной экономикой, а в 40 независимых развивающихся государствах действует в общей сложности 41 офшорный центр. Сложившаяся сеть офшорных центров демонстрирует их явное тяготение к трем ведущим финансовым центрам мира - Нью-Йорку, Лондону и Токио и в меньшей мере - к некоторым региональным финансовым центрам.
В условиях глобализации мирового хозяйства капитал быстро обретает черты международного капитала. Растущая доля капитала вкладывается и функционирует не в странах его происхождения, а за рубежом, где он постоянно мигрирует в поисках самых прибыльных объектов нового приложения. Международный капитал вкладывается в сферу производства товаров и услуг зарубежных стран. При этом промышленный капитал обычно оседает в этих странах на относительно длительные сроки и к тому же должен следовать местным правилам делового поведения - платить положенные налоги, соблюдать нормы валютного контроля и выполнять другие распоряжения местной администрации. Иное дело финансовый капитал. Он более мобилен. Освободившись от контроля страны происхождения, он перебазируется в офшорные центры с их исключительно льготными налоговым, валютным и административным режимами, концентрируется в сфере услуг, прежде всего финансовых, и без особых помех действует по всему миру. Он - часть международного капитала, но особая часть, которую было бы точнее называть космополитическим капиталом.
Этот капитал концентрируется и активно действует в таких секторах мировой экономики, как морские и авиационные перевозки, экспорт, импорт и реэкспорт, банковское дело, страхование и перестрахование, трастовое управление активами, операции с недвижимостью, интеллектуальной собственностью, валютой и ценными бумагами, туризм, консультирование, аудит, благотворительная деятельность, миграция и натурализация экспатриантов, учреждение, регистрация и секретарское обслуживание офшорных компаний. Отмечается четкая тенденция к расширению сферы приложения космополитического капитала в секторе услуг мировой экономики.
По оценкам зарубежных экспертов, общая сумма космополитического капитала, циркулирующего сейчас в глобальной сети офшорных центров, достигает 10 трлн долл. Между космополитическим капиталом и остальной частью международного капитала нет преград, они активно взаимодействуют друг с другом, и первый регулярно подпитывается за счет второго.
Кто владеет и распоряжается космополитическим капиталом? Это в первую очередь ТНК производственной и сервисной специализации, создавшие более 6000 офшорных банков, порядка 5000 взаимных страховых компаний, десятки тысяч инвестиционных и благотворительных фондов, сотни тысяч трастовых соглашений и специализированных офшорных компаний сернис-ного профиля. Растущий спрос на офшорные услуги с 1970-х гг. предъявляют так называемые физические лица с высоким чистым доходом, а попросту говоря, долларовые миллионеры. Костяк этой группы сторонников офшорного бизнеса составляют богачи, отошедшие от дел, рантье, а также высшие менеджеры крупных компаний, лица свободных профессий и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и компании среднего и малого бизнеса. Ведь их владельцы видят в использовании офшорных схем и технологий важный ресурс подъема в более высокие страты деловой элиты. По финансовому потенциалу они многократно уступают ТНК, но их гораздо больше.
Замечено, что государственные структуры разных стран также пользуются офшорными услугами, скажем, при мобилизациии синдицированных кредитов и размещении крупных строительных подрядов.
За 40 лет развития мирового рынка офшорных услуг сформировалась широкая сеть финансовых корпораций, юридических, консалтинговых, аудиторских и секретарских фирм по обслуживанию офшорного бизнеса и офшорных компаний, которые по понятным причинам предпочитают регистрироваться и действовать именно в офшорных центрах. Эта подотрасль офшорного бизнеса считается исключительно прибыльной, и в ней заняты тысячи высококвалифицированных специалистов.
Наконец, солидный слой клиентуры офшорных центров представлен физическими и юридическими лицами, использующими офшорные технологии и схемы в интересах теневого бизнеса и отмывания незаконных доходов. По некоторым оценкам, «грязные деньги» составляют сейчас около 10% космополитического капитала, циркулирующего в глобальной сети офшорных центров.
