Глава 32
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА СТРАНЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ состояния ЭКОНОМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Платежный баланс (ПБ) - обобщающий показатель платежеспособности страны. По определению МВФ: «Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в котором в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени» [10, с. 21]1. Определение Госкомстата России несколько отличается от определения МВФ: «Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции данной страны с другими странами мира за определенный период времени (отчетный период)» [7]. Представляется, что определение ПБ, даваемое МВФ, точнее, так как отражает специфику данного понятия как обобщающего и суммирующего показателя платежеспособности страны.
ПБ можно рассматривать как алгебраическую сумму платежных ресурсов (отражаемых со знаком «+») и потребностей (отражаемых со знаком «-») страны. Соответственно результат сложения - это сальдо ПБ. Поскольку алгебраическую сумму величин платежных ресурсов и потребностей можно дезагрегировать на более дробные составляющие, ПБ удобно представить в виде иерархически организованной таблицы. Видов таких таблиц (представлений ПБ) несколько. Они отличаются способом группировки и отражения внешнеэкономических операций. Основным является нейтральное представление, в котором последовательно отражаются одноименные статьи платежных ресурсов, платежных потребностей и их сальдо.
Экономические операции страны с внешним миром условно можно разбить на: 1) обмен товарами и услугами, включая услуги труда, и 2) перемещение стоимости, т.е. отток ее из страны и приток стоимости извне.
Обмен товарами и услугами непосредственно не изменяет способности страны к накоплению или потреблению, хотя косвенно развитие международного разделения труда должно вести к повышению эффективности экономики и росту благосостояния граждан участвующих в нем стран2.
Перемещение стоимости - показатель, суммирующий внешнеэкономические операции, изменяющие способность страны к накоплению или потреблению: 1) вывоз резидентного капитала и ввоз иностранного капитала; 2) выплаченная и полученная оплата труда; 3) выплаченные и полученные доходы от инвестиций; 4) выплаченные и полученные текущие трансферты.
1 См. список рекомендованной литературы к этой главе. 2 Понятие эффективности экономики различно для предпринимателей, максимизирующих прибыль (микроэкономическая эффективность), и для государств, заботящихся о благосостоянии граждан и развитии национальной экономики (макроэкономическая эффективность), что порождает коллизию интересов между ними, протекционизм и объективную потребность в государственном регулировании и социальном рыночном хозяйстве, т.е. современной модели смешанной экономики.
одноименные активные и пассивные статьи (группы однотипных внешнеэкономических операций, порождающих соответствующие платежные потребности или ресурсы) и рассчитывается их сальдо1. В табл. 32.1-32.32 дано нейтральное представление ПБ России за 1993-2001 гг.
В табл. 32.1 приведены статьи ПБ первого уровня агрегирования: 1)счет текущих операций; 2) счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, в том числе счет операций с капиталом и финансовый счет; 3) чистые ошибки и пропуски3. Особенность этих счетов - их сальдовый характер. Они представляют собой сумму сальдо статей второго уровня агрегирования (далее - разделов), показанных в табл. 32.2 и 32.3.
Таблица 32.1
Платежные балансы России (нейтральное представление, постатейные сальдо)
в 1993-2001 гг., млрд долл.
Наименование статей | 19932001 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Счет текущих операций | 152,1 | 12,8 | 8,9 | 8,0 | 12,4 | 2,5 | 1,0 | 25,0 | 46,3 | 35,1 |
Товары и услуги Товары | 203,3 256,8 | 14,2 15,6 | 11,0 17,7 | 11,3 20,7 | 17,8 22,9 | 11,6 17,4 | 13,2 17,1 | 32,0 35,3 | 53,0 60,7 | 39,3 49,4 |
Услуги | -53,5 | -1,4 | -6,7 | -9,4 | -5,1 | -5,8 | -3,9 | -3,3 | -7,7 | -10,2 |
Доходы от инвестиций и оплата труда | -51,5 | -2,3 | -1,8 | -3,4 | -5,4 | -8,7 | -11,8 | -7,5 | -6,7 | -3,9 |
Оплата труда | -0,7 | 0,0 | -0,1 | -0,3 | -0,4 | -0,3 | -0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
Доходы от инвестиций | -50,9 | -2,3 | -1,7 | -3,1 | -5,0 | -8,4 | -11,6 | -7,8 | -7,0 | -4,0 |
Текущие трансферты | 0,3 | 0,9 | -0,3 | 0,1 | 0,1 | -0,4 | -0,4 | 0,5 | 0,1 | -о,з |
Счет операций с капиталом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и финансовыми инструментами | -88,8 | -6,5 | -8,6 | 0,8 | -6,7 | 5,5 | 7,9 | -18,0 | -37,1 | -26,0 |
Счет операций с капиталом | 1,4 | -0,3 | 2,4 | -0,3 | -0,5 | -0,8 | -0,4 | -0,3 | 11,0 | -9,4 |
Капитальные трансферты | 1,4 | -0,3 | 2,4 | -о,з | -0,5 | -0,8 | -0,4 | -о,з | 11,0 | -9,4 |
Финансовый счет | -90,2 | -6,3 | -11,0 | 1,1 | -6,2 | 6,3 | 8,3 | -17,7 | -48,0 | -16,7 |
Прямые инвестиции | 11,0 | 1,1 | 0,5 | 1,7 | 1,7 | 4,0 | 1,7 | 0,7 | -0,5 | -0,1 |
Портфельные инвестиции | 44,6 | 0,0 | 0,0 | -2,4 | 4,4 | 45,8 | 8,6 | -0,6 | -10,3 | -0,9 |
Прочие инвестиции | -110,6 | -3,0 | -11,6 | 11,2 | -13,7 | -41,6 | -7,3 | -15,9 | -21,2 | -7,3 |
Резервные активы | -32,6 | -4,4 | 1,9 | -10,4 | 2,8 | -1,9 | 5,3 | -1,8 | -16,0 | -8,2 |
Поправка к резервным активам | -2,7 | 0,0 | -1,8 | 1,1 | -1,5 | 0,0 | -0,1 | -0,2 | 0,0 | -0,2 |
Чистые ошибки и пропуски | -63,3 | -6,3 | 0,2 | -8,8 | -5,7 | -8,0 | -9,0 | -7,0 | -9,2 | -9,1 |
Общее сальдо | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
1 В дополнение к основным агрегатам нейтрального представления ПБ в России разрабатываются детализированные компоненты. Выделяются платежные балансы со странами СНГ и дальнего зарубежья. Наряду с нейтральным представлением баланса ЦБ РФ разрабатывает аналитическое представление, содержащее дополнительную информацию по секторам экономики (государственное управление, банки, нефинансовые предприятия) и методологически мало отличающееся от нейтрального: в нем также отражается движение капитала безотносительно к его национальной принадлежности. 2 Все приведенные в работе оценки рассчитаны на основе данных платежных балансов (в том числе их детализированных компонентов), опубликованных в «Вестнике Банка России» и «Бюллетене банковской статистики», а также на сайте Банка России. При округлении цифр в таблицах могут возникать незначительные дисбалансы. 3 Строка «Общее сальдо» имеет нулевое или близкое к нулю значение, так как все дисбалансы показаны в статье «Чистые ошибки и пропуски».
Платежные балансы России (нейтральное представление, счет текущих операций)
в 1993-2001 гг., млрд долл.
