36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
Высокая актуальность целенаправленной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны определяется внутренними и геополитическими последствиями незавершенных коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Наряду с определенными положительными результатами реформы в стране происходят сложные, часто болезненные для социально-экономического положения процессы как внутри страны, так и в ее мирохозяйственных связях. Переход к рыночным отношениям сопровождался глубоким экономическим кризисом и социальной напряженностью, усилением криминогенной обстановки. Вхождение экономики страны в мировой рынок поставило ее в условия жесткой конкуренции с продукцией ведущих капиталистических держав, к которой многие отрасли российского хозяйства оказались не готовы, что особенно усугубило кризисные процессы в районах сосредоточения неконкурентоспособных предприятий. Кризисное состояние экономики всегда несет в себе наибольшие угрозы экономической безопасности, делает уязвимой общую национальную безопасность страны. Выявление сложившихся и определение потенциальных очагов кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, и выработка мер по их ликвидации - одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей средства и методы защиты насущных интересов России от внутренних и внешних угроз.
Все виды национальной безопасности страны взаимосвязаны. Но особое место занимает экономическая безопасность, связанная с производственной деятельностью людей - основой их существования, определяющей главное содержание кризисных процессов и явлений в обществе.
Под региональной экономической безопасностью понимается способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциалы и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Таким образом, экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз на ее суверенитет.
На современном этапе в центре внимания государственных органов должно быть все разнообразие проявлений и негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций не только в целом по стране, но и в региональном аспекте, отражающем особенности причин их формирования в конкретных условиях места и времени.
В региональных кризисных ситуациях прямо или косвенно в концентрированном виде отражается территориальная специфика всех негативных процессов переходного периода, незавершенности коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Кризисное состояние -одно из важнейших повсеместно распространенных в течение 1990-х гг. явлений российской действительности, несущее в себе наиболее мощный заряд угроз экономической безопасности, делающих уязвимой общую национальную безопасность страны.
Это определяет необходимость:
разработки и обоснования методики комплексного анализа кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов различных таксономических рангов и социально-экономического профиля с учетом административно-территориального устройства страны и зарубежного опыта таких исследований;
выявления конкретных регионов, находящихся или потенциально предрасположенных к достижению такой глубины кризисной ситуации, при которой возникает угроза национальной, прежде всего экономической, безопасности России.
Под региональной кризисной ситуацией понимаются негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона, угрожающие неблагоприятными последствиями здоровью населения, политической стабильности общества, нормальному функционированию жизненно важных отраслей хозяйства.
Региональные кризисные ситуации формируются как под воздействием макроэкономических кризисных процессов, так и под влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения, участия регионов в территориальном разделении труда, национальных и других особенностей.
Кризисное состояние экономики и социальной сферы регионов формируется под влиянием специфических проявлений следующих явлений и процессов, способных создать угрозы национальной (прежде всего экономической) безопасности России:
• деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям рыночной экономики;
низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий регионального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективностью используемого сырья, топлива и энергии, высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, низким качеством продукции при высоких издержках производства;
нарушение нормальных процессов воспроизводства общественного продукта и населения;
высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм;
высокий уровень изношенности и технологическая отсталость производственных и непроизводственных основных фондов, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
• ухудшение состояния научно-технического потенциала регионов;
отставание в формировании институциональной инфраструктуры и региональных рынков товаров, труда и капитала;
отставание в развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов полезных ископаемых;
низкий уровень использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности;
спад производства, вызывающий высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни людей;
усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, ограничение доступа возрастающей части населения к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нравственного здоровья населения;
усиление территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития;
слабость институтов власти, недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления федеральными, субъектов Федерации и местными, реальное неравноправие субъектов Федерации;
неэффективная налоговая и бюджетно-кредитная системы (включая региональные налоги и местные финансово-кредитные учреждения);
неэффективность решений и действий органов власти и управления, проводимой ими экономической, социальной и региональной политики;
• ухудшение криминогенной обстановки;
• ухудшение структуры экспорта, увеличение в ней топливно-сырьевых товаров;
• усиление конкуренции импортных товаров и зависимости от их поставок;
• развитие внешних экономических связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам, экономической и национальной безопасности.
При рассмотрении характера воздействия региональных факторов дестабилизации на национальную и экономическую безопасность страны необходимо оценивать структурные сдвиги в экономике региона не только с позиций текущей рыночной конъюнктуры, но и с учетом долгосрочных экономических преимуществ соответствующей территории в общей системе территориального разделения труда.
Мировой опыт свидетельствует, что региональная кризисная ситуация может угрожать национальной и экономической безопасности в двух случаях:
развитие деструктивных процессов (или действие факторов дестабилизации) достигает такой степени остроты, при которой начинают проявляться тенденции необратимых изменений, перманентного ухудшения качественных характеристик экономического потенциала, деградации социальной сферы и (или) природной среды того или иного региона, преодоление которых возможно только в долгосрочной перспективе и связано с реализацией крупных инвестиционных программ;
в условиях проводимой правительством политики макроэкономической стабилизации (в том числе реализация программы антиинфляционных мер) развитие региональной кризисной ситуации невозможно быстро остановить при привлечении реально располагаемых централизованных и иных источников финансирования, и необходимы экстраординарные меры для поддержания достаточного уровня производительного, научно-технического потенциала, недопущения снижения уровня и качества жизни населения, состояния среды его обитания до предела, способного вызвать социальные потрясения, конфликты между отдельными слоями и группами населения, нациями и народностями.
