1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
Многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. Так, в античной философии ставилась проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни1. Безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением недоброжелательства и злой воли сверхъестественных сил.
Исключение составлял Демокрит, который подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. Именно так, по его мнению, возник человек, а причиной объединения людей и создания общества была нужда, т.е. необходимость повышения степени защиты каждого2.
Аристотель содержание безопасности также сводил к проблеме самосохранения. Он считал, что безопасность определяется как естественное чувство человека, что природа вложила в каждое существо естественное чувство любви к себе3.
С развитием эллинского общества, ростом его богатства модифицировался и критерий безопасности, но все равно он связывался с самосохранением личности, улучшением условий жизни, повышением комфортности. Это подтверждают слова философа Эпикура о том, что «самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы»4.
1 История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. Кн. 2. С. 263, 288-294, 298, 303. Там же. С. 285. Там же. С. 292. Там же. С. 384.
В Греции классического периода индивидуум не мыслился вне государства. Поэтому все считали условием безопасности существования отдельного человека жизнь его в обществе. Демокрит рассматривал безопасность как неотъемлемый атрибут государства, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан.
Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили другие мыслители. Платон, исходя из разделения труда между сословиями, полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан, их процветание и благополучие должны основываться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на торжестве справедливости - основного принципа идеального государственного устройства. Каждому гражданину справедливость отводит особые занятие и положение. Поскольку потребности граждан разнообразны, а способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограниченны, постольку возникает необходимость образования общежития или государства1. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в единое целое, способное к гармоничному развитию. Оно призвано, с одной стороны, обеспечивать гармонизацию интересов, удовлетворение разумных потребностей граждан, а с другой - защищать их (в случае необходимости) от посягательств извне.
Согласно Аристотелю, государство представляет собой высшую форму общения между людьми. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между отдельными семьями и родами, ради обеспечения их безопасности и благополучия. Поэтому человек по природе - существо политическое (государственное). И если же кто-либо в силу своей природы, а не случайных обстоятельств живет вне государства, тот либо выше человека, либо недоразвит в нравственном отношении. Любой человек становится совершенным гражданином только в рамках государства, которое позволяет ему обрести личную свободу и безопасность.
Рассматривая проблему безопасности как составную часть теории государства, Аристотель выступил как ярко выраженный идеолог среднего класса. В каждом государстве как форме общения свободных людей встречаются, говорил он, люди очень зажиточные, крайне неимущие и стоящие в середине между теми и другими. Возникающие между ними противоречия должны преодолеваться посредством устанавливаемых в законодательном порядке правовых норм. Наилучший государственный строй будет, по мнению автора, в том обществе, которое состоит преимущественно из людей, владеющих собственностью средней величины.
В античной философии безопасность рассматривалась в тесной связи с хозяйственными отношениями, основу которых составляло разделение труда применительно к рабовладельческому строю, и трактовалась в контексте становления политических отношений и социальных учреждений, призванных обеспечить безопасность граждан и государства в целом. Логическое завершение эти идеи получили в эллинистическую эпоху, где были окончательно определены и зафиксированы политико-правовые основы концепции безопасности. Римские философы и юристы считали, что безопасность может реали-зовываться лишь с помощью права. Последнее должно официально закрепляться в законодательном порядке, благодаря которому регламентируются все социально-экономические отношения в обществе.
1 Напомним, что в своей теории идеального государства Платон разделил общество на три сословия: 1) правителей-философов, 2) воинов, 3) земледельцев и ремесленников.
Развитие христианства, Реформация привели к изменению понимания сущности безопасности и условий ее обеспечения. Католицизм формировался как военизированная организация, решающая задачу обеспечения собственной безопасности специфическими методами, протестантизм - как религия, опирающаяся на ценности рыночного индивидуализма, решает задачу обеспечения безопасности с соответствующим предпочтением методов индивидуальной экономической защищенности. Православие сохранило исходную христианскую общесоциальную направленность веры во всеобщее спасение -отсюда соборность как сущность безопасности личности, реализуемая только в ее единстве с обществом2, и понимание святости труда как основы бытия общины3.
В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из его наиболее ярких приверженцев был английский ученый Т. Гоббс, трактовавший проблему безопасности применительно к своей теории происхождения государства. Ее исходные постулаты таковы:
во-первых, человеческая природа естественна, неизменна и всегда остается тождественной самой себе;
во-вторых, все люди равны от природы по физическим и умственным способностям, следовательно, они обладают равными естественными правами;
в-третьих, человеческое общество проходит два состояния: естественное (первобытное) и гражданское.
