Глава 22
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
22.1. Деформации в банковской системе
Угрозы национальным интересам в кредитной и денежной сферах в основном связаны с исходным нарушением базовых принципов функционирования российской банковской системы - коммерческих банков и ЦБ РФ. Среди них можно выделить обеспечение:
соответствия основных ориентиров банковской деятельности целевым задачам развития российской экономики;
устойчивости банковской системы;
способности этой системы влиять на экономический рост;
синхронности развития банковского, других секторов экономики и пр.
Ключевым в активизации банковского сектора является реализация центрального положения кредитно-банковской системы в преобразовании российской экономики, ее исходно доминирующее влияние на воспроизводственный процесс. В свою очередь, перспективы развития кредитно-банковской системы связаны с общемировыми тенденциями, но определяются прежде всего ее функционированием в качестве органичного звена национальной экономики.
В процессе становления и развития российская кредитно-банковская система не удовлетворяла предъявляемым к ней мировым сообществом требования. Процессы ее реформирования не были подкреплены институциональными нормами, что вызвало следующие существенные деформации в ее функционировании.
Высокая степень неопределенности в сфере банковской деятельности, связанная с неустойчивостью и, главное, отсутствием целевой воспроизводственной направленности ее регламентации, породила синдром адаптации кредитных организаций к изменчивости ситуации и сдвиг к выработке неформальных отношений во всем круге участников сферы банковских услуг. Функционирование денежно-кредитной системы в 1990-е гг. происходило в режиме преодоления «чрезвычайных» ситуаций в экономике. Адаптация, в частности, кредитных организаций к резко меняющимся условиям функционирования, в свою очередь, предопределила нарастание внутрисистемных противоречий и снижение воспроизводственной активности денежно-кредитной системы в целом.
Перевод деятельности кредитных организаций, включая ЦБ РФ, в русло коммерческой ее направленности и универсализации с опережением создания институциональной базы цивилизованных рыночных отношений в экономике исходно определил нестабильность развития этих организаций. В данных условиях текущие выгоды и интересы стали преобладающими в функционировании (в неменьшей степени и ЦБ РФ) вопреки сущностной стороне их деятельности и целевой ориентации: удовлетворять широкий круг потребностей в банковских услугах различных социальных и экономических слоев общества и экономических агентов.
Формальные и неформальные регламентации деятельности кредитных организаций для обеспечения текущих (коммерческих) интересов в совокупности подавили стратегическую компоненту и тем самым разрушили основу стабильности их работы. Стратегическая ориентация кредитных организаций как элементов денежно-кредитной системы, в совокупности составляющих функционально-организационную основу перераспределительного механизма воспроизводственной системы, осталась за пределами действующей институциональной базы в этой сфере экономики.
3. Разрушительным в функционировании банковской системы оказалось возникновение серьезного противоречия: российские банки, занимая основные позиции в движении финансовых и денежных потоков (существенно влияя на распределение и перераспределение капитала и доходов), практически были выведены из активного воспроизводственного процесса. Парадокс сложившейся ситуации в том, что снижение воспроизводственного потенциала банков сочетается с расширением инструментария их деятельности при становлении финансового и валютного рынков и на этой основе укреплении монопольных позиций банковской системы в целом. При этом возможности влияния (скорее, негативного) на воспроизводственный процесс возросли. В частности, это касается деятельности банков по концентрации и выведению денежного капитала за пределы национальной экономики, а также интенсивного развития оборотов «теневой» (неформальной или нерегулируемой в рамках законодательной базы) экономики. Вместо ведущего звена в переводе экономики в русло рыночных отношений и опоры экономического роста банковская система за более чем десятилетие определилась как опора развития неформальных перераспределительных отношений - роста «теневого» оборота и разного рода схем выведения денежных потоков из сферы надзора и регулирования. За этот период были утрачены целостность банковской системы и соответственно способность активно влиять на воспроизводственный процесс: деятельность ЦБ РФ и кредитных организаций не была скоординирована в направлении обеспечения социально-экономических интересов страны.
