logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны

Активное приспособление России к современным тенденциям развития международных экономических отношений началось со второй половины 1980-х гг., с демонтажа государственной монополии внешней торговли. Но­вая Россия приступила к созданию новой системы регулирования внешнеэко­номической деятельности фактически с нуля. Рыночные отношения в стране начали воссоздаваться после 70-летнего функционирования системы государ­ственно-планового ведения хозяйства и длительной ее изоляции от мировой экономики. Процессы формирования рыночной системы регулирования внешнеэкономической деятельности России, как и вся национальная эконо­мика, переживают переходный период и пока далеки от завершения, что при наличии серьезных структурных деформаций в народном хозяйстве стало од­ной из главных причин экономического кризиса в стране на протяжении 1990-х гг. Экономический кризис серьезно ограничил возможности россий­ских товаропроизводителей поддерживать и наращивать конкурентоспособ­ность. Ведь конкурентоспособность в современном мире - не только универ­сальное требование, предъявляемое мировым хозяйством к любому нацио­нальному экономическому субъекту, но и универсальный показатель состояния экономической сферы в любой стране. В какой мере народное хо­зяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками, во многом определяется дина­микой национального производства товаров и услуг, уровнями занятости и доходов населения. В зависимости от показателей конкурентоспособности от­раслей, фирм и отдельных предприятий складываются объемы и структура внешнеторгового оборота, его составляющих - экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой страны.

Годы реформ показали, что встраивание России в систему координат мирового хозяйства происходит крайне противоречиво, часто носит болез­ненный характер и не всегда отвечает национально-государственным инте­ресам. В состоянии экономической ослабленное™ и сильной зависимости от передовых стран Запада России трудно противостоять своим торговым партнерам, которые часто прибегают к прямому давлению и политическим манипуляциям, чтобы расчистить проходы своим компаниям на российский рынок и дискриминировать российские компании на своем рынке. При этом наша страна в основном выступает в роли оправдывающейся и обороняющей­ся, а не наступающей стороны.

Внешнеэкономические связи современной России вносят весомый вклад во внутренний экономический рост и во многом определяют состояние и перспек­тивы отечественной экономики. На зарубежных рынках ныне реализуется ос­новная часть продукции базовых отраслей промышленности (60-70% жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесо­материалов), за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и бо­лее 20% инвестиционного внутреннего рынка1. Реальные поступления от внеш­неэкономической деятельности формируют значительную часть финансовых ре­сурсов предприятий, а также около 60% доходной части федерального бюджета2.

Сложившаяся за годы реформ модель участия России в международной торговле характеризуется обменом главным образом топлива и сырья на изде­лия обрабатывающей промышленности потребительского и производственно­го назначения. Для такой модели характерна, как правило, тенденция к за­медлению экономического роста и стагнации экспорта, которые находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Главная причина закрепления этой негативной тенденции - прогрессирующее отставание России в научно-технической сфе­ре и обновлении производственной базы, отсутствие позитивных сдвигов в структуре национальной экономики и экспорта.

Дальнейшей консервации указанной тенденции способствует тот факт, что в промышленности страны преобладают отрасли ТЭК и металлургия (43% в 2002 г. против 36% в 1991 г.), тогда как удельный вес машиностроения и лег­кой промышленности - отраслей, выпускающих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости, - за годы реформ существенно сократился: со­ответственно с 30 до 23%. В результате либерализации экономики Россия по­теряла значительную часть мощностей в отраслях легкой промышленности, в том числе работающих непосредственно на внутренний потребительский ры­нок (текстильная отрасль, производство радио- и телеаппаратуры, одежды и обуви, чулочно-носочная промышленность и т.д.).

По-прежнему основу российского экспорта (80-85%) составляют энергоно­сители (в первую очередь нефть и природный газ) и различные виды сырья и полуфабрикатов, доля готовых изделий не превышает 15-18%, в том числе ма-шинотехнической продукции - 10%. По удельному весу машин и оборудова­ния российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза.

