logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике

Научные исследования о путях перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики начали осуществляться за рубе­жом1 и в нашей стране2 еще в прошлом веке. Особенность инновационной экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспе­чивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на осно­ве выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку США, Япо­ния, Германия начали обеспечивать более половины производства ВВП еще в 1980-х гг.

! Инновационная экономика. М.: Наука, 2002.

2 Новицкий НА. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000. № 6.

3 Вопросы экономики. 1985. № 7.

Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН свидетельствуют о том, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в прирост валового национального продукта (ВНП) в США3 еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов научно-технического прогресса обеспечивался прирост около 40% национального дохода . Сегодня в США прирост ВНП более чем на две трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансиро­вания науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный вес наукоемкой продукции, выпускаемой промышленностью США, превышает 50%, т.е. по экономическим параметрам результат прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения в научно-инновационную сферу.

В период проведения реформ в России доля прироста ВВП с помощью фактора НТП снижалась примерно с 40-45% в 1985-1991 гг. до почти 2-3% в 1994-1996 гг. (практически до нуля в 1998 г.), а влияние отрицательных (экс­тенсивных) факторов усилилось в этот период из-за нерациональной прива­тизации, коррупции, вывоза капиталов и др. При этом отечественная эконо­мика будет обречена на неизбежный спад производства, если государство от­кажется проводить активную научно-инновационную политику. Это означает, что для воспроизводства ВВП в нашей стане потребуется привлекать все боль­шее число малоквалифицированных рабочих при перерасходе инвестиций и природных ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Причем в России прогнозируется отрицательная демографическая ситуация, и в ближайшие 20-25 лет притока трудовых ресурсов не ожидается. Только пе­реход на инновационную экономику сможет обеспечить стабильное социаль­но-экономическое развитие России.

Инновационную деятельность1 предстоит активизировать на основе интег­рации отечественной научно-инновационной системы (НИС) с отраслевыми и региональными научно-инновационными подсистемами. НИС уже сфор­мированы на мировом уровне в развитых странах в виде национальных инно­вационных систем. Предстоит разработать стратегию развития инновацион­ной экономики, базируясь на утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Если перспективная инновационная стратегия будет базиро­ваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные иннова­ционные индикаторы, экономические механизмы и законодательно-право­вые методы для системной реализации инновационного направления соци­ально-экономического развития России.

1 К инновационной деятельности в соответствии с проектом Федерального закона «Об иннова­ционной деятельности и государственной инновационной политике» (принят Госдумой РФ в первом чтении) относятся следующие ее виды: выполнение научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовер­шенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, ре­ализуемых в экономическом обороте; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; технологическое переоснащение и подготовка про­изводства; испытания, сертификация и стандартизация новых процессов, продуктов и изде­лий; первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, при­менения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока оку­паемости инновационного проекта; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную науч­ную, научно-техническую и технологическую информацию; финансирование инновационной деятельности, включая инвестиции в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Рос­сийской Федерации.

2 См.: Новицкий НА. Факторный анализ эффективности развития и размещения производства. М.: Наука, 1982. С. 17-38.

Индикаторы инновационной безопасности целесообразно системно увя­зывать с эффективностью инновационной деятельности (хозяйственной дея­тельности от реализации инвестиций). Эффективность инноваций2 можно

измерить как отношение денежного потока доходов (результата W) к денеж­ному потоку затрат Zc учетом основных факторов производства:

(10.2)

где Т - фактор труда в затратах;

v - денежный поток удельных затрат на единицу фактора труда в затратах; F - фактор основного капитала в затратах; - денежный поток удельных затрат на единицу фактора основного капи­тала в затратах;

М-денежный поток затрат на материалы и прирост оборотных средств.

Вклад инновационных факторов в приросте макроэкономического резуль­тата (ВВП) определяется на основе повышения общей эффективности путем простого разложения относительных приростов экономических параметров на базе зависимости (10.2) следующим образом:

(10.3)

В полученной зависимости (10.3) выделяются следующие слагаемые при­роста экономического результата (например, ВВП):

во-первых, - вклад в прирост экономического результата,

вызванный экстенсивным увеличением издержек;

во-вторых, - вклад в прирост экономического результата,

связанный с повышением общей эффективности производства на основе воз­действия инновационных факторов, воплотивших качественное их совершен­ствование из-за применения научно-технических достижений;

в-третьих, - вклад в прирост экономического результата, обуслов-

ленный дополнительным увеличением факторов затрат при нарастающей их эффективности, что отражает расширение масштабов применения интенсив­ных факторов в производстве и тождественно инновационному источнику прироста результатов производства.

