Глава 39
ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Анализ экономической ситуации в России, имевшей место во второй половине 1990-х гг., наглядно показал наличие ряда зон и поясов со сходными экономическими предпосылками к возникновению кризисных ситуаций. Установлено, что различные дестабилизирующие факторы накладываются друг на друга, концентрируются в основном в регионах со значительной численностью населения, преимущественно в Европейской части России (в Северо-Западном, Центральном и Северо-Кавказском экономических районах).
Оценка кризисных ситуаций в сфере материального производства с точки зрения угрозы национальной безопасности показывает, что основная их часть возникла в Европейской части страны, включая Урал (из 40 кризисных субъектов Федерации 30 размещены в западных районах России). Наибольшая их концентрация приходилась на Центральный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский и Уральский экономические районы.
На востоке страны только территория Читинской области находилась в кризисной ситуации, а в предкризисной ситуации в сфере материального производства - 7 субъектов Федерации. Они представляют собой территории, расположенные вдоль юго-восточной границы России и ее Тихоокеанского побережья.
Один из важных факторов, воздействующих на экономическую безопасность регионов России, - разрыв экономических и производственно-технологических связей со странами ближнего зарубежья, прежде всего СНГ.
Наиболее уязвимы с точки зрения нарушения поставок сырья и продукции материально-технического назначения из стран ближнего зарубежья регионы Урала, Центральной России, ряд территорий Северного (Архангельская, Мурманская области), Северо-Западного (Санкт-Петербург, Ленинградская область), Волго-Вятского (Нижегородская область, Чувашская Республика), Поволжского (Саратовская, Самарская области), Центрально-Черноземного (Воронежская область) экономических районов, где сосредоточены предприятия металлургического комплекса, высокоточного машиностроения, включая оборонную промышленность, текстильное производство.
Особенно выделялись кризисные Ивановская, Челябинская и Свердловская области, в угрожающем положении находились Московская, Калужская, Тульская, Нижегородская, Владимирская области, где могли наложиться друг на друга предкризисные ситуации, т.е. в критическую зону попадали центральные районы России, регионы Уральского экономического района и ряд областей Большой Волги, в которых сконцентрированы самые крупные и наиболее квалифицированные трудовые ресурсы, наиболее совершенные основные производственные фонды.
По техногенной нагрузке на окружающую среду к кризисным районам относились 12 субъектов, а к предкризисным - 13 субъектов Федерации, охватывающих около 50% всего населения России.
Регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют лишь очаговое сосредоточение промышленного потенциала. Промузлы составляют там лишь 10-15% территории Восточно-Сибирского экономического района, 50% -территории Северного и Западно-Сибирского районов. Поэтому, например, Норильск и зона его неблагоприятного влияния с точки зрения экологии являются очаговой кризисной территорией внутри благополучной в целом территории. Подобные очаговые кризисные территории есть и в других регионах.
Дестабилизирующие факторы в социальной сфере касались занятости (уровень безработицы), демографической ситуации (уровень депопуляции населения), уровня жизни населения (уровень бедности). Регионы России характеризуются различной остротой депопуляции населения. Доля регионов, охваченных депопуляцией в острой форме по числу проживающего в них населения, превышает 30% всего населения России, включая такие субъекты Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
Зоны катастрофической депопуляции - Псковская, Новгородская, Тверская, Ленинградская области, Санкт-Петербург, к ней прилегает зона предкризисной ситуации - области Центрального экономического района (Ярославская, Московская, Рязанская, Ивановская, Смоленская, Тульская, Владимирская, Калужская, Костромская), а также Центрально-Черноземного района (Тамбовская, Воронежская и Курская области). Зоны острой депопуляции населения охватывают практически весь исторический центр проживания русской нации.
Всего в регионах, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии по уровню безработицы, проживает около 25% населения России.
В наиболее сложном положении оказываются регионы, пораженные безработицей и граничащие друг с другом, что не позволяет искать работу в сопредельных областях. Такими группами областей, или зонами, безработицы являются: Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская области (Центр); Тамбовская, Пензенская области, Мордовия, Чувашия (ЦЧР, Поволжье, Волго-Вятка); Северная Осетия, Ингушетия и Чечня, Дагестан (Северный Кавказ); Архангельская, Псковская, Ленинградская области, Республики Карелия и Коми (Север и Северо-Запад).