Таким образом, включение России и индустриально передовых держав в мировую экономику происходит на разных уровнях глобального рынка. Рос­сия абсолютно не вписывается в качественные сдвиги, которые происходят в международной торговле (табл. 27.1).

1 Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. С. 5.

2 Савин В.А. Определение показателей эффекта внешнеэкономических связей России // Вестник Российской академии наук. 2001. Т. 71. № 12. Декабрь. С. 1072-1075.

При нынешней структуре отечественного экспорта Россия не имеет воз­можностей идти в ногу с передовым миром в динамике товарного обмена. Даже в продукции химической промышленности Россия не имеет широко­го ассортимента, экспортируя в основном удобрения. Все это оборачивается

рядом негативных последствий как для внешней торговли, так и всей эконо­мики страны:

Структура российского импорта также существенно отличается от структу­ры импорта развитых и многих развивающихся стран (табл. 27.2). По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте развитых держав почти в 2 раза. За счет импорта продовольст­вия Россия формирует практически половину ресурсов розничного товаро­оборота продовольственных товаров.

Импорт России, если его оценивать по доле продукции машиностроения, на первый взгляд вполне сопоставим с усредненными показателями промыш-ленно развитых и развивающихся стран. Однако до августовского финансово­го дефолта 1998 г. значительная часть ввоза такой продукции приходилась не на инвестиционные товары, т.е., например, на оборудование для переосна­щения производства, а на потребительские товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.).

Анализ структуры экспорта и импорта России показывает, что ее торговля с внешним миром сводится главным образом к обмену сырья и полуфабрика­тов на готовую продукцию и продукты питания. Такой товарообмен характе­рен для тех развивающихся стран, которые еще не завершили этап индустри­ализации. По мнению большинства экспертов, данный тип международного обмена не дает стране ощутимых импульсов к экономическому росту и не позволяет надеяться на перспективу выхода из периферийной зоны.

России и другим постсоветским странам предстоит решить, в какой мере государство, ориентируясь на общую открытость экономики, может и должно использовать протекционистские средства, защищающие отечественного то­варопроизводителя .

Мировая практика свидетельствует, что в ходе хозяйственного развития ныне успешно действующие постиндустриальные страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зару­бежными партнерами и полностью никогда не полагались на стихию рыноч­ных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая по­литика современных государств сочетает методы свободной конкуренции и протекционистские средства, где это необходимо. Причем такое сочетание предполагает в первую очередь учет национальных интересов.

Ряд стран, прежде всего США, постоянно осуществляет протекционистскую защиту собственных финансово-промышленных структур, которая является при­оритетом в области внешнеэкономической политики, а интересы национальных товаропроизводителей относит к сфере жизненно важных интересов государства. Поэтому не случайно под прикрытием долгосрочных программ экономического содействия России, изучения возможностей для расширения инвестиционного сотрудничества иностранные спецслужбы и организации, посольские структуры планомерно и в широких масштабах собирают информацию о ходе экономичес­кой реформы, о создающихся в России новейших образцах техники и наукоем­ких технологиях. Вскрыты, к примеру, попытки оказания влияния на формиро­вание односторонне выгодного западным странам российского законодательства. Не составляет секрета и стремление Запада оказать негативное воздействие на по­литическую направленность экономических реформ как в России, так и в других странах СНГ, а также на формирование их интеграционного союза.

Нынешняя обстановка, сложившаяся вокруг внешнеэкономической дея­тельности России, характеризуется усилением ряда новых отрицательных тенденций. Акценты в стратегии западных стран по отношению к России из сферы военно-политического противостояния постепенно смещаются в эко­номику. В сотрудничестве с нашей страной отчетливо прослеживается стрем­ление западных партнеров к достижению односторонних преимуществ, сдер­живанию экономического развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для обеспечения безопасности страны отрасли промы­шленности, устранению с мировых рынков конкурентоспособных россий­ских товаропроизводителей.