Пусть, например, прирост экономического результата (денежного потока доходов) измеряется двумя единицами, а прирост затрат (их денежного потока) в сопоставимых денежных измерителях оценивается тремя еди­ницами. Тогда прирост результата в соответствии с формулой (10.3) рас­пределится между экстенсивной и интенсивной составляющими прироста экономического результата таким образом:

денежным единицам,

где большая часть интенсивной составляющей результата (на три четверти) формируется именно путем экстенсивного расширения производства при обеспечении растущей эффективности использования факторов производст­венных затрат. Причем отбрасывание этой составляющей может повлечь за собой принципиальную ошибку в оценке эффективности инновационных проектов, и, как следует из примера, тогда вклад экстенсивных факторов, оцениваемый тремя денежными единицами, будет больше интенсивной со­ставляющей, оцениваемой двумя денежными единицами. Этот пример еще раз показывает, что повышение эффективности происходит с помощью

факторов инноваций. Однако с помощью экстенсивных факторов при эф­фективном их использовании можно также получить существенный прирост интенсивной составляющей результата и обеспечить преобладающую тенден­цию воздействия инновационных факторов на экономический рост. Послед­нее обстоятельство имеет немаловажное значение для установления предель­ных индикаторов роста в естественной монополии, а также для предприятий и компаний, размещаемых на территории регионов и республик, где имеют­ся ограниченные резервы экстенсивных источников развития. Особенно важно установить ограничения по индикатору прироста труда JT на единицу прироста ВВП в трудодефицитных регионах, по индикатору прироста инвес­тиций (капиталоемкости JK ) на единицу прироста ВВП, по индикатору при­роста (расходования) топливно-сырьевых ресурсов JR на единицу прироста ВВП и другие индикаторы ограничения экстенсивного экономического раз­вития как в регионах, так и на макроуровне. Эти индикаторы экстенсивных ограничений следует применять совместно с показателями предельного (ми­нимально необходимого) прироста эффекта от использования труда, капи­тала, естественных ресурсов.

В микроэкономике необходимо оперировать денежными измерителями затрат и результатов и сравнивать их с динамикой трудовых, материальных ресурсов, фондов, выраженных соответствующими количественными оценками, а также с соответствующими показателями инновационной эф­фективности - производительностью труда, фондо-, материалоотдачей, ха­рактеризующими воздействие факторов инноваций на эффективность произ­водства и прирост доходов. Чтобы измерить вклад инновационных факторов в прирост доходов компании, достаточно модифицировать зависимость (10.3), используя метод разделения прироста общих денежных потоков за­трат с учетом удельных элементов затрат по факторам, зафиксированным в исходной зависимости (10.2). После преобразования зависимости (10.3) получим многофакторный метод для измерения вклада факторов иннова­ций (труда, капитала, ресурсов) в прирост экономического результата (включая ВВП):

В зависимости (10.4) в квадратных скобках выделяются две группы слагае­мых в форме вклада экстенсивных и интенсивных факторов в прирост денежно­го потока результата. В экстенсивной составляющей прироста экономического

результата выделяется вклад экстенсивных факторов, обусловленных до­полнительным приростом трудовых ресурсов , производственных фондов и

р есурсных затрат , взвешенных в каждом случае по удельному весу соответствующих денежных элементов затрат (оплаты труда, амортизацион­ных отчислений, материальных затрат с учетом прочих расходов). В интенсив­ной составляющей прироста денежного потока результата отражается