По уровню жизни практически большая часть населения России находилась в крайне тяжелом положении, однако доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности проживающих в регионах варьировала от 18,7% в Западной Сибири до 33,3% на Северном Кавказе, т.е. различалась в 1,8 раза, а между субъектами Федерации дифференциация достигла 5,8 раза (в Тюменской области - 11,5% населения, а в Республике Тыва - 66,8%).
Ранжирование регионов по уровню бедности (т.е. доле населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума) свидетельствует о том, что 31% населения России проживало на территориях локализации угроз национальной безопасности по уровню бедности.
Северный Кавказ отличает высокая степень однородности входящих в его состав регионов по уровню бедности. Наиболее бедственное положение в трех республиках - Кабардино-Балкарии, Адыгее и Дагестане, к ним примыкают Ставропольский край, Северная Осетия и Ростовская область. Главные причины сложившегося положения в Северо-Кавказском районе - значительное отставание в развитии народнохозяйственного комплекса района в прошлом и обвальный спад производства за последнее десятилетие XX в. Масштабы спада самые высокие в стране.
Главная причина более высоких размеров бедности в Уральском районе -неблагоприятные соотношения в сложившихся уровнях розничных цен и тарифов на услуги, с одной стороны, и денежных доходов - с другой.
Восточная Сибирь - наиболее контрастный район по уровню бедности входящих в его состав субъектов Федерации. Республика Тыва - регион с самой высокой в стране долей лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума (66,8%). На общем фоне выделяются еще два региона - Бурятия (33%) и Читинская область (27,4%).
Существующие региональные различия - потенциальный фактор дестабилизации социального климата, источник возможной конфронтации в будущем. Районами, где рассматриваемый фактор может сыграть негативную роль, в первую очередь следует считать Северный Кавказ и Урал.
Критерием, характеризующим финансовое положение региона, с точки зрения возникновения кризисных ситуаций принят среднедушевой доход территориального бюджета за счет собственных источников финансирования. По этому показателю к регионам, находящимся в кризисной ситуации, отнесено 19 субъектов Федерации. На территории этих регионов проживает около 12% населения, а всего неустойчивым предкризисным и кризисным финансовым положением было охвачено 35 субъектов Федерации, в которых проживало 30,8% всего населения России.
Кризисная ситуация в финансовой сфере региона, представляющая угрозу национальной безопасности, наблюдается в Республике Дагестан, Ростовской области, Алтайском крае, Воронежской области, Ставропольском крае. Для того чтобы среднедушевой доход только этих 5 регионов достиг среднероссийского уровня, потребуется 40% суммарных трансфертов России.
В России есть регионы (среди которых преобладают республики и автономные округа), доходы бюджета которых более чем на 50% сформированы за счет перечислений из федерального бюджета, - это, например, республики Калмыкия, Дагестан, Тыва, Ингушетия, Алтай, Бурятия, где доля поступлений из федерального бюджета в доходах региона достигает 65-80%. Являясь реципиентами, они получают из федерального бюджета значительно больше, чем отдают, постоянно отвлекают средства из бюджета, уменьшают источники возможной помощи другим нуждающимся регионам, тем самым способствуют возникновению и развитию в них кризисных ситуаций. Чем хуже финансовое положение региона, тем глубже в нем социально-экономический кризис.
Самые неустойчивые к дестабилизирующим факторам в финансовой сфере республики: Адыгея, Дагестан, Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Калмыкия, Мордовия, Бурятия, а также Тамбовская, Курганская области. Во всех этих регионах используемый национальный доход превосходит произведенный или почти равен ему. Главными причинами этого могут быть как слаборазвитый экономический потенциал региона, так и резкий спад производства, связанный с необходимостью проведения структурной перестройки экономики региона, налаживанием разорванных связей.
Для выявления регионов, в наибольшей степени затронутых кризисными явлениями, угрожающими национальной безопасности, субъекты Федерации были ранжированы на основе интегральной оценки факторов дестабилизации (табл. 39.1-39.3). Наряду с балльной оценкой все кризисные регионы ранжированы по суммарной величине дестабилизирующих факторов и их совокупному воздействию на национальную безопасность.
