35.4. Тенденции усиления
межрегиональной дифференциации как угроза
экономической безопасности
Для комплексного анализа современных тенденций социально-экономического развития российских регионов на основе вышеизложенных методических подходов проведена сравнительная интегрированная оценка их социально-экономического положения за 1997 и 2000 гг. Расчеты выполнены по полному кругу субъектов Федерации, включая автономные образования, а также отдельно по России в целом, что расширяет возможности сравнительного анализа. Результаты расчетов представлены в табл. 35.7 и 35.8.
Результаты интегральной оценки социально-экономического положения субъектов Федерации в 2000 г.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
34 | Астраханская область | -88 | 42 | 47 | 45 | 80 | 41 | 255 |
35 | Орловская область | -91 | 38 | 42 | 62 | 40 | 70 | 252 |
36 | Архангельская область | -92 | 57 | 62 | 55 | 45 | 32 | 251 |
37 | Тульская область | -94 | 53 | 40 | 33 | 59 | 64 | 249 |
38 | Камчатская область | -97 | 64 | 70 | 59 | 42 | 11 | 246 |
39 | Краснодарский край | -99 | 23 | 52 | 67 | 79 | 23 | 244 |
40 | Ростовская область | -99 | 31 | 66 | 86 | 47 | 14 | 244 |
Субъекты Федерации, имеющие относительно неблагоприятное положение | ||||||||
41 | Тамбовская область | -104 | 19 | 68 | 69 | 11 | 72 | 239 |
42 | Оренбургская область | -106 | 60 | 51 | 24 | 66 | 36 | 237 |
43 | Тверская область | -107 | 41 | 23 | 42 | 63 | 67 | 236 |
44 | Ульяновская область | -109 | 45 | 33 | 51 | 21 | 84 | 234 |
45 | Калининградская область | -118 | 36 | 54 | 79 | 44 | 12 | 225 |
46 | Костромская область | -120 | 39 | 35 | 40 | 38 | 71 | 223 |
47 | Кировская область | -124 | 47 | 34 | 41 | 23 | 74 | 219 |
48 | Калужская область | -125 | 46 | 25 | 35 | 37 | 75 | 218 |
49 | Курская область | -129 | 44 | 39 | 52 | 32 | 47 | 214 |
50 | Воронежская область | -136 | 34 | 41 | 54 | 27 | 51 | 207 |
51 | Таймырский АО | -136 | 7 | 38 | 17 | 58 | 87 | 207 |
52 | Чукотский АО | -142 | 62 | 28 | 1 | 49 | 61 | 201 |
53 | Саратовская область | -145 | 35 | 27 | 37 | 43 | 56 | 198 |
54 | Ставропольский край | -147 | 22 | 36 | 68 | 53 | 17 | 196 |
55 | Новосибирская область | -149 | 30 | 31 | 81 | 31 | 21 | 194 |
56 | Республика Хакасия | -155 | 51 | 43 | 34 | 34 | 26 | 188 |
57 | Рязанская область | -156 | 40 | 17 | 32 | 35 | 63 | 187 |
58 | Волгоградская область | -161 | 49 | 15 | 20 | 39 | 59 | 182 |
59 | Республика Северная Осетия - Алания | -170 | 14 | 78 | 63 | 16 | 2 | 173 |
60 | Эвенкийский АО | -170 | 8 | 55 | 15 | 6 | 89 | 173 |
61 | Амурская область | -173 | 17 | 44 | 53 | 36 | 20 | 170 |
62 | Приморский край | -179 | 43 | 19 | 36 | 33 | 33 | 164 |
63 | Республика Мордовия | -187 | 37 | 24 | 25 | 22 | 48 | 156 |
64 | Чувашская Республика | -187 | 33 | 16 | 21 | 24 | 62 | 156 |
65 | Владимирская область | -193 | 50 | 18 | 26 | 25 | 31 | 150 |
66 | Республика Бурятия | -195 | 24 | 37 | 50 | 29 | 8 | 148 |
67 | Алтайский край | -197 | 21 | 26 | 47 | 17 | 35 | 146 |
Субъекты Федерации, имеющие крайне неблагоприятное положение | ||||||||
68 | Корякский АО | -203 | 86 | 14 | 2 | 9 | 29 | 140 |
69 | Псковская область | -206 | 18 | 32 | 44 | 18 | 25 | 137 |
70 | Кабардино-Балкарская Республика | -206 | 15 | 56 | 31 | 26 | 9 | 137 |
71 | Омская область | -208 | 27 | 21 | 56 | 15 | 16 | 135 |
72 | Курганская область | -221 | 32 | 30 | 28 | 14 | 18 | 122 |
73 | Ивановская область | -223 | 28 | 8 | 16 | 10 | 58 | 120 |
74 | Республика Калмыкия | -225 | 10 | 12 | 3 | 86 | 7 | 118 |
