59.3. Стабильность мировой экономической системы
В условиях глобализации усиливается угроза дестабилизации мирового хозяйства. Это связано в основном с деятельностью ТНК и появлением глобальных рынков, не подконтрольных национальным правительствам. В связи с этим страны принимают меры к установлению совместного контроля над международной торговой и финансовой системами как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.
На глобальном уровне стабильность международной торговой системы обеспечивается ВТО, поддерживающей и развивающей кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. Деятельность ВТО, как заявлено самой организацией, направлена на обеспечение справедливой конкуренции на мировом рынке и создание благоприятных условий для международного обмена товарами и услугами.
Основное направление деятельности ВТО - содействие либерализации международной торговли и противодействие дискриминации во внешнеэкономических отношениях. В рамках ВТО заключаются соглашения по снижению ставок таможенных тарифов, постепенному устранению нетарифных барьеров, регламентированию таможенных процедур, применению субсидий, защитных мер и других средств торговой политики, использованию национальных стандартов и санитарных норм. ВТО контролирует выполнение соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой стран, организует проведение новых многосторонних переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации. Таким образом, ВТО не только поддерживает стабильность международной торговой системы, но и стремится предотвращать, смягчать и регулировать экономические конфликты, возникающие между странами.
При этом надо учесть, что правовая система международной торговли не является раз и навсегда данной, а постоянно развивается. Как и в любой другой правовой системе здесь присутствуют так называемые белые пятна и положения, которые допускают двоякое и троякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы как в рамках действующей правовой системы ВТО, так и посредством ее расширения. Отсюда споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглашениями ВТО, необходимость системы разрешения споров, действующей в рамках этой международной организации.
Создание системы разрешения торговых споров стало одним из главных достижений ВТО. В адрес этой системы высказывается много заслуженных положительных оценок, но не столь уж редко можно встретить и нарекания относительно ее эффективности. Действительно, правила ВТО по разрешению торговых споров далеки от совершенства. Они позволяют странам длительное время нарушать нормы ВТО, отделываясь в итоге символическим наказанием или вовсе избегать его, затягивая разбирательства и начиная новые.
Либерализацию международной торговли возглавляют промышленно развитые страны, извлекающие из нее наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики они последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них и ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение изделий своей обрабатывающей отрасли на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой - они добиваются устранения барьеров в этой области. Страны Запада имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике.
Промышленно развитые страны снижают средний уровень своих тарифов и используют другие способы защиты национального производителя, но, с точки зрения развивающихся государств, подходят к этому формально. Так, это снижение в очень малой степени затрагивает продукцию сельского хозяйства и текстильной промышленности, т.е. как раз тех товаров, экспорт которых особенно значим для развивающихся государств. Согласившись снизить импортные пошлины на текстиль и одежду, промышленно развитые страны осуществляют это снижение по широкой номенклатуре товаров, каждый из которых, однако, имеет очень небольшой удельный вес в товарообороте. При этом они оставляют «на потом» либерализацию импорта тех товаров, роль которых в торговле действительно высока. Особенно страны Запада защищают свое сельское хозяйство, и не только субсидиями производителям, но и высокими, по сути запретительными импортными пошлинами, которые в США, Канаде, ЕС и Японии достигают по отдельным продовольственным товарам 100, 200 или даже 300%. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд долл. ежегодно, что примерно в 2 раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу1.
Одновременно страны Запада инициируют принятие мер, которые могут еще более затруднить доступ на их рынки товаров из развивающихся государств. Речь идет, в частности, о введении международных стандартов в области трудового законодательства, здравоохранения и экологии. Нарушение этих стандартов промышленно развитые государства предлагают рассматривать как факт недобросовестной конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями для стран-экспортеров. Спору нет, уровень этих стандартов в развивающихся странах низок, но низок он прежде всего потому, что эти страны бедны. Торговые санкции не сделают их богатыми. Напротив, они еще больше закрепят их отсталость.
Недостаток внимания к интересам развивающихся государств вызывает острые противоречия внутри ВТО, которые привели к провалу Третьей министерской конференции ВТО, состоявшейся в 1999 г. в Сиэтле (США). Странам-участницам не удалось согласовать повестку нового раунда торговых переговоров. Это было сделано только в 2001 г. на конференции в Дохе (Катар). На новом раунде переговоров о дальнейшей либерализации торговли рассматриваются такие вопросы, как открытие рынков для товаров и услуг, взаимосвязь торговли и окружающей среды, проведение расследований в отношении демпинга и случаев государственного субсидирования. Переговоры намечено завершить к январю 2005 г. Однако этот срок, учитывая сложность поднимаемых вопросов, представляется нереальным.
В настоящее время наибольшая угроза стабильности мирового хозяйства исходит со стороны международной финансовой системы, глобализационные процессы в которой идут опережающими темпами. Состояние мировой финансовой системы оказывает возрастающее влияние на все важнейшие воспроизводственные процессы в отдельных странах и на темпы их экономического роста. В результате усиливается взаимозависимость стран, сужаются их возможности по осуществлению самостоятельной экономической политики. Углубляется противоречие между стихийным саморегулированием международной финансовой системы и стремлением государств сохранить контроль над состоянием платежных балансов и движением курсов валют. Частичное разрешение это противоречие находит в попытках совместного регулирования финансовых отношений, осуществляемого на глобальном и региональном уровнях.
