logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

35.4. Тенденции усиления

межрегиональной дифференциации как угроза

экономической безопасности

Для комплексного анализа современных тенденций социально-экономи­ческого развития российских регионов на основе вышеизложенных методиче­ских подходов проведена сравнительная интегрированная оценка их социаль­но-экономического положения за 1997 и 2000 гг. Расчеты выполнены по пол­ному кругу субъектов Федерации, включая автономные образования, а также отдельно по России в целом, что расширяет возможности сравнительного анализа. Результаты расчетов представлены в табл. 35.7 и 35.8.

Результаты интегральной оценки социально-экономического положения субъектов Федерации в 2000 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

34

Астраханская область

-88

42

47

45

80

41

255

35

Орловская область

-91

38

42

62

40

70

252

36

Архангельская область

-92

57

62

55

45

32

251

37

Тульская область

-94

53

40

33

59

64

249

38

Камчатская область

-97

64

70

59

42

11

246

39

Краснодарский край

-99

23

52

67

79

23

244

40

Ростовская область

-99

31

66

86

47

14

244

Субъекты Федерации, имеющие относительно неблагоприятное положение

41

Тамбовская область

-104

19

68

69

11

72

239

42

Оренбургская область

-106

60

51

24

66

36

237

43

Тверская область

-107

41

23

42

63

67

236

44

Ульяновская область

-109

45

33

51

21

84

234

45

Калининградская область

-118

36

54

79

44

12

225

46

Костромская область

-120

39

35

40

38

71

223

47

Кировская область

-124

47

34

41

23

74

219

48

Калужская область

-125

46

25

35

37

75

218

49

Курская область

-129

44

39

52

32

47

214

50

Воронежская область

-136

34

41

54

27

51

207

51

Таймырский АО

-136

7

38

17

58

87

207

52

Чукотский АО

-142

62

28

1

49

61

201

53

Саратовская область

-145

35

27

37

43

56

198

54

Ставропольский край

-147

22

36

68

53

17

196

55

Новосибирская область

-149

30

31

81

31

21

194

56

Республика Хакасия

-155

51

43

34

34

26

188

57

Рязанская область

-156

40

17

32

35

63

187

58

Волгоградская область

-161

49

15

20

39

59

182

59

Республика Северная Осетия - Алания

-170

14

78

63

16

2

173

60

Эвенкийский АО

-170

8

55

15

6

89

173

61

Амурская область

-173

17

44

53

36

20

170

62

Приморский край

-179

43

19

36

33

33

164

63

Республика Мордовия

-187

37

24

25

22

48

156

64

Чувашская Республика

-187

33

16

21

24

62

156

65

Владимирская область

-193

50

18

26

25

31

150

66

Республика Бурятия

-195

24

37

50

29

8

148

67

Алтайский край

-197

21

26

47

17

35

146

Субъекты Федерации, имеющие крайне неблагоприятное положение

68

Корякский АО

-203

86

14

2

9

29

140

69

Псковская область

-206

18

32

44

18

25

137

70

Кабардино-Балкарская Республика

-206

15

56

31

26

9

137

71

Омская область

-208

27

21

56

15

16

135

72

Курганская область

-221

32

30

28

14

18

122

73

Ивановская область

-223

28

8

16

10

58

120

74

Республика Калмыкия

-225

10

12

3

86

7

118

75

Пензенская область

-225

26

13

22

20

37

118

76

Брянская область

-230

20

29

30

12

22

113

Изменение значений интегральной оценки социально-экономического положения субъектов Федерации с 1997 по 2000 г.