В состоянии кризиса хотя бы по одному из рассмотренных факторов находились 49 регионов России, по комплексной балльной оценке и по сумме факторов в наиболее сложном, кризисном состоянии находились Псковская, Брянская, Ивановская области, Дагестан, Калмыкия, Адыгея, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
При комплексном рассмотрении выявились 3 кризисных пояса: Центральный, Южный и Уральский (табл. 39.1).
Балльная оценка кризисных и предкризисных ситуаций в регионах России Таблица 39.2
Экономический район | Балльная оценка кризисных и предкризисных ситуаций в регионах по факторам | Сводный балл | |||||
материальное производство | техногенная нагрузка | уровень депопуляции | уровень безработицы | уровень бедности | финансовое положение | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Северный |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Карелия |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
Республика Коми |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
Архангельская область |
|
|
| 3 |
|
| 3 |
Мурманская область |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
Северо-Западный |
|
|
|
|
|
|
|
г. Санкт-Петербург |
| 3 | 2 |
|
|
| 5 |
Ленинградская область |
| 3 | 2 | 1 |
|
| 6 |
Новгородская область |
|
| 3 |
|
| 1 | 4 |
Псковская область | 3 |
| 3 | 2 | 1 | 2 | 11 |
Центральный |
|
|
|
|
|
|
|
Брянская область | 3 | 2 |
| 1 |
| 2 | 7 |
Владимирская область | 1 |
| 1 | 2 |
| 1 | 5 |
Ивановская область | 3 |
| 1 | 2 | 1 | 2 | 9 |
Калужская область | 1 | 2 | 1 |
|
| 1 | 5 |
Костромская область | 1 |
| 1 | 3 |
|
| 5 |
г. Москва | 1 | 3 | 1 |
|
|
| 5 |
Московская область | 3 | 3 | 1 |
|
|
| 7 |
Орловская область | 1 | 1 |
|
|
|
| 4 |
Рязанская область | 1 | 1 | 1 |
|
| 2 | 3 |
Смоленская область |
| 1 |
|
|
|
| 2 |
Тверская область | 1 |
| 3 |
|
| 1 | 5 |
Тульская область |
| 3 | 2 |
|
| 1 | 6 |
Ярославская область |
| 1 | 1 | 2 |
| 1 | 4 |
Волго-Вятский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Марий Эл |
|
|
| 1 |
|
| 4 |
Республика Мордовия | 1 |
|
| 3 |
| 3 | 7 |
Чувашская Республика | 3 |
|
| 3 |
| 3 | 7 |
Кировская область | 1 |
|
| 3 | 1 | 1 | 6 |
Нижегородская область |
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
Центрально-Черноземный |
|
|
|
|
|
|
|
Воронежская область | 1 |
| 1 |
|
| 1 | 3 |
Курская область |
|
| 1 |
|
| 2 | 3 |
Липецкая область |
| 3 |
|
|
|
| 3 |
Тамбовская область |
|
| 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Поволжский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Калмыкия | 1 |
|
| 2 | 3 | 2 | 8 |
Республика Татарстан |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
Астраханская область |
| 3 |
| 1 | 1 | 2 | 7 |
Волгоградская область |
| 1 |
|
| 1 |
| 2 |
Пензенская область | 1 |
|
| 1 |
| 3 | 5 |
Самарская область |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
Саратовская область |
|
|
|
| 1 | 1 | 2 |
Северо-Кавказский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Адыгея | 2 |
|
|
| 3 | 3 | 8 |
Республика Дагестан | 2 |
|
| 1 | 3 | 3 | 9 |
Ингушская Республика | 2 |
|
| 2 |
|
| v 4 |
Кабардино-Балкарская Республика | 2 |
|
|
| 2 | 3 | 7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 1 | 1 |
|
| 1 | 3 | 6 |
Республика Северная Осетия | 2 |
|
| 1 | 2 | 3 | 8 |
Чеченская Республика | 2 |
|
|
|
|
| 2 |
Ставропольский край | 1 |
|
|
| 2 | 1 | 4 |
Ростовская область | 1 |
|
|
| 2 | 1 | 4 |
Уральский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Башкортостан |
| 1 |
|
