logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны

В настоящее время можно констатировать наличие ряда положительных тенденций в стабилизации региональных отношений. Прежде всего нужно от­метить, что выработалась достаточно четкая в правовом и политическом пла­не система распределения полномочий между центром и субъектами Федера­ции, хотя ряд проблем и остается нерешенными.

Ситуация складывается таким образом, что руководители практически всех субъектов Федерации стоят в настоящее время перед выбором своей эко­номической стратегии, причем этот выбор требует учета ситуации в экономи­ке, несущей угрозы социально-экономической стабильности и безопасности. Ключевой «элемент» выбора - разрешение перераспределенческих конфлик­тов в использовании ресурсов и собственности, в определении приоритетов поддержки местных производителей, в смягчении напряженности в результа­те радикальных реформационных мер.

Развязывание тугого узла региональных проблем возможно лишь не только при учете вышеназванных моментов, но и при наличии сбалансированной и обоснованной линии поведения, эффективной социально-экономической стратегии, оптимально учитывающей условия и потребности экономики и населения региона.

Проблемы, которые решают регионы России, субъекты Федерации, мно­гоаспектны, различны, многоплановы, однако у них есть и много общего, что прежде всего связано с выработкой эффективной стратегии социально-эко­номического развития и обеспечением национальных интересов в сфере регио­нальной экономики.

Практика показывает, что не всякая модель федерализации социально-экономических отношений способна обеспечить построение стабильного и свободного от авторитарных тенденций общества. Этого можно добиться только в случае, если модель будет отвечать одновременно интересам федера­тивного государства в целом и составляющих его субъектов. Однако настоя­щий этап в области формирования системы новых федеративных отношений пока нельзя оценить положительно. Во многом это связано с тем, что ориен­тация на создание основ федеративного государства была подменена борьбой за перераспределение полномочий между органами власти в схеме «центр -регионы». Эта борьба, повысив степень недоверия к центральной власти, од­новременно не только понизила уровень управляемости экономикой, но, главное, превратила неурегулированность федеративных отношений в один из тормозов рыночных преобразований.

Такое положение вещей требует качественного пересмотра стратегии и тактики реформ прежде всего в направлении их нацеленности на формирова­ние социально-экономических и политических основ реальной Федерации и обеспечение национальных интересов в сфере региональных отношений.

Очевидно, что предпочтительная форма - современное цивилизованное федеративное государство. Однако само по себе оно не образуется, федерацию нужно выращивать медленно и спокойно, создавая для этого необходимые ус­ловия, реализуя принцип доверия и уважения к нациям и народам, населя­ющим Россию. При этом не следует забывать старые истины: во-первых, лю­бая власть должна принимать только те решения, которые может оплатить, экономически обеспечить; во-вторых, не сосредоточивать в центре те функ­ции, которые может более эффективно выполнить любой субъект Федера­ции; в-третьих, распределение полномочий в схеме «центр - регионы» должно базироваться на доверии, причем экономическом, политическом и социальном.

В настоящее время активно возникают разного рода «региональные идеи» особого пути реформ, смягчения их социальных последствий. И это естест­венно, однако во многих случаях подобные тенденции обусловливают за­держку реформ, что углубляет экономическую депрессию и дезинтеграцию. Особенно важно, что генерирование дезинтеграционных процессов имеет и психологический аспект, вызванный тем, что в зависимости от ситуации ре­гиональные руководители дистанцируются от решений центра, выступая как «защитники народа» против «всевластия центра». Отсюда декларирование не всегда подготовленных новых схем, подходов к различным задачам регио­нального развития, что в целом может способствовать генерации негативных дезинтеграционных процессов.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о неразработанности системы обратной связи от регионов к центру, а также организационного механизма реагирования на возникающие отклонения и сбои в осуществлении реформа-ционных мер.

Каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и доста­точно устойчивой системе факторов регионального развития - от узконаправ­ленного экономико-географического положения до интегрального типа (уров­ня) социально-экономического развития. Каждый регион сочетает в себе как позитивные, так и негативные с точки зрения адаптации к новым условиям черты, оценка которых к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране. Вряд ли можно и нужно поэтому делить российские регионы на группы с однозначно неблагоприятными и благоприятными предпосылками для преодоления кризисных процессов переходного периода.

По-видимому, есть общее правило: на текущую социально-экономическую ситуацию в регионах решающее воздействие оказывают «крайние» (негативные или позитивные) значения того или иного фактора. Исходя из этого именно «крайние», как правило, легко идентифицируемые, значения объективных факторов регионального развития должны использоваться при объяснении и прогнозировании негативных социально-экономических ситуаций в регионах и оценке эффективности действия различных компенсационных механизмов.

К числу общецивилизованных принципов, которые должны лежать в ос­нове глобальных социально-экономических реформ, относятся прежде всего:

В региональных, национально сформированных образованиях, республи­ках, округах к ним должны добавляться:

Эти ключевые принципы должны учитываться при принятии всех основ­ных решений по реформированию. К сожалению, на практике не удалось следовать комплексу этих принципов. Социальная ориентация реформ пока проявляется в виде лозунгов и обещаний на будущее, эффективность прове­денных мер оставляет желать лучшего, а что касается развития, то мы имеем пока скромные результаты.

К тому же не удалось эффективно учесть национально-социальные осо­бенности регионов, проведение реформ по шаблону привело к перекосам, неудачам, кризисным ситуациям буквально во всех сферах производственной и социальной жизни регионов.

Региональные противоречия проявляются в следующих аспектах: во-первых, в дифференциации природных и экономических условий; во-вторых, в нацио­нальных проблемах, решение которых даже в условиях «дружбы народов» не было абсолютным, а сейчас часто становится деструктивным фактором в реги­ональном развитии. Кроме того, необходимо учитывать, что ошибки рефор­мирования в ряде регионов мультиплицируются, углубляются, переплетаясь с политическими проблемами, интересами отдельных социальных групп.

И все-таки главное в активизации реформирования в регионах не разовые «подачки» из различных центральных фондов, а создание регионами с учетом их особенностей нормальных условий для устойчивого и безопасного разви­тия, поддержка региональных инициатив, стимулирование притока инвести­ций, налаживание нормального диалога и регулирования в системе «центр -регионы».

Проблема отношений регионов и федерального центра уже на протяжении длительного времени остается одной из наиболее значимых в российской по­литике. При этом региональная проблематика присутствует в современной политической практике, как правило, в виде некоторого «фона», будучи представлена как то более, то менее значимый аспект практически любой по­литической проблемы или события.

Поиск рациональной идеи нового российского регионализма проходит с учетом того, что Россия должна влиться в поток мировой цивилизации, «сов­пасть» с направлением ее движения на основе формирования новых россий­ских демократических структур и отношений. Сделать это Россия сможет только на пути цивилизованной трансформации федерализма, через форми­рование новой эффективной региональной модели.

Реформы в России должны получить новый импульс, связанный с реали­зацией требований регионализации проводимых реформ, региональной инте­грацией и самоопределением, практической реализацией принципа цивили­зованного экономического федерализма, предполагающего:

При этом основная задача создания новой пространственной интеграции экономики России, ориентированной на устойчивое и безопасное развитие, требует решения следующих проблем:

Развитие России как целостного государственного образования возможно только на путях сочетания эффективной дифференциации и интеграции рос­сийских регионов на основе принципов федерализма, государственной под­держки проблемных и дотационных территорий, формирования региональных центров роста как основы стабилизации и подъема всей экономики России.

В настоящей ситуации необходима максимальная интеграция усилий цент­ра и регионов в решении проблем развития экономики, прежде всего в рамках реальной региональной политики, предусматривающей повышение ответст­венности субъектов Федерации за итоги преобразований в России. Воздейст­вие на макро- и микроэкономические процессы не должно ограничиваться федеральным уровнем, необходимо отказаться от навязывания регионам «сверху» стратегии и тактики реформ, что, собственно, и должно лежать в ос­нове понятия нового российского регионализма.

