logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Глава 31

РОССИЯ В ОФШОРНОМ БИЗНЕСЕ

Россия, взяв курс на рыночные реформы и рациональную интеграцию в мировое хозяйство, широко открыла свою экономику для взаимодействия с международным капиталом. Одним из следствий этого стало вовлечение Рос­сии в мировой офшорный бизнес в качестве его пассивного объекта и актив­ного субъекта.

Офшорным бизнесом считается любая разрешенная законом зарубежная ком­мерческая деятельность иностранных резидентов в иностранных валютах с тер­ритории стран регистрации офшорных компаний с юридическими и физическими лицами - резидентами зарубежных стран в льготном регистрационному валют­ном, налоговом и административном режимах. Офшорными считаются и зару­бежные операции, совершаемые офшорными компаниями, зарегистрированными в одной и той же стране.

Государства и зависимые территории, где законодательно разрешены оф­шорный бизнес, регистрация и деятельность офшорных компаний, а нерези­дентам предоставлены многочисленные льготы по сравнению с резидентами, называются офшорными юрисдикциями. Антиподом офшорных юрисдикции считаются оншорные юрисдикции, запрещающие офшорный бизнес на сво­ей территории, что, однако, не избавляет их от бегства капитала, уклонения их резидентов от уплаты местных налогов да и от спекулятивных операций космополитического капитала на их национальных рынках. Сегодня практи­чески все государства и зависимые территории - оншорные юрисдикции.

Впрочем, это деление на офшорные и оншорные юрисдикции весьма от­носительно, поскольку многие оншорные юрисдикции одновременно явля­ются и офшорными юрисдикциями. По состоянию на середину 2003 г. в мире насчитывается 89 офшорных юрисдикции, на территории которых дислоци­ровано 100 офшорных центров. Их сеть распределена по континентам до­вольно неравномерно: 7 офшорных центров находятся в Северной Америке, 25 - в Южной Америке, 28 - в Европе, 19 - в Азии, 7 - в Африке и 14 - в Оке­ании. На территории 21 развитой страны размещено 33 офшорных центра и еще 22 офшорных центра находятся в 22 зависимых владениях 6 развитых стран. 4 офшорных центра находятся в 4 странах с переходной экономикой, а в 40 независимых развивающихся государствах действует в общей сложнос­ти 41 офшорный центр. Сложившаяся сеть офшорных центров демонстриру­ет их явное тяготение к трем ведущим финансовым центрам мира - Нью-Йор­ку, Лондону и Токио и в меньшей мере - к некоторым региональным финан­совым центрам.

В условиях глобализации мирового хозяйства капитал быстро обретает черты международного капитала. Растущая доля капитала вкладывается и функционирует не в странах его происхождения, а за рубежом, где он посто­янно мигрирует в поисках самых прибыльных объектов нового приложения. Международный капитал вкладывается в сферу производства товаров и услуг зарубежных стран. При этом промышленный капитал обычно оседает в этих странах на относительно длительные сроки и к тому же должен следовать ме­стным правилам делового поведения - платить положенные налоги, соблю­дать нормы валютного контроля и выполнять другие распоряжения местной администрации. Иное дело финансовый капитал. Он более мобилен. Освобо­дившись от контроля страны происхождения, он перебазируется в офшорные центры с их исключительно льготными налоговым, валютным и администра­тивным режимами, концентрируется в сфере услуг, прежде всего финансо­вых, и без особых помех действует по всему миру. Он - часть международно­го капитала, но особая часть, которую было бы точнее называть космополи­тическим капиталом.

Этот капитал концентрируется и активно действует в таких секторах миро­вой экономики, как морские и авиационные перевозки, экспорт, импорт и реэкспорт, банковское дело, страхование и перестрахование, трастовое уп­равление активами, операции с недвижимостью, интеллектуальной собствен­ностью, валютой и ценными бумагами, туризм, консультирование, аудит, благотворительная деятельность, миграция и натурализация экспатриантов, учреждение, регистрация и секретарское обслуживание офшорных компаний. Отмечается четкая тенденция к расширению сферы приложения космополи­тического капитала в секторе услуг мировой экономики.

По оценкам зарубежных экспертов, общая сумма космополитического ка­питала, циркулирующего сейчас в глобальной сети офшорных центров, до­стигает 10 трлн долл. Между космополитическим капиталом и остальной час­тью международного капитала нет преград, они активно взаимодействуют друг с другом, и первый регулярно подпитывается за счет второго.

