10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
Научные исследования о путях перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики начали осуществляться за рубежом1 и в нашей стране2 еще в прошлом веке. Особенность инновационной экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку США, Япония, Германия начали обеспечивать более половины производства ВВП еще в 1980-х гг.
! Инновационная экономика. М.: Наука, 2002. 2 Новицкий НА. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000. № 6. 3 Вопросы экономики. 1985. № 7.
В период проведения реформ в России доля прироста ВВП с помощью фактора НТП снижалась примерно с 40-45% в 1985-1991 гг. до почти 2-3% в 1994-1996 гг. (практически до нуля в 1998 г.), а влияние отрицательных (экстенсивных) факторов усилилось в этот период из-за нерациональной приватизации, коррупции, вывоза капиталов и др. При этом отечественная экономика будет обречена на неизбежный спад производства, если государство откажется проводить активную научно-инновационную политику. Это означает, что для воспроизводства ВВП в нашей стане потребуется привлекать все большее число малоквалифицированных рабочих при перерасходе инвестиций и природных ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Причем в России прогнозируется отрицательная демографическая ситуация, и в ближайшие 20-25 лет притока трудовых ресурсов не ожидается. Только переход на инновационную экономику сможет обеспечить стабильное социально-экономическое развитие России.
Инновационную деятельность1 предстоит активизировать на основе интеграции отечественной научно-инновационной системы (НИС) с отраслевыми и региональными научно-инновационными подсистемами. НИС уже сформированы на мировом уровне в развитых странах в виде национальных инновационных систем. Предстоит разработать стратегию развития инновационной экономики, базируясь на утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Если перспективная инновационная стратегия будет базироваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные инновационные индикаторы, экономические механизмы и законодательно-правовые методы для системной реализации инновационного направления социально-экономического развития России.
1 К инновационной деятельности в соответствии с проектом Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (принят Госдумой РФ в первом чтении) относятся следующие ее виды: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; технологическое переоснащение и подготовка производства; испытания, сертификация и стандартизация новых процессов, продуктов и изделий; первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию; финансирование инновационной деятельности, включая инвестиции в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 2 См.: Новицкий НА. Факторный анализ эффективности развития и размещения производства. М.: Наука, 1982. С. 17-38.
измерить как отношение денежного потока доходов (результата W) к денежному потоку затрат Zc учетом основных факторов производства:
(10.2)
где Т - фактор труда в затратах;
v - денежный поток удельных затрат на единицу фактора труда в затратах; F - фактор основного капитала в затратах; - денежный поток удельных затрат на единицу фактора основного капитала в затратах;
М-денежный поток затрат на материалы и прирост оборотных средств.
Вклад инновационных факторов в приросте макроэкономического результата (ВВП) определяется на основе повышения общей эффективности путем простого разложения относительных приростов экономических параметров на базе зависимости (10.2) следующим образом:
(10.3)
В полученной зависимости (10.3) выделяются следующие слагаемые прироста экономического результата (например, ВВП):
во-первых, - вклад в прирост экономического результата,
вызванный экстенсивным увеличением издержек;
во-вторых, - вклад в прирост экономического результата,
связанный с повышением общей эффективности производства на основе воздействия инновационных факторов, воплотивших качественное их совершенствование из-за применения научно-технических достижений;
в-третьих, - вклад в прирост экономического результата, обуслов-
ленный дополнительным увеличением факторов затрат при нарастающей их эффективности, что отражает расширение масштабов применения интенсивных факторов в производстве и тождественно инновационному источнику прироста результатов производства.
Пусть, например, прирост экономического результата (денежного потока доходов) измеряется двумя единицами, а прирост затрат (их денежного потока) в сопоставимых денежных измерителях оценивается тремя единицами. Тогда прирост результата в соответствии с формулой (10.3) распределится между экстенсивной и интенсивной составляющими прироста экономического результата таким образом:
денежным единицам,
где большая часть интенсивной составляющей результата (на три четверти) формируется именно путем экстенсивного расширения производства при обеспечении растущей эффективности использования факторов производственных затрат. Причем отбрасывание этой составляющей может повлечь за собой принципиальную ошибку в оценке эффективности инновационных проектов, и, как следует из примера, тогда вклад экстенсивных факторов, оцениваемый тремя денежными единицами, будет больше интенсивной составляющей, оцениваемой двумя денежными единицами. Этот пример еще раз показывает, что повышение эффективности происходит с помощью
факторов инноваций. Однако с помощью экстенсивных факторов при эффективном их использовании можно также получить существенный прирост интенсивной составляющей результата и обеспечить преобладающую тенденцию воздействия инновационных факторов на экономический рост. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение для установления предельных индикаторов роста в естественной монополии, а также для предприятий и компаний, размещаемых на территории регионов и республик, где имеются ограниченные резервы экстенсивных источников развития. Особенно важно установить ограничения по индикатору прироста труда JT на единицу прироста ВВП в трудодефицитных регионах, по индикатору прироста инвестиций (капиталоемкости JK ) на единицу прироста ВВП, по индикатору прироста (расходования) топливно-сырьевых ресурсов JR на единицу прироста ВВП и другие индикаторы ограничения экстенсивного экономического развития как в регионах, так и на макроуровне. Эти индикаторы экстенсивных ограничений следует применять совместно с показателями предельного (минимально необходимого) прироста эффекта от использования труда, капитала, естественных ресурсов.
