Глава 50
ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Различия оценки масштабов теневой экономики и методик ее измерения. В
той или иной мере теневая экономическая деятельность существует в любой стране. Однако ее доля в ВВП каждой страны различна.
Особое значение данная проблема имеет для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, в экономике которых большой удельный вес занимает неформальное производство в рамках сектора «домашние хозяйства». Переходная экономика, как правило, характеризуется значительными и очень быстрыми институциональными изменениями, разрушением традиционной системы экономических отношений, образованием большого числа малых предприятий, неустоявшейся налоговой системой и быстро меняющимся законодательством. Все это создает ситуацию, при которой сознательное и вынужденное уклонение от налогообложения и любого государственного учета может принять массовый характер. Существование развитого неформального производства в секторе «домашние хозяйства» характерно для экономики преимущественно аграрного направления.
Вместе с тем наличие значительного нерегистрируемого сектора характерно также для многих вполне благополучных в экономическом и социальном плане государств. По сообщениям The Wall Street Journal Europe от 30 марта 1998 г., в Брюсселе был опубликован доклад Комиссии ЕС по специальным вопросам, посвященный проблеме теневой экономики. В документе отмечается, что расширяющаяся теневая экономика составляет до 16% совокупного ВВП стран - членов этой организации и должна быть объектом скоординированного воздействия национальных правительств. Доклад определяет теневую экономику как законную деятельность, скрываемую производителями от властей. Отмечается также, что пока сложно определить точные размеры теневой экономики. Тем не менее согласно докладу 15 стран - членов ЕС можно разделить на три категории: те, в которых теневая экономика минимальна (5-10% ВВП), такие, как Скандинавские страны, Ирландия, Австрия и Нидерланды; те, в которых она составляет более 20% ВВП, такие, как Греция и Италия, и средняя категория, включающая Бельгию, Германию, Францию и Великобританию.
Обращает на себя внимание довольно большая (до 13%) разница в оценках доли теневой экономики в отдельных странах, которая приведена ниже (в % ВВП).
Страна
Греция Италия Бельгия Испания
ЕС в целом
Великобритания Ирландия
Нидерланды 5-14
Франция 4-14
Германия 4-14
Швеция 4-7
Австрия 4-7
Дания 3-7
Финляндия 2-4
% ВВП
29-35 20-26 12-21 10-23 7-16 7-13 5-1
5-14
4-14
4-14
4-7
4-7
3-7
2-4
Таким образом, выбор методов, применяемых для определения показателей теневой экономики, и исходной информации для расчетов очень важен.
Методы статистической оценки масштабов теневой экономики. В настоящее время не существует стандартных, универсальных подходов, которые могли бы обеспечить успех подобного расчета в любой экономике. Поэтому все зависит от квалификации экспертов, дающих оценку, и от возможностей получения дополнительной информации, которыми они обладают. Сами исследователи, дающие оценки параметров теневой экономики, часто рассматривают их как индикативные, дающие только самое общее представление о явлении. Это объясняется, во-первых, спецификой теневой экономики, которая по определению скрывается от всякого наблюдения, во-вторых, вероятностным характером большинства методов, применяемых для расчетов.
Вместе с тем нельзя не признать, что за последние годы происходит заметное развитие методологии оценки теневой экономики. В настоящее время в мировой практике используются различные методы ее оценки (рис. 50.1).
Рис. 50.1. Классификация методов оценки теневой экономики
Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы позволяют получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются обследования для измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.
Результаты подобных обследований чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делается попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых экономических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Этот подход был успешно использован Итальянским статистическим управлением, которое при оценке масштабов теневой экономики делает упор на обследовании затрат рабочей силы, отработанном рабочем времени. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств на основании случайной выборки, и интервьюеры, обходящие дома, помимо прочего спрашивают членов домохозяйств о числе часов, отработанных последними в той или иной отрасли. При этом учитываются любые затраты рабочего времени: на крупных и мелких предприятиях или индивидуально. Людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла искажать информацию об отработанном рабочем времени. Затем полученная информация обрабатывается и распространяется на генеральную совокупность, нормируется, т.е. пе-ресчитывается в средние отработанные человеко-дни.
Использование этого метода оценки теневой экономики требует большого штата подготовленных специалистов и крупных затрат. И при этом количество и качество собираемой информации напрямую зависит от готовности респондентов давать правдивые ответы, что в отношении лиц, занятых в теневой экономике, встречается далеко не всегда. Многое зависит и от качества составленных анкет.