1

2

3

4

5

Чувашская Республика

-161

-187

-26

65

Кировская область

-102

-124

-22

61

Нижегородская область

-36

-52

-16

53

Белгородская область

-34

-27

7

40

Воронежская область

-104

-136

-32

70

Курская область

-76

-129

-53

80

Липецкая область

0

10

10

39

Тамбовская область

-185

-104

81

6

Республика Калмыкия

-294

-225

69

8

Республика Татарстан

52

45

-7

45-46

Астраханская область

-188

-88

100

3

Волгоградская область

-87

-161

-74

85

Пензенская область

-190

-225

-35

72-73

Самарская область

58

28

-30

68

Саратовская область

-116

-145

-29

67

Ульяновская область

-47

-109

-62

83

Республика Адыгея

-252

-283

-31

69

Республика Дагестан

-287

-310

-23

62

Республика Ингушетия

-278

-297

-19

59

Кабардино-Балкарская Республика

-269

-206

63

9

Карачаево-Черкесская Республика

-280

-297

-17

54-56

Республика Северная Осетия - Алания

-276

-170

106

2

Чеченская Республика

Без оценки

Краснодарский край

-182

-99

83

5

Ставропольский край

-175

-147

29

25

Ростовская область

-138

-99

39

20

Республика Башкортостан

-21

-31

-10

48

Удмуртская Республика

-19

-66

-47

77

Курганская область

-215

-221

-6

44

Оренбургская область

-31

-106

-75

86

Пермская область

31

18

-13

50-51

Коми-Пермяцкий АО

-304

-245

59

10-11

Свердловская область

-28

-45

-17

54-56

Челябинская область

-11

-22

-11

49

Республика Алтай

-281

-240

41

19

Алтайский край

-229

-197

32

22-24

Кемеровская область

25

-9

-34

71

Новосибирская область

-47

-149

-102

87

Омская область

-55

-208

-153

88

Томская область

-22

-42

-20

60

Тюменская область

-7

80

-73

84

Ханты-Мансийский АО

39

54

15

35-36

Ямало-Ненецкий АО

68

85

17

33

Республика Бурятия

-139

-195

-56

82

Республика Тыва

-308

-315

-7

45-46

Республика Хакасия

-131

-155

-24

63-64

1

2

3

4

5

Красноярский край

-41

-25

16

34

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

-195

-136

59

10-11

Эвенкийский АО

-220

-170

50

15

Иркутская область

-49

-43

6

41

Усть-Ордынский Бурятский АО

-245

-288

-43

75-76

Читинская область

-266

-242

24

29

Агинский Бурятский АО

-336

-323

13

37

Республика Саха (Якутия)

-11

15

26

27

Еврейская автономная область

-237

-272

-35

72-73

Чукотский АО

-92

-142

-50

78-79

Приморский край

-171

-179

-8

47

Хабаровский край

-137

-80

57

13

Амурская область

-132

-173

-41

74

Камчатская область

-47

-97

-50

78-79

Корякский автономный округ

-148

-203

-55

81

Магаданская область

-76

-55

21

30

Сахалинская область

-131

-79

■52

14

Калининградская область

-138

-118

20

31

Сравнительная интегральная (интегрированная) оценка социально-эконо­мического положения регионов выполнена в виде приведенной балльной оценки, имеющей в основе определение ранга всех субъектов Федерации по каждому базовому индикатору. Исходя из ее региональных значений, сфор­мированы группировки субъектов Федерации, отражающие дифференциа­цию их социально-экономического положения соответственно за 1997 и 2000 гг. При этом проведено сквозное ранжирование регионов России в по­рядке убывания значений интегральной оценки.

В рамках каждой группировки определены четыре группы субъектов Феде­рации. К первой группе с интегральной оценкой не ниже среднероссийской (нулевой) отнесены регионы, сравнительно благополучные по социально-экономическому положению. Ко второй группе субъектов Федерации с оцен­ками от -1 до -100 относятся регионы, социально-экономическая ситуация в которых находится на уровне среднероссийской. В третью группу включены субъекты Федерации, имеющие относительно неблагоприятную ситуацию и значения интегральной оценки в диапазоне от -101 до -200. В замыкающей, четвертой группе представлены наиболее неблагополучные по социально-эко­номическому положению регионы с интегральной оценкой ниже -200.

На основе сопоставления соответствующих региональных оценок на нача­ло и конец характеризуемого периода выявлены тенденции изменения соци­ально-экономического положения различных субъектов Федерации, которые приводятся в табл. 35.8.

Изменение в течение рассматриваемого периода сравнительного социаль­но-экономического положения российских регионов в значительной мере было связано с последствиями финансового кризиса 1998 г. и последовавше­го за ним оживления хозяйственной деятельности под влиянием эффекта де­вальвации рубля.

Наиболее существенными предпосылками экономического развития реги­онов России в посткризисный период явились: значительный рост эффектив­ности экспортных операций (в первую очередь по видам продукции традицион­ного сырьевого экспорта); снижение прибыльности импорта потребительских товаров массового спроса и отдельных видов продукции производственно-технического назначения.

На этом фоне, с одной стороны, к настоящему времени общий уровень изношенности основных фондов как в сырьевых, так и в обрабатывающих отраслях народного хозяйства достиг уже критического уровня - до 70% и выше. С другой стороны, в начальный период (2-3 года после резкого паде­ния курса рубля) сохранялась возможность наращивания объемов производ­ства на действующих производственных мощностях путем повышения степе­ни их загрузки при минимальных дополнительных капитальных вложениях. Последнее обстоятельство в большей мере относится к отраслям обрабатыва­ющей промышленности (машиностроение и металлообработка, легкая, пи­щевая и др.).