Наименование статей | 19932001 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Счет текущих операций | 152,1 | 12,8 | 8,9 | 8,0 | 12,4 | 2,5 | 1,0 | 25,0 | 46,3 | 35,1 |
Товары и услуги | 203,3 | 14,2 | 11,0 | 11,3 | 17,8 | 11,6 | 13,2 | 32,0 | 53,0 | 39,3 |
Экспорт | 844,9 | 67,9 | 76,3 | 93,5 | 103,8 | 103,1 | 87,3 | 83,7 | 115,2 | 114,1 |
Импорт | -641,6 | -53,7 | -65,3 | -82,2 | -86,0 | -91,5 | -74,0 | -51,8 | -62,3 | -74,8 |
Товары | 256,8 | 15,6 | 17,7 | 20,7 | 22,9 | 17,4 | 17,1 | 35,3 | 60,7 | 49,4 |
Экспорт | 748,3 | 59,7 | 67,8 | 82,9 | 90,6 | 89,0 | 74,9 | 74,7 | 105,6 | 103,2 |
Импорт | -491,5 | -44,1 | -50,2 | -62,2 | -67,6 | -71,6 | -57,8 | -39,4 | -44,9 | -53,8 |
Услуги | -53,5 | -1,4 | -6,7 | -9,4 | -5,1 | -5,8 | -3,9 | -3,3 | -7,7 | -10,2 |
Экспорт | 96,6 | 8,2 | 8,4 | 10,6 | 13,3 | 14,1 | 12,4 | 9,1 | 9,7 | 10,9 |
Импорт | -150,0 | -9,5 | -15,1 | -20,0 | -18,4 | -19,8 | -16,2 | -12,4 | -17,4 | -21,1 |
Доходы от инвестиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и оплата труда | -51,5 | -2,3 | -1,8 | -3,4 | -5,4 | -8,7 | -11,8 | -7,5 | -6,7 | -3,9 |
К получению | 39,1 | 2,9 | 3,5 | 4,3 | 4,3 | 4,4 | 4,3 | 3,8 | 4,8 | 6,8 |
К выплате | -90,6 | -5,2 | -5,3 | -7,6 | -9,8 | -13,1 | -16,1 | -11,3 | -11,5 | -10,7 |
Оплата труда | -0,7 | 0,0 | -0,1 | -0,3 | -0,4 | -0,3 | -0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,1 |
Полученная | 2,5 | 0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
Выплаченная | -3,1 | 0,0 | -0,2 | -0,5 | -0,5 | -0,6 | -0,5 | -0,2 | -0,2 | -0,5 |
Доходы от инвестиций | -50,9 | -2,3 | -1,7 | -3,1 | -5,0 | -8,4 | -11,6 | -7,8 | -7,0 | -4,0 |
К получению | 36,6 | 2,9 | 3,4 | 4,1 | 4,2 | 4,1 | 4,0 | 3,4 | 4,3 | 6,2 |
К выплате | -87,5 | -5,2 | -5,1 | -7,2 | -9,3 | -12,5 | -15,6 | -11,2 | -п,з | -10,2 |
Текущие трансферты | 0,3 | 0,9 | -0,3 | 0,1 | 0,1 | -0,4 | -0,4 | 0,5 | 0,1 | -0,3 |
Полученные | 6,6 | 1,3 | 0,2 | 0,8 | 0,8 | 0,4 | о,з | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
Выплаченные | -6,3 | -0,5 | -0,5 | -0,7 | -0,7 | -0,8 | -0,7 | -0,5 | -0,7 | -1,2 |
Так, первый компонент сальдо ПБ - сальдо текущих операций, составившее в 1993-2001 гг.1 152,1 млрд долл. (см. табл. 32.2), слагается из: 1) торгового сальдо (203,3 млрд долл.); 2) сальдо оплаты труда (-0,7)2; 3) сальдо доходов от инвестиций (-50,9) и 4) сальдо текущих трансфертов (0,3). Торговое сальдо (сальдо операций с товарами и услугами) сложилось из сальдо товаров в 256,8 млрд долл. и сальдо услуг в -53,5 млрд. Очевидно, сальдо оплаты труда и сальдо текущих трансфертов статистически незначимы по сравнению с торговым сальдо и сальдо доходов от инвестиций.
Для сальдо текущих операций характерна большая изменчивость - в интервале от 1,0 млрд долл. в 1998 г. до 46,3 млрд в 2000 г. при среднегодовом его значении в 17 млрд долл. Торговое сальдо изменялось в интервале от 11,0 млрд долл. в 1994 г. до 53,0 млрд в 2000 г. при среднегодовом значении в 22,6 млрд долл. Столь же сильно изменялось сальдо товарооборота - от 15,6 млрд долл. в 1993 г. до 60,7 млрд в 2000 г. при среднегодовом значении в 28,5 млрд долл.
1 Далее, если не указано иное, везде также приводятся оценки за период 1993-2001 гг., именуемый «период» или «рассматриваемый период». 2 Здесь и далее во избежание неопределенности величины приводятся со знаком «минус», если они так даны в платежном балансе.
Сальдо обмена услугами изменялось от -1,4 млрд в 1993 г. до -10,2 млрд долл. в 2001 г. при среднегодовом значении в -5,9 млрд долл. Как видим, динамика сальдо товаров и динамика сальдо услуг имеют противоположную направленность: чем больше страна зарабатывает на экспорте сырья, тем больше тратит на импорт услуг (в основном по статье «Поездки»).
Второй компонент сальдо ПБ - сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами (-88,8 млрд долл. за период; -37,1 - в 2000 г.; 7,9 -в 1998 г.) - состоит (табл. 32.3) из сальдо операций с капиталом (1,4 млрд долл. за период; -9,4- в 2001 г.; 11,0 - в 2000 г.), связанных с изменением зарубежных активов резидентов и российских активов нерезидентов вследствие миграции населения и «прощения» долгов, и сальдо финансового счета, отражающего изменение зарубежных активов резидентов и российских активов нерезидентов вследствие ввоза и импорта капитала (-90,2 млрд долл. за период; -48,0 - в 2000 г.; 8,3 - в 1998 г.).
Сальдо финансового счета складывается из: 1) сальдо прямых инвестиций (11,0 млрд долл. за период; -0,5- в 2000 г.; 4,0 - в 1997 г.); 2) портфельных инвестиций (44,6 млрд долл. за период; -10,3 - в 2000 г.; 45,8 - в 1997 г.); 3) прочих инвестиций (-110,6 млрд долл. за период;-41,6 - в 1997 г.; 11,2-в 1995 г.); 4) изменения резервных активов с поправкой, обеспечивающей согласованность методологии ПБ и статистики международных резервов (-35,3 млрд долл. за период; -16,0 - в 2000 г.; 5,3 - в 1998 г.).
Налицо парадокс: изменение объема иностранных прямых и портфельных инвестиций в Россию за вычетом аналогичных зарубежных инвестиций резидентов дало ей в 1993-2001 гг. 55,6 млрд долл., а изменение чистых прочих инвестиций составило -110,6 млрд долл. Разница этих двух величин равнялась-55,0 млрд долл. Еще 35,3 млрд долл. составило изменение резервных активов, связанное в основном с приростом вложений средств ЦБ РФ в приобретение ликвидных долларовых активов, по своей природе являющееся низкопроцентным кредитованием Россией США.
