33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
В настоящее время можно констатировать наличие ряда положительных тенденций в стабилизации региональных отношений. Прежде всего нужно отметить, что выработалась достаточно четкая в правовом и политическом плане система распределения полномочий между центром и субъектами Федерации, хотя ряд проблем и остается нерешенными.
Ситуация складывается таким образом, что руководители практически всех субъектов Федерации стоят в настоящее время перед выбором своей экономической стратегии, причем этот выбор требует учета ситуации в экономике, несущей угрозы социально-экономической стабильности и безопасности. Ключевой «элемент» выбора - разрешение перераспределенческих конфликтов в использовании ресурсов и собственности, в определении приоритетов поддержки местных производителей, в смягчении напряженности в результате радикальных реформационных мер.
Развязывание тугого узла региональных проблем возможно лишь не только при учете вышеназванных моментов, но и при наличии сбалансированной и обоснованной линии поведения, эффективной социально-экономической стратегии, оптимально учитывающей условия и потребности экономики и населения региона.
Проблемы, которые решают регионы России, субъекты Федерации, многоаспектны, различны, многоплановы, однако у них есть и много общего, что прежде всего связано с выработкой эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечением национальных интересов в сфере региональной экономики.
Практика показывает, что не всякая модель федерализации социально-экономических отношений способна обеспечить построение стабильного и свободного от авторитарных тенденций общества. Этого можно добиться только в случае, если модель будет отвечать одновременно интересам федеративного государства в целом и составляющих его субъектов. Однако настоящий этап в области формирования системы новых федеративных отношений пока нельзя оценить положительно. Во многом это связано с тем, что ориентация на создание основ федеративного государства была подменена борьбой за перераспределение полномочий между органами власти в схеме «центр -регионы». Эта борьба, повысив степень недоверия к центральной власти, одновременно не только понизила уровень управляемости экономикой, но, главное, превратила неурегулированность федеративных отношений в один из тормозов рыночных преобразований.
Такое положение вещей требует качественного пересмотра стратегии и тактики реформ прежде всего в направлении их нацеленности на формирование социально-экономических и политических основ реальной Федерации и обеспечение национальных интересов в сфере региональных отношений.
Очевидно, что предпочтительная форма - современное цивилизованное федеративное государство. Однако само по себе оно не образуется, федерацию нужно выращивать медленно и спокойно, создавая для этого необходимые условия, реализуя принцип доверия и уважения к нациям и народам, населяющим Россию. При этом не следует забывать старые истины: во-первых, любая власть должна принимать только те решения, которые может оплатить, экономически обеспечить; во-вторых, не сосредоточивать в центре те функции, которые может более эффективно выполнить любой субъект Федерации; в-третьих, распределение полномочий в схеме «центр - регионы» должно базироваться на доверии, причем экономическом, политическом и социальном.
В настоящее время активно возникают разного рода «региональные идеи» особого пути реформ, смягчения их социальных последствий. И это естественно, однако во многих случаях подобные тенденции обусловливают задержку реформ, что углубляет экономическую депрессию и дезинтеграцию. Особенно важно, что генерирование дезинтеграционных процессов имеет и психологический аспект, вызванный тем, что в зависимости от ситуации региональные руководители дистанцируются от решений центра, выступая как «защитники народа» против «всевластия центра». Отсюда декларирование не всегда подготовленных новых схем, подходов к различным задачам регионального развития, что в целом может способствовать генерации негативных дезинтеграционных процессов.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о неразработанности системы обратной связи от регионов к центру, а также организационного механизма реагирования на возникающие отклонения и сбои в осуществлении реформа-ционных мер.
Каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно устойчивой системе факторов регионального развития - от узконаправленного экономико-географического положения до интегрального типа (уровня) социально-экономического развития. Каждый регион сочетает в себе как позитивные, так и негативные с точки зрения адаптации к новым условиям черты, оценка которых к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране. Вряд ли можно и нужно поэтому делить российские регионы на группы с однозначно неблагоприятными и благоприятными предпосылками для преодоления кризисных процессов переходного периода.
