Глава 56
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Экономическая политика государства формируется на долгосрочный период в 10-15 лет, находит конкретное выражение в таких государственных документах, как основные направления (или стратегия) социально-экономического развития России. При формировании экономической политики государства ставятся задачи, которые предстоит решать в каждой сфере экономики в предстоящий период. В настоящее время это прежде всего задачи по отлажива-нию в каждой сфере экономики рыночных механизмов: совершенствование бюджетного процесса, денежного обращения, реформирование банковской системы, создание благоприятного инвестиционного климата, институциональные изменения, реформы в отраслях социальной сферы и т.д.
Другой блок задач основных направлений социально-экономического развития России - это концепции и стратегии долгосрочного развития, содержательные задачи, выражающиеся конкретными параметрами развития экономики в целом и в каждой ее сфере: темпами роста, структурными сдвигами, масштабами производства и т.д. В этом блоке задач, безусловно, первостепенное значение имеют задачи по развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения, преодолению бедности и неоправданно высокой имущественной дифференциации, упрочению роли России в мировой экономике, повышению конкурентоспособности российских товаров.
В 1990-е гг. и в первые годы XXI в. в долгосрочной экономической политике государства преобладали задачи первого блока, т.е. задачи институционально-управленческого характера, в то время как содержательные задачи социально-экономического развития рассматривались как результат решения задач первого блока. Это объясняется тем, что был период, главная доминанта которого - экономическое реформирование, осуществляемое подчас за счет высокой социальной цены реформаторских преобразований, существенного ухудшения параметров социально-экономического развития. В настоящее время наступает период, когда при формировании государственной экономической политики должны преобладать содержательные задачи социально-экономического развития страны.
В связи с этим возникает задача более полного учета при формировании экономической политики государства и подготовке основных направлений социально-экономического развития страны параметров экономической безопасности. В годы экономического реформирования, когда в экономической политике преобладали институционально-управленческие задачи, параметры экономической безопасности не учитывались в основных направлениях (стратегиях) социально-экономического развития должным образом. Наряду с другими объективными факторами это было одной из причин усиления действия угроз национальным интересам России в области экономики.
Произошел резкий спад производства и уровня жизни населения, сформировалась топливно-сырьевая структура экономики, что сделало страну зависимой от воздействий внешнего рынка, снизился технический уровень
реального сектора, износились основные фонды до уровня, угрожающего остановкой многих производств и техногенными катастрофами. Импортная экспансия вытеснила многие отечественные товары с внутреннего рынка, платежная система была деморализована неплатежами. Усилилась внешне-долговая нагрузка на страну. Стала неоправданно высокой, постоянно вызывающей социальные конфликты имущественная дифференциация населения. Все эти и многие другие параметры экономической безопасности угрожают существованию России как независимого, самостоятельно развивающегося государства, защищенного от любых негативных внешних воздействий и внутренних катаклизмов.
В настоящее время, когда основные реформаторские процессы уже осуществлены, необходимо при формировании экономической политики государства сделать основной упор на содержательные задачи социально-экономического развития страны. И при этом объективно необходимы органичное вписывание в разработку основных направлений социально-экономического развития России параметров экономической безопасности, постановка задач и выработка мер по отражению, преодолению и снижению уровня угроз национальным интересам России в области экономики.
Схема учета параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономического развития и экономической политики государства должна состоять из следующих этапов:
подготовки методического обеспечения учета параметров экономической безопасности при выработке основных направлений социально-экономического развития;
формулирования и количественного определения национальных интересов России в области экономики в целом и по отдельным ее сферам и отраслям;
мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, в период, предшествующий перспективному, и могущих вызвать эти угрозы в предстоящем периоде;
определения организационного механизма защиты национальных интересов России в области экономики в предстоящем периоде;
выработки мер, которые необходимо осуществить в предстоящий период, по отражению, преодолению и снижению уровня угроз экономической безопасности.
Осуществление этих этапов работы по учету параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономической политики должно быть последовательным и непрерывным.