Третий компонент сальдо ПБ (см. табл. 32.1) - «Чистые ошибки и пропуски» (-63,3 млрд долл. за период; -9,2 - в 2000 г.; -0,2 - в 1994 г.). Эта статья включает статистические погрешности и утечку капитала. Первые должны иметь разные знаки в разные годы и кварталы и взаимопогашаться за большие периоды. В российских условиях данная статья имеет значительные отрицательные ежегодные значения, из чего можно сделать вывод о том, что этот, вообще говоря, технический показатель обретает в России важное экономическое значение.
Он почти вдвое превышает прирост валютных резервов и составляет 2/з сальдо финансового счета, т.е. заслуживает самого серьезного внимания. Он должен включаться в вывоз капитала (в том числе в его утечку) наряду с изменением финансовых активов (суммы статей «Прямые инвестиции в Россию», «Портфельные инвестиции в Россию» и «Прочие инвестиции. Активы»).
Неравнозначность статей ПБ еще более четко выявляется при рассмотрении слагаемых постатейных сальдо (см. табл. 32.2 и 32.3).
Сальдо товаров и услуг есть алгебраическая сумма экспорта и импорта (см. табл. 32.2). В 1993-2001 гг. экспортировано товаров и услуг на 844,9 млрд долл., а импорт составил -641,6 млрд долл., причем максимальных значений экспорт и импорт (по абсолютной величине) достигли соответственно в 2000 г. (115,2 млрд долл.) и в 1997 г.(-91,5 млрд), а минимальных - в 1993 г. (67,9 млрд) и в 1999 г. (-51,8 млрд). Торговый оборот за рассматриваемый период составил, следовательно, 1486,5 млрд долл. Экспорт и импорт товаров составили соответственно 748,3 и -491,5, услуг - 96,6 и -150,0 млрд долл. Товарооборот равнялся 1239,8 млрд долл., оборот услуг - 246,6 млрд долл. Как видим, масштабы торгового оборота России таковы, что повышение экспортных цен и снижение импортных на 1 % дало бы больше поступлений иностранной валюты, чем суммарная задолженность нашей страны перед МВФ и МБРР на 1 января 2002 г. (соответственно 7,4 и 6,7 млрд долл.).
Сальдо оплаты труда - алгебраическая сумма полученной оплаты труда (2,5 млрд долл. за период; 0,1 млрд - в 1994 г.; 0,6 млрд - в 2001 г.) и выплаченной оплаты труда (-3,1 млрд долл. за период; -0,2 млрд - в 1994 г.; -0,6 млрд -в 1997 г.). Это несопоставимо меньшие по сравнению с торговым оборотом величины.
Сальдо доходов от инвестиций есть алгебраическая сумма доходов к получению (36,6 млрд долл. за период; 2,9 млрд - в 1993 г.; 6,2 млрд - в 2001 г.) и к выплате (-87,5 млрд долл. за период; -15,6 млрд - в 1998 г.; -5,1 млрд - в 1994 г.). В данной статье ПБ отражаются доходы, причитающиеся инвесторам. Если имеет место просрочка резидентами выплаты процентов нерезидентам, увеличивается статья «Просроченная задолженность» в подразделе «Прочие инвестиции. Обязательства» финансового счета (подробнее этот вопрос рассматривается далее в этой главе).
Статьи «Доходы от инвестиций» и «Оплата труда» объединяются в промежуточный агрегат «Доходы от инвестиций и оплата труда». Это, по-видимому, объясняется тем, что в «экономике» труд и капитал считаются равноправными факторами производства. Однако применительно к платежному балансу эта трактовка вряд ли корректна. Данный агрегат в российских условиях неинформативен еще и по причине разнопорядковое™ значений статей «Оплата труда» и «Доходы от инвестиций».
В нейтральном представлении ПБ России счет операций с капиталом (см. табл. 32.3) представлен только статьей «Капитальные трансферты». «Капитальные трансферты полученные» (33,4 млрд долл. за рассматриваемый период; 0,9 млрд - в 1999 г.; 11,8 млрд - в 2000 г.) включают списание части внешнего долга России перед Лондонским клубом кредиторов в III квартале 2000 г. в сумме 10982 млн долл. Эта операция в соответствии с методологией составления ПБ отражена как получение капитального трансферта и снижение обязательств по портфельным инвестициям и просроченной задолженности, что почти полностью объясняет уменьшение в 2000 г. обязательств по портфельным инвестициям (-9,9 млрд долл.) и просроченной задолженности России (-1,6 млрд). Таким способом элиминируется списание долга при расчете общего сальдо ПБ (ибо положительная величина капитального трансферта взаимопогашается отрицательной величиной снижения российской задолженности). С учетом данного факта другие «капитальные трансферты полученные» составили в 1993-2001 гг. 22,4 млрд долл. «Капитальные трансферты выплаченные» (-32,0 млрд долл. за рассматриваемый период; -11,5 млрд - в 2001 г.; -0,9 млрд - в 2000 г.) включают списание долговых требований России в III квартале 2001 г. в размере -10031 млн долл. с соответствующим уменьшением просроченной задолженности перед Россией (10987 млн). В IV квартале 2001 г. были выплачены капитальные трансферты в размере -916 млн долл. с уменьшением просроченной задолженности перед Россией (1846 млн). При этом в 2000 г. - первом полугодии 2001 г. выплата капитальных трансфертов находилась на уровне 200 млн долл. в квартал, а прирост просроченной задолженности перед Россией составлял по кварталам соответственно-3812, -694, -869, -2114, -2726 и-981 (в млн долл.). Поэтому «прощение» долгов России в 2001 г. можно оценить в 10,7 млрд долл. А другие «капитальные трансферты выплаченные» составили в 1993-2001 гг. 21,3 млрд долл. Таким образом, величины капитальных трансфертов зависимы от субъективных факторов. Например, перенос момента списания части внешнего долга с III квартала одного года на I квартал следующего радикально меняет погодовую динамику капитальных трансфертов. Показатели сальдо операций с капиталом и сальдо финансового счета объединяются в единый агрегат, в котором результаты подобных формальных проводок взаимопогашаются.
Прямые инвестиции в Россию (23,8 млрд долл. за период; 0,6 млрд - в 1994 г.; 6,6 млрд - в 1997 г.) вдвое превысили прямые инвестиции за границу (-12,9 млрд долл. за период; -0,1 млрд - в 1994 г.; -3,2 млрд - в 2000 г.). Однако в последние два года баланс отрицателен.
Портфельные инвестиции в Россию (46,8 млрд долл. за период; -9,9 млрд -в 2000 г.; 46,0 млрд - в 1997 г.) на порядок превысили портфельные инвестиции за границу (-2,1 млрд долл. за период; -1,7 млрд - в 1995 г.; 0,3 млрд - в
г.). В 1997 г. при переоформлении просроченных долгов России Лондонскому клубу кредиторов в облигации произошло уменьшение ее обязательств по статье «Просроченная задолженность» в подразделе «Операции сектора государственного управления». При этом на такую же величину (28 млрд долл.) возросли обязательства нашей страны по статье «Портфельные инвестиции» данного раздела. О списании части (-11,0 млрд долл.) российского долга в
г. упоминалось выше. Так что фактическое чистое (за вычетом погашения ранее эмитированных обязательств) привлечение портфельных инвестиций составило менее 30 млрд долл., что, впрочем, тоже немалая сумма. К сожалению, основная часть средств представляет собой наращивание внешних госзаймов, которые не способствовали развитию доходной части экономики и увеличению ее экспортного потенциала.