1 Подробнее см.: История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свен-цицкой. 2 Имеется в виду социальная общность, членом которой ощущает себя данная личность, и понимание этой личностью необходимости подчиненности ее интересов интересам общности (вплоть до самопожертвования). 3 Характерно, что в число первых пяти русских святых вошел один из основателей Киево-Печер-ской обители - Феодосии, отличительной чертой святости которого было признано его исключительное трудолюбие. Сам великий труженик, он объявил святость труда, декларировал его обязательность и признавал труд на общество важной христианской добродетелью (см.: История русской церкви. М., 1991. С. 31-41). 4 Гоббс Т. Избранные сочинения. М.: Соцэкгиз, 1926. С. 116.
Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого -Д. Локка, в работах которого она обрела классическую форму. Различая вслед за Т. Гоббсом два состояния человеческого общества, Д. Локк вместе с тем считал, что естественное состояние вовсе не означает полного бесправия и постоянной вражды одних людей с другими, напротив, его теория характеризовалась естественной свободой и равенством. Основные принципы естественного права - личная свобода и частная собственность - создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило сформулировать следующее утверждение: причина перехода от естественного состояния к гражданскому обществу -не война против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность1.
Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.). Разделяя теорию общественного договора, они считали, что общество возникло путем договора объединившихся людей, в соответствии с которым люди обязывались оказывать друг другу услуги. Вступая в общественную жизнь, они отказываются от части свободы в предвидении выгод, которые должна им дать жизнь в обществе. Они берут на себя определенные обязательства в отношении общества при условии выполнения обязательств общества по отношению к ним. Люди объединились в общество, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью. Государство обязано гарантировать им все их права. Экономическое обоснование естественного права безопасности было дано представителями английской классической политической экономии - А. Смитом и Д. Рикардо.
Большое влияние на понимание социально-экономической сущности безопасности оказало развитие эволюционных теорий естествознания, что привело к трактовке безопасности как общебиологического явления, характеризующего условия нормальной жизни не только социальных, но и сложных биологических систем.
Известно, что классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности общества и не издавали по ней фундаментальных работ. Однако дух марксизма-ленинизма прямо выводит на эту проблему, и все научные исследования К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина освещают ту или иную сторону безопасности конкретно-исторического общества. Трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления, а это альфа и омега марксизма.
1 Гоббс Т. Философское основание учения о гражданине. М., 1914. С. 121-122.
Войны, революции XX в. выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике, науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является В. Парето1. Эта проблема поднималась им в исследованиях первой четверти XX в., в которых безопасность общества характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, зависящих в свою очередь как от определенных внутренних, так и внешних параметров.
Впоследствии появилась точка зрения, что эта взаимосвязь распространяется в основном на развивающиеся страны, на безопасность которых влияют как внутренняя, так и внешняя политика. Для промышленно высокоразвитых стран Запада, которые характеризуются высоким стабильным развитием как экономической, так и политической системы общества, проблема безопасности якобы сводится исключительно к обеспечению внешней безопасности. Конечно, в данной дискуссии не правы критики В. Парето. Он совершенно правильно ввел в методологию анализа все возможные факторы влияния на развитие исследуемого процесса2. Такой подход позволяет впоследствии, при изучении конкретных событий или при прогнозировании ситуации в определенных условиях, придавать факторам влияния необходимое значение, реально определяющее удельный вес каждого из них от 0 до max.
Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества. В его основе лежит исходное, основное и ряд производных положений - теоретических принципов, отражающих уже закрепленную в научном сознании систему идей - обобщенных положений, т.е. философия безопасности общества. В США (идеология этой страны, как никакой другой, фактически исключает историзм и опирается на текущее время) нет никаких дискуссий по поводу необходимости безопасности. Историческая миссия страны определена, интересы ясны, государственная доктрина, их выражающая, полностью и успешно реализуется и пользуется широчайшей реальной социальной поддержкой - безопасность страны является мощнейшим фактором консолидации общества. В ежегодном докладе «Стратегии национальной безопасности» США конституирующим положением является признание того, что глобальная и собственно американская безопасность зависит в первую очередь от утверждения лидирующей роли США в мире. Провозглашение права применения любых средств для защиты интересов США, простирающихся на весь мир, включая применение превентивных мер боевого воздействия, опирается на экономическое и военное превосходство, волю политического руководства, единство нации в этом вопросе.
