Глава 57
ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В России в основном определился порядок разработки кратко- и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития и проектов государственного бюджета. Этот порядок ежегодно устанавливается соответствующим постановлением Правительства РФ, хотя обычно изменения, которые вносятся в этот порядок в тот или иной год, малосущественны. Этот порядок является отражением определенной стабильности в этой сфере государственной экономической деятельности.
По этому порядку ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития России на предстоящий год и на среднесрочную перспективу (обычно на следующие после очередного 2-3 года). Прогноз социально-экономического развития страны - экономическая основа для разработки проектов государственного бюджета на очередной год. Естественно, что во всей этой работе необходимо учитывать и параметры экономической безопасности.
Работа на стадии кратко- и среднесрочного прогнозирования позволяет предусматривать и реализовать меры по защите экономической безопасности в рамках ранее сформулированных в ходе выработки направлений долгосрочного социально-экономического развития национальных интересов России в области экономики, факторов, им угрожающих, и ранее определенных количественных параметров пороговых значений экономической безопасности. Кратко- и среднесрочные прогнозы разрабатываются на годы, являющиеся составной частью долгосрочного периода, на который была разработана долгосрочная государственная социально-экономическая политика.
Это не означает, что в отдельных сферах экономики не могут возникнуть отклонения от ранее разработанной долгосрочной государственной социально-экономической политики. Это может потребовать и некоторого уточнения по этой сфере экономики сформулированных и определенных ранее национальных интересов в области экономики, факторов, им угрожающих, и количественных параметров пороговых значений экономической безопасности.
При кратко- и среднесрочном социально-экономическом прогнозировании наибольшее значение имеет работа на предпрогнозной стадии в ходе разработки сценарных условий очередного прогнозного периода. Именно в рамках этих условий сопоставляются сформулированные и определенные ранее национальные интересы в области экономики, факторы, им угрожающие, количественные параметры пороговых значений экономической безопасности с аналогичными показателями текущей ситуации, которые при необходимости уточняются.
Классификация и группировка национальных интересов России и факторов, им угрожающих, при выработке и реализации стратегических направлений государственной экономической политики на предпрогнозной стадии и стадии кратко- и среднесрочного прогнозирования должны быть достаточно детальными, более развернутыми, чем на долгосрочный период.
Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, на предпрогнозной стадии и стадии кратко- и среднесрочного прогнозирования, которые по сложившейся в России практике обычно охватывают три года, необходимо осуществлять за два предшествующих года, т.е. за один отчетный, уже завершившийся год, и по оценке за текущий год, во время которого разрабатывается прогноз.
Последовательность выработки и реализации мер по обеспечению экономической безопасности России на предпрогнозной стадии и при кратко- и среднесрочном прогнозировании должна полностью соответствовать последовательности разработки самого прогноза, определенной соответствующим постановлением Правительства РФ.
На предпрогнозной стадии и при кратко- и среднесрочном прогнозировании могут применяться все этапы работы, характерные для долгосрочных направлений государственной политики. Однако главной формой и методом государственных действий по реализации стратегических направлений на этой стадии должны быть оказание государственной поддержки в финансовой (через бюджетную систему) или налоговой форме и принятие текущих оперативных решений.
Система индикаторов, применяемых при мониторинге факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, на предпрогнозной стадии может быть такой же, как и на стадии разработки долгосрочной государственной социально-экономической политики, а при кратко- и долгосрочном прогнозировании - более детальной.
Этапы работы по учету параметров экономической безопасности в кратко-и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития страны в целом совпадают с этапами этой работы при выработке долгосрочных направлений социально-экономического развития и государственной экономической политики. Вместе с тем некоторые уточнения необходимы. Главное же здесь-необходимость большей детализации, которая требует, чтобы некоторые этапы осуществлялись двухстадийно - на период, предшествующий прогнозируемому, и на прогнозный период.
При анализе изменения уровня и характера действия угроз экономической безопасности за период, предшествующий прогнозному, должны быть осуществлены следующие работы:
а) количественная и качественная характеристика угроз экономическойбезопасности на начало и конец анализируемого периода;
б) перечень и характер преодоленных или предотвращенных угроз экономической безопасности;
в) перечень и характер вновь возникших угроз экономической безопасности и факторы, их вызвавшие;
г) масштабы и характер негативных последствий от действия угроз экономической безопасности;
д) меры, которые принимались в отчетном периоде по предотвращению и преодолению угроз экономической безопасности, а также по компенсации негативных последствий их действия.
Анализ изменения уровня и характера действия вероятных угроз экономической безопасности в прогнозируемом периоде включает:
а) количественную и качественную характеристику угроз экономической безопасности в прогнозируемом периоде;
б) перечень и характер преодолеваемых и предотвращаемых в прогнозируемом периоде угроз экономической безопасности;
в) перечень и характер вновь возникающих в прогнозируемом периоде угроз экономической безопасности и факторы, их вызывающие;
г) меры, предусматриваемые в прогнозируемом периоде, по предотвращению и преодолению угроз экономической безопасности, а также по компенсации негативных последствий от их действия по каждой группе угроз экономической безопасности:
государственная поддержка процессов и тенденций в социально-экономическом развитии страны, способствующих предотвращению и преодолению угроз экономической безопасности, а также компенсирующих негативные последствия их действия;
подготовка законодательных и нормативных актов для рассмотрения и утверждения, способствующих предотвращению и преодолению угроз экономической безопасности, а также компенсирующих негативные последствия их действия.
