36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
Основные инструменты государственного регулирования, применяемые непосредственно (адресно) к регионам, - трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов и Фонда регионального развития, финансирование «северного завоза», установление льготных условий распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов, пропорциональное распределение средств от важнейших налогов между федеральным и региональным бюджетами, адресные субвенции и дотации, финансирование из федерального бюджета региональных целевых программ. Основная сложность заключается в том, что государственных средств, выделяемых для решения региональных проблем, явно недостаточно. Отсюда слабая действенность используемых методов. Кроме того, при решении вопросов стимулирования явно недостаточно учитывается специфика регионов. В результате трансферты, субвенции и дотации из федерального бюджета получают практически все субъекты Федерации, многочисленные льготы на использование природных ресурсов имеют республики, обладающие хорошим экономическим потенциалом, и т.п.
Для решения текущих и долгосрочных региональных проблем используются различные методы регулирования (табл. 36.1).
Анализ практики и сценарных условий перспективного развития России позволяет утверждать, что в решении большинства текущих региональных проблем основную роль играют и будут играть бюджетные средства. Это связано в первую очередь с тем, что текущие проблемы, как правило, носят социальный характер.
Проблемы, носящие долговременный характер, главным образом связаны с инвестиционной деятельностью: подъем экономики отстающих районов зависит от укрепления их экономического потенциала и развития инфраструктуры; переселение сотен тысяч человек из районов Севера требует строительства жилья в районах, более благоприятных для жизни; формирование «наукоградов» и создание высокотехнологичных производств невозможно без крупномасштабных инвестиций и т.д.
Необходимые инвестиции не могут быть получены без создания развернутой системы гарантийно-страховых фондов. Однако своими силами и за счет своих активов это могут сделать только регионы высокоразвитые и богатые природными ресурсами. В других регионах в создании гарантийных фондов должна самое активное участие принимать Федерация.
В числе методов регулирования кризисных ситуаций, органически сочетающих возможности государства, регионов и субъектов хозяйствования, особое место занимает разработка целевых программ.
Содержание и методы разработки и реализации федеральных целевых программ регламентируются Законом о прогнозировании и программировании (1996 г.) и рядом методических материалов, утвержденных Минэкономразвития России.
Решение о разработке федеральных целевых программ (ФЦП) принимается Правительством РФ на основании заявок и обосновывающих материалов министерств и субъектов Федерации. На первом этапе разработки программы обычно анализируется проблема и формируется Концепция программы - система целей и направлений их реализации. На основе Концепции разрабатываются разделы программы, которые включают:
цели и задачи;
подпрограммы, увязанные с задачами;
систему мероприятий (включая инвестиционные проекты);
финансовое обеспечение программы;
эффективность программы;
механизм реализации программы;
систему управления реализацией программных мероприятий.
Проект программы согласовывается со всеми министерствами - участниками разработки, с Минфином России и представляется в Правительство РФ. Как правило, проект проходит экспертизу и после уточнения утверждается Постановлением Правительства РФ.
По мероприятиям целевых программ, частично финансируемым за счет средств федерального бюджета, ежегодно подаются заявки в Минфин России для включения этих мероприятий в бюджет. В связи с ограниченными возможностями бюджетным финансированием обеспечиваются далеко не все программные мероприятия. Это снижает результативность целевых программ, в связи с чем их число в последние годы резко сократилось (в бюджете 2002 г. осталось 7 региональных программ).
Среди них выделяются комплексные, экономические, социальные и экологические, а по региональному уровню (масштабам) - межрегиональные (охватывающие несколько субъектов Федерации), субъектов Федерации, локальные (относящиеся к части территории одного или нескольких субъектов Федерации) и муниципальные (городские) (табл. 36.2).
Таблица 36.2
Типология региональных программ
№ п/п | Программы | Типы региональных программ | |||
Комплексные | Экономические | Социальные | Экологические | ||
1 | Межрегиональные |
|
|
|
|
2 | Субъектов Федерации |
|
|
|
|
3 | Локальные |
|
|
|
|
4 | Муниципальные |
|
|
|
|
По статусу, уровню утверждения и управления все программы могут быть федеральными. Кроме того, межрегиональные программы могут утверждаться и финансироваться межрегиональными ассоциациями или несколькими заинтересованными республиками, краями и областями; программы субъектов Федерации, локальные и муниципальные - органами власти и управления субъектов Федерации, а муниципальные - еще и органами власти и управления городов и администраций ЗАТО.
Рассмотренные выше особенности необходимо учитывать при разработке региональных программ любого типа и масштаба. Однако наибольшие сложности и принципиальные отличия имеют место при подготовке так называемых комплексных программ, которые охватывают различные стороны социально-экономического развития регионов. Существенной спецификой обладают и межрегиональные программы.
Целевая программа развития всего социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие точки (сферы) роста экономики и наиболее сложные и острые проблемы, создающие кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Задачи целевой региональной программы комплексного характера должны заключаться в том, чтобы за определенный период создать условия и добиться конкретных результатов как в подъеме экономики, так и в преодолении негативного влияния кризисных процессов.
Конкретные цели (задачи) программы по регионам будут существенно различаться, но одно остается неизменным - число разнообразных целей будет велико.
