logo
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost

_ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.

Анализ состояния парка основных строительных машин в подрядных орга­низациях показывает, что наблюдается устойчивая тенденция их старения.

Более того, значительная доля машин с истекшим сроком службы исполь­зуется, что отрицательно сказывается как на производительности труда, так и на безопасности работы на этих машинах. К 2002 г. истек срок службы у 70,7% используемых башенных кранов, у 36,6% кранов на гусеничном ходу. Все это не может не ухудшить экономическую и техногенную безопасность, что в ко­нечном счете создает угрозы безопасности в реальном секторе экономики, обусловленные старением производственных фондов.

Анализируя степень износа основных фондов в реальном секторе экономи­ки, т.е. секторе экономики, производящем товары, необходимо рассмотреть эту же проблему по транспорту, который непосредственно участвует в техно­логическом процессе, поставляя сырье, материалы, комплектующие изделия товаропроизводителям, в котором за годы рыночных реформ также ухудшал­ся коэффициент обновления основных фондов. Действительно, если в 1990 г. он был равен 5,1%, то в 2002 г. - всего 0,9%.

Степень износа транспортных средств в промышленности, сельском хо­зяйстве и строительстве в 2003 г. находилась в пределах 51,3-60,4%, что также оказывает негативное влияние на экономический рост. В самой транспортной отрасли степень износа транспортных средств в 2003 г. составила 70,3%.

Окончание срока гарантий безаварийной эксплуатации оборудования в 2003-2005 гг. и возможность возникновения после этого чрезвычайных ситу­аций техногенного характера могут стать серьезным препятствием экономи­ческого роста в России, что потребует разработки общегосударственной программы и принятия экстренных мер, обязывающих частные предприя­тия осуществлять активное обновление основных производственных фондов, и в первую очередь активной их части, с учетом возможностей платежеспо­собного спроса на производимую продукцию реального сектора экономики как юридических (отечественных и зарубежных), так и физических лиц, так как эти фонды являются объектами повышенной опасности и в случае воз­никновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера государство вы­нуждено принимать участие в их ликвидации, затрачивая на это огромные финансовые и трудовые ресурсы.

Проведенный анализ состояния основных фондов в российской экономи­ке свидетельствует о неблагополучном положении дел, так как из-за низких темпов вывода или обновления основных фондов степень их износа достигла критической отметки. Остается только удивляться, как при таком положении дел с основными фондами в российской экономике удельный вес численно­сти работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безо­пасности, составляет: в промышленности всего 0,4%, в строительстве - 0,1 и на транспорте - 0,1%, что говорит либо о сокрытии фактического состояния дел в сфере занятости работников на практически изношенном оборудова­нии, либо о существенном занижении требований безопасности. И то и дру­гое может создать видимость благополучия дел в этом направлении, что в конце концов приведет к чрезвычайным ситуациям регионального масштаба.

Основные причины такого неблагоприятного положения с производствен­ными фондами в реальном секторе экономики - низкая активность в иннова­ционно-инвестиционной сфере и недостаточная финансовая обеспеченность промышленных, сельскохозяйственных и строительных организаций.