По-видимому, есть общее правило: на текущую социально-экономическую ситуацию в регионах решающее воздействие оказывают «крайние» (негативные или позитивные) значения того или иного фактора. Исходя из этого именно «крайние», как правило, легко идентифицируемые, значения объективных факторов регионального развития должны использоваться при объяснении и прогнозировании негативных социально-экономических ситуаций в регионах и оценке эффективности действия различных компенсационных механизмов.
К числу общецивилизованных принципов, которые должны лежать в основе глобальных социально-экономических реформ, относятся прежде всего:
социальная ориентация;
эффективность;
обеспечение развития системы, экономического роста.
В региональных, национально сформированных образованиях, республиках, округах к ним должны добавляться:
геополитические особенности;
национальный менталитет населения;
природно-географические особенности.
Эти ключевые принципы должны учитываться при принятии всех основных решений по реформированию. К сожалению, на практике не удалось следовать комплексу этих принципов. Социальная ориентация реформ пока проявляется в виде лозунгов и обещаний на будущее, эффективность проведенных мер оставляет желать лучшего, а что касается развития, то мы имеем пока скромные результаты.
К тому же не удалось эффективно учесть национально-социальные особенности регионов, проведение реформ по шаблону привело к перекосам, неудачам, кризисным ситуациям буквально во всех сферах производственной и социальной жизни регионов.
Региональные противоречия проявляются в следующих аспектах: во-первых, в дифференциации природных и экономических условий; во-вторых, в национальных проблемах, решение которых даже в условиях «дружбы народов» не было абсолютным, а сейчас часто становится деструктивным фактором в региональном развитии. Кроме того, необходимо учитывать, что ошибки реформирования в ряде регионов мультиплицируются, углубляются, переплетаясь с политическими проблемами, интересами отдельных социальных групп.
И все-таки главное в активизации реформирования в регионах не разовые «подачки» из различных центральных фондов, а создание регионами с учетом их особенностей нормальных условий для устойчивого и безопасного развития, поддержка региональных инициатив, стимулирование притока инвестиций, налаживание нормального диалога и регулирования в системе «центр -регионы».
Проблема отношений регионов и федерального центра уже на протяжении длительного времени остается одной из наиболее значимых в российской политике. При этом региональная проблематика присутствует в современной политической практике, как правило, в виде некоторого «фона», будучи представлена как то более, то менее значимый аспект практически любой политической проблемы или события.
Поиск рациональной идеи нового российского регионализма проходит с учетом того, что Россия должна влиться в поток мировой цивилизации, «совпасть» с направлением ее движения на основе формирования новых российских демократических структур и отношений. Сделать это Россия сможет только на пути цивилизованной трансформации федерализма, через формирование новой эффективной региональной модели.
Реформы в России должны получить новый импульс, связанный с реализацией требований регионализации проводимых реформ, региональной интеграцией и самоопределением, практической реализацией принципа цивилизованного экономического федерализма, предполагающего:
учет специфики регионов в структурной, инвестиционной и социальной политике;
перенос ряда направлений реформы на региональный уровень (предпринимательство, привлечение инвестиций, социальное обеспечение, экология);
разработку специальных программ развития регионов.
При этом основная задача создания новой пространственной интеграции экономики России, ориентированной на устойчивое и безопасное развитие, требует решения следующих проблем:
формирование эффективного механизма горизонтального и вертикального взаимодействия регионов, их экономики и развитие общероссийского рынка товаров и услуг, особенно информационных;
развитие территориального разделения труда;
создание единого рыночного пространства;
предупреждение распада межрегиональных связей;
борьба с экономическим и политическим сепаратизмом.
Развитие России как целостного государственного образования возможно только на путях сочетания эффективной дифференциации и интеграции российских регионов на основе принципов федерализма, государственной поддержки проблемных и дотационных территорий, формирования региональных центров роста как основы стабилизации и подъема всей экономики России.
В настоящей ситуации необходима максимальная интеграция усилий центра и регионов в решении проблем развития экономики, прежде всего в рамках реальной региональной политики, предусматривающей повышение ответственности субъектов Федерации за итоги преобразований в России. Воздействие на макро- и микроэкономические процессы не должно ограничиваться федеральным уровнем, необходимо отказаться от навязывания регионам «сверху» стратегии и тактики реформ, что, собственно, и должно лежать в основе понятия нового российского регионализма.