4. Каждая из интегрированных структур банковской системы - ЦБ РФ и кредитные организации - хотя функционирует на разных уровнях (соответст- венно на макро- и микроэкономическом) и с разной степенью коммерциализации деятельности, в реальности конкурирует друг с другом, часто вступая в трудноразрешимые конфликты. Очевидно, что условия функционирования и потенциал возможностей каждой из этих структур явно не равны: ЦБ РФ - мо- нопольная система в сфере денежно-кредитных отношений (работающая в режиме коммерческих организаций с использованием государственных власт- ных полномочий); другая структура (интегрированная в банковский сектор) качественно неоднородная совокупность кредитных организаций, высокоподвижная и почти неуправляемая. Формальные взаимоотношения этих двухструктур в действительности не определяют функционирование банковской системы как целостной двухуровневой структуры, способствующей воспроизводственному процессу рыночной экономики. Функционирование каждого уровня кредитной системы в независимых друг от друга плоскостях и направлениях создает трудноразрешимые сложности в определении банковской или, правильнее, кредитной стратегии. Главное в сложившейся, явно не продуктивно действующей банковской системе то, что действие ее в целом и каждого из структурных уровней в отдельности не имеет единой законодательно-правовой базы и не подчинено единой целевой установке (выработке регламентации) по реализации функции этой системы - обеспечивать современные потребности экономики в бесперебойном (устойчивом) обращении денег.
Внесение существенных коррективов в экономическую стратегию государства связано с необходимостью четкого определения положения банковской системы в воспроизводственном процессе и на этой основе институционально-правовой базы деятельности каждой структуры кредитно-банковской системы: ЦБ РФ и совокупности кредитных организаций (банковских и небанковских).
Развитие экономики в 1999-2002 гг., оцениваемое по макроэкономическим показателям многими экспертами как относительно благоприятное (рост ВВП в среднем за год 4-5%), остается неустойчивым уже потому, что банковский сектор так и не вышел из состояния подавленности его воспроизводственной функции на уровень цивилизованного банковского обслуживания. Усиливается ориентация на привлечение иностранных банков в сферу обслуживания нужд российской экономики. Даже выведение банковского сектора на уровень предкризисного (1998 г.) до сих пор не просматривается. Принятые нормативные документы по преодолению так называемого системного кризиса и ситуации его обострения в августе 1998 г. носят явно временный характер и не исключают действия факторов «мутации» банков в коммерческие организации с практически неограниченным правом деятельности в сфере движения финансово-денежных потоков.
В неизменно ограничительном относительно кредитных организаций режиме осуществляется денежно-кредитная политика ЦБ РФ и в настоящее время. К примеру, декларации Правительства РФ и ЦБ РФ о развитии банковского сектора на перспективу связываются с «содействием рекапитализации банков и их слиянию», а также расширением деятельности банков с участием иностранного капитала, отсутствием ограничений для участия иностранного капитала в банковском секторе. В декларативном плане акцент в банковской стратегии делается на дальнейшую либерализацию деятельности кредитных организаций при отсутствии регламентации относительно ее направленности на обеспечение воспроизводственного эффекта - продуктивного функционирования национальной кредитной системы.
Обращает на себя внимание парадоксальная ситуация: ЦБ РФ наряду с декларациями о создании условий для повышения устойчивости работы банков и «обеспечения недискриминационного конкурентного режима» выходит в законодательные органы с предложением о снятии ограничений на эмиссию облигаций ЦБ РФ, т.е. ограничений на выведение денежной массы из сферы реального (активного) ее оборота.
Проведение ЦБ РФ политики «стерилизации» для сдерживания роста денежной базы (в 2000-2001 гг. связанного с относительной максимизацией активного сальдо платежного баланса и объемов валютных поступлений на внутренний рынок) включает использование, к примеру, таких «рыночных» инструментов, как выпуск облигаций или размещение на счетах ЦБ РФ части дополнительных доходов бюджета.
Практически эта политика означает продолжение курса предшествующего десятилетия по переводу банковских ресурсов из сферы кредитования реального сектора в распоряжение властных или околовластных финансовых структур. Скорее, это можно отнести к политике декапитализации, а не к декларируемым акциям по рекапитализации банковских активов. В этой связи нельзя признать продуктивной политику Правительства РФ и ЦБ РФ по «восстановлению» банковского сектора. С одной стороны, она направлена на активизацию института банкротства и ликвидации банков, с другой, в рамках АРКО, - на реструктуризацию кредитных организаций.