Результаты налогового аудита (обычно принудительного), проводимого специально создаваемыми для этого организациями, тоже могут быть использованы для определения масштабов теневого сектора. В ходе исследования выявляется разница между доходами, оцениваемыми посредством выборочных проверок, и тем продекларированным доходом, с которого уплачивались налоги. Чем выше страх перед санкциями, применяемыми в случае ложных ответов, тем больше достоверность получаемых результатов.
Данные, собираемые различными государственными органами (полицией, муниципалитетом и др.), на запросы которых все субъекты обязаны давать ответы, также используются для оценки объемов нерегистрируемого производства.
Множество косвенных методов основывается на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением. Анализ может проводиться на уровне всей экономики, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта. Если статистическое расхождение находится в разумных пределах - это нормально. У грамотного статистика вызовет подозрение скорее расчет, балансирующий итоги вовсе без расхождения. Тем не менее если расхождение слишком велико, то следует искать его причину либо в недостаточно достоверной первичной информации, либо в том, что какой-то элемент совокупности или явления попросту не был учтен. Формально установить грань между допустимым и недопустимым расхождением практически невозможно. Каждый раз это делает эксперт, производящий расчеты, и именно он берет на себя ответственность за принимаемое решение.
Один из косвенных методов построен на исследовании различий между общим потребленным доходом и альтернативно рассчитываемым произведенным доходом, который восстанавливается по данным об уплаченных налогах или о произведенной добавленной стоимости. Использовать этот метод сравнительно легко, однако он имеет серьезные недостатки. Во-первых, расхождение между произведенным и потребленным доходом может быть вызвано действием многих факторов, а не только наличием теневой экономики и доходов от деятельности в ней. Например, калькуляция произведенного дохода зависит от эффективности работы налоговых служб. Расчет расходов также весьма непростое дело. Во-вторых, из анализа исключаются покупки на черном рынке, которые делаются как официальными, так и теневыми структурами, если только при калькуляции расходов на это не делается специальная поправка. В-третьих, при таких расчетах невозможно выявить происхождение дохода, который тратится сверх произведенного. Остается неясным, легален ли доход, но неучтен из-за дефектов используемого метода либо он не декларирован и получен в результате криминальной деятельности или же в качестве источника имеет фонды накопления или различные формы сбережений.
Другой метод предполагает измерение доходов и расходов независимо друг от друга на уровне специально обследуемых домашних хозяйств. Он достаточно трудоемок и сохраняет недостатки обсужденного выше «разностного» метода. Тем не менее он может дать дополнительную информацию о секторах, наиболее вовлеченных в теневую деятельность.
В последние годы наиболее популярны два метода расчета объема ВВП. Первый базируется на гипотезе, согласно которой данные об экспорте абсолютно достоверны. При использовании показателей совокупного экспорта и его доли в общем производстве (данные специального обследования) можно оценить совокупное производство, размеры которого во всех странах, где использовался данный метод, оказались выше, чем регистрируемые официальной статистикой.
Другой метод определения реального размера ВВП базируется на анализе потребления отдельных производственных ресурсов. В последние годы после выхода целого ряда статей специалистов Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ) чаще всего исследуется динамика энергопотребления. Преимущества данного метода заключаются в простоте измерения потребления данного ресурса, стабильности соотношения между объемом потребляемого ресурса и объемом производства, в уверенности, что теневой сектор не может утаить потребление электроэнергии.
Расчеты темпов реального роста экономики на основе показателя потребления электроэнергии были сделаны специалистами МВФ для Китая, России, стран Центральной и Восточной Европы. Однако их нельзя признать абсолютно корректными по ряду причин. Во-первых, во всех исследованных странах велика доля потребления электроэнергии населением для бытовых нужд (в России особенно в северных районах). Во-вторых, цены на электроэнергию в ряде стран все еще регулируются местной администрацией, ввиду этого население экономит электроэнергию в последнюю очередь или не экономит вовсе. В-третьих, в экономике этих стран существует много непрерывных производств, которые расходуют электроэнергию, даже если работают с пониженной нагрузкой. Наконец, очень быстро меняется структура производства и вместе с ней удельная энергоемкость.
Непременным признаком высокой статистической культуры в мире считается развитие так называемого метода товарных потоков, основанного на балансовом подходе. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, т.е. движение стоимости от производства до использования, строится не для макропоказателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Метод применяется не столько для построения какой-то специфической балансовой модели, хотя и это важно, сколько для обнаружения слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт), предстоит решить, какая часть информации (данные по производству или по импорту) более надежна, и досчитать другую часть. Принцип метода очень прост, но его воплощение в жизнь остается сложным. Широкое внедрение метода товарных потоков означает, что балансовый метод должен применяться уже на уровне отраслевой статистики. Это резко повысило бы достоверность расчетов и, во всяком случае, позволило бы четко определить слабые места в информационной базе.
