59.2. Потребность в согласовании экономической политики
С ростом глобализации обостряется противоречие между транснационализацией деятельности фирмы и ограниченностью сферы юрисдикции отдельного правительства, которое не может распространить свою власть за пределы государственной границы. Образующиеся в процессе глобализации вненациональные рынки также не попадают в сферу традиционного государственного регулирования, действующего в рамках одной страны. Углубление международной экономической взаимозависимости приводит к тому, что решения, принятые странами независимо друг от друга, вступают между собой в противоречия, что не только снижает их эффективность, но и превращает их в фактор дестабилизации мирового рынка.
Эти процессы порождают необходимость дополнить рыночную (спонтанную) глобализацию политической (институциональной) глобализацией. Альтернативой координации становится взаимно разорительная конкуренция и экономическая стагнация. Все острее ощущается потребность в согласовании экономической политики государств для повышения ее эффективности и превращения ее из фактора дестабилизации в средство повышения устойчивости мирового хозяйства.
Создание меж- и наднациональных органов, т.е. делегирование суверенитета международным институтам, в возрастающем числе областей становится условием эффективного осуществления права национального суверенитета. Только путем передачи части суверенитета на более высокий уровень страна может повысить эффективность своей экономической политики и обезопасить себя от неблагоприятного воздействия мер, принимаемых другими государствами. Складываются ситуации, когда совместное осуществление суверенитета становится необходимостью.
Суверенитет не исчезает ни при образовании наднациональных органов (при этом формируется новый суверенитет вплоть до образования нового государства), ни при учреждении межнациональных организаций, поскольку каждая из стран-участниц сохраняет право выйти из объединения и не подчиниться его решениям. В эту картину не вносит принципиальных изменений и функциональный суверенитет, распространяющийся не на территорию, а на определенную функцию экономической политики государства. Уступая часть своего суверенитета, государство при этом приобретает часть суверенитета других государств в общее пользование. Поэтому при образовании наднациональных органов происходит как ограничение, так и расширение суверенитета.
По мере развития глобализации и усложнения глобальных проблем расширяется круг вопросов, требующих согласованного решения. Причем все чаще это касается решений не только во внешней, но и во внутренней экономической политике. Возрастает необходимость более тесного сотрудничества, вплоть до наднационального уровня, в сфере промышленной, торговой, финансовой политики, снабжения энергетическими и минеральными ресурсами, научных исследований и технологии, контроля над деятельностью ТНК, эксплуатации мирового океана и т.д. Странам приходится договариваться о принципах и правилах использования инструментов регулирования, об их согласованном применении.
Меняются требования к формам согласования политики. Организационные формы, успешно функционирующие на одном этапе экономического развития, могут превратиться в тормоз и дестабилизирующий фактор на другом этапе. Отставание институциональной организации от изменений среды приводит к кризису и экономической стагнации. Кризис преодолевается с переходом на новые организационные формы взаимоотношений.
Существуют большие разногласия в том, какую степень согласования экономической политики можно считать адекватной современному состоянию глобализации. Сторонники высокой степени политической интеграции, продвигающие идею мирового правительства, отстаивают необходимость придания больших полномочий ООН и ее учреждениям, а также создания новых институтов, таких, как мировое казначейство, предлагают формировать бюджет ООН на основе налогов и перейти с кредитного на бюджетное (за счет ООН) финансирование проектов развития.
При создании некоего мирового правительства международная система из анархической превращается в иерархическую, что кардинально меняет саму постановку вопроса о международной и национальной экономической безопасности. Фактически система из международной, состоящей из государств-суверенов, преобразуется в глобальную, состоящую из граждан-подданных. Но безопасность последних при таком варианте развития событий необязательно улучшится. Во всяком случае, в рамках мировой иерархической структуры искать политического убежища индивиду будет уже негде, и он, таким образом, лишится одной из важнейших гарантий уважения его прав.
Вариант создания мирового правительства относится к крайностям, но при отказе от него остается вопрос о целесообразности частичного отказа от суверенитета страны в пользу создания некоего коллективного суверенитета. В современных исторических условиях критерием того, насколько далеко страна может идти в передаче своего суверенитета межгосударственным органам, видимо, должна быть обратимость процесса. С этой точки зрения может быть предложен различный подход к региональным и глобальным системам экономической безопасности. Например, в первом случае допустимым можно признать наличие наднациональных, а во втором - только межнациональных органов системы коллективной безопасности.
Коллективная система экономической безопасности на региональном уровне также призвана оградить участников от угроз двоякого рода: во-первых, перед ней стоит задача уменьшить негативные воздействия стихийного характера, поступающие со стороны мирового хозяйства; во-вторых, она должна защищать слабых от произвола со стороны сильных. Кроме того, региональная группировка в отличие от глобальной выполняет и функции союза в рамках политики баланса сил. Региональная система экономической безопасности совпадает с региональной интеграционной группировкой как по факторам возникновения и формам реализации, так и по трудностям, встречающимся при политическом сближении государств. На глобальном уровне такие трудности возрастают многократно.
Вообще говоря, регионализация, развивающаяся во взаимосвязи с глобализацией, тем не менее в какой-то мере является ее альтернативой. Умаление роли международных организаций глобального характера почти автоматически ведет к усилению региональной интеграции. Развитие данной тенденции может привести к усилению региональных экономических блоков, что сделает экономические противоречия более масштабными, усилит опасность перехода этих противоречий в открытые конфликты. Условие МЭБ - соблюдение баланса между глобализацией и регионализацией.
