38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
В разных странах, как правило, нейтрализация кризисных ситуаций в регионах осуществляется через предоставление прямой финансовой помощи в виде субсидий, льготных займов и налоговых льгот в основном для того, чтобы заинтересовать частный бизнес. В крупных государствах такая помощь осуществляется на базе разработанных государственных региональных программ (США).
Результативность механизма регулирования развития регионов и нейтрализации региональных кризисных ситуаций определяется по сравнительной оценке с помощью специальных индикаторов, а также на базе постоянно действующего мониторинга ситуаций в проблемных или кризисных регионах. Для этой цели создаются специальные банки информации (Германия), которыми пользуются различные министерства и ведомства в повседневной и оперативной работе.
В России, особенно на первом этапе перехода к рынку, также использовались субвенции и дотации местным бюджетам (в Мордовии, Республике Алтай,
Удмуртии, Кабардино-Балкарии - для поддержки транспортной инфраструктуры; в Новгородской области - для реконструкции объектов производственной инфраструктуры и др.). Кроме того, предоставлялись льготы в области геологоразведки (Республика Алтай), снижения таможенных пошлин, в том числе освобождение от экспортной пошлины, выручка от которой шла на обеспечение импорта товаров народного потребления, медикаментов, оборудования (Новгородская область и др.).
Использовались льготы в области международных связей - вводились региональные квоты на топливно-энергетические ресурсы и деловую древесину, разрабатывались программы привлечения иностранных инвестиций и создания объектов рыночной инфраструктуры (Северная Осетия, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Чувашская Республика, Марий Эл, Дагестан).
Принимались решения о приоритетных поставках отдельных видов продукции в такие регионы, как Мордовия (сахар-сырец), Новгородская область (газ), Республика Алтай (зерно для нужд населения и животноводства), Северная Осетия (медицинское оборудование), Удмуртия (зерно и основные продукты питания и др.), Чукотский автономный округ (нефтепродукты), Тыва (закупки продукции для развития республики), Брянская область (снабжение экологически чистыми продуктами), Калмыкия (лимиты водопотреб-ления и др.).
Разрабатывался особый порядок образования и создания валютных фондов отдельных регионов, при котором часть средств оставалась в распоряжении предприятия и администрации (например, в Удмуртии от реализации нефти) или в распоряжении администрации (Мурманская область - от приграничной торговли, Якутия - от реализации алмазов и золота, Башкортостан -75% валютной выручки от экспорта, Бурятия и Хакасия - от реализации золота).
В качестве специального механизма можно рассматривать особые распоряжения по использованию недр таких регионов, как Республика Алтай, Удмуртия (предоставлено право на участие в формировании объемов добычи нефти и размещения их по предприятиям), Курильские острова (то же в части вылова рыбы и морепродуктов), Якутия (право на закупку части золота и ювелирных алмазов), Бурятия (право на закупку золота в аффинированном виде), Хакасия (то же плюс право приобретать золото сверх квоты для формирования залогового фонда), Тыва (право на организацию разработок полезных ископаемых и на закупку части золота).
Большинство региональных программ, которые поддерживает Правительство РФ, также во многом нацелены на нейтрализацию региональных кризисных ситуаций. Они становятся одним из важнейших методов решения данной проблемы.
Одним из способов разрешения конфликтных ситуаций в России являются Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, которые посвящены поддержке приоритетных регионов через выделение из федерального бюджета целевых капитальных вложений на приоритетные объекты, предоставление региональных экспортных квот, кредитных ресурсов, различных льгот в сфере экспортных и импортных операций.
Проводимый Госкомстатом России мониторинг кризисных ситуаций в регионах России - одно из новых направлений, позволяющих своевременно нейтрализовать кризисные ситуации, угрожающие национальной безопасности России в условиях перехода к рынку. В качестве социальных индикаторов используются: численность постоянного населения, коэффициент естественного прироста (убыли) населения на 1000 чел. в год, число умерших до 1 года на 1000 родившихся, сальдо миграции населения за пределы региона (прибывшие-убывшие) на 1000 чел. в год; число лиц, признанных безработными; численность работников, принимавших участие в забастовках, в год; среднемесячная оплата труда работников; задолженность по выплате заработной платы (промышленность, сельское хозяйство, строительство); денежные доходы в расчете на душу населения в среднем за месяц; сводный индекс потребительских цен на товары и услуги; доля семей, являющихся очередниками для получения жилья, в общем числе семей региона; ввод в действие жилых домов; число зарегистрированных преступлений.
