Глава 34
ТЕНДЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ
Региональная интеграция - явление, происходящее во всем мире, имеющее свою специфику. Так, европейские страны, интегрируясь, делают это постепенно, шаг за шагом, отлаживая свое законодательство.
Россия проходит этот процесс также с учетом уникальности ее регионального строения в силу большого числа, разностатусности и неоднородности составляющих ее субъектов. Очевидно, что потенциально интеграция при соблюдении определенных правил приводит к положительному эффекту. При этом возможны различные варианты - от ликвидации субъекта РФ до консервации сложившейся модели с проведением отдельных интеграционных мероприятий. Более конструктивен поиск в нынешнем правовом поле страны мягких решений, позволяющих использовать формы взаимодействия, объединения усилий, которые дали бы так называемый эмерджентный эффект.
Проблема объединения субъектов РФ имеет много различных аспектов. Это не та ситуация, где существуют простые и легкие решения. Во всяком случае, можно понять стремление центра сократить число субъектов РФ, так как большинство экспертов сходятся в том, что система из 89 регионов чересчур громоздка со всех точек зрения - экономической, геополитической, управленческой, бюджетной, социальной.
Интеграцию регионов необходимо рассматривать с учетом обеспечения национальных интересов и решения следующих стратегических задач, стоящих перед Россией:
активный экономический подъем страны и ее регионов (удвоение ВВП к 2010 г.);
преодоление бедности населения (сокращение ее в течение 3 лет до 10% общей численности населения страны);
• обеспечение конкурентоспособности экономики страны и регионов. К этим ключевым задачам можно добавить:
формирование единого информационного пространства и общероссийского рынка товаров и услуг, включая финансово-банковские услуги;
эффективное использование природного потенциала, обеспечение безопасного и устойчивого развития страны;
укрепление социально-экономической политики страны и противодействие сепаратистским тенденциям;
сокращение чрезмерной дифференциации доходов населения по регионам.
С позиций укрепления геополитического положения страны важное значение имеет укрепление экономического потенциала трансграничных регионов России на Дальнем Востоке, Северо-Западе и на южных рубежах страны. Особое внимание при объединении важно уделять национальным отношениям внутри субъектов РФ.
Учитывая исторический опыт и неоднозначность оценок позитивных результатов и негативных последствий объединительных процессов, нельзя представлять их технологию упрощенно. При слишком малом числе слишком крупных административно-территориальных единиц в условиях ныне действующего разграничения прав и полномочий между федеральными и региональными органами власти руководители субъектов РФ приобретают настолько большой политический вес, что это может угрожать устойчивости и территориальной целостности государства. Именно видя такую угрозу, руководство СССР отказалось от идеи укрупнения административно-территориальных единиц страны, осуществлявшейся в 1920-е гг. Если в 1930 г. в РСФСР было 14 административно-территориальных единиц областного масштаба, то в 1941 г. их насчитывалось уже 57, и разукрупнение в дальнейшем продолжилось, что было обусловлено сложной внешней обстановкой в мире.
Управлять небольшим числом крупных субъектов РФ, обладающих мощными финансово-экономическим и бюджетно-налоговым потенциалами, резко увеличившимися после интеграции, не только не легче, чем большим числом субъектов РФ, а значительно труднее, тем более что в этом случае требуется существенная коррекция методов управления со стороны федерального центра. Поэтому в условиях России нельзя допускать того, чтобы интеграция регионов привела к развитию тенденции «республиканизации», появлению сверхбогатых региональных объединений, что неизбежно породит бюджетно-налоговый сепаратизм и стремление создать свои, независимые от федерального центра, бюджетно-налоговые системы. Это означает, что интеграция регионов должна быть в известном смысле ограниченной и на первом этапе предусматривать лишь присоединение слабых, высокодотационных регионов с низким бюджетно-налоговым и финансовым потенциалом к более сильным, развитым (первоначально этим процессом будет охвачено не более 10-15 субъектов РФ).
Очень важно учитывать национальные аспекты объединительных процессов, например опасность окончательной ассимиляции малых народов, исчезновения их языка, культуры. Объединение ни в коем случае не должно ущемлять национальное достоинство, его цели и задачи лежат в основном в социально-экономической плоскости. Следует идти по пути укрепления национальной и культурной автономии, самобытности в присоединяемых регионах. Примером может служить башкирское культурное общество, существующее в Пермской области. Вопросы сохранения национальной культуры и языка решаются этим обществом вполне эффективно.
К вышесказанному следует добавить и наличие политических амбиций у ряда местных политических деятелей, перспективы их политического будущего. Это прежде всего страх потерять после объединения ставшие привычными должности, политический ресурс, контроль над финансовыми потоками, который может порождать сопротивление объединительному процессу.