Указанной работе должно предшествовать методическое обеспечение учета параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономического развития и государственной экономической политики. Важнейшей частью этой работы должно быть уточнение перечня индикаторов, используемых при мониторинге факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности. Для уточнения этого перечня необходимо иметь представление о вероятном изменении состава и характера действия этих угроз, т.е. нужен предварительный мониторинг, который показал бы, в каком направлении необходимо уточнять этот перечень. Перечень индикаторов, используемых при мониторинге факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, в значительной мере зависит от состава и характера национальных интересов России в области экономики. Таким образом, эти этапы учета параметров экономической безопасности в направлениях социально-экономического развития и государственной экономической политики взаимопроникают, определяя итеративность работы.
Важнейший этап учета параметров экономической безопасности социально-экономического развития - формулирование национальных интересов России в области экономики.
В государственной экономической политике и направлениях социально-экономического развития страны должны быть сформулированы в качественной форме и количественно определены национальные интересы России в области экономики как в наиболее общем, принципиальном виде в целом для страны, так и по крупным сферам экономики для отдельных ее отраслей.
Национальные интересы России в области экономики должны отражать сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и индикаторы дальнейшего развития. В наиболее общем и принципиальном виде национальные интересы России в области экономики в направлениях социально-экономического развития страны на долгосрочный период должны учитывать следующие задачи:
внутренние политические и экономические задачи, исходя из собственных национальных интересов при максимальном противодействии внешнему негативному влиянию;
своевременная адаптация к динамичным изменениям, происходящим в мировом хозяйстве, нарастающим ресурсным ограничениям и условиям глобальной конкуренции, адекватный ответ на внутренние и внешние вызовы;
активное влияние на экономические, политические и военные процессы в мире, отстаивая интересы России путем эффективной и равноправной интеграции в мирохозяйственные связи;
обеспечение уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир и стабильность в обществе, необходимые для всестороннего развития личности.
Решение именно этих задач, отражающих экономическую безопасность страны, должно быть приоритетным при выработке направлений социально-экономического развития России на долгосрочный период.
Характерно, что на современном этапе главное в экономической безопасности в ряде случаев - защита от внешних негативных воздействий. Это не означает умаления внутренних факторов, вызывающих угрозы национальным интересам России в области экономики. В значительной мере угрозы внешних негативных воздействий возникают в результате недостатков во внутреннем социально-экономическом развитии.
Важно, чтобы в число наиболее общих, принципиальных национальных интересов России в области экономики было включено повышение уровня и качества жизни населения. Именно в социальной сфере на современном этапе и в будущем наиболее вероятно возникновение достаточно серьезных угроз экономической безопасности России.
Постановка этих глобальных задач в направлениях социально-экономического развития вполне оправданна. Действительно, современное состояние российской экономики таково, что решение внутренних проблем существенно зависит от внешних воздействий. Поэтому выведение российской экономики из этого состояния - главная цель экономической безопасности России.
Безусловно, достижение безопасности означает адекватное социально-экономическое развитие России, всех отраслей и сфер экономики, усиление инвестиционной и инновационной активности и повышение конкурентоспособности экономики, стабильности денежно-финансовой сферы и др. Все это в дальнейшем должно быть развито, раскрыто и конкретизировано при формулировании национальных интересов России в области экономики и факторов, им угрожающих, по отдельным сферам и отраслям экономики.
