logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто

Следует различать внутреннюю и внешнюю экономическую безопасность. Внешняя экономическая безопасность формируется на стыке национальных и интернациональных (международных) интересов, и поэтому она может называться глобальной экономической безопасностью. Можно назвать следу­ющие ее индикаторы:

  1. Конкурентоспособность на макроуровне и по отдельным товарам и ви­дам услуг.

  2. Место России в мировом производстве ВВП и ее доля на внешних товар­ных рынках в объеме мирового экспорта.

3. Уровень и качество жизни населения в сравнении с зарубежными странами.

4. Участие российского бизнеса в транснациональных корпорациях (ТНК). Макротехнологии, которыми Россия обладает, или ее участие в использова- нии этих макротехнологий.

5. Международные рейтинговые оценки инвестиционного климата. Взгляд на Россию из информационного окна внешнего мира формирует

потенциал вызовов.

Диалектика внутренней и глобальной экономической безопасности осно­вывается на диалектике национальных и интернациональных интересов. На­циональные интересы только потому получили такое название, что они фор­мируются на стыке отношений данной страны с другими странами мира, с которыми она взаимодействует в сфере производства, инвестиций, торговли, культурного обмена и туризма. Чтобы определить свои национальные интере­сы, нужно хорошо знать национальные интересы других стран. Постулиро­вать свои национальные интересы вне международных связей - значит обре­кать себя на неудачу, выдавать ложные или иллюзорные интересы за реальные интересы страны.

Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреп­лению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития. У глобальной безопасности Рос­сии есть свой статус. Он зависит не только от внутренней экономической бе­зопасности, но и от того, как другие страны укрепляют свою экономическую безопасность.

Россия уже давно стоит перед вызовом со стороны не только США и стран Евросоюза, но и Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии и даже такой небольшой страны, как Финляндия. Например, Китай уже 20 лет имеет тем­пы прироста ВВП 9%. Это прямой вызов России. Асимметрия в развитии стран связана и с асимметрией протяженности их границ: в частности, у от­дельных стран территория почти в 2 раза меньше, а население почти в 10 раз больше, в то время как в некоторых регионах России - обширные природные богатства, которые многократно превышают природный потенциал соседа, что рано или поздно может стать яблоком раздора. Реальный путь преодоле­ния асимметрии - ускорение социально-экономического развития России. Если эта задача не решается, то не может быть активизации международного и внешнеторгового сотрудничества. Сильный Китай - это источник угроз экономической безопасности России, которые возникли из-за длительного спада производства и потери управляемости Россией. Пока индикаторы вну­тренней экономической безопасности либо медленно улучшаются, либо сов­сем не улучшаются (например, социальные), трудно рассчитывать, что под­нимется на новый уровень глобальная экономическая безопасность России и в лучшую сторону изменится взгляд на Россию извне, т.е. возрастут ее меж­дународные рейтинги.

В оценке глобальной экономической безопасности целесообразно исполь­зовать не соотношение пороговых и фактических индикаторов с их предель­ными значениями, как это делается при оценке внутренней экономической безопасности (см. табл. 5.2, 5.3), а:

1 С 2003 г. проект ВЭФ исследует конкурентоспособность 80 стран.

Следует подчеркнуть одну особенность индикативной оценки глобальной экономической безопасности. Этот вид индикаторов выражает качественно но­вый и больший объем информации, нежели при оценке внутренней экономи­ческой безопасности; информация объединяет большое число факторов, и, что особенно важно, это не только сугубо экономические, но и технологические, социальные, политические и психологические факторы, особенно в рейтинго­вых оценках, где субъект и объект оценки находятся в режиме диалога.

«Диалог» между индикаторами внутренней и глобальной экономической бе­зопасности, их сопоставление создают основу для всесторонней оценки эконо­мической безопасности страны. При этом индикатор глобальной экономичес­кой безопасности служит информационной основой для определения скорости и сроков решения проблемы внутренней экономической безопасности. Это позволяет реально оценивать основные компоненты внутренней и внешней экономической политики, соответствие ее целей и инструментов тенденциям мирового развития. Сопоставление индикаторов внутренней и глобальной эко­номической безопасности показывает, что позитивные процессы повышения уровня внутренней экономической безопасности в 1999-2004 гг. не настолько устойчивы и масштабны, чтобы привести к упрочению глобальной экономиче­ской, а по существу всей национальной безопасности страны.