Среди множества причин региональных кризисных ситуаций особенно выделяются усилившаяся дифференциация и дезинтеграция социально-экономического пространства.
По величине ВРП на душу населения - главному индикатору экономического развития - различия между 79 субъектами Федерации (без 9 автономных округов и Чечни) составляют более 20 раз, что превосходит разрыв между странами «золотого миллиарда» и беднейшей частью мира и в 4-5 раз выше различий между наиболее и наименее развитыми регионами ЕС. (Для сравнения: в Китае максимальный разрыв между провинциями по величине ВВП на душу населения в 1998 г. составил 10,9 раза.)
Социально-экономическая дифференциация регионов стала усиливаться вместе с нарастанием кризисных явлений в экономике и последующим переходом к рыночным реформам. Это объяснялось тремя комплексами причин. Во-первых, включился механизм рыночной конкуренции, разделяющей регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптируемость к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, возникло фактическое неравенство различных субъектов Федерации в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой.
Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена корреляционная зависимость: чем выше был исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП в регионе. Таким образом, если судить по динамике ВРП, то уже на протяжении ряда лет в России осуществлялась регрессивная дивергенция экономического пространства, не имеющая аналогов в мире развитых и развивающихся стран.
В группе наиболее проблемных территорий России теперь находятся не только слаборазвитые регионы (республики Северного Кавказа, Южной Сибири и др.), но и попавшие в депрессивное состояние территории во многих экономических регионах, сосредоточивающие мощный производственный и интеллектуальный потенциал. Увеличилось число регионов, где большая часть населения живет ниже черты бедности (в 1998 г. таких регионов было 8; в Республике Тыва за чертой бедности проживало 75% населения).
Одновременно на протяжении 1990-х гг. происходила дезинтеграция экономического пространства страны. При падении объема ВВП почти в 2 раза объем межрегионального товарообмена снизился более чем в 4 раза. Одной из главных причин ослабления межрегиональных производственных связей стало возросшее влияние мирового рынка. Объемы экспорта и импорта увеличивались в абсолютном выражении на фоне падающих объемов производства. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Этому способствовали снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт.
Существенный выигрыш от либерализации внешней торговли получили главным образом регионы, имеющие выгодное географическое положение и обладающие значительным экспортным потенциалом. При этом вполне реальна угроза «отрыва» от внутренней российской экономики некоторых регионов, соседствующих с развитыми или динамично развивающимися странами (например, Калининградская область).
Падение межрегионального оборота в 1990-х гг. было обусловлено также резкими изменениями ценностных соотношений на внутреннем рынке, и особенно опережающим ростом транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Вследствие относительного удорожания транспорта стали неэффективными многие экономические связи между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны. В течение ряда лет сохранялась критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера, прежде всего из-за неплатежеспособности получателей грузов и невыгодности этих перевозок для отправителей грузов и перевозчиков.
Не всякое сокращение межрегионального обмена следует оценивать негативно. Переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих прежних нерациональных и искусственных связей (например, от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удаленных друг от друга на тысячи километров), уменьшил зависимость потребителей от предприятий-монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т.п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать такой интеграционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.
В современных условиях вносит свой «вклад» в деформации российского экономического пространства хаотичное формирование финансового капитала. Господствующей тенденцией стала концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных экономических центров, «отсасывающая» финансовые ресурсы из реального сектора регионов России. Поскольку свыше 80% финансовых активов и главные площадки валютных и фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключено от финансовых «игр» и является заложниками зигзагов макроэкономической ситуации.
Также слабо работает на экономическую интеграцию России рынок труда. С одной стороны, основные потоки трудовой миграции - это беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, обезлюдева-ние Севера также усиливает давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями.
В первые годы новой российской государственности существенным фактором экономической дезинтеграции России стало приобретение отдельными регионами различных экономических льгот (налоговых, кредитных, внешнеторговых и т.п.), своего рода «льготная дезинтеграция», активные всплески которой происходили во время предвыборных кампаний Президента и «партии власти». Факторы, затрудняющие экономическую интеграцию, - асимметричность России (наличие субъектов Федерации с разным реальным статусом), эксклюзивные отношения между центром и отдельными регионами, многочисленные расхождения между федеральными и региональными законами и нормативными актами.
В 1999-2003 гг. наметились принципиальные изменения в экономическом пространстве России. Ряд признаков указывает на то, что тенденция дезинтеграции себя в основном исчерпала. Во-первых, возобновившийся экономический рост сопровождается расширением рынков сбыта, т.е. усилением межрегиональных экономических связей; межрегиональный оборот растет быстрее объема производства. Во-вторых, в процессе замещения импорта на внутреннем рынке межрегиональные связи вытесняют внешнеэкономические. Это влияние будет усиливаться, если в структуре импорта увеличится доля производственных товаров и сократится доля потребительских, а рост экспорта будет происходить в основном за счет полуфабрикатов и готовых изделий, а не сырья. В-третьих, объемы грузооборота транспорта, особенно железнодорожного, опережают рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, что также свидетельствует об интенсификации межрегионального товарообмена.
Пока нет достаточных данных для вывода, что начинающийся экономический подъем содействует уменьшению региональной дифференциации. Для формирования положительных тенденций в территориальной структуре экономики потребуются значительное время и усилия центра и регионов, проведение соответствующей региональной экономической политики.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.