Метод товарных потоков довольно широко применяется во многих европейских странах, в том числе и в России, где, используя его, удалось дать количественную характеристику целому виду экономической деятельности -внешнеторговому посредничеству. С одной стороны, были данные (стоимостные и в натуральных измерителях) от предприятий об отправке продукции на экспорт, с другой - имелись данные таможни о количестве товаров, пересекающих границу. По натуральным показателям эти данные почти совпали, а по стоимостным данные таможни оказались значительно выше. В таможенных декларациях указывается цена контракта с внешним потребителем. Предприятия указывают цену, по которой продукция продается предприятием. При этом разница (за вычетом транспортной наценки) идет посреднику. Практически никакими другими данными об их деятельности Госкомстат России в начале 1990-х гг. не располагал.
Однако рассматриваемый метод далеко не безукоризнен. Совершенно очевидно, что все «надежные» цифры на самом деле занижены, так как в реальности возможны и неофициальные экспортные операции, и неконтролируемое потребление энергии, а масштабы этого занижения, вероятно, различаются в зависимости от сектора, региона.
Еще одна группа косвенных методов связана с измерением теневой занятости на рынке труда, и в первую очередь с выявлением разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным на основе использования альтернативных методов. Идея состоит в следующем. Разница между данными об официальной занятости и данными, рассчитанными альтернативным путем (либо более высоким уровнем занятости в предыдущий период, либо уровнем занятости в странах, которые по многим параметрам считаются аналогичными данной), позволяет оценить масштабы теневой занятости в данной стране. Хотя этот метод весьма информативен, его использование связано с серьезными трудностями. Прежде всего сомнительна исходная гипотеза, так как на уровень занятости в стране влияет множество факторов, и сам он может колебаться с течением времени. Только после устранения действия всех прочих факторов «остаток» может служить индикатором теневой экономики.
Вторая серьезная проблема при использовании рассматриваемого метода -значительные расхождения в трактовке понятия «занятый» в разных странах, а также в каждой из стран на разных этапах развития. При расчете уровня занятости нередко используется разная временная база (неделя, месяц, год, предшествующие обследованию). Метод «не работает» при учете лиц, занятых по совместительству в разных местах, если только не проводится специальное дополнительное обследование. Наконец, использование результатов анализа теневой занятости для оценки масштабов реального ВВП требует определения средней производительности труда рабочего, занятого в теневой экономике. Следовательно, на практике анализ теневой занятости сталкивается с большими трудностями.
Некоторые косвенные методы включают монетарные подходы, использование которых позволяет восстанавливать размеры теневой экономики по следам, которые она оставляет в сфере денежного обращения. Однако монетарный подход подвергается широкой критике в первую очередь за «чрезмерно смелые» гипотезы, связанные с предположением, что для сделок участники теневой экономики используют только наличные деньги. Тем не менее использование наличных денег при теневых сделках оставляет следы в денежной сфере: спрос на банкноты больше, чем следовало бы ожидать при отсутствии теневой экономики. Этот «избыточный» спрос может служить индикатором ее масштабов.
Перечисленные методы являются основными, однако ими не исчерпываются попытки определения некоторых параметров теневой экономики в России. Так, специалисты Международного фонда экономических и социальных реформ разработали собственный синтетический метод.
Определенные перспективы имеет идея исследования динамики теневых процессов в экономике методами имитационного моделирования. Формулируя задачу исследования как ретроспективный прогноз, значения показателей теневой экономики можно подобрать так, чтобы воспроизводимая на компьютере модельная динамика соответствовала достоверной информации. Соотношения модели при этом должны учитывать процессы производства, обмена, распределения и потребления с учетом нелегального производства и перераспределительных криминальных процессов.
Но имитационные модели имеют и значительные недостатки. Во-первых, они могут быть построены только на основе больших объемов информации и моделей более низкого уровня, например, на основе межотраслевого баланса. В настоящее время такие модели отсутствуют, а первичная информация неполна и плохо увязана. Во-вторых, все формальные имитационные модели основаны на гипотезе, что выявленные соотношения и зависимости останутся таковыми на протяжении определенного времени. Из сказанного прямо следует, что в экстремальных точках развития экономики, когда соотношения и зависимости быстро меняются, подобные модели перестают работать.