1 Вкладу В. Парето в разработку проблемы безопасности общества была посвящена специальная конференция, проведенная в Британском университете Дьюка (см.: Economics and National Security. A History of Their Interaction. Edited by Craufurd D. Goodwin. Durnham and London: Duke University Press, 1991). 2 Полностью методологическая правота В. Парето подтвердилась в наши дни в связи со скорбными событиями 11.09.2001 г. До этого США никогда специально не рассматривали вопросы внутренней безопасности как не актуальные и не имеющие определяющего значения для развития страны. После теракта был создан специальный орган, который уже к июлю 2002 г. подготовил соответствующую программу.
«Стратегия национальной безопасности»1 США - документ, который администрация ежегодно разрабатывает и публикует как декларацию политического курса, выработанного на основе анализа возможностей страны и тех «вызовов», с которыми она может столкнуться. После теракта 11 сентября 2001 г. проблемы терроризма введены в качестве приоритетов в систему национальной безопасности (даже создан специальный государственный орган). Более того, в июле 2002 г. президент США выступил со специальным Посланием, в котором представил документ принципиально нового характера -«Национальную стратегию внутренней безопасности».
Понимание многих проблем безопасности (особенно в части их практического рассмотрения и решения) было найдено в России, вся история государственного строительства которой базировалась на осуществлении принципа безопасности страны, а с правления Ивана IV этот принцип модифицировался в основной критерий государственного управления (т.е. безопасность державы стала основным принципом отбора вариантов управленческих решений).
В России впервые в государственном лексиконе было применено понятие «интересы России». Его в 50-60-е гг. XIX в. ввел в употребление величайший дипломат той эпохи, великий патриот, канцлер князь A.M. Горчаков. Таким образом, национальные интересы в России стали выявляться, осознаваться и формулироваться еще до становления современного западного государственного, в том числе и американского, устройства. Еще 150 лет назад Горчаков считал, что основа безопасности, в том числе и внешней безопасности страны, кроется во внутренней ее готовности к отстаиванию национальных
1 Содержание ежегодного доклада «Стратегия национальной безопасности» законодательно строго регламентировано:
Интересы, цели и устремления США, которые имеют международный (внешний) характер и жизненно важны для обеспечения национальной безопасности США.
Направления внешней политики, характер международных обязательств и уровень военных возможностей США, которые должны обеспечить сдерживание агрессии против американского государства и реализовать стратегию национальной безопасности.
Предложения по кратко- и долгосрочному использованию политических, экономических, военных и других элементов американской государственной мощи для защиты национальных интересов и достижения целей и устремлений, жизненно важных для обеспечения национальной безопасности США.
Оценка наличия у США адекватных возможностей реализации стратегии национальной безопасности, включая оценку возможностей использования всех элементов национальной мощи, задействованных в реализации стратегии национальной безопасности.
Любые другие сведения, необходимые для информирования Конгресса США о стратегии национальной безопасности. Предусматривается также, что документ разрабатывается и представляется в двух видах: секретном и несекретном.
интересов. Он говорил, что настоящая политика России не за границей, а внутри России. После поражения в Крымской войне и лишения России какого-либо военного присутствия на Черном море казалось, что унижение страны будет очень длительным. Ответом врагам России стала знаменитая горча-ковская фраза: «Говорят, что Россия сердится. Нет, она не сердится, она собирается с силами». Тогда Россия приступила к великим реформам.
Прорывом в проблеме общей безопасности стало учение А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и прежде всего социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма организованности (защищенности) - «триединая организация - вещей, людей и идей»1. Нарушение равновесности системы может привести к ее негативному или позитивному изменению. Первое означает разрушение, второе - ее развитие. Именно этим определяется степень безопасности состояния социальной системы. А.А. Богданов был известным социал-демократом, в связи с чем все его учение исходит из философии марксизма, опирается на нее и развивает ее.
Важно подчеркнуть, что марксистская общественная и прежде всего экономическая наука послужила теоретической основой практического построения новой общественной формы государственности, и за кратчайшее время была создана сильнейшая держава - Советский Союз, - опередившая за какие-то полтора десятка лет все страны мира в социальном, политическом и военном отношениях и занявшая второе место в мире по экономике. СССР не только стал примером огромного общественного прогресса, но и вынудил большинство стран мира прогрессивно решать многие социальные задачи. Но, обеспечив величайший прогресс человечества и усилив его безопасность, СССР не уберегся от гибели из-за нарушения внутренней стабильности и забвения в государственном управлении стратегических интересов безопасности, что, в частности, явилось следствием неразработанности целостной научно обоснованной концепции развития общества и соответственно отсутствия теоретико-методологических основ функционирования системы национальной безопасности.
