logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

59.3. Стабильность мировой экономической системы

В условиях глобализации усиливается угроза дестабилизации мирового хо­зяйства. Это связано в основном с деятельностью ТНК и появлением гло­бальных рынков, не подконтрольных национальным правительствам. В связи с этим страны принимают меры к установлению совместного контроля над международной торговой и финансовой системами как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.

На глобальном уровне стабильность международной торговой системы обес­печивается ВТО, поддерживающей и развивающей кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. Деятельность ВТО, как заявле­но самой организацией, направлена на обеспечение справедливой конкуренции на мировом рынке и создание благоприятных условий для международного обмена товарами и услугами.

Основное направление деятельности ВТО - содействие либерализации международной торговли и противодействие дискриминации во внешнеэко­номических отношениях. В рамках ВТО заключаются соглашения по сниже­нию ставок таможенных тарифов, постепенному устранению нетарифных ба­рьеров, регламентированию таможенных процедур, применению субсидий, защитных мер и других средств торговой политики, использованию нацио­нальных стандартов и санитарных норм. ВТО контролирует выполнение со­глашений и ведет наблюдение за торговой политикой стран, организует про­ведение новых многосторонних переговоров, занимается разрешением торго­вых споров между членами организации. Таким образом, ВТО не только поддерживает стабильность международной торговой системы, но и стремится предотвращать, смягчать и регулировать экономические конфликты, возникаю­щие между странами.

При этом надо учесть, что правовая система международной торговли не является раз и навсегда данной, а постоянно развивается. Как и в любой дру­гой правовой системе здесь присутствуют так называемые белые пятна и поло­жения, которые допускают двоякое и троякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы как в рамках действу­ющей правовой системы ВТО, так и посредством ее расширения. Отсюда споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглаше­ниями ВТО, необходимость системы разрешения споров, действующей в рамках этой международной организации.

Создание системы разрешения торговых споров стало одним из главных достижений ВТО. В адрес этой системы высказывается много заслуженных положительных оценок, но не столь уж редко можно встретить и нарекания относительно ее эффективности. Действительно, правила ВТО по разреше­нию торговых споров далеки от совершенства. Они позволяют странам дли­тельное время нарушать нормы ВТО, отделываясь в итоге символическим на­казанием или вовсе избегать его, затягивая разбирательства и начиная новые.

Либерализацию международной торговли возглавляют промышленно раз­витые страны, извлекающие из нее наибольшие выгоды. В выработке между­народных норм торговой политики они последовательно исходят из своих ин­тересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них и ссылают­ся. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспе­чить проникновение изделий своей обрабатывающей отрасли на рынки треть­их стран и облегчить торговлю между собой - они добиваются устранения ба­рьеров в этой области. Страны Запада имеют возможность направлять разви­тие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике.

Промышленно развитые страны снижают средний уровень своих тарифов и используют другие способы защиты национального производителя, но, с точки зрения развивающихся государств, подходят к этому формально. Так, это снижение в очень малой степени затрагивает продукцию сельского хозяйст­ва и текстильной промышленности, т.е. как раз тех товаров, экспорт которых особенно значим для развивающихся государств. Согласившись снизить им­портные пошлины на текстиль и одежду, промышленно развитые страны осу­ществляют это снижение по широкой номенклатуре товаров, каждый из ко­торых, однако, имеет очень небольшой удельный вес в товарообороте. При этом они оставляют «на потом» либерализацию импорта тех товаров, роль ко­торых в торговле действительно высока. Особенно страны Запада защищают свое сельское хозяйство, и не только субсидиями производителям, но и высо­кими, по сути запретительными импортными пошлинами, которые в США, Канаде, ЕС и Японии достигают по отдельным продовольственным товарам 100, 200 или даже 300%. Протекционизм стран Запада обходится развиваю­щимся государствам в 100 млрд долл. ежегодно, что примерно в 2 раза превы­шает объем помощи, оказываемой Севером Югу1.