Опыт оценки теневой экономики Госкомстатом России. Госкомстат России имеет неоспоримое преимущество перед другими организациями и независимыми специалистами, производящими расчеты параметров теневой экономики, поскольку обладает лучшей информационной базой. Последняя позволяет проводить многовариантные расчеты и выбирать из них тот, результаты которого наиболее обоснованны и разумны.
В настоящее время все публикуемые Госкомстатом России макроэкономические показатели, в том числе на уровне регионов и отраслей, содержат необходимые поправки на неформальную деятельность домашних хозяйств, на скрываемую экономическую деятельность экономических единиц других секторов, а также на деятельность, не охваченную в полной мере статистическим наблюдением. При этом нелегальная экономическая деятельность учитывается Госкомстатом России лишь в экспериментальном порядке.
В результате выполненных расчетов масштабы теневой экономики выглядят следующим образом1 (табл. 50.1).
В макроэкономических расчетах при построении ВВП поправки делаются тремя методами: производственным и методами доходов и расходов. При использовании производственного метода, являющегося одним из основных для Госкомстата России и использованного в данной главе книги, для каждой из отраслей досчеты выполняются по оригинальной методике.
Таблица 50.1
В промышленности досчеты базируются в основном на использовании данных МНС России и налоговой полиции. Прямые данные, полученные от
предприятий, заполняющих стандартные формы статистической отчетности, досчитываются до полного круга путем добавления информации по малым и совместным предприятиям, а также по индивидуальным производителям в неформальном секторе, а затем корректируются в соотношении, полученном по результатам проверок предприятий налоговыми органами. Проверенные налогоплательщики рассматриваются как случайная выборка, и доля выявленных нарушений переносится на генеральную совокупность промышленных предприятий. Дополнительный контрольный этап - балансировка ресурсов промышленной продукции с ее использованием на потребление, накопление и экспорт.
В строительстве досчет производится на основании оценки стоимости использованных ресурсов строительных материалов (с учетом сокрытия части из них). Считается, что продажа строительных материалов лучше отражает динамику капитального строительства, чем отчеты об объеме строительных работ. Поэтому известные объемы использования ресурсов строительных материалов сначала уточняются на объем сокрытия части их продаж, а затем рассчитывается, каким должен быть объем строительных работ исходя из данной массы израсходованных материалов.
Отличительная черта сельскохозяйственного производства в России - высокий удельный вес продукции, производимой домашними хозяйствами в рамках неформального сектора экономики. Объем производства в хозяйствах населения определяется расчетным путем на региональном уровне с помощью выборочного обследования домашних хозяйств и информации сельских администраций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о количестве обрабатываемой земли. Площадь обрабатываемой земли умножается на среднюю урожайность типичных для данного региона культур и оценивается в средних ценах.
Досчеты в торговле также очень высоки. Суммарная поправка более чем удваивает начальные данные по товарообороту, полученные обычным путем. Первичные данные, полученные от торгующих организаций, досчитываются с учетом данных банковской статистики о сданной выручке путем сопоставления их с данными об объеме покупок, полученными в результате проведения обследований домашних хозяйств и составления балансов товарных ресурсов. Большой объем досчета выполняется по неформальной торговле на рынках. Данные получают путем специальных обследований по всей территории России. В ходе обследований работники территориальных органов статистики путем опроса продавцов на рынках определяют средние цены и примерные дневные объемы продаж. Опросы продавцов о ценах проводятся анонимно, что повышает надежность полученной информации. Общий объем товарооборота на рынках получают расчетным путем.
Досчитывается также большинство видов индивидуальных рыночных услуг, оказываемых физическими лицами. Применяются разнообразные методы досчетов с использованием косвенной информации: данные о числе выданных лицензий на занятие определенным видом экономической деятельности, экспертные оценки среднего дохода лиц, занимающихся той или иной деятельностью, опросы потребителей данного вида услуг и другие источники. Удельный вес досчетов по отдельным видам услуг может быть очень высок (до 80%). Однако поскольку общий объем индивидуальных услуг не очень велик, досчеты не имеют большого значения для определения общей величины ВВП.
