Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
Прямые угрозы | Опосредованные угрозы |
1. Спад (стагнация) производства 2. Структурная деформированность промышленности страны 3. Высокий возрастной уровень основных фондов 4. Низкий технико-технологический уровень производства 5. Низкая инновационная активность в большинстве отраслей производства 6. Кризисное ухудшение инновационного потенциала 7. Увеличение материал о- и энергоемкости продукции 8. Рост безработицы 9. Снижение профессионально-квалификационного уровня кадров 10. Криминализация корпоративных отношений 11. Слабое использование природно-ресурсного потенциала 12. Коррупция в сфере регулирования отношений собственности | 1. Низкая конкурентоспособность продукции 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта 3. Зависимость от импорта техники и технологий 4. Дискриминационные меры к российским товарам на мировых рынках 5. Неэффективность фондового рынка в плане привлечения инвестиций 6. Криминальная борьба за передел собственности 7. Неэффективная валютная, налоговая и тамо- женная политика государства 8. Слабая кредитно-банковская поддержка реального сектора 9. Бегство капитала из страны 10. Наличие межотраслевых ценовых диспаритетов 11. Отсутствие реальной протекционистской поли- тики государства по отношению к отечественным производителям |
связана, как нам представляется, не только с определением непосредственно негативных сфер развития, но и с использованием более сложного инструментария для выявления всего комплекса сопутствующих кризисных отклонений, связанных с конкретными формами влияния угроз на развитие отдельных элементов реального сектора.
Большинство отраслевых рецессии реформационного периода не подпадает под объяснение этого процесса характером циклической динамики или кругооборота, так как они во многом - следствие субъективных ошибок реформирования, а не объективизированных взаимодействий этих отраслей с общими (мировыми и отечественными) тенденциями развития в результате обострения конкурентной борьбы.
Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentica, означающего сталкивание, состязание. Практика рыночных отношений до активизации монопольно-глобалистических тенденций в конце XX в. предпочитала состязательный аспект понятия конкуренции, в меньшей степени имея в виду сталкивание. В последние периоды развития экономики сталкивание стало более актуальным, причем обострение именно этого аспекта привело в определенной мере к необходимости выработки не просто состязательных механизмов, а механизмов защиты, механизмов обеспечения безопасности. И это частично проявилось в активном интересе практики и науки к проблеме обеспечения экономической безопасности различных сфер, связанных с реализацией национальных интересов государств и обществ.
* * *
В рамках системы мер по обеспечению экономической безопасности реального сектора считаем целесообразным разработать «Схемы снижения уровня угроз безопасности», применимые к отдельным отраслям производства. При этом проработка схем должна вестись в два этапа.
На прогнозно-ориентировочном этапе определяются потенциальные угрозы и разрабатываются концептуальные модели нейтрализации угроз безопасности (без деталей, адресной, ресурсно обеспечивающей проработки).
На этапе разработки деловых проектов снижения уровня конкретных угроз
при появлении реальных сигналов формирования определенной угрозы осуществляется проектная, детальная разработка схемы снижения угроз (в объеме технико-экономического обоснования проекта).
Здесь приводятся примерные схемы снижения уровня угроз безопасности (рис. 8.5-8.7).
Практически предложение о разработке схем снижения уровня угроз безопасности в реальном секторе связано с необходимостью перехода к новой организации действий в области защиты экономики от различного рода угроз. Эта новая организация в отличие от ранее (и в настоящее время) реализуемых подходов, связанных в основном с анализом, выявлением угроз и относительно робкими попытками включения мер по их нейтрализации в документы по реализации экономической политики (прогнозы, программы, бюджет и др.), ориентирована на выработку комплекса мер, применимых к данной угрозе, ресурсно обеспеченных и контролируемых.
Это означает переход государственной экономической политики от пассивного приспособления к рыночным условиям к стратегии активного воздействия на рынок путем повышения конкурентоспособности продукции, формирования спроса на нее, контроля за техническим прогрессом и др.
Пороговые значения (индикаторы) безопасности реального сектора экономики и организация их мониторинга. Формирование эффективной системы безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране. Очевидная сложность заключается в разработке точных критериев и уровней пороговых значений экономической безопасности.