Налицо растущий спрос экономически влиятельной клиентуры на офшорные услуги, который успешно удовлетворяется усилиями офшорных центров. По нашей оценке, в настоящее время в мире зарегистрировано и действует порядка 2,5 млн офшорных компаний. Эта оценка не сильно завышена, коль скоро сейчас ежегодно в мире регистрируется до 130 тыс. офшорных компаний. Это большая сила. Ведь наряду со «спящими» и малоактивными компаниями в офшорном бизнесе действуют банковские, страховые, трастовые, торговые, транспортные и прочие компании с миллиардными годовыми оборотами.
Если в середине 1970-х гг. через офшорные центры проходило только 5% мирового оборота капитала, то сегодня через глобальную сеть офшорных центров совершается примерно 60% оборота мирового капитала. К тому же через них проходит и до 70% всех валютных операций.
Считается, что оборот на мировом рынке офшорных услуг растет среднегодовыми темпами, близкими к 10%, и по этому показателю он вместе с рынком изделий электронной промышленности удерживает мировое лидерство.
На мировом рынке офшорных услуг в конце прошлого века наблюдался бум. Однако ситуация начала выходить из-под контроля развитых стран. Если в 1960-е и 1970-е гг. развитые страны фактически были монополистами на мировом рынке офшорных услуг, то сейчас они контролируют только 55 офшорных центров, а остальные 45 офшорных центров действуют на территории развивающихся стран и стран с переходной экономикой, притягивая к себе крупные суммы космополитического капитала. Запад усмотрел в этом прямую угрозу своим интересам и с 2000 г. перешел к решительным действиям, призвав вернуть былую монополию западных стран на мировом рынке офшорных услуг.
Важная роль в этой кампании Запада отводится трем «черным спискам» офшорных юрисдикции, которые в первой половине 2000 г. были обнародованы Организацией экономического и социального развития, Форумом финансовой стабильности и Рабочей группой по борьбе с отмыванием незаконных доходов, где доминируют страны «большой семерки». В указанных «черных списках» оказалось в общей сложности 55 офшорных центров, дислоцированных преимущественно в развивающихся странах. Под расплывчатыми и часто надуманными лозунгами борьбы с пагубной налоговой конкуренцией, дестабилизацией мировой финансовой системы и отмыванием незаконных доходов развитые страны по инициативе стран «большой семерки» начали поход против офшорных центров, но не против всех, а только против неугодных развитым странам. Острие атаки нацелено против 15-20 офшорных центров, поскольку 17 из упомянутых 55 центров объявлены беспроблемными или почти беспроблемными, а многие из оставшихся 38 «нечистых» офшорных центров пошли на компромисс и исключены из проскрипционных списков Запада.
Стало очевидно, что развитые страны, развязав кампанию по составлению «черных списков», вовсе не намерены раз и навсегда покончить с офшорным бизнесом. Конечная цель этой кампании - концентрация основной массы космополитического капитала в контролируемых Западом офшорных центрах. Сделать это, по расчетам Запада, легче всего путем дискредитации офшорных центров развивающихся стран и стран с переходной экономикой, объявив их изгоями в международных экономических отношениях под предлогом их причастности к пагубной налоговой конкуренции, отмыванию «грязных денег» и дестабилизации мировой финансовой системы.
Впереди нас ожидает полоса длительных и острых переговоров на межправительственном уровне. По нашему мнению, реформирование мирового рынка офшорных услуг стало глобальной проблемой, и решать ее надо не в келейных переговорах развитых стран, имеющих особые интересы на этом рынке и, кстати говоря, повинных во многих грехах офшорного бизнеса, а в широкой дискуссии под эгидой ООН.