В микроэкономике необходимо оперировать денежными измерителями затрат и результатов и сравнивать их с динамикой трудовых, материальных ресурсов, фондов, выраженных соответствующими количественными оценками, а также с соответствующими показателями инновационной эффективности - производительностью труда, фондо-, материалоотдачей, характеризующими воздействие факторов инноваций на эффективность производства и прирост доходов. Чтобы измерить вклад инновационных факторов в прирост доходов компании, достаточно модифицировать зависимость (10.3), используя метод разделения прироста общих денежных потоков затрат с учетом удельных элементов затрат по факторам, зафиксированным в исходной зависимости (10.2). После преобразования зависимости (10.3) получим многофакторный метод для измерения вклада факторов инноваций (труда, капитала, ресурсов) в прирост экономического результата (включая ВВП):
В зависимости (10.4) в квадратных скобках выделяются две группы слагаемых в форме вклада экстенсивных и интенсивных факторов в прирост денежного потока результата. В экстенсивной составляющей прироста экономического
результата выделяется вклад экстенсивных факторов, обусловленных дополнительным приростом трудовых ресурсов , производственных фондов и
р есурсных затрат , взвешенных в каждом случае по удельному весу соответствующих денежных элементов затрат (оплаты труда, амортизационных отчислений, материальных затрат с учетом прочих расходов). В интенсивной составляющей прироста денежного потока результата отражается
воздействие качественных инновационных факторов через соответствующие приросты ресурсной эффективности производства: прирост производительности труда , прирост фондоотдачи , прирост ресурсоотдачи , умноженные на адекватные им индексы приростов труда , фондов материальных затрат , которые затем пропорционально взвешиваются по соответствующим денежным элементам факторов затрат базисного периода1. Вместе с тем полученные зависимости (10.3) и (10.4) не определяют в явном виде вклада инноваций в повышение эффективности факторов производства и прирост денежного потока результата, поскольку включают оценку влияния косвенных факторов, в том числе научных, организационных и институциональных. Для поставленных в настоящем исследовании задач вклад инноваций в прирост экономического результата целесообразно также определять через расчет конкретных технико-экономических параметров, материализованных в научно-технических достижениях. Но при этом следует учитывать, что ноу-хау - тоже неотъемлемый фактор инновационной деятельности. Естественно, что общий эффект от материализованных в инновационном проекте научно-технических достижений тесно связан с хозяйственным механизмом - организационными и управленческими факторами, генерирующими трансакци-онные издержки. Кроме того, факторы трансакционных издержек неотделимы от инновационной деятельности, однако первичными следует признать научные достижения, воплощаемые в новой технике и технологии, с заложенными потенциальными возможностями повышения эффективности производства. Поэтому чем совершеннее организация и управление хозяйственной деятельностью, тем выше реальный эффект и тем больше он приближается к потенциальному эффекту, заложенному в материализованных инновациях, и, следовательно, выше эффективность хозяйственного механизма и ниже трансакционные издержки. Воздействие инноваций в системе интенсивных факторов на повышение эффективности и прирост экономического результата (дохода), кроме того, определяется институциональными факторами, характеризующими динамику структуры компаний и инвестиционных объектов. Материализованные посредством инноваций достижения научно-технического прогресса функционируют в производстве в форме активной части основных производственных фондов - машин, механизмов, технологических систем, а также воплощаются в прогрессивных предметах труда. Производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят в форме денежного потока результата свою стоимость по частям и по окончании срока службы выбывают из процесса производства. Из состава годового денежного потока результата за счет прибыли инвестируются новации, за счет амортизационных отчислений финансируются техническая реконструкция, а также расширение и строительство новых предприятий. В условиях самофинансирования и обновления основного капитала корпорации вынуждены за счет собственных денежных доходов не только обеспечивать возмещение выбытия старых фондов, но и осуществлять инновационное наращивание производственного потенциала, прежде всего обеспечивать прирост новых мощностей. Именно во вновь введенных производственных фондах должны воплощаться инновации, на базе использования которых повышается эффективность производства.
1 Функциональные зависимости (10.3) и (10.4) были ранее апробированы и приняты к внедрению в качестве исходной методической базы оценки вклада инноваций (см.: Методические рекомендации по определению темпов прироста объемов производства, достигаемого за счет интенсивных и экстенсивных факторов. Харьков: Облполитиздат, 1986).