На первый план сегодня выдвигаются инструменты учетной политики и наблюдения (мониторинга) при явно неадекватной ситуации в экономике страны, слабой подготовленности органов государственного управления к этой принципиально новой форме регулирования экономических процессов, предполагающей наличие определенных объективных предпосылок. Это касается прежде всего информационной базы и профессионального сопровождения
(речь идет не о «сырых» массивах данных, накопленных в избытке и беспорядочно, а об информации, структурированной под задачи мониторинга и управления экономикой неадминистративными методами). Нет необходимой законодательной базы для отдельных видов и методов государственного регулирования, некоторые наиболее действенные инструменты регулирования существуют на уровне подзаконных актов, нормативных документов исполнительной власти. Крайне медленно и непоследовательно создается единая система учета и информационного обеспечения органов государственного управления.
Формулирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны. Необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиций национальных интересов.
Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или ее отдельных областей. Она свидетельствует, прежде всего, о необходимости оперативного вмешательства органов управления для изменения опасных тенденций. Поэтому установление критических точек деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил.
В связи с этим из множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Таким образом, под пороговыми значениями экономической безопасности понимаются предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития и приводит к формированию кризисных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Вместе с тем пороговые значения - не единственный инструмент характеристики национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Не менее важно их качественное описание, тем более что не все интересы и угрозы экономической безопасности могут быть достаточно полно раскрыты количественно.
Пороговые значения реального сектора и его отраслевого уровня - дальнейшая детализация национальных интересов в области производства и угроз экономической безопасности в этой сфере. Они характеризуют такие стороны экономической безопасности, как продовольственная, топливно-энергетическая, инфраструктурная, технологическая и т.д. В значительной мере здесь отражаются проблемы жизнеобеспечения.
В эту же группу должны войти пороговые значения, характеризующие угрозы, стоящие на границе между экономическим и другими аспектами безопасности, например демографическим, оборонно-промышленным, а также угрозу в виде недостаточности стратегических запасов и др.
Некоторые пороговые значения этой группы, включенные в соответствующие доктрины безопасности (например, энергетическую, продовольственную, оборонно-промышленную), утверждаются теми органами, которые принимают сами доктрины.
Особенно сложен вопрос о количественных параметрах пороговых значений. Выработка методических подходов к определению количественных параметров оказалась сложной проблемой, учитывая весьма жесткую критику по этому поводу. Можно согласиться с такими аргументами против количественного расчета пороговых значений, как их слабая конкретная ориентация, спорность используемых методик расчета и др. Одно несомненно: данные пороговые значения - реальный сигнал о неблагоприятном положении, призыв к действию, и это главное.
Прежде всего рассмотрим некоторые исходные методические подходы, применимые при определении количественных параметров пороговых значений.
Первый. При определении ряда пороговых значений широко используются не только расчетные методы, но и методы аналогий, экспертных оценок, постановки целевой задачи.
Второй. Сейчас фактические данные по большинству параметров хуже предлагаемых нами пороговых значений, но важно, чтобы пороговые значения не повторяли фактических данных. Иначе теряется всякий смысл. Пороговые значения еще не означают наступления катастрофы, а указывают зоны опасности.
Третий. Многие пороговые значения определялись в процентах ВВП. Определено и пороговое значение по объему самого ВВП. При этом исходными для определения порогового значения по объему ВВП предложены показатели уровня жизни населения. Таким образом, для большой группы пороговых значений исходными, по сути, стали индикаторы уровня жизни населения.
Это очевидное достоинство применяемых сейчас подходов к решению этой важной проблемы, что обусловливает необходимость продолжения работы в этом направлении.
Ориентировочный перечень пороговых значений экономической безопасности реального сектора:
объем ВВП;
объем промышленной продукции;
сбор зерна;
доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;
доля затрат в ВВП на оборону;
инвестиции в основной капитал;
отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах по:
нефти;
каменному углю;
природному газу;
железной руде;
золоту и драгоценным металлам;
доля инновационной продукции во всей промышленной продукции (в %);
уровень использования производственных мощностей;
показатели уровня производства на градообразующих предприятиях, характеризующие степень обеспечения нормальной жизни города;
уровень износа основного капитала и особенно оборудования, угрожающего массовым выходом производственных мощностей из оборота;
уровень технологического отставания производства;
уровень конкурентоспособности продукции;
оценка серьезных перебоев в поставках извне сырья, топлива и электроэнергии и повышения цен на них;
наличие квалифицированных кадров работников в главных отраслях производства.