Указанные выше факторы в целом обусловили сохранение и даже увеличе­ние перекоса в структуре инвестиций в сторону сырьевых отраслей, в наи­большей степени ориентированных на внешний рынок. Рост поставок сырья и топливно-энергетических ресурсов за рубеж одновременно сопровождался относительным снижением объемов их поступления на перерабатывающие предприятия. По этой причине, например, произошло ухудшение социально-экономического положения тех субъектов Федерации, в структуре экономики которых заметную роль играет нефтеперерабатывающая промышленность (Ярославская, Волгоградская, Пермская, Оренбургская, Омская области, Рес­публика Башкортостан и др.).

Параметры изменения региональных интегральных оценок в целом корре­спондируют с динамикой деловой активности в регионах, хотя совокупность учитываемых исходных факторов в обоих случаях не идентична.

Результаты расчетов интегральной оценки социально-экономического по­ложения субъектов Федерации свидетельствуют об относительной устойчиво­сти за рассматриваемый период количественного состава вышеуказанных классификационных групп регионов. По состоянию на 2000 г. в первую, ли­дирующую, группу попали 12 регионов, во вторую - 28, в третью - 27 и в за­мыкающую, четвертую, группу - 22 субъекта Федерации. В базисном 1997 г. данное распределение составило соответственно 10, 26, 31 и 22 региона.

Следует учитывать, что границы между выделенными классификационны­ми группами регионов условны. В связи с этим изменение позиции того или иного региона внутри какой-либо одной группы при существенном увеличе­нии или уменьшении интегральной оценки будет иметь большее значение, чем его переход в соседнюю группу вследствие незначительных изменений по совокупности оцениваемых факторов.

В целом оживление экономического роста в России после финансового кризиса 1998 г. было существенно территориально-неравномерным. Имела место значительная территориальная дифференциация ряда ключевых харак­теристик регионального развития, в том числе использованных при расчете интегральных оценок социально-экономического положения территорий.

В табл. 35.9 представлены результаты расчетов уровня территориальной диф­ференциации регионов России по каждому году за период с 1997 по 2000 г. по величине среднедушевых денежных доходов населения, уровню общей безрабо­тицы, среднедушевым объемам оборота розничной торговли, промышленной

продукции, инвестиций в основной капитал и собственных доходов бюджетов субъектов Федерации. Таблица 35.9

Величина указанной дифференциации определялась путем отношения средних значений соответствующих показателей 5 лиди­рующих (первых по рангу) и 5 замыкающих (последних по рангу), а также 10 лидирующих и 10 замыкающих регионов среди всех субъектов Федерации (за исключением Чеченской Республики).

Полученные данные достаточно наглядно свидетельствуют о складываю­щихся в настоящий период тенденциях изменения уровня и характера диффе­ренциации регионального развития.

Как видно из представленных результатов, начавшийся в результате де­вальвации рубля рост промышленного производства сопровождался на на­чальном этапе (в 1998-1999 гг.) значительным усилением территориальной асимметрии по среднедушевым объемам продукции промышленности, кото­рая увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано с тем, что благоприятной конъюнктурой наиболее адекватно и оперативно воспользовались именно в лидирующих, самых развитых регионах, экономические, в том числе инсти­туциональные, структуры которых в наибольшей степени соответствуют реа­лиям современной рыночной экономики.

В 2000 г. произошел перелом отмеченной тенденции, и уровень межрегио­нальной дифференциации в.развитии промышленности несколько сократился. Основная причина - рост производства на предприятиях слаборазвитых и депрес­сивных регионов на основе увеличения загрузки действующих производственных мощностей под влиянием резкого удорожания импорта и оживления спроса на отечественную продукцию, прежде всего потребительского назначения.

Стабилизация и улучшение ситуации произошли в связи с этим на регио­нальных потребительских рынках и рынках труда. Первый этап углубления территориальной дифференциации сложившегося положения сменился ее последующим незначительным смягчением. Оживление экономической ак­тивности в кризисных регионах позволило сократить безработицу и увеличи­ло платежеспособный спрос населения, что в некоторой степени в целом ос­лабило остроту социальных проблем.

Однако смягчение дифференциации ряда ключевых параметров социально-экономического положения регионов России нельзя рассматривать в качестве достаточно устойчивой, доминирующей тенденции. Стабильность позитив­ных процессов в экономике и социальной сфере регионов должна поддержи­ваться пропорциональным ростом прямых капиталообразующих инвестиций. В то же время результаты проведенного исследования показывают развитие крайне неблагоприятной тенденции, характеризующейся дальнейшим углуб­лением территориальной дифференциации инвестиционной активности.

Отношение среднедушевых объемов инвестиций в основной капитал 10 лучших к 10 худшим регионам России за 3 года увеличилось вдвое и достигло свыше 32. Возросший поток инвестиций (в первую очередь частных) направлялся, глав­ным образом, в наиболее рентабельные отрасли экономики, в том числе в экспортно-ориентированные нефтегазовый и металлургический комплексы, а также в сферу торговли, транспортных услуг и гостиничного бизнеса.