Это означает, что при формулировании в основных направлениях социально-экономического развития национальных интересов России в области экономики по отдельным ее сферам и отраслям необходимо:
а) в качестве важнейших национальных интересов России в области экономики использовать систему факторов, которая бы обеспечила сбалансированное развитие реального сектора экономики и финансово-кредитной сферы, в наибольшей мере способствующее экономическому росту;
б) при рассмотрении проблем экономической безопасности России в социальной сфере важнейшим национальным интересом, обеспечивающим не только повышение уровня жизни населения, но и стабильный экономический рост, исходить из формирования социального слоя, способного создавать устойчивый платежеспособный спрос на внутреннем рынке (средний класс);
в) проблемы финансовой безопасности рассматривать прежде всего как фактор обеспечения экономического роста, а не как самостоятельную задачу;
г) с учетом глобализации значительно усилить и расширить положения о национальных интересах страны и об угрозах, касающиеся освобождения от неоправданно сильной зависимости российской экономики от внешних факторов;
д) широко использовать количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России, определяющие границу между опасной и безопасной зонами в области экономики;
е) значительно расширить и конкретизировать разработку проблем обеспечения экономической безопасности России. При этом должны быть четко определены функции по обеспечению экономической безопасности страны всех ветвей власти на различных уровнях.
Важная задача формирования национальных интересов России в области экономики - разработка (или уточнение, если они были разработаны ранее) количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, прежде всего исходя из состава и характера сформулированных на качественном уровне национальных интересов страны в области экономики. Должен быть уточнен перечень пороговых значений. При разработке или уточнении их количественных параметров необходимо учитывать изменения, которые произойдут в социально-экономической ситуации не только в России, но и в мире.
На этапе определения наиболее вероятных угроз национальным интересам России в области экономики предстоит:
определение динамики уровня угроз экономической безопасности в периоде, предшествующем перспективному, и в будущем и выявление сфер экономики, в которых снижение уровня этих угроз идет наиболее медленно;
сопоставление параметров социально-экономического развития страны в перспективе (по отдельным этапам) с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности и выявление наименее благополучных сфер экономики;
определение масштабов негативных последствий от действия угроз экономической безопасности;
ранжирование угроз экономической безопасности по срокам их наступления и масштабам негативных последствий и выявление приоритетности парирования, преодоления и снижения уровня угроз национальным интересам России в области экономики.
По завершении этой работы необходима выработка мер по отражению, преодолению и снижению уровня угроз экономической безопасности при соблюдении выявленной на предыдущем этапе приоритетности. При этом, безусловно, следует исходить из того, что эти меры должны носить, как правило, рыночный характер, т.е. осуществляться в налоговой и таможенной сферах, в процентной и валютной политике и т.д. Вместе с тем в тех случаях, когда та или иная угроза создает опасность самостоятельности государства, нельзя исключить и применение жестких административных мер.
При формировании экономической политики необходимо выработать направления государственной деятельности по защите национальных интересов России в области экономики и по предотвращению, отражению и снижению уровня угроз ее экономической безопасности. Эти направления, во-первых, должны стать органической, неотъемлемой частью государственной деятельности по реализации социально-экономической политики, а во-вторых, в конечном счете быть нацелены на экономическое обеспечение национальной безопасности России. Соответствующие меры должны быть внесены в механизм защиты экономической безопасности России, скорректированы задачи и функции федеральных и региональных органов исполнительной власти по экономическому обеспечению национальной безопасности России.
Таким образом, при определении направлений социально-экономического развития страны на долгосрочный период должна быть обеспечена экономическая безопасность, адекватная предстоящему периоду.
Учет параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономического развития страны и государственной экономической политики - основа для формирования мер защиты национальных интересов России в области экономики при разработке кратко- и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и проектов государственного бюджета.
ВЫВОДЫ
Важный этап защиты национальных интересов России в сфере экономики - учет проблем экономической безопасности при формировании государственной экономической политики и разработке основных направлений социально-экономического развития страны, особенно на долгосрочный период.
При разработке основных направлений социально-экономического развития страны должны вырабатываться меры по отражению наиболее вероятных угроз экономической безопасности России.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему необходим учет параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономического развития страны и экономической политики Правительства РФ?
Каковы порядок, схема и этапы учета параметров экономической безопасности при выработке направлений социально-экономического развития страны?
Какие главные национальные интересы России в области экономики должны учитываться при выработке направлений социально-экономического развития страны?
Рекомендуемая литература
Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: Экзамен, 2001.
Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
Стратегический ответ России на вызовы нового века. / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 2004.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.