Особенность российских платежных балансов в рассматриваемый период -доминирование «Прочих инвестиций». Их сальдо (-110,6 млрд долл. за рассматриваемый период; -41,6 млрд - в 1997 г.; 11,2 млрд - в 1995 г.) сложилось из изменения активов (-131,4 млрд долл. за период; -29,0 млрд - в 1996 г.; 5,2 млрд - в 1995 г.) и обязательств (20,9 млрд долл. за период; -15,0 млрд - в 1997 г.; 11,4 млрд - в 1993 г.). Отчасти столь серьезные колебания объясняются отмеченными выше операциями по переоформлению и списанию долгов России и долгов ей.
ЦБ РФ не рассчитывает сальдо по отдельным статьям «Прочих инвестиций», хотя формально такая возможность имеется (можно рассчитать сальдо по статьям «Наличная иностранная валюта» и «Наличная национальная валюта», «Торговые кредиты и авансы привлеченные» и «Торговые кредиты и авансы предоставленные»). Все статьи данного подраздела объединены в группы «Активы» и «Обязательства».
Изменение прочих активов (вывоз капитала российского происхождения) отражает общую неблагоприятную экономическую ситуацию в стране. У российских резидентов возросло количество наличной иностранной валюты (-29,6 млрд долл. за период; -13,4 млрд - в 1997 г.; 0,9 млрд - в 1998 г.); наличные доллары, несомненно, стали основным инвестиционным инструментом для российских граждан, а также платежным средством в «теневой» экономике.
Прирост торговых кредитов и авансов, предоставленных российскими резидентами нерезидентам, составил -31,9 млрд долл. за период; -6,8 млрд - в 1997 и в 1998 гг. и 8,2 млрд - в 1995 г. Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам составило: -56,8 млрд долл. за период; -11,5 млрд -в 1997 г.; -3,9 млрд - в 1994 г. В совокупности эти две статьи дали -88,8 млрд долл., что равно сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами (совпадение случайно и по годам не наблюдается). Можно, конечно, допустить, что наращивание торговых кредитов (просроченных и непросро-ченных) резидентов нерезидентам - условие роста торгового оборота. Однако в 1994-2001 гг. прирост накопленной величины предоставленных торговых кредитов и изменения задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам значительно превысили прирост торгового оборота (67 млрд долл.). Даже если оборачиваемость капитала во внешней торговле составляет 4 раза в год, прирост задолженности нерезидентов российским экспортерам и импортерам не должен был бы превысить-20 млрд долл. (вместо -88,8 млрд долл.).
Непросроченные ссуды и займы, предоставленные нерезидентам, сократились (57,7 млрд долл. за рассматриваемый период; -0,8 млрд - в 2001 г.; 9,5 млрд - в 1996 г.), но возросли просроченные (-59,0 млрд долл. за период; -11,6 млрд - в 1993 г.; 9,1 млрд - в 2001 г.). Другими словами, российские долговые активы по мере наступления срока платежа в основном не погашались, а просто переходили в разряд просроченных (единственное за период положительное значение данного показателя в 2001 г., как уже отмечалось, объясняется списанием долгов перед Россией). А ведь эти 59 млрд долл. очень пригодились бы, хотя бы для погашения госдолга.
«Прочие обязательства» включают статьи «Наличная национальная валюта» (0,1 млрд долл. за период; -0,3 млрд - в 1994 г.; 0,4 млрд - в 1995 г.), «Остатки на текущих счетах и депозиты» (2,6 млрд долл. за период; -4,7 млрд -в 1997 г.; 2,5 млрд - в 1995 г.) и «Прочие обязательства» (1,2 млрд долл. за период; -0,7 млрд - в 1998 и в 2001 гг.; 0,9 млрд - в 1995 и в 1996 гг.). Важным источником привлечения капитала в Россию оставались «Непросроченные ссуды и займы» (36,2 млрд долл. за период; -5,9 млрд - в 2001 г.; 13,6 млрд -в 1997 г.) и «Просроченная задолженность» (-9,7 млрд долл. за период; -24,3 млрд - в 1997 г.; 5,3 млрд - в 1998 г.). Последняя величина применительно к 1997 г. отражает переоформление в облигации просроченной задолженности в объеме 28 млрд долл. Лондонскому клубу кредиторов. Если эту величину исключить, получим суммарный рост привлеченных ссуд и займов в размере 54,6 млрд долл. Однако в последние годы происходит интенсивное сокращение привлеченных ссуд и займов (как непросроченных, так и просроченных), вызванное ухудшением кредитной репутации России после дефолта 1998 г., а также правительственным курсом на уменьшение внешнего долга.
Итак, за незначительными величинами постатейных сальдо могут скрываться крупномасштабные потоки товаров и капитала. В чем же тогда смысл этих сальдо? Сальдо ПБ, как известно, характеризует способность страны к осуществлению платежей в иностранной конвертируемой валюте. Торговое сальдо также имеет важный экономический смысл, поскольку отражает международную конкурентоспособность экономики и равновесность обменного курса. Положительное торговое сальдо обычно означает заниженность курса национальной валюты, стимулирующую экспорт и подавляющую импорт; к такого рода валютной политике прибегают страны, вынужденные обслуживать и погашать большой внешний долг. Отрицательное сальдо означает, как правило, завышенность курса национальной валюты, что стимулирует импорт и подавляет экспорт. Завышенный курс устанавливается в развитых странах, имеющих большие чистые доходы от зарубежных активов (инвестиций). Они вынуждены проводить протекционистскую внешнеторговую политику (устанавливая высокие таможенные барьеры для импорта и стимулируя экспорт с помощью субсидий и иных аналогичных мер). Завышенность обменного курса национальной валюты позволяет стране-эмитенту скупать активы за рубежом дешево и снижать инфляцию. Заниженность же курса утяжеляет долговое бремя страны-эмитента и подстегивает инфляцию. Поэтому отклонения обменного курса от равновесного (приводящего к нулевому торговому сальдо) имеют и положительные, и отрицательные стороны. Очевидно, что в обозримом будущем необходимость погашения внешнего долга и значительная утечка капитала останутся факторами заниженности обменного курса рубля. Поэтому меры по пресечению утечки капитала, репатриации ранее вывезенного капитала и поддержке экспорта готовой продукции и услуг должны занимать в макроэкономической политике России центральное место.
Если сальдо экспорта и импорта товаров и услуг имеет экономический смысл, то сальдо по другим операциям не играет роли с точки зрения оценки платежеспособности страны. При оценке нехватки (избытка) средств для финансирования страной внешних обязательств и потребностей важна вся совокупность платежных потребностей и ресурсов. Сальдо же по конкретным статьям имеют формальный характер. Отсутствуют также финансово-экономическая однородность и заменяемость средств по одноименным активным и пассивным статьям финансового счета ПБ. Так, доходы от инвестиций «К выплате» и «К получению» совершенно неравноценны по надежности и макроэкономическому значению. Невыплата Россией процентов по еврооблигациям тождественна объявлению ею дефолта, а невыплаты процентов государствами СНГ и развивающимися странами России по предоставленным ею (или еще СССР) кредитам этим странам лишь увеличивают их просроченную задолженность и представляют собой «вынужденный вывоз капитала» (подробнее об этом речь пойдет далее в этой главе). Еще меньше экономического смысла в сальдо одноименных статей «Активы» и «Обязательства» финансового счета (см. табл. 32.3), рассчитываемых в нейтральном представлении ПБ для прямых и портфельных инвестиций. Ведь, например, долги России МВФ и «Газпрома» - Дойче Банку неравноценны украинским долгам России и задолженности офшорных фирм российским экспортерам сырья. Первые погашать придется, вторые вряд ли удастся вернуть даже наполовину.