Кто владеет и распоряжается космополитическим капиталом? Это в пер­вую очередь ТНК производственной и сервисной специализации, создавшие более 6000 офшорных банков, порядка 5000 взаимных страховых компаний, десятки тысяч инвестиционных и благотворительных фондов, сотни тысяч трастовых соглашений и специализированных офшорных компаний сернис-ного профиля. Растущий спрос на офшорные услуги с 1970-х гг. предъявляют так называемые физические лица с высоким чистым доходом, а попросту го­воря, долларовые миллионеры. Костяк этой группы сторонников офшорного бизнеса составляют богачи, отошедшие от дел, рантье, а также высшие мене­джеры крупных компаний, лица свободных профессий и т.д. Нельзя сбрасы­вать со счетов и компании среднего и малого бизнеса. Ведь их владельцы ви­дят в использовании офшорных схем и технологий важный ресурс подъема в более высокие страты деловой элиты. По финансовому потенциалу они мно­гократно уступают ТНК, но их гораздо больше.

Замечено, что государственные структуры разных стран также пользуются офшорными услугами, скажем, при мобилизациии синдицированных креди­тов и размещении крупных строительных подрядов.

За 40 лет развития мирового рынка офшорных услуг сформировалась ши­рокая сеть финансовых корпораций, юридических, консалтинговых, аудитор­ских и секретарских фирм по обслуживанию офшорного бизнеса и офшорных компаний, которые по понятным причинам предпочитают регистрироваться и действовать именно в офшорных центрах. Эта подотрасль офшорного бизнеса считается исключительно прибыльной, и в ней заняты тысячи высококвали­фицированных специалистов.

Наконец, солидный слой клиентуры офшорных центров представлен фи­зическими и юридическими лицами, использующими офшорные технологии и схемы в интересах теневого бизнеса и отмывания незаконных доходов. По некоторым оценкам, «грязные деньги» составляют сейчас около 10% космо­политического капитала, циркулирующего в глобальной сети офшорных центров.

Налицо растущий спрос экономически влиятельной клиентуры на оф­шорные услуги, который успешно удовлетворяется усилиями офшорных центров. По нашей оценке, в настоящее время в мире зарегистрировано и действует порядка 2,5 млн офшорных компаний. Эта оценка не сильно завы­шена, коль скоро сейчас ежегодно в мире регистрируется до 130 тыс. офшор­ных компаний. Это большая сила. Ведь наряду со «спящими» и малоактив­ными компаниями в офшорном бизнесе действуют банковские, страховые, трастовые, торговые, транспортные и прочие компании с миллиардными го­довыми оборотами.

Если в середине 1970-х гг. через офшорные центры проходило только 5% мирового оборота капитала, то сегодня через глобальную сеть офшорных цен­тров совершается примерно 60% оборота мирового капитала. К тому же через них проходит и до 70% всех валютных операций.

Считается, что оборот на мировом рынке офшорных услуг растет средне­годовыми темпами, близкими к 10%, и по этому показателю он вместе с рын­ком изделий электронной промышленности удерживает мировое лидерство.

На мировом рынке офшорных услуг в конце прошлого века наблюдался бум. Однако ситуация начала выходить из-под контроля развитых стран. Если в 1960-е и 1970-е гг. развитые страны фактически были монополистами на мировом рынке офшорных услуг, то сейчас они контролируют только 55 оф­шорных центров, а остальные 45 офшорных центров действуют на территории развивающихся стран и стран с переходной экономикой, притягивая к себе крупные суммы космополитического капитала. Запад усмотрел в этом пря­мую угрозу своим интересам и с 2000 г. перешел к решительным действиям, призвав вернуть былую монополию западных стран на мировом рынке оф­шорных услуг.

Важная роль в этой кампании Запада отводится трем «черным спискам» оф­шорных юрисдикции, которые в первой половине 2000 г. были обнародованы Организацией экономического и социального развития, Форумом финансо­вой стабильности и Рабочей группой по борьбе с отмыванием незаконных до­ходов, где доминируют страны «большой семерки». В указанных «черных спи­сках» оказалось в общей сложности 55 офшорных центров, дислоцированных преимущественно в развивающихся странах. Под расплывчатыми и часто на­думанными лозунгами борьбы с пагубной налоговой конкуренцией, дестаби­лизацией мировой финансовой системы и отмыванием незаконных доходов развитые страны по инициативе стран «большой семерки» начали поход про­тив офшорных центров, но не против всех, а только против неугодных разви­тым странам. Острие атаки нацелено против 15-20 офшорных центров, по­скольку 17 из упомянутых 55 центров объявлены беспроблемными или почти беспроблемными, а многие из оставшихся 38 «нечистых» офшорных центров пошли на компромисс и исключены из проскрипционных списков Запада.