Укрупнение, слияние регионов нельзя рассматривать как случайный, разовый процесс - оно должно являться органическим элементом реформы административно-территориального устройства России. Усиленная властная вертикаль сегодня нуждается в новой региональной и административной политике, способной обеспечить не только политическую, но и экономическую стабильность в регионах. Очевидная «многосубъектность» РФ, непропорциональность развития регионов практически переводит проблему объединения регионов в политическую и экономическую плоскости. При этом надо учитывать, что курс на укрупнение регионов провозглашен на государственном уровне и на уровне многих субъектов РФ. О большом числе субъектов РФ и связанных с этим трудностях управляемости говорил и Президент РФ В.В. Путин (в частности, на пресс-конференции 20 июня 2003 г.).
В настоящее время уже есть пример перевода идеи объединения из плоскости дискуссий в плоскость совместной практической работы: в марте 2004 г. принят Федеральный конституционный закон об объединении двух субъектов
РФ - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа - и образовании Пермского края.
Предпочтителен «мягкий» вариант интеграции субъектов РФ с сохранением на первом этапе основных административных органов сливающихся регионов путем включения, в частности, подразделений администраций присоединяемых регионов в состав органов управления нового субъекта РФ на правах его территориальных органов. Вместе с тем возможен и другой вариант образования администрации объединенного субъекта, выбор которого должен принадлежать населению объединяющихся субъектов РФ.
При этом необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» 24 из 41 государственных полномочий с 2005 г. должны быть переданы от автономных округов к областным и краевым администрациям. Это обусловливает возможное изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ.
«Мягкая» административно-правовая интеграция регионов должна способствовать формированию новых товарных, финансовых, технологических и информационных региональных рынков. Во многом этому процессу должны помочь крупные инвестиционные проекты, реализуемые в новом субъекте РФ и являющиеся своеобразными связующими элементами нового образования.
Объединение не может быть формальным мероприятием, и в то же время оно не должно быть самоцелью. Важнейшим реальным мотивом объединения может быть гарантированный и заметный рост уровня жизни населения региона.
Во избежание серьезных политических и экономических ошибок объединение субъектов РФ не может рассматриваться как одномоментный акт, оно требует серьезного переходного периода, рассчитанного на несколько лет. Все вопросы, связанные с объединением, должны быть тщательно проанализированы и обсуждены. Ниже сопоставляются ожидаемый положительный эффект от объединения регионов и возможные негативные последствия.
Позитив
Повышение уровня и качества управления из-за сокращения числа субъектов РФ.
Активизация развития инфраструктуры региона.
Укрепление надежности и безопасности систем жизнеобеспечения объединенных регионов (энергия, тепло, продовольствие, транспорт).
Повышение бюджетно-финансового и инвестиционного потенциала.
Создание лучших условий для экономического рывка (мультипликативный эффект).
6. Лучшее решение проблем «северного завоза».
Возможность комплексного решения проблем административного управления и территориального деления.
Создание возможности для инновационного прорыва.
Сокращение дифференциации доходов и повышение покупательной способности населения. 10. Улучшение управления природно-ресурс-ным потенциалом и повышение эффективности его использования.
Негатив
Потеря собственной государственности, финансовой самостоятельности.
Возможные межнациональные трения и конфликты.
3. Недоверие к властям со стороны населения.
Возможное возникновение зон экономических и социальных конфликтов.
Необходимость уточнения отдельных положений Конституции РФ.
Противодействие региональных властей ограничению их полномочий.
Повышение геополитического статуса региона и опасность сепаратистских тенденций при появлении экономически мощных региональных образований.
Невозможность унифицированного решения проблемы объединения различных субъектов РФ.
Сохранение льгот и субсидий социального характера для экономически развитых регионов наряду с более слабыми.
10. Опасность финансирования автономных округов по остаточному методу.
В качестве критериев и параметров, используемых при решении вопроса о целесообразности объединения тех или иных субъектов РФ, можно предложить нижеследующие.
Приоритетность национальных интересов России в целом по отношению к интересам отдельных регионов. При этом интересы регионов, безусловно, должны самым тщательным образом учитываться. Жизненность национальных интересов проверяется тем, насколько полно они учитывают региональные особенности и специфику их экономических активов.
Приоритетность результатов объединения в реальном секторе экономики и социальной сфере, отражающих и главные национальные интересы России в целом. Поэтому целесообразность объединения должна оцениваться прежде всего индикаторами экономического роста и уровня жизни населения в объединяемых субъектах РФ. Наиболее важно сравнение уровней жизни населения объединяемых регионов. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы стремление изменить финансовые потоки вызывалось эгоистичными интересами каких-либо финансовых групп или административных структур.
Соблюдение национальных интересов коренной национальности данного региона. Оно обеспечивается проведением референдумов по этому вопросу, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Индивидуальный подход к экспертизе целесообразности объединения. Исходные условия объединения в каждом конкретном случае могут быть различными. Например, при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа объединяются богатая «метрополия» (область) с бедной «периферией». При обсуждаемом объединении Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким национальными округами ситуация совершенно другая. Значит, должны быть и соответствующие методические подходы при решении вопроса об объединении.
5. Учет производственной специализации объединяемых регионов.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.