35.3. Основы типологизации регионов
Комплексная интегральная оценка дает общее представление о социально-экономическом положении региона среди других регионов страны. Однако этого недостаточно для выявления кризисных ситуаций и наиболее острых проблем. Решение таких задач связано с типологизацией регионов.
Выделение различных типов регионов целесообразно при выполнении любых аналитических и прогнозных работ по региональной экономике. Это дает возможность учесть специфику регионов при сокращении числа исследуемых объектов с нескольких десятков (если рассматриваются субъекты Федерации) или сотен (если рассматриваются города) до нескольких групп, обладающих четко выраженными качественными особенностями.
Исходя из содержания настоящего учебника, наибольшее значение имеет выделение типов регионов для анализа уровня их развития и обоснования региональной политики, включая прогнозирование территориального развития.
Типология должна строиться с учетом тех факторов и признаков, которые играют основную роль в характеристиках регионов, отвечающих задачам исследования. Так, для анализа уровня развития важно выделить группы по значениям общих и удельных характеристик экономического потенциала и результатам экономической деятельности. Для обоснования региональной политики наряду с характеристикой потенциальных возможностей необходимо учитывать текущие экономические процессы, а также природные и географические факторы, оказывающие непосредственное воздействие на потребность в государственной поддержке. Для прогнозирования основное значение имеют предпосылки развития экономики регионов.
Число факторов (и соответственно показателей, отражающих их влияние) по каждой проблеме может достигать нескольких десятков. В то же время, как показывает практика, обычно определяющее значение имеют 3-4 фактора, совместное воздействие которых на 75-80% предопределяет результат. Поэтому задача типологизации заключается в том, чтобы из общей совокупности факторов и признаков, определяющих данный тип регионов, выделить несколько важнейших.
При обосновании региональной политики целесообразно использовать группировку субъектов Федерации по следующим основным признакам: по уровню развития, текущему социально-экономическому положению, природным условиям и географическому положению (рис. 35.1).
Показатели уровня развития важны не только для сравнительного анализа регионов, но играют определенную роль и при обосновании региональной политики (размеры государственной поддержки развитым и слабым в экономическом отношении регионам должны различаться), и при прогнозировании экономического и социального развития, когда имеющийся потенциал -одна из важнейших предпосылок будущего роста.
В работах по прогнозированию экономического и социального развития регионов целесообразно учитывать, с одной стороны, имеющийся потенциал и, с другой - предпосылки и ограничения, оказывающие серьезное воздействие на перспективы развития отдельных отраслей и сфер хозяйства. Среди характеристик потенциала регионов важно выделить имеющиеся мощности и степень их использования, отрасли специализации хозяйственного комплекса и уровень их конкурентоспособности на региональном, общероссийском и мировом рынках, научный и кадровый потенциал.
Предпосылки прежде всего характеризуются инфраструктурной обеспеченностью территории, наличием промышленных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, демографической ситуацией. Для некоторых регионов важное значение имеет выгодное транспортно-географи-ческое положение.
В перечень важнейших предпосылок нередко включают инвестиционный климат, однако соответствующие показатели сами являются производными от многих факторов и, скорее, могут служить одной из обобщающих характеристик того или иного типа региона, чем выступать в качестве критериальных признаков.
Одна из важнейших предпосылок регионального развития - конъюнктура рыночного спроса на важнейшие (профилирующие) виды продукции.
Таким образом, задача заключается в отборе 4-5 признаков регионов, имеющих ключевое значение для определения перспектив их развития.
Типология регионов для прогнозирования формируется, исходя из трехмерного представления факторов: первый аспект отражает экономический потенциал, второй - ресурсные, третий - рыночные предпосылки. Причем превалирующую роль играют показатели, отражающие предпосылки развития (рис. 35.2).
Наряду с интегральной комплексной оценкой социально-экономического положения регионов широко распространена практика анализа на базе одного обобщающего показателя, в качестве которого чаще всего используется ВРП. Этот показатель обобщенно характеризует реальный сектор экономики, сферу слуг и доходы населения, т.е., по существу, отражает все основные стороны регионального воспроизводства. Расчеты показывают, что изменения в величине ВРП достаточно тесно увязаны с изменениями в энергопотреблении, производстве промышленной продукции, доходах регионального бюджета и с рядом других ключевых характеристик хозяйственного комплекса.
Коэффициенты парной корреляции между ВРП и перечисленными показателями находятся в интервале от 0,6 до 0,8. Поэтому для укрупненных сравнительных характеристик регионов вполне можно пользоваться оценками уровня развития регионов, полученными на базе ВРП.