Стало очевидно, что развитые страны, развязав кампанию по составлению «черных списков», вовсе не намерены раз и навсегда покончить с офшорным бизнесом. Конечная цель этой кампании - концентрация основной массы ко­смополитического капитала в контролируемых Западом офшорных центрах. Сделать это, по расчетам Запада, легче всего путем дискредитации офшор­ных центров развивающихся стран и стран с переходной экономикой, объя­вив их изгоями в международных экономических отношениях под предлогом их причастности к пагубной налоговой конкуренции, отмыванию «грязных денег» и дестабилизации мировой финансовой системы.

Впереди нас ожидает полоса длительных и острых переговоров на межпра­вительственном уровне. По нашему мнению, реформирование мирового рын­ка офшорных услуг стало глобальной проблемой, и решать ее надо не в келей­ных переговорах развитых стран, имеющих особые интересы на этом рынке и, кстати говоря, повинных во многих грехах офшорного бизнеса, а в широ­кой дискуссии под эгидой ООН.

Так или иначе, обнародование трех «черных списков» офшорных юрис­дикции развитыми странами привело к перелому тренда на мировом рынке офшорных услуг, и будущее урегулирование конфликтной ситуации серьезно повлияет на среднесрочную перспективу этого рынка. Примечательно, что в 2000-2003 гг. в мире не было открыто ни одного нового офшорного центра, и на рынке офшорных услуг установилась выжидательная пауза. Начался мало­заметный перелив космополитического капитала из одних офшорных центров в другие, но вовсе не факт, что он предпочитает офшорные центры развитых стран.

Как известно, Россия более двух лет находилась в «черном списке» рабочей группы по борьбе с отмыванием незаконных доходов, что нанесло ей мораль­ный и материальный ущерб. Как известно, она была исключена из этого спи­ска в октябре 2002 г. после принятия закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», создания комитета по финансовому мониторингу и фактического закрытия первого офшорного центра России, а в июне 2003 г. Россия стала членом указанной рабочей груп­пы. Примечательно, что другие офшорные юрисдикции не пошли на закры­тие своих центров, и Россия в уступчивости диктату Запада оказалась впереди планеты всей.

Открыв экономику для взаимодействия с внешним миром, Россия, как и другие страны, стала оншорной юрисдикцией и пассивным объектом мирового офшорного бизнеса. Сегодняшняя Россия с ее полупрозрачными границами, тяжким налоговым бременем, дырявым валютным, банковским, таможен­ным, налоговым, визовым, внешнеторговым регулированием, обесценен­ным рублем, массовым правовым нигилизмом и конфликтными отношени­ями между властью и бизнесом давно стала исключительно комфортной зо­ной для операций космополитического капитала и его офшорных компаний. Космополитический капитал российского и зарубежного происхождения давно присутствует и работает на российском рынке. Излюбленной сферой его приложения в нашей стране, как и во всем мире, являются финансовые операции.

Бегство капитала и офшорный бизнес находятся в тесном и постоянном взаимодействии друг с другом. Как бегство капитала финансирует офшорный бизнес, так и офшорный бизнес обслуживает бегство капитала. По имею­щимся оценкам, бегство капитала из России превысило 400 млрд долл., и в 1990-2002 гг. ежедневно из России нелегально уходило в среднем по 100 млн долл. По самым осторожным оценкам, к началу 2003 г. в зарубежных офшор­ных центрах зарегистрировано более 100 тыс. офшорных компаний с россий­ским капиталом. В становящихся достоянием гласности махинациях и аферах постоянно фигурируют таинственные офшорные компании. Как показывает практика, безвестные офшорные компании и их анонимные владельцы из числа российских резидентов активно участвуют в приватизации отечествен­ных предприятий, скупая крупные и даже контрольные пакеты многих веду­щих предприятий нашей страны.

Своеобразие ситуации в России как оншорной юрисдикции состоит в том, что именно российские предприниматели, развязав массированное нелегаль­ное бегство капитала из России, превратили ее в пассивный объект офшор­ного бизнеса, хотя в этом процессе растущее участие принимает и космопо­литический капитал зарубежного происхождения. Последний, действуя преимущественно в сфере финансовых операций через представительства за­рубежных офшорных компаний, получает и вывозит свои прибыли от разно­го рода спекулятивных операций за границу. Еще больший урон Россия не­сет от операций космополитического капитала российского происхождения, который без труда обходит действующие нормы валютного, налогового и внешнеторгового регулирования и нелегально вывозит крупные ресурсы в денежной и товарной форме за границу, не платя к тому же причитающие налоги.