Так или иначе, обнародование трех «черных списков» офшорных юрисдикции развитыми странами привело к перелому тренда на мировом рынке офшорных услуг, и будущее урегулирование конфликтной ситуации серьезно повлияет на среднесрочную перспективу этого рынка. Примечательно, что в 2000-2003 гг. в мире не было открыто ни одного нового офшорного центра, и на рынке офшорных услуг установилась выжидательная пауза. Начался малозаметный перелив космополитического капитала из одних офшорных центров в другие, но вовсе не факт, что он предпочитает офшорные центры развитых стран.
Как известно, Россия более двух лет находилась в «черном списке» рабочей группы по борьбе с отмыванием незаконных доходов, что нанесло ей моральный и материальный ущерб. Как известно, она была исключена из этого списка в октябре 2002 г. после принятия закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», создания комитета по финансовому мониторингу и фактического закрытия первого офшорного центра России, а в июне 2003 г. Россия стала членом указанной рабочей группы. Примечательно, что другие офшорные юрисдикции не пошли на закрытие своих центров, и Россия в уступчивости диктату Запада оказалась впереди планеты всей.
Открыв экономику для взаимодействия с внешним миром, Россия, как и другие страны, стала оншорной юрисдикцией и пассивным объектом мирового офшорного бизнеса. Сегодняшняя Россия с ее полупрозрачными границами, тяжким налоговым бременем, дырявым валютным, банковским, таможенным, налоговым, визовым, внешнеторговым регулированием, обесцененным рублем, массовым правовым нигилизмом и конфликтными отношениями между властью и бизнесом давно стала исключительно комфортной зоной для операций космополитического капитала и его офшорных компаний. Космополитический капитал российского и зарубежного происхождения давно присутствует и работает на российском рынке. Излюбленной сферой его приложения в нашей стране, как и во всем мире, являются финансовые операции.
Бегство капитала и офшорный бизнес находятся в тесном и постоянном взаимодействии друг с другом. Как бегство капитала финансирует офшорный бизнес, так и офшорный бизнес обслуживает бегство капитала. По имеющимся оценкам, бегство капитала из России превысило 400 млрд долл., и в 1990-2002 гг. ежедневно из России нелегально уходило в среднем по 100 млн долл. По самым осторожным оценкам, к началу 2003 г. в зарубежных офшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. офшорных компаний с российским капиталом. В становящихся достоянием гласности махинациях и аферах постоянно фигурируют таинственные офшорные компании. Как показывает практика, безвестные офшорные компании и их анонимные владельцы из числа российских резидентов активно участвуют в приватизации отечественных предприятий, скупая крупные и даже контрольные пакеты многих ведущих предприятий нашей страны.
Своеобразие ситуации в России как оншорной юрисдикции состоит в том, что именно российские предприниматели, развязав массированное нелегальное бегство капитала из России, превратили ее в пассивный объект офшорного бизнеса, хотя в этом процессе растущее участие принимает и космополитический капитал зарубежного происхождения. Последний, действуя преимущественно в сфере финансовых операций через представительства зарубежных офшорных компаний, получает и вывозит свои прибыли от разного рода спекулятивных операций за границу. Еще больший урон Россия несет от операций космополитического капитала российского происхождения, который без труда обходит действующие нормы валютного, налогового и внешнеторгового регулирования и нелегально вывозит крупные ресурсы в денежной и товарной форме за границу, не платя к тому же причитающие налоги.
За 14 лет существования независимой России власть так и не создала надежного заслона против сомнительных и незаконных операций зарубежных офшорных компаний на нашем рынке. Системный контроль за офшорными операциями на российском рынке пока так и не налажен, хотя по отдельным аспектам этого контроля есть определенный прогресс, особенно в последние 2-3 года. Это в первую очередь известное указание ЦБ РФ № 500-У от 12 февраля 1999 г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства». Это, конечно, принятие 7 августа 2001 г. Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Это и создание в феврале 2002 г. комитета по финансовому мониторингу. Однако этих мер явно недостаточно, о чем свидетельствует сохранение бегства капитала за границу на довольно высоком уровне. Россия все еще остается комфортной зоной для операций космополитического капитала российского и нероссийского происхождения и несет крупные потери от нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по офшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других оншорных юрисдикции она отличается массированным бегством капитала, большой свободой действий космополитического капитала на нашем рынке и низкой эффективностью и бессистемностью защитных антиофшорных мер.