Указанная укрупненная типовая схема работ по учету параметров экономической безопасности должна быть наполнена конкретными проблемами, которые должны содержаться в каждой части раздела.
В основе разработки государственного бюджета, как было сказано выше, лежат показатели кратко- и среднесрочного прогноза социально-экономического развития России. Поэтому все особенности методики учета параметров экономической безопасности России на предпрогнозной стадии и при разработке кратко- и среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны, изложенные выше, в полной мере должны быть распространены и на разработку государственного бюджета.
Это в равной мере касается использования ранее сформулированных и определенных национальных интересов в области экономики, факторов, им угрожающих, количественных параметров пороговых значений экономической безопасности; разработки сценарных условий; состава и структуры стратегических направлений; периодов мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности; последовательности процедур выработки и реализации стратегических направлений; форм и методов действий государства по реализации стратегических направлений; системы индикаторов, применяемых при мониторинге факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Практически учеты параметров экономической безопасности России на стадии разработки государственного бюджета, на предпрогнозной стадии и при разработке кратко- и среднесрочного прогноза социально-экономического развития по времени совпадают, хотя разнятся в пространстве (разрабатываются разными министерствами) и находят свое воплощение в разных документах (бюджет и прогноз). По сути дела это одна и та же стадия, но разделенная по объектам работы.
Объектом учета параметров экономической безопасности на стадии разработки государственного бюджета, казалось бы, является прежде всего сфера финансов, бюджета, налоговой и таможенной политики. Между тем главный национальный интерес в этой сфере - обеспечение достаточности бюджетных ресурсов для выполнения государством своих функций. Работа в рамках этого национального интереса выходит на стадии разработки государственного бюджета из чисто бюджетной сферы практически во все другие сферы экономики, зависящие в той или иной мере от бюджетного финансирования. Именно здесь общеметодологическое положение о том, что экономическое развитие должно обеспечивать национальную безопасность России во всех ее аспектах, приобретает конкретное практическое воплощение в масштабах финансирования государственных нужд.
Поэтому главной процедурой учета параметров экономической безопасности на всех этапах разработки государственного бюджета должно быть сопоставление по каждой статье бюджетной классификации бюджетных ассигнований с потребностью в них для полноценного выполнения государством своих функций и прежде всего обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практически это всегда делается. Однако в рамках учета параметров экономической безопасности особое внимание должно уделяться сопоставлению по индикаторам, отражающим уровень национальной безопасности (сбалансированность доходов и расходов бюджета, погашение и обслуживание государственного долга, коэффициент монетизации, расходы на социальную сферу и т.д.).
Главный инструмент учета параметров экономической безопасности в ходе разработки кратко- и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития и проектов государственного бюджета - пороговые значения экономической безопасности. На этапе мониторинга необходимо сопоставить фактические данные социально-экономического развития с пороговыми значениями экономической безопасности и проверить, находится ли та или иная сфера экономики в опасной зоне.
На предпрогнозной стадии следует оценить реальную возможность и необходимость с позиции национальных интересов России в области экономики приблизиться к пороговым значениям экономической безопасности или достичь их. В ряде сфер экономики в кратко- и среднесрочном периоде в ближайшие годы явно не удастся достичь пороговых значений экономической безопасности, но оценить степень приближения к ним нужно.
На стадии разработки прогнозных показателей пороговые значения экономической безопасности или степень приближения к ним должны быть ориентирами и в известной мере играть роль контрольных цифр. Здесь нужна итеративность прогнозирования. Если первоначальный прогноз того или иного индикатора не выводит на пороговое значение экономической безопасности или заданное приближение к нему, то разрабатываются специальные меры, позволяющие обеспечить требуемые параметры.
Важно на всех стадиях определять масштабы негативных последствий от несоблюдения количественных параметров пороговых значений экономической безопасности.
ВЫВОДЫ
Применение пороговых значений экономической безопасности наиболее эффективно в процессе разработки кратко- и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и проектов государственного бюджета.
Важная задача - учет проблем экономической безопасности с применением пороговых значений во всех процедурах разработки прогнозов социально-экономического развития страны и проектов государственного бюджета.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы особенности использования пороговых значений экономической безопасности при кратко- и среднесрочном прогнозировании социально-экономического развития страны по сравнению с долгосрочным?Как должны использоваться пороговые значения экономической безопасности на предпрогнозной стадии прогнозирования?
Каковы этапы учета параметров экономической безопасности в кратко- и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития страны?
Каковы особенности учета параметров экономической безопасности при разработке государственного бюджета?
Рекомендуемая литература
Безопасность России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая безопасность: Вопросы реализации государственной стратегии». М: МГФ «Знание», 1998.
Новиков Г.В. Финансовая безопасность экономики (методология и практика). М, 2001.
Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. М: Институт экономики РАН, 1996.
Экономическая безопасность: тенденции, методология, организация / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Институт экономики РАН, 2000.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.