75 | Пензенская область | -225 | 26 | 13 | 22 | 20 | 37 | 118 |
76 | Брянская область | -230 | 20 | 29 | 30 | 12 | 22 | 113 |
Изменение значений интегральной оценки социально-экономического положения субъектов Федерации с 1997 по 2000 г.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Чувашская Республика | -161 | -187 | -26 | 65 | ||||
Кировская область | -102 | -124 | -22 | 61 | ||||
Нижегородская область | -36 | -52 | -16 | 53 | ||||
Белгородская область | -34 | -27 | 7 | 40 | ||||
Воронежская область | -104 | -136 | -32 | 70 | ||||
Курская область | -76 | -129 | -53 | 80 | ||||
Липецкая область | 0 | 10 | 10 | 39 | ||||
Тамбовская область | -185 | -104 | 81 | 6 | ||||
Республика Калмыкия | -294 | -225 | 69 | 8 | ||||
Республика Татарстан | 52 | 45 | -7 | 45-46 | ||||
Астраханская область | -188 | -88 | 100 | 3 | ||||
Волгоградская область | -87 | -161 | -74 | 85 | ||||
Пензенская область | -190 | -225 | -35 | 72-73 | ||||
Самарская область | 58 | 28 | -30 | 68 | ||||
Саратовская область | -116 | -145 | -29 | 67 | ||||
Ульяновская область | -47 | -109 | -62 | 83 | ||||
Республика Адыгея | -252 | -283 | -31 | 69 | ||||
Республика Дагестан | -287 | -310 | -23 | 62 | ||||
Республика Ингушетия | -278 | -297 | -19 | 59 | ||||
Кабардино-Балкарская Республика | -269 | -206 | 63 | 9 | ||||
Карачаево-Черкесская Республика | -280 | -297 | -17 | 54-56 | ||||
Республика Северная Осетия - Алания | -276 | -170 | 106 | 2 | ||||
Чеченская Республика | Без оценки | |||||||
Краснодарский край | -182 | -99 | 83 | 5 | ||||
Ставропольский край | -175 | -147 | 29 | 25 | ||||
Ростовская область | -138 | -99 | 39 | 20 | ||||
Республика Башкортостан | -21 | -31 | -10 | 48 | ||||
Удмуртская Республика | -19 | -66 | -47 | 77 | ||||
Курганская область | -215 | -221 | -6 | 44 | ||||
Оренбургская область | -31 | -106 | -75 | 86 | ||||
Пермская область | 31 | 18 | -13 | 50-51 | ||||
Коми-Пермяцкий АО | -304 | -245 | 59 | 10-11 | ||||
Свердловская область | -28 | -45 | -17 | 54-56 | ||||
Челябинская область | -11 | -22 | -11 | 49 | ||||
Республика Алтай | -281 | -240 | 41 | 19 | ||||
Алтайский край | -229 | -197 | 32 | 22-24 | ||||
Кемеровская область | 25 | -9 | -34 | 71 | ||||
Новосибирская область | -47 | -149 | -102 | 87 | ||||
Омская область | -55 | -208 | -153 | 88 | ||||
Томская область | -22 | -42 | -20 | 60 | ||||
Тюменская область | -7 | 80 | -73 | 84 | ||||
Ханты-Мансийский АО | 39 | 54 | 15 | 35-36 | ||||
Ямало-Ненецкий АО | 68 | 85 | 17 | 33 | ||||
Республика Бурятия | -139 | -195 | -56 | 82 | ||||
Республика Тыва | -308 | -315 | -7 | 45-46 | ||||
Республика Хакасия | -131 | -155 | -24 | 63-64 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Красноярский край | -41 | -25 | 16 | 34 | ||||
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО | -195 | -136 | 59 | 10-11 | ||||
Эвенкийский АО | -220 | -170 | 50 | 15 | ||||
Иркутская область | -49 | -43 | 6 | 41 | ||||
Усть-Ордынский Бурятский АО | -245 | -288 | -43 | 75-76 | ||||
Читинская область | -266 | -242 | 24 | 29 | ||||
Агинский Бурятский АО | -336 | -323 | 13 | 37 | ||||
Республика Саха (Якутия) | -11 | 15 | 26 | 27 | ||||
Еврейская автономная область | -237 | -272 | -35 | 72-73 | ||||
Чукотский АО | -92 | -142 | -50 | 78-79 | ||||
Приморский край | -171 | -179 | -8 | 47 | ||||
Хабаровский край | -137 | -80 | 57 | 13 | ||||
Амурская область | -132 | -173 | -41 | 74 | ||||
Камчатская область | -47 | -97 | -50 | 78-79 | ||||
Корякский автономный округ | -148 | -203 | -55 | 81 | ||||