В условиях глобализации мирового хозяйства, когда постоянно формиру­ются общемировые рынки (валюты, материальных и сырьевых ресурсов, ра­бочей силы, продовольствия и пр.), национальные экономики России и дру­гих стран СНГ пока еще не сумели выработать комплекс мер по защите наци­онально-государственных интересов, адекватных складывающейся ситуации. Отсюда многие беды наших народов, вовлеченных во всемирный рыночный водоворот. Понимание связанных с глобализацией опасностей и необходимо­сти приспособиться к новым условиям интернационализации экономической сферы ставит перед Россией и другими постсоветскими странами задачу вы­работки совместной внешнеэкономической стратегии. Ее реализация в рам­ках СНГ - реальный ответ на вызовы глобализации, она позволит учесть в полной мере и использовать преимущества многосторонних интеграционных связей, чтобы с наименьшими потерями адаптироваться к условиям глобаль­ного рынка.

ВЫВОДЫ

  1. Мирохозяйственные позиции любой страны, в том числе России, в ре­шающей мере определяются международной конкурентоспособностью нацио­нальной экономики. Быть конкурентоспособным во внешнеторговом обмене -значит обеспечивать оптимальный уровень защиты интересов национальных товаропроизводителей, т.е. добиваться оптимальной национальной экономи­ческой безопасности во внешнеторговой сфере.

  2. Современная Россия располагает масштабным промышленным потен­циалом. Однако большинство отраслей ее обрабатывающей промышленности недостаточно конкурентоспособны. Вследствие этого она и в текущем десяти­летии будет выступать в международном товарном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Сложившиеся экономическая и внешнеторговая структуры России не позволяют обеспечить устойчивое хо­зяйственное развитие и заметно укрепить ее экономическую безопасность, в том числе во внешнеэкономической сфере.

  3. Сложившаяся модель участия России в международной торговле не поз­воляет осуществить кардинальную перестройку структуры внешнеторгового оборота страны, прежде всего экспорта, в направлении увеличения доли про­дукции машиностроения и товаров с более глубокой степенью обработки.

  4. Возможности стабильного экономического роста и изменения сущест­вующего положения России на мировых рынках во многом зависят то того, как будет повышаться конкурентоспособность отечественной промышленно­сти. А это потребует решительного поворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-техничес­ких знаний, полномасштабного освоения высоких технологий и соответст­венно глубокой перестройки структуры производства и внешнеэкономичес­ких связей.

  5. Дальнейшее следование инерционному сценарию обрекает Россию на замедление экономического роста, перманентное отставание от других стран в области научно-технического прогресса, снижение эффективности и уровня конкурентоспособности отечественного производства, а следовательно, и благосостояния населения, что чревато, в конечном итоге, полной утратой способности страны к самостоятельному развитию, закреплением ее на пози­циях сырьевого придатка передовых стран. Чтобы обеспечить экономическую безопасность России в глобализирующемся мире, ей неизбежно придется уже в ближайшей стратегической перспективе осуществить «переквалификацию»

и отказаться от роли «кладовой ресурсов» в системе мирохозяйственных свя­зей. Однако для этого потребуется разработка внешнеэкономической страте­гии, сориентированной на последовательную реализацию на международных рынках имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какова сущность и основные черты неолиберального мирового эконо­мического порядка, создающего угрозу экономической безопасности периферийных стран?

  2. Почему новая Россия не вписывается наравне с индустриально разви­тыми странами в систему неолиберального мирового экономического порядка? Как это обстоятельство влияет на отечественную экономичес­кую безопасность?

  3. Как влияют внешнеэкономические связи и структура экспорта и им­порта товаров и услуг на экономическую безопасность страны?

  4. Каковы возможные пути укрепления внешнеэкономической безопасно­сти России в условиях глобализации?

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.

  2. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Отв. ред. и рук. авт. колл., чл.-корр. РАН И.С. Королев. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2003.

  3. Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // МЭиМО. 1999. № 10.

  4. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качествен­ных изменений. М.: Наука, 2003.