11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
Следует различать внутреннюю и внешнюю экономическую безопасность. Внешняя экономическая безопасность формируется на стыке национальных и интернациональных (международных) интересов, и поэтому она может называться глобальной экономической безопасностью. Можно назвать следующие ее индикаторы:
Конкурентоспособность на макроуровне и по отдельным товарам и видам услуг.
Место России в мировом производстве ВВП и ее доля на внешних товарных рынках в объеме мирового экспорта.
3. Уровень и качество жизни населения в сравнении с зарубежными странами.
4. Участие российского бизнеса в транснациональных корпорациях (ТНК). Макротехнологии, которыми Россия обладает, или ее участие в использова- нии этих макротехнологий.
5. Международные рейтинговые оценки инвестиционного климата. Взгляд на Россию из информационного окна внешнего мира формирует
потенциал вызовов.
Диалектика внутренней и глобальной экономической безопасности основывается на диалектике национальных и интернациональных интересов. Национальные интересы только потому получили такое название, что они формируются на стыке отношений данной страны с другими странами мира, с которыми она взаимодействует в сфере производства, инвестиций, торговли, культурного обмена и туризма. Чтобы определить свои национальные интересы, нужно хорошо знать национальные интересы других стран. Постулировать свои национальные интересы вне международных связей - значит обрекать себя на неудачу, выдавать ложные или иллюзорные интересы за реальные интересы страны.
Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития. У глобальной безопасности России есть свой статус. Он зависит не только от внутренней экономической безопасности, но и от того, как другие страны укрепляют свою экономическую безопасность.
Россия уже давно стоит перед вызовом со стороны не только США и стран Евросоюза, но и Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии и даже такой небольшой страны, как Финляндия. Например, Китай уже 20 лет имеет темпы прироста ВВП 9%. Это прямой вызов России. Асимметрия в развитии стран связана и с асимметрией протяженности их границ: в частности, у отдельных стран территория почти в 2 раза меньше, а население почти в 10 раз больше, в то время как в некоторых регионах России - обширные природные богатства, которые многократно превышают природный потенциал соседа, что рано или поздно может стать яблоком раздора. Реальный путь преодоления асимметрии - ускорение социально-экономического развития России. Если эта задача не решается, то не может быть активизации международного и внешнеторгового сотрудничества. Сильный Китай - это источник угроз экономической безопасности России, которые возникли из-за длительного спада производства и потери управляемости Россией. Пока индикаторы внутренней экономической безопасности либо медленно улучшаются, либо совсем не улучшаются (например, социальные), трудно рассчитывать, что поднимется на новый уровень глобальная экономическая безопасность России и в лучшую сторону изменится взгляд на Россию извне, т.е. возрастут ее международные рейтинги.
В оценке глобальной экономической безопасности целесообразно использовать не соотношение пороговых и фактических индикаторов с их предельными значениями, как это делается при оценке внутренней экономической безопасности (см. табл. 5.2, 5.3), а:
динамику долей производства, объема торговли, ресурсов, экспорта и пр. России в мировой экономике. Например, доля России в мировом экспорте составила в 2002 г. 1,26% по сравнению с 2,1% в 1990 г.;
рейтинговые оценки конкурентоспособности России по сравнению с оценками других стран. Исследовательская группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) определяет конкурентоспособность стран мира, в частности, по группе параметров, оценивающих способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Россия по большинству этих экономических показателей в 1999-2003 гг. занимала места, близкие к последним в списке 75 стран в 1999-2002 гг. и 80 стран в 2003 г.1;
конкурентные позиции по отдельным отраслям и видам производства в России в терминах: «очень сильные», «сильные», «слабые», «очень слабые»;
рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности страны;
оценки политических рисков.
1 С 2003 г. проект ВЭФ исследует конкурентоспособность 80 стран.
«Диалог» между индикаторами внутренней и глобальной экономической безопасности, их сопоставление создают основу для всесторонней оценки экономической безопасности страны. При этом индикатор глобальной экономической безопасности служит информационной основой для определения скорости и сроков решения проблемы внутренней экономической безопасности. Это позволяет реально оценивать основные компоненты внутренней и внешней экономической политики, соответствие ее целей и инструментов тенденциям мирового развития. Сопоставление индикаторов внутренней и глобальной экономической безопасности показывает, что позитивные процессы повышения уровня внутренней экономической безопасности в 1999-2004 гг. не настолько устойчивы и масштабны, чтобы привести к упрочению глобальной экономической, а по существу всей национальной безопасности страны.
Оценка присоединения России к ВТО должна включать анализ целей, предпосылок, механизмов и правил присоединения; последствий и результатов этого шага.
Цели присоединения: продвижение российских товаров на внешние рынки и расширение экспорта; использование преимуществ ВТО для защиты от антидемпинговых мер, которые США, например, применяют по отношению к российскому экспорту металлопродукции. Вступление в ВТО позволит России осуществлять торговую деятельность в едином рыночном пространстве, использовать развитую информационную структуру ВТО для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах. Вступление в ВТО позволит России участвовать в разработке правил, по которым живет мировой рынок, и избежать многочисленных антидемпинговых расследований против российских экспортеров, по которым Россия пока лидирует.
Некоторые экономисты считают, что цель присоединения к ВТО - повышение конкурентоспособности. На самом деле вступление в ВТО - это инструмент не повышения конкурентоспособности с его нулевой отметки, а достижения более высокого уровня уже конкурентоспособной продукции.