Магаданская область | -76 | -55 | 21 | 30 | ||||
Сахалинская область | -131 | -79 | ■52 | 14 | ||||
Калининградская область | -138 | -118 | 20 | 31 |
Сравнительная интегральная (интегрированная) оценка социально-экономического положения регионов выполнена в виде приведенной балльной оценки, имеющей в основе определение ранга всех субъектов Федерации по каждому базовому индикатору. Исходя из ее региональных значений, сформированы группировки субъектов Федерации, отражающие дифференциацию их социально-экономического положения соответственно за 1997 и 2000 гг. При этом проведено сквозное ранжирование регионов России в порядке убывания значений интегральной оценки.
В рамках каждой группировки определены четыре группы субъектов Федерации. К первой группе с интегральной оценкой не ниже среднероссийской (нулевой) отнесены регионы, сравнительно благополучные по социально-экономическому положению. Ко второй группе субъектов Федерации с оценками от -1 до -100 относятся регионы, социально-экономическая ситуация в которых находится на уровне среднероссийской. В третью группу включены субъекты Федерации, имеющие относительно неблагоприятную ситуацию и значения интегральной оценки в диапазоне от -101 до -200. В замыкающей, четвертой группе представлены наиболее неблагополучные по социально-экономическому положению регионы с интегральной оценкой ниже -200.
На основе сопоставления соответствующих региональных оценок на начало и конец характеризуемого периода выявлены тенденции изменения социально-экономического положения различных субъектов Федерации, которые приводятся в табл. 35.8.
Изменение в течение рассматриваемого периода сравнительного социально-экономического положения российских регионов в значительной мере было связано с последствиями финансового кризиса 1998 г. и последовавшего за ним оживления хозяйственной деятельности под влиянием эффекта девальвации рубля.
Наиболее существенными предпосылками экономического развития регионов России в посткризисный период явились: значительный рост эффективности экспортных операций (в первую очередь по видам продукции традиционного сырьевого экспорта); снижение прибыльности импорта потребительских товаров массового спроса и отдельных видов продукции производственно-технического назначения.
На этом фоне, с одной стороны, к настоящему времени общий уровень изношенности основных фондов как в сырьевых, так и в обрабатывающих отраслях народного хозяйства достиг уже критического уровня - до 70% и выше. С другой стороны, в начальный период (2-3 года после резкого падения курса рубля) сохранялась возможность наращивания объемов производства на действующих производственных мощностях путем повышения степени их загрузки при минимальных дополнительных капитальных вложениях. Последнее обстоятельство в большей мере относится к отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая и др.).
Указанные выше факторы в целом обусловили сохранение и даже увеличение перекоса в структуре инвестиций в сторону сырьевых отраслей, в наибольшей степени ориентированных на внешний рынок. Рост поставок сырья и топливно-энергетических ресурсов за рубеж одновременно сопровождался относительным снижением объемов их поступления на перерабатывающие предприятия. По этой причине, например, произошло ухудшение социально-экономического положения тех субъектов Федерации, в структуре экономики которых заметную роль играет нефтеперерабатывающая промышленность (Ярославская, Волгоградская, Пермская, Оренбургская, Омская области, Республика Башкортостан и др.).