Нельзя не учитывать существенного влияния на устойчивость банковского сектора в предстоящем десятилетии финансовой ситуации в реальном секторе, состояния бюджетно-налоговой системы и проводимой политики в этой сфере и ряд других, не менее значимых процессов. Важнейшим также является повышение конкурентоспособности российских банков не только на внешнем, но и на внутреннем рынке с учетом того, что перспектива привлечения иностранных банков на российский рынок реальна.
Кроме того, следует отметить:
приведение банковского сектора за более чем десятилетие политики «финансовой стабилизации» в состояние системной неустойчивости (потеря центрального положения в воспроизводственном процессе) однозначно определило регрессивную направленность развития банковской сферы и денежно-кредитных отношений в целом;
доминанта конкуренции в эволюции банков не была реализована;
активный потенциал банков был исходно подавлен репрессивным поведением финансовой власти и рестрикционной политикой денежной власти;
не состоялась конкурентная борьба и внутри банковского сообщества: неравные условия были определены по связям и сферам деятельности банков, а главное - отсутствием институциональной основы равенства условий и прав каждого банка. К сожалению, в начале нового столетия уроки прошлого десятилетия не учтены, продолжает распространяться тенденция укрупнения банков и воссоздания системных уполномоченных банков, а банки во главе с ЦБ РФ не обеспечивают экономику банковским продуктом, включая кредитование в соответствии с настоятельной потребностью экономики в ее поступательном развитии.
В сфере управления и регулирования кредитования экономики одна из основных проблем - слабая эффективность деятельности ЦБ РФ явно не адекватна развитию рыночной экономики, управлению им системой денежно-кредитных отношений. Имеется в виду, что:
ЦБ РФ - орган государственной системы управления экономикой и ее ключевой денежно-кредитной сферой (выработка и реализация денежно-кредитной политики, банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций);
ЦБ РФ предоставлено федеральным законом право издания нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;
ЦБ РФ как орган государственной системы управления должен предоставить стратегию преодоления угроз национальной безопасности в сферах денежного обращения и кредитования, а также сопряженных с ними областей экономики, включая инвестиционную сферу на основе использования всего арсенала средств и инструментов управления денежно-кредитной системой, активизации потенциала банковского сообщества и денежно-кредитной системы;
ЦБ РФ согласно закону, но вопреки национальным интересам в области обеспечения стабильности денежной системы не несет ответственности за состояние банковского сектора, его неспособность обеспечить полноту аккумулирования денежной массы в системе банковских услуг. Проблема в том, что стабильно, в течение последнего десятилетия, около 37% объема денежной наличной рублевой массы обслуживается вне банковского оборота (на 01.07.2002 г. -645,9 млрд руб., или 36,8% Л/2), кроме того, в наличной инвалюте - не менее 60 млрд долл. (на ту же дату), в сумме, равной денежной массе М2.
Нельзя не учитывать, что угрозы национальным интересам в сфере денежного обращения состоят не столько в ограничении денежной массы в обороте и долларизации сбережений (несмотря на относительную стабильность валютного курса рубля), сколько в полном игнорировании государственной денежно-кредитной политикой потребности и спроса структур реального сектора в инвестиционных денежных средствах. В этой связи настоятельна активизация не только краткосрочного, но и широкого развития долгосрочного кредитования предприятий в сочетании с выработкой стратегии - системы государственного регулирования этих процессов.
Устойчивая ориентация денежно-кредитной политики на достижение заданных норм инфляции с использованием эмиссионной и валютной политики в направлении ограничения эмиссии и рублевой денежной массы - предложения денег вступила в резкое противоречие с функционированием и потребностями реального сектора экономики в проведении денежно-кредитной политики, адекватной экономическому подъему и структурно-отраслевой сбалансированности. В условиях когда доля убыточных предприятий к концу 2002 г. составляла около 36,4%, особенно в отраслях черной и цветной металлургии (до 50%), а также не меньшая в газовой промышленности, необходима активная кредитная политика. Формирование финансовых результатов в промышленности происходило под воздействием более быстрого роста затрат по сравнению с ростом производства - рост затрат за I-XI 2002 г. на 30% при росте объема продукции на 20,6% привел к снижению эффективности производства, снижению рентабельности за год с 19,2 до 13,4%.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.