Целью вступления в ВТО может быть улучшение условий доступа на российский рынок высокотехнологичной продукции и структуры импорта, но это преимущество может быть реализовано в рамках промышленной политики. В Минэкономразвития России уверены, что вступление в ВТО увеличит ежегодный приток иностранных инвестиций чуть ли не на 4 млрд долл. Но эту оценку не все разделяют. Например, Международная организация труда (МОТ) рассматривает такой сценарий как возможный, но в краткосрочной перспективе маловероятный1.
Предпосылки присоединения к ВТО: экономика России должна иметь долгосрочную стратегию развития, эффективную структурную и промышленную политику, которая решает несколько взаимосвязанных задач: повышение конкурентоспособности, расширение емкости внутреннего потребительского рынка, увеличение экспорта продукции обрабатывающих отраслей и снижение экспортной нагрузки добывающих отраслей, с тем чтобы более сбалансированным был спрос на внутреннем и внешнем рынках. В рамках такой стратегии можно определить, какие отрасли и виды продукции нуждаются в государственной поддержке и защите от экспансии зарубежных товаров.
На симпозиуме «Этапы и технологии вступления России в ВТО» (ноябрь 2001 г., Москва), организованном по инициативе Совета Федерации РФ, в докладе В.В. Овчинникова - координатора ВЭФ в Давосе - приводились оптимистические оценки потенциала потребительского рынка России, составляющего несколько сотен миллиардов долларов. «Потребительский рынок России способен обеспечить до 12% ежегодного экономического роста в России, но при условии снижения рисков типа SWOT. Если же риски снизить еще больше, до зоны минимального риска, то экономический рост страны может достигнуть значения в 20-30%. В большинстве стран ЕС и в США экономика работает именно в зоне минимальных рисков, и их рост сдерживается небольшим объемом рынка по сравнению с российским потребительским рынком».
В России в настоящее время проводятся исследования конкурентоспособности, которые показывают, что Россия располагает существенным потенциалом конкурентной продукции. По оценке Минэкономразвития России, это следующие отрасли: оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, новые технологические материалы, ядерные технологии, оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа, программное обеспечение, лазерная техника.
По оценкам экспертов ВЭФ из Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии, сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности, посредственные - в химии, авиа- и судостроении, общем машиностроении и слабые - в автопромышленности, электронике и текстильной промышленности2.
• Известия. 2003. 26 февр. С. 2. 2 Бюллетень отечественного товаропроизводителя: Материалы, документы, информация. 2002. № 1(7). Янв. С. 8.
МОТ по заказу Правительства России подготовила доклад «Социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)». МОТ оценивает средние импортные тарифы, которые составляют в настоящее время 7-15% от импортных тарифов других стран, как невысокие. Дальнейшее их снижение может иметь «серьезное воздействие на объем производства, уровень занятости, безработицы и доходов населения. Сильнее всего пострадает легкая промышленность, где занято около 3 млн чел. Производство в текстильной, обувной, мебельной промышленности в течение пяти лет снизится на 16-27%, занятость сократится на 1,5-7,3%. Производство в пищевой промышленности упадет на 4,6-4,8%, в других отраслях - на 14-37%. Без поддержки государства погибнут авиационная и автомобильная промышленность»2.
Крайне усложнится ситуация в сельском хозяйстве, в котором заняты 8 млн человек, а на селе проживают 30 млн человек. Сегодня уровень государственной поддержки сельскохозяйственных производителей крайне незначителен. Россия предлагает сохранить уровень поддержки, который в 1991-1993 гг. составлял более 16 млрд долл. Наши конкуренты предлагают за основу принять последние три года, которые для нас менее благоприятны, поскольку государственная поддержка сельского хозяйства составляла 1 млрд долл. Россия имеет дотации на один гектар пашни 16 долл. в год, а Западная Европа - 606 долл. В США дотации на кукурузу в себестоимости составляли 59% в 2000 г. и 24% в 2001 г.
Международный опыт показывает, что одно из условий открытого рынка -наполнение внутреннего рынка многообразными товарами и услугами на основе привлечения инвестиций в модернизацию производства. Например, Китай не импортировал пшеницу США, пока не создал критическую массу ее производства и не вышел по нему на первое место в мире.
Для устойчивого роста и расширения экспортного потенциала нужны масштабные инвестиции. Международный опыт показывает, что в определенных пределах существует альтернатива. Если страна прибегает к чрезмерному импорту, то рост инвестиций сдерживается. Инвестиции идут туда, куда не могут прийти товары. В Китае, лидирующем по объемам привлекаемого капитала, после вступления в ВТО высокими ставками импортных пошлин (от 30 до 299%) облагаются 49% товарных позиций3. Нужно вести переговорный процесс таким образом, чтобы внутренний рынок был открыт в первую очередь для инвестиций, а не для иностранных товаров.
1 Бюллетень отечественного товаропроизводителя: Материалы, документы, информация. № 1(7). 2002. Янв. С. 8. 2 Известия. 2003. 26 февр. С. 2. 3 Там же.
Для вступления в ВТО в российской экономике необходимо:
1. Провести дифференцированную оценку по отраслям и регионам последствий вступления в ВТО.
Разработать долгосрочную Стратегию социально-экономического развития России и приоритеты долгосрочной структурной и промышленной политики.
Иметь союзам предпринимателей крупного, среднего и малого бизнеса свое видение места России на внутреннем и внешнем рынках, свои стратегии долгосрочного развития и расширения экспортного потенциала с учетом экономических и правовых норм ВТО.
Организовать с участием корпоративных структур подготовку и переподготовку менеджеров, в полной мере владеющих накопленными знаниями в системе ВТО.
Подготовить на завершающей стадии работы специальный доклад-меморандум о целях, задачах, этапах, технологиях присоединения к ВТО и о мониторинге проблем, прогнозных оценок и ожидаемых результатов присоединения России к ВТО.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.