В результате в народном хозяйстве страны пока сохраняются глубокие меж­отраслевые диспропорции, выразившиеся, в частности, в усилении ее сырье­вой специализации на мировых рынках. Доля сырьевого экспорта России со­ставляет в настоящий период около 3/4 его общего объема.

Одновременно в период после финансового кризиса продолжала усили­ваться территориальная дифференциация по уровню реальных доходов насе­ления. Размер среднедушевых денежных доходов, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 10 лидирующих субъектах Федерации в 2000 г. более чем в 4,4 раза был выше аналогичного показателя по 10 замыкающим регионам. При этом в 1997 г. это отношение составило немногим более 3,6.

Сохранение данной деструктивной тенденции усиливает социально-эконо­мическую поляризацию общества, все более расширяя зоны бедности и эко­номической депрессии. Крайне низкий совокупный спрос в отстающих реги­онах резко ослабляет стимулы к оздоровлению их экономики, препятствуя возобновлению устойчивого экономического роста.

Уровень экономической активности на территории хозяйствующих субъек­тов и размеры получаемых населением доходов предопределяют величину собственных бюджетных доходов соответствующих регионов. Как показывают результаты проведенных расчетов, степень территориальной дифференциа­ции их среднедушевого размера, рассчитанного с учетом уровня покупатель­ной способности, имеет ярко выраженную тенденцию к росту и увеличилась за 3 года почти в 1,5 раза.

Углубление разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Феде­рации с помощью собственных доходных источников ведет к обострению противоречий между регионами-донорами и регионами-реципиентами, ос­лаблению системы бюджетного федерализма, увеличению доли межрегио­нального перераспределения ВВП страны на текущее потребление для обес­печения минимальных социальных гарантий населению в экономически сла­бых регионах.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время общая тенденция углубле­ния территориальной дифференциации важнейших характеристик региональ­ного развития усиливает социально-экономическую неоднородность страны, повышая роль перераспределительных отношений в народном хозяйстве.

Развитие данных деструктивных процессов снижает в целом эффективность общественного воспроизводства, ослабляет механизмы рыночного саморегу­лирования экономики и стимулы к активизации хозяйственной деятельности, замедляет темпы и снижает устойчивость экономического развития страны и ее регионов.

ВЫВОДЫ

  1. Территориальная дифференциация и неравномерное распределение по территории ресурсного потенциала, региональные различия условий и пред­посылок, достигнутого уровня и структуры хозяйства представляют объектив­ную основу территориального разделения труда, формирования территори­альной структуры экономики, экономического районирования страны.

  2. Наиболее крупными элементами социально-экономического райониро­вания являются экономические зоны: европейские районы, включая Урал; восточные районы и зона Севера. В стратегическом и практическом регулиро­вании территориального развития обычно используются такие крупные тер­риториальные образования, как экономические районы и ассоциации эконо­мического взаимодействия субъектов Федерации. Интересы федерального уровня управления территориальным развитием потребовали создания феде­ральных округов.

  3. Крупные региональные формирования опираются на базовые элементы государственного устройства - субъекты Федерации, которые наделены зна­чительными правами и полномочиями по управлению социально-экономиче­ским развитием на подведомственной территории и располагают реальными возможностями оперативного государственного реагирования на угрозы на­циональной безопасности. Это предпочтительный территориальный уровень анализа деструктивных процессов и угроз экономической и национальной бе­зопасности страны, выработки рекомендаций по ликвидации таких угроз.

  4. Субъекты Федерации менее сопоставимы по экономическому, финансо­вому и трудовому потенциалу, уровню развития, чем крупные регионы, по­этому при анализе угроз экономической безопасности следует рассматривать наряду с ними другие уровни системы экономического районирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Каково административно-территориальное устройство и экономическое районирование страны?

  2. Какой должна быть типологизация регионов для анализа и прогнозиро­вания социально-экономического развития?

  3. Какие существуют типы регионов по уровню экономического развития и экономической безопасности?

  4. Что такое межрегиональная дифференциация и какова ее роль в системе экономической безопасности страны?

  5. Какие методы измерения и регулирования межрегиональной дифферен­циации в развитых странах и в России вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. Государственно-территориальное устройство России / Под ред. А. Г. Гранберга и В.В. Кистанова. М.: ДеКА, 2003.

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

  2. Кистанов В. В. Федеральные округа России - важнейший шаг в укреплении госу­дарства. М.: Экономика, 2000.

  3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учеб. М.: Финан­сы и статистика, 2002.

  4. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

  5. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. М.: Эконо­мика, 2000.

  6. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.