27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
Активное приспособление России к современным тенденциям развития международных экономических отношений началось со второй половины 1980-х гг., с демонтажа государственной монополии внешней торговли. Новая Россия приступила к созданию новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности фактически с нуля. Рыночные отношения в стране начали воссоздаваться после 70-летнего функционирования системы государственно-планового ведения хозяйства и длительной ее изоляции от мировой экономики. Процессы формирования рыночной системы регулирования внешнеэкономической деятельности России, как и вся национальная экономика, переживают переходный период и пока далеки от завершения, что при наличии серьезных структурных деформаций в народном хозяйстве стало одной из главных причин экономического кризиса в стране на протяжении 1990-х гг. Экономический кризис серьезно ограничил возможности российских товаропроизводителей поддерживать и наращивать конкурентоспособность. Ведь конкурентоспособность в современном мире - не только универсальное требование, предъявляемое мировым хозяйством к любому национальному экономическому субъекту, но и универсальный показатель состояния экономической сферы в любой стране. В какой мере народное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками, во многом определяется динамикой национального производства товаров и услуг, уровнями занятости и доходов населения. В зависимости от показателей конкурентоспособности отраслей, фирм и отдельных предприятий складываются объемы и структура внешнеторгового оборота, его составляющих - экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой страны.
Годы реформ показали, что встраивание России в систему координат мирового хозяйства происходит крайне противоречиво, часто носит болезненный характер и не всегда отвечает национально-государственным интересам. В состоянии экономической ослабленное™ и сильной зависимости от передовых стран Запада России трудно противостоять своим торговым партнерам, которые часто прибегают к прямому давлению и политическим манипуляциям, чтобы расчистить проходы своим компаниям на российский рынок и дискриминировать российские компании на своем рынке. При этом наша страна в основном выступает в роли оправдывающейся и обороняющейся, а не наступающей стороны.
Внешнеэкономические связи современной России вносят весомый вклад во внутренний экономический рост и во многом определяют состояние и перспективы отечественной экономики. На зарубежных рынках ныне реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60-70% жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного внутреннего рынка1. Реальные поступления от внешнеэкономической деятельности формируют значительную часть финансовых ресурсов предприятий, а также около 60% доходной части федерального бюджета2.
Сложившаяся за годы реформ модель участия России в международной торговле характеризуется обменом главным образом топлива и сырья на изделия обрабатывающей промышленности потребительского и производственного назначения. Для такой модели характерна, как правило, тенденция к замедлению экономического роста и стагнации экспорта, которые находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Главная причина закрепления этой негативной тенденции - прогрессирующее отставание России в научно-технической сфере и обновлении производственной базы, отсутствие позитивных сдвигов в структуре национальной экономики и экспорта.
Дальнейшей консервации указанной тенденции способствует тот факт, что в промышленности страны преобладают отрасли ТЭК и металлургия (43% в 2002 г. против 36% в 1991 г.), тогда как удельный вес машиностроения и легкой промышленности - отраслей, выпускающих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости, - за годы реформ существенно сократился: соответственно с 30 до 23%. В результате либерализации экономики Россия потеряла значительную часть мощностей в отраслях легкой промышленности, в том числе работающих непосредственно на внутренний потребительский рынок (текстильная отрасль, производство радио- и телеаппаратуры, одежды и обуви, чулочно-носочная промышленность и т.д.).
По-прежнему основу российского экспорта (80-85%) составляют энергоносители (в первую очередь нефть и природный газ) и различные виды сырья и полуфабрикатов, доля готовых изделий не превышает 15-18%, в том числе ма-шинотехнической продукции - 10%. По удельному весу машин и оборудования российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза.
Таким образом, включение России и индустриально передовых держав в мировую экономику происходит на разных уровнях глобального рынка. Россия абсолютно не вписывается в качественные сдвиги, которые происходят в международной торговле (табл. 27.1).