Оценка присоединения России к ВТО должна включать анализ целей, пред­посылок, механизмов и правил присоединения; последствий и результатов этого шага.

Цели присоединения: продвижение российских товаров на внешние рынки и расширение экспорта; использование преимуществ ВТО для защиты от анти­демпинговых мер, которые США, например, применяют по отношению к российскому экспорту металлопродукции. Вступление в ВТО позволит России осуществлять торговую деятельность в едином рыночном пространстве, исполь­зовать развитую информационную структуру ВТО для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах. Вступление в ВТО позволит России участвовать в разработке правил, по которым живет миро­вой рынок, и избежать многочисленных антидемпинговых расследований про­тив российских экспортеров, по которым Россия пока лидирует.

Некоторые экономисты считают, что цель присоединения к ВТО - повыше­ние конкурентоспособности. На самом деле вступление в ВТО - это инструмент не повышения конкурентоспособности с его нулевой отметки, а достижения более высокого уровня уже конкурентоспособной продукции.

Целью вступления в ВТО может быть улучшение условий доступа на рос­сийский рынок высокотехнологичной продукции и структуры импорта, но это преимущество может быть реализовано в рамках промышленной полити­ки. В Минэкономразвития России уверены, что вступление в ВТО увеличит ежегодный приток иностранных инвестиций чуть ли не на 4 млрд долл. Но эту оценку не все разделяют. Например, Международная организация труда (МОТ) рассматривает такой сценарий как возможный, но в краткосрочной перспективе маловероятный1.

Предпосылки присоединения к ВТО: экономика России должна иметь долго­срочную стратегию развития, эффективную структурную и промышленную политику, которая решает несколько взаимосвязанных задач: повышение конкурентоспособности, расширение емкости внутреннего потребительского рынка, увеличение экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сниже­ние экспортной нагрузки добывающих отраслей, с тем чтобы более сбаланси­рованным был спрос на внутреннем и внешнем рынках. В рамках такой стра­тегии можно определить, какие отрасли и виды продукции нуждаются в госу­дарственной поддержке и защите от экспансии зарубежных товаров.

На симпозиуме «Этапы и технологии вступления России в ВТО» (ноябрь 2001 г., Москва), организованном по инициативе Совета Федерации РФ, в до­кладе В.В. Овчинникова - координатора ВЭФ в Давосе - приводились опти­мистические оценки потенциала потребительского рынка России, составляю­щего несколько сотен миллиардов долларов. «Потребительский рынок России способен обеспечить до 12% ежегодного экономического роста в России, но при условии снижения рисков типа SWOT. Если же риски снизить еще боль­ше, до зоны минимального риска, то экономический рост страны может до­стигнуть значения в 20-30%. В большинстве стран ЕС и в США экономика ра­ботает именно в зоне минимальных рисков, и их рост сдерживается неболь­шим объемом рынка по сравнению с российским потребительским рынком».

В России в настоящее время проводятся исследования конкурентоспособ­ности, которые показывают, что Россия располагает существенным потенци­алом конкурентной продукции. По оценке Минэкономразвития России, это следующие отрасли: оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, новые технологические материалы, ядерные технологии, оптические прибо­ры и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа, программное обеспечение, лазерная техника.

По оценкам экспертов ВЭФ из Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии, сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности, посредственные - в химии, авиа- и судостроении, общем машиностроении и слабые - в автопромышленности, электронике и текстиль­ной промышленности2.

• Известия. 2003. 26 февр. С. 2.

2 Бюллетень отечественного товаропроизводителя: Материалы, документы, информация. 2002. № 1(7). Янв. С. 8.

По данным опроса, проведенного Институтом мировой экономики и меж­дународных отношений среди отечественных предприятий, только 34% из них конкурентоспособны на отечественном рынке, 24% - на рынках СНГ, 7% - на рынках дальнего зарубежья. По оценкам Центра экономической конъюнкту­ры при Правительстве РФ, регионами, обладающими ярко выраженными конкурентными преимуществами, являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Челябинская и Ростовская области и др. «Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограни­ченные, у 62 они, по существу, отсутствуют. Здесь присоединение к ВТО мо­жет усугубить неравномерность нашего регионального развития, которая до­статочно велика и сейчас»1.