сивных факторов в прирост денежного потока результата с выделением вклада отдельных факторов и направлений НТП1:
где dj{HTr]) dФ(НТП), dM(HTll) - удельный вес стоимости новых фондов, численности занятых и материальных затрат по отношению к их базисным величинам;
- индексы, учитывающие воздействие направлений НТП на приростный индекс результата (доходов).
В полученной зависимости (10.5) воздействие инноваций на повышение эффективности использования производственных ресурсов и на прирост денежных потоков результата отражено в явном виде в составе интенсивной составляющей, распределенной в соответствии с действием конкретных факторов. Поскольку инновации материализуются в экономике двояко: во-первых, путем создания качественно новых образцов техники и технологии (развитие вглубь, или «по вертикали»); во-вторых, путем расширения масштабов применения уже освоенной техники и технологии в естественных монополиях и в сферах народного хозяйства (развитие вширь, или «по горизонтали»), то это обусловливает необходимость дополнительных инвестиций в новые технологии и технические средства. Формулой (10.5) подтверждается причинно-следственная связь между инновациями, функционально связанными с повышением эффективности производственных ресурсов (производительностью труда, фондо-, материалоотдачей), обеспечивающих прирост денежного потока результата. Причем в выделенных группах факторов инноваций отражается влияние соответствующих направлений НТП2, в том числе:
трудосберегающего - (10.6)
фондосберегающего - (10.7)
материалосберегающего - (10.8)
Предлагаемый метод позволяет оценить индикаторы предельного вклада инноваций по направлениям:
вклад трудосберегающих технологий в прирост результата по формуле (10.6);
вклад фондосберегающих научно-технологических достижений в прирост результата по формуле (10.7);
вклад материалосберегающих технологий в прирост результата по формуле (10.8).
На основе проведенного исследования можно предложить систему инновационных индикаторов, с помощью которых целесообразно определять требования к параметрам инвестирования новаций на макро-, мезо- и микроуровнях, при выполнении которых возможно реализовать переход к инновационной экономике в России (табл. 10.4).
1 В зависимость (10.5) подставляют выражения показателей производительности труда, фондоотдачи и материалоотдачи, в которых наряду с воздействием НТП в приросте денежного потока результата можно также выделить влияние организационных факторов, учитываемых аналогичными показателями эффективности ресурсов в сравнении с использованием существующего технологического базиса.
2 См.: Логинов В.П., Новицкий НА. Факторы и тенденции интенсификации социалистического воспроизводства // Вопросы экономики. 1985. № 7. С. 7-14.
В соответствии с результатами научных исследований Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН для перевода экономики на инновационный путь развития в перспективе на 10-15 лет следует ввести индикаторы инновационной деятельности в виде предельно необходимого:
прироста производительности труда на единицу прироста экономического результата (чистого дохода), который должен быть не ниже 1,5-кратной, а для наукоемких отраслей машиностроения не менее 2,0-кратной величины;
прироста фондоотдачи на единицу прироста экономического результата (обратного показателю снижения капиталоемкости), который должен быть не ниже 5% для наукоемких производств и минимум 10% для остальных сфер экономики;
снижения ресурсоемкости на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.
Указанные индикаторы следует устанавливать на основе разработки концепции и долгосрочной стратегии перехода к инновационной экономике (индикаторы ориентированы на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение этих индикаторов хозяйствующими субъектами необходимо стимулировать путем снижения налогов (на прибыль и НДС), а также путем предоставления налогового кредита. Наоборот, невыполнение установленных индикаторов должно сопровождаться повышенным налогообложением пассивных предпринимателей в пользу активных инноваторов.
1 Экологическая безопасность - специальная тема исследования и в данной главе не рассматривается в полном объеме. Подчеркивается, что инновации - главный метод повышения экологической безопасности экономики в целом и предприятий в частности.
выводы
Инвестиционная безопасность - первооснова простого и расширенного воспроизводства, которая на государственном уровне должна контролироваться с помощью макроэкономических индикаторов и индикаторов инвестиционных рисков. В качестве механизмов реализации безопасности рекомендуется сформировать государственную институциональную систему инвестиционной безопасности по оценке инвестиционных рисков на прогрессивной научно-методологической основе как составную часть общеэкономической безопасности. Для реализации безопасной стратегии развития экономики страны инвестиционная деятельность должна осуществляться на системно-инновационной основе путем перехода к инновационной экономике.
Для перехода к инновационной экономике необходимо следующее:
Обосновать стратегию и методологию реализации безопасных и надежных инвестиционных процессов, осуществить научно-аналитическое обоснование и контроль за достижением безопасных целевых ориентиров инвестиционной политики и выполнением перспективных программ, за выбором надежных критериев и системы показателей инвестиционной, бюджетной и экспортной эффективности, степени экологической защиты и других характеристик для всесторонней оценки эффективности инвестиционных стратегий.