Очевидно, что нетто-приток капитала в страну может сопровождаться широкомасштабным вывозом капитала из нее. Типична, например, ситуация, когда государство привлекает иностранные займы, инвесторы ввозят капитал, а резиденты скупают иностранную валюту и вывозят ее за рубеж, оставляют за границей экспортную выручку и т.п. Это происходило и до, и после дефолта 1998 г. Особенно опасен «размен» суверенных обязательств России (а также обязательств нефтяных, газовых и металлургических предприятий, либо частично принадлежащих государству, либо эксплуатирующих природные ресурсы, являющиеся общественным достоянием) на «сомнительные требования» государства и резидентов к иностранным дебиторам (офшорным, подставным и иным аналогичным фирмам, неплатежеспособным государствам СНГ и дальнего зарубежья). Большая часть этих активов сейчас либо ничего не стоит, либо (за вычетом судебных и других издержек, требующихся для их возвращения) несущественна по сравнению с вывезенным из России капиталом.
В этой связи проведение системного макроэкономического анализа и совершенствование регулирования ввоза и вывоза капитала предполагают решение следующих групп проблем.
Во-первых, устранение дефектов российского законодательства, облегчающих утечку капитала и перемещение стоимости из страны в целом.
Во-вторых, рационализация статуса и функций институтов, регулирующих движение капитала в России, с помощью экономических и административных методов (в первую очередь путем предоставления налоговым органам статуса органов валютного контроля с одновременной либерализацией вывоза доходов, с которых налоги уплачены).
В-третьих, полный охват ввоза и вывоза капитала системой государственной статистики, учета и прогнозирования, а также установление соответствия между системами данных, разрабатываемых разными ведомствами.
В-четвертых, построение системы сводных таблиц ПБ, позволяющих более точно, чем в настоящее время, оценить объемы, динамику и структуру ввоза и вывоза капитала, в том числе охарактеризовать: 1) ввоз и вывоз капитала в сопоставлении с потоками доходов от инвестиций; 2) ввоз иностранного капитала в сопоставлении с выплаченными доходами от инвестиций; 3) вывоз российского капитала в сопоставлении с полученными доходами от инвестиций; 4) утечку капитала; 5) объемы платежных ресурсов и платежных потребностей России (раздельно по постсоветским странам и странам вне СНГ); 6) перемещение стоимости в Россию и из нее.
В последующем изложении обосновываются подход к решению четвертой группы проблем и некоторые рекомендации относительно решения проблем первых трех групп.
Вывоз капитала и перемещение стоимости из России в 1993-2001 гг. (анализ симметричного представления ПБ). Итак, внешнеэкономические операции отражаются в ПБ, поскольку влияют на платежеспособность страны. Понять же, сколько иностранной валюты (точнее, платежных ресурсов ибо оплата экспорта может производиться и товарами, и путем зачета в погашение долга) получила страна от экспорта товаров или ввоза капитала, каковы бюджетные потери от вывоза капитала и насколько велика его утечка на основе нейтрального представления, невозможно, равно как нельзя и оценить дефицит ПБ.
Например, сальдо текущих операций составило в 1993-2001 гг. 152,1 млрд долл., причем по товарам и услугам - 203,3 млрд, а по товарам - 256,8 млрд. Однако эти средства не были в действительности получены, поскольку в финансовом счете изменение предоставленных нерезидентам торговых кредитов и авансов составило в этот период -31,9 млрд долл., изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам достигло -56,8 млрд долл. (всего -88,8 млрд). Чистый экспорт за вычетом прироста внешнеторговых долгов нерезидентов составил лишь 114,5 млрд долл. (табл. 32.4).
Однако страна в действительности располагала еще меньшими платежными ресурсами (а именно - 51,2 млрд долл.), так как «Чистые ошибки и пропуски» составили -63,3 млрд. Если же учесть изменение наличной иностранной валюты в размере -29,6 млрд долл. за рассматриваемый период, от торгового сальдо останутся лишь 21,7 млрд. Разумеется, источником иностранной валюты служил наряду с чистым экспортом капитала его импорт. Однако, как будет показано в последующем изложении, он был меньше вывоза капитала.
Таким образом, важнейшая особенность ПБ - отражение разных элементов внешнеэкономической сделки в разных счетах1. При этом движение средств, полученных, например, от вывоза товаров, может быть многоступенчатым и порождать серию отражаемых в платежном балансе операций. Например, сначала вывоз товаров компенсируется приростом торговых кредитов и предоставленных авансов, затем - изменением задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам, далее (в случае погашения нерезидентами задолженности) - ростом остатков средств на депозитах в иностранных банках, наконец, -оплатой импорта либо приобретением зарубежных активов резидентами, погашением ими обязательств перед нерезидентами, выплатой им доходов от инвестиций в Россию или продажей наличной иностранной валюты населению2. Это связано с принципами учета внешнеэкономических отношений в ПБ. Операции ПБ не являются результатом агрегирования данных первичного бухгалтерского учета участников внешнеэкономической деятельности (сбалансированного по определению); под ними понимаются лишь изменения показателей отношений резидентов с нерезидентами. Например, рост внешних обязательств резидентов учитывается в статьях ПБ со знаком «плюс», ибо согласно подразумеваемой модели поведения экономических субъектов последние должны ввезти в страну средства, привлеченные путем эмиссии обязательств. При этом суммарный рост последних показывает разность между величинами вновь возникших и погашенных (ранее возникших) обязательств (т.е. любая статья финансового счета есть сальдо кредитовых и дебетовых проводок). Сумма всех статей ПБ должна в идеале иметь нулевое значение (обратное неверно: нулевое значение «Чистых ошибок и пропусков» может достигаться и взаимопогашением больших ошибок с разными знаками). Поэтому наличие существенных отрицательных годовых значений данной статьи -симптом дисбаланса и требует тщательного исследования соответствующих причин и факторов, а также прямого сопоставления величин экспорта, импорта и движения средств в их оплату (необходимая для этого информация существует в системе валютного контроля).
1 Например, отражение экспорта товаров и его оплаты соответственно в текущем и финансовом счетах. Другой пример - отражение «Доходов от инвестиций полученных» в текущем счете с одновременным увеличением «Просроченной задолженности» нерезидентов в финансовом счете и (или) «Капитальных трансфертов выплаченных» в счете операций с капиталом. Поступления средств в Россию или увеличения ее платежеспособности при этом не происходит. 2 На каждой из этих стадий возможна утечка капитала, например, с помощью занижения экспортных (завышения импортных) цен, нелегального вывоза наличной валюты, предоставления фиктивных кредитов нерезидентам и иных методов, не отражаемых в ПБ.
Термины «вывоз российского капитала» и «вывоз капитала российского происхождения» в принципе тождественны, хотя последний точнее отражает суть понятия, так как речь идет о капитале российских резидентов, даже если они являются стопроцентными филиалами иностранных компаний.
Содержащаяся в ПБ сводная информация о внешнеэкономических отношениях России была использована автором для оценки величин ввоза капитала в Россию и вывоза капитала из нее, перемещения стоимости в страну и из страны, а также платежных ресурсов и платежных потребностей России в 1993-2001 гг.