Сказанное нельзя понимать так, будто бы отсутствие теоретического, обобщающего определения безопасности предполагало в дореформенной России ее повсеместное несоблюдение на практике. Это не так хотя бы потому, что в недавнем прошлом в стране отдельные виды безопасности были высокоразвиты. Это касается не только высокоорганизованных систем оборонной и государственной безопасности, на которые, как правило, ссылаются как на признак тоталитарного режима. Необходимо подчеркнуть, что такой широкой сети безопасности на уровне эмпирических разработок не было создано ни в одной стране мира, причем реализовывались они повсеместно и тщательно. Однако они не обеспечили общей безопасности общественно-политической системы. Прежде всего оказалась существенно ниже общественно необходимого уровня экономическая защищенность страны, что подтвердил проигрыш в соревновании двух мировых систем. В результате развала механизма централизованного государственного управления производством и распределением ресурсов, обеспечивающих безопасность общества, эта мощнейшая конструкция рухнула и восстановлению (на тех же принципах) в ближайшие годы не подлежит.
1 Богданов А.Л. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. С. 106.
Проблема обеспечения безопасности для России всегда была достаточно специфичной, что предопределялось особенностью государственных интересов и их реализации. Естественно, возникает вопрос: в чем же, собственно, заключается специфичность этой проблемы? Прежде всего в том, что пока национальные интересы России, сфера их распространения не определены. В официальной идеологии, в науке, публицистике об их содержании в рамках как исторической предопределенности, так и временной трансформации идет дискуссия1.
Однако смысл и функциональная нагрузка Концепции национальной безопасности в нынешней России просто обязаны быть гораздо шире и фундаментальнее, чем аналогичные руководящие материалы в других странах, потому что «формулирование национальных интересов создает базу для поиска согласия в стране, подпитывает становление гражданского общества»2.
Над так называемой научной концепцией безопасности начали работать еще в 1990 г.3 Группа разработчиков концентрировалась вокруг академика Ю.А. Рыжова. Ею была предложена концепция, где доминировала ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Созданная, как стало ясно позднее, с позиций политического романтизма, она являлась скорее инструментом давления на тогдашнее руководство СССР и не выдержала испытания временем. Эта работа родила тенденцию, характерную для последующего периода работы над концепцией: подготовка каждого варианта концепции все время отставала от динамики развития событий. «Ситуация здесь меняется настолько быстро, что подготовка проекта концепции не укладывается в реальный масштаб времени»4.
1 В России внеисторическая, внеэволюционная идеология не имеет широкого социального признания. Необходим учет исходных исторических данностей и закономерностей, формирующих предпосылки развития исторической реальности. 2 Кривохижа В.И. Россия в новом мире: время решений. М., 1997. С. 128-129. 3 История вопроса дана по кн.: Кривохижа В.И. Россия в новом мире: время решений. 4 Николайчук И.А. Концепция национальной безопасности России: хождение по кругу: Научный отчет: М.: РИСИ, 1995. С. 4-5.
Этап запуска радикальных экономических реформ характерен тем, что летом 1993 г. новый секретарь Совбеза РФ Е. Шапошников обнародовал Основные положения концепции безопасности.
Этап противостояния центра и регионов, который закончился катастрофой октября 1993 г., характеризовался тем, что была понята необходимость научного обоснования Концепции. Был создан Научный совет Совбеза РФ под руководством B.C. Пирумова. В 1995 г. вышла книга «Проблема глобальной безопасности», однако Концепция представлена не была.
В октябре 1995 г. тогдашний помощник Президента РФ по вопросам национальной безопасности Ю. Батурин выступил с заявлением, из которого следовало, что концепция вряд ли в ближайшее время будет создана из-за отсутствия общенационального консенсуса по ряду принципиальных вопросов. Ожидалось, что очередной шаг в этом направлении может быть предпринят после президентских выборов 1996 г.
После этого началась интенсивная разработка отдельных аспектов национальной безопасности и были приняты соответствующие концепции, доктрины, стратегии. Так, еще 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ № 608 была одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)1.
К настоящему времени в качестве сводного документа Президентом утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации2. Это, конечно, не означает, что работа над проблемой и соответствующими документами завершена. В перспективе основным направлением работы в данной сфере явится разработка механизма защиты национальных интересов России.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.