logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста

При оценке экономического развития России в 1999-2004 гг. международ­ные эксперты, соглашаясь с мнением о важной роли политической стабиль­ности в обеспечении выхода России на траекторию экономического роста, ставят вопрос о действенности и значимости политических и экономических факторов. Такая постановка вопроса вполне правомерна, хотя эффективность каждой из указанных групп факторов не следует преувеличивать, поскольку между ними существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Политические и экономические факторы укрепляют стабильность каждый своими средствами. Политический фактор, обеспечивающий управляемость общества и его мобилизацию на реализацию общественного развития, спо­собствует стабилизации. Экономический фактор, выражающийся в экономи­ческой политике правительства и в сумме мер ее реализации, также работает на укрепление стабильности. К их числу можно отнести ослабление налого­вого бремени, непрерывность бюджетного финансирования и установление пределов роста цен для монополистов и др. Можно сделать вывод, что эконо­мическая политика как единство мер микроэкономической, структурной, бюджетной, налоговой и ценовой политики усилила положительный эффект политического фактора.

Все эти шесть лет стабильность в России была намного выше, чем в преж­ние времена (1992-1999 гг.). Высшая власть в 1993, 1994, 1998 гг. постоянно находилась в эпицентре нестабильности, во многом порождая нестабильные ситуации своими рискованными действиями.

По-иному выглядит ситуация в 1999-2003 гг.: состав правительства, его ко­стяк оставались без изменений; социальные протесты хотя и существовали, но не выходили на критический уровень; отношения с внешним миром также стали более предсказуемыми. Россия подошла к такому этапу развития, что она может обозначить свои национальные интересы и проводить соответству­ющую им внутреннюю и внешнюю политику.

Этой стабилизации отношений власти со значительной частью народа способствовало то, что оппозиция работает вхолостую. Она не определила реальных стратегических целей и, самое главное, не имеет эффективной тактической линии поведения. В 2004 г. коэффициент стабильности сни­зился, вероятно, из-за намерений правительства ликвидировать систему социальных льгот, морального ущерба нации от террористического акта в Беслане и т.д.

Политической стабилизации в 1999-2004 гг. способствовало усиление не­стабильности в более благополучном внешнем мире. Можно сказать, что Россия испытала миг счастья, кратко- или долгосрочность которого будет за­висеть от внутренней консолидации власти и консолидации корпоративного бизнеса, понимания ими национальных интересов России, способности предложить российскому обществу перспективу развития и благополучия его граждан, а также создания эффективной системы защиты от терроризма.

Нужно наращивать звенья политического фактора как всеобъемлющего га­ранта стабильности, что означает прежде всего четкое определение политиче­ских целей и мер их реализации в русле национальных интересов России. К долгосрочным политическим целям, на наш взгляд, следует отнести обеспе­чение единства и суверенитета страны; многоукладность экономики, сочета­ющую частный, акционерно-корпоративный и государственный секторы; формирование среднего класса; сокращение бедности; поддержание баланса интересов крупного, среднего и малого бизнеса. Все эти цели должны быть подчинены одной суперцели - повышению роли России в мировой экономи­ке. В противоположном случае сужение ее роли в системе мирохозяйственных связей означает изоляцию и возможность распада России.

Опыт развития нашей страны в 1999-2004 гг. ценен тем, что он показывает необходимость выхода из узкой зоны экономического подхода, выражающе­гося в политике финансовой стабилизации, определении политических це­лей, которые могли бы привести в действие не только экономические факто­ры, но и всю систему факторов (социальных, психологических, этических и др.), определяющих деятельность человека, эффективность его поведения.

На наш взгляд, необходима разработка программных документов: концеп­ции и стратегии долгосрочного развития экономики России до 2025 г. В этих документах нужно определить пути и механизмы обеспечения стратегических национальных интересов России.

Для дальнейшего укрепления стабильности бизнес должен быть более кон­солидированным, четко выверять действия с позиции внутренней корпора­тивной этики поведения, реагируя на оценку действий своих членов в части нелегального вывоза капитала, использования незаконных финансовых схем теневого бизнеса, коррупции и т.д. Он должен сам себя подвергать постоян­ной критике. В центре его деятельности должны быть внутрикорпоративные отношения между акционерами и менеджерами, владельцами и акционерами, пресечение ложных банкротств, соблюдение трудового законодательства, проведение эффективной политики оплаты наемного труда и т.д. Ключевую роль в обеспечении политической стабильности в ближайшие годы будет играть, на наш взгляд, консолидация бизнеса в процессе осознания и реали­зации национальных интересов России.

Корпоративные интересы крупного бизнеса выражает сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), среднего - Российский союз товаропроизводителей (РСТ), малого бизнеса - «Деловая Россия». Инте­ресы бизнеса в системе мирохозяйственных связей представляет Торгово-про­мышленная палата (ТПП). В ряде отраслей экономики существуют отрасле­вые организации, выражающие интересы отдельных видов бизнеса. В 1999-2004 гг. они обеспечивали мониторинг деятельности бизнеса и диалог с правительством о соответствии корпоративных и государственных интере­сов, что способствовало стабилизации. Принцип равноудаленности прези­дентской власти от разных групп бизнеса также способствовал повышению ав­торитета власти. Можно сказать, что наиболее сильно заявляет и отстаивает в структурах власти интересы своих членов РСПП. Наименее организованны, аналитически оснащены и влиятельны структуры малого бизнеса. Поэтому курс на укрепление малого бизнеса, который выражает в основном интересы среднего класса, пока дает явные сбои.

Некоторые руководители РСПП готовы взять на себя функции социальной ответственности бизнеса и оказывать помощь государству в развитии медици­ны, образования, жилищного и потребительского кредита. На наш взгляд, слишком широкая трактовка термина «социальная ответственность бизнеса» может вуалировать его безответственное отношение к выполнению своих пря­мых функций в производстве и обеспечении модернизации, к соблюдению финансовой дисциплины, обязательств перед лицами наемного труда, пол­ной уплате налогов.

Когда крупный бизнес заявляет о единовременном решении острых соци­альных проблем, требующих значительного объема инвестиций, - одно из двух: налоговый режим, установленный государством, либо позволяет бизне­су располагать огромными свободными финансовыми ресурсами, либо пыта­ется задобрить власть, сделать ее более сговорчивой, а также выглядеть лучше, чем власть, перед населением. Размывать государственную власть могут также шаги бизнес-сообществ по созданию параллельных властных структур хозяй­ственных субъектов (например, корпоративного суда).

Отмечая решающую роль снижения политических рисков в 1999-2004 гг. в обеспечении стабильности и экономического роста, нужно не забывать, что в случае увеличения политических рисков и нарушения баланса основ­ных политических сил действенность всей системы факторов экономичес­кого роста резко снижается, поскольку ослабляется взаимодействие между ними. За повышением политических рисков следует изменение поведения инвесторов и снижается инвестиционный рейтинг, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиционного потенциала отраслей, определяющих рост ВВП. В сегодняшних условиях России это топливно-энергетический ком­плекс, темпы роста которого существенно влияют на рост ВВП. Например, в прогнозе на 2004 г. оценки темпов прироста добычи нефти и прироста ВВП почти совпадают.