воздействие качественных инновационных факторов через соответствующие приросты ресурсной эффективности производства: прирост производитель­ности труда , прирост фондоотдачи , прирост ресурсоотдачи , ум­ноженные на адекватные им индексы приростов труда , фондов материальных затрат , которые затем пропорционально взвешиваются по соответствующим денежным элементам факторов затрат базисного пери­ода1. Вместе с тем полученные зависимости (10.3) и (10.4) не определяют в явном виде вклада инноваций в повышение эффективности факторов про­изводства и прирост денежного потока результата, поскольку включают оценку влияния косвенных факторов, в том числе научных, организацион­ных и институциональных. Для поставленных в настоящем исследовании задач вклад инноваций в прирост экономического результата целесообразно также определять через расчет конкретных технико-экономических параметров, материализованных в научно-технических достижениях. Но при этом следует учитывать, что ноу-хау - тоже неотъемлемый фактор инновационной деятельности. Естественно, что общий эффект от материализованных в инновационном проекте научно-технических достижений тесно связан с хозяйственным механизмом - орга­низационными и управленческими факторами, генерирующими трансакци-онные издержки. Кроме того, факторы трансакционных издержек неотдели­мы от инновационной деятельности, однако первичными следует признать научные достижения, воплощаемые в новой технике и технологии, с зало­женными потенциальными возможностями повышения эффективности про­изводства. Поэтому чем совершеннее организация и управление хозяйствен­ной деятельностью, тем выше реальный эффект и тем больше он приближа­ется к потенциальному эффекту, заложенному в материализованных инновациях, и, следовательно, выше эффективность хозяйственного меха­низма и ниже трансакционные издержки. Воздействие инноваций в системе интенсивных факторов на повышение эффективности и прирост экономического результата (дохода), кроме того, определяется институциональными факторами, характеризующими дина­мику структуры компаний и инвестиционных объектов. Материализован­ные посредством инноваций достижения научно-технического прогресса функционируют в производстве в форме активной части основных произ­водственных фондов - машин, механизмов, технологических систем, а так­же воплощаются в прогрессивных предметах труда. Производственные фон­ды постепенно изнашиваются и переносят в форме денежного потока ре­зультата свою стоимость по частям и по окончании срока службы выбывают из процесса производства. Из состава годового денежного потока результата за счет прибыли инвестируются новации, за счет амортизационных отчисле­ний финансируются техническая реконструкция, а также расширение и строительство новых предприятий. В условиях самофинансирования и об­новления основного капитала корпорации вынуждены за счет собственных денежных доходов не только обеспечивать возмещение выбытия старых фондов, но и осуществлять инновационное наращивание производственно­го потенциала, прежде всего обеспечивать прирост новых мощностей. Именно во вновь введенных производственных фондах должны воплощать­ся инновации, на базе использования которых повышается эффективность производства.

1 Функциональные зависимости (10.3) и (10.4) были ранее апробированы и приняты к внедре­нию в качестве исходной методической базы оценки вклада инноваций (см.: Методические ре­комендации по определению темпов прироста объемов производства, достигаемого за счет ин­тенсивных и экстенсивных факторов. Харьков: Облполитиздат, 1986).

Используя представленные выше методологические соображения по разде­лению факторов экономической эффективности инноваций, получим после преобразования формулы (10.4) новую оценку вклада экстенсивных и интен­

сивных факторов в прирост денежного потока результата с выделением вкла­да отдельных факторов и направлений НТП1:

где dj{HTr]) dФ(НТП), dM(HTll) - удельный вес стоимости новых фондов, чис­ленности занятых и материальных затрат по отношению к их базис­ным величинам;

- индексы, учитывающие воздействие направлений НТП на приростный индекс результата (доходов).

В полученной зависимости (10.5) воздействие инноваций на повышение эффективности использования производственных ресурсов и на прирост де­нежных потоков результата отражено в явном виде в составе интенсивной со­ставляющей, распределенной в соответствии с действием конкретных факто­ров. Поскольку инновации материализуются в экономике двояко: во-первых, путем создания качественно новых образцов техники и технологии (развитие вглубь, или «по вертикали»); во-вторых, путем расширения масштабов при­менения уже освоенной техники и технологии в естественных монополиях и в сферах народного хозяйства (развитие вширь, или «по горизонтали»), то это обусловливает необходимость дополнительных инвестиций в новые техноло­гии и технические средства. Формулой (10.5) подтверждается причинно-след­ственная связь между инновациями, функционально связанными с повыше­нием эффективности производственных ресурсов (производительностью тру­да, фондо-, материалоотдачей), обеспечивающих прирост денежного потока результата. Причем в выделенных группах факторов инноваций отражается влияние соответствующих направлений НТП2, в том числе:

трудосберегающего - (10.6)

фондосберегающего - (10.7)

материалосберегающего - (10.8)

Предлагаемый метод позволяет оценить индикаторы предельного вклада инноваций по направлениям:

На основе проведенного исследования можно предложить систему иннова­ционных индикаторов, с помощью которых целесообразно определять требо­вания к параметрам инвестирования новаций на макро-, мезо- и микроуров­нях, при выполнении которых возможно реализовать переход к инновацион­ной экономике в России (табл. 10.4).