1 Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. С. 5. 2 Савин В.А. Определение показателей эффекта внешнеэкономических связей России // Вестник Российской академии наук. 2001. Т. 71. № 12. Декабрь. С. 1072-1075.
При нынешней структуре отечественного экспорта Россия не имеет возможностей идти в ногу с передовым миром в динамике товарного обмена. Даже в продукции химической промышленности Россия не имеет широкого ассортимента, экспортируя в основном удобрения. Все это оборачивается
рядом негативных последствий как для внешней торговли, так и всей экономики страны:
усиливается перекос в отечественной промышленности в пользу отраслей по добыче и первичной обработке сырья в ущерб обрабатывающим отраслям;
ухудшаются условия торговли для России ввиду более быстрого роста мировых цен на готовые изделия, чем на сырье, при этом импортируемые товары оплачиваются растущим количеством (невозобновляемого в большинстве своем) топлива и сырья;
усиливается отставание темпов внешнеторгового обмена России от мировых показателей (удельный вес России в международной торговле снизился за 1990-е гг. с 2,5 до 1,2%);
растет реальная угроза российской экономике в результате ее высокой уязвимости в связи с постоянными изменениями внешнеэкономической конъюнктуры и колебаниями цен на мировом рынке нефти; фактически судьба российского экспорта, федерального бюджета и темпы экономического роста страны стали существенно зависеть от единственного экспортного ресурса.
Структура российского импорта также существенно отличается от структуры импорта развитых и многих развивающихся стран (табл. 27.2). По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте развитых держав почти в 2 раза. За счет импорта продовольствия Россия формирует практически половину ресурсов розничного товарооборота продовольственных товаров.
Импорт России, если его оценивать по доле продукции машиностроения, на первый взгляд вполне сопоставим с усредненными показателями промыш-ленно развитых и развивающихся стран. Однако до августовского финансового дефолта 1998 г. значительная часть ввоза такой продукции приходилась не на инвестиционные товары, т.е., например, на оборудование для переоснащения производства, а на потребительские товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.).
Анализ структуры экспорта и импорта России показывает, что ее торговля с внешним миром сводится главным образом к обмену сырья и полуфабрикатов на готовую продукцию и продукты питания. Такой товарообмен характерен для тех развивающихся стран, которые еще не завершили этап индустриализации. По мнению большинства экспертов, данный тип международного обмена не дает стране ощутимых импульсов к экономическому росту и не позволяет надеяться на перспективу выхода из периферийной зоны.
России и другим постсоветским странам предстоит решить, в какой мере государство, ориентируясь на общую открытость экономики, может и должно использовать протекционистские средства, защищающие отечественного товаропроизводителя .
Мировая практика свидетельствует, что в ходе хозяйственного развития ныне успешно действующие постиндустриальные страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и полностью никогда не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств сочетает методы свободной конкуренции и протекционистские средства, где это необходимо. Причем такое сочетание предполагает в первую очередь учет национальных интересов.
Ряд стран, прежде всего США, постоянно осуществляет протекционистскую защиту собственных финансово-промышленных структур, которая является приоритетом в области внешнеэкономической политики, а интересы национальных товаропроизводителей относит к сфере жизненно важных интересов государства. Поэтому не случайно под прикрытием долгосрочных программ экономического содействия России, изучения возможностей для расширения инвестиционного сотрудничества иностранные спецслужбы и организации, посольские структуры планомерно и в широких масштабах собирают информацию о ходе экономической реформы, о создающихся в России новейших образцах техники и наукоемких технологиях. Вскрыты, к примеру, попытки оказания влияния на формирование односторонне выгодного западным странам российского законодательства. Не составляет секрета и стремление Запада оказать негативное воздействие на политическую направленность экономических реформ как в России, так и в других странах СНГ, а также на формирование их интеграционного союза.