Одновременно страны Запада инициируют принятие мер, которые могут еще более затруднить доступ на их рынки товаров из развивающихся госу­дарств. Речь идет, в частности, о введении международных стандартов в обла­сти трудового законодательства, здравоохранения и экологии. Нарушение этих стандартов промышленно развитые государства предлагают рассматри­вать как факт недобросовестной конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями для стран-экспортеров. Спору нет, уровень этих стандартов в развивающихся странах низок, но низок он прежде всего потому, что эти страны бедны. Торговые санкции не сделают их богатыми. Напротив, они еще больше закрепят их отсталость.

Недостаток внимания к интересам развивающихся государств вызывает ос­трые противоречия внутри ВТО, которые привели к провалу Третьей минис­терской конференции ВТО, состоявшейся в 1999 г. в Сиэтле (США). Стра­нам-участницам не удалось согласовать повестку нового раунда торговых пе­реговоров. Это было сделано только в 2001 г. на конференции в Дохе (Катар). На новом раунде переговоров о дальнейшей либерализации торговли рассма­триваются такие вопросы, как открытие рынков для товаров и услуг, взаимо­связь торговли и окружающей среды, проведение расследований в отношении демпинга и случаев государственного субсидирования. Переговоры намечено завершить к январю 2005 г. Однако этот срок, учитывая сложность поднимае­мых вопросов, представляется нереальным.

В настоящее время наибольшая угроза стабильности мирового хозяйства исходит со стороны международной финансовой системы, глобализационные процессы в которой идут опережающими темпами. Состояние мировой фи­нансовой системы оказывает возрастающее влияние на все важнейшие вос­производственные процессы в отдельных странах и на темпы их экономиче­ского роста. В результате усиливается взаимозависимость стран, сужаются их возможности по осуществлению самостоятельной экономической политики. Углубляется противоречие между стихийным саморегулированием междуна­родной финансовой системы и стремлением государств сохранить контроль над состоянием платежных балансов и движением курсов валют. Частичное разрешение это противоречие находит в попытках совместного регулирова­ния финансовых отношений, осуществляемого на глобальном и региональ­ном уровнях.

1 Globalization, Growth and Poverty: Building an Inclusive World Economy. Wash.: The World Bank Group, 2001. P. 9.

Серия финансовых кризисов второй половины 1990-х гг. сделала очевидным факт, на который уже длительное время обращают внимание экономисты: международная финансовая система в ее нынешнем виде не способна обеспечить собственную стабильность и оградить мировую экономику от разрушительных финансовых кризисов. Возникла идея изменения принципов построения миро­вой финансовой системы для обеспечения стабильности финансовых рынков и предотвращения финансовых кризисов. В связи с этим получил распрост­ранение термин создание новой международной финансовой архитектуры. Об­суждается вопрос о передаче ряда функций по регулированию финансовых рынков на наднациональный уровень. В частности, дискутируется возмож­ность учреждения Антикризисного финансового комитета Совета Безопасности ООН и придания МВФ статуса его исполнительного органа. Существует доволь­но много разнообразных предложений по укреплению мировой финансовой системы, предусматривающих, например, введение налога на трансгранич­ное перемещение капитала (налог Тобина), диверсификацию мировых ре­зервных валют и даже возврат к золотому стандарту. Рекомендации по перест­ройке системы международного финансового регулирования включают следу­ющие основные положения.

Новая международная финансовая архитектура, по мнению МВФ, призва­на обеспечить предупреждение и уменьшение масштабов кризисов на основе эффективного регулирования банковской системы и финансовых рынков, а также привлечения частного сектора к участию в преодолении кризисов. В перечень необходимых мер по оздоровлению международных финансов вхо­дят повышение прозрачности операций и усиление надзора на рынке банков­ских и финансовых услуг, повышение стандартов бухгалтерской отчетности и управления предприятиями, укрепление национальных банковских и финан­совых систем. Намечено создание специального форума, координирующего деятельность национальных и международных органов финансового надзора. На него предполагается также возложить подготовку рекомендаций по укреп­лению мировой финансовой системы. Намечен ряд мер в области контроля над банками (пересмотр предписаний о размере собственного капитала) и фондами, ориентированными на биржевые спекуляции.