МОТ по заказу Правительства России подготовила доклад «Социальные по­следствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)». МОТ оценивает средние импортные тарифы, которые составляют в настоящее время 7-15% от импортных тарифов других стран, как невысокие. Дальнейшее их снижение может иметь «серьезное воздействие на объем производства, уро­вень занятости, безработицы и доходов населения. Сильнее всего пострадает легкая промышленность, где занято около 3 млн чел. Производство в текстиль­ной, обувной, мебельной промышленности в течение пяти лет снизится на 16-27%, занятость сократится на 1,5-7,3%. Производство в пищевой промыш­ленности упадет на 4,6-4,8%, в других отраслях - на 14-37%. Без поддержки го­сударства погибнут авиационная и автомобильная промышленность»2.

Крайне усложнится ситуация в сельском хозяйстве, в котором заняты 8 млн человек, а на селе проживают 30 млн человек. Сегодня уровень государствен­ной поддержки сельскохозяйственных производителей крайне незначителен. Россия предлагает сохранить уровень поддержки, который в 1991-1993 гг. со­ставлял более 16 млрд долл. Наши конкуренты предлагают за основу принять последние три года, которые для нас менее благоприятны, поскольку госу­дарственная поддержка сельского хозяйства составляла 1 млрд долл. Россия имеет дотации на один гектар пашни 16 долл. в год, а Западная Европа - 606 долл. В США дотации на кукурузу в себестоимости составляли 59% в 2000 г. и 24% в 2001 г.

Международный опыт показывает, что одно из условий открытого рынка -наполнение внутреннего рынка многообразными товарами и услугами на ос­нове привлечения инвестиций в модернизацию производства. Например, Ки­тай не импортировал пшеницу США, пока не создал критическую массу ее производства и не вышел по нему на первое место в мире.

Для устойчивого роста и расширения экспортного потенциала нужны мас­штабные инвестиции. Международный опыт показывает, что в определенных пределах существует альтернатива. Если страна прибегает к чрезмерному им­порту, то рост инвестиций сдерживается. Инвестиции идут туда, куда не мо­гут прийти товары. В Китае, лидирующем по объемам привлекаемого капита­ла, после вступления в ВТО высокими ставками импортных пошлин (от 30 до 299%) облагаются 49% товарных позиций3. Нужно вести переговорный про­цесс таким образом, чтобы внутренний рынок был открыт в первую очередь для инвестиций, а не для иностранных товаров.

1 Бюллетень отечественного товаропроизводителя: Материалы, документы, информация. № 1(7). 2002. Янв. С. 8.

2 Известия. 2003. 26 февр. С. 2.

3 Там же.

Предлагаемое некоторыми научными кругами (Совет по внешней и обо­ронной политике) постепенное свертывание тех отраслей, которые оказыва­ются неспособными конкурировать с импортной продукцией, ошибочно и не учитывает огромной емкости внутреннего рынка, где достаточно возможнос­тей для конкуренции.

Для вступления в ВТО в российской экономике необходимо:

1. Провести дифференцированную оценку по отраслям и регионам послед­ствий вступления в ВТО.

  1. Разработать долгосрочную Стратегию социально-экономического развития России и приоритеты долгосрочной структурной и промышленной политики.

  2. Иметь союзам предпринимателей крупного, среднего и малого бизнеса свое видение места России на внутреннем и внешнем рынках, свои стратегии долгосрочного развития и расширения экспортного потенциала с учетом эко­номических и правовых норм ВТО.

  3. Организовать с участием корпоративных структур подготовку и пере­подготовку менеджеров, в полной мере владеющих накопленными знаниями в системе ВТО.

  4. Подготовить на завершающей стадии работы специальный доклад-мемо­рандум о целях, задачах, этапах, технологиях присоединения к ВТО и о мо­ниторинге проблем, прогнозных оценок и ожидаемых результатов присоеди­нения России к ВТО.