logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

Глава 28

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

С каждым годом в мире усиливаются глобальные интеграционные процес­сы. Способность страны эффективно участвовать в них становится не только ключевым показателем эффективности ее внешнеэкономической деятельнос­ти, но и определяющим внешним фактором обеспечения национальной эко­номической безопасности. В новейших условиях Россия и другие бывшие со­ветские республики пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической слабости. Их стратегическим ориенти­ром должна служить интеграция в мирохозяйственные отношения таким об­разом, чтобы занять экономически выгодное положение в глобальной эконо­мической системе.

В современных условиях нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что внешнеэкономические факторы в экономике часто играют более значительную роль, чем внутрихо­зяйственные аспекты. В этой связи наблюдается тенденция к усилению внеш­них угроз национальной экономической безопасности.

Сход с политической арены СССР как одной из двух супердержав привел к постепенному распаду двухполюсное™ современного мира. Россия - право­преемница бывшей супердержавы - уже не смогла играть эту роль ни в миро­вой политике, ни в мировом хозяйстве; она «в настоящее время в политичес­ких кругах многими оценивается просто как держава третьего мира, хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом»1.

Развал СССР существенно снизил ресурсный потенциал России и крайне негативно сказался на ее макроэкономических показателях. За 1990-е гг., ког­да наблюдался наибольший спад российской экономики, объемы производст­ва продукции промышленности сократились на 41%, сельского хозяйства -почти на 40%. За десять лет реформ инвестиционные вложения в российскую экономику сократились в 3 раза, составив 31% к уровню 1991 г. (в 1998 г. -25%, в 1999 г. - 26%); валовой внутренний продукт России уменьшился более чем на треть2.

Новая Россия после развала СССР потеряла многие торговые пути и рынки.

1 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 110-111.

2 Содружество Независимых Государств 1991-2000: Стат. ежегодник Межгосударственного стат-комитета СНГ. М., 2001.

Вследствие развала Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и ис­чезновения общего рынка стран социалистического содружества Россия утра­тила емкий рынок в ЦВЕ. Разрушение системы международного социалисти­ческого разделения труда привело к свертыванию кооперационных связей между предприятиями России и партнерами-смежниками в европейских постсоциалистических странах. Потеря Россией свободных торговых выходов в бассейны Черного и Бал­тийского морей, непростые взаимоотношения с новыми постсоветскими го­сударствами Прибалтики сделали ее фактически заложницей во взаимоотно­шениях с Западом, привели к существенным потерям российской казны, в первую очередь в виде реэкспортных платежей за транзит российских товаров.

Перечисленные и другие последствия и реалии новой геополитической и геоэкономической ситуации, несомненно, серьезно ослабили не только эко­номическую безопасность России, но и в целом всю систему национальной безопасности страны. Ослабление экономической безопасности новой Рос­сии привело к возникновению новых угроз, которым подверглись важнейшие сферы ее экономики. Как оказалось на практике, нарастание угроз России в этой области негативно отражается также на экономической ситуации в дру­гих постсоветских странах. Правда, некоторые из них поставили стратегичес­кую цель - оторваться от России, в том числе путем снижения значимости русского этнического фактора в ущерб экономическому сотрудничеству с правопреемницей бывшей державы. Другая группа новых государств связыва­ет свое будущее развитие с налаживанием стратегических отношений с ЕС и США. Отмеченные факторы и тенденции способствуют дальнейшей дезин­теграции экономического пространства бывшей державы, что серьезно ослаб­ляет как экономическую безопасность, так и другие составляющие компонен­ты системы национальной безопасности России.