Регионы практически уже взвалили на свои плечи огромное бремя ответст­венности за будущее России, однако эта ответственность не подкрепляется нормативно-правовым образом, поэтому сдерживается формирование едино­го эффективного экономического механизма федеративных отношений как основы социально-экономической стабилизации.

Социально-экономическое положение России за период реформ характе­ризуется углублением регионально-отраслевых диспропорций, нарастанием различий между субъектами Федерации по уровням производства и потребле­ния. На общем кризисном фоне все более резко обозначаются грани регио­нальной дифференциации, что является угрозой периодического возникнове­ния чрезвычайных ситуаций в отдельных регионах и сохранения в стране эко­номической и социально-политической нестабильности.

Сложившиеся негативные тенденции определяют особую актуальность де­тальной проработки проблемных вопросов, связанных с межрегиональными диспропорциями и различиями макроэкономических процессов, а также формами их государственного регулирования. До последнего времени подхо­ды к устранению или хотя бы смягчению этих различий остаются предметом дискуссий, а обостряющиеся проблемы не находят адекватного отражения в мерах и механизмах региональной экономической политики.

Экономический механизм федеративных отношений должен быть орга­ничной составной частью общей экономической политики России. «Букет» общероссийских проблем на уровне регионов не только сохраняется, но и су­щественно обогащается. Недоучет региональной специфики и региональных интересов приводит к усилению центробежных тенденций, что еще более обостряет экономические проблемы. Поэтому важно, чтобы правительство уделяло больше внимания региональным вопросам.

Разработка стратегии комплексного экономического и социального развития региона - наиболее актуальная проблема. Для ее решения должны быть вос­становлены сводно-координирующие и балансовые функции в области соци­ального развития, повышения уровня жизни населения, охраны природы, улучшения использования региональных ресурсов многоцелевого назначения, строительства, специализации, кооперирования и размещения производства структурообразующей продукции. При разработке комплексных прогнозов экономического и социального развития регионов необходимо исходить из анализа действия территориальных факторов экономического роста (чис­ленность населения и трудовых ресурсов, социальная инфраструктура, ми­неральные и биологические ресурсы, площадь и качество земель и др.). При этом важная функция территориальных экономических органов - изучение общественных потребностей и рыночного спроса (экономики и населения) в данном районе и обоснование эффективных путей их наиболее полного удовлетворения.

Для нормального и эффективного использования рычагов регулирования необходим учет финансового потенциала регионов, ресурсы которых можно разделить на две группы:

Анализ структуры территориального финансового потенциала необходим для выработки дифференциальной финансовой политики в отношении реги­онов. При этом необходима оценка мобильности ресурсов финансового по­тенциала для решения проблем перераспределения имеющихся средств на потребление и накопление. Управляющее воздействие на развитие финансо­вого потенциала должно учитывать показатели налоговой нагрузки, приходя­щейся на экономические субъекты, а также долю рентной составляющей в доходах региона (с учетом природно-географических и социально-экономи­ческих факторов). Использование резервов финансового потенциала и повы­шение уровня экономической самостоятельности регионов должно обеспе­чиваться в рамках формирования всей экономической системы регулирова­ния развития регионов.

Создавая необходимые условия для демократизации политической и хо­зяйственной жизни России, ее экономическая система должна отличаться принципиально более высокой экономической ролью государства. В специ­фической обстановке современной российской действительности это может быть реализовано в соответствии с концепцией современного межрегионального экономического интеграционизма на базе рыночного механизма. Она предполага­ет, что государственное регулирование экономического пространства России в интересах всего российского общества должно осуществляться в результате взаимодействия федеральных и региональных органов, обеспечивающих ре­гулирование интеграционных процессов, путем обеспечения равноправной роли экономически объективно различных, но конституционно равных субъектов Федерации в выполнении необходимых функций государственно­го регулирования.