Многие страны - малые, средние и даже крупные - стремятся компенсировать потери от деятельности космополитического капитала на их рынках путем создания и развития офшорных центров под своей юрисдикцией. Статус офшорной юрисдикции открывает перед ними возможность трансформации из пассивного объекта в активный субъект офшорного бизнеса. Сейчас около 40% всех государств и зависимых территорий современного мира имеют статус офшорных юрисдикции, и многие из них получают солидные доходы от своих офшорных центров. Учреждение одного или нескольких офшорных центров в случае их успешного развития формирует в офшорной юрисдикции принципиально новую категорию налогоплательщиков из числа зарегистрированных в ней офшорных компаний, которые не ведут коммерческой деятельности на местном рынке, работают только за рубежом и с зарубежными партнерами, оперируют только с внешними по отношению к данной офшорной юрисдикции финансовыми ресурсами и тем не менее несут налоговую ответственность перед властями страны их регистрации. Это реальное расширение базы налогооблагаемых доходов. Хотя офшорные компании полностью или частично освобождены от всех или почти всех местных налогов, они платят администрации офшорных центров регистрационный и годовой сборы, ставки которых невелики, но при большом числе регистрируемых компаний существенно пополняют доходную часть бюджета офшорной юрисдикции.
Товаром на рынке является офшорная компания, учреждение, регистрация и обслуживание которых сопровождается продажей пакета учредительных, регистрационных, секретарских и консультационных услуг нерезидентам. Это ресурсосберегающий, наукоемкий и экологически чистый сервисный продукт, и его экспорт отвечает самым взыскательным требованиям при формировании экспортной базы любой страны.
В популярных офшорных центрах нерезиденты разворачивают свои реальные офисы с реально действующим персоналом и реальными крупными оборотами по зарубежным операциям, и в этом случае «внутренний экспорт» услуг многократно увеличивается, а деловая активность возрастает. Представительства офшорных компаний порождают дополнительный спрос на служебные и жилые помещения, специалистов, транспортные, коммуникационные, почтовые, юридические, аудиторские, банковские, информационные и бытовые услуги, что создает новые рабочие места, увеличивает занятость и в конечном счете приносит дополнительные доходы для офшорной юрисдикции. Применение льготного режима для нерезидентов следует квалифицировать как один из элементов благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, а не как экзотический эксперимент. Растет экспортная выручка офшорной юрисдикции.
Почему бы и России не использовать шанс, учредив несколько офшорных центров на собственной территории в интересах облагораживания структуры и роста отечественного экспорта, укрепления базы налогообложения, привлечения иностранного капитала и увеличения занятости?
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1996 г., когда в соответствии с Федеральным законом от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса "Ингушетия"» был учрежден первый офшорный центр России в г. Назрань. В сложных условиях второй половины 1990-х гг. (системный кризис, конкуренция со стороны зарубежных офшорных центров, дефолт 17 августа 1998 г. и военные действия в соседней Чечне) было теоретически обосновано и практически доказано, что ЦМБ «Ингушетия» - перспективный и низкозатратный инвестиционный проект федерального значения. К середине 2002 г. в нем были зарегистрированы 962 компании международного бизнеса, принадлежащие резидентам 42 стран ближнего и дальнего зарубежья, и были заработаны первые миллионы. Был разработан и начал экспортироваться новый для России ресурсосберегающий, наукоемкий и экологически чистый товар - пакет учредительных, регистрационных и секретарских услуг для зарубежных инвесторов - владельцев компаний международного бизнеса. Появилась новая категория налогоплательщиков, расширилась база налогооблагаемых доходов, создан новый источник налоговых и экспортных поступлений. Введение офшорного режима для иностранных резидентов улучшает инвестиционный климат в России. Компании международного бизнеса стали удобным инструментом делового взаимодействия для резидентов стран СНГ и Балтии. Наконец, компании международного бизнеса, зарегистрированные в ЦМБ «Ингушетия», создали канал для легальной репатриации летучего российского капитала домой, на родину. Можно утверждать, что ЦМБ «Ингушетия» способен хотя бы частично компенсировать потери России от операций космополитического капитала на российском рынке и потому заслуживает поддержки со стороны федеральных и республиканских властей. Более того, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о создании под юрисдикцией России еще нескольких офшорных центров.