Среди экономических индикаторов выделяются: объем промышленного производства (в действующих ценах), число предприятий оборонного комплекса, на которых проводится конверсия военного производства (по ним: темпы роста объема продукции, в том числе оборонной и гражданской), доля их производства в общем объеме продукции (работ, услуг) в действующих ценах, численность промышленно-производственного персонала, высвобожденная с оборонных производств в связи с конверсией (в том числе трудоустроено на этих же предприятиях); число промышленных предприятий, на которых в среднем ежемесячно останавливались все или отдельные производства; потери рабочего времени (доля потерь, связанных с трудностями в сбыте своей продукции; необеспеченностью сырьем, материалами, топливом, электроэнергией; с конверсией промышленного производства); доля убыточных предприятий в промышленности.
Инвестиционный аспект представлен такими показателями, как капитальные вложения в разрезе источников финансирования: федеральный бюджет, местный бюджет, льготные государственные кредиты, централизованные инвестиционные фонды, собственные средства предприятия; капитальные вложения в АПК.
Процессы, связанные с институциональными преобразованиями, отслеживаются через такие параметры, как численность занятого населения (всего, в том числе в государственном секторе); доля государственного сектора в объеме продукции (по промышленности среди крупных и средних предприятий, капитальному строительству), в объеме товарооборота, торговле и объеме услуг предприятий бытового обслуживания; число приватизированных предприятий (в муниципальной собственности, собственности региона и федеральной собственности); поступление денежных средств и приватизационных чеков от приватизации предприятий, включая средства, поступившие от приватизации предприятий за предыдущий период.
Финансовое состояние регионов и сближение их уровней отслеживаются следующими индикаторами: доходы местного бюджета (всего, в том числе налог на прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц; расходы местного бюджета (всего, в том числе на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия); денежная эмиссия; кредитные вложения (задолженности по кратко- и долгосрочным ссудам); просроченная задолженность поставщикам и покупателям в промышленности; поступление иностранной валюты на валютные счета предприятий, объединений и организаций (на транзитные и текущие валютные счета); объем иностранных инвестиций; экспорт и импорт.
Этот перечень индикаторов будет изменяться в зависимости от хода реформы и от этапа перехода к рынку. Одно из возможных направлений его совершенствования - разработка специальных индикаторов (пороговых или предельных значений), позволяющих своевременно увидеть и оценить угрозу национальной безопасности, возникающую в том или ином регионе России.
Для нейтрализации угроз экономической безопасности применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы государственного воздействия направлены на предотвращение и ликвидацию кризисных ситуаций, они базируются на проблемно-приоритетном подходе, размещении государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд, участии государства в инвестиционных проектах, поддержке федеральных программ регионального развития. Государственные мероприятия прямого действия -административно-правовое регулирование, создание единого правового пространства, в рамках которого должно осуществляться региональное развитие в целом.
Важнейшие косвенные методы, направленные на предотвращение и ликвидацию кризисных ситуаций, - налогообложение и льготы (табл. 38.1).
Таблица 38.1
Методы регулирования регионального развития
Факторы дестабилизации | Прямые методы | Косвенные методы | ||||
Госзаказ на поставки | Инвестирование | Комплексные целевые программы | Административно-правовые | Налоги | Льготы | |
1. Материальное производство | + | + | + | + | + | + |
2. Межрегиональные и межгосударственные связи | — | — | — | — | — | — |
3. Демографические процессы | — | — | — | + | — | + |
4. Занятость населения | + | - | + | + | - | - |
5. Уровень жизни населения | - | + | + | - | + | + |
6. Финансовая система | - | + | - | + | + | + |
7. Техногенные нагрузки на природные комплексы | - | + | + | + | - | - |
Прямой и быстродействующий метод, позволяющий снимать кризисные ситуации в регионах, - размещение федеральных заказов на поставки для общегосударственных нужд. Важное место в подъеме экономики депрессивных регионов должны играть инвестиции государства в эти регионы.
В предотвращении угроз региональной безопасности большое значение имеет перераспределение налоговой массы между федеральным и региональными бюджетами. Из федерального бюджета (через Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации) регионы, среднедушевой доход которых ниже среднедушевого дохода бюджета в среднем по России, получают поддержку -трансферты для покрытия минимальных социальных затрат. Это позволяет предотвратить чрезмерную социальную напряженность.