1 В зависимость (10.5) подставляют выражения показателей производительности труда, фондоот­дачи и материалоотдачи, в которых наряду с воздействием НТП в приросте денежного потока результата можно также выделить влияние организационных факторов, учитываемых аналогич­ными показателями эффективности ресурсов в сравнении с использованием существующего технологического базиса.

2 См.: Логинов В.П., Новицкий НА. Факторы и тенденции интенсификации социалистического воспроизводства // Вопросы экономики. 1985. № 7. С. 7-14.

В соответствии с результатами научных исследований Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН для перевода экономики на инновационный путь раз­вития в перспективе на 10-15 лет следует ввести индикаторы инновационной деятельности в виде предельно необходимого:

Указанные индикаторы следует устанавливать на основе разработки кон­цепции и долгосрочной стратегии перехода к инновационной экономике (ин­дикаторы ориентированы на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение этих индикаторов хозяйствующими субъектами необходимо стимулировать путем снижения налогов (на прибыль и НДС), а также путем предоставления налогового кредита. Наоборот, невыполнение установленных индикаторов должно сопровождаться повышенным налогообложением пассивных пред­принимателей в пользу активных инноваторов.

1 Экологическая безопасность - специальная тема исследования и в данной главе не рассматрива­ется в полном объеме. Подчеркивается, что инновации - главный метод повышения экологиче­ской безопасности экономики в целом и предприятий в частности.

Сегодня отечественные научные разработки и инновации отторгаются производством и бизнесом, поскольку цены на сырье и энергию достигают в нашей стране мирового уровня (по цветным и черным металлам даже превы­шают), а налоговые поборы с науки и инновационной сферы настолько уве­личивают стоимость отечественных технологий и наукоемкого оборудования, что состоятельным корпорациям и частным компаниям выгоднее покупать машины и оборудование на мировом рынке.

выводы

Инвестиционная безопасность - первооснова простого и расширенного воспроизводства, которая на государственном уровне должна контролировать­ся с помощью макроэкономических индикаторов и индикаторов инвестици­онных рисков. В качестве механизмов реализации безопасности рекомендует­ся сформировать государственную институциональную систему инвестицион­ной безопасности по оценке инвестиционных рисков на прогрессивной научно-методологической основе как составную часть общеэкономической безопасности. Для реализации безопасной стратегии развития экономики страны инвестиционная деятельность должна осуществляться на системно-инновационной основе путем перехода к инновационной экономике.

Для перехода к инновационной экономике необходимо следующее:

  1. Обосновать стратегию и методологию реализации безопасных и надеж­ных инвестиционных процессов, осуществить научно-аналитическое обосно­вание и контроль за достижением безопасных целевых ориентиров инвестици­онной политики и выполнением перспективных программ, за выбором надеж­ных критериев и системы показателей инвестиционной, бюджетной и экспортной эффективности, степени экологической защиты и других характе­ристик для всесторонней оценки эффективности инвестиционных стратегий.

  2. Механизмы безопасной инвестиционной политики должны быть ориен­тированы на приоритетное совершенствование институциональной структуры экономики для расширения выпуска наукоемкой продукции, что целесооб­разно обеспечивать за счет инвестирования прогрессивных структурных пре­образований на системно-инновационной основе - путем применения высо­коэффективной техники, прогрессивных технологий производства, инфор­мационных систем.

  3. Целесообразно создавать механизмы формирования стабильных и на­дежных источников инвестиций, прежде всего эффективно использовать фи­нансовые источники и внешние кредитные ресурсы, а также обеспечить стра­хование и надежную защиту частных и иностранных инвестиций, в первую очередь путем хеджирования инвестиционных рисков и предоставления фор­фейтинговых услуг инвесторам, гарантирующих стабильный процент дохода инвесторам на принадлежащие им акции и ценные бумаги.

  4. В качестве стимулирующего механизма безопасности целесообразно сформировать налогово-стимулирующую систему инвестиционной безопас­ности, применять систему мероприятий по ограничению влияния фискаль­ных факторов, направленных на сокращение налогооблагаемой базы, и сти­мулировать факторы, создающие предпосылки для роста рентабельности про­изводства и сокращения числа убыточных предприятий.