Для адекватного отображения ввоза капитала в Россию и вывоза его из страны, как уже отмечалось, было разработано симметричное представление ПБ (показанное в табл. 32.5-32.8). В нем все статьи разбиты на две группы:
платежные ресурсы, т.е. экспорт товаров и услуг, ввоз капитала и прочее перемещение стоимости в страну (табл. 32.5-32.6);
платежные потребности, т.е. импорт товаров и услуг, вывоз капитала и прочее перемещение стоимости из страны (табл. 32.7-32.8).
Основные отличия симметричного представления ПБ от нейтрального таковы. Во-первых, все статьи подразделяются на характеризующие платежные ресурсы и потребности (а не на текущий счет и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами). Во-вторых, коль скоро статьи группируются по принципу не одноименности, а отнесения к платежным ресурсам и потребностям (в нейтральном представлении это делается лишь применительно
к экспорту и импорту), агрегированные величины суть не сальдо одноименных статей (скажем, портфельные инвестиции «в страну» и «из страны»), а суммы однородных в экономическом отношении величин. Например, при списании части долга России Лондонскому клубу кредиторов в 2000 г. в статье «Капитальные трансферты полученные» со знаком «плюс» отражена сумма списания, а в статье «Портфельные инвестиции в страну» со знаком «минус» показано уменьшение стоимости долга.
В табл. 32.5 приведен агрегат «Платежные ресурсы» симметричного представления ПБ. В табл. 32.6 дается расшифровка ввоза капитала и прочего перемещения стоимости в страну. Под «Ввозом иностранного капитала» в страну понимается сумма: 1) статьи «Капитальные трансферты полученные» счета текущих операций; 2) финансового счета, отражающего изменение обязательств российских резидентов перед нерезидентами (табл. 32.6). В этом агрегате взаимопогашаются отмеченные выше проводки, связанные со списанием или переоформлением российских долгов. Если не включать во ввоз иностранного капитала полученные капитальные трансферты, то при каждом списании внешнего долга будет уменьшаться величина ввезенного за рассматриваемый период капитала. Тем более логично включить во ввоз капитала перемещение активов в страну иммигрантами. Обязательств резидентов перед нерезидентами при этом не возникает, ибо происходит перемещение владельцев капитала. Ввоз капитала составил 124,9 млрд долл. за период; -2,9 млрд - в 2001 г. и 39,7 млрд-в 1997 г.
Под «перемещением стоимости в страну» понимается сумма: 1) ввоза иностранного капитала в страну; 2) статей «Оплата труда к получению», «Доходы от инвестиций к получению» и «Текущие трансферты полученные» счета текущих операций.
Соответствующая величина составила 170,5 млрд долл. за период; 4,8 млрд в 2001 г. и 44,5 млрд - в 1997 г.
В отдельные годы по статьям «Наличная валюта (национальная)» и «Остатки на текущих счетах и депозиты» наблюдаются отрицательные значения, но они относительно малы.
Суммарная величина платежных ресурсов возросла с 87,3 млрд долл. в 1993 г. до 147,6 млрд в 1997 г., а затем сократиласьдо 90,8 млрд в 1999 г. В 2000 г. она вновь возросла, достигнув 121,2 млрд долл., а в 2001 г. опять снизилась до 118,9. Нейтральное представление баланса не дает информации о таком сокращении ресурсов.
В 1997 г. изменение просроченной задолженности составило -24,3 млрд долл., однако уплачивать эту сумму не пришлось, поскольку на 46,0 млрд долл. увеличились портфельные инвестиции в экономику России. Для устранения влияния подобных формальных операций в табл. 32.5 показатель «Ввоз иностранного капитала» суммирует «Капитальные трансферты» и агрегат «Инвестиции и займы, прочие обязательства», а также статью «Наличная валюта (национальная)».
Добавив к перемещению стоимости в страну экспорт товаров и услуг, получим оценку ее платежных ресурсов (табл. 32.5). Если оценить вклад ее экспортных статей, окажется: он сначала вырос - с 78% в 1993 г. до 86% в 1995 г., затем сократился - до 70% в 1997 г., затем вновь стал расти - с 77% в 1998 г. до 92% в 1999 г., 95% в 2000 г. и 96% в 2001 г. В условиях кризиса Россия
лишилась притока инвестиционных ресурсов извне, что крайне негативно сказалось на развитии ее экономики.
В табл. 32.7 приведен агрегат «Платежные потребности» симметричного представления ПБ. Он включает: 1) импорт товаров и услуг; 2) вывоз капитала; 3) прочее перемещение стоимости из страны. В дезагрегированном виде вывоз капитала и прочее перемещение стоимости из России показаны в табл. 32.8.
Под «Вывозом российского капитала» из страны понимается сумма: 1) статьи «Капитальные трансферты выплаченные» счета текущих операций; 2) финансового счета, отражающего изменение обязательств нерезидентов перед российскими резидентами; 3) статьи «Чистые ошибки и пропуски» (табл. 32.8). В этом агрегате взаимопогашаются отмеченные выше проводки, связанные со списанием или переоформлением долгов России.
Вывоз нерезидентами ранее ввезенного ими в страну капитала - трансграничное движение капитала, но не вывоз капитала российского происхождения. Вывоз товаров, оплачиваемый посредством их импорта (при бартерных сделках), вывозом капитала не является (если разрыв во времени между экспортом и импортом не превышает полугода). Если же страна в обмен на вывозимые товары получает титулы собственности за рубежом (в том числе акции и другие финансовые инструменты), вывоз капитала имеет место.
Рост остатков средств на счетах в иностранных банках в результате экспорта товаров или увеличение суммы непогашенных импортных авансов резидентов нерезидентам - тоже вывоз капитала.
Его вывозом является и прирост наличной иностранной валюты у резидентов, ибо иностранные денежные знаки суть лишь беспроцентные долговые расписки, платежеспособность которых обеспечивается их приемом в уплату налогов в государствах-эмитентах. В России эти знаки, не являясь законными платежными средствами, выступают лишь финансовыми инструментами для населения и бизнесменов и обслуживают «теневой» оборот. Ввоз наличных иностранных денег еще более невыгоден России, чем прирост средств резидентов на счетах в иностранных банках (по которым хотя бы выплачиваются проценты); кроме того, первые вытесняют рубль из внутреннего оборота.
Вывоз капитала складывается из множества конкретных операций. Во многих случаях происходит возврат в страну ранее вывезенного капитала. Например, резидент продает приобретенные ранее акции, эмитированные нерезидентом, а вырученные средства использует для закупки импортных товаров.
Оценить валовой вывоз капитала постатейно по данным ПБ невозможно, поскольку в последнем представлены лишь данные о приросте иностранных активов за рассматриваемый период (т.е. о вывозе капитала за вычетом его возврата по данной статье). Кроме того, при переклассификации активов по статьям ПБ возникают фиктивные ввоз и вывоз капитала. Так, по истечении сроков платежа (поставок) торговые кредиты и авансы переоформляются в статью «Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам», соответственно уменьшается величина статьи «Торговые кредиты и авансы». Произошло также уменьшение статьи «Просроченная задолженность» в подразделе «Операции сектора государственного управления» раздела «Обязательства» -при переоформлении в облигации просроченных долгов России Лондонскому клубу кредиторов; при этом на ту же величину возросли обязательства по статье «Портфельные инвестиции» данного раздела. Аналогичные структурные перемещения происходят при переоформлении задолженности резидентов перед нерезидентами или нерезидентов перед резидентами из непросроченной в просроченную (или при реструктуризации последней). Без данных по конкретным долговым операциям интерпретация этих показателей затруднительна. Кроме того, с экономической точки зрения непросроченный долг неплатежеспособной страны мало отличается от просроченного. Так, кредиты, предоставленные Россией в первой половине 1990-х гг., или непросроченные кредиты СССР неплатежеспособным странам изначально являлись сомнительными активами, вероятность возвращения которых незначительна.