| 1 |
| 2 |
Республика Удмуртия | 1 | 1 |
| 3 |
| 2 | 7 |
Курганская область | 1 |
|
| 1 | 2 |
| 4 |
Оренбургская область |
| 2 |
|
| 3 | 1 | 6 |
Пермская область |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
Свердловская область | 1 | 2 |
|
| 1 |
| 4 |
Челябинская область | 1 | 2 |
|
| 1 |
| 4 |
Западно-Сибирский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Алтай | 1 |
|
|
|
| 3 | 4 |
Алтайский край | 1 | 1 |
|
|
| 2 | 4 |
Кемеровская область |
| 2 |
|
|
|
| 2 |
Новосибирская область |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
Омская область | 1 | 1 |
|
|
|
| 2 |
Восточно-Сибирский |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Бурятия |
|
|
|
| 2 | 1 | 3 |
Республика Тыва |
|
|
|
| 3 | 3 | 6 |
Красноярский край |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
Читинская область | 3 |
|
|
| 1 | 1 | 5 |
Дальневосточный |
|
|
|
|
|
|
|
Приморский край |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
Хабаровский край | 1 |
|
| 1 |
|
| 2 |
Амурская область |
|
|
| 1 | 3 |
| 4 |
Камчатская область | 1 |
|
|
|
|
| 1 |
Сахалинская область | 1 | 1 |
| 1 |
|
| 3 |
Еврейская автономная область | 1 |
|
|
|
|
| 1 |
Калининградская область | 1 |
|
| 1 |
|
| 2 |
Ранжирование регионов в соответствии со сводной балльной оценкой
Регион РФ | Сводный балл |
1. Псковская область | 11 |
2. Ивановская область | 9 |
3. Республика Дагестан | 9 |
4. Республика Северная Осетия | 8 |
5. Республика Калмыкия | 8 |
6. Республика Адыгея | 8 |
7. Брянская область | 7 |
8. Московская область | 7 |
9. Республика Мордовия | 7 |
10. Чувашская Республика | 7 |
11. Астраханская область | 7 |
12. Кабардино-Балкарская Республика | 7 |
13. Удмуртская Республика | 7 |
14. Ленинградская область | 6 |
15. Тульская область | 6 |
16. Кировская область | 6 |
17. Тамбовская область | 6 |
18. Карачаево-Черкесская Республика | 6 |
19. Оренбургская область | 6 |
20. Республика Тыва | 6 |
21. г. Санкт-Петербург | 5 |
22. Владимирская область | 5 |
23. Калужская область | 5 |
24. Костромская область | 5 |
25. г. Москва | 5 |
26. Тверская область | 5 |
27. Пензенская область | 5 |
28. Читинская область | 5 |
29. Новгородская область | 4 |
30. Орловская область | 4 |
31. Ярославская область | 4 |
32. Республика Марий Эл | 4 |
33. Ставропольский край | 4 |
34. Ростовская область | 4 |
Регион РФ | Сводный балл |
35. Курганская область | 4 |
36. Свердловская область | 4 |
37. Челябинская область | 4 |
38. Республика Алтай | 4 |
39. Алтайский край | 4 |
40. Амурская область | 4 |
41. Архангельская область | 3 |
42. Рязанская область | 3 |
43. Воронежская область | 3 |
44. Курская область | 3 |
45. Липецкая область | 3 |
46. Республика Бурятия | 3 |
47. Сахалинская область | 3 |
48. Смоленская область | 2 |
49. Волгоградская область | 2 |
50. Самарская область | 2 |
51. Саратовская область | 2 |
52. Республика Башкортостан | 2 |
53. Кемеровская область | 2 |
54. Омская область | 2 |
55. Хабаровский край | 2 |
56. Калининградская область | 2 |
57. Республика Карелия | 1 |
58. Республика Коми | 1 |
59. Мурманская область | 1 |
60. Нижегородская область | 1 |
61. Республика Татарстан | 1 |
62. Пермская область | 1 |
63. Новосибирская область | 1 |
64. Красноярский край | 1 |
65. Приморский край | 1 |
66. Камчатская область | 1 |
67. Еврейская автономная область | 1 |
Примечание. Республики Ингушетия и Чечня исключены из оценки ввиду отсутствия достоверной статистической информации по всей совокупности факторов дестабилизации.
