logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Глава 16

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

16.1. Содержание понятия «финансовая безопасность»

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасно­сти. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной ме­ре зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотре­ние взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами нацио­нальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее фи­нансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансо­вых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной бе­зопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь нахо­дит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах.

Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее на­циональной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной си­туации в какой-либо горячей точке - вызвать необходимость увеличения соот­ветствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности. Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной бе­зопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России.

В экономической литературе преобладают исследования проблем эконо­мической безопасности, между тем понятие «финансовая безопасность эконо­мики» практически не определено, не ясны ее специфика и состав угроз, ко­торые могут нанести ей существенный ущерб. Эта проблема требует углублен­ной разработки, поскольку «финансовая безопасность» - сложная категория, составляющие которой могут являться предметом специального исследования.

К ним прежде всего относятся безопасность бюджетной и банковской систем, внебюджетных фондов, фондового рынка.

В связи с недостаточной разработкой теории финансов многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что не позволяет выработать действенные меры по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов. И если в трактовке общего понятия «экономическая безопасность» имеется определенность (при наличии различ­ных подходов), то категория «финансовая безопасность» еще нуждается в бо­лее тщательной проработке и выработке корректных исходных категорий, по­нятий и активно действующих финансовых инструментов.

Очевидно, что необходимо исходить из основополагающего постулата, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, на­нося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов раз­вития, снижении жизненного уровня населения. В этой связи финансовые уг­розы необходимо рассматривать, как нам представляется, как фактор, созда­ющий опасность, наносящий ущерб финансовой системе и разрушающий ее как систему. И здесь нельзя все списывать на возможные объективно сущест­вующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-ры­ночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся увеличением ущерба, естественно, приводит к переходу количества в новое качество - к уг­розе. Опасность и угроза - однопорядковые категории, но количественно раз­ные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния - пред­мет обеспечения финансовой безопасности.

Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, можно рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущер­ба экономике. Естественно, что сигнал означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая в случае непринятия соответствующих мер превра­щается в реальную угрозу и потери для экономики. Представляется, что необ­ходим тщательный анализ и контроль за потенциальными угрозами, учитывая, что в практической деятельности они связаны с категорией риска, что снижа­ет интерес к ним с позиций обеспечения безопасности, так как в данном слу­чае мы имеем дело с процессами, имеющими вероятностный характер.

Потребность в безопасности, в защите от нежелательных воздействий на экономику и общество и внутренних изменений в них относится к типу базо­вых, основополагающих потребностей. Сфера безопасного существования настолько сузилась, что оказывает стагнирующее воздействие на функциони­рование и развитие экономики и не дает возможности преодолеть кризис, в котором пребывает наша страна. Практически под безопасностью необходимо понимать такое свойство, такое состояние экономики, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо ее качеств не выше или же ниже определенного предела.

Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирую­щими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой си­стемы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашени­ями России в области банковской и налоговой деятельности.

Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансо­вому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государст­венными органами банковского и валютно-финансового контроля, формиро­вания банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, госу­дарственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Особую угрозу национальным интересам России составляет неэффективно функционирующая налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимые поступления в госбюджет и тем самым способствует деградации отечественного производст­ва и утечке капиталов за рубеж.

Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется незавершенностью, что проявляется в огромных масшта­бах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, нарушением гарантирован­ное™ финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы.

Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоордини­рованы между собой как по срокам разработки, так и в части определения ба­зовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце го­да. Между тем бюджетная политика, особенно в части долгосрочного, страте­гического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под со­бой базовой основы в виде проектировок денежной массы.

Практически в экономической литературе отсутствует системное определе­ние понятия «финансовая безопасность»1, что и обусловливает необходи­мость решения этой проблемы. Не претендуя на окончательный вариант ее решения, считаем целесообразным дать следующее определение этого поня­тия: финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором со­здаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и фи­нансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устой­чивость финансовой системы страны, - прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основ­ными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень со­циально-экономического развития страны.

Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безо­пасности государства - состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать госу­дарство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутрен­них и внешних функций.

1 Даже в наиболее серьезной монографии, где рассматриваются эти проблемы (Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998), не дается определение этого понятия и рассматриваются только особенности ее обеспе­чения и основные инструменты.

Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на слу­чай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем чтобы государст­венные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникно­вение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопаснос­ти страны и регионов:

Ниже на рис. 16.1 представлена декомпозиция понятия «финансовая безо­пасность».

Рис. 16.1. Декомпозиция понятия «финансовая безопасность»

Более детальное рассмотрение понятия финансовой безопасности, развер­тывание его в систему рекомендуемых мер требует серьезного методологичес­кого анализа, выявления соотношения понятия финансовой безопасности с другими смежными понятиями.

От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде всего и зависит стабильное и безопасное развитие экономики, учитывая, что в настоящих условиях финан­сово-денежные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в ре­формирование российской экономики, но и оказывают сдерживающее воздей­ствие, часто приводящее к критически-кризисным ситуациям в экономике.

Понимание финансовой безопасности конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих со­стояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осу­ществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, свя­занную прежде всего с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой, денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.

Под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно неза­крепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми сред­ствами.

В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратегии финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации всех ос­новных функций финансового рынка.

Если попытаться иерархично выстроить все элементы системы, то это поз­волит увидеть, что во главе ее должен лежать не только принцип строго целе­вого использования финансовых средств как основной фактор их сохранения, но и обеспечение условий для быстрой и эффективной отдачи от увеличения вкладываемых средств. Следовательно, реализация подобного принципа как основы концепции означает создание системы контроля не только за целесо­образностью и своевременностью использования средств, но и за уровнем их окупаемости. Анализ функционирования финансово-экономического меха­низма в течение последних реформенных лет показывает, что полномасштаб­ное формирование эффективной системы финансовой безопасности - не только важнейший фактор обеспечения экономической безопасности в це­лом, но и одновременно ее своеобразный двигатель.

Очевидно, что чем меньше угроз для финансов, тем больше отдача от них. Однако для формирования подобной системы в виде целостной концепции, учитывающей как характер функционирования экономического механизма рос­сийской экономики, так и изменяющихся в ходе реформ условий (возможно, негативного характера), необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов на протяжении всего реформирования.

Основным направлением и конечным результатом подобного аналитичес­кого исследования должна стать разработка концептуальных основ системы, обеспечивающей создание финансовых условий в первую очередь для обеспе­чения экономического роста. При этом основной акцент в разработке должен быть связан с целенаправленным анализом финансовой и денежной полити­ки, ориентированной на решение основных текущих финансово-экономиче­ских проблем. Формирование эффективной системы финансовой безопасно­сти должно происходить с учетом важнейших взаимосвязей, существующих между всеми элементами финансовой системы.