Под «перемещением стоимости из страны» понимается перемещение за рубеж активов (средств), принадлежащих данной стране и ее резидентам, а также средств, имеющих своим источником ВВП страны, т.е. сумма: 1) статей «Оплата труда выплаченная», «Доходы от инвестиций к выплате» и «Текущие трансферты выплаченные» счета текущих операций; 2) статьи «Капитальные трансферты выплаченные»; 3) статей финансового счета, отражающих изменение зарубежных активов резидентов (включая изменение резервных активов с поправкой, элиминирующей двойной счет средств ЦБ РФ в иностранной валюте, размещенных на счетах в российских банках); 4) статьи «Чистые ошибки и пропуски», которая в 1990-х гг. имела устойчиво отрицательные значения (см. табл. 32.7).
Добавив к перемещению стоимости из страны импорт товаров и услуг, получим оценку платежных потребностей страны.
Доля вывоза капитала (без резервов) в платежных потребностях снизилась с 32% в 1993 г. до 17 в 1995 г., затем стабилизировалась на уровне 28-29%, снизившись в 1998 г. до 20% и увеличившись к 1999 г. до 30, а к 2000 г. - до 39, она вновь упала к 2001 г. до 27%. В 2000 г., таким образом, произошел значительный - почти до 40% - рост доли вывоза капитала в платежных потребностях. Это объясняется главным образом беспрецедентным (на 16 млрд долл.) ростом валютных резервов.
До кризиса августа 1998 г. источником финансирования вывоза капитала наряду с экспортом сырья являлось наращивание внешнего долга. После кризиса внешние источники иссякли, пришлось погашать долги, и по некоторым статьям величина ввоза капитала стала отрицательной.
Вывоз капитала без изменения резервов составил в 1997-2001 гг. соответственно (млрд долл.) -40,3; -28,5; -25,2; -30,7 и -23,8 (в целом -242 млрд за период 1993-2001 гг. ). В процентах к экспорту было вывезено соответственно -39, -33, -30, -27 и -21 (-29 всего в 1993-2001 гг. ). Еще 35 млрд долл. вывезено ЦБ РФ в виде иностранных резервов (с поправкой, исключающей повторный счет). Всего же вывоз капитала из России, согласно данным ПБ, составил в 1993-2001 гг. 277 млрд долл. (со знаком «минус»).
Важнейшим видом перемещения стоимости из России является также выплата нерезидентам инвестиционных доходов. В отличие от вывоза ранее ввезенного ими в страну капитала вывозимые прибыли, проценты и дивиденды -это часть ВВП, созданного в стране. Привлечение иностранных инвестиций эффективно для страны, если они в каждый год либо существенно превышают вывоз доходов от них, либо (в кризисные годы) незначительно уступают им. В рассматриваемый период вывоз доходов от инвестиций составил 91% объема последних. Величина ввоза инвестиций, привлечения кредитов (включая прирост просроченной задолженности) и изменения прочих обязательств России и ее резидентов составила в 1993-2001 гг. 91,4 млрд долл., а доходов от инвестиций было вывезено на -87,5 млрд долл.
Оценка величины утечки капитала из России в 1993-2001 гг. В вопросе о соотношении понятий движения, вывоза и утечки (бегства) капитала полной ясности и единства мнений пока нет. Более того, до сих пор не все экономисты признают утечку капитала проблемой. В российских условиях минимальную оценку утечки капитала можно дать, просуммировав статьи «Изменение наличной иностранной валюты», «Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным экспортным авансам», «Торговые кредиты и авансы предоставленные» и «Чистые ошибки и пропуски»1. В совокупности названные статьи ПБ и составляют основную часть «видимой» утечки капитала; для периода 1993-2001 гг. это -181,7 млрд долл. (со знаком «минус»). В начале этого периода благодаря введению в действие системы экспортного и импортного контроля утечка, о которой идет речь, была относительно невелика: -11,9 млрд долл. в 1993 г., -13,4 млрд в 1994 г. и -5,4 млрд долл. в 1995 г. Затем валютный контроль был ослаблен, и в 1996-1998 гг. она резко возросла (соответственно -33,6, -39,7 и -23,8 млрд долл.). Не прекратилась утечка капитала и после финансового кризиса 1998 г., когда был принят ряд мер по усилению этого контроля: -17,3 млрд долл. в 1999 г., -19,5 в 2000 г. и -17,7 в 2001 г.
1 При более детальном анализе в сумму утечки капитала следует включить часть средств статьи «Просроченная задолженность нерезидентов резидентам».
налогового или гражданского законодательства. В частности, устойчиво отрицательная величина «Чистых ошибок и пропусков» означает отсутствие баланса платежных потребностей и ресурсов. Вообще говоря, экспорт может балансироваться с помощью различных легальных операций, увеличивающих платежные потребности: путем роста импорта; посредством изменения ^репатриированной выручки экспортеров или кредитов, предоставленных резидентами нерезидентам; на основе увеличения остатков иностранной валюты на корреспондентских счетах российских банков в банках-нерезидентах; через увеличение валютных резервов ЦБ РФ и др. Отсутствие же здесь баланса свидетельствует о существовании «теневых» схем вывоза капитала: экспорт есть, а выручки, импорта, роста иностранных активов нет. Можно сказать, что наличие значительной отрицательной величины статьи «Чистые ошибки и пропуски» - столь же достоверный показатель криминализированное™ внешнеэкономических связей страны, как и значительный объем контрабанды.
Прирост суммарной непоступившей экспортной выручки или непогашенных торговых кредитов и авансов формально не является индикатором правонарушений. Однако соответствующие изменения на величину, сравнимую с годовым объемом импорта или экспорта при отсутствии адекватного роста внешнеторгового оборота, - явление ненормальное. В связи с этим вызывает недоумение отсутствие статистики иностранных активов российских резидентов. Мониторинг их обязательств перед нерезидентами ведется, а учета размеров долгов нерезидентов резидентам и других иностранных активов резидентов нет. Точно неизвестны даже величины иностранных активов государства. Единственное исключение - иностранные активы банковской системы, однако их величина незначительна по сравнению с активами государства и нефинансовых предприятий. Мониторинг иностранных активов последних показал бы, в частности: 1) колоссальный рост долгов нерезидентов резидентам; 2) огромные размеры сомнительных и безнадежных долгов. Ясно, что данные об иностранных активах резидентов нужны не только для совершенствования системы валютного контроля и регулирования, но и для укрепления налоговой дисциплины и повышения собираемости налогов.
Далее, российские резиденты сами способствуют утечке капитала или становятся ее субъектами, если должники являются их аффилированными лицами; так же можно оценить ситуацию, когда резиденты не предпринимают энергичных действий по удовлетворению просроченных требований (через суд или с помощью административных усилий государства). Кроме того, импорт услуг, составивший -12,5млрд долл. в 1999 г., -17,4 млрд в 2000 г. и -21,1 млрд долл. в 2001 г., частично является фиктивным и представляет собой утечку капитала. Используется также схема нелегального вывоза капитала с помощью завышенных процентов по привлеченным иностранным кредитам (причем отмена лимита включения этих процентов в издержки при расчете налога на прибыль, несомненно, еще больше усилит выгодность такой схемы).