При расчетах ВВП методом доходов к скрытой и неформальной экономике можно отнести смешанный доход и размер скрытой оплаты труда. Под смешанным доходом в СНС-93 понимается размер доходов индивидуальных производителей, которые невозможно отнести к заработной плате наемных работников или прибыли предпринимателей. Размер смешанного дохода прямо зависит от размера производства в неформальном секторе, т.е. в рамках домашних хозяйств. Скрытая оплата труда - это балансовая величина, получаемая путем сопоставления известных доходов и расходов домашних хозяйств, причем к расходам относятся также сбережения, т.е. увеличение всех активов, включая финансовые. При этом, как правило, получается, что расходы значительно превышают доходы. Разница трактуется как скрываемый доход. Однако отнесение полученного таким образом показателя целиком к разряду оплаты труда сомнительно, поскольку значительная его часть принадлежит, несомненно, к скрываемому от налогообложения и по иным причинам предпринимательскому доходу и доходу от незаконных операций. Подобного рода досчеты могут дать положительный результат только при строгом соблюдении балансовой техники на базе методологии национальных счетов.
С точки зрения расходов досчитываются практически все важнейшие элементы ВВП, особенно расходы домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При расчете расходов домашних хозяйств исходят из объема товарооборота. Таким образом, все досчеты торговли, полученные производственным методом, увеличивают также показатели по покупке товаров домашними хозяйствами. Показатели по покупке услуг учитывают досчеты, проведенные для определения величины выпуска рыночных услуг (особенно индивидуальных).
Значительную долю в потреблении домашних хозяйств в России составляют товары и услуги собственного производства. Прежде всего это потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства, некоторых видов пищевых продуктов, таких, как домашние консервы, вино и самогон, а также проживание в помещениях, принадлежащих домашним хозяйствам. Практически все они относятся к категории неформального производства. Перечисленные показатели Госкомстат России рассчитывает чаще всего на основе косвенной информации.
При расчетах ВВП он использует не только поправки, выполненные собственными силами. Большинство поправок по экспорту и импорту делаются ЦБ РФ в ходе работы по составлению платежного баланса России. Информационной базой для них служат данные зеркальной статистики, оценки объемов вывозимой из России валюты, товарооборота неорганизованной торговли, а также экспертные оценки. Госкомстат России делает и собственные оценки, например, челночной торговли, и они могут значительно отличаться от тех, которые делает ЦБ РФ. Однако в конечном итоге, как правило, поправки ЦБ РФ принимаются в качестве окончательных и официальных.
Из опубликованных методик следует, что для исследований параметров теневой экономики Госкомстат России использует методы сплошного и выборочного обследования, балансовый метод, который является основным, метод косвенных индикаторов и экспертный метод. Информационная база основана как на собственных данных, полученных при использовании традиционных и новых статистических методов, так и на данных балансов предприятий, органов исполнительной власти и ЦБ РФ.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что Госкомстат России не имеет методики оценки теневой составляющей такого важного в экономике сектора, как сектор финансовых корпораций, состоящий из банков, страховых компаний и пенсионных фондов.
ВЫВОДЫ
Скрытая от непосредственного наблюдения теневая экономика привела к появлению различных методов, применяемых для расчетов ее масштабов. Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита, косвенные - на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением.
В настоящее время все публикуемые Госкомстатом России макроэкономические показатели, в том числе на уровне регионов и отраслей, содержат необходимые поправки на неформальную деятельность домашних хозяйств, на скрываемую экономическую деятельность экономических единиц других секторов, а также на деятельность, не охваченную в полной мере статистическим наблюдением. При этом нелегальная экономическая деятельность учитывается Госкомстатом России лишь в экспериментальном порядке.
В макроэкономических расчетах при построении ВВП поправки делаются тремя методами: производственным и методами доходов и расходов. При использовании производственного метода - одного из основных для Госкомстата России - для каждой из отраслей досчеты выполняются по оригинальной методике.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Как Госкомстат России использует результаты оценок масштабов теневой экономики?
Назовите достоинства и недостатки прямых и косвенных методов оценки теневой экономики.
Раскройте сущность метода товарных потоков. Приведите пример его эффективного применения.
Каковы масштабы теневой экономики в России и других странах?
Как влияют масштабы теневой экономики на экономическую безопасность страны?
Рекомендуемая литература
Девятое Л.Н. Проблемы исследования «теневого» сектора экономики России // Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
Масакова И.Д. Современное состояние работ по измерению размеров ненаблюдаемой экономики в статистике России: Материалы семинара «Вопросы измерения ненаблюдаемой экономики», Госкомстат России, 22-24 мая 2002 г. М., 2002. С. 32-41.
Методологические положения по статистике: Вып. 2. М.: Госкомстат России, 1998.
Пономаренко Л. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. 1997. № 1.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.