Создание международных организаций служит одним из способов разрешения противоречия между глобализацией хозяйственной деятельности и ограниченностью национальной юрисдикции. Однако, как известно, с появлением международных организаций борьба не прекращается, а дополняется новыми формами. В любом международном органе существуют проблемы соотношения сил, ведется борьба за принятие решений, выгодных одним и невыгодных другим участникам. Сами международные органы становятся инструментами политики и в зависимости от конкретной ситуации могут способствовать усилению позиций как относительно более слабых, так и сильных участников. Сильные страны стремятся в полной мере использовать процедуры и аппарат международной бюрократии для достижения своих целей.
Понятно, что в использовании такого инструментария первенствуют США и другие страны Запада. Правда, в настоящее время в ряде случаев налицо стремление Вашингтона умалить роль тех или иных организаций, что ставит под угрозу экономическую стабильность в мире. Между тем именно США, учитывая их экономическую мощь и влияние, могли бы сыграть ведущую роль в укреплении мировой хозяйственной системы.
Таким образом, международные экономические организации играют двоякую роль. С одной стороны, они способствуют сглаживанию конфликтов путем как поиска компромиссного решения, так и стабилизации всей международной экономической системы, с другой - они используются ведущими странами для оказания давления на более слабых партнеров, что становится причиной для новых международных экономических конфликтов.
Институциональная система МЭБ имеет следующие формы: глобальную (ООН, ВТО, МВФ), региональную (интеграционные группировки), блоковую (группа промышленно развитых стран, объединенных в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); группа семи экономически лидирующих стран), отраслевую (соглашения о торговле отдельными товарами), функциональную (регламентирование деятельности ТНК, международных научно-технических связей и миграции граждан, регулирование валютно-финансовых отношений, обмена экономической информацией и т.д.).
Основные институциональные элементы системы МЭБ - ООН, группа 7 («большая семерка»), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ВТО, МВФ, группа Мирового банка, региональные международные банки, Лондонский и Парижский клубы кредиторов, региональные интеграционные объединения (ЕС, АТЭС и др.) и другие международные организации, построенные по отраслевому, функциональному или региональному принципу. Сюда можно включить также неправительственные организации (союзы предпринимателей и профессиональные союзы, на уровне мирового хозяйства - международные).
ООН как ведущая международная организация ставит целью укрепление правовой и организационной базы для более эффективного и справедливого функционирования мировой экономики. На различных форумах ООН проводятся обсуждения складывающихся кризисных ситуаций и методов их предупреждения и преодоления. Обсуждаются вопросы общего состояния мировой экономики и ее отдельных секторов, проблемы развития торговли и состояния международных финансов, способы решения мировой долговой проблемы, а также пути искоренения нищеты и создания условий для экономического развития беднейших стран планеты. Работу в этих направлениях ООН координирует с другими международными организациями - ВТО, МВФ и Мировым банком, региональными банками развития и т.д. В рамках ООН данными проблемами занимаются такие учреждения, как Экономический и социальный совет
(ЭКОСОС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.
Институциональной структуре международной экономической системы свойственна фрагментарность. В мире существуют десятки, если не сотни, международных организаций, занимающихся отдельными областями международных экономических отношений. Но в условиях глобализации возрастает потребность в комплексном решении проблем, возникающих на конкретных рынках и в различных регионах планеты. Раздробленность институциональной структуры мирового хозяйства становится препятствием на пути обеспечения МЭБ.
В связи с этим в настоящее время обсуждается идея создания Комитета экономической безопасности либо в рамках ООН, либо как самостоятельной организации. По замыслу авторов проекта, такая организация могла бы координировать деятельность других международных организаций в аспектах, относящихся к международной экономической безопасности. Однако до практической реализации данной идеи далеко. Непреодолимым пока препятствием служит конфликт интересов по поводу полномочий такой организации, ее сферы ответственности, механизмов ее отношений с другими ведущими международными организациями. К тому же планетарный лидер - США - не проявляет большого интереса к данной идее.
Ведущие международные организации - МВФ и ВТО - переживают сложный период развития. Наметившееся падение авторитета ВТО удалось предотвратить в 2001 г., когда было принято решение о начале нового раунда глобальных торговых переговоров. Это решение было важно и для либерализации международной торговли, которой постоянно угрожают протекционистские настроения, растущие в отдельных странах и региональных интеграционных группировках. МВФ, в свою очередь, постоянно обвиняется в неэффективности и даже порочности проводимой им политики, в неспособности справиться с главной задачей - обеспечением устойчивости мировой финансовой системы. На повестке дня - перестройка работы фонда, которая, возможно, будет сопровождаться его реорганизацией.
ВТО и МВФ находятся в авангарде глобализации, которая протекает сложно. Не все страны могут приспособиться к новым условиям, и на правительства оказывают давление местные производители, требующие оградить их от разрушительных, по их мнению, последствий глобализации. В целом ни периодически возникающие конфликты внутри организаций, ни доминирование в них стран Запада не означают, что их следует ликвидировать, во всяком случае, до тех пор, пока им не будет создана реальная альтернатива.
Если две главные опоры глобализации - ВТО и МВФ - ввиду своего ослабления не смогут более создавать условия для устойчивого и бесконфликтного мирового экономического развития, вероятным станет крушение институциональной структуры мирового хозяйства, что резко ухудшит МЭБ. Однако более вероятно не ослабление, а изменение функций международных экономических организаций.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.