К величине утечки капитала следовало бы прибавить оценку объемов контрабанды, хищений средств предприятий их руководителями путем завышения импортных и занижения экспортных цен, фиктивного импорта услуг и использования иных форм незаконного вывоза капитала. По различным оценкам, они могут в совокупности составить несколько миллиардов долларов в год. Вывоз валюты для финансирования «челночного» импорта к вывозу капитала не относится. Однако ее вывоз «челноками» с последующим ввозом товаров, почти не облагаемых налогами (так, Минэкономразвития и Минфин России даже не учитывают неорганизованный ввоз товаров при прогнозировании величины ввозных таможенных пошлин), - столь же нежелательное явление для государства, как и обычная утечка капитала. Безналоговый импорт разоряет российских товаропроизводителей и сокращает доходы бюджета.
ВЫВОДЫ
Практически все рассмотренные выше проблемы построения и применения ПБ имеют большое значение для укрепления национальной безопасности России.
Во-первых, от состояния торгового и платежного сальдо зависят макроэкономическая сбалансированность и динамика обменного курса национальной валюты. Наряду со сбалансированностью бюджета расширенного правительства сбалансированность ПБ - важнейшее условие нормального функционирования экономики страны. Поэтому государственная экономическая политика должна быть направлена на предупреждение значительных сальдо ПБ (как отрицательных, так и положительных). ПБ - информационная основа системы валютного контроля и валютного регулирования, а во многих государствах - и системы регулирования движения капитала, в явном виде отсутствующей в России [5].
Во-вторых, анализ структуры ПБ позволяет оценить эффективность внешнеэкономических связей страны и угрозы экономической безопасности, создаваемые деформированностью указанной структуры. Например, устойчивое отрицательное значение статьи «Чистые ошибки и пропуски» свидетельствует о существовании форм утечки капитала из России, не охватываемых системой государственного статистического учета и регулирования внешнеэкономических связей. Высокое торговое сальдо означает широкомасштабный чистый вывоз капитала из страны, а доминирование «Прочих инвестиций» в разделе «Финансовый счет» говорит об аномалиях в характере трансграничного движения капитала. Наращивание «Торговых кредитов и авансов предоставленных» темпами, опережающими рост экспорта и импорта, свидетельствует о широкомасштабном использовании торговых операций для нелегального вывоза капитала из страны. Кроме того, в разделе «Прочие инвестиции» российского ПБ специально добавлена статья «Изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам». Она отсутствует в схеме платежного баланса МВФ и, по существу, дублирует статью «Торговые кредиты и авансы предоставленные». Выделение просроченных торговых кредитов понадобилось для осуществления валютного контроля в связи с широкими масштабами нерепатриации валютной выручки и фиктивных платежей по импорту, осуществляемых резидентами в сговоре с иностранными аффилированными лицами. В большинстве случаев такие фиктивные сделки приводят к снижению налоговых поступлений [8] и наносят прямой ущерб экономической безопасности государства. Однако утечка капитала лишает государство еще больших налоговых доходов в будущем, поскольку снижает инвестиционный потенциал страны, занятость и объемы производства ВВП, товарооборота и доходов населения. Утечка капитала - одна из ключевых проблем экономической безопасности. Она подробно рассмотрена в работах [1-4, 6, 9, 11-16], указанных в конце этой главы.
Сопоставление данных ПБ с данными международной инвестиционной позиции, публикуемыми ЦБ РФ, показывает, в какой мере движение капитала приводит к созданию иностранных активов резидентов или российских активов нерезидентов. Выше было показано, что в исследуемом периоде происходил «размен» обязательств российского государства и ведущих российских корпораций и банков на неликвидные или ничего не стоящие обязательства иностранных посреднических компаний, главным образом офшорных.
В-третьих, ПБ - информационная основа системы макроэкономического и внешнеэкономического регулирования, обеспечивающая разработку и проведение экономической политики при нарастании внешних угроз экономической безопасности страны. К числу таких угроз относится и формирование новой триады «центров» экономической силы (североамериканского, ЕС, китайского), с каждым из которых у России имеются конфликты интересов в сферах торговли, движения капитала и миграции населения. Разработка и анализ ПБ в страновом и региональном разрезах показывает, например, высокую несбалансированность экономических отношений России с отдельными странами, а также со странами СНГ и дальнего зарубежья. В частности, в импорте товаров из Китая, Турции и стран СНГ высока доля нерегистрируе-мого импорта, оплачиваемого главным образом путем вывоза наличной иностранной валюты из страны «челноками» и наносящего ущерб отечественным товаропроизводителям.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова структура нейтрального представления ПБ?
Как группируются в симметричном представлении ПБ статьи, отражающие платежные ресурсы и платежные потребности страны?
Какие статьи ПБ отражают ввоз, вывоз и утечку капитала, угрожающих экономической безопасности страны?
Какие статьи ПБ суммируются в агрегат «Вывоз российского капитала»?
Может ли показатель «Вывоз российского капитала» иметь отрицательное значение и как оно интерпретируется?
Какие статьи ПБ суммируются в агрегат «Ввоз иностранного капитала»?
Как интерпретируются положительные и отрицательные значения показателя «Ввоз иностранного капитала»?
Как интерпретируется статья «Чистые ошибки и пропуски» российского ПБ, имеющая устойчиво отрицательные значения?
Как интерпретируется изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам?
Рекомендуемая литература
Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2000. № 2.
Борисов СМ. Уникальные итоги - повторятся ли они в будущем? (о платежном балансе России в 2000 году) // Деньги и кредит. 2001. № 8.
Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. № 3.
Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. М.: Анкил, 2002.
Контроль за движением капитала: опыт стран по его введению и отмене / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2001.
Косарев А.Е. Вопросы макроэкономической оценки бегства капитала из России // Вопросы статистики. 2000. № 2.
Методологические положения по статистике: Вып. 1. М.: Госкомстат России, 1996.
Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Российский экономический журнал. 2000. № 10.
9. Петров Ю. Утечка капитала, платежно-долговой кризис и задачи валютно-фи- нансовой политики // Российский экономический журнал. 1998. № 11-12.
Руководство по платежному балансу. 5-е изд. / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 1995.
Сенчагов В. К. «Бегство» капитала: природа, масштабы и условия предотвращения// ЭКО. 1999. № 3.
Cooper William И., HardtJohn P. Russian Capital Flight, Economic Reforms and U.S. Interests: An Analysis. 2000. Congressional Research Service, Library of Congress, Order Code RL30394.
Loungani Prakash, Paolo Mauro. Capital flight from Russia. IMF Working Paper. 2000. WP/00/6 (Wash.: IMF).
Sicular Terry. Capital Flight and Foreign Investment: Two Tales from China and Russia // The World Economy. 2000. July. Vol. 21. No. 5. P. 589-602.
The Problem of Capital Flight From Russia. A final report from a joint project on Capital Flight From Russia undertaken by the Institute of Economics, Moscow, and The Center for the Study of International Economic Relations, University of Western Ontario, Canada. 1998.
Tikhomirov V. Capital Flight from Post-Soviet Russia // Europe-Asia Studies. 1997. Vol. 49. No. 4. P. 591-615.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.