Механизмы безопасной инвестиционной политики должны быть ориентированы на приоритетное совершенствование институциональной структуры экономики для расширения выпуска наукоемкой продукции, что целесообразно обеспечивать за счет инвестирования прогрессивных структурных преобразований на системно-инновационной основе - путем применения высокоэффективной техники, прогрессивных технологий производства, информационных систем.
Целесообразно создавать механизмы формирования стабильных и надежных источников инвестиций, прежде всего эффективно использовать финансовые источники и внешние кредитные ресурсы, а также обеспечить страхование и надежную защиту частных и иностранных инвестиций, в первую очередь путем хеджирования инвестиционных рисков и предоставления форфейтинговых услуг инвесторам, гарантирующих стабильный процент дохода инвесторам на принадлежащие им акции и ценные бумаги.
В качестве стимулирующего механизма безопасности целесообразно сформировать налогово-стимулирующую систему инвестиционной безопасности, применять систему мероприятий по ограничению влияния фискальных факторов, направленных на сокращение налогооблагаемой базы, и стимулировать факторы, создающие предпосылки для роста рентабельности производства и сокращения числа убыточных предприятий.
Наибольшего эффекта в повышении системной инвестиционной безопасности следует ожидать от реализации механизмов социальной ориентации инвестиционной политики, создающей предпосылки и условия для роста профессионализма и научно-технологической компетентности работников, что в перспективе будет иметь решающее значение для расширения выпуска наукоемкой продукции.
Для перехода к инновационной экономике необходимо обеспечивать достижение контрольных индикаторов инновационной безопасности на макроуровне, на мезоуровне - в регионах и отраслях, на микроуровне - на предприятиях и в корпорациях, а также сформировать механизмы по реализации общесистемных требований по снижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости и повышению уровня наукоемкости выпускаемой продукции.
В области государственной инновационной политики предстоит обеспечивать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности:
реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;
распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);
освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муниципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;
освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить действие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;
применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты (до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.
Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и научных достижений и сформировать специализированную рыночную инфраструктуру, проводить торги и аукционы, в том числе с помощью организации выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, техники. Целесообразно создать Государственный инновационный фонд (по типу дорожного фонда), куда все предприятия имели бы право на добровольной основе вносить «инновационные» взносы до 5% балансовой прибыли с полным освобождением от уплаты налогов, включая НДС. Законодательно установить упрощенные процедуры и организовать выпуск государственных ценных бумаг и акций под инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства. Целесообразно создать инновационный фондовый рынок (инновационную биржу) по торговле научными изобретениями, патентами, лицензиями, инновационными ценными бумагами.
Государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в том числе стимулировать инвестирование научно-инновационной деятельности на возвратной основе.
В приоритетном порядке необходимо обеспечивать государственное стимулирование подготовки кадров и накопления интеллектуального потенциала. Все развитые страны мира переходят на путь накопления интеллектуального человеческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. Например, в Японии до 2005 г. намечен переход к всеобщему высшему образованию1.
Расходы коммерческих фирм и частных лиц на образование и повышение квалификации целесообразно освободить от любых налогов.
1 У нас, наоборот, Госдума приняла поправки к закону, предусматривающие обязательность только неполного среднего образования (7-8 лет).
Следует постоянно обеспечивать национальную безопасность науки и государственную защиту научных идей и интеллектуального потенциала. Защита интеллектуальной собственности должна осуществляться на государственном уровне путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфере научно-инновационной деятельности. Предстоит на основе законодательной защиты собственности опубликованных идей, открытий, изобретений, депонированных работ и других научных разработок, включая содержание кандидатских и докторских диссертаций, статей, научно-прикладных разработок, использовать инновации в коммерческих целях путем их реализации на рынке инноваций. Целесообразно поставить под контроль спецслужб «утечку мозгов», нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патентами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение. Предстоит создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального потенциала в научно-инновационной деятельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. В ближайшей перспективе необходимо обеспечить высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий развитым странам мира.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В чем заключается взаимосвязь экономической и инвестиционной безопасности?
Какие уровни индикаторов инвестиционной безопасности вы можете выделить и какими факторами они обусловлены?
Почему в качестве подсистемы безопасности следует выделять категорию инновационной безопасности?
Перечислите важнейшие индикаторы инновационной безопасности.
Рекомендуемая литература
Инновационная экономика / ИМЭМО. М.: Наука, 2002.
Новицкий Н. Л. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000. № 6.
Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999.
Стратегический ответ России на вызовы XXI века / Под общ. ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М: Финстатинформ, 1998.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.