За 14 лет существования независимой России власть так и не создала на­дежного заслона против сомнительных и незаконных операций зарубежных офшорных компаний на нашем рынке. Системный контроль за офшорными операциями на российском рынке пока так и не налажен, хотя по отдельным аспектам этого контроля есть определенный прогресс, особенно в последние 2-3 года. Это в первую очередь известное указание ЦБ РФ № 500-У от 12 фев­раля 1999 г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нару­шения валютного законодательства». Это, конечно, принятие 7 августа 2001 г. Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Это и создание в феврале 2002 г. комитета по финансовому мониторингу. Однако этих мер явно недостаточно, о чем свидетельствует сохранение бегства капитала за границу на довольно высоком уровне. Россия все еще остается комфортной зоной для операций космополитического капитала российского и нероссийского происхождения и несет крупные потери от нелегального бегства капитала за границу и недо­бора налоговых и экспортных поступлений по офшорным операциям на рос­сийском рынке и за рубежом. От других оншорных юрисдикции она отлича­ется массированным бегством капитала, большой свободой действий космо­политического капитала на нашем рынке и низкой эффективностью и бессистемностью защитных антиофшорных мер.

Многие страны - малые, средние и даже крупные - стремятся компенсиро­вать потери от деятельности космополитического капитала на их рынках пу­тем создания и развития офшорных центров под своей юрисдикцией. Статус офшорной юрисдикции открывает перед ними возможность трансформации из пассивного объекта в активный субъект офшорного бизнеса. Сейчас около 40% всех государств и зависимых территорий современного мира имеют ста­тус офшорных юрисдикции, и многие из них получают солидные доходы от своих офшорных центров. Учреждение одного или нескольких офшорных центров в случае их успешного развития формирует в офшорной юрисдикции принципиально новую категорию налогоплательщиков из числа зарегистри­рованных в ней офшорных компаний, которые не ведут коммерческой дея­тельности на местном рынке, работают только за рубежом и с зарубежными партнерами, оперируют только с внешними по отношению к данной офшор­ной юрисдикции финансовыми ресурсами и тем не менее несут налоговую от­ветственность перед властями страны их регистрации. Это реальное расшире­ние базы налогооблагаемых доходов. Хотя офшорные компании полностью или частично освобождены от всех или почти всех местных налогов, они пла­тят администрации офшорных центров регистрационный и годовой сборы, ставки которых невелики, но при большом числе регистрируемых компаний существенно пополняют доходную часть бюджета офшорной юрисдикции.

Товаром на рынке является офшорная компания, учреждение, регистра­ция и обслуживание которых сопровождается продажей пакета учредитель­ных, регистрационных, секретарских и консультационных услуг нерезиден­там. Это ресурсосберегающий, наукоемкий и экологически чистый сервис­ный продукт, и его экспорт отвечает самым взыскательным требованиям при формировании экспортной базы любой страны.

В популярных офшорных центрах нерезиденты разворачивают свои реаль­ные офисы с реально действующим персоналом и реальными крупными обо­ротами по зарубежным операциям, и в этом случае «внутренний экспорт» услуг многократно увеличивается, а деловая активность возрастает. Предста­вительства офшорных компаний порождают дополнительный спрос на слу­жебные и жилые помещения, специалистов, транспортные, коммуникацион­ные, почтовые, юридические, аудиторские, банковские, информационные и бытовые услуги, что создает новые рабочие места, увеличивает занятость и в конечном счете приносит дополнительные доходы для офшорной юрисдик­ции. Применение льготного режима для нерезидентов следует квалифициро­вать как один из элементов благоприятного инвестиционного климата для за­рубежных инвесторов, а не как экзотический эксперимент. Растет экспортная выручка офшорной юрисдикции.

Почему бы и России не использовать шанс, учредив несколько офшорных центров на собственной территории в интересах облагораживания структуры и роста отечественного экспорта, укрепления базы налогообложения, при­влечения иностранного капитала и увеличения занятости?