Следует отметить особую роль прогнозов в определении целей (количественных) и результатов (эффекта) программы.
Можно утверждать, что региональные целевые программы комплексного типа, по существу, представляют собой симбиоз элементов прогноза экономического и социального развития и инвестиционных проектов и мероприятий.
Главная особенность комплексных программ заключается в том, что их предмет - не только вся экономика, но и процессы, связанные с условиями жизнедеятельности и воспроизводства населения, с охраной окружающей среды и воспроизводством природных комплексов. При этом, естественно, переплетаются задачи мирового, общегосударственного, регионального и местного значения. Поэтому бывает весьма сложно ограничиться лишь решением проблем федерального уровня, и практически все региональные программы содержат подпрограммы социального характера, как правило, относящиеся к компетенции субъектов Федерации.
Еще одна особенность комплексных региональных программ состоит в том, что поскольку они относятся ко всему хозяйству региона, то включают те производства и мероприятия, которые уже вошли в отраслевые или функциональные целевые программы, так как в противном случае теряется возможность регулирования всего хозяйства. Региональная комплексная программа должна уточнять и координировать программы, так или иначе относящиеся к региону.
Правительством РФ разработана программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. идо 2015г.)».
Цель программы - решить одну из ключевых проблем: уменьшить разрыв по основным социально-экономическим показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015 г. - в 2 раза.
Основные задачи программы:
формирование условий для развития отстающих регионов;
создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности;
повышение эффективности государственной поддержки. Финансирование программы осуществляется с участием федерального
бюджета. Претендовать на федеральную поддержку могут отстающие регионы, представившие обоснованные проекты развития социальной и инженерной инфраструктуры, а также приграничные регионы, испытывающие проблемы с обустройством беженцев и вынужденных переселенцев. Средства из федерального бюджета выделяются на основе результатов конкурса проектов, представленных регионами, отнесенными к группе кризисных и отстающих в экономическом развитии.
ВЫВОДЫ
1. Кризисная ситуация начала складываться до реформирования экономики России. В переходный период скрытое течение кризисных процессов повсеместно переросло в открытую форму глубокого системного кризиса, угрожающего экономической безопасности страны и ее регионов. Под региональной кризисной ситуацией понимаются негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сфере и экологии региона, угрожающие качеству жизни населения, политической стабильности общества и жизнеспособности хозяйства региона и страны. Кризисная ситуация в регионе может возникнуть под влиянием как одного, так и нескольких факторов. Оценка глубины кризиса в хозяйстве региона связана с рассмотрением всех составляющих его социально-экономического комплекса. Она не может ограничиваться анализом сложившегося положения, а должна включать рассмотрение возможных вариантов развития событий в перспективе.
Региональная экономическая безопасность - способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, обеспечивать достойные условия жизни населения, социально-экономическую стабильность общества. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов. При поражении кризисными процессами профилирующих отраслей хозяйства сокращается не только конкурентоспособность экономики региона, но и всей страны. Если же глубоким кризисом поражаются основные регионы сосредоточения научно-технического и производственного потенциала, то появляется угроза стратегическим интересам страны.
Возникающие под влиянием многочисленных факторов кризисные состояния хозяйства регионов, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Меры по нейтрализации региональных кризисных ситуаций включают макроэкономическое регулирование (налоговое и бюджетно-финансовое), институциональное регулирование (приватизация и акционирование, санация убыточных предприятий, формирование Фонда поддержки предпринимательства и др.), государственное территориальное регулирование (поддержка районов Крайнего Севера, регулирование транспортных тарифов, реализация федеральных территориально-ориентированных целевых программ).
Коренное изменение в политическом устройстве, геополитическом положении, экономических отношениях, кризисные процессы привели к обострению ранее сложившихся и появлению новых региональных проблем, вызвавших угрозу сепаратизма и экономического распада России. В числе этих проблем - дифференциация и дезинтеграция социально-экономического пространства России. На протяжении ряда лет осуществлялась регрессивная дивергенция экономического пространства, не имеющая аналогов в мире. Эта тенденция все еще не преодолена. Устранение этих проблем - центральная задача федеральной региональной политики.
Региональная политика России - это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера, максимальному использованию в интересах всего общества благоприятных территориальных предпосылок и факторов и всемерному снижению негативного влияния неблагоприятных природных и экономических условий на развитие регионов. Для решения проблем территориального и регионального развития государство использует прогнозирование и программирование, финансовое и бюджетное воздействие на развитие экономики и социальной сферы, экологию регионов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Как осуществляется переход на рыночную экономику хозяйствования и каково его влияние на формирование региональных кризисных ситуаций?
Существуют ли региональные проблемы исторического характера, вызванные коренными изменениями в системе управления?
Рассмотрите в региональных кризисных ситуациях следствия и причины экономического спада и социальных проблем.
Раскройте тезис: региональная политика как часть государственной политики.
Какова роль региональной, федеральной и субфедеральной политики в преодолении кризисных процессов?
Рекомендуемая литература
Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1997.
Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: Методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. ТАСИС. Москва - Новосибирск: Экор. Сибирское соглашение, 2000.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. М.: Экономика, 2000.
Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1998.
Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Экономика, 2002.
Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.