Ряд мер касается помощи странам, испытывающим финансовые затрудне­ния. Предусмотрено, в частности, создание форума, в котором принимали бы участие страны-должники и частные кредиторы. Большое внимание МВФ уделяет предотвращению угроз, связанных с внезапным оттоком капитала из страны. Если страна в течение ряда лет проводила правильную, с точки зре­ния МВФ, макроэкономическую политику, она может претендовать на полу­чение новой «условной кредитной линии» (Contingent Credit Line).

Поставлена задача установления контроля над международными потоками капитала, которые в условиях глобализации стали неуправляемыми и особен­но опасными для национальных хозяйств. ЮНКТАД в отличие от МВФ свя­зывает возникновение финансовых кризисов не с недостатками националь­ных финансовых систем, а с недостаточным уровнем международного кон­троля, не способного обеспечить устойчивость мировых финансов. Причем ЮНКТАД подчеркивает необходимость не только усиления международного контроля над финансовыми рынками, но и принятия официальных мер, за­щищающих права должников. По мнению ЮНКТАД, нельзя возлагать всю вину на должников; кредиторы также должны делить с ними ответственность за возникновение кризисных ситуаций.

Очевидно, что реформирование мировых финансов неизбежно затронет ее институциональную основу - МВФ, который, по мнению многих критиков, не справляется с возложенными на него функциями по обеспечению стабиль­ности международной финансовой системы. Критики считают, что МВФ недооценил возможности быстрого распространения азиатского финансового кризиса, медлил с принятием антикризисных мер, а рекомендации фонда по преодолению кризиса оказались неэффективными. Но главные обвинения в адрес МВФ заключаются в том, что фонд вынуждал страны, обращавшиеся к нему за помощью, проводить вредную для их национальных хозяйств макро­экономическую политику и тем самым не только спровоцировал возникнове­ние последнего международного финансового кризиса во второй половине 1990-х гг., но и усугубил мировую долговую проблему. Хотя эти обвинения справедливы далеко не во всех случаях (можно найти примеры успешной де­ятельности МВФ и действенности подготовленных им рекомендаций), оче­видно, что в пересмотре нуждаются сами принципы работы фонда, которые должны быть освобождены от чрезмерной политизации и догматизма, а их применение должно стать более взвешенным и гибким, учитывающим кон­кретные условия той или иной страны.

Сложную глобальную финансовую проблему представляет собой затяжной кризис задолженности развивающихся государств, начало которому было по­ложено еще в 1970-е гг. Поскольку в последующий период неплатежи приня­ли массовый характер, сложилась ситуация, угрожающая стабильности фи­нансовой системы промышленно развитых стран. Возникла опасность цепной реакции банкротств, способной внести хаос в денежное и кредитное обращение, а вместе с ними и во всю мировую экономику.

Борьба с кризисом задолженности потребовала объединения усилий как должников, так и кредиторов. Осознав степень угрозы, промышленно разви­тые страны приступили к выработке общей программы и предприняли ряд скоординированных действий по решению данной проблемы. Надо признать, что они дали в целом положительные результаты, позволив поставить разви­тие ситуации под контроль. Правда, кризис мировой задолженности едва ли будет полностью устранен в течение ближайших 10-15 лет, однако ряд обсто­ятельств позволяет ожидать заметного ослабления как самих его проявлений, так и их негативных последствий для мирового хозяйства.

В отношении устойчиво неплатежеспособных должников мировое сообще­ство сумело выработать процедуры, позволяющие контролировать как их по­ложение на кредитном рынке, так и последствия их неплатежеспособности. Кредиторы фактически смирились с неспособностью наиболее бедных стран планеты выполнять долговые обязательства. К ним применяется прямое спи­сание долгов, предоставление средств в рамках программ помощи и на льгот­ных условиях. Локализация хронической неплатежеспособности во многом оздоровила ситуацию и позволила избежать цепной реакции неплатежей, гро­зившей перекинуться с должников на кредиторов.