Наиболее крупный из них Центральный. В него входят 17 кризисных и предкризисных регионов по спаду материального производства Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов, имеющих общие границы между собой и представляющих единое территориальное пространство. В этой зоне проживает 32,9% всего населения России, и на нее приходится 18,0% всей промышленной продукции, производимой в ней. Центральный пояс охватывает 13 регионов Северо-Западного, Волго-Вятского, Центрального, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов из 25 с неблагополучной экологической обстановкой, с населением около 29% всей России; все 19 регионов, характеризующихся угрожающей депопуляцией, находятся в Центральной России; здесь же расположены 14 из 29 регионов с угрозой растущей
безработицы, 7 регионов кризисных по уровню бедности и 19 из 35 регионов с кризисным или предкризисным положением в финансовой сфере.
Южный кризисный пояс состоит из граничащих между собой регионов Северо-Кавказского и Поволжского экономических районов. По уровню спада материального производства выделяются Адыгея, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия и Кабардино-Балкария, к которым прилегают 5 регионов, находящихся в предкризисном состоянии. Наряду с кризисом в сфере материального производства в этом поясе наблюдаются кризисные явления и в области занятости (7 регионов), уровня жизни (12 регионов) и финансового положения (12 регионов), здесь сосредоточено большое число беженцев и вынужденных переселенцев, сохраняется острая ситуация в Чечне. Таким образом, сформировалась обширная кризисная территория, на которой деструктивные процессы в экономике и социальной сфере представляют угрозу национальной безопасности России.
Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта Уральского экономического района с угрожающим спадом производства. Это -Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, находящиеся в предкризисном состоянии и выпускающие около 10% всей промышленной продукции России. В них проживает 6,5% ее населения. Из семи субъектов Федерации Уральского экономического района 5 находились в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке на окружающую природную среду, 3 региона - по угрозе безработицы, 2 - в кризисном финансовом положении и 5 регионов - по уровню бедности. Особую угрозу безопасности эти регионы представляют из-за сосредоточения на их территориях базовых отраслей крупного оборонного потенциала, атомной промышленности.
На территории кризисных и предкризисных регионов Европейской зоны и Урала проживало в целом 70% населения России. На востоке страны кризисные территории концентрируются по южной границе Западной и Восточной Сибири. Здесь формируется четвертый Юго-Восточный кризисный пояс, включающий республики Алтай, Тыва, Бурятия, а также Кемеровскую, Читинскую, Амурскую области, Алтайский край. Для большинства из них характерны слабая финансовая обеспеченность и низкий уровень жизни.
Вместе с тем в течение 1999-2003 гг. состояние важнейших отраслей народного хозяйства страны в целом характеризовалось преодолением кризисных тенденций, вызванных разрушительными последствиями системной трансформации российской экономики. Мощным стимулом к возобновлению в 1999 г. экономического роста в регионах в целом и роста промышленной продукции в частности явился финансовый кризис 1998 г., повлекший за собой девальвацию рубля и как следствие соответствующий рост конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях значительного удорожания импорта.
Достигнутый с 1997 по 2003 г. прирост промышленного производства по России в целом на уровне около 39% в определяющей степени был обеспечен улучшением использования действующих производственных мощностей. Такой рост лимитируется приближением в большинстве отраслей к оптимальным параметрам загрузки производственных мощностей, значительным физическим и моральным износом преобладающей части основных фондов, а также пока еще низким уровнем совокупного внутреннего спроса.
Как показал проведенный анализ, по совокупности экономических и социальных индикаторов улучшение социально-экономического положения за отмеченный период было достигнуто прежде всего в большинстве субъектов
Федерации, специализирующихся на продукции природоэксплуатирующих отраслей (топливная, включая первичную переработку энергоресурсов, черная и цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность), а также химии и нефтехимии, упрочивших свои конкурентные позиции после финансового кризиса. Это - республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Башкортостан, а также Архангельская, Вологодская, Новгородская, Белгородская, Астраханская, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Магаданская и Сахалинская области (табл. 39.2, 39.3).
Другая группа регионов с опережающей динамикой социально-экономического развития представлена рядом субъектов Федерации, специализированных на производстве продукции машиностроения. Здесь следует отметить г. Санкт-Петербург, Республику Удмуртия, а также Московскую, Ярославскую, Ленинградскую, Псковскую, Пензенскую, Самарскую и Новосибирскую области.