Параметры изменения региональных интегральных оценок в целом корреспондируют с динамикой деловой активности в регионах, хотя совокупность учитываемых исходных факторов в обоих случаях не идентична.
Результаты расчетов интегральной оценки социально-экономического положения субъектов Федерации свидетельствуют об относительной устойчивости за рассматриваемый период количественного состава вышеуказанных классификационных групп регионов. По состоянию на 2000 г. в первую, лидирующую, группу попали 12 регионов, во вторую - 28, в третью - 27 и в замыкающую, четвертую, группу - 22 субъекта Федерации. В базисном 1997 г. данное распределение составило соответственно 10, 26, 31 и 22 региона.
Следует учитывать, что границы между выделенными классификационными группами регионов условны. В связи с этим изменение позиции того или иного региона внутри какой-либо одной группы при существенном увеличении или уменьшении интегральной оценки будет иметь большее значение, чем его переход в соседнюю группу вследствие незначительных изменений по совокупности оцениваемых факторов.
В целом оживление экономического роста в России после финансового кризиса 1998 г. было существенно территориально-неравномерным. Имела место значительная территориальная дифференциация ряда ключевых характеристик регионального развития, в том числе использованных при расчете интегральных оценок социально-экономического положения территорий.
В табл. 35.9 представлены результаты расчетов уровня территориальной дифференциации регионов России по каждому году за период с 1997 по 2000 г. по величине среднедушевых денежных доходов населения, уровню общей безработицы, среднедушевым объемам оборота розничной торговли, промышленной
продукции, инвестиций в основной капитал и собственных доходов бюджетов субъектов Федерации. Таблица 35.9
Величина указанной дифференциации определялась путем отношения средних значений соответствующих показателей 5 лидирующих (первых по рангу) и 5 замыкающих (последних по рангу), а также 10 лидирующих и 10 замыкающих регионов среди всех субъектов Федерации (за исключением Чеченской Республики).
Полученные данные достаточно наглядно свидетельствуют о складывающихся в настоящий период тенденциях изменения уровня и характера дифференциации регионального развития.
Как видно из представленных результатов, начавшийся в результате девальвации рубля рост промышленного производства сопровождался на начальном этапе (в 1998-1999 гг.) значительным усилением территориальной асимметрии по среднедушевым объемам продукции промышленности, которая увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано с тем, что благоприятной конъюнктурой наиболее адекватно и оперативно воспользовались именно в лидирующих, самых развитых регионах, экономические, в том числе институциональные, структуры которых в наибольшей степени соответствуют реалиям современной рыночной экономики.
В 2000 г. произошел перелом отмеченной тенденции, и уровень межрегиональной дифференциации в.развитии промышленности несколько сократился. Основная причина - рост производства на предприятиях слаборазвитых и депрессивных регионов на основе увеличения загрузки действующих производственных мощностей под влиянием резкого удорожания импорта и оживления спроса на отечественную продукцию, прежде всего потребительского назначения.
Стабилизация и улучшение ситуации произошли в связи с этим на региональных потребительских рынках и рынках труда. Первый этап углубления территориальной дифференциации сложившегося положения сменился ее последующим незначительным смягчением. Оживление экономической активности в кризисных регионах позволило сократить безработицу и увеличило платежеспособный спрос населения, что в некоторой степени в целом ослабило остроту социальных проблем.
Однако смягчение дифференциации ряда ключевых параметров социально-экономического положения регионов России нельзя рассматривать в качестве достаточно устойчивой, доминирующей тенденции. Стабильность позитивных процессов в экономике и социальной сфере регионов должна поддерживаться пропорциональным ростом прямых капиталообразующих инвестиций. В то же время результаты проведенного исследования показывают развитие крайне неблагоприятной тенденции, характеризующейся дальнейшим углублением территориальной дифференциации инвестиционной активности.
Отношение среднедушевых объемов инвестиций в основной капитал 10 лучших к 10 худшим регионам России за 3 года увеличилось вдвое и достигло свыше 32. Возросший поток инвестиций (в первую очередь частных) направлялся, главным образом, в наиболее рентабельные отрасли экономики, в том числе в экспортно-ориентированные нефтегазовый и металлургический комплексы, а также в сферу торговли, транспортных услуг и гостиничного бизнеса.