Отдельные пороговые значения безопасности реального сектора экономики уже использовались в оперативной деятельности Совбеза и Правительства РФ. Научно-методологическим обоснованием формирования перечня пороговых значений должно стать формулирование критериев, требованиям которых должен отвечать этот перечень. Пороговые значения экономической безопасности должны:
достаточно полно количественно отражать национальные интересы страны в области экономики и наиболее вероятные угрозы экономической безопасности;
отражать сущностные, а не второстепенные черты этих интересов и угроз экономической безопасности;
отражать балансовые взаимосвязи и взаимозависимости между пороговыми значениями, характеризующими различные интересы и угрозы экономической безопасности;
обеспечивать возможность межстрановых и межрегиональных сопоставлений;
• соответствовать действующей в стране системе статистического учета. При разработке системы показателей необходима проработка еще одного
аспекта формирования системы - периодичности их разработки и представления. Целесообразно предусмотреть разработку дифференцированных перечней показателей на кратко- и среднесрочную перспективу; первые, в свою очередь, должны быть подразделены на месячные, квартальные и годовые. Составы таких перечней, очевидно, не будут совпадать, и в связи с этим потребуется изложить схему их взаимодействия (степень конкретизации по отдельным направлениям, периодичности и т.д.). Решение этих вопросов имеет прямое отношение к созданию организационно-информационной базы мониторинга и поэтому требует специальной разработки.
Другая группа проблем, связанных с организацией мониторинга, относится к обоснованию системы показателей на региональном уровне. Показатели, отслеживаемые в территориальном разрезе, должны сопрягаться с показателями федерального уровня по содержанию и срокам представления; вместе с тем их перечень будет, по-видимому, гораздо меньшим, поскольку не все проблемы макроуровня могут анализироваться по регионам. Кроме того, составы региональных показателей могут различаться из-за неодинаковой актуальности и значимости отдельных территорий, наличия в них специфических проблем.
Обоснование схемы «мониторинг - программа действий по нейтрализации угроз». В настоящее время накоплен опыт в области организации мониторинга безопасности в различных народнохозяйственных сегментах. Однако эта работа ориентирована только на информационный аспект обеспечения безопасности, а на практике наблюдается разрыв между получением информации об угрозах в отдельных областях и конкретными мерами по их нейтрализации, что снижает действенность даже хорошего информационного обеспечения. В связи с этим и предлагается приступить к исследованиям и разработкам современных информационных технологий безопасности с их жесткой ориентацией на программно-проектное реагирование при подготовке мер по снижению угроз безопасности. Для этого предлагается реализовать принципиальную схему «мониторинг - программа действий по нейтрализации угроз безопасности», в которой стадия получения информации соединяется со стадией предварительного реагирования на выявление угрозы путем выработки определенных схем, алгоритмов и программ (ориентиров) будущих действий.
С налаживанием современной информационно-технологической безопасности реального сектора должно быть обеспечено поточное поступление данных по ключевым воспроизводственным сферам развития, включая:
• контроль и анализ поступающих данных;
• активное наблюдение за всеми аспектами ситуации, складывающейся в производстве;
оперативную и точную оценку, обнаружение симптоматических признаков в реальном секторе еще только зарождающихся негативных явлений и тенденций;
предварительное определение путей преодоления негативных воздействий на экономику.
При этом должны быть необходимые механизмы и инструменты (методическое обеспечение, ресурсы, квалифицированный резервный персонал), оперативное использование которых может обеспечить возврат реального сектора, его отдельных сегментов и отраслей в состояние равновесия, дальнейшего поступательного развития.