Важнейшее направление регулирования регионального развития, предотвращения кризисных ситуаций в нынешних условиях, исключающих жесткую административную систему, - разработка и реализация комплексных целевых программ, направленных на решение экономических, научно-технических, экологических, социальных и иных проблем. Подавляющее большинство этих программ имеет региональный и межрегиональный характер. Качественная проработка и эффективная реализация целевых программ, хотя эти меры и носят, как правило, долгосрочный характер, позволяют не только снимать напряженность в депрессивных регионах, но и укреплять как горизонтальные, так и вертикальные экономические связи.
Одна из важнейших проблем, прямо влияющая на ухудшение ситуации, -разрыв вертикальных административно-правовых связей, отсутствие четкого распределения компетенции федеральных органов и органов власти субъектов Федерации. Региональные власти перегружены ответственностью за состояние экономики и социальной сферы при дефиците полномочий и финансовых резервов. Сбалансированность ответственности региональных органов управления с правами и ресурсами - важный резерв оперативного предотвращения угроз экономической безопасности регионов.
ВЫВОДЫ
1. К числу важнейших факторов, обусловливающих территориальную дифференциацию пороговых характеристик кризисных процессов, относятся:
• различия регионов по общему уровню их экономического развития;
территориальные различия в динамике изменения интенсивности кризисных социально-экономических процессов;
характер сочетания в регионе различных кризисных процессов в экономике и социальной сфере с учетом воздействия мультипликативного эффекта;
территориальная дифференциация возможностей диверсификации хозяйственной деятельности;
сложившаяся система экономических взаимоотношений и характер распределения прав и ответственности между федеральным центром и субъектами Федерации по регулированию социально-экономического развития;
политическая ориентация и отношение к проводимым реформам региональных органов власти и большинства населения.
В соответствии с зарубежной практикой нейтрализации угроз экономической безопасности отбор нуждающихся в государственной помощи регионов, как правило, осуществляется на основе групп показателей, характеризующих: уровень жизни населения; уровень безработицы среди экономически активного населения; привлекательность регионов для предпринимательства; состояние окружающей природной среды.
Система методов нейтрализации региональных кризисных ситуаций, использовавшихся на начальном этапе рыночных реформ, включала: субвенции и дотации региональным бюджетам; льготы по импортным и экспортным пошлинам для хозяйствующих субъектов; региональные квоты по отдельным видам экспортной продукции; поставки (по линии госзаказа) в регионы важнейших видов продукции; применение особого порядка образования валютных фондов в отдельных регионах; специальные решения по льготному недропользованию; реализация федеральных территориально-ориентированных целевых программ.
Современная система механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности включает прямые и косвенные методы государственного регулирования территориального развития. К прямым методам относятся: размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; прямое финансирование инвестиционных проектов в регионах; федеральные целевые программы регионального характера; методы административно-правового регулирования, определяющие межбюджетные и другие экономические отношения; к косвенным - налогообложение хозяйствующих субъектов и применение территориально-локализованных экономических льгот.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие факторы влияют на территориальную дифференциацию пороговых уровней в развитии кризисных процессов в экономике и социальной сфере регионов?
Каков зарубежный опыт нейтрализации региональных кризисных ситуаций?
Опишите основные направления и методы нейтрализации кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов России.
Рекомендуемая литература
Лексын В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1997.
Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. ТАСИС. М.: Экономика, 2000.
Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России / Науч. рук. А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг. М.: СОПС и ЭС, 1998.
Штульберг Б.М., Савельев В.К., Полынев А.О. Кризисные ситуации в регионе и экономическая безопасность России // Федерализм. 1997. № 2.
Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики / Отв. ред. А.И. Татаркин; УрО РАН, Институт экономики. Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1997.
- Раздел I. Концептуальные
- Глава 1
- 1.1. История осмысления проблемы безопасности общества и личности
- 1.2. Сущность категории «безопасность»
- 1.3. Безопасность социальных организаций
- 1.4. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- 4.2. Геополитическая стратегия и экономическая безопасность
- 4.3. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы
- Безопасность России: XXI век / Пер. С англ. М.: Права человека, 2000. Ч. 2.
- Глава 5
- 5.1. Сущность и виды экономической безопасности
- 5.2. Структура системы
- 5.3. Внутренние и внешние угрозы
- 5.4. Взаимодействие основных индикаторов
- 5.5. Пороговые значения индикаторов и их обоснование
- Глава 6
- 6.2. Политическая стабильность - основа экономического роста
- 6.3. Критерии оценки социально-экономической ситуации
- May в. Экономико-политические итоги 2002 г. И особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики. 2003. № 2.
- Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 39. Итоги года. Что дальше? м., 2003.
- Глава 7
- Раздел II. Современные угрозы
- Глава 8
- 8.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
- 8.2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики
- Классификация основных угроз безопасности развития реального сектора экономики
- Глава 9
- 9.2. Замедление обновления основных фондов - одна из основных угроз экономической безопасности
- Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики
- Коэффициенты обновления основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Коэффициенты выбытия основных фондов в сопоставимых ценах по отраслям промышленности, %*
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности, %
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 354.
- Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
- Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2002. С. 443.
- Состояние парка основных строительных машин в подрядных организациях
- _ * В 1996 г. Разработка данных не проводилась; 1991, 1995 гг. - на конец года. Источник. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 442.
- 9.3. Активизация малого бизнеса - путь к повышению уровня экономической безопасности
- Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2002 г. Таблица 9.14
- 9.4. Оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики
- Глава 10
- 10.2. Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике
- Глава 11
- 11.2. Пределы открытости экономики
- 11.3. Глобальная экономическая безопасность в условиях присоединения России к вто
- 11.4. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- 11.5. Конкурентоспособность - важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности
- 11.6. Конкурентоспособность российской экономики в 1990-х гг.
- 11.7. Россия в системе международных рейтинговых оценок конкурентоспособности
- 11.8. Конкурентоспособность и глобализация
- 11.9. Выбор эффективной стратегии и неуклонное следование ей
- 11.10. Взаимосвязь между конкурентоспособностью экономики и ее открытостью
- Глава 12
- 12.2. Анализ влияния основных факторов на конкурентоспособность регионов
- Глава 13
- 13.2. Угрозы безопасности в транспортной системе страны, пути их преодоления и нейтрализации
- Глава 14
- 14.2. Минерально-сырьевая безопасность
- Глава 15
- 15.2. Производство и потребление продуктов питания
- 15.3. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России
- 15.4. Импортозамещение2 как фактор стимулирования роста отечественного производства
- 15.5. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в вто2
- Раздел III. Финансовая безопасность страны
- Глава 16
- 16.2. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны
- Глава 17
- 17.1. Макрофинансовые индикаторы и их пороговые значения
- 1. Уровень монетизации экономики т рассчитывается как отношение м2 (м2х) к ввп (y).
- 2. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами (gold & external reserves - ger).2
- 2. Уровень обеспечения денежной базы в золотовалютными резервами ger
- 4. Критерий минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов2.
- 5. Уровень нелегального оттока капиталов (capital fly - cf).
- 3. Критерий достаточности золотовалютных резервов
- 4. Критерий минимального уровня золотовалютных резервов
- 6 . Критический уровень изменения реальной процентной ставки г как по кредитным ресурсам, так и по депозитам.
- 7. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие критерии:
- 2) Рентабельность ключевых отраслей (profitability of key branches - Рkь)-
- 3) Соотношение рентабельности и уровня процентных ставок.
- 17.2. Индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций
- 8. Соотношение инвестиций и сбережений в экономике.
- 9. Структура сбережений в национальной и иностранной валюте.
- 10. Структура сбережений в экономике.
- 11. Недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.
- 17.3. Обоснование пороговых значений индикаторов безопасности банковской деятельности
- 12. Отношение совокупных активов банковской системы (assets а) к ввп.
- 14. Временная структура кредитов и депозитов.
- 15. Иностранная совокупная банковская позиция по отношению к совокуп- ному собственному капиталу банковской системы.
- 16. Динамика доли активов банковского сектора в ввп по отношению к уровню монетизации экономики
- 2 0. Рентабельность активов roa.
- 2 1. Доля «плохих» кредитов («bad» credits в соответствии с мсфо) в кре- дитном портфеле.
- 22. Уровень концентрации банковской системы.
- 2 3. Зависимость банков от межбанковского кредитования.
- 28. Темпы прироста капитализации (capitalization - сар) фондового рынка (%) по отношению к темпам прироста ввп.
- 29. Динамика показателя р/е - «кратное прибыли» (в годах окупаемости вложений).
- 3 0. Доходность государственных ценных бумаг (government securities - gs) по отношению к темпам роста ввп.
- 17.5. Ценовые индикаторы
- 32. Уровень инфляции.
- 33. Динамика цен на различные группы товаров и услуг.