1 Globalization, Growth and Poverty: Building an Inclusive World Economy. Wash.: The World Bank Group, 2001. P. 9.
Новая международная финансовая архитектура, по мнению МВФ, призвана обеспечить предупреждение и уменьшение масштабов кризисов на основе эффективного регулирования банковской системы и финансовых рынков, а также привлечения частного сектора к участию в преодолении кризисов. В перечень необходимых мер по оздоровлению международных финансов входят повышение прозрачности операций и усиление надзора на рынке банковских и финансовых услуг, повышение стандартов бухгалтерской отчетности и управления предприятиями, укрепление национальных банковских и финансовых систем. Намечено создание специального форума, координирующего деятельность национальных и международных органов финансового надзора. На него предполагается также возложить подготовку рекомендаций по укреплению мировой финансовой системы. Намечен ряд мер в области контроля над банками (пересмотр предписаний о размере собственного капитала) и фондами, ориентированными на биржевые спекуляции.
Ряд мер касается помощи странам, испытывающим финансовые затруднения. Предусмотрено, в частности, создание форума, в котором принимали бы участие страны-должники и частные кредиторы. Большое внимание МВФ уделяет предотвращению угроз, связанных с внезапным оттоком капитала из страны. Если страна в течение ряда лет проводила правильную, с точки зрения МВФ, макроэкономическую политику, она может претендовать на получение новой «условной кредитной линии» (Contingent Credit Line).
Поставлена задача установления контроля над международными потоками капитала, которые в условиях глобализации стали неуправляемыми и особенно опасными для национальных хозяйств. ЮНКТАД в отличие от МВФ связывает возникновение финансовых кризисов не с недостатками национальных финансовых систем, а с недостаточным уровнем международного контроля, не способного обеспечить устойчивость мировых финансов. Причем ЮНКТАД подчеркивает необходимость не только усиления международного контроля над финансовыми рынками, но и принятия официальных мер, защищающих права должников. По мнению ЮНКТАД, нельзя возлагать всю вину на должников; кредиторы также должны делить с ними ответственность за возникновение кризисных ситуаций.
Очевидно, что реформирование мировых финансов неизбежно затронет ее институциональную основу - МВФ, который, по мнению многих критиков, не справляется с возложенными на него функциями по обеспечению стабильности международной финансовой системы. Критики считают, что МВФ недооценил возможности быстрого распространения азиатского финансового кризиса, медлил с принятием антикризисных мер, а рекомендации фонда по преодолению кризиса оказались неэффективными. Но главные обвинения в адрес МВФ заключаются в том, что фонд вынуждал страны, обращавшиеся к нему за помощью, проводить вредную для их национальных хозяйств макроэкономическую политику и тем самым не только спровоцировал возникновение последнего международного финансового кризиса во второй половине 1990-х гг., но и усугубил мировую долговую проблему. Хотя эти обвинения справедливы далеко не во всех случаях (можно найти примеры успешной деятельности МВФ и действенности подготовленных им рекомендаций), очевидно, что в пересмотре нуждаются сами принципы работы фонда, которые должны быть освобождены от чрезмерной политизации и догматизма, а их применение должно стать более взвешенным и гибким, учитывающим конкретные условия той или иной страны.
Сложную глобальную финансовую проблему представляет собой затяжной кризис задолженности развивающихся государств, начало которому было положено еще в 1970-е гг. Поскольку в последующий период неплатежи приняли массовый характер, сложилась ситуация, угрожающая стабильности финансовой системы промышленно развитых стран. Возникла опасность цепной реакции банкротств, способной внести хаос в денежное и кредитное обращение, а вместе с ними и во всю мировую экономику.
Борьба с кризисом задолженности потребовала объединения усилий как должников, так и кредиторов. Осознав степень угрозы, промышленно развитые страны приступили к выработке общей программы и предприняли ряд скоординированных действий по решению данной проблемы. Надо признать, что они дали в целом положительные результаты, позволив поставить развитие ситуации под контроль. Правда, кризис мировой задолженности едва ли будет полностью устранен в течение ближайших 10-15 лет, однако ряд обстоятельств позволяет ожидать заметного ослабления как самих его проявлений, так и их негативных последствий для мирового хозяйства.
В отношении устойчиво неплатежеспособных должников мировое сообщество сумело выработать процедуры, позволяющие контролировать как их положение на кредитном рынке, так и последствия их неплатежеспособности. Кредиторы фактически смирились с неспособностью наиболее бедных стран планеты выполнять долговые обязательства. К ним применяется прямое списание долгов, предоставление средств в рамках программ помощи и на льготных условиях. Локализация хронической неплатежеспособности во многом оздоровила ситуацию и позволила избежать цепной реакции неплатежей, грозившей перекинуться с должников на кредиторов.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.