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1996 г., когда в соответствии с Федеральным законом от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международ­ного бизнеса "Ингушетия"» был учрежден первый офшорный центр России в г. Назрань. В сложных условиях второй половины 1990-х гг. (системный кри­зис, конкуренция со стороны зарубежных офшорных центров, дефолт 17 авгу­ста 1998 г. и военные действия в соседней Чечне) было теоретически обосно­вано и практически доказано, что ЦМБ «Ингушетия» - перспективный и низ­козатратный инвестиционный проект федерального значения. К середине 2002 г. в нем были зарегистрированы 962 компании международного бизнеса, принадлежащие резидентам 42 стран ближнего и дальнего зарубежья, и были заработаны первые миллионы. Был разработан и начал экспортироваться но­вый для России ресурсосберегающий, наукоемкий и экологически чистый товар - пакет учредительных, регистрационных и секретарских услуг для зару­бежных инвесторов - владельцев компаний международного бизнеса. Появи­лась новая категория налогоплательщиков, расширилась база налогооблагае­мых доходов, создан новый источник налоговых и экспортных поступлений. Введение офшорного режима для иностранных резидентов улучшает инвести­ционный климат в России. Компании международного бизнеса стали удобным инструментом делового взаимодействия для резидентов стран СНГ и Балтии. Наконец, компании международного бизнеса, зарегистрированные в ЦМБ «Ингушетия», создали канал для легальной репатриации летучего российского капитала домой, на родину. Можно утверждать, что ЦМБ «Ингушетия» спо­собен хотя бы частично компенсировать потери России от операций космо­политического капитала на российском рынке и потому заслуживает поддерж­ки со стороны федеральных и республиканских властей. Более того, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о создании под юрисдикцией России еще нескольких офшорных центров.

В 2004 г. в Государственную Думу внесен законопроект «О российском международном реестре судов», и после его принятия в нашей стране появит­ся один или несколько портов «удобного флага», что позволит частично ком­пенсировать потери от ухода половины российского торгового флота в зару­бежные гавани «удобного флага».

В курортных зонах России вполне реально учредить несколько офшорных центров для состоятельных физических лиц-нерезидентов по примеру Андор­ры, Ирландии, Монако, Антигуа, Багамских островов, Бермудских островов, Кипра, Коста-Рики и Гибралтара, где введен выгодный для состоятельных физических лиц-нерезидентов режим налогообложения личных доходов и где по этой причине концентрируются крупные финансовые ресурсы зарубежной принадлежности.

Есть прямой резон создать в России хотя бы один точечный офшорный банковский центр, и идеальное место его учреждения - Москва, а точнее, строящийся международный деловой центр «Москва-Сити».

Короче говоря, хватит России оставаться пассивным объектом мирового офшорного бизнеса и нести в этом качестве огромные потери от нелегально­го бегства российского капитала за границу и недобора налоговых и экспорт­ных поступлений. У нас уже есть опыт и заделы для превращения России в ак­тивного субъекта мирового офшорного бизнеса путем учреждения и развития не одного, а нескольких офшорных центров под российской юрисдикцией.

Однако вместо этого подковерные игры федеральной бюрократии с начала 2001 г. блокировали работу первого офшорного центра России под явно наду­манным предлогом, а с 1 июля 2002 г. выхолостили законодательную базу его дальнейшей работы, что привело к фактическому закрытию ЦМБ «Ингуше­тия». Неуклюжими действиями законодательной и исполнительной властей создана парадоксальная ситуация. Россия сохраняет формально статус оф­шорной юрисдикции, но сама ликвидировала единственный действующий организационный механизм для реализации выгод этого статуса. Она добро­вольно соглашается на пассивную роль на мировом рынке офшорных услуг, оставаясь комфортной зоной для операций космополитического капитала российского и зарубежного происхождения. Вряд ли такая политика отвечает национальным интересам России.

ВЫВОДЫ

Офшорный бизнес уже многие десятилетия является устойчивым компо­нентом международных экономических отношений. Россия, взяв курс на ра­циональную интеграцию в мировое хозяйство, стала объектом офшорных операций российского и зарубежного капитала, которые оборачиваются для нашей экономики массированным бегством капитала, недобором налоговых и экспортных поступлений и снижением эффективности хозяйственного ре­гулирования, что представляет угрозу экономической безопасности страны. Многие развитые и развивающиеся страны стремятся (и не безуспешно) компенсировать аналогичные потери путем создания на своей территории собственных офшорных центров, которые способны дать местной экономи­ке ощутимые выгоды. У России был шанс стать преуспевающей офшорной юрисдикцией, но она под надуманными предлогами закрыла свой первый офшорный центр в Ингушетии и тем самым обрекла себя на пассивную роль в мировом офшорном бизнесе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Перечислите основные количественные характеристики мирового рын­ка офшорных услуг.

  2. Назовите потери оншорных юрисдикции от операций офшорных ком­паний на рынках этих юрисдикции.

  3. Назовите выгоды офшорных юрисдикции от привлечения капиталов нерезидентов в офшорные центры.

Рекомендуемая литература