- Глава 18
- 18.2. Оценка и направления повышения эффективности финансовых рынков
- Ведев а.Л., Лаврентьева и.В. Российская банковская система в переходный период (1992-2002 гг.) ml: монф, ал «Веди», 2003.
- Обзор экономической политики в России за 2002 г. Бюро экономического анализа. М.: тэис, 2003.
- Глава 19
- 19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности
- 19.2. Повышение устойчивости финансовых и фондовых рынков
- Потемкин а.П. Элитная экономика. М.: инфра-м, 2001.
- Шабалин а.О. Стратегия развития фондового рынка России. В кн.: Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Глава20
- 20.1. Этапы развития рынка внутреннего долга и кризис долговой экономики
- 20.2. Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- Обслуживание «сельских» облигаций по состоянию на 1 августа 2000 г.
- Ведев а.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития (www.Vedi.Ru).
- Глава 21
- Глава 22
- 22.2. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
- Глава 23
- 23.2. Тенденции дезинтеграции национальной платежно-расчетной системы и основные направления ее модернизации
- Глава 24
- 24.2. Основные тенденции становления и развития российской налоговой политики с учетом экономической безопасности
- Глава 25
- Буторина о.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. 368 с.
- Ершов м.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). М.: Экономика, 2000. 319 с.
- Пербо м. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. С франц.; Общ. Ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994. 496 с.
- Глава 26
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. Гл. 8.
- Формирование национальной финансовой стратегии: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Раздел IV. Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности
- Глава 27
- 27.1. Неолиберальная модель мирового экономического порядка и внешнеэкономическая безопасность России
- 27.2. Оценка российского экспортно-импортного потенциала с позиции реализации внешнеэкономической стратегии страны
- Глава 28
- 28.1. Дезинтеграция постсоветского экономического пространства
- 28.2. Стратегическое партнерство в рамках снг
- Глава 29
- 29.1. Национальный фондовый рынок, его эффективность и утрата им информационной автономии
- Глава 29
- 29.2. Сигналы с американского рынка акций и предпочтения инвесторов на российском рынке
- Рубцов б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
- Сакс Дж.Д., Ларрен ф. Макроэкономика - глобальный подход / Пер. С англ. М.: Дело, 1996.
- Турцев и.Б. Мировое значение американских финансовых институтов. М.: макс-Пресс, 2003.
- Глава 30
- 30.2. Важнейшие внешние факторы, определяющие конъюнктуру российского рынка корпоративных акций на современном этапе
- Ведев л. Основные тенденции в финансовой сфере России, состояние процентных ставок и рисков // Финансовые рынки. 2000. Т. 8. № 1.
- Ведев л. Экономическое развитие России в первом полугодии 1999 г.: чудо или мираж?// Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. № 8.
- Ведев л. Этапы развития рынка внутреннего государственного долга: эволюция финансовой сферы России, кризис, перспективы развития // Финансовые рынки. 1999. Т. 7. № 12.
- Глава 31
- Федеральный закон «о Центре международного бизнеса "Ингушетия"» от 20 января 1996 г. № 16-фз.
- Глава 32
- Раздел V. Региональная экономическая безопасность россии
- Глава 33
- 33.1. Обеспечение субнациональных интересов России в экономике ее регионов на современном этапе развития
- 33.2. Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
- 33.3. Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
- 33.4. Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
- 33.5. Реальный ответ на вызовы и угрозы национальным интересам -политика активного экономического подъема регионов России
- Глава 34
- Геополитические устремления иностранных партнеров по бизнесу и финансово-банковских организаций.
- Глава 35
- 35.2. Типология регионов в зависимости от их социально-экономического положения
- 35.3. Основы типологизации регионов
- I группа -крайне низкий
- II группа _ пониженный уровень развития (50-80%)
- III группа -средний уровень развития (80-110%)
- 35.4. Тенденции усиления
- Глава 36
- 36.2. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов
- 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов -стратегическая задача государственной политики
- 36.4. Методы государственного регулирования территориального развития
- Глава 37
- 37.2. Оценка кризисных ситуаций
- 37.3. Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения регионов
- 37.4. Оценка кризисных ситуаций
- 37.5. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере финансовой устойчивости регионов
- 37.6. Оценка региональных кризисных ситуаций в сфере научно-технического потенциала, экологии и демографических процессов
- 37.7. Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе
- Глава 38
- 38.2. Направления нейтрализации кризисных ситуаций
- Глава 39
- Раздел VI. Социальная политика
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43.