В 2004 г. в Государственную Думу внесен законопроект «О российском международном реестре судов», и после его принятия в нашей стране появится один или несколько портов «удобного флага», что позволит частично компенсировать потери от ухода половины российского торгового флота в зарубежные гавани «удобного флага».
В курортных зонах России вполне реально учредить несколько офшорных центров для состоятельных физических лиц-нерезидентов по примеру Андорры, Ирландии, Монако, Антигуа, Багамских островов, Бермудских островов, Кипра, Коста-Рики и Гибралтара, где введен выгодный для состоятельных физических лиц-нерезидентов режим налогообложения личных доходов и где по этой причине концентрируются крупные финансовые ресурсы зарубежной принадлежности.
Есть прямой резон создать в России хотя бы один точечный офшорный банковский центр, и идеальное место его учреждения - Москва, а точнее, строящийся международный деловой центр «Москва-Сити».
Короче говоря, хватит России оставаться пассивным объектом мирового офшорного бизнеса и нести в этом качестве огромные потери от нелегального бегства российского капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений. У нас уже есть опыт и заделы для превращения России в активного субъекта мирового офшорного бизнеса путем учреждения и развития не одного, а нескольких офшорных центров под российской юрисдикцией.
Однако вместо этого подковерные игры федеральной бюрократии с начала 2001 г. блокировали работу первого офшорного центра России под явно надуманным предлогом, а с 1 июля 2002 г. выхолостили законодательную базу его дальнейшей работы, что привело к фактическому закрытию ЦМБ «Ингушетия». Неуклюжими действиями законодательной и исполнительной властей создана парадоксальная ситуация. Россия сохраняет формально статус офшорной юрисдикции, но сама ликвидировала единственный действующий организационный механизм для реализации выгод этого статуса. Она добровольно соглашается на пассивную роль на мировом рынке офшорных услуг, оставаясь комфортной зоной для операций космополитического капитала российского и зарубежного происхождения. Вряд ли такая политика отвечает национальным интересам России.
ВЫВОДЫ
Офшорный бизнес уже многие десятилетия является устойчивым компонентом международных экономических отношений. Россия, взяв курс на рациональную интеграцию в мировое хозяйство, стала объектом офшорных операций российского и зарубежного капитала, которые оборачиваются для нашей экономики массированным бегством капитала, недобором налоговых и экспортных поступлений и снижением эффективности хозяйственного регулирования, что представляет угрозу экономической безопасности страны. Многие развитые и развивающиеся страны стремятся (и не безуспешно) компенсировать аналогичные потери путем создания на своей территории собственных офшорных центров, которые способны дать местной экономике ощутимые выгоды. У России был шанс стать преуспевающей офшорной юрисдикцией, но она под надуманными предлогами закрыла свой первый офшорный центр в Ингушетии и тем самым обрекла себя на пассивную роль в мировом офшорном бизнесе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечислите основные количественные характеристики мирового рынка офшорных услуг.
Назовите потери оншорных юрисдикции от операций офшорных компаний на рынках этих юрисдикции.
Назовите выгоды офшорных юрисдикции от привлечения капиталов нерезидентов в офшорные центры.
Рекомендуемая литература
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.