Регионы практически уже взвалили на свои плечи огромное бремя ответственности за будущее России, однако эта ответственность не подкрепляется нормативно-правовым образом, поэтому сдерживается формирование единого эффективного экономического механизма федеративных отношений как основы социально-экономической стабилизации.
Социально-экономическое положение России за период реформ характеризуется углублением регионально-отраслевых диспропорций, нарастанием различий между субъектами Федерации по уровням производства и потребления. На общем кризисном фоне все более резко обозначаются грани региональной дифференциации, что является угрозой периодического возникновения чрезвычайных ситуаций в отдельных регионах и сохранения в стране экономической и социально-политической нестабильности.
Сложившиеся негативные тенденции определяют особую актуальность детальной проработки проблемных вопросов, связанных с межрегиональными диспропорциями и различиями макроэкономических процессов, а также формами их государственного регулирования. До последнего времени подходы к устранению или хотя бы смягчению этих различий остаются предметом дискуссий, а обостряющиеся проблемы не находят адекватного отражения в мерах и механизмах региональной экономической политики.
Экономический механизм федеративных отношений должен быть органичной составной частью общей экономической политики России. «Букет» общероссийских проблем на уровне регионов не только сохраняется, но и существенно обогащается. Недоучет региональной специфики и региональных интересов приводит к усилению центробежных тенденций, что еще более обостряет экономические проблемы. Поэтому важно, чтобы правительство уделяло больше внимания региональным вопросам.
Разработка стратегии комплексного экономического и социального развития региона - наиболее актуальная проблема. Для ее решения должны быть восстановлены сводно-координирующие и балансовые функции в области социального развития, повышения уровня жизни населения, охраны природы, улучшения использования региональных ресурсов многоцелевого назначения, строительства, специализации, кооперирования и размещения производства структурообразующей продукции. При разработке комплексных прогнозов экономического и социального развития регионов необходимо исходить из анализа действия территориальных факторов экономического роста (численность населения и трудовых ресурсов, социальная инфраструктура, минеральные и биологические ресурсы, площадь и качество земель и др.). При этом важная функция территориальных экономических органов - изучение общественных потребностей и рыночного спроса (экономики и населения) в данном районе и обоснование эффективных путей их наиболее полного удовлетворения.
Для нормального и эффективного использования рычагов регулирования необходим учет финансового потенциала регионов, ресурсы которых можно разделить на две группы:
внутренние ресурсы - амортизация, прибыль, налоги (региональные, местные территориальные надбавки), валютные средства, ресурсы залогово-страховых фондов (недвижимость, запасы ископаемых, лес, земля), запасы товарно-материальных ценностей, средства местных займов и лотерей;
внешние ресурсы - субсидии, субвенции, трансферты, целевое дотирование предприятий, бюджетные кредиты, средства от льготного налогообложения, средства межрегиональных программ, международные займы, средства иностранных инвесторов.
Анализ структуры территориального финансового потенциала необходим для выработки дифференциальной финансовой политики в отношении регионов. При этом необходима оценка мобильности ресурсов финансового потенциала для решения проблем перераспределения имеющихся средств на потребление и накопление. Управляющее воздействие на развитие финансового потенциала должно учитывать показатели налоговой нагрузки, приходящейся на экономические субъекты, а также долю рентной составляющей в доходах региона (с учетом природно-географических и социально-экономических факторов). Использование резервов финансового потенциала и повышение уровня экономической самостоятельности регионов должно обеспечиваться в рамках формирования всей экономической системы регулирования развития регионов.
Создавая необходимые условия для демократизации политической и хозяйственной жизни России, ее экономическая система должна отличаться принципиально более высокой экономической ролью государства. В специфической обстановке современной российской действительности это может быть реализовано в соответствии с концепцией современного межрегионального экономического интеграционизма на базе рыночного механизма. Она предполагает, что государственное регулирование экономического пространства России в интересах всего российского общества должно осуществляться в результате взаимодействия федеральных и региональных органов, обеспечивающих регулирование интеграционных процессов, путем обеспечения равноправной роли экономически объективно различных, но конституционно равных субъектов Федерации в выполнении необходимых функций государственного регулирования.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.