Нынешняя обстановка, сложившаяся вокруг внешнеэкономической деятельности России, характеризуется усилением ряда новых отрицательных тенденций. Акценты в стратегии западных стран по отношению к России из сферы военно-политического противостояния постепенно смещаются в экономику. В сотрудничестве с нашей страной отчетливо прослеживается стремление западных партнеров к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию экономического развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для обеспечения безопасности страны отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентоспособных российских товаропроизводителей.
В условиях глобализации мирового хозяйства, когда постоянно формируются общемировые рынки (валюты, материальных и сырьевых ресурсов, рабочей силы, продовольствия и пр.), национальные экономики России и других стран СНГ пока еще не сумели выработать комплекс мер по защите национально-государственных интересов, адекватных складывающейся ситуации. Отсюда многие беды наших народов, вовлеченных во всемирный рыночный водоворот. Понимание связанных с глобализацией опасностей и необходимости приспособиться к новым условиям интернационализации экономической сферы ставит перед Россией и другими постсоветскими странами задачу выработки совместной внешнеэкономической стратегии. Ее реализация в рамках СНГ - реальный ответ на вызовы глобализации, она позволит учесть в полной мере и использовать преимущества многосторонних интеграционных связей, чтобы с наименьшими потерями адаптироваться к условиям глобального рынка.
ВЫВОДЫ
Мирохозяйственные позиции любой страны, в том числе России, в решающей мере определяются международной конкурентоспособностью национальной экономики. Быть конкурентоспособным во внешнеторговом обмене -значит обеспечивать оптимальный уровень защиты интересов национальных товаропроизводителей, т.е. добиваться оптимальной национальной экономической безопасности во внешнеторговой сфере.
Современная Россия располагает масштабным промышленным потенциалом. Однако большинство отраслей ее обрабатывающей промышленности недостаточно конкурентоспособны. Вследствие этого она и в текущем десятилетии будет выступать в международном товарном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Сложившиеся экономическая и внешнеторговая структуры России не позволяют обеспечить устойчивое хозяйственное развитие и заметно укрепить ее экономическую безопасность, в том числе во внешнеэкономической сфере.
Сложившаяся модель участия России в международной торговле не позволяет осуществить кардинальную перестройку структуры внешнеторгового оборота страны, прежде всего экспорта, в направлении увеличения доли продукции машиностроения и товаров с более глубокой степенью обработки.
Возможности стабильного экономического роста и изменения существующего положения России на мировых рынках во многом зависят то того, как будет повышаться конкурентоспособность отечественной промышленности. А это потребует решительного поворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий и соответственно глубокой перестройки структуры производства и внешнеэкономических связей.
Дальнейшее следование инерционному сценарию обрекает Россию на замедление экономического роста, перманентное отставание от других стран в области научно-технического прогресса, снижение эффективности и уровня конкурентоспособности отечественного производства, а следовательно, и благосостояния населения, что чревато, в конечном итоге, полной утратой способности страны к самостоятельному развитию, закреплением ее на позициях сырьевого придатка передовых стран. Чтобы обеспечить экономическую безопасность России в глобализирующемся мире, ей неизбежно придется уже в ближайшей стратегической перспективе осуществить «переквалификацию»
и отказаться от роли «кладовой ресурсов» в системе мирохозяйственных связей. Однако для этого потребуется разработка внешнеэкономической стратегии, сориентированной на последовательную реализацию на международных рынках имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей России.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова сущность и основные черты неолиберального мирового экономического порядка, создающего угрозу экономической безопасности периферийных стран?
Почему новая Россия не вписывается наравне с индустриально развитыми странами в систему неолиберального мирового экономического порядка? Как это обстоятельство влияет на отечественную экономическую безопасность?
Как влияют внешнеэкономические связи и структура экспорта и импорта товаров и услуг на экономическую безопасность страны?
Каковы возможные пути укрепления внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации?
Рекомендуемая литература
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Отв. ред. и рук. авт. колл., чл.-корр. РАН И.С. Королев. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2003.
Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // МЭиМО. 1999. № 10.
Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М.: Наука, 2003.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.