Оперативный тонкий, контурный настрой экономики при возникновении в ней различных возмущений сбалансированного режима функционирования с помощью экономических регуляторов может производиться отработанными приемами по заранее составленным алгоритмам и программам. Мониторинг многократно облегчает быструю переналадку обстановки при возникновении таких форс-мажорных ситуаций, как внезапный хозяйственный кризис, экономическая блокада, взвинчивание ввозных таможенных пошлин, забастовки, стихийные бедствия, крупные катастрофы, террористические действия, массовый наплыв беженцев, социальные пертурбации и т.д. Благодаря оперативности получения и объективности информации становятся возможными несравненно более быстрое выявление причин перекосов, разрывов и определение последовательности шагов по нормализации положения.
В алгоритм программы должны закладываться более частое предоставление сведений, повышение их дробности, изменение характера маневренных приемов с ухудшением обстановки. Так, программы могут составляться с учетом изменения при необходимости приоритетности решения стратегических задач, диверсификации действий, упрощения технологических процессов, снижения норм производственного потребления, перенесения сроков или снятия с производства изделий определенных видов. В программы могут закладываться резервные схемы производства продукции с меньшим транспортным радиусом, более широкое использование местных ресурсов, новые точки расположения запасов, детальная информация об их расходовании и о поддержании на складах остатков в установленных размерах, проведение других необходимых мобилизационных и инженерно-технических мероприятий. В программы должны включаться и параметры-директивы, которые при тревожной ситуации дополнительно передаются федеральным, региональным органам управления.
Использование данного подхода позволит облегчить нахождение функциональных зависимостей взаимосвязанных экономических процессов, анализ их как следствия синтеза многообразных причин и в то же время как причины многих других явлений и мер по эффективному устранению тех из них, которые имеют негативные последствия. Данный подход обеспечит сочетание агрегированных параметров возможных угроз с разработкой прогнозно-модельных схем их устранения.
ВЫВОДЫ
1. Экономическая безопасность в реальном секторе экономики основывается на традиционной триаде: интересы - угрозы - защита. Обеспечение безопасности реального сектора экономики реализуется в диапазоне выживаемость- стабильное развитие, при этом ввиду сложности категории «экономическая безопасность реального сектора» она разделяется на такие сегменты, как внешнеэкономическая безопасность (безопасность экономических субъектов на мировом рынке) и внутриэкономическая безопасность (в структурной политике, инвестиционной, научно-технической сферах, в техногенных аспектах безопасности). К этому надо добавить такие функционально-ориентированные виды безопасности, как энергетическая, продовольственная и информационная.
Безопасность реального сектора анализируется в аспекте двух ключевых категорий - «устойчивость» и «безопасность», так как они, дополняя друг друга, ориентированы на реализацию нормального воспроизводственного цикла с использованием аналитической ретрооценки ситуации, оперативного выявления, прогнозирования и стратегической оценки угроз. Угрозы безопасности реальному сектору подразделяются на внутренние и внешние, причем классификация угроз усложняется их делением на прямые и опосредованные. По каждому виду комплексных угроз должна разрабатываться типовая схема снижения их уровня, например кризисное падение объемов производства, падение инвестиционно-инновационной активности и др.
Важнейший инструмент контроля за уровнем безопасности - пороговые значения (индикаторы) безопасности реального сектора и организация их мониторинга. Данные индикаторы отражают критическое значение экономических показателей безопасности. К важнейшим из них относятся объем ВВП, доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции, доля затрат в ВВП на оборону, инвестиции в основной капитал, уровень износа основного капитала.
Должна быть реализована схема «мониторинг - программа действий по нейтрализации угроз», включающая контроль и анализ данных, активное наблюдение за ситуацией и ее оперативная оценка, предварительное определение путей преодоления негативных воздействий на экономику, меры по нейтрализации угроз.
При этом имеется в виду разработка детально проработанных схем нейтрализации угроз (основных) с обоснованием использования целенаправленных механизмов и инструментов в зависимости от сферы и специальных угроз экономической безопасности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие блоки составляют сложную категорию «экономическая безопасность реального сектора экономики», выделяемые при декомпозиции этого понятия?
В чем заключается особенность трактовки категорий «устойчивость» и «безопасность»?
Каковы основные виды экономических угроз?
Что представляет собой пороговое значение безопасности реального сектора?
Рекомендуемая литература
Россия-2015: оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин. М.: ММВБ, 1999.
Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Институт экономики РАН. М.: Финстатинформ, 2002.
Экономическая стратегия фирмы. СПб., 1995.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.