ВРП считается в текущих фактических ценах. В условиях России цены на единицу одной и той же продукции или услуг между регионами могут различаться в несколько раз. В частности, подобные различия в ценах на продовольствие, топливо и электроэнергию имеют место между регионами Северо-
Востока (Камчатка, Магадан и т.п.), с одной стороны, и центральными и южными районами Европейской части России - с другой.
Когда оценивается уровень развития, по-видимому, должны сопоставляться реальные возможности, а не номинальные величины, т.е. следует сопоставлять размер благ, которые производятся и потребляются в различных регионах, а не величину денежной массы, которой эти блага оцениваются. В международных сравнениях такая задача решается с помощью расчета ВВП по паритету покупательной способности на репрезентативный набор продукции и услуг. У нас по регионам такая работа не проводится. В какой-то мере усеченные функции паритета цен могут выполнять показатели стоимости минимального продуктового набора или стоимости прожиточного минимума, которые ежегодно определяются по всем субъектам Федерации. Введение в расчеты поправочного регионального коэффициента покупательной способности рубля существенно меняет результаты оценочных расчетов (табл. 35.5). Так, после перерасчета из числа 10 лидеров исчезают Магаданская область (4-е место), Сахалинская область (5-е место), Чукотский автономный округ (9-е место) и Камчатская область (10-е место) -все регионы Северо-Востока и появляются Республика Татарстан, Вологодская, Самарская и Пермская области - регионы Европейской части России.
Таблица 35.5
Ранжирование лидирующих регионов по показателю среднедушевого производства ВРП за 1999 г., % к среднероссийскому уровню
При расчете традиционным методом | При расчете по паритету покупательной способности | ||
I. Тюменская область | 385,2 | 1. Тюменская область | 329,7 |
2. г. Москва | 277,8 | 2. г. Москва | 219,8 |
3. Республика Саха (Якутия) | 229,0 | 3. Республика Коми | 155,9 |
4. Магаданская область | 166,0 | 4. Республика Татарстан | 155,3 |
5. Сахалинская область | 165,6 | 5. Республика Саха (Якутия) | 150,4 |
6. Республика Коми | 156,8 | 6. Вологодская область | 136,5 |
7. Мурманская область | 150,3 | 7. Красноярский край | 134,9 |
8. Красноярский край | 148,6 | 8. Самарская область | 132,0 |
9. Чукотский автономный округ | 142,4 | 9. Пермская область | 124,9 |
10. Камчатская область | 139,2 | 10. Мурманская область | 124,6 |
Учитывая определяющее значение ВРП как обобщающего показателя регионального развития, базовая группировка для анализа и прогноза межрегиональной дифференциации - группировка субъектов Федерации по производству ВРП на душу населения. Если исключить Тюменскую область, показатели которой почти в 4 раза превышают среднероссийские показатели, опережая в 1,5 раза идущую на втором месте Москву, то размах вариации по душевому производству ВРП составляет около 10 раз: 23% от средней (Республика Ингушетия) и более 200% - Москва. Вся совокупность делится на 5 групп с интервалом примерно 30%:
первая группа регионов имеет показатели ниже 50% от среднероссийской величины;
вторая - от 50 до 80%;
третья - от 80 до 110%;
четвертая - от 110 до 140%;
пятая группа - более 140%.
Учитывая неравномерный характер распределения регионов, число субъектов Федерации в группах существенно различается.
Первая группа - крайне низкий уровень развития - включает 9 субъектов Федерации (без учета Чеченской Республики и автономных округов); вторая группа - пониженный уровень развития - 33 субъекта Федерации; третья группа - средний уровень развития - 21 субъект Федерации; четвертая группа - повышенный уровень развития - 11 субъектов Федерации и пятая группа - высокий уровень развития - 4 субъекта Федерации (табл. 35.6).
Положительная динамика в ходе развития будет проявляться в передвижении субъектов Федерации в более высокие группы при условии, что и среднероссийский показатель будет расти.
Группировка субъектов Федерации по уровню производства ВРП на душу
% к среднероссийскому*
IV группа - | V группа - |
повышенный | высокий уро- |
уровень развития | вень развития |
(110-140%) | (более 140%) |
1. Липецкая | 1. Самарская |
область | область |
2. Ульяновская | 2. Республика |
область | Татарстан |
3. Красноярский | 3. Москва |
край | 4. Тюменская |
4. Вологодская | область |
область | (включая |
5. Омская | автономные |
область | округа) |
6. Свердловская |
|
область |
|
7. Кемеровская |
|
область |
|
8. Республика |
|
Коми |
|
9. Пермская |
|
область |
|
10. Республика |
|
Башкортостан |
|
11. Томская |
|
область |
|
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.