  5. Наибольшего эффекта в повышении системной инвестиционной безо­пасности следует ожидать от реализации механизмов социальной ориентации инвестиционной политики, создающей предпосылки и условия для роста профессионализма и научно-технологической компетентности работников, что в перспективе будет иметь решающее значение для расширения выпуска наукоемкой продукции.

Для перехода к инновационной экономике необходимо обеспечивать дости­жение контрольных индикаторов инновационной безопасности на макроуров­не, на мезоуровне - в регионах и отраслях, на микроуровне - на предприятиях и в корпорациях, а также сформировать механизмы по реализации общесис­темных требований по снижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости и повышению уровня наукоемкости выпускаемой продукции.

В области государственной инновационной политики предстоит обеспечивать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности:

  1. реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном объ­еме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;

  2. распространить на договора на научно-прикладные разработки в пред­принимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);

  3. освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муни­ципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные про­екты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и созда­ние опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;

  4. освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить дей­ствие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятель­ности;

  5. применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты (до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.

Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и науч­ных достижений и сформировать специализированную рыночную инфраст­руктуру, проводить торги и аукционы, в том числе с помощью организации выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, тех­ники. Целесообразно создать Государственный инновационный фонд (по ти­пу дорожного фонда), куда все предприятия имели бы право на добровольной основе вносить «инновационные» взносы до 5% балансовой прибыли с пол­ным освобождением от уплаты налогов, включая НДС. Законодательно уста­новить упрощенные процедуры и организовать выпуск государственных цен­ных бумаг и акций под инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства. Целесообразно создать инновационный фондо­вый рынок (инновационную биржу) по торговле научными изобретениями, патентами, лицензиями, инновационными ценными бумагами.

Государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в том числе стимулировать инвестирование научно-инновационной деятельности на возвратной основе.

В приоритетном порядке необходимо обеспечивать государственное стимули­рование подготовки кадров и накопления интеллектуального потенциала. Все развитые страны мира переходят на путь накопления интеллектуального чело­веческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновацион­ный путь развития. Например, в Японии до 2005 г. намечен переход к всеоб­щему высшему образованию1.

Расходы коммерческих фирм и частных лиц на образование и повышение квалификации целесообразно освободить от любых налогов.

1 У нас, наоборот, Госдума приняла поправки к закону, предусматривающие обязательность только неполного среднего образования (7-8 лет).

Освободить инвестиции в строительно-монтажные работы от НДС и нало­га на прибыль при строительстве социальных и культурных объектов для на­уки и жилья для научных работников, в том числе развивать строительство жилья на долевой основе и путем создания паевых инвестиционных фондов с участием государства для этих целей.

Следует постоянно обеспечивать национальную безопасность науки и госу­дарственную защиту научных идей и интеллектуального потенциала. Защита интеллектуальной собственности должна осуществляться на государственном уровне путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфе­ре научно-инновационной деятельности. Предстоит на основе законодатель­ной защиты собственности опубликованных идей, открытий, изобретений, депонированных работ и других научных разработок, включая содержание кандидатских и докторских диссертаций, статей, научно-прикладных разра­боток, использовать инновации в коммерческих целях путем их реализации на рынке инноваций. Целесообразно поставить под контроль спецслужб «утечку мозгов», нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патен­тами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение. Предстоит создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального потенциала в научно-инновационной дея­тельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. В ближайшей пер­спективе необходимо обеспечить высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий развитым странам мира.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. В чем заключается взаимосвязь экономической и инвестиционной без­опасности?

  2. Какие уровни индикаторов инвестиционной безопасности вы можете выделить и какими факторами они обусловлены?

  3. Почему в качестве подсистемы безопасности следует выделять катего­рию инновационной безопасности?

  4. Перечислите важнейшие индикаторы инновационной безопасности.

Рекомендуемая литература

  1. Инновационная экономика / ИМЭМО. М.: Наука, 2002.

  2. Новицкий Н. Л. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000. № 6.

  3. Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999.

  4. Стратегический ответ России на вызовы XXI века / Под общ. ред. Л.И. Абалки­на. М.: Экзамен, 2004.

  5. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М: Финстатинформ, 1998.