В результате в народном хозяйстве страны пока сохраняются глубокие межотраслевые диспропорции, выразившиеся, в частности, в усилении ее сырьевой специализации на мировых рынках. Доля сырьевого экспорта России составляет в настоящий период около 3/4 его общего объема.
Одновременно в период после финансового кризиса продолжала усиливаться территориальная дифференциация по уровню реальных доходов населения. Размер среднедушевых денежных доходов, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 10 лидирующих субъектах Федерации в 2000 г. более чем в 4,4 раза был выше аналогичного показателя по 10 замыкающим регионам. При этом в 1997 г. это отношение составило немногим более 3,6.
Сохранение данной деструктивной тенденции усиливает социально-экономическую поляризацию общества, все более расширяя зоны бедности и экономической депрессии. Крайне низкий совокупный спрос в отстающих регионах резко ослабляет стимулы к оздоровлению их экономики, препятствуя возобновлению устойчивого экономического роста.
Уровень экономической активности на территории хозяйствующих субъектов и размеры получаемых населением доходов предопределяют величину собственных бюджетных доходов соответствующих регионов. Как показывают результаты проведенных расчетов, степень территориальной дифференциации их среднедушевого размера, рассчитанного с учетом уровня покупательной способности, имеет ярко выраженную тенденцию к росту и увеличилась за 3 года почти в 1,5 раза.
Углубление разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации с помощью собственных доходных источников ведет к обострению противоречий между регионами-донорами и регионами-реципиентами, ослаблению системы бюджетного федерализма, увеличению доли межрегионального перераспределения ВВП страны на текущее потребление для обеспечения минимальных социальных гарантий населению в экономически слабых регионах.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время общая тенденция углубления территориальной дифференциации важнейших характеристик регионального развития усиливает социально-экономическую неоднородность страны, повышая роль перераспределительных отношений в народном хозяйстве.
Развитие данных деструктивных процессов снижает в целом эффективность общественного воспроизводства, ослабляет механизмы рыночного саморегулирования экономики и стимулы к активизации хозяйственной деятельности, замедляет темпы и снижает устойчивость экономического развития страны и ее регионов.
ВЫВОДЫ
Территориальная дифференциация и неравномерное распределение по территории ресурсного потенциала, региональные различия условий и предпосылок, достигнутого уровня и структуры хозяйства представляют объективную основу территориального разделения труда, формирования территориальной структуры экономики, экономического районирования страны.
Наиболее крупными элементами социально-экономического районирования являются экономические зоны: европейские районы, включая Урал; восточные районы и зона Севера. В стратегическом и практическом регулировании территориального развития обычно используются такие крупные территориальные образования, как экономические районы и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации. Интересы федерального уровня управления территориальным развитием потребовали создания федеральных округов.
Крупные региональные формирования опираются на базовые элементы государственного устройства - субъекты Федерации, которые наделены значительными правами и полномочиями по управлению социально-экономическим развитием на подведомственной территории и располагают реальными возможностями оперативного государственного реагирования на угрозы национальной безопасности. Это предпочтительный территориальный уровень анализа деструктивных процессов и угроз экономической и национальной безопасности страны, выработки рекомендаций по ликвидации таких угроз.
Субъекты Федерации менее сопоставимы по экономическому, финансовому и трудовому потенциалу, уровню развития, чем крупные регионы, поэтому при анализе угроз экономической безопасности следует рассматривать наряду с ними другие уровни системы экономического районирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каково административно-территориальное устройство и экономическое районирование страны?
Какой должна быть типологизация регионов для анализа и прогнозирования социально-экономического развития?
Какие существуют типы регионов по уровню экономического развития и экономической безопасности?
Что такое межрегиональная дифференциация и какова ее роль в системе экономической безопасности страны?
Какие методы измерения и регулирования межрегиональной дифференциации в развитых странах и в России вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. Государственно-территориальное устройство России / Под ред. А. Г. Гранберга и В.В. Кистанова. М.: ДеКА, 2003.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Кистанов В. В. Федеральные округа России - важнейший шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2000.
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2002.
Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. М.: Экономика, 2000.
Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.