Следующая группа наиболее динамичных субъектов Федерации состоит из регионов с относительно развитым агропромышленным комплексом и высокой долей пищевой промышленности, имевшей под влиянием девальвации рубля существенный импортозамещающий рост, в частности, Краснодарский край и Воронежская область.
Наконец, достаточно многочисленная группа субъектов Федерации, имевших в рассматриваемом периоде заметное улучшение социально-экономической ситуации, включает типичные экономически слаборазвитые территории. Это, в частности, республики Мордовия, Калмыкия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Алтай, а также Ненецкий, Корякский и Таймырский автономные округа. В этой группе регионов существенную роль в улучшении их общего социально-экономического положения сыграли усиление и упорядочение федеральной финансовой поддержки.
Однако наблюдается прогрессирующее отставание в социально-экономическом развитии большинства регионов Сибири и Дальнего Востока. Особенно сложная ситуация складывается в Алтайском, Приморском краях, Читинской, Амурской и Камчатской областях, Республике Тыва, Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском и Чукотском автономных округах. Важно учитывать, что для большинства регионов Сибири и Дальнего Востока характерна низкая степень диверсификации хозяйственной структуры, обусловливающая повышенную чувствительность их экономики к колебаниям рыночной конъюнктуры, особенно если основу хозяйства этих регионов составляют экспортоориентированные отрасли (лесная и деревообрабатывающая промышленность, отрасли топливной промышленности, цветная металлургия). На фоне ускоренного развития экономики сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая и Южной Кореи, а также их нарастающего экономического и политического влияния на российском Дальнем Востоке продолжающаяся деградация производственно-технического потенциала и социальной сферы этих субъектов Федерации несет прямую угрозу национальной безопасности России.
Предотвращение угроз национальной безопасности, возникающих по отдельным факторам, должно осуществляться не только центральными, но и территориальными органами государственной власти.
ВЫВОДЫ
1. На территории России в годы перехода к рыночным отношениям сформировались обширные кризисные зоны, в которых деструктивные процессы в экономике и социальной сфере представляли угрозу национальной безопасности страны. По совокупности дестабилизирующих факторов в сфере материального производства, социальной сфере, состоянии финансов и окружающей среды выделяются 3 кризисных пояса: Центральный, Южный и Уральский.
Наиболее крупный из них Центральный. Здесь сосредоточен основной экономический и научно-технический потенциал страны, проживает Уз всего населения, расположено 13 регионов (субъектов Федерации) с неблагополучной экологической обстановкой.
Южный кризисный пояс охватывает Северный Кавказ и юг Поволжского экономического района. Регионы Кавказа характеризуются кризисным состоянием практически всех сфер экономики и жизни общества. Положение примыкающих к ним регионов Поволжья несколько лучше. Их состояние оценивается как предкризисное. Для всех 12 регионов этого пояса типичны низкий уровень жизни и обеспеченности соответственными финансовыми ресурсами, сложная миграционная обстановка.
Менее обширен Уральский кризисный пояс, включающий Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области, Республику Удмуртия, с угрожающим спадом производства и в 1990-х гг. и высокой техногенной нагрузкой на окружающую природную среду и население.
На территории кризисных и предкризисных регионов европейских районов и Урала проживает 70% населения России. В восточных районах кризисные территории концентрируются вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Здесь формируется четвертый, Юго-Восточный, кризисный пояс.
Типология районов как метод исследования кризисных процессов в регионах базируется на результатах анализа состояния региональной экономики. Они используются для выбора региональных факторов в целях успешного решения стратегических задач страны и социально-экономических проблем отдельных регионов. Для этого применяются различные методы анализа влияния отдельных факторов, а также синтетических оценок совокупного воздействия для приведения в сопоставимый вид интегральных показателей, позволяющих формировать регионы в относительно однородные совокупности в зависимости от уровня угроз экономической безопасности регионов и национальной безопасности страны.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы основные факторы дестабилизации в экономике и социальной сфере регионов?
В чем состоят территориальные особенности развития кризисных социально-экономических процессов в 1990-х гг.?
Каковы типологические особенности регионов в преодолении кризисных тенденций после возобновления в России экономического роста?
Рекомендуемая литература
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1997.Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. М.: Экономика, 2000.
Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1998.
Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики / Отв. ред. А.И. Татаркин. УрО РАН, Институт экономики. Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1997.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.