- Глава 44
- 44.1. Подходы к измерению бедности
- 44.2. Группы с повышенным риском бедности
- 44.3. Новые бедные
- 44.4. Региональная дифференциация бедности4
- Глава 45
- 45.1. Угрозы в демографической сфере
- 45.2. Демографические прогнозы в кратко-и среднесрочной перспективе
- 45.3. Методы оценки демографических процессов
- 45.4. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
- Раздел VII. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований
- Глава 46
- 46.2. Повышение устойчивости бизнеса крупной корпорации
- 46.3. Оценка внутренних и внешних угроз корпорации
- 46.4. Диагностика кризисных ситуаций корпорации
- Раздел VIII. Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства
- Глава 47
- Глава 48
- Глава 49
- Глава 50
- Глава 51
- 1. Бекряшев а.К., Белозеров и.П. Теневая экономика и экономическая преступ- ность: Электронный учебник. 2000. Http://newasp. Omskreg. Ru/bekryash.
- 2. Верин в.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2003. З.Долгова a.M. Криминология. М.: норма - инфра-м, 1999.
- Раздел IX. Диагностика и мониторинг
- Глава 52
- Глава 53
- 1. Сфера реальной экономики
- 3. Социальная сфера
- 4. Денежно-финансовая сфера
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Под ред. В.К.Сенчагова. М.: иэран, 2000.
- Глава 54
- Раздел X. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности страны
- Глава 55
- Глава 56
- Глава 57
- Глава 58
- Раздел XI. Международная
- Глава 59
- 59.1. Сущность системы мэб
- 59.2. Потребность в согласовании экономической политики
- 59.3. Стабильность мировой экономической системы
- 59.4. Международные экономические конфликты
- 1. Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России в 1993-2003 гг., млн.Т.
- 2.Распределение ресурсов нефти по регионам России
- 3. Доля ввп 21 крупнейшей страны мира в мировом ввп по ппс в 2002 г., %
- 4. Доля 22 крупнейших стран мира по объему экспорта товаров в мировом экспорте товаров в 2002 г., %
- 2. Ввп России и факторы его рост
- 6. Темпы роста реального ввп России в 1997-2003 гг., %
- 32. Структура сбережений населения России в 1997-2003 гг., %
- 33. Структура доходов населения России в 2003 г. (оценка), %
- 37. Динамика денежной базы в узком определении
- 38. Динамика валютных резервов и золота в составе золотовалютных резервов России в в 1998-2004 гг., млрд долл.
- 39. Динамика денежных агрегатов и активов банков в 1998-2003 гг., трлн руб.
- 41. Доля налично-денежной эмиссии в приросте денежного агрегата м2, %, и средняя цена на нефть, долл. За баррель, в 1999-2003 гг.
- 421. Денежный мультипликатор:
- 44. Сглаженный уровень инфляции ипц, %, и число оборотов денег в 1999-2003 гг.
- 47. Динамика уровня цен в различных сегментах экономики в 2000-2003 гг. В годовом исчислении, %
- 48. Динамика уровня монетизации экономики м2 и м2Хк ввп в 1999-2003 гг., %
- 49. Динамика и структура денежной массы в российской экономике в 2002-2003 гг., млрд руб.
- 54. Эффективность экспорта и импорта в России в 1998-2003 гг., % к их значениям на 1 января 1998 г.
- 55. Динамика активов и капитала российской банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 57. Динамика активов банковского сектора в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 58. Динамика привлеченных средств и капитала российских банков в 1999-2003 гг., млрд долл.
- 59. Отношение активов банковского сектора и кредитов банков нефинансовому сектору к ввп в 1999-2003 гг., %
- 61. Курс доллара в рублях, ставка фрс сша и ставка долларового депозита на 12 мес, в 1999-2004 гг., %
- 62. Динамика среднерыночных процентных ставок по рублевым кредитам и депозитам на 12 мес.
- 64. Динамика иностранных активов и пассивов банковской системы в 1995-2003 гг., млрд долл.
- 65. Мировые цены на нефть, долл. За баррель, и доходы консолидированного и федерального бюджетов России в 1994-2003 гг., млрд долл.
- 66. Доходы консолидированного и федерального бюджетов в 1993-2003 гг., % к ввп
- 67. Доля доходов федерального бюджета в совокупных доходах консолидированного бюджета в 1993-2003 гг., %
- 74. Доля расходов на национальную оборону
- Чрезвычайные ситуации на территории России в 2002-2003 гг.
- 75. Число чрезвычайных ситуаций в России в 2002-2003 гг.